|
Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря. Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера.
Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К концу XV – началу XVI веков присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480 года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное падение ордынского ига. Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля. В конце XV век при Иване III заново возводятся Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), строится церковь Ризположения (1484-1486). С этим периодом связано творчество крупнейшего после Андрея Рублева художника Древней Руси – Дионисия. Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).
Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного. Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Имел двух сыновей-иконописцев – Феодосия и Владимира, и третьего сына Андрея. Дионисий прославился росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре. Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского собора, икона «Богоматерь Одигитрия» (1482) – для Вознесенского монастыря.Сохранились иконы Дионисия, написанные им для заволжских монастырей: Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Русские летописи упоминают о росписях Дионисия, украшавших соборы Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой, Чигасова монастыря в Москве. Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.Только здесь творчество «началохудожника» Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде.
|
| |||||||||||||||||||
|
Дионисий (иконописец) | Художники России XV века
Главная => Художники России
Дионисий
Дионисий (около 1440—1502) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).
В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня».
Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.
Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению.
Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».
Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов» и т. д.
По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.
Ок. 1440 — между 1502 и 1508 В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители — великий князь и высшие духовные особы — обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера. Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о «пресловущих паче всех в таковом деле».
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток — 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисусный чин, то есть самая ответственная часть работы.
Деисус этот был «вельми чудесен» и еще больше прославил имя Дионисия. С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону «Богоматерь Одигитрия». Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа. Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей.
В частности, для последнего он написал «Распятие», которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих — Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина — составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи — фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из «полотенец» — своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию — деисус. В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту.
Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом («Покров», «Собор Богородицы», «О Тебе радуется», «Страшный Суд» и др. ). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера. Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др.
Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи. Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия — вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.
Год | Картина | Название | Примечание | Местоположение |
---|---|---|---|---|
1480-e | Алексий митрополит с житием (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия | |
1500 | Распятие (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия | |
1482 | Богоматерь Одигитрия (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера.1482 г. 135 × 111 см. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия | |
1502 | Богоматерь Одигитрия (икона) | Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 142 × 106 × 3,5. | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия | |
1500 | Спас в силах | Доска липовая, шпонки набивные, односторонние (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 192 × 130 | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия | |
1500 | Уверение Фомы | Дерево, две доски, две встречные шпонки, паволока, темпера. 85 × 54 × 3.7 см | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Псевдо-Дионисий Ареопагит — Энциклопедия Нового Света , написавший сборник книг
Corpus Areopagiticum под псевдонимом Дионисий Ареопагит, обращенный святым Павлом из Афин. Однако в Средние века и в эпоху Возрождения этот псевдоним был настолько убедителен, что обладал почти апостольским авторитетом в отношении церковных учений. Из сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита в настоящее время сохранились четыре трактата и десять писем, в том числе Божественные имена , Небесная иерархия , Мистическое богословие , Церковная иерархия и различные другие. Его мысль характеризует сходство и, возможно, противоречие между неоплатонизмом и христианством; тем не менее, он отличается своим философским подходом к вопросам богословия и церковного учения.Содержание
- 1 Философия
- 2 Дионисий Ареопагит
- 3 Личность Псевдо-Дионисия Ареопагита
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 5.1 Работы доступны онлайн
- 5.2 Общие источники философии
- 6 кредитов
Философия
Его работы мистичны и характеризуются неоплатоническими тенденциями, которые были развиты Платоновской академией в Афинах — например, он использует известную аналогию Плотина с вырезанием скульптором того, что не улучшает желаемого образа. . Он показывает знакомство с Проклом, что указывает на то, что он писал не ранее V века, а также с неоплатоническими идеями, которые развивали святой Климент Александрийский, каппадокийские отцы, Ориген и другие.
Он включает христианское богословие в этот неоплатонический контекст, который, несмотря на определенные противоречия, которые он создает, был важной формой философии, которая стремилась примирить языческие и христианские идеи. Характерные неоплатонические идеи, которые характеризуют его работы, включают идею Бога как «Доброго» или «Единого» неоплатонизма и иерархию «божественного шествия», которая исходит из истока, Бога.
В Божественных Именах он далее поясняет, что «Единый», Бог, непознаваем, кроме как через имена или символы, которые изображают Бога в писаниях; что единственный способ приблизиться к Богу, который находится за пределами человеческого понимания, — это созерцание этих символов. Затем он обсуждает философию этих символических терминов, встречающихся в Священном Писании, таких как Бог, жизнь, красота, любовь, экстаз и рвение, и переходит к таким идеям, как жизнь, мудрость, истина, сила, Святая Святых, Король королей и лорд лордов среди прочих.
Еще одно приложение неоплатонических принципов к христианскому богословию проявляется в его изложении небесных иерархий. Он объясняет, что эти символы не следует принимать за чистую монету, поскольку ценность символов двояка: они позволяют человеку, который не может созерцать само божественное существо, созерцать божественное происхождение через символы; кроме того, эти символы также используются для предотвращения раскрытия божественной истины тем, для кого это было бы неуместно. Таким образом, существование иерархий раскрывает идею упорядоченных сфер существования, основанную на способности существ созерцать Бога, которую он впервые классифицирует в иерархии ангелов в своей работе о Небесной Иерархии и далее церковных властей в Церковной Иерархии .
Помимо его трактатов, остальные послания охватывают различные темы, начиная от функций теологии и негативной теологии, Иисуса и Добра.
Дионисий Ареопагит
Дионисий Ареопагит (Греческий: {Политонический | Διονύσιος ὁ ἀρεοπαγίτης) ) был судьей Ареопагуса, который был связан с актами (ACTLES 17 в христианство проповедью святого Павла. Согласно Дионисию Коринфскому, цитируемому Евсевием ( Historia Ecclesiae III: IV), этот Дионисий затем стал епископом Афин.
Столетия спустя ряд известных сочинений мистического характера, использующих неоплатонический язык для разъяснения христианских богословских и мистических идей, был ошибочно приписан Ареопагиту. Давно известно, что они были написаны его именем в пятом веке ( псевдоэпиграфа ) и теперь приписываются «Псевдо-Дионисию Ареопагиту».
Дионисия также в народе ошибочно отождествляли с мучеником Галлии Дионисием, первым епископом Парижа Сен-Дени.
Личность Псевдо-Дионисия Ареопагита
Флорентийский гуманист Лоренцо Валла (ум. 1457) в своих комментариях к Новому Завету много сделал для установления того, что автор Corpus Areopagiticum не мог быть новообращенным Павлом, хотя он не смог идентифицировать фактического исторического автора. Вымышленный литературный персонаж долгое время принимался за чистую монету всеми его читателями, за несколькими исключениями, такими как Николай Кузанский. Джон Гросин продолжил линию критики Валлы, а также критическую точку зрения Валлы на авторство очень влиятельного Корпус был принят и опубликован Эразмом с 1504 года.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие и божественные имена . Под редакцией Кларенса Э. Ролта. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2004. ISBN 0486434591
- Дионисий Ареопагит. Псевдо-Дионисий Тель-Маре: Хроника, часть III . Издательство Ливерпульского университета, 1997. .
- Харрингтон, Майкл Л. 2004. Учебник мистического богословия Тринадцатого века в Парижском университете: Мистическое богословие Дионисия Ареопагита в латинском переводе Эриугены . Левен, Бельгия: Петерс. ISBN 9042913940
- О’Рурк, Ф. 2005. Псевдо-Дионисий и метафизика Фомы Аквинского . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 0268037248
- Рорем, П. 1987. Псевдо Дионисий: Полное собрание сочинений . Махва, Нью-Джерси: Paulist Press. ISBN 0809128381
- Рорем, П. 1993. Псевдо-Дионисий: комментарий к текстам и введение в их влияние . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195076648
Внешние ссылки
Все ссылки получены 2 декабря 2022 г.
- Псевдо-Дионисий Ареопагит — Стэнфордская философская энциклопедия
- Псевдо-Дионисий, Католическая энциклопедия
- Комментарий Кларенса Ролта (от 1920 г.) к произведениям Псевдо-Дионисия (доступен в форматах .pdf, HTML и ..txt)
- Псевдо-Дионисий Ареопагит — Интернет-энциклопедия философии
Работы доступны онлайн
- Небесная иерархия (HTML)
- Мистическое богословие (Theologica Mystica) (HTML)
- Работы Псевдо-Дионисия, включая Божественные имена , Мистическое богословие , Небесная иерархия , Церковная иерархия и Письма (доступны в формате .pdf, HTML и.0026
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия
- Проект Пайдейя Онлайн
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Псевдо-Дионисий_Ареопагит история
- Дионисий_Ареопагит история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Псевдо-Дионисия Ареопагита»
Примечание. На использование отдельных изображений могут распространяться некоторые ограничения, которые лицензируются отдельно.
Дионисийское определение и значение — Merriam-Webster
Ди·о·ний·сян ˌdī-ə-ˈni-zhē-ən
-nē-,
-shē-,
-zē-,
-sē-;
-zhən,
-shən
1
а
: или относящиеся к Дионисию
б
: богословских сочинений или связанных с ними, когда-то ошибочно приписываемых Дионисию Ареопагиту
2
а
: посвященный поклонению Дионису
б
: характеристика Диониса или культ поклонения Дионису
особенно : иметь неистовый или оргиастический характер
сравнить аполлонийские
Знаете ли вы?
Дионис был греческим предшественником Вакха.