Русская литература 18 века. Сентиментализм и поэты-сентименталисты
Поворот к сентиментальности в Европе занял несколько десятилетий, а затем пришел в Россию в виде рококо. В этой части увидим, как раскрывался эмоциональный мир человека в литературе.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».
Поговорим о том, как в России развивался сентиментализм, какие его главные черты и особенности.
👁 Первые признаки сентиментализма проявились в изящном и легком стиле рококо, который создает эфемерные, летучие образы персонажей, занятых нежными играми.
💙 Чувствительность становится самой популярной темой. В «Страданиях юного Вертера» Гете и романах Жан-Жака Руссо, завоевавших всю Европу, герои сконцентрированы на рефлексии своих личных переживаний.
🎶 В России ту же тенденцию можно наблюдать уже в лирике Сумарокова и его учеников, но настоящий расцвет русского сентиментализма — в 1790-е годы.
👤 Для последнего литературного поколения 18 века чувствительность — не просто тип характера или восприятия. Чувствительный герой становится этическим идеалом. Само слово «чувствительность» стало означать способность
к состраданию, отзывчивость, доброту.
⚖️ Для русского сентиментализма важны также идеи равенства, универсальной ценности человеческой жизни.
В текстах сентименталистов всегда находится место идее о том, что значимы только личные качества человека — причем главное из них «доброе сердце», а не ум и таланты. «Достоинство» они понимают как внутреннее свойство, не связанное с происхождением и успехами.🖼 Сентименталистскую литературу легко узнать и по определенному типу пейзажа. Природа перестает быть символическим пространством, условной сценой для развития сюжета или рассуждений. Сентиментальный герой чувствует себя на месте в уединении в роще, у ручья, на заре или на закате, картины природы всегда окрашены эмоционально и неотделимы от движений души героев.
❌ Сентименталистские тенденции привели к слому жанровой системы классицизма. Впервые художественную прозу начинают принимать всерьез, а не только как чисто развлекательную форму, а из поэзии постепенно уходят торжественные оды и сатиры.
🤝 Писатели этого круга сами не называли себя сентименталистами, но, в отличие от вечно ссорившихся старших русских классицистов, как правило, поддерживали друг друга и внимательно читали. Представления об идеальной дружбе и полном взаимопонимании развивались не только в художественных текстах: писатели и их читатели стремились воплотить этот идеал в жизни.
👥 Лидерами и теоретиками были поэт и государственный деятель Михаил Муравьев и прозаик, публицист и историк Николай Карамзин. У обоих было множество последователей и подражателей. Большинство авторов этого поколения начинали в рамках классицизма — как правило, сумароковской школы — и постепенно переходили к новой эстетике.
✍️ К сентиментализму принято относить также творчество М. М. Хераскова, И. И. Дмитриева, П. Ю. Львова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого. А. Н. Радищева
тоже считают сентименталистом, но в литературном мире, как и в политическом он занимал отдельное положение.Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807) — поэт драматург, в чьем творчестве хорошо прослеживается переход от классицизма к сентиментализму. Давайте узнаем, как повлиял стиль Хераскова на дальнейшее развитие поэтического языка.
👤 Херасков — ученик Сумарокова, как и учитель, он пробовал себя во всех лирических жанрах, известных классицистам, и осознанно стремился воссоздать на русском языке все формы, существующие в западной традиции.
⭐️ Славу ему принесли не лирические тексты, а эпопеи — «Чесмесский бой» (1771) и огромная эпическая поэма «Россиада» (1779). «Россиада» посвящена взятию Иваном Грозным Казани, но в поэме есть и волшебные события, и чародеи и драконы, и аллегорические персонажи (как Стыд или Злоба), и несколько любовных историй. Поэма пользовалась большим успехом почти до середины 19 века.
📇 Херасков был редактором литературных журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы», и вокруг него постепенно сплотился кружок молодых писателей. В 1770-е Херасков и его супруга, поэтесса Елизавета Хераскова (одна из первых в России женщин, публиковавших свои произведения) были хозяевами популярного литературного салона, и за Херасковым закрепляется статус «командира русских стихотворцев», как его называл Н. И. Тургенев. В этом кругу ценят в первую очередь лирику Хераскова, которая очень далека от эпического размаха поэм.
👁 В стихах Хераскова преобладает взгляд спокойного, мудрого наблюдателя. Часто в них встречаются усталые интонации: все повторяется, и лирическому герою скучно в одном и том же кругу, как в «Стансах» еще 1762 года:
К должности водит
Всякого честь;
Полдень приходит —
Надобно есть.
Боже мой, боже!
Всякий день то же.
⚡️ В «Стансах» есть и более жесткие строки, в духе политических сентенций просветителей: «Рвут, как тираны / Люди людей» — но вместо завершения в духе сатиры или утопии создается впечатление безнадежного повторения.
🎩 Херасков был близок к Николаю Новикову и его масонскому окружению, он разделял их идеи, но атмосфера его лирики далека от просветительского пафоса.
✍️ Для нового поколения Херасков был значим прежде всего благодаря его стилю. Его точная и изящная поэтическая речь повлиял на Карамзина и его последователей, искавших основы для нового литературного языка.
💙 У Хераскова обычно нет характерной для сентименталистов эмоциональности, но есть та же система ценностей, в которой тихая жизнь на лоне природы всегда привлекательнее славы и успеха.
Иные строят лиру
Прославиться на свете
И сладкою игрою
Достичь венца парнасска;
Другому стихотворство
К прогнанью скуки служит;
Иной стихи слагает
Пороками ругаться;
А я стихи слагаю
И часто лиру строю,
Чтоб мог моей игрою
Понравиться любезной.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Михаил Матвеевич Херасков (1733 — 1807)
Иван Иванович Дмитриев (1760—1838) — еще один пример поэта, который начал писать в рамках классицизма и постепенно трансформировал их. Давайте поговорим о его лирике подробнее и узнаем, какие жанры стали популярны благодаря Дмитриеву.
📖 «Правильные» оды и сатиры в творчестве Дмитриева соседствуют с пародиями и внежанровой лирикой, которую он вслед за его другом и союзником Карамзиным называл «безделками» — один из его сборников называется «И мои безделки» (1795).
🎵 Известность Дмитриеву принесли песни. В 1796 году «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», в который вошли тексты народных песен и его собственные стихотворения. Одно из них, «Стонет сизый голубочек» сразу стало популярным романсом:
Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Все тоскует, все тоскует
И тихонько слезы льет.
🐦 Голубь, заимствованный из фольклорной образности, превращается в модного сентиментального героя. Сюжет песни печальный — голубок в ней умирает от тоски. Но от любовной разлуки он страдает «тихонько», даже ветки, по которым он порхает, «нежные», и во всем стихотворении повторяются уменьшительно-ласкательные формы.
💙 Игровой антураж песенки-«безделки» позволяет искать новую модель любовного стихотворения. Поэты-классицисты пишут или о трагической страсти, или, как Державин, о наслаждении жизнью.
✍️ У Дмитриева парадоксально сочетаются трагическая серьезность с легкостью стиля. В песне «Видел славный я дворец» герой уверенно бросает дворец «матушки-царицы»:
«Все прекрасно!» — я сказал
И в шалаш мой путь направил:
Там меня мой ангел ждал,
Там я Лизоньку оставил.
🖋 А в конце Лиза и вовсе — «моя слава, мой народ», и мы понимаем, что текст не только о рае в шалаше, но и о самоощущении поэта — как и Херасков, Дмитриев не отождествляет поэзию ни со служением, ни с поиском литературного успеха.
📘 Дмитриев интересен и своими баснями. До него басни, как низкий жанр, писали подчеркнуто грубым слогом — Дмитриев делает басню легкой и мягкой. Пороки его персонажей не ужасны, часто они просто легкомысленны или наивны. И мораль может не быть связана с высокими нормами.
📖 В басне «Два голубя», например, незадачливый голубь отправляется странствовать, но с ним приключаются всевозможные беды. В конце, однако, не осуждение авантюризма или самоуверенности, а рассуждение об идеальной любви:
О вы, которых бог любви соединил!
Хотите ль странствовать? Забудьте гордый Нил
И дале ближнего ручья не разлучайтесь.
Чем любоваться вам? Друг другом восхищайтесь!
Пускай один в другом находит каждый час
❤️ Тема задета совсем не басенная. Образ неразлучных влюбленных точно отражает общий сентименталистский идеал: душевная близость как открытие в другом целого мира.
Иван Иванович Дмитриев (1760 — 1838)
Завершая разговор о сентиментализме, мы поговорим о Михаиле Муравьеве и узнаем, как он меняет поэтические традиции классицизма.
🖋 Лирика Михаила Никитича Муравьева (1757—1807) уже практически свободна от норм классицизма. Писать и публиковать стихи он начал еще подростком, а в 1776 году 19-летний поэт выступил в Московском университете с «Рассуждением о различии слогов высокого, великолепного, величественного, громкого и надутого», которое можно считать одним из первых сентименталистских манифестов.
❓ Что предложил Муравьев?
📜 Муравьев предложил полностью переосмыслить ломоносовскую теорию стилей: он считал, что границы между стилями могут меняться в зависимости от индивидуальных задач. Поэты должны руководствоваться не разумом, а чувством, да и разум Муравьев понимает совершенно по-новому: «Мысли суть нечто столь тонкое, столь нежное, что малейшее оттенивание переменяет их сущность».
📙 В своей зрелой поэзии Муравьев одним из первых отказывается от четкой жанровой системы, среди его произведений есть лирические стихотворения без жанрового определения, их нельзя причислить к одам, песням или эклогам. Даже когда он продолжает классические темы, то переставляет акценты.
🔎 Это хорошо видно в его лирических пейзажах. Герой наблюдает одновременно гармонические картины природы и собственное внутреннее состояние. Стихотворение «Роща», например, написано русским гекзаметром, и тема его соответствует жанру эклоги: описание безмятежной сельской жизни. Но в настроении героя преобладает волнение, и даже спокойствие пейзажа провоцирует вопросы:
Тихая светлость объемлет мою умилившуюсь душу
Так, как прозрачное облако, в коем покоится солнце,
Только омывшись в волнах… Но какая внезапная сила
Вдруг вливается в жилы и их трепетать заставляет?
🌪 У Муравьева часто появляются слова «мгновение» и «мгновенный» — как будто для всегда взволнованного героя нет ничего вечного и абсолютного, только внезапные перемены состояния. И в характеристиках эмоций поэт тоже предпочитает недосказанность, намеки и параллели с природными явлениями.
🌒 Прочитаем «Ночь», одно из лучших стихотворений Муравьева. Ситуация совершенно интимная: герой медленно засыпает, и его сознание находится на пороге между реальным и воображаемым мирами. Здесь есть точные, осязаемые детали: с наступлением ночи умолкают голоса, поднимается прохлада, и в моменте окончательного «переселения в область сна» подчеркнуты чисто телесные признаки — смыкаются веки, тяжелеет язык. Все тихо, кротко и плавно, даже в воображаемом мире однообразно журчит ручей.
💤 Внутри этой сонной фантазии — любимый сюжет сентименталистов об уходе чувствительного героя из «пышного града»: «Приятно мне уйти из кровов позлащенных / В пространство тихое лесов невозмущенных». Мысль героя отождествляет эту идею, философскую и социальную, с конкретным наступлением ночи и сна, то есть ночь сама становится идеальным, желаемым миром.
🖋 Язык стихотворения типично сентименталистский, но концепция сближает Муравьева и с романтиками, у которых ночь — идеальное время поэзии.
Михаил Никитич Муравьев (1757 — 1807)
👂 Ответ на задание по персонажам пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781) и их репликам.
1️⃣ Софья
«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?»
2️⃣ Простакова
«Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! Письмецо-то мне пожалуй».
3️⃣ Стародум
«Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель. Сядем. Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».
4️⃣ Скотинин
«Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
📖 Давайте прочитаем повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» (1792).
Время прочтения 〰️ 25 минут.
👉 Как вы думаете, что общего в повести с сентименталистской лирикой?
курс Level One
Открывая сказки
Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Представители и произведения направления сентиментализм в литературе
Литературные произведения отличаются не только стилями, но и направлениями. Каждое из них отражает настроение народа той или иной эпохи. В рамках позднего Просвещения писатели и поэты выступили против классицизма, основанного на рационализме, и представили миру творения, которые стали первыми примерами сентиментализма в литературе. Представители этого течения пытались воссоздать с помощью своих работ мир человеческих чувств.
Черты направления
Сентиментализм выступает направлением, которое появилось сначала в западноевропейской, а потом и в русской литературе. В своих произведениях сентименталисты делали акцент на чувственность. В новом течении писатели ставили чувства выше разума. Именно эта черта отличала сентиментализм от классицизма. Однако новое направление не отказалось от просвещения и продолжало продвигать идею нравственного человека.
Основные признаки сентиментализма кратко:
- культ врождённой нравственности,
- сопереживание главным героям произведения,
- раскрытие внутреннего мира человека и его душевных качеств,
- главные персонажи — простые люди,
- субъективный подход к миру,
- прославление любви, дружбы и других нравственных ценностей,
- повествование о жизни людей с описанием природы,
- замена мифологии на христианскую религию.
Природа в сентиментализме выступала не только фоном. Авторы описывали её как сущность со всеми мелкими особенностями. Сентименталистам не было интересно прошлое. Они интересовались повседневностью, которая вызывала у них сильные впечатления. Писатели считали, что человек обладает чувственностью и добротой от природы. Именно эти черты определяют достоинство личности и значимость совершаемых ею действий.
Направление в Германии
На творчество немецких писателей повлияли работы сентименталистов Англии и Франции. Однако специалисты считают, что появлению нового течения в Германии больше способствовал французский классицизм. Одним из первых немецких писателей, кто начал работать в направлении сентиментализма, стал Готхольд Лессинг. Фридрих Готлиб Клопшток смог соединить в своих произведениях германские средневековые традиции с сентиментальными чертами.
В Германии новое литературное течение было популярным в 1770—1780-х годах. Этот период выпал на время движения «Бури и натиска», который в немецком творчестве был связан с отказом от рационалистических постулатов в пользу индивидуализма и предельной эмоциональности. Представители этого феномена желали создать самобытную национальную литературу. Немецкие литераторы вдохновлялись произведениями Руссо и переняли от него культ естественного. Немцы также критиковали цивилизацию и считали, что она негативно влияет на индивидуальность человека.
Философ и историк Иоганн Готфрид Гердер отрицательно отзывался об эпохе Просвещения и критиковал правила классицизма. Он считал, что настоящая поэзия должна быть насыщена чувствами, страстью, сильными впечатлениями и фантазией.
Последователи «Бури и натиска» выступали против иерархии современного социума и его моральных устоев. Об этом писали Кристиан Фридрих Шубальт («Гробница королей») и Фридрих Леопольд Штольберг («К свободе»). Главными героями произведений становились сильные и свободолюбивые люди, которые не боялись выражать свои чувства и смело преодолевали любые преграды. Эта тема также раскрыта в драмах Иоганна Фридриха Шиллера. В труде «О наивной и сентиментальной поэзии» он утверждал, что новое литературное течение оторвано от реальности и сформировалось на основе разрыва между жизнью и идеалом.
В новом направлении писал и молодой Иоганн Вольфганг Гёте. Его роман «Страдания молодого Вертера» стало одним из ярких примеров сентиментализма. Эта работа выступила своеобразным завершением «провинциального этапа» немецкой литературы и началом вхождения её в общеевропейскую.
Русские сентименталисты
В России новое литературное течение появилось ближе к концу XVIII века, когда на русский язык были переведены труды различных иностранных сентименталистов. Н. М. Карамзин стал одним из первых, кто начал писать произведения в направлении сентиментализм. Его работа «Письма русского путешественника» ознаменовало новую эру в области отечественной литературы.
Карамзин написал известную повесть «Бедная Лиза», которая стала шедевром сентиментальной прозы. Произведение отличается чувствительной и меланхоличной атмосферой. Автор выдвинул на первое место не социальный, а моральный фактор. Он хотел отметить, что и представители низших слоёв общества способны любить.
Карамзину стали подражать многие другие русские писатели. К началу XIX века появились следующие произведения сентиментальной прозы:
- «Путешествие в полуденную Россию» В. В. Измайлова,
- «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И. Свечинского,
- «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева и др.
К новому направлению в литературе также присоединился И. И. Дмитриев. Он тоже выступал за формирование нового поэтического языка и отказ от архаичного высокопарного слога изживших себя литературных жанров.
Сентиментализм наблюдается в ранних работах В. А. Жуковского. Он дважды перевёл на русский язык произведение Т. Грея «Элегия на сельском кладбище». Работа Жуковского стала не просто переводом стихотворения с индивидуальным стилем автора. Он перевёл произведение английского поэта на язык сентиментализма. Позже Жуковский опубликовал повесть «Марьина роща», которая тоже стала результатом влияния творчества Карамзина.
К 1820 году сентиментализм в русской литературе исчерпал себя. Несмотря на то, что популярность направления была непродолжительной, оно сыграло значительную роль в литературной области, заставив людей обратить внимание на внутренний мир личности.
Сентиментализм стал важным этапом в развитии общеевропейской литературы. Кроме того, сентименталисты создали множество новых литературных жанров, которые писатели нередко смешивали между собой. Представители этого течения утверждали, что путь к счастью лежит через нравственное самосовершенствование. Именно через эту идею сентиментализм проложил путь к следующему литературному течению — романтизму.
История русской литературы — Знакомство с русской литературой
История русской литературы делится на несколько периодов, которые могут быть продолжительными или совсем короткими. До принятия христианства – сначала княгиней Ольгой в 957 г., а затем великим князем Владимиром в 988 г. – письменности на Руси не было. При необходимости для письменного общения использовались греческий, латинский или еврейский языки. Литературные произведения, такие как сказки, песни, былины, сохранялись и передавались из поколения в поколение как памятники устной истории.
Древнерусская литература
Древнерусская литература охватывает период с одиннадцатого по семнадцатый век. Русская литература этого периода представлена религиозными и светскими историческими текстами, созданными в Киевской Руси, а затем в Московской Руси. Яркими образцами литературных шедевров являются «Жития Бориса и Глеба», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и многие другие.
Русская просветительская литература
Русская литература восемнадцатого века известна как русское Просвещение. Среди основоположников классицизма в русской поэзии и прозе — Ломоносов, Фонвизин, Державин и др. писатели и просветители. Их работы многогранны и посвящены литературе, науке и другим видам искусства. Например, Ломоносов постоянно стремился реформировать литературный язык, сделать его языком философии и науки, выступал за сближение литературных и народных языковых форм. Его оды также были одними из первых произведений, написанных в соответствии с естественными ритмическими структурами русского языка. К концу этого периода Николай Карамзин также установил сентиментализм в поэзии и прозе. Его рассказы, такие как «Бедная Лиза», также представляют ценности Просвещения, поскольку они представляют всех людей, включая крепостных и крестьян, как человеческие существа.
Золотой век русской литературы
Русская литература девятнадцатого века считается «золотым веком» русской литературы. Это период выхода на мировую арену шедевров русской литературы, истории и искусства. Для россиян гений Пушкина является примером этого золотого века. Писавший во всех литературных жанрах — поэма, лирика, трагедия, рассказ, роман, рассказ о путешествиях и история — именно Пушкин ввел в литературный обиход повседневный русский язык, и именно Пушкин первым исследовал многие основные темы русской литературы. Другие писатели того периода, такие как Грибоедов, Лермонтов и Гоголь, а также их наследники Тургенев, Достоевский, Толстой и Чехов, составляют звенья этой золотой литературной цепи. Их произведения навсегда вошли в классику мировой литературы, и это правильно.
Серебряный век русской литературы
«Серебряный век» русской литературы представляет собой довольно короткий период с 1890 по 1921 год, время великих потрясений, войн и революций. Однако в это неспокойное время расцвела русская поэзия, имели место смелые эксперименты во всех видах искусства. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн — наиболее яркие представители литературы серебряного века.
Советская и российская литература
Под советской литературой понимается литература всех советских народов из пятнадцати республик СССР, написанная более чем на 88 языках, причем русский язык является преобладающим. Характерной чертой литературы советского периода было развитие «социалистического реализма» как официального литературного стиля, согласно которому советские писатели положительно изображали советскую действительность, акцентируя внимание на ее революционных, просветительских и гуманистических достижениях, пропагандируя идеи коммунистической партии. Как однажды сказал Юрий Олеша, советские писатели были «инженерами человеческих душ». Среди наиболее заметных советских писателей-реалистов были: Максим Горький, Николай Островский, Михаил Шолохов, Федор Гладков, Александр Фадеев и другие. Однако за кулисами социалистического реализма было много авторов, отказавшихся подчиняться советскому реализму. К числу этих антисоветских писателей относятся: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Андрей Синявский, Иосиф Бродский и многие другие.
Современная (постсоветская) русская литература
Распад Советского Союза ознаменовал начало новой эры в русской литературе. Эта эпоха, протянувшаяся с 1991 года по настоящее время, уже увенчана такими выдающимися именами, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Дина Рубина, Борис Акунин, Виктор Пелевин, Людмила Петрушевская и многими другими. Наташа Перова издала эти новые «голоса» русской литературы в английском переводе от 19с 91 по 2014 год в рамках серии «Глас: новое русское письмо».
Русская литература: интерактивная хронология
История русской литературы, ее этапы, направления, жанры, писатели в интерактивной хронологии. Написанные даты — это не даты рождения, а даты, указывающие временные рамки, в которых работал или работает тот или иной писатель. Эта временная шкала была сделана Дианой Елагиной в рамках курса мультимедийной журналистики в Американском университете в Болгарии.
Поиски национального самосознания. Русская литература XVIII века
Неизбежным следствием сближения русской и западноевропейской литератур было то, что первая, будучи менее зрелой, подпадала под влияние второй, как более развитой. С введением более изысканного образа жизни при дворах послепетровской эпохи поощрение наук и искусств стало своего рода модой. Тонкая поэзия начинает цениться. Складывается тип придворного писателя. К концу XVII века религиозные сюжеты и персонажи уступили место воображаемым персонажам и мирским сюжетам. Наиболее ценным из этих произведений является « Рассказ Саввы Грудцына» , в яркой и реалистичной манере описывающий приключения героя в купеческой и военной среде; Рассказ о Фроле Скобееве, в котором обманщик рисует, как он обманным путем залез в верхний ящик стола; а лучшая из них — « Повесть о горе и беде» в стихах: повествует о разгульной жизни юноши и последующем его нравственном возрождении. Многосторонний интерес Петра Великого к Западной Европе имел скорее практические, чем культурные основания, поэтому литературная деятельность в период его царствования (1682–1725) не встречала особой официальной поддержки. Однако великий реформатор отказался от церковнославянской письменности и стал инициатором введения в письменность общежитейской речи. М.В. Ломоносов Царствование потомков Петра Анны Иоанновны (1730–1740) и Елизаветы Петровны (1741–1762) также не ознаменовалось особым расцветом литературы. Первые признаки французского неоклассицизма, повлиявшие на развитие русской литературы этого периода, можно увидеть в сатирах князя Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708–1744) и одах Василия Кирилловича Тредиаковского (1703–1768). Ведущую роль в литературе, безусловно, играл Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), который в своих одах восхвалял русских царей и милость Божию, превозносил науку, промышленность и Просвещение. Он также написал важные трактаты по языкознанию, стилистике и скандинавии, которые в значительной степени способствовали формированию русского литературного языка. Екатерина II Великая в свое долгое царствование (1762–1796) всячески старалась привить своим подданным вкус к литературе и искусству. Переводы французских писателей, таких как Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, Мольер Вольтер, служили образцами поэзии, прозы и драмы. Историко-эпические поэмы, горацийовые оды, поэтические повести и нравоучительные рассказы сочиняли многие поэты, в том числе Гавриил (Гаврила) Романович Державин (1743–1816). Г. Р. Державин Замечательный своим сильным и самостоятельным характером и выдающимся талантом, он был, несомненно, величайшим русским поэтом 18 века. Могучее вдохновение его многочисленных од и других поэтических произведений полно выражено, например, в его знаменитых Водопад . Особенно привлекательно сочетание в нем высокого нравственного пафоса со счастливой житейской радостью. А.П. Сумароков Александр Петрович Сумароков (1717–1777), известный как «отец русской драмы», был одним из основателей и руководителей первого постоянного театра, основанного в Санкт-Петербурге в 1756 году. продолжающаяся театральная история, которая, вероятно, была более примечательна своими постановками и игрой, а не пьесами как они были. Трагедии Сумарокова, написанные рифмованными куплетами, в основном интерпретировали типичный для французского неоклассицизма конфликт «чувства и долга». Заслуживают внимания комедии зятя Сумарокова Якова Борисовича Княжнина (1740–1791), особенно его либретто к комической опере Василия Алексеевича Пашкевича « Несчастье из кареты » (1779), разоблачающей крепостничество; и Василия Васильевича Капниста (1757–1823), в частности его комедии Tattler (1798), высмеивающей судей и законодателей. Д.И. Фонвизин Очень известным драматургом XVIII века был Денис Иванович Фонвизин (1744–1792), прославившийся двумя блестящими комедиями. Один из них, Brigadier (1766) — острая сатира на рабское подражание французам. В Недоросль (1782; «Недоросль») Фонвизин создает ряд ярких персонажей, иллюстрирующих унылое существование семьи Простаковых (в переводе Простаков). Стремление к национальной самобытности прослеживается на протяжении всего периода: В.К.Тредиаковский и М.В. Ломоносов создает теорию русской просодии; СРЕДНИЙ. Сумароков, наряду со стремлением быть русским Расином и Вольтером, создает народные песни; Д. И.Фонвизин пишет комедии на русские будни и использует живую разговорную речь; Державин предвосхищает «священный жанр» позднейшей русской лирики. Драма и поэзия прочно стоят на первом месте в иерархии жанров. Екатерина II поощряла прозаические литературные эксперименты, учредив первый русский сатирический журнал Hotchpotch (1769), вдохновленный известными английскими Chatter и Spectator , известными здесь во французских переводах. Появились и другие сатирические журналы, лучший из которых издавал Николай Иванович Новиков (1764–1816). Однако императрица запретила их, когда они стали слишком критически относиться к ее правлению последних лет, которые были довольно реактивными. А.Н. Радищев Она же запретила и книгу большого исторического значения, а именно « Путешествие из Петербурга в Москву (1790)» Александра Николаевича Радищева (1749–1802), сосланного в Сибирь за смелое разоблачение политического и социального положения в этой страна. Что касается русских романов, то при Екатерине II их было издано не так много; некоторые из них подражали английским романам 18 века, в частности произведениям Сэмюэля Ричардсона, Генри Филдинга и Лоуренса Стерна. Самым популярным литературным произведением того времени была сентиментальная история о крестьянской девушке, соблазненной дворянином 9 .0065 Бедная Лиза (1792) Николая Михайловича Карамзина (1766–1826). Этот рассказ, как и другие прозаические произведения Карамзина, особенно его Письма русского путешественника (1791), Н.М. романисты. Но самым значительным достижением Николая Карамзина было введение нового литературного стиля русской прозы, очищенного от славянств и ориентированного на французскую языковую культуру, синтаксис и стиль. Его знаменитый двенадцатитомник История Российского государства (1818–1829) послужила образцом этого нового стиля и во многом предопределила развитие русского литературного языка. Русский язык обрел свою определенную форму в творчестве В. |