Сентиментализм в литературе и его основные представители
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 — 1826)
Авиценна Ибн Сина
Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Аль-Фараби
Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»
Жан Жак Руссо
Леонардо да Винчи
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
1. Сентиментализм в литературе и его основные представители.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИКИ 9Б КЛАССА ШКОЛЫ №15ДУШИН НИКИТА, ЗАКИРОВ ДИНАР,ГОРОДНОВ ЕГОР, МАМЕДОВА САРРА.
3. Особенности направления Идея сентиментализма Передать внутренние терзания, душевные переживания героев в процессе каких-либо
событий.Основное свойство
Стремление предстаить человеческую личность в движениях души,
мыслях,чувствах.
4. Особенности направления Основные жанры: сентиментальная повесть путешествие дневник исповедь Основная тематика произведений:
любовная лирикапроза
5.
Основные представители сентиментализма России.6. Биография Жуковского
Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский поэт, академик, переводчик.Ранние годы
Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым
сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем
Григорьевичем Жуковским.
Образование и творчество
Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском
народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным
Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех
времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809), «Светлана»(1808-1812)).
С 1805—1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского
расцветает и достигает своего пика.
После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору
Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.
В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”.
В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом
творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа»,
«Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы.
Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием
являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1848-1849, «Наль и Дамаянти» (1844).
Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II,
Александра Пушкина, Николая Гоголя.
Главными произведениями в жанре сентиментализм являются:Баллады «Людмила» и «Светлана».
7. Биография Карамзина
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский литератор, историк, издатель,основоположник русского сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» и
ряда известных художественных произведений.
Юность
Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас
Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома.
Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион
Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в
Московском университете.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) – русский литератор, историк, издатель,
основоположник русского сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» и
ряда известных художественных произведений.
Ранняя литературная деятельность
В 1785 году Карамзин, биография которого резко поменяла свое направление, переезжает из
родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей
Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский
кружок, где начинает тесно общаться с И. С. Гамалеей, А. М. Кутузовым. В это же время Карамзин
участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума».
В 1787 году Николай Михайлович опубликовал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», в 1788
году – перевод трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». В 1789 году в «Детском чтении…» вышло
первое оригинальное произведение писателя – «Евгений и Юлия».
Главными произведениями в жанре сентиментализм являются: Бедная Лиза , Сиерра Морена.
8. Биография Радищева
Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802) – русский писатель, поэт, философ, переводчик автор известногопроизведения «Путешествие из Петербурга в Москву».
Детские годы и образование
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего
писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование
Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова,
который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально
нанятый француз-гувернер.
В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по
распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический
факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция, Рейналя.
Карьера и начало литературной деятельности
В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом
же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в
Москву».
С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель
издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».
В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.
В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года
Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году
писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».
Главным произведением в жанре сентиментализм является: Путешествие из Петербурга в Москву
9. Биография Богдановича
Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (23 декабря 1743 [3 января 1744], Переволочна, Киевская губерния — 6 [18] января 1803,Курск) — русский поэт, переводчик, государственный служащий. В историю русской литературы вошёл главным
образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа
Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».
Биография
Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в местечке Переволочна, в семье бедного
Хераскову с просьбой о приёме в театральную труппу при Московском университете. Херасков отказал Богдановичу в
этой просьбе, но записал его в университетскую гимназию и поселил в своём доме. В 1761 Богданович был переведён в
университет, где учился вместе с С. Г. Домашневым, Д. И. Фонвизиным, Я. И. Булгаковым. В том же году принят на службу
в университет «к надзиранию за классами» (до мая 1763)[1].
В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 году
прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина.
В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства
при Саксонском дворе.
Масон, в 1774 году обрядоначальник петербургской ложи «Девять муз».
С 1783 года Богданович — член Российской академии. С 1788 по 1795 год — председатель государственного архива.
После увольнения со службы — оставил Петербург.
В 1795 году вышел в отставку. В 1798 переехал в Курск, где и провёл последние годы жизни.
Скончался 6 января 1803 года в Курске; похоронен на Херсонском кладбище города Курска. В 1834 году на его могиле
был установлен памятник, изображавший Психею, в 1894 году возобновлён на средства жителей Курска, могила
сохранилась.
Главным произведением в жанре сентиментализм является : Душенька.
English Русский Правила
Сентиментализм в живописи и его особенности
Сентиментализм – течение искусства Западной Европы, зародившееся во второй половине XVIII века. Название произошло от латинского sentiment — «чувство». Сентиментализм в живописи отличался от других направлений тем, что главным объектом он провозгласил жизнь «маленького» человека в деревне, отражая также результат его раздумий в одиночестве. Цивилизационное городское общество, построенное на торжестве разума, таким образом, отошло на второй план.
Течение сентиментализма охватило такие жанры искусства, как литература и живопись.
История возникновения сентиментализма
Названное течение в искусстве возникло во второй половине XVIII века в Англии. Его главными идеологами в литературе, стоявшими у основ, считаются Джеймс Томсон (Англия) и Жан-Жак Руссо (Франция). Развитие направления отразилось и в появлении сентиментализма в живописи.
Художники-сентименталисты в своих картинах показывали несовершенство современной городской цивилизации, основанной только на холодном разуме и не придававшей большого значения чувственному восприятию мира. В период расцвета этого течения считалось, что истина может быть достигнута не в процессе логических раздумий, а с помощью эмоционального восприятия окружающего мира.
Возникновение сентиментализма также являлось противопоставлением идеям эпохи Просвещения и классицизма. Мысли просветителей предыдущего периода были полностью переработаны и переосмыслены.
Сентиментализм как стиль в искусстве просуществовал до конца XVIII — начала XIX века, получив широкое распространение в Западной Европе. На заре своего расцвета направление появилось в России и воплотилось в работах русских художников. В начале следующего столетия преемником сентиментализма стал романтизм.
Особенности сентиментализма
С появлением сентиментализма в живописи 18 века стали появляться новые сюжеты для картин. Художники начали отдавать предпочтение простоте композиций на полотне, стараясь передать своей работой не только высокое мастерство, но и живые эмоции. Полотна с пейзажами показывали умиротворенность, безмятежность природы, а портреты отражали естественность изображаемых людей. Вместе с тем картины эпохи сентиментализма очень часто передают излишнее морализаторство, повышенную и наигранную чувствительность своих героев.
Живопись сентименталистов
Живопись, созданная художниками в описываемом направлении, отражает действительность, многократно усиленную через призму эмоций и чувств: именно эмоциональная составляющая в картинах является первостепенной. Представители данного течения считали, что главная задача искусства – вызвать у наблюдателя сильные эмоции, заставить сопереживать и сочувствовать главному герою картины. Именно так, по мнению сентименталистов, происходит восприятие действительности: с помощью эмоций, а не мыслей и рассудка.
С одной стороны, данный подход имеет преимущества, но также не лишен недостатков. Картины некоторых художников вызывают у наблюдателя непринятие своей излишней эмоциональностью, слащавостью и желанием принудительно вызвать чувство жалости.
Герои портретов в стиле сентиментализм
Несмотря на возможные недостатки, особенности эпохи сентиментализма в живописи дают возможность увидеть внутреннюю жизнь простого человека, его противоречивые эмоции и постоянные переживания. Именно поэтому в период XVIII века портреты стали наиболее популярным типом жанров для картин. Герои на них изображались без каких-то дополнительных элементов интерьера и предметов.
Наиболее известными представителями этого жанра стали такие художники, как П. Бабин и А. Мордвинов. Изображаемые ими персонажи обладают хорошо читаемым зрителем умиротворенным душевным состоянием, хотя и без излишнего психологизма.
Другой представитель сентиментализма И. Аргунов, писал картины с другим видением. Люди на его полотнах более реалистичны и далеки от идеализации. Главным же объектом внимания являются лица, в то время как остальные части тела, например, кисти рук, могут быть совсем не прорисованы.
При этом Аргунов на своих портретах всегда выделял ведущий цвет в качестве отдельного пятна для большей выразительности. Одним из видных представителей направления был также В. Боровиковский, который писал свои картины в соответствии с типологией английских портретистов.
Очень часто в качестве героев картин сентименталисты выбирали детей. Они изображались как мифологические персонажи с целью передать характерную детям искреннюю непосредственность и особенности характера.
Художники-сентименталисты
Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.
Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.
Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.
Его работа «Молитва перед обедом», помимо черт сентиментализма, имеет особенности стиля рококо и несет собой поучительный подтекст. Она показывает важность женского воспитания для формирования у детей возвышенных эмоций. При помощи картины художник преследует цель вызвать у наблюдателя различные чувства, что характерно для сентиментального стиля живописи.
Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.
Сентиментализм в русской живописи
Данный стиль пришел в Россию с запозданием вместе с популярностью античных камей, которые вошли в моду благодаря императрице Жозефине. В живописи 19 века в России сентиментализм художники соединили в другим популярным направлением — неоклассицизмом, образовав таким образом новый стиль – русский классицизм в форме романтизма. Представителями этого направления являлись В. Боровиковский, И. Аргунов и А. Венецианов.
Сентиментализм утверждал необходимость рассмотрения внутреннего мира человека, ценность каждой личности. Это стало достижимым благодаря тому, что художники начали показывать человека в интимной обстановке, когда он остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.
Русские сентименталисты в своих картинах помещали центральную фигуру героя в картину пейзажа. Таким образом, человек оставался в компании с одной лишь природой, где появлялась возможность проявить наиболее естественное эмоциональное состояние.
Известные русские сентименталисты
В русской живописи сентиментализм почти не проявлялся в чистом виде, обычно соединяясь с другими популярными направлениями.
Одной из наиболее известных работ, так или иначе выполненных в стиле сентиментализма, является картина В. Боровицкого «Портрет Марии Лопухиной». На ней изображена молодая женщина в платье, опирающаяся на перила. На заднем фоне виднеется пейзаж с березами и васильками. Лицо героини выражает задумчивость, доверие к окружающей обстановке и вместе с тем — к зрителю. Данная работа по праву считается наиболее выдающимся объектом искусства русской живописи. В стилистике при этом наблюдаются явные черты сентиментализма.
Еще одним известным представителем сентиментализма в живописи России можно назвать А. Венецианова с его картинами на пасторальные темы: «Жнецы», «Спящий пастух» и т. д. Они изображают умиротворенных крестьян, нашедших гармонию в единении с русской природой.
След сентиментализма в истории
Сентиментализм в живописи не отличался единой стилистикой и целостностью, но породил некоторые черты, по которым с легкостью можно узнать произведения данного направления. К ним можно отнести плавность переходов, утонченность линий, воздушность сюжетов, палитру цветов с преобладанием пастельных оттенков.
Сентиментализм положил начало моде на медальоны с портретами, изделия из слоновой кости, тонкую живопись. Как уже было сказано, в XIX веке благодаря императрице Жозефине получили распространение античные камеи.
Конец эпохи сентиментализма
В 18 веке направление в живописи сентиментализм положило начало распространению такого стиля, как романтизм. Он стал логическим продолжением предыдущего направления, но и имел противоположные особенности. Романтизм отличает высокая религиозность и возвышенная духовность, в то время как сентиментализм пропагандировал самодостаточность внутренних переживаний и богатства внутреннего мира одного человека.
Таким образом, эпоха сентиментализма в живописи и в других видах искусства закончилась с появлением нового стиля.
Источник: fb.ru
Немецкая «Сентиментальная русофилия» – Загадка России
По коридорам власти Германии теперь проходит новый консенсус: а именно, концепция Russland-Politik была ошибкой и должна быть радикально пересмотрена. Эта концепция была преобладающим подходом Германии к России на протяжении десятилетий; это была ставка на трансформацию России благодаря сближению с Западом; его надежды зависели от активного культурного, экономического и научного обмена.
Все высшие политики Германии восхваляли так: мы недооценили готовность Путина развязать агрессивную войну в Европе с такой огромной ценой, и мы больше не видим возможности возврата к политике сближения. Здесь объединены и правящая коалиция, и ХДС, крупнейшая оппозиционная сила. Исключение составляют позиции левых и АдГ; но эти партии из-за малого представительства в Бундестаге не могут иметь серьезного влияния на государственную политику.
В то же время исторический стержень немецкой политики едва ли распространяется на ее образ России и российского общества. Немецкий историк и публицист Карл Шлегель использует определение «сентиментальная русофилия», чтобы уловить общественно-политические настроения в Берлине во время Веймарской республики. Это выражение применимо до сих пор. Настроения немцев — прямо наверху — по-прежнему отмечены неким одномерным, стереотипным образом России, обусловленным подсознательным стремлением вычленить любые положительные элементы из ряда отрицательных событий.
Проанализируем три основных нарратива, в которых ярко проявляется «сентиментальная русофилия» немецкой элиты.
«Война Путина» или «Путин — не Россия»
В день полномасштабного вторжения России в Украину канцлер Германии Олаф Шольц заявил: «Своим нападением президент России Путин грубо нарушил международное право. Этим действиям нет оправдания. Это война Путина. Путин, начав войну, совершил грубую ошибку». Официальный сайт федерального правительства вынес слова «Это война Путина» в заголовок сообщения о выступлении главы кабинета министров, сделав их ключевыми. Спустя три дня в своем программном выступлении в Бундестаге Шольц упомянул Путина 12 раз, в том числе во фразе «путинская агрессия». Канцлер подчеркнул: «Нужно четко заявить: эта война — война Путина». 8 мая в обращении к нации по случаю годовщины окончания Второй мировой войны в Европе канцлер повторил слова о «путинской агрессии» и «стремлении Путина завоевать Украину», хотя и добавил, что «аппарат канцлера знает о значительной поддержке Путина среди населения России».
К их лидеру присоединились и другие социал-демократы. Министр внутренних дел Нэнси Файзер использовала эту фразу почти в каждой речи в первые месяцы войны. «война Путина» стала устойчивой формулировкой партийных пресс-конференций; в частности, парламентская фракция СДПГ. Его также используют ведущие политики других партий; например, генеральный секретарь ХДС Марио Чайя. Эта характеристика стала неотъемлемой частью заголовков и статей средств массовой информации всего политического спектра — от публично-правовых телеканалов ARD и ZDF до леволиберальной газеты Frankfurter Rundschau или от финансового издания Capital до регионального Сахсише Цайтунг.
Конечно, высокопоставленные социал-демократы и консерваторы знают, что Путин не принимает решения и не претворяет их в жизнь в одиночку. Без милитаристского консенсуса российских элит нападение на Украину было бы невозможно. В то же время немецкие политики до сих пор часто проводят черту между «Путиным» и «Россией», и не только по внешнеполитическим соображениям. Это то, к чему они привыкли, и то, что избиратель хочет услышать от них.
«Хорошие русские», «Плохое правительство»
Это повествование тесно связано с предыдущим; тем не менее, у него есть свои особенности. Вдохновленные горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами, представители германской политической элиты видят в курсе Путина не только повод для собственного разочарования, но и своего рода отклонение от правильного, демократического пути развития России, произошедшее вопреки воле большинство россиян.
В своем выступлении в связи со смертью Михаила Горбачева Шольц обвинил Путина в провале демократизации России. Путин создает «новые разделительные линии в Европе». В упомянутом выступлении 27 февраля в Бундестаге канцлер «взяла под защиту» россиян, фактически отделив их от президента: «Путин, а не русский народ, решил начать войну. Это разделение важно для меня. Примирение между немцами и русскими после Второй мировой войны было и остается важной главой в нашей общей истории. И я знаю, как тяжело приходится многим нашим гражданам, родившимся в Украине или России, переносить эту ситуацию. Мы не позволим этому конфликту между Путиным и свободным миром открыть старые раны и привести к новому расколу». Глава ХДС Фридрих Мерц редко соглашается с позицией Шольца, но в данном случае политики были едины. В марте Мерц написал в Твиттере: «Ни русский народ, ни люди, которые чувствуют себя связанными с ним, не являются нашими врагами.
Путин ответственен за войну». Второй по значимости политик в ХДС Марио Хая был не менее ясен: «Владимир Путин ведет войну не только против Украины. Он ведет ее за счет населения России. Мы хотим, я хочу, чтобы люди с русскими корнями знали, что русский народ нам не враг».Симпатии к «хорошим россиянам» проявились и во время дискуссии о возможном запрете европейских туристических виз для граждан РФ. Немецкий истеблишмент консолидировано выступил против такой меры. Наряду с желанием не лишать российскую оппозицию возможности поскорее покинуть страну, вновь четко продемонстрирована граница между «властью» и «русскими». В августе Шольц еще раз повторил слова о «путинской войне» и обозначил приоритеты: «Нет никакой пользы, если санкции будут направлены против всех, против невиновных. Это не война русского народа». Аналогичную мысль высказала министр иностранных дел Анналена Бербок (Зеленые), активно критиковавшая российскую политику задолго до февраля 2022 года. Для нее важно «в ситуации жестокой агрессивной войны не бросить навсегда 140 миллионов человек в России» и не использовать принцип коллективной ответственности.
«Великая русская культура» или «Как не отдать Чехова Путину»
Величие русской культуры, наряду со стереотипом загадочной и в то же время притягательной «русской души», является одним из самых распространенных стереотипов в Германии. Уже в конце 19 — начале 20 века тиражи книг Федора Достоевского на немецком языке почти превышали русские. В эти дни, наряду с остаточным освящением русской культуры в немецком обществе, добавилось мнение, что именно культура помогла России в прошлом пройти путь европеизации, а ныне служит одной из последних нитей, связывающих современную Россию с Европейская демократия.
По этой причине политика отмены культуры в отношении российского культурного наследия не имела и не имеет шансов на масштабную реализацию в Германии. Никто не собирался убирать из школьных библиотек книги Толстого и Булгакова; ни запретить постановки «Пиковой дамы», которая продолжает успешно идти в оперном театре Висбадена; и не отменить летний концерт классической музыки под открытым небом в Берлине, где русский пианист исполнил Рахманинова, а затем поднялся на сцену с оркестром под управлением русского дирижера.
Министр культуры Германии Клаудия Рот является членом Партии зеленых и известна как последовательный критик Кремля. Несмотря на это, она активно присоединилась к кампании «защитить русскую культуру». Уже в начале марта она заявила: «Предупреждаю о тенденциях к бойкоту русского искусства и культуры или вообще о подозрительном отношении к русским художникам. Разнообразная и богатая русская культура — часть европейского культурного наследия и современной европейской культуры». В июльском интервью Рот сослался на пример Линдлара и подчеркнул: «Сейчас много неясности в отношении того, как относиться к русской культуре. Я думаю, что бойкот был бы совершенно неправильным. Часто именно российские деятели культуры пытаются сохранить последние островки свободы. Есть великая русская культура, будь то музыка, литература или Антон Чехов. Я не позволю Путину отобрать у меня Чехова».
«Запретные зоны»
Образ России в культурно-историческом и гуманистическом аспекте остается в Германии положительным. Немецкий обыватель, а вместе с ним и политики, противопоставляют Путина или, в лучшем случае, «коллективного Путина» русскому народу, который якобы страдает от действий Кремля почти в такой же степени, как и украинцы. Неформальный лозунг «Пушкин вместо Путина», укоренившийся в массовом сознании немцев за последние 15 лет, с началом войны не исчез. «Сентиментальная русофилия» остается общим элементом мышления. Те, кто пытается противостоять, хотя и не подвергаются политическому остракизму, все равно выглядят одиночками. Критика российского государства и общества в целом, без постоянного упоминания имени президента и обязательных комплиментов в адрес «хороших русских», в том числе поиск глубинных, социальных и исторических причин нынешней политики России, остается, скорее, уделом специалистов и журналисты.
Как россияне научились не волноваться и полюбили войну
В позднесоветскую эпоху только дважды московские военные вмешивались в повседневную жизнь простых граждан. Первым случаем было вторжение в Чехословакию в 1968 году, которое осталось практически незамеченным многими русскими, потому что мало кто знал, что происходит. Вторым было вторжение в Афганистан в 1979 году, имевшее куда более серьезные последствия. Для многих людей вид цинковых гробов, возвращаемых самолетами из далекой южной страны, в то время как марксизм-ленинизм обесценивался дома, подорвал моральные устои советского проекта.
В 2022 году московские военные в очередной раз прервали жизнь простых граждан вторжением, и результат был еще хуже, чем любое из предыдущих событий: Россия только что пережила самый ужасный год в постсоветской истории. Тем не менее, несмотря на растущие человеческие жертвы и грубые моральные поражения, национальные устои не подорвались. Конечно, россияне разделяются, а их мнения поляризуются по мере того, как люди устают от войны. Но «спецоперация» не только не ослабила власть Путина, но только укрепила ее.
Те, кто боится Путина, либо сбежали из страны, либо молчат. У режима есть внушительный арсенал инструментов, которые можно использовать против любого, кто высказывается или иным образом выражает оппозицию. Она использовала правовую систему для подавления любого инакомыслия, приговаривая антивоенных активистов к сталинским тюрьмам. Он изобрел свой собственный эквивалент желтых звезд, чтобы преследовать, угрожать и запугивать тех, кого считают «иностранными агентами». (Я имел честь получить такое звание в конце декабря.) Оно закрыло или заблокировало доступ практически ко всем независимым СМИ. И он навешивает неофициальный ярлык «национального предателя» на любого, кто не выражает восторга по поводу усиления государством репрессий, войны и все более личного военно-полицейско-государственного режима, который им управляет.
Итак, вместо того, чтобы протестовать, большинство россиян ясно дали понять, что предпочитают приспосабливаться. Даже бегство из страны не обязательно является формой протеста: для многих это просто прагматичный ответ на проблему, как не быть убитым или не стать убийцей. Это правда, что население беспокоится больше, чем когда-либо. Согласно опросам общественного мнения, тревожность россиян достигла новых высот в 2022 г., хотя вернулась к более или менее терпимому уровню, когда угроза мобилизации временно отступила. Но адаптация стала доминирующей русской чертой. Где это закончится? На данный момент кажется, что нет предела.
СМЕРТЬ И ЗАВИСИМОСТЬПутин строит новую империю, но дела идут плохо. Люди бегут от него толпами. Одной из опор советской империи были грандиозные коммунистические строительные проекты. Но сегодняшний император приступил к восстановлению империи Москвы, уничтожив те самые коммунистические проекты с помощью российских ракет: значительная часть украинской инфраструктуры, на которую Путин нападает, была построена его собственными предшественниками в двадцатом веке. Рассмотрим электростанцию ТЭЦ-5 в Харькове. Построен Советами в 19В 70-х годах она обеспечивала электроэнергией миллионы людей и стала второй по величине тепловой электростанцией Украины. В сентябре 2022 года по нему ударила российская забастовка, в результате чего пожар бушевал несколько недель, а электричество было отключено на большей части территории страны. Разницу трудно не заметить: предыдущая империя запустила в космос первый искусственный спутник «Спутник» и первого человека Юрия Гагарина; Путин запускает смертоносные ракеты по соседней стране. В этом разница между мягкой силой, которая на определенном этапе была характерна даже для Советского Союза, и властью Путина, которая совсем не мягкая.
Тем не менее, 2022 год — год войны, год постоянных потрясений — мало что сделал для того, чтобы изменить отношение населения к режиму. Это не просто защитный рефлекс со стороны рядовых россиян — «Моя страна, права она или нет» или «Наши лидеры знают лучше, поскольку у них больше информации, чем у нас». Наоборот, это обоюдоострый ответ, направленный на то, чтобы держать реальность в страхе. С одной стороны, оно выражается в стремлении отомстить врагу, который уже даже не воспринимается как человек. С другой стороны, он основан на фантазии о том, что нормальные времена могут продолжаться в стране, в которой насилие над чужаками и героическая смерть на поле боя становятся общепринятыми нормами.
Эта форма эмоциональной защиты объясняет, почему большинство россиян считают 2022 год очень трудным, но менее трудным, чем первый год пандемии COVID-19 или хаос начала 1990-х. Согласно опросам независимого Левада-центра, к концу 2022 года страх перед массовыми репрессиями, произволом и правительственными репрессиями фактически отступил, чем несколько месяцев назад. Все эти инструменты тирании применялись в течение года с нарастающей силой, и тем не менее люди говорили, что беспокоятся о них меньше, чем раньше. Это снижение беспокойства является не только следствием необходимости поддерживать единство во время войны; это сознательное нежелание признать, что что-то изменилось, стремление к самообману. Кстати, по данным опросов, единственный крупный страх, который люди выражают на таком же высоком уровне, как и прежде, — это перспектива новой мировой войны. Это, пожалуй, единственное, в чем не обманывают себя средние россияне.
Предыдущая империя запустила спутник. Путин запускает смертоносные ракеты.
Значительная часть населения едва не проглядела нарушение Путиным того самого общественного договора, который он заложил за годы до начала «спецоперации». С самого начала официальные лица утверждали, что они просто военные профессионалы, выполняющие свою работу, и обещали россиянам, что, пока они поддерживают режим, основные потребности будут удовлетворены и нормальная жизнь продолжится. Теперь, конечно, это обещание больше не может выполняться. Путин требует от нации участия в том, за что он взялся, и, оказывается, ему нужны тела самих россиян, чтобы принести их в жертву. Этот сдвиг был оправдан обещанием, что смерть таким образом затмит все их земные грехи, как однажды сказал глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл. Иногда, чем ужаснее ложь и чем диковиннее оправдание ужасов, тем легче большинство склоняется к тому, чтобы поверить в нее.
Помогает то, что многие русские полностью обязаны государству. Согласно официальной статистике, доля социальных выплат в реальных доходах населения сейчас больше, чем в советское время. Несмотря на появление рыночной экономики и значительного класса самодостаточных людей, Путин сделал все возможное, чтобы экономическая роль государства оставалась максимально высокой. И он использовал приток нефтедолларов для достижения этой цели.
Люди, зависящие от государства, послушны прежде всего политически, и направление российской экономики в последние годы подкрепляет эту реальность. Лишь небольшой процент населения получает доход от предпринимательской деятельности, в то время как заработная плата в государственном секторе и социальные выплаты составляют большую часть доходов населения. По данным переписи 2021 года, каждый третий россиянин — 33 процента — зависит от социальных выплат как источника дохода. Кроме того, четверть всех россиян материально зависят от кого-то другого. Даже с учетом того, что качество данных переписи 2021 года является худшим за всю постсоветскую историю страны, эти цифры шокируют.
Пока Путин выдвигает свои новые требования пушечного мяса на относительно спокойном социально-экономическом фоне. Но это может измениться по мере экономического спада. Учитывая неизбежное падение доходов федерального бюджета из-за ограничений на экспорт нефти и газа, угасания экономической активности и значительных расходов на оборону и безопасность, у государства будет меньше возможностей купить лояльность населения в ближайшие месяцы. Тем не менее, вполне вероятно, что Путин справится с этим. Во-первых, силовые и правоохранительные органы, от армии и полиции до спецслужб, будут по-прежнему хорошо финансироваться, и именно они будут обеспечивать лояльность. Метод кнута и пряника никто не отменял, но значение кнута возрастает.
ORWELL В МОСКВЕДанные российской прокуратуры дают некоторое представление как о масштабах открытой оппозиции Путину, так и о официальной реакции на нее. В 2022 г. по политическим мотивам было задержано 20 467 человек, в основном за публичное выражение антивоенных настроений; 378 человек привлечены к уголовной ответственности за «компрометацию или распространение ложных сведений о российской армии», то есть за антивоенную позицию. Из этих 378 человек уже осужден 51 человек. Наибольшее внимание привлекли дела против депутата городского совета Москвы Алексея Горинова и либерального политика Ильи Яшина. В июле Горинову дали почти семь лет тюрьмы за распространение «заведомо ложной информации» об армии. В декабре Яшина приговорили к восьми с половиной годам лишения свободы по тем же основаниям, в частности, за упоминание о бойне в Буче. Также в 2022 году 176 человек и организаций были объявлены «иностранными агентами», а российский парламент принял 22 новых закона, направленных на усиление репрессивных полномочий государства. Среди них был новый закон, направленный против «пропаганды» ЛГБТ, и закон, резко расширяющий полномочия государства в отношении так называемых иностранных агентов.
Столь же поразительным было растущее использование цензуры. В 2022 году власти заблокировали более 210 000 веб-сайтов, а путинская машина фактически заставила замолчать любые хоть сколько-нибудь независимые СМИ, оставшиеся в России. Тем не менее, многие СМИ, которые были заблокированы или закрыты, умудряются эффективно выполнять свою работу из-за пределов страны (а иногда даже внутри страны: «Новая газета », например, пытается продвигать новые проекты, а бывший Эхо Москвы 9Радио 0084 вещает на YouTube частично из Москвы). Россияне, которые хотят смотреть, слушать или читать альтернативную информацию и мнения, могут использовать для этого виртуальную частную сеть (VPN). Многие независимые СМИ в изгнании также вещают на YouTube, который российское правительство не хочет блокировать, опасаясь вызвать гнев огромного числа деполитизированных пользователей платформы.
На самом деле, как бы ни были высоки эти цифры, количество политических преследований и заблокированных веб-сайтов показывает только то, что лежит на поверхности. Гнев на Путина и на войну гораздо шире. Многие, кто остается в России, боятся высказываться; многие бежали из страны, голосуя ногами против Путина. А третьи вернулись к позднесоветской практике «кухонной демократии», обсуждая и осуждая путинскую войну дома или тихо в кафе. Особой популярностью в России сейчас пользуются классические литературные произведения, содержащие тонкие антивоенные посылы. Самой читаемой книгой в начале прошлого года была «9» Джорджа Оруэлла.0083 1984. Другие хорошо продаваемые книги включают книги о повседневной жизни в Германии 1930-х годов, в которых люди узнают себя и свои страхи. Интеллектуальные издательства также переиздают антивоенные книги, против которых властям трудно возразить, например, лекции немецко-швейцарского философа Карла Ясперса 1945 года о коллективной вине и ответственности немцев и яростные статьи Льва Толстого против войны. Эти писатели тоже выражают чувства, с которыми сегодня могут себя идентифицировать многие россияне.
Учитывая масштабы репрессий, ожидать массового восстания против Путина нереально, тем более, что большинство простых россиян предпочитают прятать голову в песок и находить в логике режима какую-то причудливую рациональность и правду. Люди не хотят быть на стороне зла, поэтому обозначают зло как добро, тем самым заставляя себя верить, что Путин несет мир. Как выразился один кремлевский политтехнолог, президент запускает «ракеты правды». В противном случае, говорят себе русские, НАТО раздавит их и расчленит их страну, даже если не будет ни малейших доказательств того, что это произошло до февраля 2022 года. Путину виднее.
ИСЧЕЗНОВЕНИЕПутин и его кремлевские идеологи любят говорить о желании Запада стереть Россию с лица земли. Со своей стороны, они хотели бы, чтобы Россия заняла гораздо большее место на карте, построив огромную империю. Они хотят вернуться в далекое прошлое. Ирония заключается в том, что, по мере того как Россия — по крайней мере, в воображаемой Кремлем географии — расширяла свое физическое пространство в жестокой войне против Украины, она фактически исчезла с политической карты.
Когда-то Запад видел Россию страной на пути к демократии. Теперь он считает его международным изгоем и несостоявшимся государством. Бывшие соседи России по Советскому Союзу — члены Содружества Независимых Государств — напуганы и вежливо дистанцируются от Москвы; некоторые из них успешно эксплуатируют рабочую силу, сбежавшую от Путина. (В 2022 году только в Казахстан уехало 2,9 миллиона россиян, и для работы там требовалось около 150 000 документов, удостоверяющих личность. ) Китай и Индия, оставаясь в дружеских отношениях с Россией на риторическом и экономическом уровне, с недоверием наблюдали, как Путин скатывается в вихрь иррационального саморазрушения, уносящий с собой экономику своей страны, рабочую силу, достоинство и мягкую силу.
Принятие россиянами коллективной ответственности должно прийти позже.
Согласно опросу Левада-центра, в марте 2022 года 80 процентов россиян «определенно поддерживали» или «скорее поддерживали» войну России. Если быть точным, они поддержали «действия российских вооруженных сил на Украине». Тогда общественное мнение не было готово считать это «войной», и не только потому, что за это можно было привлечь к уголовной ответственности: предполагалось, что это будет короткая военная кампания. К декабрю условия изменились. Уже не было никаких сомнений в том, что Россия ведет войну, вплоть до того, что высшие официальные лица, пытаясь оправдать серийные неудачи армии, называли ее «войной с НАТО». (Конечно, они не называли это войной с братской Украиной, которую Запад, очевидно, использовал для уничтожения России.) доля населения, которое «определенно поддерживала» его, сократилась с 52 процентов в марте до всего лишь 41 процента в декабре. Среди тех, кто больше всего встревожен путинской кровавой баней, молодые россияне и люди, которые получают информацию из Интернета, а не из российского телевидения. В декабре 50% респондентов высказались за мирные переговоры против всего 40%, которые считали, что лучше продолжать борьбу. (Российская поддержка мирных переговоров достигла своего пика, что неудивительно, во время путинской частичной мобилизации в сентябре и октябре, когда она достигла 57 процентов.) Общество разделено.
А как насчет того, чтобы взять на себя ответственность за путинскую мясорубку? Примерно к маю 2022 года, когда стало ясно, что война закончится не так быстро, как планировалось, а сами россияне еще не были непосредственно вовлечены в боевые действия, количество респондентов, выразивших чувство моральной ответственности за гибель людей на Украине кратковременно увеличилось. Однако после этого она стабилизировалась как маргинальное явление: в настоящее время только каждый четвертый россиянин выражает ту или иную степень ответственности за войну, и лишь каждый десятый россиянин считает себя «определенно» ответственным. Напротив, примерно шесть из десяти снимают с себя какую бы то ни было ответственность за гибель людей из братского народа, в котором у многих из них есть родственники и знакомые.
Когда людей убивают, а города и основную гражданскую инфраструктуру сносят с лица земли, отрицание ответственности является одновременно инфантильным и аморальным. Но признание россиянами коллективной ответственности, не говоря уже о вине, должно прийти позже — если вообще произойдет. В обозримом будущем жестокий авторитарный режим, в котором они живут, навязывает им определенные нормы поведения и не собирается исчезать, смягчать свои репрессии и пропаганду или прекращать войну. Конечно, послушное, хотя и усталое, население с благодарностью примет все, что даст самодержец, даже мир.
Иногда кажется, что Россия действительно исчезла с карты или была незаконно аннексирована собственным правительством. Менее чем за год Путину и его команде удалось дискредитировать все русское, даже русскую культуру. Такого удара по имиджу России не было со времен Сталина. Советский Союз в последние годы пользовался гораздо большим уважением во всем мире, чем Россия сейчас.
В каком-то смысле все, что произошло с тех пор, как Россия вторглась в Украину, попало в порочный круг политической истории страны. Мой дедушка был арестован по политическим мотивам в 1938 года, года Большого террора, а это означало, что в девять лет моя мать стала дочерью «врага народа». Она умерла более 20 лет назад, уверенная в том, что ее страна наконец встала на путь нормального демократического развития. Она не дожила до того, чтобы ее сына заклеймили «иностранным агентом», ибо таков был подарок мне от государства 24 декабря 2022 года. Таким образом, из трех поколений двое оказались врагами автократических режимов.