Аполлон и гермес: Аполлон и Гермес — Шкатулка — LiveJournal

Аполлон и Гермес — Шкатулка — LiveJournal

Все, кому это небезразлично, знают — и, скорее всего, с детства — историю о том, как были похищены божественные коровы, изобретена первая лира и заключена взаимовыгодная сделка. О том, то бишь, как познакомились божественные братья — златокудрый, сребролукий и сладкозвучный Аполлон и быстроногий, хитроумный и красноречивый Гермес, — и как острый конфликт между ними по поводу краденых коров послужил впоследствии поводом к их прочной дружбе, скрепленной обменом дарами.
Когда я впервые узнала эту историю, она показалась мне занимательной сказкой. Это не был мой самый любимый греческий миф, но хорошо было его рассказывать в лицах, изображая сначала как справедливо разгневанный Аполлон отчитывает псевдоневинного младенца, возлежащего в сухих пеленках, а затем как тот же младенец со спокойным торжеством сообщает своей маме Майе, успевшей набеспокоиться за него в первый же день его жизни, что те же самые коровы, которых он сперва незаконно присвоил, теперь законно ему подарены и поступают в их с мамой полное распоряжение. В свою очередь зрителем этого представления стала моя же бабушка — на кухне и у плиты, но ей наверняка не было так интересно, как внучке. Потому что надо было за плитой следить, и, кроме того, вряд ли можно вполне насладиться рассказом, если малолетняя рассказчица сама чуть не лопается от смеха.
Долгое время миф про братьев и коров для меня только сказкой и оставался, но теперь я желаю подойти с другой стороны и, сколь позволяют мои знания, его проанализиировать.
Наверное, история о взаимоотношениях Аполлона и Гермеса относится к так называемым «близнечным мифам», где один из братьев — «культурный герой»- учитель, мастер, установитель порядка, а другой — «трикстер», проказник, который его деяния передразнивает. Проделки трикстера могут иметь печальные последствия. Аполлон и Гермес — не близнецы (со своей сестрой-близнецом Артемис Аполлон, сколь я знаю, никогда не ссорится), однако в остальном они сюда подходят. Далее могут разыгрываться разные варианты взаимоотношений братьев, однако главный фокус в том, что, ссорящиеся или мирящиеся, они один другого дополняют, как воплощения разных начал в природе, в том числе — в природе человека.
Как античные боги и персонажи мифов Аполлон и Гермес оба имеют и темные, и светлые стороны, и, хотя благодаря любвеобилию их державного отца-тучегонителя братьев у них много, именно у этих двоих порядочно общих черт и, так сказать, путей взаимодействия.
Оба они были покровителями стад, и когда-то в самой древней древности Аполлона изображали в виде барана, а Гермеса — с бараном на руках. Оба они — незаконные дети царя богов и людей Зевса и»быстро растущие» дети. Вскоре после своего рождения Аполлон уже убил гнусного змея Пифона (интересно, что сначала считалось, что это змей убил Аполлона, а потом роли поменялись), основал святилище в Дельфах, из-за неосторожного слова поссорился с Эротом и пережил первую несчастную любовь к Дафне (вот это был мой любимый греческий миф). А Гермес уже в первые сутки своей жизни обдурил старшего брата, но затем все же с ним помирился, а также выступил как защитник строгих принципов, наказав жадного старика, нарушившего честное слово, и заявил о себе как о изобретателе, певце и музыканте.
Оба они — вечные юноши-красавцы (по крайней мере, так их представляли в классический период). При создании образов каждого из братьев использован принцип контраста — не только контраста между ними, но и сочетания противоречивых черт в каждом из них. Аполлон грозен, он может жестоко наказывать, его мощь внушает страх и смертным, и другим богам, включая папу его Зевса, с которым, бывало, Аполлон враждовал, — но, когда он играет, все на свете радуется и идет в танец. Гермес даже и начинающим проказником заставил Аполлона порядком понервничать, — но, когда он играет, брат-эстет готов ему все простить. Оба бога выступают время от времени помощниками греческих героев (Аполлон иногда с ними сражается).
Оба они — боги многофункциональные, причем функции их часто перекликаются, в частности:
— Аполлон — великий музыкант и певец, но Гермес подарил ему первую лиру и научил его играть на ней. И вот уже сын Гермеса, бог Пан, состязается с Аполлоном в музыке и не может победить его;
— Аполлон — покровитель поэтов, а Гермес — ораторов, кроме того, Аполлон — покровитель искусств, а Гермес изобрел алфавит, а также числа и меры;
— Аполлон — бог прорицателей, а Гермес — астрологов и гадателей, тайного знания. Как научиться гаданию, узнал он от Аполлона. Гермес подарил Аполлону свирель, а Аполлон Гермесу — золотой жезл, открывающий ему все пути и делающий его на всех путях невредимым;
— оба они — посредники между богами и людьми: Аполлон возвещает людям волю богов через своих жрецов, Гермес переносит послания Зевса лично;
— Аполлон — покровитель греческих колоний, Гермес — покровитель путешественников;
— Аполлон карает разгневавших его болезнями и гибелью, Гермес ведет души умерших в царство Аида;
— Аполлон с музами посылают вдохновение, Гермес (согласно гомеровскому гимну) посылает сон.
Сюда просится добавление, что Аполлон — это свет солнца, знания, истины, а Гермес проказничает, «укрываемый черною ночью «(С, гомеровский гимн). Но мы уже видели из приведенного перечня, что черты творца и разрушителя сочетает в себе каждый из них, а, стало быть, затруднительно именовать кого-то одного из братьев только «светлым» или только «темным».
У каждого из них было множество любовных приключений, но оба не всегда были в любви счастливы. Особенно не везло Аполлону, хотя он и первый олимпийский красавец: одна возлюбленная убегает, другая изменяет, третья обещает, но на свидание не приходит, четвертая просто отвергает на том основании, что ее больше устраивает смертный жених, ей подобный. Гермесу тоже сперва не везло в его любви к Афродите, покуда Зевс над ним, безутешным, не сжалился и не решил помочь. А Пан, сын Гермеса, попал с нимфой Сирингой в такую же историю, как до того Аполлон с Дафной: девушка убежала и превратилась, только бы с ним дела не иметь. Некая девица, именно — Хиона, дочь царя Дедалиона, была от обоих братьев беременна и родила двух сыновей. 🙂 Сын Гермеса, хитрец Автолик, стал искуснейшим вором и дедом Одиссея по материнской линии, сын Аполлона, Филаммон — знаменитым певцом и музыкантом. (На этот раз старшим родился сын Гермеса, так как хитрец первым достиг своих любовных целей). Но мать их вздумала некстати поддразнивать Артемис, и та поразила ее стрелой, без всякого сочувствия к любви своих братьев.
В исследованиях о развитии верований и мифов греков мы читаем о том, как первоначально темные и страшные божества превращались в светлых покровителей. В истории о взаимоотношениях Аполлона и Гермеса меня сейчас наиболее привлекает, что это — рассказ о дружбе, возникшей из ссоры. Сам факт того, что боги (и люди) родились братьями, еще не гарантирует их дружбы, и нам с вами из жизни, как и из легенды о ней, известно множество примеров братских распрей. Здесь же, напротив, противостояние возникает для того, чтобы смениться «гармонией отношений». Уж наверное ссора между молодыми-энергичными братьями-богами, продлись она и затянись, могла бы привести к очередному мировому катаклизму. Но обида исчезает, и оказывается поводом для анекдота — только вместо анекдота слагают гимн.
А дальше следует рассуждение вовсе ненаучное и нехудожественное, которое может выдержать только дневник. Раз оба брата любят лиру, мне хочется вообразить их как разных поэтов…вообще мастеров слова. Да и не только слова — браться могут быть музыкантами, художниками и так далее.
Из писателей под покровительством Гермеса, кроме Пушкина Александра Сергеевича, находились также Данте, Гете, Лев Толстой и Бродский — например. Под покровительством Аполлона (если считать, что Аполлон особо покровительствует «тельцам») находились, например, Макиавелли, Набоков, Михаил Булгаков, Тагор, Омар Хайям — кроме Шекспира Вильяма Ивановича. И, если увлечься «игрой в ассоциации,» с каждой из сторон можно припомнить еще много по-разному замечательных творцов.

Для несерьезного исследования использовались материалы:
Лосев А.Ф. Аполлон // Мифологический словарь — М.: «Советская энциклопедия», 1990. — С.55 — 57

Тахо-Годи А.А. Гермес// Мифологический словарь — М.: «Советская энциклопедия», 1990. — С. 150-151.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М.: «Искусство», 1989. — 304 с.

Apollon — www.theoi.com

Hermes — www.theoi.com

Гомеровы гимны. К Аполлону Делосскому

Гомеровы гимны. К Аполлону Пифийскому

Гомеровы гимны. К Гермесу

Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. — М.: УЧПЕДГИЗ, 1957 г. — 464 с.

P.S. Забавное примечание, ради которого это и писано

Tags: литература, мифология, мысли, разности, сравнилки

Гермес — создатель древнегреческой лиры

***
Согласно «гомеровскому» гимну «Гермесу» и в трактовке Аполлодора («Мифологическая библиотека»), дело происходило так.

Старшая из дочерей Атланта, сына титана Иапета, которую звали Майя, родила от Зевса маленького Гермеса. Это случилось в пещере горы Киллены, находящейся на северо-восточной границе Аркадии. Как полагается даже среди богов, новорожденного завернули в пеленки и положили в той же пещере в колыбель. Своими поступками он сразу же заявил о себе как бог, ибо то, что сделал Гермес, недоступно ни одному из смертных.

Муза! Гермеса восславим, рожденного Майей от Зевса!
Благостный вестник богов, над Аркадией многоовечной
И над Килленою царствует он. Родила его Майя,
Нимфа, достойная чести великой, в любви сочетавшись
 С Зевсом-Кронионом. Сонма блаженных богов избегая,
В густотенистой пещере жила пышнокудрая нимфа.
Там-то на ложе всходил к ней Кронион глубокою ночью,
В пору, как сон многосладкий владел белолокотной Герой.
Втайне равно от богов и людей заключен был союз их.
Время пришло, — и свершилось решенье великого Зевса:
Сын родился у богини, — ловкач изворотливый, дока,
Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатай, разбойник,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло.

По легенде, на этой горе родился Гермес.


Маленький бог сбросил с себя пеленки, вылез из колыбели и в конце концов перешагнул через порог пещеры. Он отправился в ту самую Пиерию, где жили музы-пиериды. Однако его интересовали не они. Там он украл стадо коров, которое пас Аполлон. Но чтобы самого похитителя и коров нельзя было отыскать по следам, Гермес надел на их копыта сандалии и пригнал всех в Пилос, там ему удалось спрятать стадо в пещере. Двух же коров малолетний похититель зарезал и ловко освежевал: их мясо он частично сварил и съел, а частично — сжег; шкуры же растянул на скале для просушки. После этого он поспешил возвратиться к себе на родину, в Киллену.


После того как из недр материнских он вышел бессмертных,
В люльке священной своей лишь недолго Гермес оставался:
Вылез и в путь припустился на розыск коров Аполлона,
Через порог перешедши пещеры со сводом высоким.

Гермес угоняет коров Аполлона. Lorrain Claude

Здесь перед своей пещерой он нашел пасущуюся черепаху. Гермес полностью очистил весь панцирь. Затем он срезал несколько стеблей тростника и разделил их на небольшие столбики. Воткнув эти тростниковые столбики в крепкий панцирь черепахи и натянув на них кишки коров, он завершил изготовление первой лиры (тот же миф говорит, что Гермес изобрел и плектр).

Впоследствии кто-то из безымянных греческих поэтов сложит о лире удивительную эпиграмму-загадку, в которой, в отличие от мифа, корова заменена на барана:

«Мой родитель — баран, а мать моя — черепаха; Рождение мое было смертью и ей, и ему».

Как через грудь человека, которого злые заботы
Мучают, быстрые мысли несутся одна за другою,
Как за миганием глаза другое миганье приходит,
Так у Гермеса за словом немедленно делалось дело.
Точно по сделанной мерке нарезав стеблей тростниковых,
Их укрепил он над камнеподобной спиной черепахи,
Шкурой воловьей вокруг обтянул, догадавшись разумно,
Пару локтей прикрепил, перекладину сделал меж ними
И из овечьих кишок семь струн приладил созвучных.
Милую эту утеху своими сготовив руками,
Плектром одну за другою он струны испробовал. Лира
 Звук испустила гудящий. А бог подпевал ей прекрасно.

Но вернемся к мифу.


Аполлон в поисках своих коров пришел в Пилос. Расспросы местных жителей не принесли никаких результатов: они лишь видели, что коров гнал какой-то мальчик, но не знали куда, ибо стадо не оставляло следов. Как уже говорилось, Аполлон был и искусным прорицателем. При помощи этого дара он и обнаружил похитителя. Возмущенный Аполлон пришел в Киллену к матери Гермеса Майе и рассказал о проделках ее сына. Майя же показала ему на Гермеса, завернутого в пеленки, ее жест словно говорил: «Ну разве способен такой младенец на подобные дела?»


Утром, едва рассвело, на священные главы Киллены
Снова вернулся Гермес. И на длинном пути никого он
Ни из бессмертных богов, ни из смертнорожденных не встретил.
Даже собаки молчали. И Зевсов Гермес-благодавец,
Съежившись, в дом сквозь замочную скважину тихо пробрался.
Ветру осеннему или седому подобный туману.
Там в колыбельку поспешно улегся Гермес многославный.
Плечи окутав пеленкой, лежал он, как глупый младенец,
В руки простынку схватил и ею играл вкруг коленок.
Лиру же милую слева под мышкой прижал.

Тогда Аполлон взял своего сводного братца Гермеса, отнес его к самому Зевсу, их отцу, взывая к справедливости. Зевс потребовал от Гермеса возврата коров, но тот все отрицал. Однако долго скрывать истину было невозможно, и Гермес вынужден был привести Аполлона в Пилос, где находилось украденное стадо, и возвратить его хозяину. После того как правда восторжествовала, расстроенный Гермес сел и стал играть на изобретенной им лире. Как видно, он вложил в эту импровизацию всю свою горечь и тоску. Гермес молчал, но лира его пела и разливающиеся вокруг звуки говорили о многом, передавая уныние и скорбь самого музыканта.

Плектром испробовал струны одну за другою. Кифара
Звук под рукою гудящий дала. Аполлон засмеялся,
Радуясь; в душу владыки с божественной силой проникли
Эти прелестные звуки. И всею душою он слушал,
Сладким объятый желаньем. На лире приятно играя,
Смело сын Майи по левую руку стоял Аполлона.
Вскоре, прервавши молчанье, под звонкие струнные звуки
Начал он петь, и прелестный за лирою следовал голос.
Вечноживущих богов воспевал он и темную землю,
Как и когда родились и какой кому жребий достался.

И тогда произошло чудо, на сотворение которого способна лишь музыка. Только что добившийся своей цели, радостный и удовлетворенный Аполлон стоял как завороженный возле музицирующего Гермеса и с восхищением смотрел на инструмент, издававший прекрасную мелодию. Он забыл о своих коровах и вообще обо всем на свете. Единственное, что его сейчас притягивало, — инструмент и исполняемая на нем музыка. Когда затихли божественные звуки, Аполлон попросил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. Подумав, Гермес согласился, но с одним условием: Аполлон должен научить его искусству прорицания. Аполлон принял это условие, однако выдвинул встречное требование: обучение должно быть обоюдным, Гермесу придется обучить его игре на лире. В конце концов сделка состоялась, и в результате Гермес приобщился к великим тайнам мантики, а Аполлон в совершенстве овладел искусством игры на лире.

Неукротимой любовью душа разгорелася Феба,
И, обратившись к Гермесу, слова он крылатые молвил:
 «О скоторез, трудолюбец, искусник, товарищ пирушки,
Всех пятьдесят бы коров подарить тебе можно за это!
Мирно отныне с тобою, я думаю, мы разойдемся.
Вот что, однако, скажи мне, о Майи сын многохитрый:
Дивные эти деянья тебе от рожденья ль присущи,
Либо же кто из бессмертных иль смертных блистательным этим
Даром тебя одарил, обучив богогласному пенью?
Слушаю я этот дивный, доселе неслыханный голос,
Нет, никогда не владел тем искусством никто ни из смертных,
Ни из бессмертных богов, в Олимпийских чертогах живущих,
Кроме тебя одного, сын Зевса и Майи, воришка!
Что за искусство? Откуда забвенье забот с ним приходит?
Как научиться ему? Три вещи дает оно сразу:
Светлую радостность духа, любовь и сон благодатный.
Сопровождаю и сам я божественных Муз олимпийских,
Дело же их — хороводы и песенный строй знаменитый,
Пышно цветущие песни и страстные флейт переливы.
Но никогда ни к чему еще сердце мое не лежало
Больше, чем к этим деяньям искусным, явленным тобою.


Тема конфликта между двумя богами была достаточно популярна в античности. Так, Павсаний сообщает, что на горе Геликон стояла медная скульптурная группа, изображающая Аполлона и Гермеса, борющихся за лиру. Лукиан в «Разговорах богов» посвятил специальный раздел этому мифологическому эпизоду. Правда, здесь создателем лиры выступает не Гермес, а другой олимпийский умелец — Гефест, бог огня и кузнечного ремесла, но смысл повествования тот же: Аполлон завидует Гефесту, так как тот умело играет на изобретенной им лире, а сам Аполлон, несмотря на свои продолжительные упражнения, не может сравниться в мастерстве с Гефестом. Лукиан использует этот эпизод для реализации своей основной художественной задачи — снабдить образы великих олимпийцев характерами его современников. Аполлон низводится им до уровня обыкновенного музыканта-ремесленника, озабоченного профессиональной завистью. Поэтому в таких «опеваниях» известного мифа не следует искать большого глубинного смысла, ибо их важнейшей задачей являлась модернизация древнего предания.

Звонкую будешь иметь на руках ты певицу-подругу,
Сможет она говорить обо всем хорошо и разумно.
С нею ты будешь желанным везде, — и на пире цветущем,
И в хороводе прелестном, и в шествии буйно веселом.
Радость дает она ночью и днем. Кто искусно и мудро
Лиру заставит звучать, все приемы игры изучивши,
 Много приятных для духа вещей он узнает чрез звуки.

Перевод В.В. Вересаева

Сам же миф отражает реальные черты музыкальной жизни архаичного периода. История не сохранила, да и не могла сохранить, сведения той древнейшей дописьменной эпохи о взаимоотношениях между музыкантом-исполнителем и мастером, создающим музыкальный инструмент. Поэтому сейчас нельзя однозначно ответить на вопрос, совмещались ли они в одном лице в той доисторической древности? Хотя такое совмещение и было вполне возможным, но миф об Аполлоне и Гермесе отражает стремление к дифференциации дела музыканта и дела мастера и находится в согласии с представлениями о разделении ремесел, изложенными в труде писателя III в. Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: кроме «добывающего ремесла» (например, дровосека, добывающего натуральный материал), существуют «перерабатывающие» и «использующие»- ремесла. Примером перерабатывающего ремесла является производство авлосов и лир, так как эти инструменты возникают словно из «переработки» таких натуральных материалов, как дерево и тростник. Использующим же ремеслом является профессия музыканта, ибо она только «использует» инструменты, сделанные другими мастерами. Такая же дифференциация ремесел присутствует у Платона («Эвтидем»), когда он различает «λυροποιική» (ремесло изготовления лир) и «κιθαριστική» (искусство игры на лире). Такова была логика античной «специализации» в классический и послеклассический периоды.

Как мы видим, в мифе об Аполлоне и Гермесе проводится та же мысль. Несмотря на то, что первый обучается игре на лире у второго, основная смысловая направленность легенды заключается в том, что мастер-Гермес дал в руки музыканта-Аполлона изобретенный им инструмент.

Е.В. Герцман


Сводка мифов

Глава 12: Гермес


ГОМЕРОВСКИЙ ГИМН ГЕРМЕСУ

Очаровательный, забавный, вызывающий восхищение и длинный .

Зевс и Майя. Зевс влюбился в прекрасную нимфу МАЙЮ [meye’a] (MAEA) в роскошной пещере, и она родила бога ГЕРМЕСА [her’meez] (МЕРКУРИЙ). Этот не по годам развитый ребенок родился на рассвете. К полудню он играл на лире, а вечером украл скот Аполлона.

Гермес изобретает лиру. Как только Гермес покинул пещеру, где родился, он столкнулся с черепахой и быстро разработал план. Он схватил и разрезал черепаху и использовал полый панцирь вместе с тростником, воловьей шкурой и струнами из овечьих кишок, чтобы сделать первую семиструнную лиру. В мгновение ока он настроил лиру и запел прекрасные песни в честь отца и матери.

Гермес крадет скот Аполлона. Очень скоро Гермес занялся другими делами; он жаждал мяса и разработал план кражи скота Аполлона.

Ночью он отрезал от стада пятьдесят голов и ловко заставил их идти задом, головой к себе, а сам шел прямо вперед в плетеных сандалиях, которые он сплел, чтобы замаскировать следы. Когда старик, работавший в пышном винограднике, заметил, что Гермес гонит скот, младенец-бог велел ему не рассказывать, обещая ему хороший урожай винограда и много вина.

Гермес приносит жертву. На рассвете Гермес хорошо накормил коров и нашел им приют. Затем он насобирал дров и первым применил сухие палки и трением разжег огонь. Он снял шкуру и разделал двух голов крупного рогатого скота (хотя он был младенцем) и разделил жирные части мяса на двенадцать порций, которые зажарил в качестве подношения богам. Соблюдая ритуал жертвоприношения, он, как один из богов, не мог есть мяса, а только смаковал его аромат. Уничтожив все доказательства того, что он сделал, он вернулся домой к своей матери.

Гермес успокаивает Майю . Гермес залез в свою колыбель и вел себя как беспомощный младенец; но его мать Майю не обманула его демонстрация беспомощности, и она ругала его, потому что знала, что он замышлял недоброе.

Гермес ответил ей умными словами, уверяя ее, что он должен быть принцем разбойников и что он добудет для них обоих славу и богатство среди олимпийских богов.

Аполлон выслеживает Гермеса. Аполлон, обеспокоенный потерей своего скота (который, как он объясняет, был только коровами), навел справки о старике, ухаживавшем за виноградником, и старик сказал ему, что видел, как ребенок гонит стадо назад. Знак орла с распростертыми крыльями сообщил Аполлону, что вор был сыном Зевса, и когда он увидел, что следы скота обращены назад, а следы грабителя искусно замаскированы, изобретательность кражи привела его в пещеру Майя и Гермес.

Аполлон противостоит Гермесу. В ярости Аполлон столкнулся с Гермесом, который уткнулся в свои одеяла с выражением детской невинности, которое не смогло обмануть Аполлона. После обыска окрестностей он срочно допросил ребенка об украденном им скоте. Гермес утверждал, что ничего не знает; поскольку он родился только вчера, невозможно, чтобы он совершил такое преступление.

Аполлон, однако, не был обманут, но знал Гермеса как коварного обманщика, каким он был. Их спор закончился только тогда, когда Аполлон привел Гермеса на вершину горы Олимп, где он добивался справедливости от самого Зевса.

Зевс решает дело. Аполлон заговорил первым и правдиво изложил факты о краже своего скота. Ответ Гермеса был полон лжи, и он даже поклялся, что абсолютно невиновен. Зевс громко расхохотался, когда услышал протесты и отрицания коварного ребенка, и приказал Гермесу в роли проводника привести Аполлона к тому месту, где он спрятал скот.

Примирение между Гермесом и Аполлоном. Гермес сделал так, как велел Зевс, и когда Аполлон нашел свой скот, они помирились. Гермес взял изобретенную им лиру, играл и пел так прекрасно, что Аполлон пришел в восторг и воскликнул, что это чарующее искусство стоит пятидесяти коров! Он пообещал, что Гермес станет посланником богов и что он и его мать будут известны среди бессмертных (и таким образом обещание Гермеса своей матери было выполнено). При этом Гермес дал лиру Аполлону, повелев ему стать мастером музыкального искусства, а Аполлон, в свою очередь, дал Гермесу сверкающий кнут и поставил его во главе стада крупного рогатого скота. И вот они вернулись на Олимп, где Зевс соединил их дружбой.
Кроме того, Гермес поклялся Аполлону, что никогда больше не украдет ничего из его имущества. За это Аполлон подарил Гермесу золотой посох, оберегающий богатство и процветание, а также еще один подарок. Только Аполлон имел прерогативу знать ум Зевса и произносить пророчества в соответствии с его божественной мудростью. Эту прерогативу он не мог разделить со своим новым другом Гермесом. Тем не менее, он мог рассказать и рассказал Гермесу о Триях, трех сестрах-девственницах, мастерах искусства гадания, к которым Гермес мог обратиться как к источнику пророческого знания, которое он мог передать смертным, которым повезет, если они его послушают.

ГЕРМАФРОДИТ И САЛЬМАЦИДА

В результате романа между Гермесом и Афродитой родился сын по имени ГЕРМАФРОДИТУС [her-ma-froh-dee’tus], или ГЕРМАФРОДИТОС, чье имя и красота произошли от его родителей . Самая известная версия его истории исходит от Овидия, который не только дает этиологию гермафродита, но также объясняет, почему считалось, что источник САЛМАКИДА [sal’ma-sis], или САЛМАКИДА, расслабляет тех, кто купался в нем.

Гермафродит был воспитан в горной пещере нимфами, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, он ушел из дома, чтобы скитаться по неведомым землям. Когда он прибыл в Галикарнас, на побережье Малой Азии, он обнаружил прекрасный бассейн с чистой водой, окруженный свежей зеленой травой. В бассейне обитала нимфа Салмакида. Она отказывалась охотиться в лесу и следовать за Артемидой, а вместо этого оставалась у своего пруда, часто соблазнительно томясь на его зеленых берегах.
Однажды, собирая неподалеку цветы, она увидела божественно прекрасного Гермафродита и охватила непреодолимое желание иметь его. Она тщательно сделала себя как можно более привлекательной, прежде чем обратиться к нему с пылким признанием в любви, которое, как она настаивала, должно быть выполнено.
Мальчик покраснел, потому что не знал, что такое любовь, а когда она прикоснулась к его прелестной шее и потребовала хотя бы поцелуев сестры, он пригрозил уйти. Салмакида, боясь его потерять, сказала, что даст ему свободный доступ к этому месту, и сделала вид, что оставляет его в полном одиночестве. Вместо этого она спряталась за ближайшей рощей кустов, чтобы наблюдать. 900:50 Гермафродит, очарованный купанием, сбросил с себя одежду, и Саламакис был ошеломлен видом его обнаженного тела. Он нырнул в воду, и Салмакида, воспылав страстью, быстро нырнула за ним. Она схватила его и держала, окутывая поцелуями, когда он изо всех сил пытался освободиться. Салмакида прижалась к Гермафродиту всем телом, и они были как одно целое. Боги исполнили ее молитву, чтобы они никогда не разлучались. Их два тела были соединены вместе, и они больше не были мальчиком или девочкой, но принадлежали к обоим полам.
Родители Гермафродита, ставшего теперь гермафродитом, исполнили его молитву о том, чтобы любой человек, омывшийся в этом бассейне, вышел из него с ослабленными и размягченными конечностями и лишь наполовину человеком.

ПРИРОДА, АТРИБУТЫ И ПОКЛОНЕНИЕ ГЕРМЕСУ

Вот список атрибутов Гермеса:

  • Повелитель стад и повелитель горы Киллена и Аркадии, богатый стадами.
  • Коварный, покоряющий своей изобретательностью и умный болтун.
  • Ночной шпион, разбойник и князь воров.
  • Убийца Аргуса (Аргеифонтес, см. MLS, Главу 4).
  • Проводник снов и проводник душ (психопомпос).
  • Посланник богов.

Очень важным среди этих атрибутов является Гермес как архетипический обманщик и мастер убеждения. Также важна его роль божественного вестника (особенно Зевса) и бога, который направляет наши души в Аид; его эпитет Психопомпос означает проводник души. Так как он вестник и проводник, у него снаряжение путешественника и глашатая:

  • ПЕТАСУС [pet’a-sus], или ПЕТАСОС, широкополая шляпа, иногда с крыльями.
  • Сандалии (таларии), часто крылатые.
  • КАДУЦЕЙ [ka-dou’see-us], или KERYKEION, посох герольда, иногда обвитый двумя змеями (см. Словарь слов и терминов на английском языке на этом веб-сайте).

У друзей Гермеса и Аполлона много общего. Они оба боги пастухов, стад и музыки. Гермес — Аполлон-подросток, и его статуи, гермы, можно было найти в гимназиях.

Хермс (поют: герм) . Герм представлял собой прямоугольный или квадратный столб с мужскими гениталиями и головой или бюстом Гермеса наверху. (Гермами также обозначались в древнем мире такие столбы с головой или бюстом какого-либо человека или бога, не обязательно Гермеса). Считалось, что эти статуи приносят плодородие и удачу.

Спор Гермеса и Аполлона: когда боги выносят третейский суд и ведут переговоры…

С наступлением лета многие медиаторы наслаждаются заслуженным отдыхом. Но для некоторых из них даже этот период года является временем для размышлений над разрешением споров. Если вы один из них, вы можете найти интересную подсказку в истории о двух сводных братьях в Древней Греции. Это то же самое повествование, которое я упоминал во время своей презентации на Первом симпозиуме по посредничеству, арбитражу и разрешению споров в Шанхайской зоне свободной торговли, который состоялся 13 сентября. 0105 th от июля 2015 года в Шанхае. Тема была на стыке между посредничеством и арбитражем, поэтому мораль этой истории была очень уместной и, надеюсь, предоставила аудитории некоторые идеи и предложения, которые заставляют задуматься.

Как вода и огонь

Посредничество и арбитраж — две основные и наиболее часто используемые процедуры внесудебного разрешения споров. На первый взгляд кажется, что у них много общего: оба они предполагают вмешательство третьей частной стороны; они оба признают конфиденциальность в качестве одного из своих основных принципов, и по сравнению с судебным разбирательством их можно охарактеризовать как менее формальные и более гибкие процедуры, сформированные в соответствии с автономией и свободой воли сторон.

Несмотря на это, между ними огромная пропасть и, по сути, они больше похожи на воду и огонь. Эти различия можно проиллюстрировать древнегреческим мифом о споре, возникшем между двумя божественными сводными братьями — Аполлоном и Гермесом. Оба они были сыновьями могучего Зевса, бога неба и грома и правителя олимпийских богов.

Если Аполлон был признан идеалом безбородого, спортивного юноши-джентльмена, который был богом музыки, истины, пророчеств, исцеления, солнца, света и поэзии, то Гермес играл роль паршивой овцы из олимпийской семьи. Он был защитником бизнесменов и переговорщиков, а также предателей и воров. Кроме того, он был известен как хитрый обманщик, поскольку его нетрадиционным хобби было воровать вещи у других греческих богов и прятать их в невероятных местах.

Бог предателей

Так или иначе, Гермес был удивительным ребенком с первых дней своего существования. Однажды, когда он был еще младенцем, он вышел из колыбели и после нескольких испытаний начал ходить по мягкому песку. Поскольку он был явно очень ловким и талантливым ребенком, он легко смастерил замечательную лиру из черепашьего панциря, найденного им на берегу. Это был удивительный волшебный музыкальный инструмент, каждая струна которого давала свой тон; этот грустный, а тот меланхоличный…

Очень довольный своей работой, он продолжил свое путешествие. Внезапно он наткнулся на скот своего сводного брата Аполлона. Идея, как обогатиться, пришла ему в голову. Одно за другим он начал вырывать копыта из коровьих копыт и снова прикреплять их в обратном порядке, чтобы следы создавали впечатление, что стадо гонят в противоположном направлении. Закончив, он сделал то же самое со своими сандалиями. Затем он погнал стадо обратно к своей пещере.

Недостатки олимпийского арбитража

Аполлон не был новичком в кознях олимпийских богов и быстро понял, что произошло. Он выследил стадо и добрался до пещеры, где нашел своего младшего сводного брата, спящего в колыбели. Это привело бога в отчаяние. Как ребенок может украсть стадо? Наконец, Аполлон призвал могучего Зевса рассудить этот спор.

Во время суда Гермес сначала все отрицал. Он утверждал, что следы ведут в другую сторону, что он слишком мал, чтобы что-то украсть, что сводный брат обвиняет его только в том, что он завидует… в его пользу… Но перехитрить всеведущего повелителя всех богов было очень трудно; и, в конце концов, ему пришлось признаться в своем преступлении. Как бы то ни было, Зевсу эта история показалась забавной, поэтому он не стал наказывать Гермеса. Тем не менее, он вынес решение, обязывающее его вернуть стадо обратно Аполлону.

На данный момент мы видим, что арбитражное разбирательство идет гладко. Я говорю об арбитраже, а не о судебном разбирательстве, поскольку мы не можем рассматривать Зевса как штатного судью, а скорее как частное лицо, избранное для разрешения спора двух разных частных сторон (независимо от того, что все они были богами…). Как мы видели, в конце концов Зевс вынес решение, которое окончательно и обязательно решило дело в соответствии с законом. Однако он непреднамеренно отпустил стороны с их конфликтом. И это был не единственный недостаток этого разбирательства: очевидно, что отношения двух сводных братьев в тот момент были не самыми лучшими. К тому же, по легенде, суд длился несколько дней, может месяцев и, несмотря на то, что история ничего не говорит нам о стоимости арбитража, можно считать, что она была не очень дешевой. Не забывайте, что стороны выбрали для решения своего дела самого опытного арбитра на Олимпе…

Переговоры Перехват эстафеты

И вот настал светлый момент консенсусного разрешения споров. Опечаленный неудачей своего первого предприятия, Гермес сел и заиграл на своей лире, сделанной из черепахи, очень грустную и трогательную мелодию. Аполлон был поражен прекрасным и меланхоличным представлением. Он спросил своего маленького сводного брата: « На что бы ты променял эту чудесную лиру?» Умный Гермес увидел возможность: « Для стада я только что потерял !» Аполлон, удивленный остроумием своего младшего брата, согласился. И в качестве жеста доброй воли он дал Гермесу золотой пастуший посох, чтобы направлять скот. С этого момента Гермес и Аполлон стали лучшими друзьями.

А вот и мораль: Хотя вопрос и был решен правильно по закону в арбитраже, он не учитывал основных потребностей и интересов сторон. В то время как Гермесу нужно было обеспечить себе жизнь и начать будущую деловую карьеру, Аполлон, как бог поэзии и культуры, определенно не так сильно интересовался сельским хозяйством и скотоводством. Тем не менее, награда отпустила первого с пустыми руками, а другого со стадом, которого он определенно не был большим поклонником. Наоборот, переговоры, начавшиеся сразу после вынесения решения, оказались эффективным способом, оправдавшим все ожидания сторон.

Аполлон был доволен своим новым приобретением в коллекцию музыкальных инструментов, и Гермес смог начать новый бизнес по экспорту крупного рогатого скота. Всем было приятно… И вдобавок два брата стали очень хорошими друзьями… Эта история доказывает, что мудрость древних греков уже понимала преимущества консенсусного разрешения споров и видела возможные недостатки судебного разбирательства.

Посох пастуха как символ переговоров

Как уже было сказано, при заключении договора Аполлон вручил золотой посох пастуха под названием кадуцей Гермесу в доказательство их дружбы. Это была короткая палка, обвитая двумя змеями, увенчанными крыльями. С тех пор Гермес всегда носил его с собой, и вскоре он стал его атрибутом. Благодаря этому все статуи Гермеса легко узнаваемы. Иногда кадуцей неправильно используется как символ здравоохранения и медицинских организаций. Это происходит из-за путаницы с традиционным медицинским атрибутом, жезлом Асклепия, который имеет только одну змею и никогда не изображается с крыльями.

Фактически, кадуцей стал символом бизнеса и переговоров. И стоит отметить, особенно для всех практиков медиации и разрешения споров, что, по легенде, каждый спорщик, который к ней прикоснется, уладит дело. В этом отношении две переплетенные змеи, разделяющие один посох, могут также символизировать посредничество и арбитраж, которые имеют много общего, но все же существенно различаются…

Разрешение споров в зоне свободной торговли в Шанхае, я также рассмотрел различные способы вмешательства посредничества и арбитража, такие как использование бейсбольного арбитража в контексте окон посредничества и посредничества и напряженность в урегулировании в контексте арбитража. Если вас это заинтересует, вы можете скачать мою ppt.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *