Семья бетховен: Deluxe Family Room – Beethoven Premium

Содержание

Ярославская государственная филармония. Блог. Людвиг ван Бетховен

Бетховен — последний из титанов “венской классики”, ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Его творчество — одно из величайших явлений мировой музыкальной культуры. В творческом наследии композитора более 240 сочинений, среди них — 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, 5 фортепианных концертов, 16 струнных квартетов, опера “Фиделио”, балет “Творения Прометея”, “Торжественная месса”, музыка к драматическим спектаклям, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
Ни одна сфера музыкального искусства XIX века не миновала воздействия Бетховена: от вокальной лирики Шуберта до музыкальных драм Вагнера, от скерцозных, фантастических увертюр Мендельсона до трагедийно-философских симфоний Малера, от театрализованной программной музыки Берлиоза до психологических драм симфоний Чайковского.

Почти каждое крупное художественное явление XIX века развивало одну из сторон многогранного бетховенского творчества. Бетховен, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал. Его высокое этическое начало, шекспиров¬ский масштаб мысли, безграничное художественное новаторство служили путеводной звездой для композиторов самых разнообраз¬ных школ и направлений. «Гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой», — говорил о нем Брамс.
Хотя Бетховен половину жизни прожил в XVIII веке, он — композитор нового времени. Свидетель великих переворотов, перекроивших карту Европы — Французской революции 1789 года, наполеоновских войн, эпохи реставрации, — он отразил в творчестве, прежде всего симфоническом, грандиозные потрясения. Ни один из композиторов не воплощал с такой силой в музыке картины героической борьбы. Как никто из музыкантов до него, Бетховен интересовался политикой, общественными событиями, в молодости увлекался идеями свободы, равенства, братства и сохранил им верность до конца дней.
Он обладал обостренным чувством социальной справедливости и дерзко, ожесточенно отстаивал свои права — права простого человека и гениального музыканта — перед лицом венских меценатов, «княжеской сволочи», как он их называл: «Князей есть и еще будут тысячи. Бетховен — только один!». Инструментальные сочинения составляют основную часть наследия композитора, и среди них важнейшую роль играют 9 симфоний. В произведениях для сцены — увертюрах и музыке к трагедиям («Эгмонт», «Кориолан») находят воплощение те же героические картины борьбы, гибели, победы, которые получают наивысшее выражение в Третьей, Пятой и Девятой — самых популярных ныне симфониях. Преображаются в творчестве Бетховена и такие классические жанры, как фортепианная соната, струнный квартет, инструментальный концерт. Меньше привлекали композитора вокальные жанры, хотя и в них он достиг высочайших вершин, таких, как монументальная Торжественная месса или единственная опера «Фиделио».
Новаторство Бетховена, особенно в его последних сочинениях, было понято и принято далеко не сразу. Однако он добился славы еще при жизни.
Жизнь Людвига ван Бетховена, родившегося 16 декабря 1770 года в Бонне, была полна страданий и трагических событий, которые, однако, не сломили, а выковали его героический характер. Не случайно крупнейший исследователь его творчества Ромен Роллан опубликовал биографию Бетховена в цикле «Героические жизни». Бетховен рос в музыкальной семье. Дед, фламандец из Мехельна, был капельмейстером, отец — певцом придворной капеллы, игравшим также на клавесине, скрипке и дававшим уроки композиции. Отец и стал первым учителем 4-летнего сына. Как пишет Роллан, «он часами держал мальчика за клавесином или запирал со скрипкой, заставляя играть до изнеможения. Удивительно еще, как он не отвратил сына навсегда от искусства». Из-за пьянства отца Людвигу рано пришлось начать зарабатывать на жизнь — не только для себя, но и для всей семьи. Поэтому школу он посещал лишь до 10 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения; самоучкой, настойчивым трудом овладел латынью, французским и итальянским.
Постоянно менявшиеся учителя давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке, альте. Отец, мечтавший видеть в Людвиге второго Моцарта — источник больших и постоянных доходов, — уже в 1778 году организовал его концерты в Кёльне. В 10 лет у Бетховена появился, наконец, настоящий педагог — композитор и органист Христиан Готлиб Нефе, а в 12 лет мальчик начал работать в оркестре театра и занял должность помощника органиста в придворной капелле. К тому же году относится первое сохранившееся сочинение юного музыканта — вариации для фортепиано, а к следующему — 3 сонаты. Оба жанра стали впоследствии важнейшими для Бетховена.
К 16 годам он уже широко известен в родном Бонне как пианист (особенно поражают воображение его импровизации) и композитор, дает уроки музыки в аристократических семействах и выступает при дворе курфюрста. Бетховен мечтает учиться у Моцарта, в 1787 году едет к нему в Вену и восхищает его своими импровизациями, но из-за смертельной болезни матери вынужден вернуться в Бонн. 3 года спустя Гайдн по пути из Вены в Лондон посещает Бонн и, возвращаясь после английских гастролей летом 1792 года, соглашается взять Бетховена в ученики.
Французская революция захватила 19-летнего юношу, который, подобно многим передовым людям Германии, приветствовал взятие Бастилии как прекраснейший день человечества. Переехав в столицу Австрии, Бетховен сохранил это увлечение революционными идеями, завел дружбу с послом Французской республики молодым генералом Бернадоттом, а позднее посвятил сопровождавшему посла известному парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру сонату, получившую название Крейцеровой. В ноябре 1792 года Бетховен навсегда поселяется в Вене. Около года он берет уроки композиции у Гайдна, но, не удовлетворенный ими, занимается также у Иоганна Альбрехтсбергера и Антонио Сальери, которого ценит очень высоко и даже годы спустя почтительно называет себя его учеником. А оба музыканта, по словам Роллана, признавались, что Бетховен им ничем не обязан: «Всему его научил личный суровый опыт».

К 30 годам Бетховен завоевывает Вену. Его импровизации вызывают столь сильные восторги слушателей, что некоторые разражаются рыданиями. «Глупцы, — возмущается музыкант. — Это не художественные натуры, художники созданы из огня, они не плачут». Он признан величайшим фортепианным композитором, с ним сравнивают лишь Гайдна и Моцарта. Имя Бетховена на афише собирает полные залы, обеспечивает успех любому концерту. Он сочиняет быстро: одно за другим из-под его пера выходят трио, квартеты, квинтеты и другие ансамбли, фортепианные и скрипичные сонаты, 2 фортепианных концерта, множество вариаций, танцев. «Я живу среди музыки; едва лишь что-то готово, как я начинаю другое… Я часто пишу по три-четыре вещи сразу».
Бетховен принят в высшем обществе, у него немало прелестных титулованных учениц, и все они флиртуют со своим учителем. А он одновременно влюблен в двух молодых графинь Брунсвик, для которых пишет песню «Всё в мыслях ты», и в их 16-летнюю кузину Джульетту Гвиччарди, на которой намеревается жениться. Ей он посвящает сонату-фантазию опус 27 №2, ставшую знаменитой под названием “Лунная”. Но Джульетта не оценила не только Бетховена-человека, но и Бетховена-музыканта: она вышла замуж за графа Галленберга, считая его непризнанным гением, а его подражательные, любительские увертюры — ничуть не слабее симфоний Бетховена.
Композитора подстерегает еще один, поистине страшный удар: он узнает, что ослабление слуха, тревожившее его с 1796 года, грозит неизбежной неизлечимой глухотой. «День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах… жизнь моя жалка… Я часто проклинал свое существование», — признается он другу. А ведь ему немногим более 30, он полон жизненных и творческих сил. По предписанию врача композитор поселяется весной 1802 года в тихой деревушке Гейлигенштадт, вдали от столичного шума, среди виноградников на зеленых холмах. Здесь 6—10 октября он пишет своим братьям отчаянное письмо, известное ныне как Гейлигенштадтское завещание: «О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится.
.. Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Я почти совсем одинок… Еще немного, и я покончил бы с собой. Меня удержало только одно — мое искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным».
Последние годы жизни композитора еще более тяжелы, чем первые. Он совершенно глух, его преследуют одиночество, болезни, бедность. Семейная жизнь не сложилась. Всю свою нерастраченную любовь он отдает племяннику, который мог бы заменить ему сына, но вырос лживым, двуличным бездельником и мотом, укоротившим жизнь Бетховену.
Умер композитор от тяжелой, мучительной болезни 26 марта 1827 года. По описанию Ромена Роллана, смерть Бетховена отразила характер всей его жизни и дух его творчества: «Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом… Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком.
Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись… Он пал в бою».
Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены. 13 октября 1863 года, в связи с работами на венском кладбище, могила Бетховена (как и Шуберта) была вскрыта и снова засыпана, а 21 июня 1888 года его останки были перезахоронены на новом, Центральном кладбище Вены, рядом с могилами других великих композиторов и памятником Моцарту.

 

Людвиг ван Бетховен — биография и семья

Точная дата рождения Людвига ван Бетховена неизвестна. Но, как бы там ни было, а в декабре месяце 1770 года на свет появился мальчик, которому суждено было стать величайшим музыкантом – и не только своего времени. В ту эпоху в Германии было не принято фиксировать точную дату рождения детей так называемого «третьего сословия», но так как Людвиг был крещён 17 декабря в церкви Святого Ремигия, именно этот день считают днём его рождения.

Отец Бетховена служил придворным музыкантом и для своих детей не видел другого поприща, кроме музыки. Обнаружив в мальчике тонкий слух и способности, отец заставлял его сидеть за клавесином часами и разыгрывать пьесы. Восемь часов кряду маленький ребенок был вынужден заниматься игрой, угождая отцу, а порой продолжать уроки и ночью. Возможно, именно настойчивость отца заложила тот базис, который впоследствии развился в величайший музыкальный талант.

Свой первый концерт Бетховен дал в Кельне в возрасте восьми лет. Талантливый мальчик был замечен, и его концерты прошли ещё в нескольких городах. Однако у успеха Людвига была и обратная сторона – отец, увидев, что больше ничего не может дать превзошедшему его в мастерстве сыну, прекратил с ним заниматься. В те времена считалось, что в обучении любые точные науки являются вторичными, а на первое место ставилась латынь. Так что в начальной школе Людвиг почерпнул весьма мало знаний, а продолжать образование он не мог из-за материальных трудностей семьи. Единственное, что оставалось мальчику, – читать книги и пытаться перенять знания у своих товарищей. Бетховен самостоятельно освоил французский и итальянский языки, упорным трудом научился легко читать даже речи Цицерона.

На одиннадцатом году жизни Бетховена им заинтересовался Нефе. Учитель сразу увидел гениальность и недостаточную сдержанность в музыке своего ученика. Нефе решил воздействовать на Людвига с помощью творчества композиторов и старательно занимался с ним по сборнику фуг и прелюдий Баха. Подобный подход дал свои плоды – первое известное нам произведение Бетховена он написал в 1782 году. Это были вариации для фортепиано на марш Э. Дресслера. А вот последующие произведения – сонаты для клавесина – Бетховен написал уже безо всяких подражаний в тринадцать лет.

Отец Людвига не очень-то утруждал себя зарабатыванием денег, и когда тяжело заболела мать Бетховена, Людвиг был вынужден пойти работать органистом в придворную капеллу. Лишь в 1787 году Бетховен смог осуществить свою мечту – встретиться с Моцартом. Моцарт, слушая игру Бетховена, поразился богатству музыкальной фантазии и смелости импровизаций юного музыканта и предрек ему великое будущее. Развиться дружбе двух композиторов помешала смерть матери Бетховена – юноша уехал домой, чтобы обеспечивать двоих младших братьев. Вынужденная работа в оперном театре, где Бетховен играл в составе оркестра на альте, давала слишком мало денег, и Людвиг подрабатывал частными уроками и концертами.

Встреча с композитором Гайдном в Бонне вызвала у Бетховена горячее желание уехать в Вену, чтобы учиться. Это было правильное решение – уже в 1795 году в Вене состоялся первый концерт молодого композитора. Сразу после этого Бетховен отправляется с концертами в Прагу, Лейпциг, Нюрнберг и Берлин. Прага полюбилась композитору тем, что пражане с восторгом принимали его музыку, и он часто гастролировал в этом замечательном городе. Но в основном Бетховен давал концерты в салонах знати – это приносило наибольший доход.

Учёба у Гайдна не принесла особо весомых плодов – ученик и учитель не сошлись характерами. А вот с Антонио Сальери у Бетховена наладились отношения, и под руководством Сальери он длительное время изучал искусство написания оперных партий. Кроме того, Бетховену довелось учиться у знаменитых музыкантов-педагогов австрийской столицы, которые помогли ему мастерски овладеть контрапунктом (Альбрехтсбрегер) и квартетной композицией (А. Ферстер). Невероятная трудоспособность Бетховена в соединении с высочайшей музыкальной культурой его учителей отточила талант и позволила впоследствии полностью раскрыться всему многообразию его творчества. Лишь полностью сложившись как композитор, Бетховен отважился опубликовать свои фортепианные сонаты. Было это в 1796 году.

Всего Бетховеном было написано тридцать две сонаты, которые музыковеды считают самым ценным в наследии великого композитора. Возможно, они правы, так как именно в сонатах Бетховена видна не только творческая эволюция композитора, но и его изобретательность в оформлении и сущности произведений. «Аппассионата», «Лунная», «Патетическая» – сегодня трудно найти человека, не знакомого с этими сонатами Бетховена. Более ста сочинений были созданы великим композитором за первые десять лет его пребывания в Вене. Хотя надо отметить, что музыку к модному в те времена балету Бетховен писать не любил и сочинил лишь один балет – «Творения Прометея». Первая симфония Бетховена была закончена им в тридцать лет, и, несмотря на ее бесспорный успех, свою вторую симфонию композитор написал лишь через три года.

Но еще в конце девяностых годов столетия у Бетховена начались проблемы со слухом. Лечение не дало никаких результатов, и уже в 1801 году Бетховен жаловался близким друзьям, что вынужден садиться очень близко к оркестру, чтобы различить высокие ноты голосов артистов и инструментальных партий. И всё же Бетховен счастлив и полон жизненных сил – он любит и любим. Однако его любовь, дочь графа Гвиччарди, не соответствует рангу композитора, а ее семья, конечно же, категорически против неравного брака. Своенравная Джульетта Гвиччарди берет уроки музыки у знаменитого венского композитора, влюблена в экстравагантного и непредсказуемого Бетховена, но очень легко меняет привязанности. Появившийся через год соперник, граф Галленберг, легко разрушает сложившуюся идиллию. Мало того – девушка пыталась навязать Бетховену свое увлечение композиторскими талантами соперника, а позже вышла за графа замуж. Именно этой любви Бетховен посвятил знаменитую «Лунную сонату», названную позднее первым из ноктюрнов XIX столетия.

Слава Бетховена достигает своего пика, но и болезнь не дремлет – композитор практически потерял слух. Меценаты и ценители таланта Бетховена назначают ему крупную пенсию, и в деньгах композитор практически не нуждается. Издатели рвут из рук любые ноты, помеченные фамилией Бетховена, но болезнь заполняет все его существо. Бетховен теряет свое мужество и пишет завещание. Тем не менее даже во время лечения в предместье Вены он работает над Второй симфонией и создает произведение, пронизанное солнечным светом и мощнейшей энергетикой. Возможно, именно эта работа позволила Бетховену обрести волю к жизни. Новый период творчества прочно связан с переменами в политической жизни Европы – началом наполеоновских войн. В музыке композитора проявляется и крепнет тема сопротивления и героизма – в Третьей и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», увертюре «Эгмонт», в Пятом концерте для фортепиано.

А вот с личной жизнью Бетховену так и не повезло. Многочисленные знакомства с женщинами и ни одной глубокой привязанности, которая переросла бы в брак. Бетховен предпочитал дружить с женщинами, но не запятнал себя ни единой связью с замужними дамами – не позволяли воспитание и врожденная добродетель. Даже довольно тесная дружба с Терезой Брунсвик, возникшая около 1806 года, осталась всего лишь дружбой, хотя исследователи считают, что их отношения могли быть более интимными, о чем свидетельствует письмо Бетховена к «бессмертной возлюбленной», скорее всего написанное именно Терезе.

Но время меняет Бетховена. Он начинает сторониться светских салонов, подвержен вспышкам гнева, ненавидит ложь и фальшь. Композитор гуляет по Вене в одиночестве, но периоды затворничества чередуются с посещением трактиров, где он подолгу общается с друзьями. С 1815 года Бетховен полностью теряет слух, и для общения с ним требуются карандаш и бумага. Но жизненный и музыкальный опыт композитора был столь велик, а его желание созидать столь огромно, что даже при полной глухоте Бетховен писал потрясающую музыку и исполнял ее, проверяя удачу по лицам слушателей. В последнее десятилетие своей жизни Бетховен тяготеет к гораздо более возвышенной и импровизационной музыке, нежели раньше. Именно это отражается в Девятой симфонии и «Торжественной мессе» (1823 год). Девятая симфония (1824 год), несомненно, является апофеозом творчества великого композитора. И это подтверждается триумфом во время первого же ее исполнения в Вене. Самое удивительное, что на этот раз величие Бетховена подтвердила не аристократия, а весьма демократическая аудитория. Правда, сам композитор не слышал уже ни собственной музыки, ни аплодисментов.

Признание и восторг слушателей вдохновляют Бетховена, и он начинает лихорадочно набрасывать эскизы, делится со своими близкими друзьями творческими планами. Но здоровье композитора оставляет желать лучшего, а в начале зимы 1826 года он заболел и уже не поднялся с постели. Три долгих месяца Бетховен боролся за жизнь, но 26 марта он умер. Говорят, что в этот день в столице Австрии сверкали молнии и бушевала страшная метель…

Людвиг Ван Бетховен — краткая биография

Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор.

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы.

В 1792 г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. — у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.