Санкхья кратко: Санкхья | это… Что такое Санкхья?

Санкхья йога | Философия санкхья | Школа санкхьи

Название: Санкхья («перечисление»)
Основатель: мудрец Капила
Время возникновения: VII—VI вв. д. н. э.
Основные священные тексты: Веды, Упанишады, Санкхья-карика

Капила — ведийский мудрец, который описывается в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах и считается автором основных принципов индуистской философской системы санкхья.

Санкхья рассматривает мир как непрерывную эволюцию, последовавшую в результате Большого Взрыва, когда внутри изначальной Целостности, представлявшей собой Единую Реальность в непроявленной форме, впервые возникло чувство обособления. Та часть Единого, которая считает себя обособленной, называется Пракрити (Природа), а другая часть, носящая память о единстве всего сущего и объединяющая всё сущее, носит название Пуруши. Закон кармы начинает действовать в тот самый момент, когда Пракрити отделяет себя от Пуруши  таково первое действие, за которым следуют все остальные.  Считается, что мотивацией этого акта послужило спонтанно возникшее желание Пуруши произвести на свет индивидуумов, которые могли бы воспринимать и познавать Его. В каждом атоме Вселенной присутствует частица этого единого Космического Сознания, которое стремится к познанию. Сознание эволюционирует, проектируя себя в физические тела. Будучи минимальным в «инертной» материи и достигая своего максимума в человеческих существах, сознание  и, как следствие, некий «намек» на самосознание  проявляется даже в самом грубом веществе. Человеческая деятельность имеет значимость в санкхье лишь в контексте того, насколько она приближает к пониманию этого недифференцированного Сознания.

Пракрити на первом шаге эволюции превращается в нерасчлененный трансцендентный Разум, который затем распадается на множество индивидуальных сознаний, называемых ахамкара.  Ахамкара  это сила, которая в каждом организме проявляется в виде его «я». Ахамкара («создатель я»), дающая всем живым существам чувство индивидуального бытия, без которого невозможна была бы дальнейшая дифференциация, обладает тремя гунами, или качествами: саттва (равновесие), раджас (деятельность) и тамас (инерция).

Согласно философии санкхьи, воплощённая жизнь есть совместное функционирование в данном месте и в данное время пяти великих элементов (огонь, вода и т.д.), десяти чувств, мышления (ахамкары), интеллекта (буддхи) и индивидуальной души, которая является отражением космического Пуруши в материальном мире и оживляющим началом. Из всего этого набора только Пуруша находится вне пределов досягаемости закона кармы. Всё остальное, существующее внутри совокупности всех мыслимых миров, есть только та или иная форма материи, и поэтому подчиняется законам действия и противодействия.  Пуруша  это чистое, пассивное, всегда присутствующее сознание, которое не более взаимодействует с воспринимаемыми явлениями, чем киноэкран с проецируемым на него фильмом.

Создавая индивидуальность, ахамкара одновременно присваивает прошлые кармы и текущие действия этой индивидуальности. Все ранее предпринятые действия, с которыми эго отождествило себя, становятся семенами кармических реакций, каждая из которых ждёт только своего времени, чтобы созреть и принести плоды. Ахамкара выращивает свои семена в теплице, известной под названием каузальное тело. Накопленные причинным телом кармические семена спокойно лежат до той поры, пока не придёт время давать всходы. Когда они начинают прорастать, предопределение вступает в силу. Созревая, они дают плоды, которые проникают в астральное тело. Каждая карма побуждает астральное тело побуждать физическое тело насладиться в соответствующем месте и времени приятными и неприятными результатами своей прошлой деятельности.

САНКХЬЯ-КАРИКА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Комментарии

САНКХЬЯ-КАРИКА (санскр. ), канонический текст санкхьи, составленный в 4–5 вв. Ишваракришной, благодаря которому это древнейшее направление индийской мысли стало одной из классических систем-даршан. Сведения об Ишваракришне незначительны, известно только, что он был, возможно, брахманом из Кошалы (Северо-Восточная Индия), ставшим странствующим аскетом.

Санкхья-карика содержит от 69 до 73 стихов (у различных комментаторов) в сложном размере арья. Карики 1–2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, от живых существ и «свыше») и задают установку на освобождение от них. В кариках 3–7 кратко «записываются» все 25 начал санкхьи (через атрибуцию им возможности и невозможности модифицироваться или быть модификациями), учение об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8–20 представляют онтологию санкхьи: учение о предсуществовании следствия в причине (саткарья-вада), характеристики «проявленного» и «непроявленного» уровней трехгунной реальности, самих трех гун – конечных ноуменов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности, обоснование Пракрити (Непроявленное) как единства трех гун в качестве Первоматерии мира, существования атмана-пуруши как «чистого субъекта» и его множественности, а также ложной взаимоассимиляции Пракрити и пуруш. Карики 21–27, 38 посвящены космологии – эманациям всех «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 28–37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей и 3 «внутренние способности» (антахкарана) – ум-манас, эготизм-аханскара и интеллект-буддхи. Предмет карик 39–55 – механизм трансмиграции тонкого тела (сукшма-шарира) – своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами – и диспозиции сознания индивида (бхавы), определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56–61 – служение «бессознательной» Пракрити интересам пуруш. Карики 62–68 посвящены «освобождению» пуруши от мира страданий, которое начинается с «реализации» истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и «освобождается» необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах Санкхья-карики излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи.

Сочинение Ишваракришны пользовалось беспрецедентной популярностью: уже к 10 в. на него было составлено более десятка комментариев, а все оппоненты санкхьи (буддисты, джайны, вайшешики, наяики, ведантисты) опирались в изложении ее учения на Санкхья-карику. Сформулированный им классический дуализм санкхьи стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии Пуран и тантризма.

Комментарии к Санкхья-карике начали составляться, вероятно, непосредственно после создания Санкхья-карики (один из них приписывается некоторыми исследователями самому Ишваракришне). Один из ранних комментариев может быть датирован лучше других: это оригинал китайского комментария, сделанного буддийским монахом Парамартхой в 540–569, который, вероятно, назывался Суварнасаптати-вритти (Толкование на Золотое семидесятистишье [Ишваракришны]) и был составлен не позднее рубежа 5–6 вв. Оригинал Парамартхи представлял собой стандартный учебный текст, рассчитанный на прохождение адептами санкхьи «общего курса».

К тому же или чуть более позднему времени относятся два комментария, открытые в 1970-е годы, – краткая Санкхья-вритти (Толкование санкхьи) и Санкхьясаптати-вритти (Толкование Семидесятистишья санкхьи). Если оригинал комментария Парамартхи можно сравнить с общим курсом, то Санкхья-вритти – с курсом элементарным; этот краткий учебный текст для начинающих санкхьяиков обнаруживает еще меньше исследовательской рефлексии, чем предыдущий памятник. В Санкхьясаптати-вритти изложение материала также обнаруживает учебные задачи, но классификации элементов учения здесь уже значительно более развернуты и большее внимание уделяется полемике с другими философскими направлениями.

К 7 в. была составлена, вероятно, Санкхьякарика-бхашья (Комментарий к Санкхья-карике) Гаудапады, весьма популярная в традиции санкхьи. Гаудапада писал очень простым языком и стремился к прозрачно ясному изложению материала, но это не простота учебного пособия: задача состояла в том, чтобы дать максимально стабильную и «экономную» интерпретацию карик Ишваракришны, – с тем, чтобы доктринальная система санкхьяиков была зафиксирована и не «размывалась».

В отличие от названных комментариев Юктидипика принадлежит выдающемуся теоретику, который представил трактат Ишваракришны в историческом контексте (нечастый случай в индийской литературе), защищал его положения от контраргументов основных оппонентов и обосновал его адекватность в рамках «метаправил» научной (шастрической) литературы (см. ЮКТИДИПИКА).

К теоретикам принадлежал и неизвестный нам автор лаконичной Джайямангалы (Благословение победы), писавший, по-видимому, в 7–8 вв.: текст Ишваракришны становится у него исходным материалом для систематизации эпистемологии санкхьи, он пытается выявить и «точки отсчета», лежащие в основе доктрины множественности и, соответственно, единства Атмана в санкхье и веданте.

Зато лишь имитатором теоретизирования предстает писавший, вероятно, в 8–9 вв. автор Матхара-вритти (Толкование Матхары), который демонстрирует в этом (по сути учебном) тексте свою эрудицию в наследии ньяи, имитирует этимологизирование времен ранней брахманической прозы и часто цитирует индуистскую литературу.

Венчает комментаторскую традицию, надстроившуюся над Санкхья-карикой, толкование философа-энциклопедиста Вачаспати Мишра Таттва-каумуди, которое относится к теоретическим комментариям и в ряде случаев подытоживает работу предшественников, принимая некоторые трактовки, отвергая другие и создавая собственные конструкции (см. ВАЧАСПАТИ МИШРА). Конспектом комментария Вачаспати Мишры можно считать Санкхья-чандрику (Лунный свет санкхьи) Нараяна Тиртхи. Названными толкованиями комментаторское наследие классической санкхьи отнюдь не исчерпывается, поскольку трактат Ишваракришны продолжает комментироваться в «живой» традиции санкхьи (ср. Санкхьякарика-бхашья Кришнаваллабхачарьи, изданная в 1933).

См. также АНТАХКАРАНА; БХАВЫ; ГУНЫ; ДУХКХА; ЙОГА-СУТРЫ; ПРАКРИТИ; ПУРУША; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ШАШТИТАНТРА.

Владимир Шохин

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

Пройти тест

санкхья | Определение, доктрины, философия и буддизм

Ключевые люди:
Капила
Похожие темы:
ахамкара кайвалья пракрити гуна саттва

См. весь соответствующий контент →

Самкхья (санскрит: «Перечисление» или «Число») также пишется как Санкхья , одна из шести систем ( даршан с) индийской философии. Санкхья принимает последовательный дуализм материи ( пракрити ) и вечный дух ( пуруша ). Изначально они разделены, но в ходе эволюции пуруша ошибочно отождествляет себя с аспектами пракрити . Правильное знание состоит из способности пуруши отличать себя от пракрити .

Несмотря на то, что многие ссылки на систему даются в более ранних текстах, санкхья получила свою классическую форму и выражение в санкхья-карике

s («Стансы санкхьи») философа Ишваракришны (ок. 3 в. н. э.). Виджнанабхикшу написал важный трактат о системе в 16 веке.

Еще из Britannica

Индийская философия: роль священных текстов, мифологии и теизма

Школа санкхьи предполагает существование двух тел, временного тела и тела из «тонкой» материи, сохраняющейся после биологической смерти. Когда первое тело погибает, второе переселяется в другое временное тело. Тело тонкой материи состоит из высших функций буддхи («сознание»), ахамкара («я-сознание»), манас («ум как координатор чувственных впечатлений») и прана («дыхание», принцип жизненности).

Самкхья постулирует существование бесконечного числа подобных, но отдельных пуруш , ни один из которых не превосходит другого. Поскольку пуруша и пракрити

достаточны для объяснения вселенной, существование бога не предполагается. пуруша вездесущ, всеосознателен, всепроникающ, неподвижен, неизменен, нематериален и лишен желаний. Пракрити — это универсальная и тонкая природа, которая определяется только временем и пространством.

Цепь эволюции начинается, когда пуруша сталкивается с пракрити подобно тому, как магнит притягивает к себе железную стружку. пуруша , который раньше был чистым сознанием без объекта, фокусируется на пракрити , и из него развивается буддхи («духовное осознание»). Далее эволюционирует индивидуализированное эго-сознание ( ахамкара , «Я-сознание»), которое навязывает пуруше неправильное представление о том, что эго является основой объективного существования пуруши .

ахамкара далее делится на пять грубых элементов (пространство, воздух, огонь, вода, земля), пять тонких элементов (звук, осязание, зрение, вкус, запах), пять органов восприятия (с помощью которых можно слышать, осязать, видеть, пробовать на вкус, обонять), пять органов деятельности (с помощью которых можно говорить, хватать, двигаться, размножаться, эвакуировать) и ум (как координатор чувственных впечатлений; 9).

0021 манас ). Вселенная является результатом комбинаций и перестановок этих различных принципов, к которым добавляется пуруша .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В значительной степени за пределами вышеупомянутой системы стоит то из трех основных качеств материи, которые называются гуна с («качествами»). Они составляют пракрити , но также важны главным образом как физиопсихологические факторы. Первый — тамас («тьма») — мрак, невежество и инерция; второй —

раджас («страсть»), то есть энергия, эмоции и экспансивность; а наивысшее — саттва («благо»), то есть озарение, просветляющее знание и легкость. Этим типам личности соответствуют: тамас , тип невежественного и ленивого человека; к раджасу , что у импульсивного и страстного человека; и к саттве , что у просветленного и безмятежного человека.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Санкхья | Инь-йога

ГлавнаяYinSightsСамкхья

Около 800 г. до н.э. эпоха философии возникла почти одновременно во всем античном мире. В Греции, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае мудрецы, которые всегда были обращенными внутрь себя психонавтами, [1] начали думать о том, как мы думаем. До этого времени все религиозные практики были ориентированы вовне. Религиозные инструменты, ритуалы и жертвоприношения были предназначены для обмена и заключения сделок с элементами природы и богами. Предполагалось – если бы мы совершали эти жертвоприношения на благо богов, они были бы довольны, а в свою очередь оказали бы нам милость. Искомые милости были трех видов: награда в виде здоровья, богатства и потомства. Мы все хотим быть здоровыми, иметь много денег и много детей. Просветление три тысячи лет назад не было целью. В лучшем случае можно было надеяться на небесную награду после этой жизни, но даже это было более поздним религиозным изобретением.

Религия всегда отдаляет ищущего от того, что ищут. Религиозные обряды и жертвоприношения требуют посредников – жрецов, действующих от имени просителей. Прямая связь с божественным невозможна, за исключением очень редких мудрецов, которым боги в первую очередь открыли изначальные истины.

В большинстве этих древних религий боги, будучи метафорами элементов природы, были многочисленны, могущественны и своенравны. Они не были прекрасными примерами нравственного поведения. Они были больше похожи на высокомерных, самовлюбленных старших братьев и сестер, которые могли сделать вашу жизнь невыносимой, если вы не держались подальше от них и не делали их счастливыми. Даже в самых ранних монотеистических религиях Бог был суровым надзирателем, которого нужно было умилостивить и умилостивить, чтобы ваша жизнь была мирной.

С зарождением философии внимание было обращено внутрь себя. Внешние силы природы рассматривались как отражение внутреннего мира, и наоборот. Внешние жертвоприношения и ритуалы стали внутренними. Там больше не было богов; они были метафорами того, что здесь происходило.

Вам больше не нужен был священник, чтобы говорить за вас с божественным — божественное уже жило внутри вас; вам нужно было сделать работу самостоятельно. Карта к самореализации, или, точнее, к Самореализации, была необходима, чтобы помочь вам на пути, но вы должны были пройти этот путь.

Одна из таких карт стала очень влиятельной в Индии во времена Будды. Он объяснял внутреннюю и внешнюю работу ума и мира. Хотя карта не давала ответов на все вопросы, и все не принимали некоторые из ответов, которые она давала, это была наиболее полная модель из когда-либо разработанных. Он стал основой йогической и буддийской космологии. Это была психокосмологическая модель санкхьи. [2]

Мы предоставим историкам возможность спорить о том, создала ли санкхья эту модель и, таким образом, ее можно считать отцом последовавшей за ней йогической модели, или существовала более ранняя версия, из которой развились и санкхья, и йога. таким образом делая двух братьев, а не отца и сына. Для наших целей достаточно знать, что и санкхья, и классическая йога, из которой произошли все остальные йоги (особенно наиболее практикуемые сегодня тантра и хатха-йога), разделяют один и тот же психофизический взгляд на вселенную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *