Краткое содержание кавказский пленник сказки: Краткое содержание «Кавказский пленник» Л. Толстой читать за 3 минуты

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» по главам (Л.Н. Толстой)

За свою долгую и непростую жизнь классик русской литературы Лев Николаевич Толстой создал множество произведений. Для своих книг великий писатель часто брал за основу реальные события. Не стал исключением и рассказ «Кавказский пленник», написанный в 1872 году. Многомудрый Литрекон советует прочитать полную версию произведения, но, если Вам нужно узнать поучительную историю времён Кавказской войны (1817 – 1864) как можно быстрее, подробное краткое содержание рассказа по главам будет действительно полезным. «Кавказский пленник» в сокращении демонстрирует сюжет со всеми важными деталями. А еще у нас есть анализ этой книги по плану. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Глава 1: Попадание в плен
  • 2 Глава 2: Жилин и Костылин в плену. Требование выкупа
  • 3 Глава 3: Жизнь в ауле
  • 4 Глава 4: Подготовка побега
  • 5 Глава 5: Неудавшийся побег
  • 6 Глава 6: Побег Жилина и выкуп Костылина

Глава 1: Попадание в плен

Иван Жилин – русский офицер, который служит на Кавказе во время войны. Однажды он получает письмо из дома. Мать офицера, пожилая и больная женщина, просит сына приехать к ней. Она хочет его женить. Жилин получает отпуск и собирается в дорогу.

Путь кажется действительно опасным – на одиноких путников часто нападают злые татары. Поэтому Жилин выезжает из крепости вместе с обозом и солдатским конвоем. Из-за жары люди движутся очень медленно, и офицер решает поехать один, надеясь на своего верного коня. Вместе с Жилиным от отряда отделяется и его сослуживец Костылин.

На русских офицеров нападают горцы. Несмотря на то, что у Костылина есть заряженное ружьё, он трусит и бросает товарища. Жилин отчаянно сопротивляется, но татары избивают его и берут в плен. Ивана увозят в аул, надевают на ноги колодки и запирают в сарае.

Глава 2: Жилин и Костылин в плену. Требование выкупа

Всю ночь Жилин не может уснуть. На утро к нему приходит богатый татарин Абдул-Мурат с тринадцатилетней дочерью Диной. Дина даёт пленнику воды, а Абдул-Мурат рассказывает, что он готов отпустить русского за большой выкуп в три тысячи монет. Жилин говорит, что у его родных нет таких денег, и уменьшает сумму до пятисот. 

В плен попадает и Костылин. От него Абдул-Мурат требует выкуп в пять тысяч монет, и тот испуганно соглашается. Костылин пишет письмо с просьбой о деньгах домой. Жилин поступает так же, но специально изменяет адрес, чтобы письмо не дошло до родственников и им не пришлось собирать огромную сумму. Он хочет сбежать.

Жилин смог уговорить татар, чтобы их с Костылиным держали вместе и хорошо обращались до получения выкупа. Пленников отвели в сарай, а на ночь сняли колодки.

Глава 3: Жизнь в ауле

Пленники живут в ауле уже более месяца. Костылин всё время боится и страдает, пишет родным повторное письмо с просьбой о деньгах. Жилин времени зря не теряет, наблюдает за горцами, начинает обдумывать план побега. Также он начинает рукодельничать. Он лепит кукол из глины, одну из которых забирает себе Дина. На следующий день игрушку разбивает старая татарка. Жилин делает новую куклу, ещё лучше первой. Благодарная Дина начинает приносить Жилину молоко и даже еду.

Другие татары тоже проникаются симпатией к русскому офицеру. Он чинит их замки, часы, ружья. Однажды ему посчастливилось вылечить старого уважаемого горца. Остальные татары привыкли к Жилину, а Абдул-Мурат даже привязался к пленнику и не хочет его отпускать. Один из немногих, кто ненавидит русского офицера и желает его смерти, – это дед-татарин, который из-за войны потерял восемь сыновей.

Глава 4: Подготовка побега

Жилин осваивается у татар, но не забывает о своём желании освободиться. Каждую ночь он роет подкоп. Чтобы лучше узнать местность, он идёт на высокий холм и запоминает, куда ему нужно идти. Помимо этого, офицер запасается лепёшками и прикармливает сторожевую собаку.

Когда всё готово для побега, горцы возвращаются с убитым товарищем. Жилин видит погребальные ритуалы татар, а также замечает, что к нему начинают хуже относится. Жилин уговаривает сомневающегося Костылина бежать вместе с ним. 

Глава 5: Неудавшийся побег

Костылин и Жилин, несмотря на все трудности, убегают из аула. Им предстоит очень долгий путь. Жилин – невысокий, но очень сильный и выносливый мужчина – терпеливо преодолевает все препятствия. Грузный Костылин совсем обессилел и стёр ноги в кровь. Он не готов бороться и вскрикивает от боли. Жилин не может бросить товарища и сажает его себе на спину. Однако горцы уже услышали стон и бросаются в погоню.

Жилина и Костылина ловят и возвращают в аул. Их избивают, заковывают в колодки и сажают в глубокую яму. Под влиянием деда-татарина Абдул-Мурат пригрозил, что, если за две недели он не получит выкуп, Жилина и Костылина убьют. Попытка повторного побега также будет наказана жестокой смертью.

Глава 6: Побег Жилина и выкуп Костылина

Пленников содержат в очень плохих условиях. Костылин совсем разболелся, а Жилин продолжает думать о побеге. Его последней надеждой остаётся Дина. Офицер продолжает делать для неё игрушки, а девочка приносит еду и предупреждает об опасностях. Жилин уговаривает Дину помочь ему бежать.

Однажды ночью девочка приносит длинный шест и спускает его в яму. Костылин отказывается бежать, а Жилин, несмотря на колодки, выбирается на поверхность. Он благодарит Дину и обещает никогда её не забывать. 

Жилин с трудом пробирается через лес и горные тропы. Когда он уже видит русскую крепость, его замечают татары и бросаются в погоню. К счастью, казаки тоже видят Жилина и помогают ему добраться до своих. Русские снимают его колодки, кормят и одевают. Жилин не едет домой и остаётся служить на Кавказе. Костылин возвращается в крепость только через месяц еле живой. Его родные всё-таки выплатили огромный выкуп.

Отзыв для читательского дневника Вы найдете по ссылке.

Автор: Ксения Щелакова

Кавказский пленник — краткое содержание рассказа, Саша Черный

Был погожий весенний день и всем было весело. Воробьи от избытка жизни перелетали с дерева на дерево, кувыркались, дрались. По разные стороны забора бешено носились псы: по одну – шоколадно-чёрная такса, по другую – лохматая дворняжка Тузик. На славной речонке Крестовке покачивалась пристань, недалеко трое мальчишек забрались в лодку и раскачивали её. Там же находился английский гребной клуб, шестеро тоненьких юношей вынесли длинную лёгкую гичку, спустили её на воду и понеслись к Елагину острову.

В примыкающем к саду флигеле тоже было уютно и радостно. В шкафу стояли книги, а на стене, над старым диваном, висели портреты тех, кто эти книги когда-то написал. Перед дверью, ведущей из столовой в сад, стояли две сестры, и казалось, что лишь им двоим в этот радостный весенний день было грустно. Старшая сестра Валя и младшая Катюша только что первый раз в жизни прочли произведение Толстого «Кавказский пленник» и очень разволновались. «Раз написано – значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу…»

Взрослых дома не было: мама уехала за покупками, отец на службу в банк, а няня на именины к своей племяннице. У няни сын служит на Кавказе и пишет матери письма, девочки могли бы ей пересказать прочитанное и разузнать, правда ли то, что на Кавказе так мучают людей.

Катя вздохнула и сказала, что хорошо, что Жилин, главный герой в произведении Толстого, смог благополучно сбежать из плена. И сёстры решили, раз всё хорошо закончилось в рассказе, значит и им кукситься в такой чудесный день уже не стоит. Девочки стали придумывать, как дальше могли бы развиваться события в рассказе Толстого. Катя предложила вариант, где Жилин устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его держали в яме. А Валя непременно хотела, чтобы он велел их высечь, но потом сама же и передумала, потому что русские офицеры великодушны. По версии девочек, Дине Жилин должен был подарить азбуку за то, что она кормила его молоком и лепёшками, когда он был в плену. Дина бы выучилась читать, убежала бы к Жилину, крестилась и вышла бы за него замуж. Девочкам стало намного легче, когда они вот таким вот образом устроили судьбу главных героев рассказа Толстого. Сёстры надели калоши, кофточки и вышли на крыльцо.

В углу сада девочки увидели яму, они переглянулись и поняли друг друга без слов. Катюша поинтересовалась, кто же будет пленником, Валя решила, что в яму они посадят Мишку, сына дворника. Сначала обе они будут татарами, возьмут Мишку в плен, потом Валя станет Диной, а Катя её подругой и они помогут пленникам бежать. Оставалось только найти того, кто будет играть роль Костылина, второго пленника. И тут рядом как раз оказался Тузик и девочки решили, что дальше искать никого и не стоит.

Сёстры позвали Мишку, он был ещё маленький и привык во всём слушаться девочек. Они рассказали ему, что будут играть в «Кавказского пленника» и он будет русским офицером Жилиным. Сказали представить, что Мишка скачет на лошади к своей матери, потому что она подыскала ему хорошую невесту, а девочки его схватят и посадят в яму. Миша сел верхом на прут и поскакал, девочки начали делать вид, что стреляют в него, но мальчишка крикнул, что они не попали и продолжал скакать. Сёстры бросились к нему, схватили и силой потащили к яме. Мишка уселся в яме, Тузик сразу понял, в чём заключается игра и прыгнул к мальчику. Сидя в яме, Миша спросил, что же будет дальше.

Валя и Катя решили, что за пленников надо просить выкуп, но Жилин бедный и за него никто не заплатит, а Костыли богатый. Девчонки нацарапали на дощечке огрызком карандаша за Тузика всё, что следовало: «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник.» Дощечку отдали дворнику Семёну и, не дожидаясь ответа, побежали обратно к яме. В это время пленники играли в яме и даже не пытались никуда бежать. Валя пригрозила им, что отдаст их рыжему татарину, но Мишка был согласен и на это. 

Сёстры решили, что теперь они татарские девочки и в обмен на кукол будут бросать лепёшки пленникам. Мишке было велено лепить куколок, но он сказал, что ему лепить их не из чего. Тогда Валя сбегала домой, принесла вместо самодельных кукол разные игрушки и выпросила у кухарки три пирожка с капустой. Первый и второй пирожок проглотил Тузик, и лишь третий пирожок удалось передать на палочке Мише. Потом девочки спустили пленникам шест, чтобы те сбежали, но ни Мишка, ни Тузик не спешили выбираться из ямы. Девочки сердились, ругались, приказывали вылезать, но закончилось всё тем, что сами соскочили в яму, устроились там и стали смотреть на облака. Сёстры решили, что могло бы быть и четыре пленника, а бежать днём всё равно не полагается. Да и колодки надо ещё на всех набить.

Часа через два вернулась домой мама, обошла в поисках дочек все комнаты и сад. Дворник показал дощечку с надписью, мама всполошилась, вышла на крыльцо и стала звать Валю и Катю. Девочки откликнулись, мама побежала на голоса и нашла детей в яме с блестящими от удовольствия глазами. Ребята сказали, что они кавказские пленники. По дороге к дому девочкам самим было не понятно, почему же их так расстроил утром рассказ «Кавказский пленник», «…ведь превесёлая же, право, штука».

Саша Черный, «Кавказская пленница». Краткое повествовательное содержание

Предлагаем краткое содержание повести «Кавказская пленница». Саша Черный, его автор, делает своих героев детьми, впервые прочитавшими одноименное произведение Л. Толстого. Их переживания и воплощение истории Жилины в игре составляют основу сюжета.

Сцена

История начинается с обширной экспозиции. Его герои живут на берегу небольшой речки Крестовки, впадающей в Неву. В этот весенний день было многолюдно – многие пришли на пристань, чтобы насладиться свежестью природы и почувствовать возрождение жизни. Это и посетители английского гребного клуба, и полоскание белья, и озорные мальчишки, и старик в плоскодонке, и очень старая бабка на балконе… Мирное течение жизни еще больше подчеркивает остроту ощущений девушки, о которых Саша Черный и дальше будет говорить. Кавказская пленница — это покажет краткое содержание произведения — вызывала в их душе сочувствие и сострадание.

Обитатели крыла

Рыжий котенок на столе. Много книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где можно было увидеть буфет с яствами, матрешку на изразцовой печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказская пленница», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием сестер Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже на щеке блестела слеза. Причиной такого настроения было то, что они дочитали повесть «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Сила воображения

Рассказ Жилина был воспринят сестрами как самая настоящая правда, а потому вызвал большой ажиотаж. К тому же дома не было ни матери, ни няни, которая объяснила бы: неужели можно так мучить людей? Успокоило одно: герой сбежал, а значит, все у него обошлось. А день был так хорош, что не хотелось долго грустить. Они еще раз вспомнили краткое содержание рассказа. Кавказский пленник (Саша Черный строит этот сюжет дальше), освободившись, мог взять и самих татар. А потом их прилольно разрезают или проявляют милосердие и отпускают на все четыре стороны. Дину, по мнению девушек, надо наградить медалью и научить читать и писать. Валя придумала, как дальше будет крестить и выходить замуж за Жилина. Счастливые, что теперь все так весело, сестры вышли на улицу.

Веселая игра

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, осталось распределить роли. Все хотели быть Диной, потому что решили сначала быть татарами и взять в плен Мишку, дворниковую карапузу. Потом могут бросить в яму, и тогда начнут экономить. Костыли должны были быть Тузиком, бегущим рядом с девочками и виляющим хвостом. Таковы были фантазии Вали и Катюши, вспоминающих краткое содержание. «Кавказская пленница» (автор Саша Черный отметил, что Мишка тут же согласился включиться в игру) помчался вперед на удочке, не желая быть раненым. Татарским девушкам пришлось взять его силой и потащить в яму. Чтобы было помягче, Валя принесла коврик, и теперь заключенные «Жилин» и «Костылин» удобно уселись в яме. Осталось написать сообщение родным. Поскольку Мишка был еще неграмотен, это сделали девочки. Табличку с требованием выкупа они передали дворнику. Только заключенные вели себя неправильно: веселились и вовсе не пытались бежать. Так продолжает рассказ Саша Черный.

«Кавказская пленница»: итоги игры

Теперь Валя и Катюша превратились в татарок. Они принесли из дома игрушки и бросили их в яму: Мишке пришлось обменять их на лепешки. Потом попросили на кухне три пирога, но двое из них поймали Тузика на ходу, так что третий подал Жилину на палке. После этого спаситель бросил в яму длинный шест, но узники отказались бежать. Ни крики, ни приказы не помогали, и в конце концов сестры тоже прыгнули в яму и стали ждать ночи. Вспомнили краткое содержание сказки: кавказский пленник, — цитирует здесь Саша Черный Толстого, — должен был бежать по звездам. Да и колодки плат еще не набиты.

Развязка

Когда мама с няней вернулись, долго искали детей. И дворник принес неизвестную табличку с записью о выкупе. Взрослые встревожились и выбежали в сад, где услышали голоса девушек из ямы. И сестры, и Мишка, и Тузик очень обрадовались, сказав, что они кавказские пленницы.

Валя и Катюша пошли домой, прижавшись к маме. Они не понимали, как такая история может показаться им грустной наутро. Теперь они воспринимали это как «славную… вещь». Так заканчивается повествование Саши Блэк. «Кавказская пленница», краткое содержание которой было подробно рассмотрено, стала для детей началом веселой и запоминающейся игры.

Краткий пересказ. «Кавказская пленница» Саши Черного / Paulturner-Mitchell.com

Чтобы сэкономить время, каждый из нас хотя бы раз в жизни читал краткий пересказ. «Кавказская пленница» — рассказ, написанный Сашей Черным в начале ХХ века. Это небольшая работа. Прочитать полную версию истории ни для кого не составит труда. Краткий пересказ «Кавказской пленницы» Блэк делает еще короче.

Историческая справка

Саша Черный — псевдоним поэта. На самом деле его звали Александр Михайлович Гликберг. Он родился 25 октября 1880 года в Одессе, тогда входившей в состав Российской империи. В семье было пятеро детей, двоих из них назвали Сашей. Один Саша был блондином, его называли «Белым», а второй Саша — брюнетом, ему подходил «Черный». Так возник псевдоним писателя. Его детство было трудным и трудным. Он сбежал из церковной гимназии, много скитался и голодал. О его скитаниях писали в газетах, и однажды маленького Сашу приютил К.К. Роше, оказавшего большое влияние на маленького Александра.

Поэтический путь

В 1905 году Саша Черный переехал в Петербург, где публиковал в журналах свои сатирические стихи. После этого к нему пришла слава и известность.

В 1906 году молодой поэт переезжает в Германию, где живет и получает образование. Через два года северная столица возвращается, начинает писать рассказы для детей. Во время Первой мировой войны Саша Черный служил в лазарете, писал прозу. Чуть позже вы прочитаете краткий пересказ. «Кавказскую пленницу» Саша Черный написал именно в этот период. Рассказ вошел в сборник «Детский остров».

В 1920 году эмигрировал. Через 9 лет я купил участок земли во Франции, где построил дом. Писатель умер от сердечного приступа 5 августа 1932 года, помогая соседям спасать дом от пожара.

Краткий пересказ: «Кавказская пленница»

Рассказ начинается с описания веселого и солнечного весеннего дня. Автор с интересом отмечает, что у черемухи цветут, а у березы — изумрудная листва. Этот день настолько прекрасен, что никому не хочется заниматься хозяйственными делами. Вдоль забора бегают местные собаки. По одну сторону забора резвится такса черно-шоколадного окраса, а по другую сторону забора бежит мохнатая серая дворняжка Тузик со смешным хвостом.

На Крестовском острове есть причал. Вода блестела от блестящей чешуи, в которой плавали микроскопические рыбки. Лодки на нем плескались и качались.

В этот день все было хорошо: резвились воробьи, такса и дворняга. Чья-то старая бабушка мирно отдыхает и покачивается в кресле-качалке. Сквозь зеленую листву деревьев блестела на солнце река. По саду вышагивал рыжий петух, а кот мирно лежал на теплом бревне.

В крылечке маленький котенок играл струнами на басовой мандолине. В шкафу стояли книги, а на стене висели портреты тех, кто их давно написал: кудрявый Пушкин, бородатый Тургенев и Толстой… За портьерой терракотовая столовая.

Мухи нервно искали выход в сад, а на столе лежала раскрытая книга. Нарисовала на своих картинах детские ручки. Стеклянная дверь из столовой в сад была закрыта. Валя и Катя просто по очереди читали повесть Толстого «Кавказский пленник». Сестры были в восторге. Волновал их детские умы серьезный вопрос — мучаются ли солдаты на Кавказе. Если это написано в книге, то многозначительно — верно! Это не сказка про Бабу Ягу.

Девочки начали обсуждать финал истории. Спасение героев для них настоящее облегчение. Валя предложила татарам вырезать крапиву со словами «Вот тебе! Бери! Знаешь, как мучить солдата!». Но потом вдруг передумала. Валя и Катя решили научить Дина читать, подарить ей азбуку и наградить георгиевской лентой, а потом жениться на Жилине.

Вздохнув с облегчением, Валя и Катя позвали Мишку, играть в «Кавказскую пленницу». Они разделили роли. Каждая из девушек стала татаркой. Мишка стал Жилиным, а Тузик стал его другом. Игра началась. «Паф-паф-паф» девушки выстрелили в воображаемого коня Мишку-Жилина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *