Самозванцы. Эпоха Екатерины II. #1. Феномен самозванства // Смотрим
Самозванцы. Эпоха Екатерины II. #1. Феномен самозванства // СмотримПрофиль
21 октября 2019, 12:00 21 октября 2019, 13:00 21 октября 2019, 14:00 21 октября 2019, 15:00 21 октября 2019, 16:00 21 октября 2019, 17:00 21 октября 2019, 18:00 21 октября 2019, 19:00 21 октября 2019, 20:00 21 октября 2019, 21:00 21 октября 2019, 22:00
Феномен самозванства берет свое начало с эпохи смуты. При Екатерине II институт самозванцев буквально расцвет – их было более 40.
-
Смотрим всё
Авто-геолокация
Начало Смутного времени в России
О лекторе
Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).
План лекции
1. Смута — как системный кризис в России конца XVI – начала XVII вв. Причины Смуты. 2. Начало Смутного времени. Династический кризис. 3. Царь Федор I. Правитель, а потом царь Борис Годунов. 4. Начало гражданской войны в России. Крушение Годуновых. 5. Царствование Лжедмитрия I. 6. Боярский заговор во главе с Василием Шуйским. Гибель самозванца.
Аннотация
Лекция посвящена началу Смутного времени в России. Сама Смута в России конца XVI – начала XVII вв. рассматривается как системный кризис социокультурной системы России, т.к. кризис всех сфер жизни: экономический, общественный, политический, династический, нравственный кризис. Причинами такого состояния русского общества стали не только негативные последствия второй половины царствования Ивана Грозного, в частности опричный террор и перенапряжение социально-экономических ресурсов России в ходе 25-летней в итоге проигранной Ливонской войны, но и череда природных катастроф, вызвавших неурожаи, чудовищный голод, эпидемии. В 1603-1604 гг. системный кризис принял форму гражданской войны, знаменем которой становиться имя якобы чудом спасенного царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.
Особенности средневекового русского менталитета обрекли на гибель, пришедшую недавно к власти династию Бориса Годунова, первого выборного Земским собором русского царя.
В лекции дана характеристика личности Лжедмитрия I, человека бесспорно талантливого и решительного, который пытался найти компромисс со всеми сословиями путем частичного удовлетворения ряда требований каждого из них, что, однако, только разожгло вражду сословий, т.к. их запросы были прямо противоположны. К примеру стремление дворян к закрепощению крестьянства, натыкалось на желание последнего вернуть Юрьев день. Огромную роль в социально-политической жизни начало играть быстро выросшее сословие казаков за счет беглых крестьян и холопов, желающих получить государеву службу и даже подменить собой на этом поприще дворянство.
Лжедмитрий I показан, прежде всего, как продукт внутреннего российского кризиса. Помощь, полученная им в Речи Посполитой от Мнишеков, иезуитов и короля Сигизмунда III, не сделала самозванца их марионеткой, а не выполнение кондиций (условий), заключенных с Сигизмундом III, осложнили отношения русского царя Дмитрия Самозванца и польско-литовского монарха.
Не нашел Лжедмитрий и общего языка с русским боярством, которое приняло его, лишь желая избавиться от Годуновых. В итоге заговор Василия Шуйского, совершенный на фоне бесчинств польско-литовских гостей в ходе торжеств, сопровождавших бракосочетание Лжедмитрия и Марины Мнишек, приводит к гибели царя-самозванца и массовому истреблению иностранцев в Москве.
Вопросы по теме лекции
1. Что представляла собой русская Смута? 2. Каковы были ее причины и движущие силы? 3. На чем зиждился успех самозванства Лжедмитрия I? 4. Почему В.О. Ключевский утверждал, что самозванец был «только испечен в польской печке, а заквашен он был в Москве»? 5. Какова была политика царя Дмитрия Самозванца в отношении его русских подданных? 6. Каковы были отношения царя-самозванца и Речи Посполитой? 7. Почему свадьба Лжедмитрия I и Марины Мнишек привела к росту негативного отношения москвичей к иноземцам, особенно к полякам и литовцам? 8. Как и почему погиб царь-самозванец? 9. Какие это могло иметь последствия для дальнейшего развития Смуты?
Литература
Источники
1. Полные тексты отечественных источников по истории Руси XI-XVII вв. Электронные издания ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) «Библиотека литературы Древней Руси».
Хрестоматии
1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. М.: Проспект, 2012. 2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. — М.: МИРОС — Международные отношения, 1994.
Учебные пособия
1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч. 1: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II. 2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014. 3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.
Литература
1. Боханов А.Н. Борис Годунов. М., 2012. 2. Зимин А.А. В канун грозных испытаний. М., 1986. 3. Козляков В.Н. Борис Годунов: трагедия о добром царе. М., 2011. 4. Козляков В.Н. Лжедмитрий I. М., 2009. 5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смутного времени. М., 2008. 6. Русская смута: сборник / Сост., пер. и вступ. ст. Лазуткина Мария Геннадьевна. М., 2006. 7. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983. 8. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII вв. М., 1988. 9. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1981, 2-е изд. доп. М., 1985. 10. Скрынников Р.Г. Крушение царства. М., 1995. 11. Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. Смоленск, 1997.
Введение в «Трактат о трех самозванцах»
По
К. Х.Религия
Далее следует введение к Трактату о трех самозванцах , опубликованному в 2015 году Мантия . три основные религии — иудаизм, христианство и ислам. Это только половина истории. Опубликовано анонимно и с указанием многочисленных дат, мест происхождения и авторов — как реальных, так и фантастических —
Наше издание Three Самозванцы (мягкая обложка; электронная книга) включает новое критическое введение, подписанное только инициалами автора (ниже). В представленном виде мы отдаем дань уважения и продолжаем исследование подтекста этого текста.
«Нет ничего без знака». Это новая мысль, лежащая в основе Книги IX — «Относительно подписи естественных вещей» — новаторского трактата Парацельса «О естественных вещах» (ок. 1572 г.). Эта работа закрепила за мыслителем эпохи Возрождения репутацию ученого и бунтаря, два определения, которые тогда, как и сейчас, часто неразличимы. Его наблюдения над миром природы привели Парацельса — швейцарско-немецкого эрудита XVI века — к заключению, что нет ничего, что бы не носило на себе знак, объявление чего-то, что в противном случае осталось бы скрытым. Нет ничего без знака; ничего не бывает без подписи.
«Трактат о трех самозванцах» Анонима
Но что насчет загадочного текста, содержащегося в этом томе? «Трактат о трех самозванцах» представляет собой ожесточенную полемику против пророков трех авраамических религий: Моисея, Иисуса и Мухаммеда. По существу, он похож на ряд манускриптов, составлявших основу подпольной торговли кощунственными трактатами в эпоху раннего Просвещения. Стилистически он пропитан враждебностью и написан с непочтительностью, которая может показаться знакомой нашему слуху, но поразить предполагаемую аудиторию. Однако наиболее важным для современных читателей является архитектура произведения и меры, которые были предприняты для сокрытия личности автора. Вместо подписи, которая устанавливала бы связь между произведением и автором,
Подобно тому, как монета помечается знаком суверена, приобретая, таким образом, свою ценность и полезность в торговле, так и текст помечается подписью автора. Подпись придает произведению характер предмета и помещает его в сложную сеть герменевтических отношений. «Трактат о трех самозванцах» , отделенный от подписи, был отделен от социально-политической среды, в которой он появился, и оставлен на обочине науки.
Обладая статусом наиболее широко распространенных тайных рукописей своего времени, «Три самозванца» не оказали прямого влияния на развитие мысли Просвещения; к тексту не прислушивались наиболее возвышенные из свободных мыслителей. Джонатан Исраэль в своей монументальной истории радикального Просвещения отмечает Три самозванца , утверждая: «С философской точки зрения этот текст не имеет большого значения и менее оригинален, поскольку представляет собой не более чем грубую вульгаризацию Спинозы, дополненную коллажем дополнительных материалов, взятых из нескольких писателей». не путайте маргинальность с неактуальностью. «Трактат о трех самозванцах» благодаря своему широкому распространению оказал огромное влияние на радикальную мысль, которая закладывала основу господствующего направления Просвещения. Действительно, маргинализацию следует понимать не как историческую случайность, а в случае антиавторитарных и еретических текстов как сознательную тактику и часть более широкой стратегии политической подрывной деятельности.
Характер «Три самозванца»
еще больше омрачается вероятностью того, что эту работу писали несколько человек в течение многих лет, добавляя или удаляя отрывки по своему желанию, подчеркивая или уменьшая акцент на определенных темах в соответствии с личными предпочтениями. Однако стилистически целостность текста поддерживается императивом «говорить без маскировки и правильно излагать дело». Конечно, появление набора «Три самозванца 9» не случайно.0014 , наряду с оборотом подпольных текстов в целом, примерно соответствует появлению печатных произведений на местных языках. Четкая речь на простом языке вкупе с обращением к здравому смыслу способна обойти хранителей знаний и обратиться к самим людям. Уже одно это делает документ опасным. Сами слова, напечатанные без прикрас и эвфемизмов, делают необходимым сокрытие авторства. Кроме того, ярость Трех самозванцев ‘ тон, по словам более набожного современника произведения, «бесконечно превосходит по атеистической ненормативной лексике даже те произведения Спинозы, которые считаются самыми пагубными». совокупность произведений, созданных самими пророками, которые, по словам нашего анонимного автора (авторов), «настолько неясны, что их невозможно понять, и составлены так плохо, что мы с трудом можем поверить, что они сами это понимают». В то время как неясности пророков превозносятся как святые, непритворные и неприукрашенные слова Трех Самозванцев рассматриваются как неприемлемая угроза состоянию суеверия и невежества, которому отдают предпочтение «хитрые люди, наживающиеся на глупости людей».
Трактат о трех самозванцах — это объявление войны, сделанное от имени глупцов и невежд; это протест против их состояния и обвинительный акт, выдвинутый против пророков и привратников их судьбы. Несмотря на потусторонние темы, текст глубоко политизирован. Он дает голос неслышимым и невидимым массам и выражает их желание оставаться невидимыми для священников, государственных деятелей и ученых врачей. Но те, кто носит плащ-невидимку, не просто смирились со своей судьбой. Они предпочитают жертвовать своим лицом и своим голосом, потому что не хотят принадлежать. Быть видимым, быть названным — значит вступать в отношения с властью. Анонимный автор, как и безымянное множество, не может вступать в такие отношения. Анонимный автор не может представлять массы; автор не является субъектом, который затем может обращаться к другому, предъявлять требования к другому, давать обещания другому. Аноним ничего подобного сделать не может.
Хотя маловероятно, что многие из тех, кто торговал тайными рукописями, были обмануты, веря, что «Трактат о трех самозванцах» был написан Фридрихом Барбароссой (как утверждается) или датирован временами крестовых походов, наглость язык требовал фантастических усилий по сокрытию. Если бы удалось установить автора, если бы можно было привлечь к ответственности субъекта, то, несомненно, колкие слова в адрес политической и духовной власти не остались бы без ответа. История Михаила Серветуса, испанского врача, гуманиста и естествоиспытателя, современника Парацельса и одного из воображаемых авторов еретического текста, иллюстрирует опасность авторства. Будучи схваченным в Женеве после побега из Вены, осужденным самим Кальвином и по распоряжению французского инквизитора об экстрадиции, Серветус был призван предстать перед судом по обвинению в распространении доктрины антитринитаризма и антипедобаптизма. Как часто бывало в эпоху Реформации и Просвещения, истинного ученого выставляли еретиком. 27 октября 1553 года Михаил Серветус был сожжен заживо на костре, построенном из зеленых дров и его собственных книг.
Инциденты, подобные этому, не были редкостью в эпоху борьбы между зарождающимся рационализмом и укоренившимися силами суеверия и догматизма. Откровенные критики государственных и религиозных институтов, заинтересованные в поддержании невежества масс, понимали смертельную опасность, которую таили их слова, и принимали меры, необходимые для сохранения своей анонимности, активно работая над распространением своих идей. Как изменились задачи, стоящие перед авторами антиавторитарных, богохульных текстов за почти 500 лет после принесения в жертву Сервета? Учитывая сеть и тщательное наблюдение за территорией двадцать первого века, можем ли мы избежать вывода, что сейчас, как и тогда, видимость — это ловушка? Современные радикальные политические движения продемонстрировали скрытую силу горизонтальной организации без лидеров. Никаких требований, никаких обещаний, ничего, кроме слов, разрушающих фасад авторитета, как всегда. Никто. Ничего такого. Но быть ничем, по словам другого Анонимуса, «это не унизительное состояние… а, наоборот, условие максимальной свободы действий».0007
- 1. Радикальное Просвещение: философия и создание современности 1650-1750 (Оксфорд, 2001)
- 2. Там же.
- 3. Невидимый комитет, Грядущее восстание (Semiotext(e), 2009).
Критика, иудаизм, Ислам, Христианство
Да, синдром самозванца реален: вот как с ним справиться
Вы когда-нибудь чувствовали, что вам не место? Как будто ваши друзья или коллеги узнают, что вы мошенник, и вы на самом деле не заслуживаете своей работы и достижений?
Если да, то вы в хорошей компании. Эти чувства известны как синдром самозванца, или то, что психологи часто называют феноменом самозванца. Согласно обзорной статье, опубликованной в International Journal of Behavioral Science , примерно 70% людей испытывают эти чувства самозванца в какой-то момент своей жизни. Синдром самозванца поражает самых разных людей из всех слоев общества: женщин, мужчин, студентов-медиков, менеджеров по маркетингу, актеров и руководителей.
Что такое синдром самозванца?
Синдром самозванца — идея о том, что вы добились успеха только благодаря удаче, а не благодаря таланту или квалификации, — была впервые выявлена в 1978 году психологами Полиной Роуз Клэнс и Сюзанной Аймс. В своей статье они предположили, что синдром самозванца поражает исключительно женщин.
С тех пор исследования показали, что и мужчины, и женщины испытывают чувство самозванца, и Клэнс опубликовал более позднюю статью, в которой признается, что синдром самозванца не ограничивается женщинами. (Она также создала тест на синдром самозванца.) Сегодня синдром самозванца может возникнуть у любого, «кто не способен усвоить и признать свои успехи», — говорит психолог Одри Эрвин.
Эксперт по синдрому самозванца Валери Янг, которая является автором книги на эту тему, Тайные мысли успешных женщин , также обнаружила закономерности у людей, которые испытывают чувства самозванца:
- «Перфекционисты» возлагают на себя, и даже если они достигнут 99% своих целей, они будут чувствовать себя неудачниками. Любая маленькая ошибка заставит их усомниться в собственной компетентности.
- «Эксперты» чувствуют необходимость знать каждую часть информации, прежде чем они начнут проект, и постоянно ищут новые сертификаты или тренинги, чтобы улучшить свои навыки. Они не будут претендовать на работу, если они не соответствуют всем критериям, указанным в объявлении, и они могут не решиться задать вопрос в классе или высказаться на собрании на работе, потому что боятся выглядеть глупо, если они уже не знаю ответа.
- Когда «прирожденному гению» приходится бороться или много работать, чтобы чего-то достичь, он или она думает, что это означает, что он недостаточно хорош. Они привыкли к тому, что навыки даются легко, и когда им приходится прикладывать усилия, их мозг говорит им, что это доказательство того, что они самозванцы.
- «Солисты» чувствуют, что должны выполнять задачи самостоятельно, и если им нужно обратиться за помощью, они думают, что это значит, что они неудачники или мошенники.
- «Супермужчины» или «суперженщины» заставляют себя работать усерднее, чем окружающие, чтобы доказать, что они не самозванцы. Они чувствуют необходимость добиться успеха во всех сферах жизни — на работе, в качестве родителей, в качестве партнеров — и могут испытывать стресс, когда чего-то не достигают.
Почему люди испытывают синдром самозванца?
Однозначного ответа нет. Некоторые эксперты считают, что это связано с личностными чертами, такими как тревожность или невротизм, в то время как другие сосредоточены на семейных или поведенческих причинах, объясняет Эрвин. Иногда детские воспоминания, такие как чувство, что ваши оценки никогда не были достаточно хорошими для ваших родителей или что ваши братья и сестры превзошли вас в определенных областях, могут оставить неизгладимое впечатление. «Люди часто усваивают эти идеи: чтобы быть любимым или привлекательным, мне нужно добиться чего-то», — говорит Эрвин. «Это становится самовоспроизводящимся циклом».
Факторы вне человека, такие как его окружение или узаконенная дискриминация, также могут играть важную роль в подстегивании чувства самозванца. «Чувство принадлежности способствует уверенности», — говорит Янг. «Чем больше людей выглядят или говорят так же, как вы, тем увереннее вы себя чувствуете. И наоборот, чем меньше людей выглядят или говорят так, как вы, это может и влияет на их уверенность в себе для многих людей».
Это особенно верно, «когда вы принадлежите к группе, для которой существуют стереотипы о компетентности», добавляет Янг, включая расовые или этнические меньшинства, женщин в областях STEM или даже иностранных студентов в американских университетах.
Как справиться с синдромом самозванцаОдин из первых шагов к преодолению чувства самозванца — признать мысли и оценить их в перспективе. «Просто наблюдайте за этой мыслью, а не задействуйте ее», — говорит Эрвин. «Мы можем помочь научить людей отпускать и более критически подвергать эти мысли сомнению. Я призываю клиентов спрашивать: «Помогает мне эта мысль или мешает?»
Вы также можете переформулировать свои мысли. Янг говорит, что она напоминает людям, что единственная разница между теми, кто испытывает синдром самозванца, и теми, у кого его нет, заключается в том, как они реагируют на вызовы. «Люди, которые не чувствуют себя самозванцами, не более умны, компетентны или способны, чем остальные из нас», — говорит Янг. «Это очень хорошая новость, потому что это означает, что мы просто должны научиться думать, как не самозванцы». Умение ценить конструктивную критику, понимание того, что вы на самом деле замедляете работу своей команды, когда не просите о помощи, или понимание того, что чем больше вы практикуете навык, тем лучше у вас это получается, — все это может помочь.
Также может быть полезно поделиться своими чувствами с надежными друзьями или наставниками. Люди, у которых больше опыта, могут заверить вас, что то, что вы чувствуете, нормально, и знание того, что другие были в вашем положении, может сделать это менее пугающим. Если вы хотите глубже погрузиться в эти чувства, Эрвин рекомендует обратиться к профессиональному психологу.
Большинство людей испытывают сомнения, и это нормально. «Важно не позволять этому сомнению управлять вашими действиями», — говорит Янг. «Цель не в том, чтобы никогда не чувствовать себя самозванцем. Моя цель — дать [людям] инструменты, понимание и информацию, чтобы быстрее себя уговорить», — говорит она.