Сагайдачный петр: Подлинная история гетмана Петра Сагайдачного

Содержание

Сагайдачный Петр Кононович



Сагайдачный Петр Кононович

?-1622

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Сагайдачный Петр Кононович

Сагайдачный Петр Кононович (?-1622), политический и военный деятель Украины, гетман реестрового казачества. По происхождению шляхтич. Участник и руководитель походов украинских казаков в Крым и Турцию (1614, 1615,1616, 1620 гг.).

+ + +

Сагайдачный (Конашевич-Сагайдачный), Петр (ум. 20.IV.1622) — политический и военный деятель Украины, гетман реестрового казачества. По происхождению — шляхтич из Галичины. Участник и руководитель походов украинских казаков в Крым и Турцию (1614, 1615, 1616, 1620). Сыграл видную роль в Хотинской битве 1621 года, в которой 40-тысячное казацкое войско, присоединившееся к польской армии, нанесло решающий удар турецкому войску султана Османа II. В обмен за услуги, оказываемые Речи Посполитой, Сагайдачный стремился, с одной стороны, укрепить положение реестра и расширить привилегии его верхушки, с другой — ослабить национальный и религиозный гнет на Украине. При его активном участии на Украине в 1620 году была восстановлена православная иерархия, ликвидированная после Брестской унии 1596 года. Сагайдачный со всем войском вступил в члены Киевского братства.

В 1620 году под влиянием растущих в народе симпатий к России Сагайдачный отправил в Москву посланцев с просьбой о принятии в подданство украинского казачества. Умер в Киеве от ран, полученных под Хотином; похоронен в Киево-Братском монастыре.

В. А. Голобуцкий. Киев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.


Далее читайте:

Исторические лица Украины (биографический справочник).

Литература:

Голобуцкий В. A., Запорожское казачество, К., 1957;

Гуслистий К., Нариси з iсторiï Украïни, в. 3., К., 1941.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

гетман Сагайдачный стал святым «новой церкви» Украины — EADaily — Украина.

Новости Украины. Новости Украина. Новости из Украины. Украина новости.

В конце августа в «святцах» раскольнической Православной церкви Украины («новая церковь») появился новый святой — казачий гетман Петр Конашевич- Сагайдачный (1570−1622), кумир украинских националистов и постсоветских «патриотичных» историков Незалежной. Синод ПЦУ на своем заседании постановил отмечать день памяти «святого благоверного гетмана Петра» в день его смерти, 20 апреля по новому стилю. Ведется работа над составлением молитв «святому гетману».

Иллюстрация: tyzhden.ua

В 1992 году — на заре украинского национального возрождения — в честь Сагайдачного переименовали заложенный в 1990 году сторожевой корабль пограничных войск КГБ СССР «Киров». Из-за хаоса 1991 года «Киров» на верфи в Керчи не успели довести до полной технической готовности. В 1992 году — в первый год украинской независимости — недоделанный «Киров» наскоро спустили на воду, спустя время Россия передала его Украине. Сторожевик встал в ряды украинских ВМС в классе флагманского фрегата, под именем «Гетман Сагайдачный». Военным морякам понятно, что между сторожевиком и флагманским фрегатом — колоссальная разница. Незалежные корабелы, стараясь придать «Сагайдачному» хоть сколько-нибудь представительный вид, в итоге довели его до ручки. В год Евромайдана на флагмане для радиолокации использовали систему, которую обычно применяют на рыболовецких траулерах. В исправности было только одно единственное 100- миллиметровое орудие АК-100 образца 1978 года. Общее техническое состояние боевых частей и уровень подготовки личного состава «Сагайдачного» не выдерживали никакой критики. Издевательства над «Сагайдачным» продолжились, когда в президентство Петра Порошенко для ремонтов корабля была выбрана принадлежавшая Порошенко киевская верфь «Кузница на Рыбальского». Бесконечные ремонты и рекламации едва живого «Сагайдачного» — идеальный способ для официального Киева списать распил и без того скудного украинского бюджета. По словам отставных украинских моряков, если ВМС Украины нелюбимые приемные дети украинской армии, то «Сагайдачный» — самый презираемый пасынок.

Канонизация раскольниками из ПЦУ «человека и фрегата» — повторение истории с издевательствами над некогда перспективным пограничным сторожевиком «Киров». Обычно в православной традиции канонизируют человека за святую жизнь или испытанные человеком при жизни муки за Христа и православную Церковь. Причисление к лику святых Сагайдачного — поругание всех мыслимых норм православной традиции.

За что так любят гетмана украинские националисты всех мастей? «Патриотичные» историографы называют Сагайдачного идеологом украинского государственного суверенитета, «козацькой незалежности». На самом деле Сагайдачный был типичным польско-литовским шляхтичем того времени, врагом Российского государства. Он и родился в 1570 году под Самбором (нынешняя Львовская область) в семье шляхтича Конона (Конаша) Попеля, служившего Речи Посполитой. Воспитателем Сагайдачного украинские историки называют великого гетмана Литовского Константина Острожского. Для Украины, Литвы и Польши Острожский — герой. Но не для нашей страны. Во время русско-литовской войны 1500−1503 годов разбитый наголову русскими под Смоленском Острожский попал в плен к московскому государю Василию III. В Москве в 1506 году пленный гетман принес крестное целование на верность Василию III и Русскому государству, за что получил чин ближнего боярина. Не прошло и года, как этот любимец Василия III презрел свои клятвы верности, сбежал снова в Литву и позже воевал против России без зазрения совести. Гетману больше сопутствовали поражения, чем победы, что свидетельствует о нем как о плохом военачальнике.

Еще одним воспитателем Сагайдачного историки называют сына Константина Острожского Василия- Константина, воеводу киевского. Украинский историк Леонид Тома называет Острожского-младшего «некоронованным королем Руси» и «ведущим архитектором Берестейской и Люблинской уний», которые положили начало Речи Посполитой и отрыву исторических земель Киевской Руси от Российского государства. Православный по вере Сагайдачный, по словам Томы, воспитывался в духе верности польско-литовскому государству, где первенствующее положение занимали не православные, а католики.

Какая же забота у украинских националистов, чьи предки были православными малороссами, до кичливой шляхты, которая украинцев и за людей-то не считала? Украинский националист Тома на этот счет утверждает: именно после образования в 1569 году Речи Посполитой Украина «впервые выступила на международной арене как самостоятельная политическая единица». По словам историка, приравненная в правах к польско-литовской знати «украинская шляхта сохраняла свои городские права и вольности», согласно магдебургскому праву. Читатель согласится, что словосочетание «украинский шляхтич» у гоголевского Тараса Бульбы вызвало бы праведный гнев… И тут же Тома выдает мазепинскую сущность нынешней «патриотической» украинской историографии. Он утверждает, что в польско-литовском государстве, где магнаты на выборах короля были готовы друга буквально изрубить саблями в капусту, «украинские шляхтичи» в случае чего могли занимать более выгодную им сторону — чего в «государстве московитов» им бы сделать не удалось.

В конце XVI века Сагайдачный с группой уроженцев Галиции отправился в Запорожскую Сечь. Выглядит логично версия многих историков, что будущий раскольничий «святой» сбежал в казаки, поругавшись со своей женой — польской шляхтинкой Анастасией Повчанской. Есть сведения, что будущий святой супружеской верностью и домовитостью не отличался, из-за чего у него с супругой были постоянные скандалы. Вот вам и «святой благоверный», как величают Сагайдачного в ПЦУ! В казацких рядах Сагайдачный был, говоря современным военным жаргоном, «диким гусем» — наемником, который воюет за любого, кто хорошо заплатит. Однако же у сына галицийского шляхтича обнаружился талант к военному делу. Свое прозвище Сагайдачный (от слова «сагайдак», колчан) он получил за умение стрелять из лука, проявил себя как военный лидер, который не боится рискованных военных предприятий, пусть те и выглядели со стороны как авантюры. Охочие до добычи и славы казацкие старшины — подзуживаемые окружавшими Сагайдачного галичанами — в 1601 году избрали Сагайдачного гетманом. Десяти лет не прошло, как казачий круг за какой- то проступок низложил Сагайдачного, правда, потом вернул ему гетманскую булаву. В очередной раз казаки свергли Сагайдачного с гетманства в 1617 году — после того, как после очередной казачьей смуты Сагайдачный заключил с польским королем договор об «оптимизации» числа реестровых запорожцев до 1 000 человек и ограничении прав казачества на городских землях Речи Посполитой. Кроме того, казакам в том же году явно не понравилось, что их гетман отказался выводить запорожцев на помощь польским войскам во время нападения на Речь Посполитую Османской империи. Украинская историография (как и многие отечественные патриотичные историки) говорят: уклоняясь от борьбы с турками на территории Речи Посполитой, хитроумный Сагайдачный способствовал ослаблению власти польского короля и тем самым защищал позиции русского православия в Юго-Западной Руси. Однако же другие факты утверждают, что Сагайдачный «дезертировал» от войны с турками по сговору с королевичем Владиславом. Владислав хотел, чтобы Речь Посполитая возглавила союз европейских христианских государств в войне с турками. Но власть Владислава была ограничена сеймом, а одна из лидирующих партий в сейме не давала королю согласия на изматывающую войну с турками, которая не имела для Речи Посполитой внятных перспектив. Чтобы сокрушить оппозицию, Владислав ослабил позиции казаков на границе с османами, чем ускорил турецкое вторжение. И заодно Владислав с помощью Сагайдачного спровоцировал смуту среди казачества, убедив магнатов в следующем: если оппозиция не примет сторону короля, турки того и гляди займут Варшаву, а казаки убегут на службу в Москву. Если принимать эту версию как данность, то Сагайдачный напрямую соучаствовал польским дворцовым интригам, потому что счел это для себя выгодным. Никаким патриотизмом в таком случае не пахнет и издали…

Владислав военные действия против турок все же отложил, чтобы напасть на ослабленную Смутным временем Россию. Ему хотелось взять реванш за позорное для него лично сидение польско-литовских интервентов в Московском кремле в 1612−13 годах. когда умиравшие от голода шляхтичи ловили по Москве бродячих собак и кошек, стреляли на суп ворон и не гнушались соленой человечиной. Владислав помнил, что низложившая царя Василия Шуйского семибоярщина в 1610 году присягнула на верность ему, Владиславу, как русскому государю. После этого авторитет Владислава в Варшаве, Кракове и Вильне поднялся до неожиданных высот. Изгнание интервентов из Москвы и избрание русским царем Михаила Федоровича обрушило авторитет Владислава до нижнего предела. Жажда Владиславом реванша в России объяснялась еще и тем, что он по отцу был шведом, представителем шведской королевской династии Ваза. Польские и литовские магнаты связывали свое поражение в России с тем, что их государством руководил «этот швед» — отец Владислава Сигизмунд III Ваза. Владислав, который хотел стать королем, боялся, что по причине поражения в России, его как сына «этого шведа», ожидает позорное фиаско.

В 1618 году Сагайдачный вернул себе гетманскую булаву — явно не без помощи Владислава. Казакам соблазнились тем, что их «новый старый» гетман удовлетворил просьбу Владислава об оказании помощи в очередном походе интервентов на Москву. Этот поход сулил казацкой старшине честь и богатства, а казачья голытьба получала шанс с помощью сабель «выйти из грязи в князи». Стоит сказать, что военные походы у казаков, (как и у их врагов османов) были способом выпускания социального пара в те критические моменты, когда недовольные низы были готовы вырезать правящую верхушку. То, как воевал Сагайдачный против своих православных русских братьев, более чем красноречиво описывает «Бельская летопись»:

» Того же лета (в августе 1618 года) пришел из Запорог в полевые города, а шол под Москву к королевичу на помочь по королевскому веленью полковник черкаской пан Саадачной с черкасы, а с ним черкас боевых людей было 20000 окроме кошевых людей. А пришол он, полковник пан Соа[дач]ной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы божия осквернил и разорил и домы все христьянские пограбил, и многих жен и детей в плен поймал».

Ливны -нынешняя Орловская область. Оставив от города обагренное кровью пепелище, казаки Сагайдачного разорили по пути на Москву Елец, Лебедянь, Курск, рязанские города Скопин, Ряжск и Касимов, подмосковную Каширу. В осаждаемых русских городах казаки агитировали жителей присягать на верность польской короне, на что многие осажденные, к сожалению, соглашались. Например, в Ельце местные казаки практически в полном личном составе перебежали к Сагайдачному, а местные священники в обмен на обещание Сагайдачного не грабить Елец выдали интервентам царского посланника Степана Хрущова вместе с городской казной.

Сагайдачный в союзе с Владиславом выступал как начальник войск, которые должны были отвлечь к Москве русскую армию, которым предназначалось противостоять основным польско-литовским частям. Таким образом казаки связывали передовые русские части в затяжных боях у Москвы, а поляки таким образом могли добивать ослабшую русскую армию на другом фронте. Казакам и полякам поначалу сопутствовал успех. Семитысячное войско под командованием героя народного ополчения Дмитрия Пожарского не смогло отбросить казаков от Москвы на серпуховском направлении. Тяжелораненый Пожарский сдал командование. Казаки, разграбив пригороды Москвы, к концу сентября взяли в осаду Донской монастырь (ныне юго-запад столицы России, район улицы Шаболовка). Владислав с остальным войском к тому времени шел к Троице-Сергиевой лавре. Москву в очередной раз спас едва оправившийся от ран Пожарский, принявший снова командование защитниками столицы России. Попытки интервентов измотать «московитов» боями в горящих и разграбленных узких московских улицах, чтобы таким образом добиться капитуляции, успехом не увенчались. Но поляки и казаки не сбежали с позором потому что у Российского государства после Смуты не нашлось сил и средств для решающего разгрома врага. Кроме поляков, с северо-запада грозили шведы, чей принц Карл-Филипп в годы Смутного времени также претендовал на русский престол. На юге и юго-западе источником постоянной угрозы было вассальное Османской империи Крымское ханство. В июне 1618 года, за два месяца до польско-казацкой интервенции, Россия пережила опустошительный набег крымских татар на пограничье в районе Курска. Через четыре года крымские татары дойдут до Тулы.

К тому же в окружении царя Михаила, где помнили предателей-бояр Смутного времени, опасались удара в спину внутри царского двора. Поляки в период семибоярщины обещали русским боярам-крепостникам те же бесчеловечные крепостнические порядки что и в Польше, больше напоминавшие рабовладение, и это не могло не понравиться значительной части боярства. В Москве резонно предпочли опустошительной войне на несколько фронтов стратегию «худого мира» с противниками, чтобы собирать силы для восстановления разоренной страны. Россия в декабре 1618 года заключила с интервентами Деулинский мир, по которому уступала Речи Посполитой огромную полосу на западе — от Чернигова и Смоленска до территорий нынешних Калужской и Тверской областей. Королевич Владислав в польских документах именовался русским государем — тем самым интервенты де-юре считали царя Михаила Романова самозванцем, с чем вынужденно смирились в Москве.

Чем в это время занимался Сагайдачный? Как самостоятельный генерал, он снял осаду занятых своими казаками московских территорий. Апологеты гетмана на Украине и в России списывают это на благородство Сагайдачного, который якобы не хотел убивать православных братьев за интересы иноземцев-поляков. Но к тому времени Сагайдачный, кроме того что награбил в русских городах, получил за поход от «клятых ляхов» огромную сумму в золоте, казаки Сагайдачного хотели еще больше денег и добычи. Оставив защищенную крепкими стенами Кремля Москву, казаки Сагайдачного предали огню и мечу менее защищенные русские города и села в окрестностях Калуги. Казаки грабили дома и церкви, женщин и детей уводили в плен — с целью продать их с выгодой османским работорговцам. Это несмотря на то, что с калужанами казаки ранее заключили соглашение о мире. Воспетые Тарасом Шевченко запорожцы на русских дорогах превратились в шайки мародеров и убийц.

Все же итоги похода обернулись не в пользу Сагайдачного. Добыча оказалась не такой богатой, на какую рассчитывали казацкие старшины. Поляки не выполнили условий по расширению казачьей самостийности, какие пообещали казакам перед походом на Москву. Поиспользовав казаков, Владислав их бросил на произвол судьбы. Многие казаки еще под Москвой бросили Сагайдачного, чтобы служить московскому государю. Часть казаков ушла на службу австрийскому императору, дабы участвовать как наемники в Тридцатилетней войне за наследство Священной Римской империи. Запорожская Сечь фактически восстала против польской короны. Сагайдачный спас Варшаву от предания казачьим саблям, заключив с поляками в октябре 1619 года соглашение, больше напоминающее капитуляцию. По этому соглашению, под ружьем в Сечи оставалось не более 3 000 казаков, а остальные изгонялись из Сечи и возвращались под власть своих хозяев- крепостников. В 1619 года в Сечи произошел переворот во главе со старшиной Яковом Бородавкой, провозгласившего себя гетманом взамен «зрадника» Сагайдачного. Гетман спас себя, предприняв в 1620 году попытку перейти на службу к Москве — с условием, чтобы русский царь признавал его гетманом Запорожской Сечи, равноправным политическим партнером. В Москве недавнему врагу не поверили, гетманом в Посольском приказе признали Бородавку. Но Сагайдачный собирался не служить царю Михаилу, а вызвать переполох в Варшаве, чтобы король снова обратил на Сагайдачного внимание. Сагайдачному это удалось. Вскоре Речь Посполитая вступила в войну с Турцией, Сагайдачный снова стал нужен Варшаве. Почему в Варшаве не поставили на того же Бородавку? Бородавка был лидером казачьей «партии голытьбы», ратовавшей за казачьи вольности. А Сагайдачный представлял казачью знать, более склонную прогибаться под лицемерные выверты королевского двора в Варшаве. 21 сентября 1621 года Бородавка был схвачен сторонниками Сагайдачного и жестоко убит. С остальными мятежниками Сагайдачный расправился в духе известных ныне бандеровцев. Он повелел сжечь стоявшие у Хортицы казачьи струги вместе с находившимся в стругах казаками. Вот вам и «святой»…

Конечно за год до этого Сагайдачный вступил в Киевское православное братство, способствовал приезду в Киев патриарха Иерусалимского Феофила III и, как утверждают некоторые историки, покаялся перед Феофилом за учиненные его казаками в России зверства. Однако в искренность такого покаяния верится с трудом. Сагайдачный, вздумай он очистить душу от пролитой русской крови, должен был каяться в Москве, перед патриархом Филаретом (побывавшим в польском плену отцом царя Михаила) и всем русским народом. Благочестивая с виду православная активность гетмана была вызвана чисто политическими соображениями. Сагайдачный шел войной на турок, а Константинопольский патриарх, который официально окормлял православных Речи Посполитой, был верноподданным турецкого султана. Патриарху Феофилу, скорее всего, предназначалась роль «великого господина нашего» для запорожцев. В ущерб патриарху Московскому, куда более близкому исторически к казакам и другим православным исторической Киевской Руси.

Казачий поход против турок под предводительством Сагайдачного уберег авторитет королевича Владислава, но ничего не дал казакам и еще не существовавшей тогда Украинской державе, чьим апологетом по словам «свидомых» историков был Сагайдачный. В сентябре 1621 года в битве под Хотином (ныне Черновицкая область Украины) Сагайдачный был ранен отравленной стрелой. Он умер в апреле 1622 года в Киеве — по преданию, в хмельном угаре, после нескольких бурных ночей, проведенных в объятьях смазливой шинкарки. Ничего себе, хорош праведник… Законная жена Сагайдачного в это время тащила на своих плечах заботы об их домашнем очаге и будущем их сына Лукаша, который едва помнил своего отца. Поляки ранее заключили мир с турками, где взвалили войну на казаков, пообещали Стамбулу выдать разоруженных казаков свести казачьи вольности на нет. Вот таким образом «гетман-патриот» в очередной раз предал своих братьев казаков польским панам.

В украинской народной культуре Сагайдачный прославлен как трагическая фигура вольного казака, которого всю жизнь било по волнам чужих Украине политических интересов других государств. Безо всякого намека на мнимую святость гетмана. Даже такому горячему поклоннику гетмана как Тарас Шевченко было ясно — убийца мирных людей и политический авантюрист Сагайдачный был далек от образа обычного благочестивого православного мирянина, не говоря уже о святом человеке. Попытки прославить Сагайдачного как украинского святого стали предпринимать уже в XX веке служившие Гитлеру украинские националисты. Во главу угла они ставили «священную войну» Сагайдачного с «москалями» и якобы имевшееся у Сагайдачного желание ввести Украину в «семью просвещенных европейских народов». Иными словами,якобы «святой» Сагайдачный в XVII веке предвосхитил на Украине гитлеровские «новый порядок» и план «Барбаросса»… Однако гетмана ранее не рискнули канонизировать ни в Украинской греко-католической церкви, ни даже в раскольническом «Киевском патриархате», УПЦ-КП. Лишь 25 мая 2011 года раскольническая «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) провозгласила Сагайдачного «святым и благоверным гетманом». Да и то не без давления украинских националистических организаций, от которых раскольники сильно зависели в плане финансовой и силовой поддержки.

Канонизировавший Сагайдачного в 2011 году ныне покойный глава УАПЦ Мефодий (Кудряков) ранее был клириком УПЦ-КП. В 1995 году Мефодий обвинил «Киевского патриарха» Филарета (Денисенко) в убийстве предшественника Филарета, «патриарха» Владимира (Романюка). Есть версия, что «новая церковь», вводя Сагайдачного в список своих «святых», извлекает снова на свет Божий старые обвинения Мефодия против Филарета. Глава ПЦУ Епифаний (Думенко) — духовный сын своего нынешнего врага Филарета, обязанный главе УПЦ-КП всем (включая то, что Епифаний, напоминание Филарету о его прошлых преступлениях, еще жив и здоров). Епифаний в плане политического коварства не только многое взял у своего учителя, но и явно хочет превзойти Филарета в этом. Филарет, которому в будущем году будет 92 года, также не оставляет планов сжить своего бывшего любимца со свету и не растерял своих способностей политического интригана. Об этом боящийся до сих пор Филарета Епифаний прекрасно знает.

Преемник Кудрякова в УАПЦ Макарий (Малетич) — митрополит Львовский в «новой церкви», а не в УПЦ-КП. Икона Сагайдачного для церкви Епифания — символ того, что УАПЦ, преемница прогитлеровской УАПЦ времен нацистской оккупации Украины, на стороне Епифания. А это значит, что за Епифанием — богатая украинская диаспора США и Канады. Сагайдачный удобен для «свидомого украинского православия» как фигура, объединяющая Восток и Запад Украины, личность прославленная в казачьих сказаниях и в украинской литературе. Личность Сагайдачного на нынешней Украине (и в России тоже) мифологизировали почти до неузнаваемости. Гетман как красивый миф подходит под образ приемлемого для православного мира благочестивого украинского националиста, достойного канонизации. Более известных «борцов против московского ига» — Ивана Мазепу, Степана Бандеру, Романа Шухевича — уже не украсишь и десяти слоями маникюра мифологизации. Греко-католики, которые рисуют Бандеру и Шухевича на своих иконах, не осмеливаются объявлять этих нацистских преступников официальными святыми, так как униаты прекрасно знают истинную жизнь главарей запрещенных в России ОУН-УПА*.

*Экстремистская организация, запрещена на территории РФ

Peter sagaydachny ez a Petro Sahaidach meghatározás

Sagaidachny, Peter

↑ Kivaló meghatározás

A ↓ hiányos meghatározás

Петр Сагайдачный (Конашевич)

↑ Кивало мегарозас

А ↓ Хианьос мегарозас

Петр Сагайдачный

Запорожье гадсерегенек Hetmanja

Erősítése a lengyel katolikus elnyomás és bővítése végén a XVI században ösztönözte a konszolidáció az ukrán nép, de nem annyira égisze alatt a fejedelmek (gyakran került katolicizmus), de az egész kozák és Запорожская Сечь.

A lengyel hatóságok jogilag elismerték a kozákokat különleges birtokként. De a kozákok statusza hivatalosan egy csekély számú embert vett fel a Nemzetközösség határőrségében lévők nyilvántartásába. Ezek a kozákok megkaptak a névjegyzék nevét.

Ugyanakkor a kozákok konszolidációjával fokozódott az ukrán filiszterizmus, a nemzetiségek és a papok tevékenysége, akik a hagyományos jogok megőrzésére harcoltak. Az ukrán православные kulturális és oktatási mozgalom XVI. Сказ 70-х годов 90-es évekbeli városi testvárosaiban szerveződött. Képviselőik tudatosan igyekeztek megőrizni vallási és lelki identitásukat.

A 16. század második felében a kozák és a felvilágosodás áramai még mindig gyengék voltak. Úgy alakultak ки, mintha különbözõ síkokban lennének, jóllehet jól ismertek az ostrohiskola diplomásoknak kozákokhoz való csatlakozásának esetei. Közülük a kozák felkelés legendás vezetője, Severin Nalivaiko, egy ortodox tudós testvere, аки из Острожской академии Демьян Наливайко-н Танитотт.

Azonban különleges szerepet egyesítő vezető erői az ukrán nép harcolni a jogok és a nemzeti érdekek (különösen a kozákok, Kiev polgárság és hű marad az ortodoxia am m űvelt papság) tartozik a dicsőséges Запорожского гетмана Петра Сагайдачного Конашевича.

Петр Конашевич, ismertebb nevén a becenevet adott neki kozákok Sagaidachnyi («Сагайдак» укран eszközök «remegni») — аз egyik legismertebb alakja a régi ukrán történelem. Meg kellett küzdeni a Fekete-tenger és a falak Moszkva, együtt a lengyelek blokkolja az utat, hogy a törökök Európában és akarata ellenére a lengyel király, hogy visszaallítsa az ortodox hierarchia az ukrán -fehérorosz földeket. De mint igazi kozák, mindenekelőtt személyes szabadságot, православный хитет, katonai partneréget és Zaporozhe testvériséget hozott. Ezeket a tulajdonságokat éneklik ma népszerű népdalok.

Kevés ismeretes Sagaidachny fiatal éveiről. Ő született körülbelül 1570 m körül Sambor város közelében Львов православный nemesség (nemes) család. Talán után Lviv és néhány más testveri iskola ment tanulni Volhíniában az Ostrog szláv-görög-latin Collegium (Академия), аки fővédnöke a kijevi fejedelem és a kormányzók Constantinus-Basil az Ostrog.

A kolégium befejezése után fiatal Peter Konashevics pedagógiai gyakorlattal Foglalkozott Kijevben. Különösen ismert, hogy egy ideig tanító volt Ян Аксак városbíró házában. Közoktatás területén folytatott békeművelés azonban egyértelműen nem felelt meg annak energetikai és döntő jellegenek. Запорожский козак és a hatarvárosok — várkastélyok (Черкассы, Чигирин, Умань) vezetői által támadt tatárrohamokkal szembeni kemény küzdelem nem szunt meg. Ugyanakkor a Brest-i egyház 1596-ban történő kihirdetésével kapcsolatban az ukrán helyzet jelentősen romlott. A nemesi ortodoxia iránti lojalitás, amelyet Константин Острожский herceg hívása ihletett, készen allt a fegyverekkel, hogy harcoljon az apai hit megőrzéséert. Петр Конашевич nem maradhatott távol ezektől a korszakalkotó eseményektől Ukrajnáig.

Ezúttal аз ортодокс ukrán ifjúság minden osztályának lovagi bátorsaga az a Zaporizhzhzhe Sich volt, amely a Dnyeper-gyorsaság mögött keletkezett (tehát a neve). В составе отряда XVI округа был нанят герцег атаман Дмитрий Вишневецкий. Демократический alapokra épített kozákok ортодоксальный katonai testvériséget hoztak letre, amit egyes kutatók nyugati lovagrendekhez hasonlítanak. A Sich-en lévő nők nem voltak megengedve. Az összes fő kérdest a kozákok közgyűlésén elektiv módon oldották meg. Minden rangú és származású személy válhat a közösség tagjává. A befogadas войлочные csak аз ortodoxia iránti hűség és harcban bizonyított bátorság volt.

Запорожский казак Байда-Вишневецкий идеебол хиресек а крими каналус эс тёрёк варосок — аз Эсаки-Фекете-тенгер партжан феквё эрёджейрол. 16. század vége óta Zaporozhye az ukrán ortodox lakosság harcának központjává vált a lengyel-katolikus terjeszkedés ellen. Эзерт К. Косинский и С. Наливайко elváltak a királyi csapatok ellen. A Sich dicsősége elérte Nyugat-Európa bíróságait, amint azt a német császár 1594-ben a Zaporozhe kozákok nagykövetsége is bizonyítja.

Эрих Лясота, аки vezette őt, célja a kozákok szövetségének megkötése volt, hogy közösen küzdjenek hatalmas oszmán birodalom ellen.

1600 körül Петр Конашевич Запорожская Січхез ют, эс амаросан аз элисмерт козак везеток козе тартозик. Körülbelül 30 éves volt, és valószínűleg már elegendő harci tapasztalattal rendelkezik, bar hol és kivel harcolnia kell fiatal korában, még mindig nem tisztázott. Részt vehetett a tatár elszakadások elleni küzdelemben, amely továbbra is zavarja az ukrán földek hatarát és az 1890-es évek fent említett kozábi antipolitikai beszédeit. De a valódi hírnév érkezett a Sich-en, és a történelem során elsőként az ataman, majd a Запорожско-хадсерегский гетманья летт.

Az első években a XVII században Konashevich Péter — az egyik szervező és vezetői kozák ragyogó kampányokat a tatár-török ​​tartásához. 1601-ben kozákok tört a Perekop és elpusztított észak-Krím-félszigeten. A következő évben, akkor azok könnyű és fordulékony csónakok («Sirály») készített egy tenger raid az alsó folyásánál a Dnestr és a Duna, fedűnő a török ​​birtokok Аккерман (Белгород-Днестр) é с Исмаэль.

Ezt követte egy kampányt Moldova uralom török ​​szultán, és utana Sagaidachnyi oldalán a lengyel csapatok által vezetett kozák leválás vett részt a háborúban в Бельцах.

Ezek a sikerek hozták Sagaidachnomu pan-európai hírnevet. Запорожский козак, мята аз idő-Baida Вишневецкого, мегфордитани и гаркот, török-tatár csapatok и Fekete-tenger északi régióban a javara. Ettől kezdve egészen a halál a híres hetman, a katonai kezdeményezés mindig tartozott a kozákok. 1609-ben a kozákok által vezetett Sahaidachny az ő «Sirály» ismét jött a fekete-tengeri és elégették erős török ​​erőd Izmail város Chilia és Akkerman, felszabadítva, mint mindig, sok sínylődik туманы ágban keresztény rabszolgát.

Азонбан Петр Конашевич nem tudja elvezni a gyümölcsét a győzelem a legteljesebb. Azokban az években, köszönhetően a nyugtalanság és a zavargások Москва, sok Запорожье, монетный двор Don és Terek kozákok keresték áldozatukat és dicsőség a hadsereg szélhamosok — Хамис Дмитрий I. és hamis Дмитрий II вольтак szövetségben a vezető a lázadó erők Bolotnikov, kozák Ataman mint például » Цесаревич Петр» Вагий Заруцкий.

Az ezeken való részvétel valójában a ragadozó műveletek az ukrán kozákok jelentős részét az északi-fekete-tengeri térségben a Sagaidachi sikerének megszilardításával irányíto ттак эл. Sam Sagaidachny nem vett részt ezeken a csalásokon. Ráadásul a tatárok és a törökök elleni fedépések tárgyilagosan hasznot húztak a moszkvai államnak, miközben súlyosbitottak az oszmán birodalom és a lengyel-litvan nemzetközösség köz этти капсолатот. Mindazonáltal minden kozák saját felelősségére döntött, hol, mit és kivel harcoljon.

III. Zsigmond király, аки ezen kalandok mögött allt, a moszkvai királyságot akarta alávetni, és Vladislav fiát a kreml trónjára helyezte. A törökországi haborúságtól félve hatarozottan ellenezte a Zaporozhe kozákok akcióit a Fekete-tenger térségében. Azonban parancsok és fenyegetések kevés aggodalmat keltettek kozákok ellen. Ukrán nemzet az arcát lovagiasság Sich (Запорожский козак maguk és a hivatalos dokumentumok gyakran nevezik „lytsar” — ловагок), kialakítva a saját, teljesen független fegyveres erők.

1612-бен исмет Сагайдачный бетерт в крими Ханство эльпуститотт Козлов (Гизлеу желенлеги Евпатория), майд мэгкерюльте а фелзигетет, мэгингатта а тёрок кафе тулайдону (Феодосиябан). Azonban ebben az időben kapott hírt, hogy a tatár horda betört a Podoliai földjeire. Запорожский гетман északi irányba fordította csapatait, várta, hogy a tatárok visszatérjenek Ukrajnából, és hirtelen megtámadták őket a lóhálóban. A győzelem eredményeként a Zaporozians elkobozták a kán csapatait ellopott vagyont, és sok focuslyot szabadítottak fel.

Запорожье sztrájk a Fekete-tenger partján fekvő török ​​erődök ellen, megujult erővel a moszkvai államban bekövetkezett Troubles Time után, és az északról a Sich-ig terjedő új kozákok tömege felé. A Zaporozhe hadsereg igazi győzelmét 1614-ben haditengerészeti expedíció töltötte be a Fekete-tenger déli partjára. Sahaidachnym sikerült egyike a legnagyobb török ​​kikötővárosok — Sinop, elpusztítani a helyi helyőrség, a kiadás a keresztény rabszolgák és a gazdag zsákmany, szinte veszteség nélkül vissza Украина.

Ezt a sikert a következő évben a 80 Запорожский «sirály» merész és nem kevésbé sikeres támadása követte Isztambulban. Kozákok sikerült gyorsan égnek két nagyvárosi mólón, majd a harcot a török ​​hajóraj megragad néhány gályák, és elmenekült (egyes források szerint még befogása) Török parancsnok.

De Sagaidachny nem állt meg ott, és nem adta meg az ellensegeinek a szünetet. 1616-ban egy haditengerészeti expedíciót vezetett Cafu-nak, ahol a legnagyobb rabszolga-piac az Északi-Fekete-tenger partján feküdt, és több ezer keresztény rabszolga sorsát várták. Kikötőbe való gyors behatolás után a kozákok égették a török ​​flottát, amely ott állt, és megragadta az erődöt. És a felszabadult focuslyok dicsőséget terjesztettek a bátor hetmanra Kelet- és Közép-Európa minden végére.

A Fekete-tenger déli partján a Trabzon (Trabzon) utolsó, a fekete-tengeri térség török ​​kikötőit, amelyet Запорожский отоман ветт. A kozákok tönkretétele utan a dühös szultán elrendelte a nagy vezír és sok parancsnokának kivégzését. A győztes küzdelem végső hangulata az 1619-es kampány, amelyet Sagaidachny vezetett a krími kán ellen.

A kozákok fő erejét 20 éven át küldte, mint latjuk, az oszman birodalom és a krími kanát elleni harcra. III. Zsigmond király gyakran rendkívül elégedetlen volt ezzel, de a kozákok nem tudták megakadályozni a cselekedeteket. De annak ellenére, hogy a kozákok a lengyel hatóságokhoz képest függetlenné váltak, nem hivatalosan лимондтак и lengyel-litván nemzetiség polgárságáról, és számolniuk kellett Krakkó érdekeivel. Végül is a törökök elleni küzdelem érdekében a kozákoknak szükségük volt az ukrán városokból származó élelmiszerek, fegyverek és lőszerek beszerzésére, ahol királyi helyőrség állomáso Зотт. Радасул, аз Осман Биродалом (амели хамаросан элькездётт) хабору элотти хабору, аз элленсегет cсак козёс ленгьель-укран эрок тудтак мегаллитани.

Ezért Sagaidachnyi parancsnokaként lengyel erők Ukrajnában korona hetman Stanislav Zolkiewski eseten felveti kozák felkelések igyekezett bekés megoldást találjanak, és nem hozza a helyzet, hogy eg y nyitott haború Rzeczpospolita. Egy ilyen háború azonnal kihasználná Törökország óriási katonai lehetőségeit.

Ráadásul a lengyel hatóságok, akik az ukrán kozákok támogatását igényelték a moszkvai államban folyó haborúban, kénytelenek voltak jelentős engedményeket tenni a vallási kerdésben . Király elvben egyetértett abban, hogy hivatalosan felismeri az ortodoxe egyházat, amelynek hierarchiáját és földtulajdonát törvényesen eltörlik és helyébe neshanerá nerán nelatam nelatam nelatam nelatam nethra nehrea nelatam.

Egy ilyen összetett nemzetközi kapcsolatok keretében érthető okokból egy közös kampány a lengyel hadsereg parancsnoksága alatt Prince Wladyslaw (aki később a király a Commonwealth) és kozákok á таль везетт Сагайдачной Москвы (1618 г.). Королевич, аки аз орос фёваросба колтёзётт, смоленский által tartott lengyelek közül a legrövidebb úton, gyorsan sietett. Város falaihoz közeledve körülvették. Azonban az érkező Sagaidachny (аки Елецет, Ливны-т és számos más várost vezetett) sikerült megmenteni a lengyel hadsereget.

. . Ezért az elején 1620 (visszatérése után a kozákok a kampány a Krímben), a konfrontáció eszkalálódott, hogy olyan mertékben, hogy a kozákok, a támogatást a kijevi papság, kész volt, hogy ki az állampolgársá получил Содружество, és adja meg a szolgáltatás car Mihail . A lehetséges átmenet feelételeit Sagaidachny Pyotr Odinets nagykövete vitatta meg Moszkvában.

Ugyanebben a 1620 erőteljes támogatásával az emberek a kijevi és a közvetlen aktív reszvételt Sagaidachnogo kozákok őrzött csapatok, Kijev szerint a kanonokok az egyház helyreáll это православная митрополия készült. Нанимает гетмана, полемика с felvilágosító Иов Борецкий közelében álló kiemelkedő egyház és kulturalis figura vezette.

Azt is érdemes megjegyezni, a személyes részvétel létrehozását hetman Kiev Podol, a Bratszki Vízkereszt kolostor Collegium, amely alapja lett a híres Киево-Могилянская академия — az egyik első ortodox f elsőoktatási intézmény az európai típus. Amikor a lengyel hatóságok elkezdték, hogy zavarja a működését аз iskola, Sagaidachnyi 1616 és személyesen minden csapatok Zaporizhja beiratkozott a szám a „Bratchikov”. Ezzel a gesztussal az újonnan alakult kollegiumot Szech fegyveres védelme alá helyezte.

Кирайи акарат элленере, киевская православная митрополия, действующая в краке, является запорожской капсолаток елес súlyosbodásához vezetett. Azonban nem sokáig tartott. Nagy háború kezdődött az Oszmán Birodalom és a lengyel-litván nemzetközösség között, amelynek arénája Ukrajnába kerülhetett.

Хотин közelében zajló csatákban Sagaidachnyot fenyegetően megsebesítették. A súlyos állapotban jeles hetman a Bose által nyújtott Prince László és kíséri a személyes orvos, hozta Kijevben, ahol nem volt felkelni, élt néhány hónapig. Valamennyiük nevében az ukrán kozákok, a kispolgárság és az ortodox papság elején 1622 Varsó a dieta küldöttsége azt a követelményt, hogy megszüntesse a szakszervezet, és teljes mertékben elism Эрик а Фелухитотт Масфель Эввел Кораббан, митрополит Киевский. A király erre készen allt, azonban a szejm helyettesei a katolikus hierarchia hatására ismét elfoglalták a vonatkozó hatarozat elfogadását.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *