Сагайдачный, Пётр Кононович: ukraine_russia — LiveJournal
Читая коменты некоторых жителей РФ (незнакомых с украинской историей) возникает мысль, что все они зациклились на том, что Сагайдачный ходил на Москву и единственная причина почитания украинцами Сагайдачного — поход на Москву. Прямо какой-то комплекс с российской стороны я бы сказал.Сагайдачный — неудобный исторический персонаж для российской истории так как его нельзя обвинить в том, что он дал присягу царю как Мазепа или Выговский, а потом забрал ее. Нельзя обвинить в том что он был плохой полководец или флотоводец, что он не стоял на страже защиты православия , что он был неуком…
Краткая биография Гетьмана славной жизни гетьмана:
1570 год в селе Кульчицы Перемышльской земли Руського воеводства (Самборский район Львовской области) в шляхетской православной семье.Он вёл свой род из мелкой шляхты Попелей-Конашевичей
Учился в Острожской школе на Волыни вместе с Мелетием Смотрицким, автором знаменитой «Граматики». Ректором был Герасим Смотрицький, учителями — известные писатели Йов Княгинецький, Клирик Острозький, Василь Суразький, иеромонах Киприян, Демьян Наливайко (брат Северина Наливайка)Вместе с Сагайдачным учился Мелетій Смотрицький, автор «Грамматики словенския…», с помощью которой учились несколько поколений украинцев, белорусов, россиян и которую М.Ломоносов называл «вратами своей учености».
После выпуска, Сагайдачный переехал во Львов, а потом в Киев, где работал домашним учителем, а так же помощником киевского судьи Ивана Аксака.
1596 год после Брестской унии, что фактически поставила православную церковь вне закона, Сагайдачный был среди тех православных, которые выступили против решения унии. Он написал полемическое произведение «Пояснення про унію»/«Обьяснение о унии», где высказался против католизации и сполячивания украинского православия.
В конце XVI или самом начале XVII в. отправился на Запорожье. Скоро стал заметным человеком — сначала был обозным, заведовал всей артилерией, потом был выбран кошевым отаманом.
В начале XVII в. осуществил успешные походы в Молдавию и Ливонию
1605 год
— козаки под руководством Сагайдачного захватили Варну и сожгли ее.1608 год
— захватили Перекопскую крепость и спалили ее.1609 год
осень — на 16 чайках вошли в устье Дуная и напали на турецкие города Измаил, Килию, Белгород.1615 год
на 80 чайках подошди к Константинополю и на глазах турецкого султана спалили гавани Мизевии и Архиоки. Турецкий флот догнал козаков но козаки победили турков и захатили в плен их адмирала.1616
год Сражение казаков на 40 чайках 2000 козаков с турецким флотом в Днепро — Бугском лимане. Победа казаков и захват 15 галер. После этого поход к Анатолийскому побережью. Напали на Синоп, захватили крепость, уничтожили турецкий гарнизон и эскадру. Разрушение Трапезунда.1616
год захват Кафы (Феодосии) — наибольшего невольничьего рынка и освобождение тысяч невольников. Уничтожение 14-тысячного гарнизона и мощной эскадры.1618 год.
«казаки, — записано в одном из тогдашних источников, — вошли в Стамбул, убили 5 alias 6 тысяч турков, захватили большое контингент пленных и сожгли половину города»Известен итальянский путешественник П’етро дела Валле сообщал в мае 1618 р. : «Турки не имеют для Черном море ни одно место, которое желание казаки не взяли и не разорили. Во всяком случае они ныне для Черном море такая значительная сила, что, неужели доложат больше энергии будут весь его контролировать»
Правители Анатолии и Балкан обратились к турецкому султану с петицией о помощи иначе они будут вынуждены признать власть козаков. Султану пришлось собирать совещание с союзными государствами для обсуждения плана действий против козаков.
Со своей стороны Сагайдачный с войском запорожским присоединился к антитурецкой коалиции вместе с Персией, Францией, Польшей, Ватиканом, Абхазией, Мингрелией и Грузией.
Зі свого боку Сагайдачний з військом приєднується до антитурецької «Ліги християнської міліції» — коаліції Персії, Франції, Польщі, Ватикану, Абхазії, Мінгрелії та Грузії.
Поход для Москву.
1618 год запорожцы двинулись на Москву во главе с Сагайдачным. Сагайдачный, с 20 000 казаков пошёл на Ливны, (захватив по пути Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Лебедин, Скопин, Ряжск) разрезая пространство между Курском и Кромами.
Историческая рацинональность требует отбросить догматичный антиисторический стереотип в оценке этого события, которое рассматривалось временами, вне исторических условий и без учета международной обстановки. Участие украинцев в походе для Москву предопределялось вновь и неприязнью многих из них к царского правительства Михаила Федоровича, дипломаты которого, имея тогда отношения с Турцией и Крымом, побуждали их правительства к нападениям для Вещь Посполитую из юга, что угрожало в первую очередь украинским землям.
1620 год посольство Петра Конашевича едет в Москву. В письме к царю Михаилу Федоровича «вот гетмана Петра Сагайдачного и вот всево Войска Запорожского» высказывалась желание «служить напротив всяких его царского величества неприятелей». Вне всякого сомнения, здесь имелась в виду благородная Польша.
Со всем войском Запорожским Сагайдачный вступил в Киевское (Богоявленское) братство.
При активном участии Сагайдачного на Украине в 1620 году была восстановлена православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года — Сагайдачный убедил иерусалимского патриарха Феофана III, возвращавшегося из Москвы, восстановить православную иерархию, и тот посвятил в киевские митрополиты Иова Борецкого, а также несколько других епископов.
Иов Борецкий 28 апреля 1621 г. выдал «Манифестацию», где он называл казачество продолжателем военной славы Киевской Руси, считал, сколько оно развило ее лучшие традиции в своем военном искусстве.
1621 год произошла знаменитая Хотинская битва — наступление турецкого султана на Европу было остановлено благодаря еозакам под руководством Сагайдачного.
1622 год Сагайдачного настигла смерть от полученных ран (отравленной стрелы). Похоронен в Киеве, в Братском монастыре.
Перед смертью Сагайдачный завещал своё имущество на просветительские, благотворительные и религиозные цели, в частности Киевскому братству и Львовской братской школе. На смерть Сагайдачного ректор Киевской братской школы К. Сакович написал «Вирши», в которых прославил его заслуги в деле защиты родины от турецко-татарских нападений. Полный текст Виршив читать здесь
Із неволі християн безліч увільняв,За що з воїнством його Бог благословляв 10.
За найбільшую собі має нагороду
Славний рицар, як коли вирве на свободу
Земляків своїх — гріхи вчинком покутує,
А умре, напевне, він — в небо помандрує.
Дізнавав неоднократ турчин препоганий
Його мужність і прудкий у бою татарин,
Зна Мултянськая земля, відає волошин,
Їх-бо гетьман той не раз лицарсько полошив.
І інфляндчик скуштував його війська сили 11,
Як їх рицарі оті, мов траву, косили.
І північний буде край 12 також пам’ятати
Довго рицарство його, бо їм дався знати!
Там звитяжство немале він з’являв ідучи,
Городи й міста у них міцнії псуючи.
Мавши спритність, защораз він у те втрапляв,
Що і ворога збивав, шкоду оминав.
А як місто у війні християнське брав,
Непорушено церкви залишать казав.
Гляньте, той гетьман який був благочестивий,
У звитяжстві пам’ятав про свій стан учтивий.
Во всех учебниках и книгах о истории Черноморского флота написано, что Черноморский флот является продолжателем традиций козаков. Но сейчас выгодно забыть об этом в угоду политическим интересам
Сагайдачный, Пётр Кононович
Сагайдачний, та й годі! Непереможний гетьман
uahistory. com
20 квітня 1622 р. у власному будинку в Києві помер державник, гетьман реєстрового козацтва Петро Конашевич Сагайдачний. Поховали його на території Братського монастиря «з великим плачем Запорозького Війська і всіх людей православних».
У 1570 р. в селі Кульчиці на Самбірщині в сім’ї шляхтича, народився Петро Конашевич, син-одинак, який успадкував сімейний герб і світлий розум. Хлопчина рано лишився сиротою, тому його вихованням опікувався Костянтин Острозький. Петро навчався в Острозькій академії та в школі Львівського братства, де подружився з майбутнім митрополитом Іовом Борецьким. Петро Конашевич мав хист до наук, писав наукові розвідки, наприклад, твір «Пояснення про унію» та низки віршів.
20-річного Петра Конашевича обвінчали із 16-річною шляхтянкою Анастасією Повченською у церкві Флора і Лавра рідного села.
Родина молодих мешкала в Києві у власному маєтку, котрий пізніше Петро Сагайдачний використовував як тимчасову гетьманську резиденцію. Незабаром у них з’явився син Лукаш. Знаючи відданість чоловіка рожево пінному цвіту гречки, Анастасія Конашевич так зустріла першу пліткарку, що іншим навіки заціпило говорити про стрибки Петра в бік. Петро Конашевич служив домашнім учителем, а також помічником київського судді Івана Аксака. у домі судді Стефана Аксака.
У 30 років потрапив ще до однієї академії – на Січ у гирлі річки Чортомлик. Конашевича, який за хвилину випускав від 8 до 10 стріл, визнали неабияким лучником, кращим хіба покійний Байда міг бути.
«Сагайдачний, та й годі!» – вирвалося у когось. Отак слово вирвалося на волю – і полетіло, став тоді Конашевич Сагайдачним. Часи тоді були паскудні – схожі на теперішні: за 10 років 15 гетьманів змінилося. Вивчив козак стратегію, тактику, сформувався як полководець; побував і обозним, і кошовим отаманом і гетьманом.
У бездержавній Україні Сагайдачному дісталося військо на 4 тисячі степових піратів, спортсменів, які полювали на людоловів. Гетьман юрбу перетворив на професійне вишколене військо. Сам не пив і козаків до цього привчив. Усі вивчили пішу та кінну службу, стріляли з мушкетів, орудували шаблею, списом, кидали ножі. Кожна сотня мала вузьких спеціалістів: розвідників-пластунів, гармашів. Сагайдачний запровадив скорострільний рушничний бій, мотузяні драбини з гаком; знаки сурмою, ракетами. Військовий геній гетьмана, вміння не канючити гроші у ліжко-партнерів, а здобувати їх, дало можливість утримувати справжнє військо на 40 тисяч козаків.
Гетьман Сагайдачний кожного року мав перемоги загальноєвропейського значення; зламав світову традицію: 300 років на Порту не сміли нападати, а бездержавні козаки нападали й перемагали. Сагайдачний контролював Чорне море і мріяв про український Крим. Про його козаків заспівали:
Була Варна колись славна,
Славнішії козаки,
Що ту Варну дістали
І в ній турків забрали.
У 1605 р. козаки Конашевича вистежили 10 галер, позичили у них турецькі гармати для здобуття фортеці Варни. Отут вперше пролунало прізвище гармаша Засядька. Побіжно запорожці визволили 6 тисяч невільників, захопили знаних турків для обміну на запорожців. Взяли січовики 180 т золотої здобичі, третю частину закопали в урочищі Сагайдачного і залишили заначку для нащадків.
У 1606-му – успішна морська експедиція на Кілію та Білгород; захоплення 10 галер гумконвою.
1607 – героїчний рейд на Очаків і Перекоп.
1608 – прогулянка берегами Анатолії.
Наступні роки дії Сагайдачного були бінарними: він встигав дати раду Московщині, але не дуже, щоби Польщу не підносити; і навести лад у Криму.
У 1614 р. козаки взяли добре укріплену гавань міста коханців – Синоп; визволили велику кількість невільників.
У 1616 р. під проводом Сагайдачного козаки взяли турецьку фортецю Кафу з найбільшим у Криму невільницьким ринком.
Славу полководця Сагайдачний здобув у московському (1617—1618 рр.) і турецькому (1621-го) походах.
У 1618 році поляки звернулися до Сагайдачного з проханням допомогти королю Владиславу, котрий вирушив під Москву. З 20 000 козаків Сагайдачний здобув Ливни і Єльци, розбив московські ополчення Пожарського й Волконського, дорогою зруйнував усі московські фортеці; визволив з полону королевича Владислава. 14 жовтня 1618 р. гетьман прийняв капітуляцію московського царя.
wikipedia.org
За видатні заслуги в боротьбі з турками Сагайдачний був обраний головою Європейської ліги християнської міліції, що мала на меті боротьбу з турками та недопущення їх у Європу.
Під час Хотинської битви (1621 р.), в результаті якої було перекрито шлях туркам до Європи, гетьман кожного дня здобував перемоги. Султан Осман ІІ клявся, що не буде їсти-пити, доки не приведуть йому «сивого пса Сагайдачного». Довелося туркам просити миру. Отевіль писав: «Під час цього походу козаки творили справжні дива». У вересні 1621 р. гетьман був тяжко поранений зброєю з отрутою. Переможець повернувся до Києва, дав раду справам освіти й релігії, родинним проблемам.
У 1615 р. Сагайдачний із усім Військом Запорізьким вступив до Київського братства, що дало останньому матеріальну та військову підтримку.
У 1620 р. завдяки своєму авторитету гетьман домігся того, що Єрусалимський патріарх Феофан висвятив на єпископів кількох українських священиків, і відновив Київську митрополію.Оскільки голова родини майже весь час присвячував спорту – полюванню на ворога, – бойова, гонорова пані Сагайдачна давала лад господарству. Нерідко Анастасія з виховною метою очолювала загін охорони й робила наїзди на не дуже чемних сусідів (про що свідчать судові позови). Про сина Лукаша відомо, що в 1618 році він прибув на навчання до Замойської академії та був записаний як Lucas Petri Konaszewicz.
Сагайдачний був неговірким, стриманим, але плекав свої звички: тютюн, люльку та жінку-моргульку; весняні ночі з подільською шинкаркою наблизили смерть гетьмана.
wikipedia.org
Перед смертю у своєму заповіті гетьман призначив опікунів для дружини — київського митрополита Іова Борецького та наступника на гетьманській посаді Оліфера Голуба. Анастасія в 1624 році вдруге вийшла заміж за шляхтича Івана Пйончинського та мешкала в маєтку неподалік с.
20 квітня упокоївся великий державник України – гетьман Петро Сагайдачний. Був похований в Києві на території Києво-Могилянської академії. Радянці знищили його могилу й збудували на тому місці їдальню.
Шабля Сагайдачного зберігається в музеї Кракова.
Письменник Костянтин Паустовський завжди з гордістю розповідав друзям про те, що зачинателем славного роду Сагайдачних-Конашевичів-Паустовських є гетьман запорозьких козаків. У Києві, в будинку діда Паустовський знайшов написану латиною гетьманську грамоту – «універсал», мідну печатку з гербом часів гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного та кілька козацьких люльок. Костянтин Паустовський оспівав славне козацтво у лебединій пісні – «Повісті про життя», бо «людина не може жити без батьківщини, як не може жити без серця». А серце за походженням – козацьке, запорозьке.
Путь к Независимости. Петр Конашевич-Сагайдачный
Опубликовано
Рассказ
Анна Чащина- и
- из
- или
- это
- из
- пл
Сагайдачный одержал величайшие победы за всю историю борьбы казаков с Османской империей. Мудрый полководец, хороший мореплаватель, он вернул славу Святослава Храброго в черноморские воды.
Один из величайших европейских полководцев всех времен, государственный деятель, первый гетман Украины, создавший государственность казацкого периода, дипломат, высокообразованный человек – таков портрет Петра Конашевича Конашевича-Сагайдачного
Русские империалистические историографы всех времен сделали все возможное, чтобы эта выдающаяся личность «исчезла» в памяти, так как Сагайдачный был гораздо более образованным и мудрым генералом, гораздо более весомой и уважаемой фигурой в Европе, чем тогдашняя московская элита. Он еще тогда осознавал, что темная, дикая империалистическая Московия такой же страшный враг Украины, как и татарская орда.
Гетман украинского реестрового казачества родился в 1570 году в небольшом селе Кульчицы Львовской области. Он происходил из семьи православного дворянина, имевшего даже свой герб. Петр учился в школе Львовского братства и в знаменитой в то время Острожской школе, в которой был чистый дух казачества, православия и освободительной борьбы.
В 1601 году он приехал на Запорожскую Сечь. Он прошел путь от простого казака до гетмана и поистине заслужил уважение собратьев за свое чувство справедливости, острый ум и незаурядные полководческие способности.
Сагайдачный одержал величайшие победы за всю историю борьбы казаков с Османской империей. Мудрый полководец, хороший мореплаватель, он вернул славу Святослава Храброго в черноморские воды.
Сагайдачный понимал, что главной целью является создание государства, поэтому избрал самую мудрую тактику борьбы с двумя империями, стягивающими наши земли. Против более цивилизованной по законам Речи Посполитой он действовал дипломатично, используя удачные моменты для осуществления своих мыслей. Так было в 1618 году, когда король Речи Посполитой попросил гетмана Сагайдачного принять участие в походе против общего врага – Московии. Выслушав царя, Сагайдачный выдвинул такие условия – расширение территории казаков; свобода православного вероисповедания в Украине; увеличение численности реестрового казачьего войска; юридическое и административное признание украинской автономии Речи Посполитой.
Царь и сенат согласовали условия Сагайдачного. После этого Сагайдачный со своим 20-тысячным войском в августе 1618 г. прошел в Московию через весь Северский край. Его казаки унесли Путивль и Рыльск, Курск и Елец — всего около 20 московских городов. Они сломили мятежное ополчение во главе с Пожарскими и Волконскими рыцарями, полки во главе с Бутурлиным – и в сентябре вместе с поляками осадили Московию. Только перемирие между поляками и москвичами спасло последних от полного разгона. Важно отметить, что москвичи больше всего боялись быстрого, сильного казачьего войска, свидетельствуют воспоминания летописцев тех времен.
Мудрый государствотворец, он понимал, что развитие национального образования и культуры – это основа любого государства. Он со всем войском казаков вошел в состав Киевского братства, одновременно взяв его под свою защиту. Сагайдачный стремился возродить значение Киева как православного и культурного центра, поддерживал деятельность митрополита Лавры Елисея Плетенецкого и ученых, редакторов, писателей, собравшихся вокруг издательства Киево-Печерской Лавры.
В 1620 г. благодаря своей власти иерусалимский патриарх Феофан рукоположил в епископы некоторых украинских священников и возобновил Киевскую митрополию.
За время своего правления Сагайдачный настолько укрепил Украинское казацкое государство, что Речь Посполитая вела себя с ним как с равным, Османия считала его своим сильнейшим врагом, а дикая Московия боялась.
Рассказ
Анна ЧащинаЧеловек, который изменил историю Украины
Победоносные бои Петра Сагайдачного25 января, 00:00
ПЕТРО КОНАШЕВИЧ-САГАЙДАЧНЫЙ. ПОРТРЕТ XVII ВЕКА / Фото с сайта TOPSECRETZ.NETПоделиться:
Сегодня на прилавках наших книжных магазинов можно легко найти различные русскоязычные исторические произведения, вроде «100 величайших полководцев» или «100 человек, изменивших историю». Однако в этих книгах вы не найдете Петра Конашевича-Сагайдачного, хотя он был, пожалуй, лучшим украинским полководцем, выигравшим множество сражений. Сагайдачный долгое время был одной из самых существенных фигур в исторической памяти простых украинцев. Об этом упомянул Николай Гоголь. Однако в 19ХХ века благодаря историкам и тем более политикам произошло смещение акцентов в трактовке прошлого Украины. И Сагайдачному пришлось «уступить» некоторым казачьим старшинам. Почему это произошло — отдельная тема.
Тем не менее, Сагайдачный — одна из самых значимых и важных фигур в нашей ранней новейшей истории. Его деятельность оказала огромное влияние на политическую, военную, религиозную и культурную ситуацию в Украине в первой четверти XVII века. Собственно, благодаря ему и было выиграно одно из крупнейших сражений Европы того времени — Хотинское сражение 1621 г.
Но прежде чем вступать, следует сказать несколько слов о Сагайдачном и попытаться понять логику его действий. Мы не знаем, где и когда он родился. Есть более или менее достоверные предположения относительно места его рождения. В знаменитых «Стихотворениях на скорбное погребение Петра Конашевича-Сагайдачного» (1622) Касьяна Саковича упоминается, что главный герой этого произведения вырос в районе Перемышля, в Подгорье. Летописец XVII века Иоахим Ерлич характеризует его как «дворянина из окрестностей Самбора». Украинский писатель Андрей Чайковский (1857-1919 гг.)35), на основании изучения дворянских родов Самборского края, пришли к выводу, что местом рождения Сагайдачного могло быть село Кульчицы. Это сейчас господствующее мнение, и жители Кульчицы считают, что Сагайдачный родился именно в их селе, и во многом отдают дань уважения этому герою.
С датой рождения сложнее. Вышеупомянутый Андрей Чайковский предполагал, что герой Хотина родился около 1570 года и умер в возрасте 52 лет. Однако писатель, должно быть, добавил Сагайдачному лишнее десятилетие. Есть сведения, что наш герой появился в Запорожье в начале XVII века. Обычно туда ходили люди моложе 30 лет. В то время это считалось глубокой старостью.
Есть еще одна причина полагать, что Сагайдачный родился в начале 1580-х гг. В упомянутых выше «Стихотворениях на скорбное погребение Петра Конашевича-Сагайдачного» говорится, что их главный герой после «детства» «поехал в Острог изучать гражданские науки, которые там процветали». Из этих слов можно понять, что в Острожскую академию он поступил уже в подростковом возрасте. Известно, что академия переживала свой расцвет в середине 1590-х гг., в связи с обострением антиуниатской полемики. В это время там действовала типография, образовался мощный кружок антиуниатских полемистов.
Таким образом, Сагайдачный мог прибыть в Острог, когда ему было около 15 лет, в середине 1590-х гг. Мы можем только догадываться, почему он пошел туда учиться. Логичнее было бы пойти в школу Львовского братства. Однако обучение галичан в Острожской академии было широко распространенной практикой.
Сагайдачный провел годы своего становления в Остроге. Там нашему герою довелось познакомиться с лучшими достижениями тогдашней украинской культуры, осознать значение православной религии, при просвещении и покровительстве в ее расцвете. «Острожский след» проявлял себя много раз. В каком-то смысле он продолжатель традиций князя Василия-Константина Острожского — и политически, и духовно.
Некоторые авторы говорят, что Сагайдачный якобы участвовал в антиуниатской полемике и даже написал труд «Разъяснения о Союзе». Однако это апокриф — не редкость в научной литературе. Причиной его появления стал вольный перевод Дмитрием Бантыш-Каменским фрагмента письма Льва Сапиги из Варшавы к Иосафату Кунцевичу от 12 марта 1622 года. Однако принадлежность Сагайдачного к ярым сторонникам православия и противникам Союза, и в этом он был последователем князя Василия-Константина Острожского. Ведь Ян Собеский, описавший Хотинскую битву и указавший на значительную роль в ней Сагайдачного, писал о нем: «Он окружил греческий обряд и религию необыкновенно жарким культом, более чем суеверным, и был самым злейшим и смертельный враг для тех, кто перешел в лоно римской церкви».
У Сагайдачного должны были быть все возможности сделать традиционную дворянскую карьеру. Многие выпускники Острожской академии стали «слугами», светскими или церковными, в огромных владениях князя Василия-Константина Острожского. Владимир Антонович, не ссылаясь на какой-то конкретный источник, заявил, что Сагайдачный якобы служил киевскому судье Аксаку. Это кажется вполне вероятным. Напомним, что Василий-Константин Острожский был киевским воеводой, и многие выпускники Острожской академии оказались в Киеве и на территории Киевской области. Владимир Антонович также показывает, что у Аксака, у которого служил Сагайдачный, была какая-то семейная драма, намекая на то, что это стало причиной бегства Сагайдачного из Киева в Запорожье, так как он был причастен к этому.
В Запорожье Сагайдачный пытался реализовать себя как воин и полководец. Украинские казаки неоднократно избирали его своим вождем. Когда Сагайдачный был гетманом, они предприняли ряд успешных походов в Причерноморье, нападая на прибрежные города Османской империи. Например, в 1610 г. казаки напали на турецкие владения под Варной, в 1614 г. предприняли морской поход в Анатолию и штурмовали Синопскую крепость, в 1616 г. напали на Кафу (Феодосию), Трапесунд, Самсун, предместья Варны и Констанцы, в 1620 г. штурмовали Варну, а в 1621 г. Синоп. Эту антитурецкую деятельность Сагайдачного можно рассматривать как продолжение антитурецких и антитатарских походов Семерия (Северина) Наливайко, предпринятых с тайной санкции Василия-Константина Острожского.
Исследователи установили, что морские походы казаков при Сагайдачном значительно повлияли на политику, экономику и быт в бассейне Черного моря.
С этими кампаниями связана популярная песня. Он содержит следующие тексты:
В воскресенье утром
Народа собралось
На казачий совет
И стали давать советы:
Откуда брать Варну:
С суши или с моря,
Или с речки?
Андрей Чайковский высказал следующие мысли по поводу этого произведения: «В этой песне Сагайдачный не упоминается как участник того похода, но похоже, что автор не был жителем Приднепровской Украины, потому что диалект не является специфическим для Приднепровской Украины, а скорее из Галиции, и из предместий Старого Самбора, ибо там и сегодня слышен этот говор. Может быть, сам Петр Конашевич был ее автором, а потому ничего о себе не упоминает».
Походы Сагайдачного на молдавские и волостные земли в 1612-1613 гг. следует трактовать в контексте антитурецкой и антитатарской политики.
Поход на Москву в 1618 году был важным моментом в жизни полководца. Возможно, этот «неудобный» факт стал причиной того, что российские, а затем и советские историки замалчивали деяния Сагайдачного, намеренно отодвигая эту историческую фигуру на второй план. Не буду останавливаться на подробностях польско-русской войны 1617-18 гг. Московия переживала тяжелые времена, но «Смутное время» продолжалось. Борьба за московский престол продолжалась. Король Речи Посполитой Сигизмунд III рассчитывал с помощью военной силы возвести на престол своего сына Владислава. Князь приближался к Москве со своим войском. Однако ему не хватило сил. Сагайдачный отправился на помощь Владиславу с 20-тысячным казачьим войском. Он совершил набег на всю Северию, Елец, Шацк, Коломну и другие русские города. Под Москвой он воссоединился с Владиславом.
Объединенные войска должны были предпринять ночной штурм Москвы. Однако это не увенчалось успехом. Сохранились «благочестивые предания», кочующие из одного издания в другое, что казачий гетман, однажды услышав колокольный звон церквей, отказался штурмовать православную Москву. Реальность была намного проще, и были некоторые недоразумения относительно штурма. Затем его отменили, так как годичный срок, данный Сеймом для войны с Московией, истек. Следует отметить, что в отличие от деспотической Московии, в Речи Посполитой государственные дела решались демократическим путем. И, следовательно, решения сейма были важнее воли короля.
Речь Посполитая заключила перемирие с Московией. Князь Владислав отказался от своих претензий на московский престол. Однако, в свою очередь, Московия уступила Черниговскую и Северскую области Речи Посполитой.
Наши историки мало внимания уделяют московскому походу Сагайдачного и не интерпретируют его значение для Украины. Возможно, сознательно или бессознательно проявляется страх перед «старшим братом». Во-первых, рейд Сагайдачного закрепил победу Речи Посполитой в той войне. Ей достались земли — Черниговская и Северская области, которые впоследствии стали украинскими. Если бы этого не произошло, эти территории могли бы стать русскими, как это произошло, например, с белорусской Смоленской областью. Во-вторых, московский поход Сагайдачного сформировал благосклонное отношение князя Владислава к украинскому казачеству. Став царем, он пошел им на уступки: в частности, в 1632 году узаконил православную иерархию Украины и Белоруссии. Собственно, он и закончил то, что начал Сагайдачный.
Однако самой крупной победой Сагайдачного оказалась Хотинская битва. Его пролог выглядит следующим образом. В 1618 году к власти пришел Осман II, который сразу же начал готовиться к войне с Речью Посполитой. Он надеялся, что победив это государство, он укрепит свое влияние в Европе. 1620 год был трагическим для Речи Посполитой: многотысячное турецко-татарское войско наголову разгромило польское войско во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским на Туторских полях в Молдавии. Король Речи Посполитой спешно искал помощи у европейских монархов. Однако его надежды были напрасны. Реально помочь Речи Посполитой могли только украинские казаки.
Сагайдачный воспользовался этой ситуацией по-своему. Вместе с казаками он много сделал для защиты православной веры. Поэтому в 1615 году было основано Киевское братство, ставшее одним из центров православного движения. В то время в Украине и Белоруссии почти не осталось православных иерархов, а в их храмы пришли униаты. Через одно-два десятилетия православная церковь будет полностью вытеснена униатами. Сагайдачный осмелился обновить православную иерархию. Произошло это следующим образом. Воспользовавшись поездкой иерусалимского патриарха Феофана из Москвы через Украину, он велел ему рукоположить епископов для православной Киевской митрополии. Произошло это тайно в конце 1620-начале 1621 года. Интересно отметить, что рукоположенные в епископы, как правило, были связаны с Острожской академией и острожской культурной средой. Это были Иов Борецкий, Исаакий Борискович, Исайя Копынский, Иосиф Курцевич, Мелетий Смотрицкий. Однако такое освящение, не санкционированное правительством, считалось преступлением. Поэтому все иерархи находились под покровительством Сагайдачного. После поражения под Туторой, когда Речь Посполитая нуждалась в помощи казачьего войска, никто не решался с ними соваться.
Вопрос о признании православной иерархии стал предметом своеобразного торга между Сагайдачным и королем Сигизмундом III. Детали политической игры, которую вели обе стороны, — отдельная тема. Сагайдачному, судя по всему, кое-какие обещания достались. А казачий совет, состоявшийся в урочище Суха Диброва на Киевщине в июне 1621 г., решил соединиться с польско-литовским войском для борьбы с неверными. Местом встречи они определили Могилев на Днестре. Возле этой крепости с обеих сторон было собрано огромное войско. Турецко-татарская армия во главе с султаном Османом II насчитывала около 150 000 человек. Ей противостояла польско-литовская армия (свыше 50 000 воинов) во главе с князем Владиславом и коронным гетманом Яном Каролем Ходкевичем. К нему присоединилось казачье войско; ему пришлось прорываться, сражаясь с турками и татарами. В целом казаков было немногим более 40 000 человек. Как видим, турецкая сторона имела количественное преимущество.
Михаил Грушевский, характеризуя казачье войско под Хотином, писал: «В целом казачье войско, участвовавшее в походе, было столь же многочисленно, как польское, и не хуже его: вооружено хуже, но дисциплинировано не хуже, и гораздо лучше подготовлены к войне с татарами и турками».
Рука гетмана Сагайдачного была ранена еще до начала боя в столкновении с турецким отрядом. Но он все равно продолжал руководить казаками. Благодаря его воинскому искусству казачье войско одержало немало побед.
Хотинская битва началась 2 сентября 1621 г. ударом главных турецких сил по всему фронту. При этом главный удар пришелся на казачье войско. Казаки понесли некоторые потери. Однако на следующий день они попытались отомстить, заставив врага отступить. Битва 4 сентября стала своего рода триумфом казачьего войска. Армянин Ованес Каменаци, очевидец этих событий, описывает это так: «Тюрки-неверные подошли с канонами и весь день небольшими силами нападали на казаков. Но еще до ночи казаки оставили лагерь и напали на турок, а те, не сумев противостоять, отступили и побежали. Казаки бросились за ними, уничтожая их, и преследовали их до их стана и побили многих неверных, и награбили много. Но вскоре наступила ночь, и поляки не могли оказать поддержку казакам. Тем не менее казаки отвоевали у турок шесть каноников, из-за чего турецкий султан со своими пашами был в большом горе».
Сагайдачный использовал традиционную казачью тактику ночных атак. Они предприняли их в ночь с 6 на 7, 16 на 17, 19 на 20 и 22 на 23 сентября. В последнем участвовало около трех тысяч казаков, они убили несколько сотен турок, захватили много оружия и ценностей. В целом Хотинская битва стала позиционной и продолжалась более месяца. За это время умер коронный гетман Ян Кароль Ходкевич. Произошло это 24 сентября. Турки решили воспользоваться смертью полководца. 28 сентября султан Осман II приказал начать полное сражение. Однако прорвать оборону туркам так и не удалось. Затем казачье войско предприняло контратаку, в результате которой противник отступил по линии фронта. Ведь Осман II, видя бесперспективность дальнейших военных действий, согласился на заключение договора с Речью Посполитой и отказался от дальнейшего нападения на Украину и Польшу.
Некоторые современники даже говорят, что без казаков войско Речи Посполитой не смогло бы сдержать турок и проиграло бы сражение в считанные дни. Примечательно, что князь Владислав, формально руководивший войсками Речи Посполитой под Хотином, высоко оценивал роль Сагайдачного в сражении. Он специально подарил ему золотую шпагу с бриллиантами и надписью: «Конашевичу — победителю Османа под Хотином».
Как следует оценивать Хотинское сражение и его итоги? Михаил Грушевский писал следующие мысли: «Руководимые железной рукой Сагайдачного, казаки сделали из истории Хотинского похода историю несравненных подвигов мужества и самоотверженности на благо и честь государства-мачехи, наполнившие очевидцев удивлением и признанием. — Поляки, а потом и мы, потомки этих героев, прониклись смешанным чувством гордости, печали и стыда за этот холопский героизм в пользу господско-вражеского, непримиримо-враждебного режима, всякая помощь которому, в конце концов, , оказалось преступлением против наших собственных национальных интересов».
Безусловно, в этих размышлениях есть доля правды. Ведь в данном случае казаки служили государству, которое было для них мачехой. Однако эту услугу не следует определять как «преступление против наших собственных национальных интересов». Ведь говорить о новых нациях в Европе того времени и соответствующих им «национальных интересах» весьма проблематично. Хотинская битва имела важное значение для цивилизационного выбора Украины и других земель Восточной и отчасти Центральной Европы. Так как решало, останутся ли эти земли в лоне «европейской христианской цивилизации», пережившей в то время свой переворот, или станут периферией мусульманского мира, который вот-вот должен был прийти в упадок.