Садко (Былина): читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,
Сам говорил таковы слова:
— Ай же ты, Садхо новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Пошел Садко от Ильменя от озера,
Как приходил Садко во свой во Новгород,
Позвали Садка на почестен пир.
Как тут Садко новогородский
Стал играть в гусельки яровчаты;
Как тут стали Садка попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садко стал похвастывать:
— Ай же вы, купцы новогородские!
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере:
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!
Как тут-то купцы новогородские
Говорят ему таковы слова:
— Не знаешь ты чуда-чудного,
Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья.
— Ай же вы, купцы новогородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залагайте лавки товара красного.
Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного,
Как тут-то связали невод шелковой
И поехали ловить в Ильмень-озеро.
Закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку — золоты перья.
Тут купцы новогородские
Отдали по три лавки товара красного.
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.
Потом Садко-купец, богатый гость,
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством,
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новогородские:
— Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!
Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новогородскке
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казне,
О денежках тридцати тысячах:
Как повыкупить Садку товары новогородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.
Ставал Садко на другой день раным-рано,
Будил свою дружину Хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд,
Как повыкупил товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчетну золоту казну.
На другой день ставал Садко раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Вдвойне товаров принавезено,
Вдвойне товаров принаполнено
На тую на славу на великую новогородскую.
Опять выкупал товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчетну золоту казну.
На третий день ставал Садко раным-рано,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу новогородскую.
Как тут Садко пораздумался:
«Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Не я, видно, купец богат новогородский —
Побогаче меня славный Новгород».
Отдавал он настоятелям новогородскиим
Денежек он тридцать тысячей.

На свою бессчетну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих;
На те на корабли на черлёные
Свалил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море.
Говорит Садко-купец, богатый гость,
Ко своей дружине ко хоробрые:
— Ай же ты, дружинушка хоробрая!
Как мы век по морю ездили,
А морскому царю дани не плачивали:
Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку-сороковку чиста серебра,
Спущайте бочку во сине море,-
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море;
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные,
А корабли нейдут с места на синем море.
Тут его дружина хоробрая
Брала бочку-сороковку красна золота,
Спускала бочку во сине море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные,
А корабли все нейдут с места на синем море.
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спускайте жеребья на сине море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
Делали жеребья вольжаны,
А сам Садко делал на красноем на золоте,
Всяк свое имя подписывал,
Спускали жеребья на сине море.
Как у всей дружины хоробрые
Жеребья гоголем по воде плывут,
А у Садка-купца — ключом на дно.
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Этыя жеребья неправильны:
Делайте жеребья на красноем на золоте,
А я сделаю жеребий вольжаный.
Делали жеребья на красноем на золоте,
А сам Садко делал жеребий вольжаный.
Всяк свое имя подписывал,
Спускали жеребья на сине море:
Как у всей дружины хоробрые
Жеребья гоголем по зоде плывут,
А у Садка-купца — ключом на дно.
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Видно, царь морской требует
Самого Садка богатого в сине море.
Несите мою чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги гербовый.
Несли ему чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги гербовый,
Он стал именьице отписывать:
Кое именье отписывал божьим церквам,
Иное именье нищей братии,
Иное именьице молодой жене,
Остатное именье дружине хороброей.
Говорил Садко-купец, богатый гость:
— Ай же братцы, дружина хоробрая!
Давайте мне гусельки яровчаты,
Поиграть-то мне в остатнее:
Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?
Взимает он гусельки яровчаты,
Сам говорит таковы слова:
— Свалите дощечку дубовую на воду:
Хоть я свалюсь на доску дубовую,
Не столь мне страшно принять смерть во синен море.
Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как черные вороны.
Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке на дубовоей.
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне,
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садко: во синем море
Стоит палата белокаменная.
Заходил Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
— Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии —
А все пляшет царь морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведныих.
Как стал народ молиться Миколе Можайскому,
Как тронуло Садка в плечо во правое:
— Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты! —
Обернулся, глядит Садко новогородскиий:
Ажно стоит старик седатыий.
Говорил Садко новогородский:
— У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть в гусельки яровчаты.
Говорит старик таковы слова:
— А ты струночки повырывай,
А ты шпенёчки повыломай,
Скажи: «У меня струночек не случилося,
А шпенёчков не пригодилося,
Не во что больше играть,
Приломалися гусельки яровчаты».
Скажет тебе царь морской:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красной девушке?»
Говори ему таковы слова:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять скажет царь морской:
«Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,
Выбирай себе девицу-красавицу».
Как станешь выбирать девицу-красавицу,
Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…
Будешь, Садко, во Нове-граде.
А на свою бессчётну золоту казну
Построй церковь соборную Миколе Можайскому.
Садко струночки во гусельках повыдернул,
Шпенёчки во яровчатых повыломал.
Говорит ему царь морской:
— Ай же ты, Садко новогородскиий!
Что же не играешь в гусельки яровчаты?
— У меня струночки во гусельках выдернулись,
А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося.
Говорит царь таковы слова:
— Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красной девушке?-
Говорит ему Садко новогородскиий:
— У меня воля не своя во синем море.-
Опять говорит царь морской:
— Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,
Выбирай себе девицу-красавицу.
Вставал Садко поутру ранёшенько,
Поглядит: идет триста девушек красныих.
Он перво триста девиц пропустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил;
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя замуж.
Как прошел у них столованье почестен пир
Как ложился спать Садко во перву ночь,
Как проснулся Садко во Нове-граде,
О реку Чернаву на крутом кряжу,
Как поглядит — ажно бегут
Его черленые корабли по Волхову
Поминает жена Садка со дружиной во синем море:
— Не бывать Садку со синя моря!-
А дружина поминает одного Садка:
— Остался Садко во синем море!
А Садко стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова
Тут его дружина сдивовалася:
— Остался Садко во синем море!
Очутился впереди нас во Нове-граде,
Встречает дружину со Волхова!
Встретил Садко дружину хоробрую
И повел во палаты белокаменны.
Тут его жена зрадовалася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарные.
Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей
Именьице — бессчётну золоту казну.
Как повыгрузил со черлёныих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде.
Садко. В славном в Нове—граде. Сказка. Былина. Песня. Легенда. Апросказ
Садко. В славном в Нове—граде. Былина. Песня. Легенда. Апросказ. Сказка!!
….
В славном в Нове-граде.
Как был Садко-купец,
богатый гость.
А прежде у Садка
имущества не было:
Одни были гусельки
яровчаты.
По пирам ходил-играл
Садко.
Садка день не зовут на
почестей пир,
Другой не зовут на
почестен пир,
И третий не зовут на
почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошёл раз Садко к
Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч
камень.
И начал играть в
гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода
всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошёл прочь от озера во
свой во Новгород.
Садка день не зовут на
почестен пир,
Другой не зовут на почестен
пир,
И третий не зовут на
почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошёл другой раз
Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч
камень,
И начал играть в
гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошёл прочь от озера во
свой во Новгород.
Садка день не зовут на
почестен пир,
Другой не зовут на
почестен пир,
И третий не зовут на
почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошёл третий раз
Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч
камень,
И начал играть в
гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода
всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со
озера,
Сам говорил таковы
слова:
— Ай же ты, Садко
новгородский!
Не знаю, чем буде тебя
пожаловать,
За твои за утехи за
великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчётной золотой
казной?
А не то ступай во
Новгород.
И ударь велик заклад,
Заложи свою буйну
голову,
И выряжай с прочих
купцов,
Лавки товара красного.
И спорь, что в
Ильмень-озере,
Есть рыба − золоты
перья.
Как ударишь о велик
заклад,
И поди свяжи шёлковой невод.
И приезжай ловить в
Ильмень-озеро:
Дам три рыбины − золота
перья.
Тогда ты, Садко,
счастлив будешь!
Пошёл Садко от Ильменя
от озера,
Как приходил Садко во
свой во Новгород,
Позвали Садка на
почестен пир.
Как тут Садко
новогородский
Стал играть в гусельки
яровчаты.
Как тут стали Садка
попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садко стал
похвастывать:
— Ай же вы, купцы
новогородские!
Как знаю чудо-чудное в
Ильмень-озере:
А есть рыба − золоты
перья в Ильмень-озере!
Как тут-то купцы
новогородские
Говорят ему таковы
слова:
— Не знаешь ты
чуда-чудного,
Не может быть в
Ильмень-озере рыбы − золоты перья.
— Ай же вы, купцы
новогородские!
О чем же бьёте со мной о
велик заклад?
Ударим-ка о велик
заклад:
Я заложу свою буйну
голову,
А вы залагайте лавки
товара красного.
Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки
товара красного,
Как тут-то связали невод
шёлковой
И поехали ловить в
Ильмень-озеро.
Закинули тоньку в
Ильмень-озеро,
Добыли рыбку − золоты
перья.
Закинули другую тоньку в
Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку − золоты
перья.
Третью закинули тоньку в
Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку −
золоты перья.
Тут купцы новогородские.
Отдали по три лавки
товара красного.
Стал Садко
поторговывать,
Стал получать барыши
великие.
Во своих палатах
белокаменных.
Устроил Садко все
по-небесному:
На небе солнце − и в
палатах солнце,
На небе месяц − и в
палатах месяц,
На небе звёзды − и в
палатах звёзды.
Потом Садко-купец,
богатый гость,
Зазвал к себе на
почестен пир
Тыих мужиков
новогородскиих
И тыих настоятелей
новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку
Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все
похвалялися.
Иной хвастает бессчётной золотой
казной,
Другой хвастает
силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым
конём,
Который хвастает славным
отчеством,
Славным отчеством,
молодым молодечеством,
Умный хвастает старым
батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели
новогородские:
— Все мы на пиру
наедалися,
Все на почестном
напивалися,
Похвальбами все
похвалялися.
Что же у нас Садко ничем
не похвастает?
Что у нас Садко ничем не
похваляется?
Говорит Садко-купец,
богатый гость:
— А чем мне, Садку,
хвастаться,
Чем мне, Садку,
похвалятися?
У меня ль золота казна
не тощится,
Цветно платьице не
носится,
Дружина хоробра не
изменяется.
А похвастать − не
похвастать бессчётной золотой казной:
На свою бессчётну золоту
казну
Повыкуплю товары
новогородские,
Худые товары и добрые!
Не успел он слова
вымолвить,
Как настоятели
новогородские
Ударили о велик заклад,
О бессчётной золотой
казне,
О денежках тридцати
тысячах:
Как повыкупить Садку
товары новогородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде
товаров в продаже боле не было.
Ставал Садко на другой
день раным-рано,
Будил свою дружину
Хоробрую,
Без счета давал золотой
казны,
И распускал дружину по
улицам торговыим.
А сам-то прямо шёл в
гостиный ряд,
Как повыкупил товары
новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту
казну.
На другой день ставал
Садко раным-рано,
Будил свою дружину
хоробрую,
Без счета давал золотой
казны,
И распускал дружину по
улицам торговыим.
А сам-то прямо шёл в
гостиный ряд:
Вдвойне товаров
принавезено,
Вдвойне товаров
принаполнено.
На тую на славу на
великую новогородскую.
Опять выкупал товары
новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчётну золоту
казну.
На третий день ставал Садко
раным-рано,
Будил свою дружину
хоробрую,
Без счета давал золотой
казны,
И распускал дружину по
улицам торговыим.
А сам-то прямо шёл в
гостиный ряд:
Втройне товаров
принавезено,
Втройне товаров
принаполнено,
Подоспели товары
московские.
На тую на великую на
славу новогородскую.
Как тут Садко
пораздумался:
Не выкупить товара со
всего бела света:
Ещё повыкуплю товары
московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат
новогородский.
Побогаче меня славный
Новгород.
Отдавал он настоятелям
новогородскиим
Денежек он тридцать
тысячей
На свою бессчетну золоту
казну.
Построил Садко тридцать
кораблей,
Тридцать кораблей,
тридцать черлёныих.
На те на корабли на
черлёные
Свалил товары
новогородские.
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во
Неву-реку,
А со Невы-реки во сине
море.
Как поехал он по синю
морю,
Воротил он в Золоту
Орду,
Продавал товары
новогородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки-сороковки
красна золота, чиста серебра.
Поезжал назад во
Новгород,
Поезжал он по синю морю.
На синем море сходилась
погода сильная,
Застоялись черлёны
корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса
рвёт,
Ломает кораблики
черлёные.
А корабли нейдут с места
на синем море.
Говорит Садко-купец,
богатый гость,
Ко своей дружине ко
хоробрые:
— Ай же ты, дружинушка
хоробрая!
Как мы век по морю
ездили,
А морскому царю дани не
плачивали:
Видно, царь морской от
нас дани требует,
Требует дани во сине
море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку-сороковку
чиста серебра,
Спущайте бочку во сине
море.
Дружина его хоробрая.
Взимала бочку чиста
серебра,
Спускала бочку во сине
море.
А волной-то бьёт, паруса
рвёт,
Ломает кораблики
черлёные,
А корабли нейдут с места
на синем море.
Тут его дружина
хоробрая.
Брала бочку-сороковку
красна золота,
Спускала бочку во сине
море:
А волной-то бьёт, паруса
рвёт,
Ломает кораблики
черлёные,
А корабли все нейдут с
места на синем море.
Говорит Садко-купец,
богатый гость:
— Видно, царь морской
требует.
Живой головы во сине
море.
Делайте, братцы, жеребья
вольжаны,
Я сам сделаю на красноем
на золоте,
Всяк свои имена
подписывайте,
Спускайте жеребья на
сине море:
Чей жеребий ко дну
пойдёт,
Таковому идти в сине
море.
Делали жеребья вольжаны,
А сам Садко делал на
красноем на золоте,
Всяк своё имя подписывал,
Спускали жеребья на сине
море.
Как у всей дружины
хоробрые.
Жеребья гоголем по воде
плывут,
А у Садка-купца − ключом
на дно.
Говорит Садко-купец,
богатый гость:
— Ай же братцы, дружина
хоробрая!
Этыя жеребья неправильны:
Делайте жеребья на
красноем на золоте,
А я сделаю жеребий
вольжаный.
Делали жеребья на
красноем на золоте,
А сам Садко делал
жеребий вольжаный.
Всяк своё имя
подписывал,
Спускали жеребья на сине
море:
Как у всей дружины
хоробрые.
Жеребья гоголем по воде
плывут,
А у Садка-купца − ключом
на дно.
Говорит Садко-купец,
богатый гость:
— Ай же братцы, дружина
хоробрая!
Видно, царь морской
требует
Самого Садка богатого в
сине море.
Несите мою чернилицу
вальяжную,
Перо лебединое, лист
бумаги гербовый.
Несли ему чернилицу
вальяжную,
Перо лебединое, лист
бумаги гербовый.
Он стал именьице
отписывать:
Кое именье отписывал
божьим церквам,
Иное именье нищей
братии,
Иное именьице молодой
жене,
Остатное именье дружине
хороброей.
Говорил Садко-купец,
богатый гость:
— Ай же братцы, дружина
хоробрая!
Давайте мне гусельки яровчаты,
Поиграть-то мне в
остатнее:
Больше мне в гусельки не
игрывати.
Али взять мне гусли с
собой во сине море?
Взимает он гусельки
яровчаты,
Сам говорит таковы
слова:
— Свалите дощечку
дубовую на воду:
Хоть я свалюсь на доску
дубовую,
Не столь мне страшно
принять смерть во синем море.
Свалили дощечку дубовую
на воду,
Потом поезжали корабли
по синю морю,
Полетели, как чёрные
вороны.
Остался Садко на синем
море.
Со тоя со страсти со
великие.
Заснул на дощечке на
дубовоей.
Проснулся Садко во синем
море,
Во синем море на самом
дне,
Сквозь воду увидел
пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю
утреннюю.
Увидел Садко: — во синем
море.
Стоит палата
белокаменная.
Заходил Садко в палату
белокаменну:
Сидит в палате царь
морской,
Голова у царя как куча
сенная.
Говорит царь таковы
слова:
— Ай же ты, Садко-купец,
богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не
плачивал,
А нонь весь пришёл ко
мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в
гусельки яровчаты.
Поиграй же мне в
гусельки яровчаты.
Как начал играть Садко в
гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь
морской во синем море,
Как расплясался царь
морской.
Играл Садко сутки, играл
и другие.
Да играл ещё Садко и
третии.
А все пляшет царь
морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со жёлтым песком вода
смутилася,
Стало разбивать много
кораблей на синем море,
Стало много гибнуть
именьицев,
Стало много тонуть людей
праведныих.
Как стал народ молиться
Миколе Можайскому,
Как тронуло Садка в
плечо во правое:
— Ай же ты, Садко
новогородский!
Полно играть в гуселышки
яровчаты!
Обернулся, глядит Садко
новогородскиий:
Ажно стоит старик
седатыий.
Говорил Садко
новогородский:
— У меня воля не своя во
синем море,
Приказано играть в
гусельки яровчаты.
Говорит старик таковы
слова:
— А ты струночки
повырывай,
А ты шпенёчки повыломай.
Скажи: — У меня
струночек не случилося,
А шпенёчков не
пригодилося,
Не во что больше играть,
Приломалися гусельки
яровчаты.
Скажет тебе царь
морской:
Не хочешь ли жениться во
синем море.
На душечке на красной
девушке?
Говори ему таковы слова:
У меня воля не своя во
синем море.
Опять скажет царь морской:
Ну, Садко, вставай
поутру ранёшенько,
Выбирай себе
девицу-красавицу.
Как станешь выбирать
девицу-красавицу,
Так перво триста девиц
пропусти,
А друго триста девиц
пропусти,
И третье триста девиц
пропусти.
Позади идёт
девица-красавица,
Красавица девица
Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя
замуж.
Будешь, Садко, во
Нове-граде.
А на свою бессчётну
золоту казну,
Построй церковь соборную
Миколе Можайскому.
Садко струночки во
гусельках повыдёрнул,
Шпенёчки во яровчатых
повыломал.
Говорит ему царь
морской:
— Ай же ты, Садко
новогородскиий!
Что же не играешь в
гусельки яровчаты?
— У меня струночки во
гусельках выдёрнулись,
А шпенёчки во яровчатых
повыломались,
А струночек запасных не
случилося,
А шпенёчков не
пригодилося.
Говорит царь таковы
слова:
— Не хочешь ли жениться
во синем море.
На душечке на красной девушке?
Говорит ему Садко
новогородскиий:
— У меня воля не своя во
синем море.
Опять говорит царь
морской:
— Ну, Садко, вставай
поутру ранёшенько,
Выбирай себе
девицу-красавицу.
Вставал Садко поутру
ранёшенько,
Поглядит: — идёт триста
девушек красныих.
Он перво триста девиц
пропустил,
И друго триста девиц
пропустил,
И третье триста девиц
пропустил.
Позади шла
девица-красавица,
Красавица девица
Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя
замуж.
Как прошёл у них
столованье почестен пир.
Как ложился спать Садко
во перву ночь,
Как проснулся Садко во
Нове-граде,
А Чернавушка оборотилася
в реку Чернаву со крутым кряжем,
Как поглядит Садко −
ажно бегут
Его черлёные корабли по
Волхову.
Поминает жена Садка со
дружиной во синем море:
— Не бывать Садку со
синя моря!
А дружина поминает
одного Садка:
— Остался Садко во синем
море!
А Садко стоит на крутом
кряжу,
Встречает свою
дружинушку со Волхова.
Тут его дружина
сдивовалася:
— Остался Садко во синем
море!
Очутился впереди нас во
Нове-граде,
Встречает дружину со
Волхова!
Встретил Садко дружину
хоробрую.
И повёл во палаты
белокаменны.
Тут его жена
зрадовалася,
Брала Садка за белы
руки,
Целовала во уста во
сахарные.
Начал Садко выгружать со
черлёных со кораблей.
Именьице − бессчётну
золоту казну.
Как повыгрузил со
черлёныих кораблей,
Состроил церкву соборную
Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить
Садко на сине море,
Стал поживать Садко во
Нове-граде.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Садко былина диафильм 1963 смотреть читать стихи былину сказку онлайн
Сказка былина Садко
В основе диафильма лежит устное народное творчество. Былина написана с элементами древнего наречья, поэтому читать текст будет немного сложно детям. Тем не менее, фильм интересно смотреть. Он носит воспитательный характер, раскрывая нравственные и моральные черты русского народа. На цветных картинках художник красочно изобразил природу и быт тех лет. Тут переплетается реальная жизнь, элементы волшебства и вымышленные персонажи. Текст на русском языке.
В городе Новгород жил музыкант, услаждавший на пирах и праздниках купцов игрой на гуслях. Настало такое время, что им стали пренебрегать бояре. Уже не один день никто не приглашал его на пир. Грусть одолела гусляра и, обидевшись на горожан, он пошел к озеру Илмень. Там сидя на камне, стал играть. Услышал нежную мелодию царь Морской. Показавшись над водой, он за утеху решил наградить Садко. Велел царь возвратиться в город и побиться об заклад с мужами Новгородскими, что в Ильмень-озере водится диковинная рыба с золотыми перьями.
Послушался гусляр хозяина морей и, придя в Новгород, вызвал купцов спор. Заложил Садко голову свою, а те лавки с товаром. Сплели невод шелковый и отправились на озеро. Спор, конечно, выиграл гусляр, и купцам пришлось поступить по чести. Отдали они ключи от лавок с красным товаром. С тех пор Садко стал торговать, умножая свою казну. Вскоре закупил он тридцать кораблей, нагрузил на них товары новгородские и повез продавать за синее море.
Вначале все шло хорошо, но вскоре начался шторм. Корабли богатого купца стали, не двигаясь с места. Высокие волны бьют их нещадно, рвут паруса. Садко сказал дружине, что царь Морской видно требует дань с них. Взяли бочку золота и спустили ее в воду, но буря не успокоилась. И тогда гусляр понял, что нужна живая дань царю. Написали имена на ивовых палочках и бросили в море. Выпал жребий на дно отправляться Садко. Спустили его на доске на воду, корабли тут же поплыли по синему морю.
В тоске лег Садко и заснул. Когда очнулся от сна, увидел на дне морском палаты белокаменные. Морской царь, восседавший на троне, потребовал играть на гуслях. Только зазвучала мелодия, пустился царь в пляс, а вслед за ним и море разволновалось. Чем дальше лилась музыка, тем сильнее оно бушевало. Три дня и три ночи продолжалась дикая пляска. Вода с песком перемешалась, помутилось море. Начали разбиваться корабли.
Понял Садко, какая беда творится, порвал струны и поломал гусли. Тогда царь предложил ему поутру выбрать себе жену. Встал Садко рано и видит, идут девицы. Пропустил он три раза по триста и выбрал ту, что последней шла. Взял ее замуж за себя. После пира лег он спать, а проснулся в Новгороде. Видит, корабли его плывут по реке, дружина вся цела. Устроил он пир большой. И с тех пор по морю не ходит, живет в славном Новгороде.
Александр Нечаев — Садко читать онлайн
Александр Николаевич Нечаев
Садко
Жил в богатом Новгороде добрый молодец, по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко-гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни двора, ни кола, только гусли, звонкие, яровчатые, да талант гусляра-певца и достались ему в наследство от родителей. А слава о нём рекой катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садка и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, гостей потешать. Заиграет он, заведёт напев – все бояре знатные, все купцы первостатейные слушают гусляра, не наслушаются. Тем молодец и жил, что по пирам ходил. Но вот вышло так: день и два Садка на пир не зовут и на третий день не зовут, не кличут. Горько и обидно ему показалось.
Взял Садко свои гусельцы яровчатые, пошёл к Ильмень-озеру. Сел на берегу на синь-горюч камень и ударил в струны звонкие, завёл напев переливчатый. Играл на берегу с утра день до вечера. А на закате красного солнышка взволновалось Ильмень-озеро. Поднялась волна, как высокая гора, вода с песком смешалася, и вышел на берег сам Водяной – хозяин Ильмень-озера. Оторопь гусляра взяла. А Водяной сказал таковы слова:
– Спасибо тебе, Садко-гусляр новгородский! Было у меня сегодня столованье-гулянье, почестей пир. Веселил ты, потешал гостей моих. И хочу я тебя за то пожаловать!
Позовут тебя завтра к первостатейному купцу на гуслях играть, именитых новгородских купцов потешать. Попьют, поедят купцы, похваляться станут, порасхвастаются. Один похвалится несчётной золотой казной, другой – дорогими товарами заморскими, третий станет хвастать добрым конём да шёлковым портом. Умный похвалится отцом с матерью, а неумный – молодой женой. Потом спросят тебя купцы именитые, чем бы ты, Садко, похвалиться мог, похвастаться. А я тебя научу, как ответ держать да богатым стать.
И поведал Водяной – хозяин Ильмень-озера гусляру-сироте тайну дивную.
На другой день позвали Садка в белокаменные палаты именитого купца на гуслях играть, гостей потешать.
Столы от напитков да от кушаний ломятся. Пир-столованье вполпира, а гости, купцы новгородские, сидят вполпьяна. Стали друг перед другом хвастать: кто золотой казной-богачеством, кто дорогими товарами, кто добрым конём да шёлковым портом. Умный хвалится отцом, матушкой, а неумный хвастает молодой женой.
Принялись потом Садка спрашивать, у доброго молодца выпытывать:
– А ты, молодой гусляр, чем похвалишься?
На те слова-речи ответ Садко держит:
– Ах купцы вы богатые новгородские! Ну чем мне перед вами хвастать-похвалятися? Сами знаете: нет у меня ни злата, ни серебра, нет в гостином ряду лавок с дорогими товарами. Одним только я и похвалиться могу. Один только я знаю-ведаю чудо-чудное да диво-дивное. Есть в нашем славном Ильмень-озере рыба-золотое перо. И никто той рыбы не видывал. Не видывал, не вылавливал. А кто ту рыбу-золотое перо выловит да ухи похлебает, тот из старого молодым станет. Только тем и могу похвалиться я, похвастаться!
Зашумели купцы именитые, заспорили:
– Пустым ты, Садко, похваляешься. Из веки-веков никто не слыхивал, что есть такая рыба-золотое перо и что похлебавши ухи из той рыбы, стар человек молодым, могутным станет!
Шестеро самых богатых новгородских купцов пуще всех спорили:
– Нету рыбы такой, о коей ты, Садко, сказываешь. Мы станем биться о велик заклад. Все наши лавки в гостином ряду, всё наше именье-богачество прозакладываем! Только тебе против нашего заклада великого выставить нечего!
– Рыбу-золотое перо я берусь выловить! А против вашего заклада великого ставлю свою буйную голову, – отвечал Садко-гусляр.
На том дело поладили и рукобитьем об заклад спор покончили.
В скором времени связали невод шёлковый. Забросили тот невод в Ильмень-озеро первый раз — и вытащили рыбу-золотое перо. Выметали невод другой раз — и выловили ещё одну рыбу-золотое перо. Закинули невод третий раз – поймали третью рыбу-золотое перо.
Сдержал своё слово Водяной – хозяин Ильмень-озера, наградил Садка, пожаловал. Выиграл сирота-гусляр велик заклад, получил богатство несметное и стал именитым новгородским купцом. Повёл торговлю большую в Новгороде, а приказчики его торгуют по иным городам, по ближним и дальним местам. Множится богатство Садка не по дням, а по часам. И стал он вскорости самым богатым купцом в славном Великом Новгороде. Выстроил палаты белокаменные. Горницы в тех палатах чудо-дивные: дорогим заморским деревом, златом-серебром да хрусталём изукрашены. Эдаких горниц отродясь никто не видывал, и наслыху таких покоев не было.
А после того женился Садко, привёл молодую хозяйку в дом и завёл в новых палатах почестен пир-столованье. Собирал на пир бояр родовитых, всех купцов новгородских именитых, позвал и мужиков новгородских. Всем нашлось место в хоромах хлебосольного хозяина. Напивались гости, наедалися, захмелели, заспорили. Кто о чём беседы громко ведут да похваляются. А Садко по палатам похаживает и говорит таковы слова:
– Гости мои любезные: вы, бояре родовитые, вы, купцы богатые именитые, и вы, мужики новгородские! Все вы у меня, у Садка, на пиру напились, наелись, а теперь шумно спорите, похваляетесь. Иной правду говорит, а иной и пустым похваляется. Видно, надо мне и о себе сказать. Да и чем мне стать похвалятися? Богатству моему и сметы нет. Золотой казны столько у меня, что могу все товары новгородские скупить, все товары – худые и хорошие. И не станет товаров никаких в Великом славном Новгороде.
Та заносчивая речь, хвастливая, обидной показалась всей застолице: и боярам, и купцам, и мужикам новгородским. Зашумели гости, заспорили:
– Век того не бывало и не будет, чтоб один человек мог скупить все товары новгородские, купить и продать наш Великий, славный Новгород. И мы бьёмся с тобой о велик заклад в сорок тысячей: не осилить тебе, Садко, господина Великого Новгорода. Сколь бы ни был богат-могуч один человек, а против города, против народа он – пересохшая соломинка!
А Садко на своём стоит, не унимается и бьётся о велик заклад, выставляет сорок тысячей… И на том пированье-столованье окончилось. Разошлись гости, разъехались.
А Садко на другой день вставал раным-ранёшенько, умывался белёшенько, будил свою дружину, верных помощников, насыпал им золотой казны полным-полно и отправлял по улицам торговым, а сам Садко пошёл в гостиный ряд, где торгуют лавки дорогими товарами. Так целый день с утра до вечера Садко, богатый купец, со своими верными помощниками скупали все товары во всех лавках Великого славного Новгорода и к закату солнышка скупили всё, как метлой замели. Не осталось товаров в Нове-городе ни на медный грош. А на другой день – глядь-поглядь – от товаров новгородские лавки ломятся, навезли за ночь товаров больше прежнего.
Былина «Садко» / Открытый урок
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
— О чем идет речь в стихотворении? О каких преданиях говорится? (о фольклоре)
— Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре).
— На прошлом уроке, мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
— Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).
(слайд № 2)
— Какой вывод можно сделать ? Докажите это примерами из учебника. (Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, село Карачарово, Муром, реальные события.
Преувеличение – это то, что случилось с природой от Соловьиного посвиста «Как все травушки – муравушки заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися». Преувеличена сила богатыря Ильи. …Соловей – разбойник чудо-юдо, получеловек, полуптица).
— Какое домашнее задание вам было задано?
— Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?
3.Целеполагание.
— Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что былины раньше пели, их надо читать распевно, в них непривычные сочетания слов).
— Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; совершенствовать умение читать текст былины; научиться выделять отличительные особенности былины).
4.Действия для достижения поставленной цели.
— Внимательно прочитайте стихотворение на доске.
Сели в ряд богатыри на честном пиру,
Ай один стоит-то на приступочке.
Для кого взял во крепки руки гусельки?
Кому славу петь? Кого величать?
Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.
— Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)
(слайд № 4)
— Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).
— Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена славных подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)
— Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.
— Какой вывод можно сделать? (Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Эти былины создавались не простым народом, а дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминание исторических мест.
— Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).
— Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)
— В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.
(слайд № 5)
Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.
— Поделитесь вашими впечатлениями. Какие картины вы представили ярче всего?
Физкультминутка
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Тонут в воде корабли.
Русалки по волнам плывут.
Танцуют, кружат и поют.
— Прочитайте вторую часть басни самостоятельно, используя прием «птичьего базара».
Чтение детьми второй части – прием «птичий базар».
— Назовите характерные черты волшебной сказки (Морской царь – герой волшебных сказок. Он предсказал Садко будущий пир и события на нем. Волшебный дар от Морского царя – рыбина с золотыми перьями. Магическое число «3»).
— Получилось у вас читать былину нараспев?
Чтение детьми вслух «по цепочке» по одному предложению третьей части былины.
5. Подведение итогов урока.
— На какую из известных нам сказок похожа былина «Садко»? («Морской царь и Василиса Премудрая»)
— В чем вы увидели сходство былины «Илья Мурмец и Соловей разбойник» от былины «Садко»? (указываются географические объекты – города).
— В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)
— Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).
— Дома вы прочитаете былину «Садко» целиком и узнаете о чудесном пребывании Садко в подводном царстве, где он и женился. Узнаете, как ему удалось выбраться, и кто ему помог.
6. Рефлексия.
— Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?
— Где они вам могут пригодиться в жизни?
— Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.
— Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?
— Оцените свои умения, полученным сегодня на уроке по шкале в Дневнике читателя: насколько вы научились находить отличия былины от волшебных сказок, научились читать их.
7. Домашнее задание:
стр. 66-70 читать, нарисовать рисунок к одной из прочитанных былин,
придумать интересный вопрос для игры «Ты –мне, я – тебе» по былинам.
2.3. Садко богатый гость. Русские гусли. История и мифология
2.3. Садко богатый гость
Кажется уже общепринятым и окончательным, что былинный герой Садко воспринимается исследователями как новгородский купец-гусляр. Точнее, как разбогатевший гусляр, ставший впоследствии купцом. Более того, эта былина считается уникальной, единственной в русском эпосе, в которой главный герой не является богатырем. Сняты фильмы, нарисованы книжки и в общественное сознание внедрен образ торгового гостя, умеющего замечательно играть на гуслях. Однако некоторые детали сюжета былины требуют сделать несколько наблюдений, идущих вразрез с общепринятым привычным образом новгородского гусляра.
Герои подавляющего числа русских былин — богатыри, исключая совсем немногих, например Микулу Селяниновича. Но и он — хлебопашец — в былине состязается с дружинниками в силе и выигрывает состязание. Иначе говоря, он тоже богатырь — силач, но не военнослужащий.
В.Я. Пропп обратил внимание на своеобразие образа былинного богатыря: «Герой её, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец — гусляр. Это не мифический певец типа Вяйнямёйнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями сомнительного достоинства. Это — настоящий художник и, как тип певца, он, несомненно, историчен.
Мы знаем, что художественная культура древнего Новгорода представляет собой одну из мировых вершин в развитии средневекового искусства.
Это относится к архитектуре Новгорода, и к его живописи, и к его литературе, о чем, прежде всего, свидетельствует эпос. Мы имеем все основания предполагать, что на том же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода, и что оно высоко ценилось и было популярным. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его»87.
Кадр из художественного фильма «Садко». Примечательно совпадение — на груди у гусляра вышит символ «сердце воина»
При внимательном прочтении былины закрадывается подозрение, что Садко не просто купец и не просто музыкант. Сразу бросается в глаза, что у Садка есть своя дружина, которой он предводительствует, и дружина, по всей вероятности, немалая. Когда же гусляр отправляется в поход на Балтику, то его «торговый караван» состоит из 30 судов. А это уже не просто торговая экспедиция — это скорее флот. Причем все спутники Садка называются его дружинниками. Эпитет, с которым Садко обращается к своей дружине, это всегда:
Ай же ты дружинушка моя ты хоробрая!
— обращение, уместное скорее по отношению к воинам, нежели к купцам. Да и вообще, дружинные отношения в нормах права того времени подразумевают, что если есть дружина, то у дружины есть вождь. В новгородской традиции вождем дружины может быть только князь (наследственное право) либо атаман (выборная должность), но в обоих случаях это воины. Если у Садка дружина умещается на 30 кораблях, то его следует считать не просто главой торгового каравана, а атаманом, причем атаманом довольно серьезного подразделения. Наверное, в этой части былины его можно назвать флотоводцем.
Известно, что средняя новгородская ладья брала на борт около 30 человек. Нетрудно посчитать, что Садко предводительствовал в морском походе дружиной около 1000 человек. Как вам такая торговая экспедиция?
Самый устойчивый эпитет, которым нарекает былина Садка, — это богатый гость.
Что же значит в русском языке слово «гость»? И особенно важно, что же значило это слово в северо-западном диалекте русского языка, например, в Средневековье? Историкам хорошо известно, что новгородские торговые экспедиции часто бывали, как бы сейчас выразились, «двойного назначения». Не случайно до нашего времени сохранилась поговорка: «В Новгороде что не купец — то боец». Такие дружины собирали дань с подвластных новгородцам северных народов, попутно торговали и промышляли пушниной. Не брезговали эти «путешественники» и грабежом недружественных судов и враждебных поселений.
Обобщенно таких «промышлен-ников» называли «гостями». Видимо, в те времена уходят корни возникновения поговорки: «Незваный гость — хуже татарина». Эти дружины перемещались в основном по рекам, на легких судах — «ладьях» и плоскодонных речных кораблях — «ушкуях». За это в Средние века такие дружины за пределами Новгородчины и получили прозвище — «ушкуйники». На территории Новгородского княжества по берегам судоходных рек примерно на равном расстоянии друг от друга были расположены опорные пункты — крепостицы с гарнизонами, называемые погостами.
В погостах «гости» могли передохнуть, встретиться с местной администрацией, остаться для сбора дани.
Хорошо известно, что на территории Новгородской земли эти вольные дружины не воевали и не разбойничали. Как правило, они отправлялись в походы на чужбину — в Литву, к шведам или татарам.
Трудно сказать, в какие времена сложилась эта традиция молодечества. Хорошо известно, что у славян, живших на Южной Балтике, она существовала уже в VII–VIII веках.
Первые зафиксированные летописями походы новгородских ушкуйников, согласно сохранившимся летописям, относятся к 1320 году. Первый известный крупный поход на Золотую Орду они организовали в 1360 году. С боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой ордынский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя). С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых. В 1374 году новгородские молодцы в третий раз взяли крупный город Болгар (недалеко от Казани), затем двинулись дальше по реке и разорили Сарай — столицу великого хана.
В 1363 году новгородская дружина, возглавляемая воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Лепой, достигла Оби. Одна часть двинулась вниз по реке до самого Студеного моря (Ледовитого океана), а другая ушла воевать верховья — на пограничье Золотой Орды, Чагатайского улуса и Китая. Взяв богатую добычу, в 1366 году они с тем же воеводой Александром Абакуновичем уже сражаются на среднем течении Волги.
В 1375 году ушкуйники атаковали город Болгар и столицу великого хана — Сарай.
Напомним, что Куликовская битва произойдет спустя 5 лет!
В 1392 году они опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму…
Больше всего экспедиция Садка-богатого гостя напоминает именно такие ушкуйные походы, хорошо описанные в другой новгородской былине о Василии Буслаеве. Интересно, что в этом походе Садко одновременно и атаман большой дружины, и музыкант. Если сравнить его путешествие со странствиями аргонавтов, которое не без иронии тоже можно назвать «путешествием двойного назначения», то образ Садка будет соединять в себе особенности двух античных персонажей, одновременно Ясона и Орфея88.
Каков же маршрут путешествия флота Садка?
А как на своих на черных на кораблях.
А поехал он, да по Волхову,
Ай со Волхова он во Ладожско.
А со Ладожского выплывал да во Неву-реку,
Ай как со Невы-реки как выехал на синё море (Балтийское. — Г.Б.)
Ай как ехал он по синю морю,
Ай как тут воротил он в Золоту Орду.
Далее события в Золотой Орде не описываются, сообщается только, что Садко получал «барыши великие» и после этого вернулся в Балтийское море:
Ай как потом поехал он з-за Золотой Орды,
Ай как выехал теперечку опять да на сине море,
Ай как на синем мори устоялися да черны корабли.
Маршрут тысячной дружины Садка от Ильменя до Балтийского моря хорошо понятен, это традиционный путь из Новгорода на «сине море». А вот как, где и зачем он повернул свои корабли в Золотую Орду?
Выражение «Ай как тут воротил он в Золоту Орду» можно понимать двояко: и как «сделал поворот» в Золотую Орду, и как «воротился назад» в Золотую Орду. Вариантов попасть из Балтийского моря в Золотую Орду очень немного. Первый — вернуться в Ильмень, из Ильменя по Мсте пройти до Вышнего Волока (современный Вышний Волочек), там волоком перенести корабли в Тверцу, из Тверцы спуститься в Волгу и далее вниз по Волге — в Золотую Орду.
Новгородцы перетаскивают суда волоком
Но этот путь как-то не очень согласуется с логикой былины. Там нет и намека на то, что дружина Садка возвращалась в Ильмень. Они как-то ушли в Орду именно из Синего — Балтийского моря!
Хорошо известно, что новгородские ушкуйники большими дружинами ходили на Золотую Орду. Но как Садко с дружиной мог из Балтики прямиком попасть в Орду?
Можно предположить, что в былине под «Золотой Ордой» подразумевается территория более южных русских княжеств, попавших в зависимость от Орды, или враждебная новгородцам Литва, или, например, Швеция. Хорошо известен поход новгородских дружин 1187 года, ходивших по морю на процветающий столичный шведский город Сигтуны, который так и не смог подняться после разорения. Оттуда ушкуйники, памятуя традиционные русские святочные шутки ряженых, вывезли в качестве трофея литые ворота с кафедрального собора. Их и сейчас можно увидеть на входе в Софийский собор Новгорода Великого.
Магдебургские врата
Пока мы не можем точно определить, в какую «Золотую Орду», реальную или названную так условно, ходила тысячная дружина Садка.
Из былины мы только узнаем, что в итоге похода:
Ай получал он барыши велики,
Ай как насыпал он бочки ведь сороковки-ты
Ай как красного золота;
Ай насыпал он много бочек мелкого, он крупного скатного жемчугу.
А как потом поехал он з-за Золотой Орды,
Ай как выехал теперечку опять да на синё море,
Вероятно, что под «барышами» подразумевается не только торговая прибыль, но и военные трофеи. У славян, живших на Балтийском море, было принято отдавать часть военной добычи в свои храмы жречеству. Складывается впечатление, что дружина Садка следует именно этому обычаю, «платя дань морскому царю»:
Ай теперь-то дани требует морской царь-то в синё море!
Какие выводы мы можем сделать из всех вышеизложенных размышлений?
Допустив, что Садко с дружиной ездил не в торговую экспедицию, а в военно-торговую, мы примиряем очень много противоречий, возникающих при внимательном прочтении былины.
Гусляр Садко — в первую очередь атаман дружины, и уже только после этого — купец. Приняв это предположение, мы понимаем, почему его называют «гость», зачем ему флот из 30 кораблей и 1000 дружинников.
Становится объяснимым его странный поворот в «Золотую Орду» с Балтийского моря. Становится понятным его дань «Морскому царю», традиционная для славянских дружин южного побережья Балтики. Если мы допускаем, что Садко был вождем военно-торговой экспедиции, в которой, вероятно, по его приказу дружина грабила и убивала людей, то нам становится понятно, почему, вернувшись из похода, Садко кается в грехах и совершенных злодеяниях:
Спас на горе? Нере?дице. 1198 год
Ай теперь как на свою несчетную казну
А и сделал церковь соборную
Миколе Можайскому,
Ай как другую церковь сделал Пресвятыи Богородице
Ай теперь как ведь да после этого
Ай как начал Господу Богу он да молитися,
Ай о своих грехах да он прощатися…
Важно и то, что если былинный Садко не просто музыкант-купец, а ещё и воин, предводитель дружины, то былина встраивается в логический ряд остального русского богатырского эпоса. В ней, как и во всех остальных былинах, главным героем становится богатырь-гусляр. Былина о Садке перестаёт сюжетно «выпадать» из общерусской эпической традиции.
Садко и Морской царь – сказка
Герой новгородских былин и сказок Садко – богатый гость, т. е., купец. Он известен искусным пением и игрой на гуслях. Сам Морской Царь полюбил его за это и помог ему разбогатеть. Садко осмеливается даже «биться об заклад», т. е. состязаться в богатстве со всем Новгородом. По одной былине Садко побеждает и скупает все товары новгородские, по другой – наоборот, Новгород оказывается победителем. Оба эти варианта сходятся в том, что после состязания Садко (по одной былине – победитель, по другой – побежденный) покидает Новгород со своей дружиной на тридцати кораблях, едет по «окиан-морю».
Садко. Учебный диафильм
Но Морской Царь недоволен тем, что Садко давно не платил ему дани и задерживает его корабль. Все корабли легко плывут по морю-окиану, но «Сокол» – корабль Садко, не может сдвинуться с места. Напрасно Садко велит кидать в море сперва пшеницу, потом – бочки серебра и золота. Корабль не двигается с места, и Садко понимает, что Морской Царь требует человеческой жертвы. В этом виден остаток древних языческих верований, когда еще приносились в жертву богам люди.
Садко велит своим слугам бросить жребий, чтобы узнать, кого именно требует Царь Морской. Однако при этом он хитрит: велит слугам кидать каждому свой жребий в море: чей жребий потонет, того, значит, и требует Царь Морской. Сам Садко кидает в море «хмелево перо», которое, конечно, по своей лёгкости не должно потонуть, но оно-то и тонет, тогда как другие «жеребья» плывут.
Тогда Садко меняет условие: чей жребий поплывет, а не потонет, тот будет принесен в жертву Царю Морскому. Слуги бросают в море кусочки дерева с написанными именами, а Садко кидает свой булатный меч, весом в «девяносто пуд», и – чудо! Деревянные жребии тонут, а булатный меч плывет.
Делать нечего, видит Садко, что Царь Морской именно его самого хочет заполучить, берет он свои «гусли звонкие», садится на дорогую золотую «шахматницу» (шахматную доску) и велит спустить себя в синее море. Как только его спустили с корабля на воду, «Сокол» корабль побежал по морю, «как бел кречет».
Садко идет ко дну и попадает в царство Морского Царя, которому давно хотелось послушать его пение и игру на гуслях. Садко играет и поет, а Царь под его музыку начинает плясать так, что взбаламучивает все море.
Садко. Художник И. Репин, 1876
В благодарность за игру и пение, Царь Морской предлагает Садко выбрать себе в жены одну из его дочерей и устраивает свадебный пир, во время которого Садко опять играет, а Царь Морской со всем царством морским вновь пускается плясать, да так пляшет, что поднимается на море страшная буря. Тонут корабли, гибнут души христианские.
Среди этой страшной бури, этого хаоса морского, является вдруг святитель Николай, «Микола Можайский», как его называют в былине. Православный народ особенно чтит святителя Николая, считает его покровителем «по морю плавающих». Вот и здесь является великий святой на защиту всех гибнущих от неистовой пляски Царя Морского.
Святитель Николай, представ перед Садко на морском дне, велит ему порвать струны и бросить свои гусли:
А и рви ты свои струны золоты,
И бросай ты гусли звончаты,
Расплясался у тебя Царь Морской,
А сине море всколебалося,
А и быстры реки разливалися,
Топят много бусы-корабли,
Топят души напрасные
Того народа православного.
Садко послушно рвёт свои струны золотые, и святитель Николай перекидывает его на Волхов-реку, под самый под Новгород. Просыпается Садко близ стен родного города – и видит: по Волхову-реке возвращаются домой его тридцать кораблей.
Садко благодарит Бога и на месте своего пробуждения ставит церковь святому Миколе Можайскому в благодарность за свое спасение.
Повествование диегетической песни в опере «Садко»
АбстракцияНиколай Римский-Корсаков назвал Садко «Опера-Былина», жест, который одновременно раскрывает его композиционный подход и придает произведению sui generis обозначение как оперы и народно-эпопеи. гибридный. Композитор использовал необычайный набор текстового и музыкального материала для создания «Садко» — произведения, которое полностью пропитано отсылками к русской народной культуре. Его первоисточниками были русские былины: народно-эпическая поэзия, которая циркулировала в устной форме около семи веков, прежде чем была собрана и переписана в XIX веке.В то время как увлечение Римского-Корсакова фольклором представляет собой тематическое продолжение его предыдущих опер, его подход к исходному материалу принимает решительно антикварный и филологический поворот в «Садко».
Превращение Римского-Корсакова былин в оперную форму включало его разработку набора повествовательных стратегий, приближенных к традициям повествования исходных текстов. Римский-Корсаков включает в оперу несколько рассказчиков, которые представляют сказку Садко в разных повествовательных рамках, хронотопах и музыкальных идиомах.Арии каждого рассказчика представляют собой моменты повышенной повествовательности, в которых события сюжета концентрируются, преломляются, пересказываются и предсказываются через призму диегетической песни. Диегетические отрывки, хотя обычно критикуются как моменты застоя в драматическом действии оперы, на самом деле являются активной опорой повествования, предсказывая и даже генерируя его последующие события, а также предлагая ретроспективный взгляд на предшествующие события с альтернативных повествовательных точек зрения. . Диегетические песни неявно передают подробности о соответствующих позициях рассказчиков в социальных слоях и их основных союзах с другими персонажами.Садко не только рассказывает историю одноименного героя, но и выделяет механизмы, модальности и многомерность его рассказа.
Основное содержаниеЗагрузить PDF для просмотраПросмотреть больше