Краткий курс истории. Историк Соловьёв
17 мая (н. ст.) 1820 года родился Сергей Михайлович Соловьёв, российский историк, один из основателей государственной школы в русской историографии.
Учеба
Сергей Михайлович происходил из семьи священника, преподавателя Московского коммерческого училища. По традиции России XIX века, согласно сословному происхождению, в 8 лет был записан в духовное училище, которое так и не окончил. До 13-летнего возраста отец обучал Соловьёва Закону Божьему и древним языкам. К этому же возрасту как минимум 12 раз Соловьёв прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. В 1838 году будущий великий ученый с серебряной медалью окончил 1-ю Московскую гимназию. В бытность учебы гимназист попал под покровительство графа Строганова, бывшего попечителем Московского учебного округа. В том же, 1838, году Соловьёв поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение. Среди прекрасных историков, преподавателей Соловьёва, можно отметить М. П. Погодина и Т. Н. Грановского. Курс истории Средних веков, который читал последний, заставил Соловьёва прийти к выводу, что русскую историю необходимо изучать без отрыва от судеб других народностей.
Труд всей жизни
В качестве домашнего учителя с 1842 года Соловьёв путешествовал со Строгановыми по Европе. Там молодой ученый имел возможность посещать лекции выдающихся историков современности. В 1845 году, уже в России, Соловьёв защитил магистерскую диссертацию по теме «Об отношениях Новгорода к великим князьям», в 1847-м защитил докторскую диссертацию с работой на тему «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1851 году свет увидел первый из 29 томов «Истории России с древнейших времен» – главного труда жизни Соловьёва, принесшего ему известность в России и Европе. Главной идеей Соловьёва стало представление об истории России как о едином закономерном поступательном процессе развития от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Соловьёв указал на зависимость развития особенностей России от ее географического положения. Судьбой Соловьёву было уготовано стать профессором Московского университета, затем его ректором, академиком Петербургской академии наук, тайным советником, заслужить авторитет в царской семье, заниматься историей с сыновьями императора.
Примиритель
К моменту рождения Соловьёва как историка история Карамзина утратила в России былую животрепещущую актуальность. Требовалось не просто рассказать, но объяснить события прошлого. Частично это сделали славянофилы, выступившие с реакцией на старые идеи, олицетворенные Карамзиным. Соловьёв, не примкнувший ни к западникам, ни к славянофилам, бывший патриотом-государственником, стал примирителем между старыми и необходимыми новыми подходами в исторической науке. По мнению Соловьёва, государство – это естественный продукт народной жизни, то есть сам народ в его собственном развитии, поэтому отделять одно от другого не стоит. Таким образом, Соловьёв пришел к выводу, отличному от представлений Карамзина: история России – это не история правительства с органами власти, а история народной жизни в целом. От славянофилов ученого отличало то, что он не противопоставлял «государство» и «землю» и не ограничивался так называемым духом народа. По мнению Соловьёва, формирование и развитие и государственного, и общественного быта были одинаково необходимы.
Соловьев Сергей Михайлович
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (5.05.1820-4.10.1879), выдающийся русский историк, академик (1872). Сын московского священника. Учился в Московском университете (1838-1842), по окончании которого в качестве домашнего учителя детей графа А. П. Строганова в 1842-1844 годы побывал за границей, где слушал лекции немецких и французских историков и философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 года приступил к чтению курса русской истории в Московском университете, защитил магистерскую диссертацию “Отношение Новгорода к великим князьям”, а в 1847 году докторскую — “История отношений между русскими князьями Рюрикова дома”. С 1847 года — профессор Московского университета.
С 1851 года стал выходить (ежегодно по
одному тому) капитальный труд Соловьева
“История России с древнейших времен” (до смерти
Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно),
доведенный до 1775 года. Крупным научным и общественным
явлением стали “
В 1871-1877 годы Соловьев занимал должность ректора Московского университета. В последние годы жизни Соловьев — председатель “Московского общества истории и древностей Российских”. Оставил мемуары “Мои записки для детей моих, а если можно, и для других”.
В.А.Федоров
Другие биографические материалы:
Данилов А. А. Крупнейший историк дореволюционный России ( Данилов А.А. История России IX — XIX вв. Справочные материалы. М., 1997).
Корецкий В.И. Русский буржуазный историк (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский ученый, историк и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Ерыгин А.И. «Философски образованный историк с универсальными историческими интересами» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014,).
Шикман А.П. Был записан в духовное училище, но учился дома (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Сочинения:
История России с древнейших времен (1851 — 1879).
Петровские чтения (1872).
Далее читайте:
К. Д. Кавелин. Письмо к С. М. Соловьеву. 16 января 1856 г.:
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), «религиозный философ», сын Сергея Михайловича.
Литература:
С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы (1838 — 1981). М., 1984;
Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990.
Ерыгин А. Н. История и диалектика. (Диалектика и исторические знания в России XIX века). Ростов-на-Дону, 1987;
Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русскою либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). Ростов-на-Дону, 2004.
Владимир Соловьев (1853-1900): Комментарий
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2016-01-27T14:44:17-08:002016-01-27T14:44:17-08:002016-01-27T14:44:17-08:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:216270ca-a20e-11b2-0a00- 782dad000000uuid:2162acc3-a20e-11b2-0a00-b0f4611efd7fapplication/pdf
Владимир Соловьев, мистик, которым восхищаются папы| Национальный католический реестр
Часть II посвящена взглядам экспертов на взгляды Соловьева в 20-21 века и его основной работе по попыткам воссоединить Русскую православную церковь с Римом
Кто такой Владимир Соловьев, автор книги «Повесть о Антихрист ? Недавние папы дали некоторое представление.
Соловьев — «русская фигура необычайной глубины», — сказал св. Иоанн Павел II в своем Ангелусе 30 июля 2000 г.
Он «один из величайших русских христианских философов 19-го и 20-го веков», — снова сказал Иоанн Павел II в 2003 году в длинном послании о Соловьеве, которое Святейший Отец разослал участникам, собравшимся для обсуждения этого крупного деятеля в день 150-летия его рождения.
В своем Переступлении порога Надежды Иоанн Павел II ссылается на Соловьева, а в своей энциклике Fides et Ratio (Вера и разум) он перечисляет Соловьева в ряду выдающихся христианских философов.
Во время беседы о Соловьеве кардинал Джакомо Биффи отметил, что теолог-мистик был «одобрительно процитирован кардиналом Йозефом Ратцингером».
Очевидно, Соловьев обладает исключительными полномочиями.
Тем не менее, «учение Соловьева было одновременно пророческим и в значительной степени игнорировавшимся», — писал кардинал Биффи в « Дни грядут, и уже наступили …» Он добавил необходимость еще раз взглянуть на этого богослова-мистика: «Но мы хотим повторно предложить его в надежде, что христианство, наконец, привлечет к нему внимание и уделит ему немного внимания».
Хотя Соловьев умер в 1900 году, когда открылась дверь в 20 й век, кардинал Биффи, известный исследователь его работ, отметил, что его предсказания событий, которые произойдут в 20 веке, «удивительны» по своей точности.
Что предвидел мистик-богослов Соловьев?
Видение ускользания общества
На пороге 20-го -го -го века почти всеобщая точка зрения видела «светлое будущее для человечества», потому что «под руководством и вдохновением новой религии прогресса… человечество будет наслаждаться эпоха процветания, мира, справедливости, безопасности», — объяснял кардинал Биффи в своей лекции «Соловьев и наше время», вышедшей в Внутри Ватикана в 2000 году.
Великий русский философ, вместо того чтобы присоединиться к толпе, предвидел и «с пророческой ясностью предсказал все бедствия, которые на самом деле произошли». Он предвидел, что ХХ век будет «эпохой великих войн, междоусобиц и революций».
Он позаботился о том, чтобы выделить их в своей «Повести об антихристе ».Естественно, что большинство тех, кто смотрел в будущее сквозь затемненные очки, отвергло «самые глубокие и важные его учения», отметил кардинал Биффи.
Соловьев видел, как старые системы упраздняются и заменяются Соединенными Штатами Европы. Он просто немного ошибся в точном названии союза. Ранее, в 1880-х годах, он предвидел тиранический поворот правительства в России (коммунизм и его революцию 1917 года), который распространится по всему миру.
Прибавьте к этому, что в своей последней работе Соловьев имеет точное «видение великого кризиса, который поразит христианство в конце XX века». Кардинал Биффи назвал это «удивительным».
Одна проблема, о которой Соловьев говорил в драматических выражениях в своем рассказе, предвидит, что «Церковь Божья превращается в организацию общественной работы».
В той Повести об Антихристе , которую он использовал, чтобы выявить ряд этих преобразований в мире, Соловьев намекнул на успешное продвижение земляком разбавления христианства до пяти правил.
В своем длинном эссе под названием «Дни грядут и уже наступили…» кардинал Биффи разъяснял: «Придут дни, говорит нам Соловьев, — и уже наступили, говорим мы, — в которых спасительный смысл христианства, который могут быть получены только в трудном, мужественном, конкретном и рациональном поступке веры, растворятся в ряде «ценностей», легко продаваемых на мировых рынках.
«Величайший из русских философов предупреждает нас, что мы должны остерегаться этой опасности», потому что это не будет христианство Иисуса, которое «имеет в своем центре позор креста и поразительную реальность воскресения Господа».
Кардинал Биффи, упомянув Соловьева во время проповеди на Великопостном папском ретрите в 2007 году, добавил: «Иисус Христос, распятый и воскресший Сын Божий, единственный Спаситель человечества, не может быть преобразован в ряд стоящих проектов и добрых вдохновений». , которые являются неотъемлемой частью господствующего мирского менталитета. Иисус Христос — «скала», как он сам о себе говорил. И человек либо строит на этой «камне» (доверяясь себе), либо бросается на нее (через противодействие)»: «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а когда упадет на кого, раздавит его» (Матфея 21:44)».
Второй центральный акцент
«Единство Церкви было одним из главных устремлений Владимира Соловьева», – писал святитель Иоанн Павел II участникам конференции, изучавшей мысли русского мистика-богослова-философа-поэта о Россия и Вселенская Церковь в 2003 году.
Соловьев, воспитанный как строгий русский православный, ревностно работал над преодолением католического и православного раскола.
«Соловьев всегда называл Римско-католическую церковь «вселенской церковью», — пояснил во время интервью 2003 года покойный отец Рэй Райланд, эксперт по Соловьеву.
Большая часть работы Соловьева по этому вопросу была выпущена отцом Райландом под названием Русская Церковь и Папство .
«Неоднократно указывал Соловьев, как только Русская Церковь вышла из-под юрисдикции Рима, она неизбежно попала под контроль правительства», — отметил отец Райланд. «Это, — сказал он, — судьба всех чисто национальных церквей». Соловьев считал, что единственный способ избежать подчинения государству — это единство национальной церкви с Римом.
Отец Райланд уточнил: «На Востоке, — сказал Соловьев, — есть только изолированные национальные церкви. Только если они вернутся в назначенный Богом центр единства, они смогут стать настоящими католиками».
Соловьев настаивал на том, что реальная проблема в отношении Рима заключалась в том, что антикатолические восточные апологеты высказывались в основном негативно. Камнем преткновения был папа.
«Соловьев согласился бы с теми восточно-православными богословами, которые признают, что основная проблема между ними и Римом — это вопрос власти», — сказал отец Райланд.
Св. Иоанн Павел II прокомментировал желание Соловьева и его работу по достижению единства, указав, что он «был очень знаком с молитвой, которую Христос обратился к своему Отцу во время Тайной вечери (Ин. 17: 20-23)».
Упоминая о необходимости Церкви иметь возможность дышать обоими легкими, Папа сказал. «Соловьев был убежден, что только в Церкви человечество сможет сосуществовать в полной солидарности».
Живя Своим Делом
Отец Райланд ясно дал понять, что Соловьев «вызывает у своих собратьев-православных христиан примирение с Римом. Он подчеркивает тот факт, что православные церкви во многом придерживаются той же веры, что и католическая: «Все, что свято и свято для нас [православных], свято и свято и для них [католиков]»9.0005
Он жил тем, что проповедовал. После того, как он дал хорватскому католическому архиепископу предложения вновь привести Русскую Православную Церковь в общение с Римом, архиепископ устроил ему встречу с Папой Львом XIII в 1888 году. Отец Риланд сказал: «На этой аудиенции Папа дал Соловьеву папскую благословение за его усилия по примирению Русской Церкви с католическим общением».
Затем, за четыре года до своей смерти в 1900 году в возрасте 47 лет, Соловьев стал членом Восточной католической церкви.
«Его преждевременная смерть, очевидно, была вызвана переутомлением и физическими последствиями его жизни, состоящей из строгого самоотречения, — сказал отец Райланд.