С кем был знаком глинка: Михаил Иванович Глинка: биография, интересные факты, творчество

Михаил Глинка — биография, история жизни композитора

Фото Все
Видео Все

Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.

Детство

Михаил Глинка родился в селе Новоспасское (Смоленская губерния) 1 июня 1804 года. Это село было родовым имением его семьи. Отец будущего композитора, Иван Николаевич, происходил из рода обрусевших польских шляхтичей. Когда пришло время для создания семьи, он женился на своей дальней родственнице, приходившейся ему троюродной сестрой.

Мама мальчика, Евгения Андреевна, первые десять лет не занималась воспитанием своего сына. Он был очень слабеньким и болезненным, и бабушка со стороны отца, Фекла Александровна, строгая, бескомпромиссная женщина, взяла бразды правления в свои руки. Со свойственной ей решительностью она отстранила мать, сама занялась воспитанием малыша.

Михаил Глинка в детстве

Эта женщина с крутым характером не слишком хорошо обращалась со своими крепостными, но во внуке она просто души не чаяла. Мише разрешалось все, просто удивительно, что в таких условиях из него не вырос избалованный эгоист. Зато он стал очень нервным и мнительным, настоящей «мимозой», как он сам себя называл. До 10 лет мальчик обучался в домашних условиях.

Интерес к музыке у Миши проявился уже в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и малыш пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь.

Когда Фекла Александровна скончалась, за воспитание сына взялась его мать. У Евгении Андреевны были другие взгляды на воспитание и обучение, она старалась воплощать их в жизнь.

Внимательная мать, давно заметившая интерес сына к музыке, пригласила на работу гувернантку из Петербурга Варвару Федоровну Кламмер. Именно эта женщина обучала способного мальчика игре на скрипке и фортепиано. После Евгения Андреевна устроила сына в лучший петербургский пансион, где учились избранные дворянские дети. Здесь Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.

В пансионе Михаил стал учиться музыке. Он был в восторге от уроков, которые давал пианист Карл Майер. Этот человек стал любимым преподавателем Глинки. Он оказал большое влияние на формирование музыкального вкуса подростка. Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его обучение в пансионе подошло к концу. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано. Их выступление вызвало долгие аплодисменты.

Начало карьеры

Свои первые музыкальные произведения Глинка стал сочинять еще в пансионе. В 1822 году он написал несколько романсов. Для одного из них — «Не пой, красавица, при мне», юный композитор использовал стихотворение Александра Пушкина. В то время он уже был лично знаком с поэтом, но тогда их знакомство еще не успело перерасти в крепкую дружбу.

Дети, рожденные в родственных браках, редко имеют хорошее здоровье. Михаил Иванович – прямое подтверждение этому высказыванию. Его здоровье всегда оставляло желать лучшего. Через год после выпуска из пансиона он отправился на Кавказ, чтобы лечиться минеральными водами. Здесь он не только проходил курс лечения и любовался горными пейзажами. Молодой человек занимался изучением местных легенд и народного творчества. Он возвратился с Кавказа в Новоспасское с новыми, волшебными впечатлениями о своем чудесном путешествии.

В течение года музыкант безвыездно живет в своем имении. Он занят созданием музыкальных композиций, навеянных путешествием на Кавказ. Через год, когда работа была закончена, молодой человек отправляется в северную столицу, устраивается на службу в Министерство путей сообщения. Он занимает должность помощника секретаря, а в свободное время создает новые музыкальные композиции. Но этого свободного времени так мало, что через пять лет Михаил Иванович принял решение оставить службу и заниматься только музыкой.

Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться в среде выдающихся творческих людей. Но сырой петербургский климат пагубно сказывался на его здоровье.

В 1830 году ему опять потребовалось длительное лечение на водах. На этот раз музыкант отправился в Европу. В Италии Михаил Иванович успешно совмещает лечение с профессиональным совершенствованием. Он знакомится с Беллини и Доницетти, изучает оперу и бельканто. После четырех лет пребывания в Италии композитор перебирается в Германию. Он уехал туда с определенной целью – брать уроки у Зигфрида Дена. Но пройти полный курс обучения не удалось, у музыканта скончался отец, молодой человек был вынужден вернуться на родину.

Могут быть знакомы

Расцвет музыкальной карьеры

Все мысли композитора занимала музыка. После учебы в Италии он начинает работу над первой оперой, получившей название «Иван Сусанин». Через некоторое время композитор переименовал свой музыкальный труд, опера стала называться «Жизнь за царя». В советское время, когда любое упоминание о царских особах было нежелательным, опере вернули первоначальное название.

Действие оперы разворачивается в 1612 году. Такой сюжет композитор выбрал неслучайно, большое влияние на него оказала война 1812 года. Мальчику в то время было только 8 лет, но он прекрасно запомнил подъем патриотизма, царивший в русском обществе. Свою вторую оперу он написал по произведению Пушкина, назвав ее «Руслан и Людмила». Обе оперы великого композитора были представлены в один и тот же день, с разницей в 6 лет.

Он потратил на свою вторую работу шесть долгих лет и был страшно разочарован тем, что она не имела успеха. Нелестные отзывы критиков просто раздавили Глинку.

Профессиональная неудача в сочетании с кризисом в личной жизни стала причиной для мрачного настроения и ухудшения здоровья.

Однако Михаил Иванович давно уже понял, как нужно правильно справляться с неприятностями. Ему всегда помогали путешествия, во время которых он наполнялся творческим вдохновением и жизненными силами. Он вновь отправился в Европу, посетил несколько городов во Франции и в Испании. Итогом его путешествия стали новые работы – «Воспоминания о Кастилии», «Арагонская хота». Путешествие по европейским странам дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах.

Михаил Глинка

Он вернулся в Россию, некоторое время жил в своем имении, затем отправился в Петербург. Михаила Ивановича нельзя было назвать светским человеком в полном смысле этого слова. Шумное общество быстро утомляло его.

В 1848 году он отправился в новое путешествие, на родину своих предков. В Варшаве Глинка провел два года. Именно здесь музыкант создал симфоническую фантазию «Камаринская».

Композитор любил путешествовать, последние пять лет своей жизни он провел в разъездах. На этот раз Михаил Иванович начал свой вояж с Испании. Затем он отправился в Париж. Музыкант решил подольше пробыть во Франции, поскольку состояние его здоровья было неутешительным. В течение двух лет он жил в Париже, работая над симфонией «Тарас Бульба». После начала Крымской войны, где Франция выступала против России, композитор решил вернуться на родину. Его симфония «Тарас Бульба» осталась незавершенной.

В 1854 году Михаил Иванович возвратился в Россию. Лето он провел на даче в Царском Селе. Некоторое время музыкант занимался написанием мемуаров, успел сочинить романс на стихи Лермонтова «В минуту жизни трудную». Его мемуары были опубликованы в 1870 году под названием «Записки», когда самого музыканта уже давно не было в живых.

В 1855 году Глинка отправился в Германию.

Дружба с Пушкиным

Великий музыкант и знаменитый поэт были современниками, разница в возрасте у них составляла только пять лет. Когда композитор окончил пансион, оказалось, что их связывает много общего. Молодых людей объединяла крепкая дружбы, продолжавшаяся до самой гибели поэта.

На картине Пушкин и Жуковский у Глинки

Свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка задумал неслучайно, он очень хотел работать с Пушкиным. Однако гибель поэта замедлила создание оперы, по этой же причине ее постановка была неудачной, почти провальной. Часто Глинку называют «Пушкиным в музыке», поскольку этот человек внес в становление русской оперы такой же огромный вклад, как и его друг в литературу.

Личная жизнь

У Михаила Ивановича во время его заграничных путешествий было несколько мимолетных романов. Однако женился он в России, по примеру своего отца выбрал в супруги дальнюю родственницу, Марию Петровну Иванову. Муж был старше жены на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Совсем скоро оказалось, что Михаил Иванович ошибся в выборе супруги, приняв влюбленность за глубокое чувство.

Михаил Глинка с женой

Мария Иванова оказалась очень легкомысленной особой, она быстро стала искать любовные приключения на стороне. Ее характер тоже оставлял желать лучшего, она громко упрекала супруга в неправильном расходовании денег, скандалила из-за любого пустяка. Композитор знал об ее изменах, но попытки образумить супругу ни к чему не приводили. Отношения с женой становились все хуже, и это очень удручало музыканта. Развестись венчанным супругам было почти невозможно, но через некоторое время неверная жена сама дала замечательный повод для расставания.

После шести лет брака, будучи замужней женщиной, Мария Иванова тайком обвенчалась с корнетом Васильчиковым.

Подобное пренебрежение церковными правилами и устоями давало надежду на развод с неадекватной супругой. Процесс был долгим и хлопотным, но через два года супругов все-таки развели. Однако из-за таких тяжелых обстоятельств Михаил Иванович был счастлив.

Он любил Екатерину Керн, и эта женщина отвечала ему взаимностью. Она была дочерью знаменитой пушкинской Музы и долго ждала, когда ее возлюбленный станет свободным человеком. Однако надежды Екатерины не сбылись, пока они дожидались развода, любовь Глинки пошла на убыль. Намучившись с женой, он не позвал преданную ему женщину под венец. Своей возлюбленной он посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».

Михаил Глинка и Екатерина Керн

В конце жизни Михаил Иванович испытывал глубокие сожаления о том, что он так и не стал отцом. Екатерина была беременной от него, но Глинка настоял, чтобы она сделала аборт. Мужчина не хотел, чтобы его ребенок был незаконнорожденным. Неизвестно, исполнила ли Екатерина желание Михаила Ивановича. Получив от него крупную сумму на услуги доктора, женщина уехала в Полтавскую губернию и находилась там целый год. У нее было достаточно времени, чтобы выносить и родить ребенка от любимого человека.

Причина смерти

Свое последнее путешествие в Германию музыкант задумал с целью изучения творчества Баха и других немецких композиторов. Но у него было слишком мало времени для этого, в начале 1857 года композитор умер от банальной простуды. Сама болезнь была неопасной, но она обострила заболевание печени, от которого музыкант страдал всю жизнь.

Могила Михаила Глинки

Русского композитора похоронили в Германии. Но через несколько месяцев его младшая сестра перевезла прах своего великого брата на родину. Чтобы не смущать окружающих, гроб с телом музыканта поставили в картонную коробку, на которой была надпись «Фарфор». Прах знаменитого композитора покоится на Тихвинском кладбище.

Оперы

  • «Жизнь за царя»
  • «Руслан и Людмила»

Романсы

  • «Венецианская ночь»
  • «Я здесь, Инезилья»
  • «Ночной смотр»
  • «Сомнение»
  • «Ночной зефир»
  • «В крови горит огонь желанья»
  • «Дивный терем стоит»
  • «Прощание с Петербургом»
  • «Признание»
  • «Слышу ли голос твой»
  • «Заздравный кубок»
  • «Песнь Маргариты»
  • «Мери»
  • «Адель»
  • «Финский залив»
  • «Молитва»
  • «Не говори, что сердцу больно»
  • «Я помню чудное мгновенье»

Слушать композиции

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации.

Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Глинка и Пушкин. История дружбы двух гениев

4.1

(59)

Июнь в истории русского искусства богат на дни рождения выдающихся деятелей. В этом месяце родились два великих человека, изменивших судьбу русской культуры: Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804) и Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799). Их имена часто ставят рядом.

Русский критик В. Стасов писал:

«Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский языку – в поэзии и музыке».

В жизни Пушкин и Глинка встретились ненадолго, но стихи одного и музыка другого, соединяясь неразрывно, так же неразрывно соединили на века их имена. Было у них много общего и в судьбе. Похоже прошли их детские годы. Оба росли среди природы, вдыхая в себя дух народный с песнями и сказками, услышанными от дворовых девушек, от своих нянь.

Первое знакомство Глинки с Пушкиным состоялось в 1828 году во время учёбы Михаила Ивановича в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Вместе с Глинкой в пансионе учился Лев Пушкин, брат Александра Сергеевича. Личным воспитателем был В. К. Кюхельбекер, который преподавал в пансионе российскую словесность. К своему лицейскому другу нередко приходил Пушкин.

В записках Глинка вспоминает:

“Летом 1828 года я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным, который хаживал и прежде того к нам в пансион к брату своему, воспитывавшемуся со мною в пансионе, и пользовался его знакомством до самой его кончины”.

24-летний Глинка называл Пушкина по имени-отчеству и «известнейшим поэтом», несмотря на разницу всего в 5 лет. Встречи двух творцов были регулярными в различных творческих кружках Петербурга.

Пушкин высоко ценил музыку Глинки и с увлечением следил за его оперным творчеством. В апреле 1835 года М. Глинка работал над оперой «Жизнь за царя» («Иван Суса́нин»), и друзья постоянно интересовались его работой. Неоднократно обсуждался сценарий. Сохранилась записка, посланная Жуковским Пушкину: “У меня будут нынче ввечеру, часов в 10, Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Ты тут необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно”. Пушкин, безусловно, был в курсе глинковского замысла.

После премьеры оперы Пушкин напишет:

Слушаю сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В конце 1836 года в тесном кругу единомышленников Глинка и Пушкин рассуждали о путях русской оперы. Поэт высказал мнение об опере лирической, в которой помимо музыки были и хореография, и декоративность. Глинка высказал Пушкину желание взять в качестве либретто «Руслана и Людмилу». Поэт ответил, что желал бы многое изменить в этом юношеском сочинении. Более подробных указаний композитору получить не удалось – роковая дуэль с Дантесом унесла «солнце русской поэзии» зимой 1837 года.

Премьера «Руслана» Глинки состоялась в 1842 году и, несомненно, композитор прислушался к чаяниям Пушкина, создав яркий спектакль с танцевальными эпизодами, яркими сценическими решениями, лирической нитью и, в первую очередь, подчеркнул самобытность пушкинских и, шире, русских образов поэмы.

Пересечения судеб Пушкина и Глинки еще удивительнее в ракурсе истории со стихотворением «Я помню чудное мгновенье» и одноименным романсом на него.

Озаглавленное «К ***», стихотворение было посвящено Пушкиным Анне Керн (в девичестве Полторацкой). Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый – обращёнными к ней стихами А. Пушкина, второй – прекрасным романсом «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, посвященный ее дочери, который называли «поэмой любви».

Романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина стали воплощением единства двух величайших гениев русской культуры. На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина. Среди них: «Признание», «Я здесь, Инезилья», «Адель», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и другие.

Странные совпадения можно заметить в судьбах Глинки и Пушкина. Разница в возрасте 5 лет; разница в днях рождения -5 дней; разница в днях смерти тоже 5 дней (Пушкина не стало – 29 января, Глинки – 3 февраля). А 3 марта 1857 года в Конюшенной церкви, где 20 лет назад отпевали Пушкина, была отслужена панихида по Глинке…

“Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих”, – писала А. П. Керн. – День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки”.

Художник Виктор Артамонов на картине “Пушкин и Жуковский у Глинки” показал содружество муз и торжество русского искусства. Пушкин задумчиво и радостно вслушивается в мелодии Глинки: он понимает, что в них живут и его, пушкинские, образы. А у Глинки уже возник замысел оперы «Руслан и Людмила», над которой он будет работать после гибели поэта…

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_50803

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 59

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Александр ПушкинМихаил Глинка

admin

Михаил Иванович Глинка 1804 – 1857

Михаил Иванович Глинка 1804 – 1857 был первым русским композитором, получившим широкое признание в своей собственной стране, и его часто считают отцом русского классического музыка.

Глинка был сторонником гомеопатия, и у него всегда была маленькая аптечка гомеопатических Средства и последовал за Самуэлем Совет Ганемана по избегать резких запахов и запахов.

«К счастью, я уже кое-что знал о гомеопатических Средства, и одна доза ипекакуана положила конец моя лихорадка».

Глинка знал Феликса Мендельсон и Луи Гектор Берлиоз.

Михаил Глинка родился в селе Новоспасском, недалеко от Река Десна в Смоленской губернии Российской империи. Его отец был состоятельным отставным армейским капитаном, так как семья имела крепкую традиции верности и служба царю, в то время как несколько членов его большой семьи также развили живой интерес к культура.

В детстве Михаила воспитывала его чрезмерная забота и забота. балующую бабушку, которая кормила его сладостями, кутала в меха и поместила его в свою комнату, в которой всегда должна была поддерживаться температура 25°C; как таким образом, у него развился болезненный нрав, позднее в жизни сохранившийся услуги многочисленных врачей…

Единственной музыкой, которую он слышал в своем юношеском заточении, были звуки колокола деревенских церквей и народные песни проходящих крестьянских хоров. Церковные колокола были настроены на диссонирующий аккорд, поэтому его уши привык к резкой гармонии.

В то время как его няня иногда пела народные песни, крестьянские хоры, пел в технике подголосная (импровизационный стиль — буквально под голос — в котором используется импровизированный диссонанс гармонии ниже мелодии) повлияло на то, как он позже чувствовал себя свободным освободиться от плавного развития западной гармонии.

После смерти бабушки Глинку перевезли к матери. поместье дяди примерно в 10 км от него, и смог услышать оркестр, в репертуаре которого были произведения Гайдн, Моцарт и Людвиг фон Бетховен. Ему было около десяти, когда он услышал, как они играют квинтет на кларнете у Финский композитор Бернхард Хенрик Круселл. У него было глубокое воздействие на него. «Музыка — моя душа», — писал он много раз. лет спустя, вспоминая этот опыт. Пока его гувернантка учила его русский, немецкий, французский и географию, он также получил инструкции на фортепиано и скрипке.

В 13 лет Глинку отправили в столицу, Санкт-Петербург, в учится в школе для дворянских детей. Здесь его научили латыни, английского и персидского языков, изучал математику и зоологию. смог значительно расширить свой музыкальный опыт. У него было три рояля уроки от Джона Поле, г. Ирландский автор ноктюрнов, некоторое время проживавший в Санкт-Петербурге. Затем он продолжил уроки игры на фортепиано с Чарльзом Мейер и начал сочинение.

Когда он закончил школу, его отец хотел, чтобы он поступил в министерство иностранных дел, и он был назначен помощником секретаря Департамента общественных Автомагистрали. Работа была легкой, что позволило Михаилу освоиться в жизнь музыкального дилетанта, посещающего гостиные и светские сходы города. Он уже сочинил большое количество музыка, такая как меланхолические романсы, которые забавляли богатых любителей. Его песни являются одними из самых интересных частей его продукции из этого период.

В 1830 году по рекомендации врача Глинка решил путешествие в Италию с тенором Николаем Иванов. Маршрут был неторопливым, без происшествий через Германию и Швейцария, прежде чем они поселились в Милане. Там Глинка брал уроки в консерватории с Франческо Базили, хотя он боролся с контрапунктом, который его утомлял. Хотя он провел три года в Италии, слушая певцов день, романтизируя женщин своей музыкой и встречаясь со многими известными людьми включая Мендельсон и Луи Гектор Берлиоз, он разочаровался в Италии.

Он понял, что его жизненная миссия — вернуться в Россию, напишите в на русский манер, и сделать для русской музыки то, что Доницетти и Беллини сделал для Итальянская музыка. Обратный путь пролегал через Альпы, и он остановился на время в Вене, где услышал музыку Франца Лист. Он пробыл в Берлине еще пять месяцев, в течение которых изучал композицию у выдающегося педагога Зигфрида Ден. A

Каприччио на Русские темы для фортепианного дуэта и неоконченная Симфония на двоих Русские темы были важным продуктом этого периода.

Когда до Михаила Глинки дошло известие о смерти его отца в 1834 году, он покинул Берлин и вернулся в Новоспасское.

В Берлине Глинка влюбился в красивую и талантливый певец (для которого он написал Шесть этюдов для контральто ). Он придумал план вернуться к ней, но когда немка его сестры горничная появилась без необходимых документов для пересечения границы с ним он отказался от своего плана, а также от своей любви и повернул на север для Санкт-Петербурга.

Там он воссоединился со своей матерью и встретил знакомую Марию Петровна Иванова. После непродолжительного ухаживания за ней оба женатый. Брак был недолгим, так как Мария оказалась совершенно бестактный и незаинтересованный в своей музыке. Хотя его первоначальный Говорят, что любовь к ней вдохновила трио в первом акте. оперы Жизнь для Царь (1836), его от природы милый нрав огрубел под постоянным ворчанием его жена и ее мать.

После развода она снова выйдет замуж, а Глинка переедет к нему. мать, а позже его сестра (Людмила Шестакова).

Жизнь для Царь был первым двух великих опер Глинки. Первоначально он назывался Иван. Сусанин . Действие происходит в 1612 году. В нем рассказывается история русского крестьянина и патриотический герой Иван Сусанин, жертвующий своим жизнь за царя, сбив с пути группу мародерствующих поляков, которые охотились за ним. Царь Николай я сам с интересом следил за ходом работ и предложил изменение в названии. Премьера фильма имела большой успех 9 декабря, 1836 г., под руководством Каттерино Кавос, написавший опера на ту же тему в Италии.

Хотя музыка все же больше итальянская, чем русская, Глинка показывает великолепная обработка речитатива, связывающая все произведение, и оркестровка виртуозна, предвещая оркестровое написание позже русских композиторов. Царь Николай я наградил Глинку за работу кольцом стоимостью 4000 рублей. (В советское время опера ставилась под своим первоначальным названием Иван Сусанин ).

В 1837 году Глинка был назначен инструктором Императорской капеллы. Хор с годовым окладом 25 000 рублей и проживанием в суд. В 1838 году по предложению царя Николая Я, уехал на Украину набирать новые голоса для хора; 19 новых мальчики, которых он нашел, принесли ему еще 1500 рублей от царя Николая И.

Вскоре он приступил к своей второй опере: Руслан и Людмила . Сюжет, основанный на сказке Пушкина, был состряпан в 15 минут Константин Бахтурин, поэт, который был тогда пьян…

Глинка прожил унылый год после плохого приема Руслан и Людмила . Его настроение поднялось, когда он отправился в Париж и Испания. В Испании Глинка познакомился с Доном Педро Фернандес, который оставался его секретарем и компаньоном в течение последних девяти лет его жизнь.

В Париже, Луи Гектор Берлиоз дирижировал отрывками из опер Глинки и написал благодарственное статья о нем. Глинка, в свою очередь, восхищался Людовиком Гектором. Берлиоза музыку и решил сочинить фантазии pittoresques для оркестр.

Еще один визит в Париж последовал в 1852 году, где он провел два года, жить спокойно и часто посещать ботанический и зоологические сады. Оттуда он переехал в Берлин, где через пять месяцев, он внезапно скончался 15 февраля 1857 г. после простуды. Он был похоронен в Берлине, но через несколько месяцев его тело было перевезено в Санкт-Петербург. в Петербурге и перезахоронен на Александро-Невском кладбище. Монастырь. Глинка известен во всем мире многими великими произведениями.

Музыкальный национализм Михаила Глинки вдохновил «Могучую кучку» России – Исторические статьи и иллюстрацииИсторические статьи и иллюстрации

Posted in Известные композиторы, Исторические статьи, История, Музыка, Театр 13 ноября 2013 г.

Эта отредактированная статья о музыке изначально появилась в журнале «Смотри и учись», номер 456, опубликованном 10 октября 1970 года.0005

Может ли музыка звучать «национально»? Есть ли такая вещь, как чисто британская или русская мелодия? Есть ли композиторы, которые действительно отражают дух своей страны в своей музыке? Даже если они не могут прочитать ноты, большинство людей узнают мелодию «Боже, храни королеву», когда слышат ее, потому что это британский национальный гимн, и его можно услышать бесчисленное количество раз. Но это только одна из многих песен, которые считаются типично британскими, таких как «Правь, Британия», «Земля надежды и славы» и множество морских лачуг, которые в течение многих лет были главными моментами последней ночи. знаменитого «Променада» в Альберт-Холле.

Трудно сказать, что делает эти песни такими британскими по настроению. Слова, без сомнения, сыграли свою роль, как и случаи, когда они поются, но в музыке есть что-то еще, что делает ее такой же британской, как Юнион Джек.

Одна из интересных особенностей музыки заключается в том, что она обладает способностью выражать настроение и даже характер нации, для которой она написана, и пробуждать патриотические чувства в этой нации, когда она исполняется. Ссыльный шотландец трепещет под звуки волынки; валлийцев можно растрогать до слез мелодиями «Земли моих отцов», а французов всегда волнуют мелодии «Марсельезы».

В разных странах были времена, когда этот национальный дух принимал музыкальную форму и вдохновлял композитора или даже «композиторскую школу» на написание музыки, в которой ярко выражен дух их нации. Иногда эти композиторы использовали простые народные песни своих соотечественников как темы для своих произведений; иногда они использовали музыку для создания звуковых образов реальной сельской местности, которую они так хорошо знают и любят. Дворжак, уроженец страны, которую мы теперь называем Чехословакией, является примером первого рода. Он напоминает в своей музыке песни и танцы богемских крестьян. Сибелиус, величайший композитор Финляндии, является примером второго; в его музыке мрак и величие финских озер и лесов словно воссозданы в звучании.

Национальный дух наиболее ярко проявляется в музыке в те времена, когда нация осознает свое возрастающее значение в мире. Его история, обычаи, искусство и достижения — это то, что его жители внезапно осознают и чем они по-новому гордятся. В такие времена композиторы часто используют свой музыкальный дар, чтобы повысить осведомленность людей о том, что значит быть британцем или испанцем, поляком или русским. И нигде это не было так заметно, как в России середины XIX века.век. Там веха в истории нации стала вехой в музыке, так как растущий национальный дух России побуждал композиторов писать произведения, которые, будучи безошибочно русскими по чувству, входят в число великих музыкальных произведений всех времен.

Первым среди этих композиторов был Михаил Иванович Глинка, родившийся в Смоленске в 1804 году. Хотя он подавал надежды как музыкант, Глинка был направлен на работу в казенное учреждение, но в возрасте 26 лет он отправился в поездку в Италию для ради его здоровья. Единственное, что Глинка уже знал об Италии, так это ее великая музыка, особенно ее оперы, которые должны были звучать в концертных залах и театрах всех городов России. Но в Италии Глинка сделал открытие, которое привело к большим переменам в его собственной стране. Он обнаружил, что итальянская музыка естественным образом возникла из жизни и характеров самих итальянцев.

Глинка вернулся в Россию с одним честолюбием. Это должно было сочинить оперу на русском языке, в которой персонажами были бы русские люди, рассказ о своей родине, а музыка была бы тесно связана с песнями и танцами этой земли. Так в 1836 году появилась его опера «Жизнь за царя», ставшая поистине вехой в истории русской музыки именно потому, что это была самая чисто русская музыка, которая когда-либо исполнялась публично.

За Глинкой последовала целая «школа» русских народных музыкантов, из них Бородин (р. 1834), Мусоргский (р. 1839) и Римский-Корсаков (род. 1844) — самые известные имена. Они же написали великолепные оперы на русские темы, а также песни и оркестровую музыку, дышащую духом России того времени. Слова многих их песен были взяты из произведений величайшего русского поэта Александра Пушкина (1799–1837), который также написал сюжет, на котором была основана величайшая опера Мусоргского «Борис Годунов».

Странным фактом для всех этих русских композиторов является то, что ни один из них не начинал свою жизнь как профессиональный музыкант! Глинка был государственным служащим; Мусоргский солдат; Бородин ученый, а Римский-Корсаков морской офицер! Тем не менее все они были одаренными музыкантами-любителями, в которых стремление писать музыку преобладало над требованиями других профессий, для которых они были обучены.

Россия далеко не единственная страна, которая дала композитора или школу композиторов, в музыке которых чувствуется национальный дух их стран. В музыке Грига есть сильные отголоски народных песен и танцев его родной Норвегии. Боевой дух Польши, стремящейся к своей независимости, звучит в некоторых произведениях Шопена, а ее традиционные танцы, полонез и мазурка, были одними из его любимых форм композиции для фортепиано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *