Михаил васильевич ломоносов биография краткое: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Михаил Ломоносов биография. Михаил Ломоносов краткая биография.

  • Альфашкола
  • Статьи
  • Биография Ломоносова Михаила Васильевича (Часть 2)

Продолжение статьи Биография Ломоносова Михаила Васильевича (Часть 1)

 

С самого первого шага в качестве профессора Ломоносов начал несколько проектов, которые имели решающее значение для российской науки. Первая строила русскую химическую лабораторию, а вторая – издавала собственный перевод “экспериментальной физики Вольфа”, не только первого русского учебника по физике, но и стандарта научного русского языка.

 

Как и многие ученые того времени, Михаил Ломоносов перепробовал все, по словам Пушкина. Но его самые важные открытия связаны с химией, физикой и астрономией. Они десятилетиями работал впереди западных ученых, но часто оставался незамеченным европейской наукой. 

Леонард Эйлер был, пожалуй, единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая дань Ломоносову, Эйлер отмечал его незамеченного гения.

 

Годы между 1745 и 1750 годами примечательны многими творческими достижениями М. в. Ломоносова – им разработаны и обоснованы новые дисциплины-физическая химия, тепло-и газокинетическая теория, сформулированы законы сохранения вещества и импульса. Одновременно Михаил Ломоносов занимался решением научных и организационных проблем, а также педагогической и литературной деятельностью — Ломоносов является известным автором ОД и трагедий, признанным оратором; принимал активное участие в дискуссиях по истории России, начал эксперименты по технике цветного стекла (мозаика).

 

6 сентября 1751

 года примечательно знаменитой речью «о пользе химии». В течение следующих пяти лет гений стал еще более активным, однако он проявил большой интерес к двум областям — электрическим явлениям и химии, чтобы не забыть о цветном стекле и фарфоре. Благодаря интенсивным усилиям Ломоносова в 1753 году был введен в эксплуатацию первый в России завод мозаичного стекла.


Ломоносов написал и ввел новый революционный курс лекций по физической химии, тем самым опередив свой век. Михаил Васильевич направил много сил на развитие Московского университета, и, наконец, университет, который сейчас является ведущим высшим учебным заведением России имени Ломоносова, открыл свои двери в апреле 1755 года. В то время Ломоносов писал трактат об электричестве, написанный математическими средствами, а его эксперименты со светом и цветами вылились в 

“очерк о происхождении света, описывающий новую теорию цвета”.

 

Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении материи. Во времена теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Правило флогистона количество химических веществ. Заложены основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул теорию цвета. Создал ряд оптических приборов. Открытие точки замерзания ртути в 1759 году привело к ”Очерку твердости тела и свойств жидкости « в 1960 году. В 1757 году Ломоносов был назначен на должность советника, а в марте 1758 года стал отвечать за историко-Географическое Собрание, а также за гимназию и Университет.

 

26 мая 1761 года Ломоносов наблюдал редкое небесное явление — прохождение Венеры над солнечным диском, которое помогло ему открыть атмосферу Венеры. География его исследований вылились в “эссе о высокой точности морского пути”, где он предполагает открытие Международной морской Академии и расширении исследования земного магнетизма, геофизики и метеорологии.  “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и возможного пути в Восточную Индию через Сибирский океан”, где он выражает идею Северного морского пути; и “мысли о происхождении ледяных гор в северных морях”. Ломоносов всегда подчеркивал большое значение национальному языку в развитии национальной культуры.

 

Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Он подчеркнул важность изучения Северного морского пути и развития Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

 

Михаил Ломоносов также автор книг по русской истории, критиковал Норманнскую теорию. Великий русский поэт-просветитель 18. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор стихотворений и поэтических сообщений о трагедиях сатира, фундаментальных научных и филологических трудов русской грамматики.  Пушкин сказал о нем : «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является связующим элементом».

 

В марте 1765 года Ломоносов подхватил грипп и умер 4 апреля 1765 года.

Больше уроков и заданий по математике вместе с преподавателями нашей онлайн-школы «Альфа». Запишитесь на пробное занятие уже сейчас!

Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!

Нажимая кнопку «Записаться» принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности

Наши преподаватели

Вадим Вадимович Козлов

Репетитор по математике

Стаж (лет)

Образование:

Брянский государственный технический университет

Проведенных занятий:

Форма обучения:

Дистанционно (Скайп)

Елена Ивановна Качанова

Репетитор по математике

Стаж (лет)

Образование:

Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова

Проведенных занятий:

Форма обучения:

Дистанционно (Скайп)

Татьяна Дмитриевна Макарова

Репетитор по математике

Стаж (лет)

Образование:

Белорусский государственный педагогический университ имени Максима Танка

Проведенных занятий:

Форма обучения:

Дистанционно (Скайп)

Предметы

  • Математика
  • Репетитор по физике
  • Репетитор по химии
  • Репетитор по русскому языку
  • Репетитор по английскому языку
  • Репетитор по обществознанию
  • Репетитор по истории России
  • Репетитор по биологии
  • Репетитор по географии
  • Репетитор по информатике

Специализации

  • Подготовка к олимпиадам по химии
  • Репетитор для подготовки к ОГЭ по физике
  • Подготовка к олимпиадам по физике
  • Репетитор по русскому языку для подготовки к ЕГЭ
  • Репетитор по русскому языку для подготовки к ОГЭ
  • Репетитор по английскому для взрослых
  • Репетитор по разговорному английскому
  • Репетитор для подготовки к ВПР по обществознанию
  • Репетитор по географии для подготовки к ОГЭ
  • Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ

Похожие статьи

  • Эллипс
  • Сочетательное свойство умножения
  • Как перевести тонны в килограммы?
  • НИУ ВШЭ: Факультет Психологии
  • Текстовые задачи.
    Как решать?
  • Решаем задачи из ЕГЭ. Профильный уровень. Задание №5
  • Задачи на движение по воде
  • 10 полезных перекусов для ученика между уроками

Нажимая кнопку «Записаться» принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности

Текст с ошибкой:

Расскажите, что не так

Ломоносов М.В. на Литературной карте: Литературный Север, Холмогорский район

Места на Литературной карте: Холмогорский район

(1711-1765)

 

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработал проекты переустройства Петербургской академии наук, основал Московский университет. Кроме того, Ломоносов известен нам и как талантливый поэт, и как автор уникальных мозаичных портретов и картин.

Удивителен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, удивительна сама его жизнь — постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по новому стилю — 19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (в нескольких километрах от города Холмогоры) в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, многие родственники, как и большинство крестьян-поморов, занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич был умным, волевым и предприимчивым человеком. Первые годы своей жизни Михаил находился на попечении матери. Сведений о ранних годах его жизни не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость — качества, которые были необходимы в будущей жизни. Когда Михаилу исполнилось девять лет, умерла его мать. Позднее Василий Дорофеевич вновь женился, но новая жена Ирина Семеновна невзлюбила пасынка. Юный Ломоносов на всю жизнь запомнил эту «злую и завистливую мачеху».

С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Они ходили как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Михаила, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей, коми-зырян. В одиннадцатъ-двенадцать лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Вскоре он мог уже переписывать церковные книги, а в церкви читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». В деревне его считали лучшим чтецом. Известны имена первых учителей Михаила Ломоносова — это сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В четырнадцать юный помор грамотно и четко писал. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу. Сохранились автографы Ломоносова, в которых нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости.

С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Книги очень заинтересовали Михаила. Он часто обращался к Дудину с просьбой дать их хотя бы на несколько дней домой. Но книги в то время были слишком дороги, и владелец не соглашался отдать их даже на короткое время. Только после его смерти Михаил получил в собственность эти сокровища. Он не расставался с ними в течение многих лет, выучил наизусть. Позднее Ломоносов назвал их “вратами своей учености”.

Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упреки мачехи. Считая это делом пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца. В доме сложилась тяжелая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы “поступить там в ученье”. С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было девятнадцать лет.

Через три недели будущий ученый прибыл в Москву. Сначала Михаил хотел начать свое обучение с Математико-навигационной школы. Здесь изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Но Ломоносову был необходим латинский язык, так как только на нем писались все научные труды. В январе 1730 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих. Именно здесь можно было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносову пришлось скрыть крестьянское происхождение и выдать себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

Жажда знаний у юного помора была поразительной. В течение одного года Ломоносов прошел три класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст – «какой болван пришел учиться»), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Этому помогли его способности, трудолюбие и необыкновенная настойчивость, которую не смогли сломить ни тяжелые материальные условия (жалованье у школьников было мало и выплачивалось нерегулярно), ни огромная учебная нагрузка.

В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов. B новом учебном заведении он начал изучать математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно приступил к теории стихосложения. Здесь, в Петербурге, Ломоносов смог увидеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической книжной лавке познакомился с новыми книгами и журналами.

Пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию: В Марбургском университете Михаил слушает лекции по теоретической химии профессора Ю.Дуйзига, а затем лекции по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х.Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В своих письмах в Петербург Вольф отмечал успехи русских в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.

Осенью 1738 года Ломоносов пишет свою первую студенческую работу по физике – «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая была отправлена в Петербург и получила положительную оценку академиков. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г.Фрейберг к физику Генкелю, известному специалисту горного дела. Во Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения. Осенью 1739г., узнав о победе русских войск над Турцией, он создает большое литературное произведение – “Оду на взятие Хотина”, которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее он написал научный трактат “Письмо о правилах русского стихотворства”, где были изложены идеи о реформе русского стихосложения.

С мая по октябрь 1740 года он путешествовал по Германии, пытаясь каким-либо путем вернуться на родину. Ломоносов получает официальное разрешение на возвращение в Россию. Летом того же года он прибывает в Петербургскую Академию наук.

С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Одной из первых работ Ломоносова стало составление Минералогического каталога. Он продолжает заниматься физикой и химией, пишет оды, переводит с немецкого на русский научные статьи. В январе 1742 года Ломоносов получает звание адъюнкта, которое присваивалось студентам, проявившим способности к научной работе. Он становится членом Академического собрания. Главным своим занятием молодой адъюнкт избрал химию. Сразу же после получения этого звания Ломоносов разрабатывает проект химической лаборатории, который руководители Академии оставляют без внимания.

В 1743 году Ломоносов начинает читать лекции по физике, занимается переводами трудов по астрономии. Не имея собственной лаборатории, он проводит химические опыты в физическом кабинете Академии, а летом наблюдает грозовые явления в природе. К началу 1745 года Ломоносов стал известен как специалист по проведению ответственных аналитических исследований. В Академическое собрание он представляет диссертацию «О металлическом блеске», которая получает хорошие отзывы. Летом 1745г. становится профессором химии.

С конца 40-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей. Вскоре он уже работал над “Российской историей”. В марте 1751г. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника. Этим самым он получал право на потомственное дворянство.

Яркую страницу в биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Он начал ее в 1742 году, после получения звания адъюнкта и продолжал в течение 20 лет. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался обучением молодых людей химии, физике, «натуральной и минеральной гистории», физической географии. Поскольку учебников для этих дисциплин на русском языке не было, он занялся разработкой учебных пособий. В 1743г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладоречия сочиненное», оды «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В августе 1743г. участвовал в поэтическом соревновании с А.П. Сумароковым и В.К. Тредиаковским, переложив стихами 143-й псалом. Занимался переводами: с немецкого на русский перевел «Описание в начале 1744 года явившияся кометы», позднее перевел с латинского учебник по физике для студентов.

С 1745г., получив должность профессора химии, Ломоносов начал читать публичные лекции по физике. До него все лекции читались на латинском языке. Ломоносов впервые для этого использовал русский. Лекции проходили с большим успехом.

В 1745г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. Это место было выбрано не случайно. В столице жило много дворян и разночинцев, меньше требовалось денег для обучения, так как цены были ниже, чем в Петербурге, было больше домашних учителей. Ломоносов заботился о том, чтобы в учебных заведениях, в том числе и в университете, могли обучаться дети простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. Обучение на трех факультетах — философском, юридическом и медицинском — велось в основном на русском языке и русскими профессорами. Принимали сюда детей из различных слоев. При университете существовала гимназия, которую Ломоносов считал основой университетского образования и самостоятельным учебным заведением.

В 1751г. в Академической типографии было отпечатано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая». Это стало большим событием в жизни Ломоносова, до него такой чести не удостаивался ни один член Петербургской Академии.

В 1752г. появилась трагедия «Демофонт». В апреле 1755г. в Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес «Слово похвальное Петру Великому».

В 1757г. в Академической типографии отпечатана «Российская грамматика», а в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова.

C 1756 по 1765 годы Ломоносов разрабатывал программу, по которой должно было развиваться среднее и высшее образование в России. Он выступал за увеличение количества школ, в которых могли обучаться дети независимо oт происхождения. Сам лично проверял качество обучения, присутствуя на экзаменах и задавая каверзные вопросы ученикам.

В 1764 году составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова», в январе 1765г. последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

Умер Михаил Васильевич Ломоносов 4 (по новому стилю-15) апреля 1765г. в собственном доме на реке Мойке. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. По свидетельствам современников, проститься с великим русским ученым пришли многие поклонники его таланта.

Его жена Елизавета Андреевна (в девичестве Елизавета-Христина Цильх) пережила своего мужа всего на полтора года. Осенью 1766г. она скончалась. Дочь Елена уже после смерти отца вышла замуж за А. А. Константинова, библиотекаря Екатерины П. Они имели двух дочерей — Софью и Екатерину, которые явились продолжателями рода Ломоносова.

Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почетный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Многие его открытия опережали свое время и нашли подтверждение лишь в наши дни. Деятельность Ломоносова была связана с потребностями страны, направлена на промышленное и культурное развитие, на ее процветание. Жизнь великого помора, посвященная бескорыстному служению русской науке и просвещению, для последующих поколений оставалась и остается ярким примером трудолюбия, самоотверженности и страстной тяги к постижению неизвестного и удивительно разнообразного окружающего нас мира.

В 1832 году в Архангельске был установлен памятник М.В. Ломоносову, созданный скульптором Мартосом. Музей Ломоносова (на месте усадьбы Ломоносовых) был открыт в 1940 году, наиболее интересные экспонаты – прижизненные научные и литературные труды. Позднее памятники появились и в селе Ломоносово, и в Северодвинске. О нашем великом земляке написано значительное число романов, повестей, пьес, стихотворений, причем это произведения не только русской литературы, но и мировой.

Михаил Ломоносов, отец русской науки Павла Юдина и Марка Розенталя 1954


Михаил Ломоносов, отец русской науки


Авторы: Павел Юдин и Марк Розенталь;
Написано: 1954 г.;
Впервые опубликовано: 1954 г. в Кратком философском словаре , пятое издание;
Источник: https://filslov.ru/


Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Ломоносов — великий русский ученый, поэт, основоположник материалистической философии и естествознания в России. Сын крестьянина-помора из села Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии. Ломоносов с ранних лет страстно стремился к знаниям. В 1730 году он уехал в Москву и, преодолев многие трудности, связанные с его крестьянским происхождением, поступил там в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. он был командирован в Академию наук в Петербург, а через некоторое время за границу, откуда вернулся в 1741 г. Академия наук с ее заграничным засильем долго не признавала Ломоносова как ученого. Лишь в 1745 г. он был утвержден профессором химии.

Материалистическая традиция в развитии передовой русской философии и науки берет начало от Ломоносова. Научная деятельность Ломоносова отличалась многогранностью. Особенно значительны достижения Ломоносова в области химии и физики. Великим научным подвигом Ломоносова является открытие закона сохранения материи и движения как всеобщего закона природы и его теоретическое и экспериментальное обоснование. Уже в своих первых естественнонаучных работах Ломоносов приходит к выводу о постоянстве материи и движения. Ломоносов дал подробное обоснование открытого им в 1748 г. закона: « Все изменения, происходящие в природе, происходят таким образом, что сколько прибавляется к прибавляемому, столько же отнимается от другого. Итак, сколько вещества прибавляется к одному телу, столько же и отнимается от другого. .. Этот закон природы настолько универсален, что распространяется и на правила движения. » Позднее Ломоносов обосновал этот закон в работе « Рассуждение о твердости и текучести тел » и в других работах. Закон сохранения материи по праву называется законом Ломоносова. Ломоносов экспериментально доказал этот закон, взвешивая вещества до и после химической реакции. Положение Ломоносова о сохранении движения нашло подтверждение в конкретной форме закона сохранения энергии почти через сто лет. Таким образом, Ломоносов имеет приоритет в открытии универсального закона сохранения материи и движения, лежащего в основе современного естествознания, особенно физики и химии. Обосновывая положение о неразрушимости и несотворении материи и движения, Ломоносов тем самым защищал неразрывность материи и движения. Закон сохранения материи и движения Ломоносов пришел к движению частиц материи.

Ломоносов является основоположником химической атомистики, раскрывающей атомно-молекулярное строение вещества. Он считал, что «корпускулы» (молекулы) состоят из мельчайших частиц — «элементов» (атомов). « корпускул , — писал Ломоносов, — однородны, если они состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом… неподобны, когда их элементы различны и соединены по-разному или в разном количестве; бесконечное разнообразие тел зависит от него. » Ломоносовское понимание теплоты как механического движения «корпускул» основано на законе сохранения движения. В «Размышлениях о силе упругости воздуха » Ломоносов разработал теорию строения воздуха на основе молекулярно-кинетических представлений, сыгравшую огромную роль в дальнейшем развитии науки. Ломоносов решительно боролся с антинаучными взглядами, которые в 18 в. доминирует в естествознании, например, против метафизического понятия «калория».

В «Размышлениях о причине тепла и холода » Ломоносов писал, что « есть достаточное основание для теплоты в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание для теплоты лежало в движении какой-нибудь материи. » Ломоносов высказывает гениальные мысли о том, что различные явления природы вызываются разными формами движения материи. Ломоносов положил начало совершенно новой науке — физической химии, связав физические теории и методы исследования с решением химических задач. Большое внимание Ломоносов уделял развитию горно-металлургического дела. В области геологии он впервые выдвинул идею развития.

Исследовал богатства недр России, выяснил условия судоходства по Северному морскому пути. Сторонник гелиоцентрической теории в астрономии, множественности миров и бесконечности Вселенной, Ломоносов первым открыл воздушную атмосферу вокруг Венеры и, вопреки учению церкви, допустил возможность жизни на других планетах . Он в основном правильно объяснил причины изменения климата на Земле, наличие на Севере в мерзлых слоях земли остатков животных и растений, не характерных для условий Севера. Ломоносов предсказал, что при больших плотностях воздуха должны быть обнаружены отклонения от закона Бойля — Мариотта. Ломоносов первым ввел в химию метод количественного (весового) приема как систематический метод исследования и изобрел ряд приборов для применения в навигации, метеорологии, геодезии, физике, химии и т. д.

Ломоносов материалистически решил основной вопрос философии. Своими исследованиями он пробил брешь в господствовавшем в то время метафизическом мировоззрении; по ряду вопросов Ломоносов проводил идею развития. В то же время, в силу ограниченности знаний того времени, он рассматривал в основном механические законы и свойства природы. Основными свойствами материи он считал протяженность, силу инерции, непроницаемость, механическое движение. Ломоносов противопоставлял материалистический взгляд на атом идеалистической монадологии Лейбница, которую он резко критиковал. Отвергая духовные монады Лейбница, Ломоносов называл корпускулы «физическими монадами».

Взгляды Ломоносова содержат элементы диалектики. Он уже рассматривает окружающий нас мир как постоянно изменяющийся и развивающийся. В своей работе « О слоях Земли, » он рассказывает об изменениях и эволюционном развитии растительного и животного царств, выдвигает смелую теорию о растительном происхождении торфа, угля, нефти, янтаря, эволюционную теорию происхождения почв. Ломоносов считал движение «вечно» существующим. В своей работе « О тяжести тел и о вечности первичного движения » он пишет: «… первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно. »

Ломоносов разработал материалистическую теорию познания. Он исходил из того, что источником познания является внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Он был убежденным противником картезианской идеалистической теории «врожденных идей» и «внутреннего опыта» Локка. Ломоносов высказался за соединение экспериментальных данных с теоретическими выводами. Он осуждал тех, кто отрывал познание разумом от чувственных восприятий, метафизически противопоставлял синтез анализу. В теории познания Ломоносов большое место отводил опыту, понимая последний в узком смысле, в смысле научного эксперимента и чувственного восприятия объективной действительности. Ломоносов подверг резкой критике идеалистическую теорию так называемых «вторичных качеств», утверждая, что «вторичные качества» существуют так же объективно, как и первичные.

« С Ломоносова , — писал Белинский, — начинается наша литература. » Ломоносов был основоположником русской грамматики. Благодаря Ломоносову на смену мертвым, схоластическим схемам старой грамматики пришла новая грамматика, основанная на живой русской речи. Как поэт Ломоносов выступал прежде всего со стихами, в которых призывал к развитию искусств и наук в России, к распространению Просвещения среди русского народа.

В течение ряда лет Ломоносов вел упорную борьбу за создание отечественной науки, он много сделал для развития естествознания в России, за соединение передовой науки с практическими задачами. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание академика. Он был основателем Московского университета (1755 г.) и выступал за преобразование Академии наук. Ломоносов боролся с духовенством, резко бичевал невежество священников. Как историк, как патриот, он боролся против искажений русской истории и против засилья реакционной «германской партии» в Академии наук. Ломоносов очень любил свой народ; он верил в великое будущее русского народа. Последнее издание «Избранных философских сочинений М. В. Ломоносова» вышло в 1950.

 


Михаил кто? – Мир Физики

Родившийся 300 лет назад в этом месяце, Михаил Ломоносов, несомненно, был первым современным ученым России, однако он остается странным образом неизвестным за пределами своей родины, как выясняет Роберт П. Криз

Отец-основатель

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) был одним из самых дальновидных, разносторонних и ярких ученых, которые когда-либо жили. Дальновидный, потому что он был пионером в использовании количественных методов исследования. Полимат, потому что, хотя он умер всего в 53 года, он внес свой вклад в физику, химию, астрономию, металлургию, горное дело, поэзию, литературу, мозаику, стеклодувное дело, метеорологию, электричество, грамматику и историю, а также построил химическую лабораторию, стекольный завод и летательный аппарат. Колоритный, из-за непочтительных выходок и вспыльчивости. Так почему же этот русский гений почти не известен на Западе?

Эрудит-первопроходец

Ломоносов был сыном крестьянина, ставшего рыбаком, из Архангельской губернии на северо-западе России. Его ненасытная любовь к знаниям и семейные конфликты побудили его в 1730 году занять несколько рублей и отправиться в Москву пешком. Это было время, когда реформы Петра Великого все еще встречали ожесточенное сопротивление укоренившегося духовенства и дворянства. Действительно, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось притвориться дворянским сыном. Когда в 1734 году этот обман был разоблачен, его чуть не исключили.

В 1736 году Ломоносов начал четырехлетнее обучение в Германии, где он познакомился с корпускулярной теорией света и необходимостью рассматривать ее в рамках математического аппарата. Он начал писать стихи, но его разгул и пьянство часто доставляли ему неприятности. Во время одной поездки с ним подружился вербовщик прусских гусар, напоил его и убедил записаться на военную службу. Наутро Ломоносов проснулся в форме в усиленно охраняемой крепости. Ему потребовались дни, чтобы придумать способ побега, взобравшись на два частокола, переплыв два рва и ускользнув от преследовавшей его кавалерии.

Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году, вступив в состав Российской академии наук. Его основание Петром Великим в 1724 г., по сути, ознаменовало начало науки в России, но в нем по-прежнему работали зачастую некомпетентные иностранцы (Бернулли и Эйлер уехали). Грубый и издевающийся над неумелыми коллегами, Ломоносов попал под домашний арест после одного жестокого эпизода. Он был освобожден после произнесения од императрице и публичных извинений и стал первым русским академиком Академии в 1745 г.

В Академии Ломоносов провел ряд захватывающих экспериментов. Он превратил русскую химию из искусства в науку, введя количественные методы и лабораторное обучение. Он построил первую в России химическую лабораторию, где провел около 4000 опытов и опытов. Он использовал корпускулярную теорию для объяснения упругости воздуха, рассматривал теплоту как форму вращательного движения, ввел идею абсолютного нуля и вариант сохранения материи и энергии. Он разработал самопишущие термометры и спроектировал модель вертолета, чтобы доставить их в верхние слои атмосферы. (Натурная версия так и не была построена.) Он спроектировал и построил стекольный завод, создал огромную (6,4 × 4,8 м) мозаику, Полтавская битва . Он же основал Московский государственный университет, хотя самого Ломоносова Пушкин называл «нашим первым университетом».

Но Ломоносов не мог не ввязываться в ожесточенные атаки и контратаки с противниками. Эти споры отражали в академических кругах непрекращающийся конфликт, который Петр Великий привел в движение между религией и наукой.

Многие эпизоды его жизни были драматичными. Он и его коллега Георг Рихман построили «громовые машины» для измерения электричества во время грозы. Во время одного шторма 26 июля 1752 года напуганная семья Ломоносова умоляла его покинуть лабораторию. Он отмахнулся от них, но его прервал слуга Рихмана, попросивший его поскорее прийти. Ломоносов бросился к дому Рихмана, где была своя машина, и нашел своего коллегу мертвым, убитым ударом молнии, первую теоретическую модель которой Ломоносов предложил тогда.

Неузнаваемость

Почему Ломоносов малоизвестен на Западе, связано с отсутствием хороших материалов о нем не на русском языке. Его биография — « Ломоносов России » химика Бориса Меншуткина (английский перевод появился в 1952 году) — суха и посвящена химическому вкладу Ломоносова. Самый секретный отчет на английском языке, написанный физиком Петром Капицей в 1966 году ( УФН 8 720), занимает всего девять страниц.

Кроме того, эрудитов часто недооценивают как потому, что их амбиции превышают их способность выполнять проекты, так и потому, что мы не можем поверить, что люди способны выйти за рамки традиционных дисциплинарных границ. Моя любимая иллюстрация этого — французский историк химии Фердинанд Хефер, который писал, что «среди русских химиков, ставших известными как химики, мы упоминаем Михаила Ломоносова, которого нельзя смешивать с поэтом этого имени».

Еще один фактор заключается в том, что некоторые утверждения о Ломоносове носят гиперболический характер и напоминают утверждения времен холодной войны о превосходстве России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *