С какой целью аркадий рассказывает биографию павла петровича: С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди?

Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из по­вторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного…

Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь…

Интересное:

Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными.

..

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 35Следующая ⇒

Н. П. Кирсанов

П. П. Кирсанов

Базаров Аркадий Кирсанов

Одинцова

Ситников, Кукшина

Родители

 

2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

 

 

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

 

Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

Задание.

Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

— Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

— Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

(Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.)

— Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

(Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам.)

— Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).

— Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

(Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).

— Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

— Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

— С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

— Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

— Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

Задание.

Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

— С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

— Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

(Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге — пошел по стопам отца. )

— А по каким стопам идет Базаров?

(Его слова — «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

Вывод: Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

— Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

Задание.

Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «…войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки.

Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились… Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («…народ.., в надежде, что… выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит.
..»)».

 

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Глава VII. Аркадий рассказывает историю романтической любви

Павла Петровича к загадочной красавице, княгине Р., сначала

любившей его, а затем к нему охладевшей. «Ее образ, этот непонятный,

почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко

внедрился в его душу». Павел Петрович поставил всю жизнь на карту

этой роковой любви. Смерть княгини и присланный ею когда-то

подаренный им перстень с изображением сфинкса с проведенной

ею же крестообразной чертой, ничего уже не смогли изменить в жизни

Павла Петровича даже спустя долгие годы. Он принял предложение

своего брата и поселился в его имении Марьино, где и проживал до

сих пор. Он устроил свою жизнь на английский манер, много читал,

держал форму, но соседи считали его гордецом.

Базарова не тронул рассказ о трагической любви Павла Петровича.

У него имеются свои представления о воспитании и об отношениях

между мужчиной и женщиной. «Всякий человек сам себя воспитывать

должен — ну хоть я, например… А что касается времени — отчего я

от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет,

брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения

между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие

это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться,

как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха,

гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука».

Как материалист, Базаров не верит в мистическую природу любви

и, не задумываясь, произносит роковые слова, в которых содержится

отрицание вечного закона Любви. Пройдет немного времени, и любовь

проникнет в его сердце.

Глава VIII. Рассказывается история Фенечки, волей судьбы

ставшей любовницей Николая Петровича. В главе также обрисовывается

нравственная атмосфера жизни в Марьино.

Глава IX. Базаров быстро находит общий язык с Фенечкой и Дуня-

шей. Они очень легко себя чувствуют с ним, тогда как Павел Петрович

вызывает у них страх, Аркадий — неловкость.

Базаров, прогуливаясь с младшим Кирсановым, опять высказывает

свои мысли о народе, о природе, об искусстве все с той же режущей

слух категоричностью: «И природа пустяки в том значении, в каком

ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней

работник». О народе: «Русский мужик Бога слопает». О деятельности

Николая Петровича Базаров говорит очень резко: «Скот плохой

и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят

отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я

еще не разобрал хорошенько». Он также иронизирует над музыкальными

пристрастиями отца Аркадия: «Помилуйте! В сорок четыре

года… — играет на виолончели». — «Аркадий как ни благоговел перед

своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Базаров не

находит ни в ком явного сопротивления, но последнее наблюдение

Тургенева над реакцией Аркадия снижает авторитет Базарова.

Главах. «Схватка» между Павлом Петровичем и Базаровым показала

всю силу Базарова. В открытом споре с Павлом Петровичем

он формулирует основной тезис нигилизма: «В теперешнее время

полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Он отрицает все, а это

очень опасно, часто бывает так, что отрицание одного в скором времени

влечет за собой его утверждение.

Что отрицает Базаров? — Все, во что верили либералы, он отрицает

со всей яростью демократа, презирающего условности

аристократии. Он отрицает принципы либерализма, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, парламентаризм, крестьянскую общину с ее круговой порукой. В пылу отрицания, а им овладевает полемический задор, он не признает искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), критикует невежество народа («народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает »). В этой «схватке» с аристократом выигрывает демократ, его аргументы убедительны, в них чувствуется сила. Авторские ремарки тоже подчеркивают превосходство Базарова.

Базаров: «равнодушно заметил»; «проговорил, лениво отхле-

бывая глоток чаю»; «возразил»; «промолвил»; «с невозмутимым

спокойствием повторил»; «перебил»; «воскликнул»; «с надменною

гордостию отвечал»; «угрюмо повторил»; «повторил опять, на этот

раз с особенной дерзостью»; «произнес сквозь зубы»; «флегматично

заметил»; «холодная усмешка скривила зубы Базарова».

Павел Петрович Кирсанов: «Начал Павел Петрович, и губы

его задрожали»; «взмахнул руками»; «уставился на него»; «воскликнул

с внезапным порывом»; «пробормотал изумленный»; «промолвил он

странно спокойным голосом»; «так и дрогнул, но вовремя овладел

собой»; «закричал».

Мы видим, что сила на стороне Базарова.

( XI — XX Глава ) Краткое содержание романа «Отцы и дети»

Павел Петрович Кирсанов Хронология в Отцы и дети

от Ivan Turgenev

  • Home /
  • Литература /
  • Отцы и сыновья /
  • символ /
  • Pavel Petrovich Kirsanov /
  • Pavel Petrovich Kirsanov Timeline
  • Pavel Petrovich7
  • Pavel Petrovich7
  • Pavelsichrish7.
  • Резюме

    • Темы
    • Роли персонажей (главный герой, антагонист. ..)
    • Инструменты характеристики

    • Введение
    • Резюме
    • Темы
    • Котировки
    • Персонажи
    • Yevgeny Vassilyich Bazarov
    • Arkady Nikolaevich Kirsanov
    • Anna Sergeyevna Odintsov
    • Nikolai Petrovich Kirsanov
    • Pavel Petrovich Kirsanov
    • Pavel Petrovich Kirsanov Timeline
    • Katerina (Katya) Sergeyevna Odintsov
    • Vassily Ivanych Bazarov
    • Arina Vlassyevna Bazarov
    • Fedosya (Fenichka) Nikolayevna
    • Victor Sitnikov
    • Avdotya Nikitishna Kukshin
    • Matvei Ilyich Kolyazin
    • Princess R.
    • Princess Avdotya Stepanova X
    • General Kirsanov and Agafokleya Kuzminisha Kirsanov
    • Father Alexei
    • Петр
    • Митя
    • Дуняша
    • Прокофьич
    • Порфирий Платоныч
    • Анфисушка
    • Таня, Федька, Федор, Тимофеич
    • Анализ
    • Вопросы
    • Викторины
    • Лучшее из Интернета
    • Написать эссе
    • Горит Глоссарий
    • Содержание
    • НАЗАД
    • СЛЕДУЮЩИЙ

    • Павел Петрович появляется вскоре после возвращения Аркадия в Марьино днем ​​20 мая 1859 года.
    • Рассказчик отмечает его длинные тонкие ногти и его «аристократическую элегантность» (4.11). Павел даже не признает Базарова, но говорит Николаю, что рад возвращению Аркадия.
    • Вечером после ужина Базаров говорит Аркадию, что считает его дядю нелепым, что он должен так изысканно одеваться из ностальгии по утраченным временам.
    • Павел допоздна читает английскую ежедневную газету и смотрит в огонь.
    • На следующий день Павел присоединяется к Аркадию и Николаю за чаем.
    • Павел спрашивает о Базарове, давая понять, что не одобряет его, а Аркадий говорит им, что его друг — нигилист.
    • Павел определяет нигилиста как того, кто ничего не уважает, и говорит Аркадию: «Посмотрим, как ты существуешь в пустоте, в безвоздушном вакууме» (5.62).
    • Когда Базаров ненадолго появляется и объявляет, что ему нужно убрать собранных им лягушек, Павел говорит: «Он не верит в принципы, только в лягушек» (5.73).
    • Когда Базаров возвращается, Павел спрашивает о его занятиях по естествознанию. Его раздражает грубость в голосе молодого человека и его чрезмерное преклонение перед немецкими химиками.
    • Павел пытается прижать Базарова к земле, но Базаров не делает никаких определенных заявлений. Когда Базаров спрашивает, почему его допрашивают, Павел бледнеет.
    • Когда Павел и Николай идут к новому приставу, Павел с сарказмом говорит, что не знал, что молодое поколение умнее старшего.
    • Пытаясь вызвать сочувствие к дяде Базарова, Аркадий рассказывает ему историю Павла.
    • Павел с самого начала был человеком действия, и в юном возрасте двадцати семи лет он стал капитаном. Он был очень популярен в обществе, особенно среди молодых женщин.
    • Павел влюбился в загадочную женщину по имени Принцесса Р. У них завязался роман, и он стал одержим ею, подарив ей кольцо со сфинксом, чтобы символизировать, какой загадкой она была для него.
    • Когда она сбежала от него, он оставил свой военный пост и последовал за ней. Ему было стыдно, но «ее образ — этот сбивающий с толку, почти пустой, но обворожительный образ — слишком глубоко вонзился ему в душу» (7. 6).
    • Они недолго были вместе в Бадене, но она снова сбежала, и Павел ничего не мог сделать, кроме как вернуться в русское общество и попытаться функционировать; «ничего нового он не предпринял» (7.6).
    • Позже Павел узнал, что княгиня Р. умерла в Париже в состоянии, граничащем с безумием. Она прислала ему кольцо с выгравированным на сфинксе крестом и записку, объясняющую, что это и есть ответ на загадку.
    • Через некоторое время Павел пришел поселиться к Николаю. К тому времени «одинокий холостяк как раз вступал в тот бесконечный сумеречный период сожалений, родственных надеждам, и надежд, родственных сожалениям, когда молодость кончилась, а старость еще не наступила» (7.7).
    • В Марьино Павел начал читать английские книги и построил свою жизнь по английскому стилю. Тем не менее, он решил оставаться в стороне (дистанцироваться) от общества.
    • Выслушав эту историю, Базаров все еще считает Павла смешным. Он утверждает, что испортил свою жизнь и теперь утешает себя, давая советы другим.
    • После беседы с приставом Павел отправляется в гости к Фенечке и маленькому Мите. Он просит у нее зеленого чая и начинает светскую беседу. Фенечка растеряна, потому что он никогда не приходит в гости.
    • Павел спрашивает, можно ли взглянуть на Митю, и Фенечка очень волнуется. Она говорит Мите, что Павел его дядя.
    • Когда Николай входит, Павел выглядит смущенным и резко уходит. Он идет в свою комнату, бросается на диван и остается «глядя в потолок с выражением, близким к отчаянию» (8.58).
    • Хотя большинство людей в Марьино привыкают к Базарову, Павел упорно не любит его.
    • После того, как Николай слышит, как Базаров и Аркадий говорят о том, какой он отсталый, он идет и говорит Павлу, что расстояние между ним и сыном его огорчает.
    • Павел говорит Николаю, что они неправы и что самомнение Базарова «весьма возмутительно» (10.16).
    • Когда к ним присоединяются Базаров и Аркадий, Павел готов к бою. При первой же возможности он начинает поучать Базарова.
    • Он говорит ему, что «без чувства должной гордости, без чувства собственного достоинства — а эти чувства сильно развиты у аристократа — не может быть прочного фундамента для социального… bien public … социальная ткань» (10.45).
    • Павел толкает Базарова, и Базаров объясняет, что самое полезное, что могут сделать нигилисты, — это от всего отказаться. Павел в шоке.
    • Павел говорит Базарову, что русский народ «свято чтит традиции, народ патриархальный — без веры жить не может» (10.68).
    • Базаров возражает, что Павел даже не умеет разговаривать с русскими людьми, и оба начинают выходить из себя.
    • Когда Аркадий говорит, что нигилисты — это «сила» и не должны ни перед кем отчитываться, Павел смеется (10.101).
    • Он говорит им, что «вас всего четыре с половиной человека, а других миллионы, которые не дадут вам попрать свои самые сокровенные верования ногами – это они вас раздавят» (10.104).
    • Далее Павел отмечает, что в наши дни все, что нужно человеку, чтобы казаться образованным, — это говорить, что все в мире — чушь.
    • Когда молодые люди уходят, Николай задается вопросом, неужели два поколения просто не способны понять друг друга. Павел считает, что он слишком скромен – что они гораздо правее, чем заносчивые юноши.
    • Через несколько недель, когда Базаров и Аркадий уезжают, Николай и Павел испытывают большое облегчение.
    • Когда они возвращаются, Павел Петрович как бы избегает спорить с Базаровым. Он довольствуется тем, что они неспособны понять друг друга. Изредка он даже заходит посмотреть, как идут опыты Базарова.
    • Через несколько дней, когда Базаров целует Фенечку, из кустов выходит Павел Петрович. Становится ясно, что он шпионил за ними.
    • В это время он ничего не делает и, когда Николай думает, что у него плохое настроение, он винит в этом «приступы желчи» (23.81).
    • Через два часа Павел Петрович идет в комнату Базарова и вызывает его на дуэль. Базаров соглашается, но, кажется, все это воспринимает как шутку. Павел предупреждает его, что он смертельно серьезен.
    • Они договариваются и решают не сообщать Николаю причину дуэли. Они просто скажут, что презирают друг друга.
    • Они встречаются рано утром следующего дня. Павел Петрович стреляет первым. Он целится прямо в голову Базарова, но пуля просвистывает у уха молодого человека.
    • Базаров отстреливается и попадает Павлу в бедро. Базаров бросается ему на помощь. Павел хочет продолжить поединок, но теряет сознание.
    • Когда Павел приходит в себя, Базаров говорит ему, что это только поверхностная рана. Павел стыдится своего поведения и с трудом смотрит в глаза молодому человеку.
    • Слуга Петр идет за Николаем. Павел говорит брату, что они поссорились из-за английской политики, и что это была его вина: он бросил вызов Базарову.
    • Вернувшись домой, Павел шутит над всей ситуацией. Однажды ночью в бреду он говорит Николаю, что Фенечка напоминает ему его старую любовь, княжну Р.
    • Когда Базаров уходит, Павел прощается с ним, но Базаров думает, что он все еще ведет себя гордо и пытается взять верх.
    • Через неделю Павел звонит Фенечке, чтобы принести ему чай.
    • Он сообщает ей, что видел, как Базаров целовал ее, и спрашивает, чиста ли ее совесть. Он сомневается в ее любви к брату, и когда она настаивает на том, что ее любовь чиста, Павел берет ее руку и сжимает ее. Он говорит ей никогда не переставать любить Николая.
    • «В этот момент вся его растраченная жизнь зашевелилась в нем» (24.165).
    • Вскоре после этого, когда Николай приходит в его комнату, Павел умоляет его исполнить одно желание. Он говорит: «Женись на Фенечке… Она тебя любит: она мать твоего сына» (24. 178).
    • Николай в восторге, и они несколько раз обнимаются. Павел призывает его сделать предложение как можно скорее. Он думает, что после женитьбы пойдет куда-нибудь и будет ждать смерти.
    • В конце романа Павел отправляется в Москву. В конце концов он поселяется в Дрездене и становится популярной фигурой в приличном обществе.
    • «В пределах своих возможностей он продолжает творить добрые дела; понемногу он до сих пор вызывает ажиотаж; недаром когда-то он был светским львом; но жизнь тяготит его. .. подробнее сильнее, чем он сам подозревает» (28.10).
    • НАЗАД
    • СЛЕДУЮЩИЙ

    Процитировать эту страницу


    Новые мужчины и старые | Lapham’s Quarterly

    1862 | Россия

    Иван Тургенев исследует конфликт поколений.

    «Движущей силой наших действий является то, что мы признаем полезным», — сказал доктор Базаров. — В настоящее время самое полезное — это отрицание, — поэтому мы отрицаем… —

    — Все?

    «Все».

    «Как же так? Не только искусство, поэзия, — но и — страшно сказать… —

    — Все, — повторил Базаров с неописуемым спокойствием.

    Дворянин Павел Петрович Кирсанов уставился на него. Этого он не ожидал, и его племянник Аркадий даже покраснел от удовольствия.

    – Но с вашего позволения, – заговорил отец Аркадия, Николай Петрович, – вы все отрицаете или, точнее сказать, все уничтожаете; но когда все сказано и сделано, необходимо еще и строить».

    «Это уже выходит за рамки нашей задачи. Прежде всего, расчистите поле».

    — Теперешнее состояние народа делает это необходимым, — важно добавил Аркадий. «Мы должны склониться перед этой необходимостью, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма».

    Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; это попахивало философией, то есть романтизмом, ибо Базаров даже философию называл романтизмом; но он не считал нужным опровергать своего юного ученика.

    «Нет, нет!» — воскликнул Павел Петрович в внезапном порыве. «Я не поверю, что вы, милостивые государи мои, действительно знаете русский народ, что вы представители его нужд, его чаяний! Нет, русские люди не такие, как вы себе представляете. Это народ глубочайшего почитания традиции, народ патриархальный, который не может жить без веры…

    — Не отрицаю, — перебил Базаров. Правильно.»

    «Но если я прав…»

    «Тогда это еще ничего не доказывает».

    Angelus Novus , Пауль Клее, 1920. Музей Израиля, Иерусалим.

    – Именно, ничего не доказывает, – повторил Аркадий с уверенностью опытного шахматиста, предвидившего явно опасный ход со стороны противника и потому оставшегося совершенно невозмутимым.

    «Что ты имеешь в виду под «это ничего не доказывает»?» — пробормотал Павел Петрович, совершенно сбитый с толку. — Тогда, я полагаю, вы пойдете против своего народа?

    «А даже если бы и хотели?» — воскликнул Базаров. «Люди верят, что когда гремит гром, это пророк Илия едет по небу на колеснице. И что? Должен ли я с ними соглашаться? И при всем том, что они русские, разве я сам не русский?»

    «Нет! Вы не русский после всего того, что только что сказали. Я не могу считать вас русским».

    — Мой отец ходил за плугом, — ответил Базаров, надменный от гордости. «Спросите любого из ваших крестьян, в ком из нас, в вас или во мне, он скорее признает соотечественника. Ты даже не знаешь, как с ним разговаривать».

    «И ты говоришь с ним и презираешь его одновременно».

    «А почему бы и нет, если он заслуживает презрения? Вы порицаете мое отношение, но откуда вы знаете, что оно пришло ко мне случайно, что оно не вызвано к жизни тем самым народным духом, который вы так горячо защищаете?

    «Как же так! Нам нигилисты ни к чему».

    «Полезны они или нет, решать не нам. В конце концов, ты считаешь себя не совсем бесполезным.

    – И решили ничего не предпринимать от себя, – мрачно повторил Базаров. Ему вдруг стало досадовать на себя за то, что он так изливал душу перед этим «джентльменом».

    «И просто сидеть сложа руки и ругаться?»

    «И осыпать оскорблениями».

    «И это называется нигилизмом?»

    — И это называется нигилизмом, — повторил опять Базаров, на этот раз с нарочитой дерзостью.

    Павел Петрович слегка прищурил глаза.

    — Сила, не считающая цены, — произнес Аркадий и выпрямился.

    Только тот, кто владеет молодежью, обретает будущее.

    — Адольф Гитлер, 1935

    «Несчастная молодежь!» — воскликнул Павел Петрович. он определенно был не в состоянии больше сдерживать себя. «Если бы вы только подумали, , что в России вы поддерживали своим банальным изречением! Нет, правда, достаточно, чтобы вывести ангела из терпения! Сила! В варваре-калмыке и в монголе есть сила, но на что она нам? Мы ценим нашу цивилизацию; да, добрый сэр, да! Мы ценим его плоды. И не говори мне, что плоды его ничтожны: последняя мазня, un barbouilleur , халявный пианист, который получает пять центов за вечер за игру на танцах, даже от них пользы больше, чем от вас, потому что они представители цивилизации, а не грубой монгольской силы! Вы возомнили себя прогрессистами, а ваше место в калмыцких палатках! Сила! Ну, вспомните, наконец, мои сильные господа, что вас всего четверо с половиной, а тех, кто не позволит вам попрать ногами свои самые сокровенные верования и кто вас в конце концов раздавит, — миллионы!»

    — Если нас раздавят, то это наши заслуги, — сказал Базаров. «Однако это может быть; нас не так мало, как вы думаете.

    «Как это? Неужто, неужели вы не можете думать о том, чтобы завоевать симпатии всего народа?

    — От грошовой свечи, знаете ли, вся Москва загорелась, — возразил Базаров.

    «Вижу, вижу! Сначала гордость, почти сатанинская гордость, а потом циничная насмешка. Итак, это последнее увлечение молодежи; это учение порабощает неопытные сердца маленьких мальчиков! Вот, смотри, один из них сидит рядом с тобой; да он почти боготворит тебя, ты только посмотри на него! (Аркадий отвернулся и нахмурился. ) А эта зараза уже широко распространилась. Я слышал, что наши артисты отказываются ступить в Рим. Рафаэля считают дураком по той простой причине, что он, как говорится, авторитет; а сами они слабы и бессильны до тошноты, и собственное воображение не простирается дальше Дева у фонтана , что ни говори! А девица нарисована необыкновенно плохо. По-вашему, они славные ребята, не так ли?

    — По-моему, — поправил Базаров, — Рафаэль и гроша медного не стоит, и они не лучше его.

    «Браво! Браво! Послушай, Аркадий, так должны говорить современные молодые люди! И как им не последовать за вами, если подумать. Раньше юношам приходилось учиться; они не хотели прослыть невеждами поэтому им приходилось работать, нравилось им это или нет. И теперь все, что им нужно сделать, это сказать: «Все в мире — чушь!» — и все это для них в мешке. Молодые люди в восторге. И ведь раньше они были просто обыкновенными болванами, а теперь вдруг стали нигилистами».

    — Вот и подвело вас знаменитое уважение к собственному достоинству, — флегматично заметил Базаров, а вся фигура Аркадия как будто вздрогнула от негодования, а глаза его заискрились гневно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *