Герой нашего времени направление: Жанр, направление, стиль и композиция романа «Герой нашего времени»: жанровое своеобразие, особенности произведения

Жанр, направление, стиль и композиция романа «Герой нашего времени»: жанровое своеобразие, особенности произведения

Художник В. А. Поляков

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова — одно из самых ярких произведений русской классической литературы XIX века. 

В этой статье представлены материалы о жанре, направлении, стиле и композиции романа «Герой нашего времени»: анализ жанрового своеобразия, особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

Жанровое своеобразие романа «Герой нашего времени»

В целом жанр романа «Герой нашего времени» можно определить как психологический роман. Однако каждая из пяти повестей несет в себе признаки различных жанров. 

Так, повесть «Бэла» написана в жанре путевого очерка с элементами авантюрной новеллы. В этот очерк путешествующего офицера (автора романа) включен рассказ Максима Максимыча о похищении Бэлы.

Повесть «Максим Максимыч» написана в жанре путевого очерка. Остальные три повести — «Княжна Мери», «Тамань», «Фаталист» — написаны в форме дневника. Повесть «Княжна Мери» также имеет черты «светского романа».


Жанр, направление, стиль и композиция романа «Герой нашего времени»

«Для своего времени это произведение носило безусловно новаторский характер. Новизна творческого метода Лермонтова состояла в том, что он от светского романа перешел к «цепи повестей», расположенных не хронологически, а по особому плану в особой последовательности: от внешнего ознакомления читателя с героем («Бэла», «Максим Максимыч») к раскрытию его внутреннего образа, психологии («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).

Читателю остаются неизвестными многие моменты биографии Печорина: жизнь в Петербурге до первой поездки на Кавказ, причины его выезда из Петербурга («страшная история дуэли», упоминаемая в «Княжне Мери»), жизнь Печорина по возвращении в Петербург до отъезда в Персию.

Нарочито оставляя за рамками повествования многие элементы биографии главного героя… <…>

Жанр «Героя нашего времени» (роман в виде «цепи повестей») был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или сочинителю — вроде «Повестей Белкина» Пушкина и «Вечеров на хуторе…» Гоголя. Но Лермонтов качественно преобразовал этот жанр, перейдя от внешней мотивировки развития сюжета к внутренней и объединив все повести фигурой общего главного героя. Так цикл повестей превратился в психологический роман

«Герой нашего времени» стал новым этапом в истории русского романа, давшим сильный толчок дальнейшему его развитию (у Тургенева, Толстого, Достоевского).

Лермонтов соединил в своем «сочинении» (как значилось на обложке издания) такие характерные для 30-х годов

жанры, как путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла — причем соединил в принципиально новое целое.

Основой для создания самой фигуры «героя нашего времени» в большой мере послужил «Евгений Онегин». Но существует очень важное различие между «Героем нашего времени» и «Евгением Онегиным».

Задача Лермонтова — углубленный психологический анализ «современного человека», показанного Пушкиным точно, но несколько со стороны. Отсюда самое построение романа вне хронологической последовательности и ввод «Журнала Печорина» как исповеди самого героя. Этот «ход» был только намечен Пушкиным — в письме Онегина к Татьяне.

Все это было совершенно новым в русской литературе и подготовляло будущее развитие «диалектики души» (по выражению Н.Чернышевского) в повестях и романах Л. Толстого.

«Герой нашего времени» резко отличается от прежней прозы Лермонтова, знаменует решительный отход автора от юношеского романтизма. <…> Здесь тоже, несомненно, проявляется влияние Пушкина.

Язык «Бэлы» и самый замысел повести в жанре путевого очерка, описывающего дорогу от Тифлиса до Владикавказа, явились, конечно, не без связи с появившимся в «Современнике» 1836 года «Путешествием в Арзрум»; «Фаталист» заставляет вспомнить «Выстрел» Пушкина.

Весь стиль романа построен на принципах точности и краткости, характерных для прозы Пушкина. Но в отличие от Пушкина проза Лермонтова насыщена иронией, сконцентрированной, по преимуществу, в афоризмах, и окрашена философским лиризмом (особенно в «Княжне Мери»).

Отойдя от юношеской романтической манеры, Лермонтов не отказался от основ своего художественного метода, но развил и углубил их. Его Печорин представляет собой дальнейшее развитие того образа, который был впервые намечен в «Демоне» 1829—1833 годов, а затем развернут в «Вадиме» и «Маскараде» (Арбенин).

Хотя внешне роман Лермонтова ограничен интимно-психологическими рамками, но его общественно-философский и политический смысл достаточно ясен: душевный мир и поведение Печорина раскрыты как явление эпохи, а не как индивидуальное явление. <…>

Повесть [«Бэла»] представляет собой своеобразное и гармоничное сочетание двух жанров: путевого очерка и авантюрной новеллы, благодаря чему рождается новое художественное целое. «Бэла» выступает составной частью «путевых записок» — жанра совершенно реалистического и не требующего никакой фабулы. Построение и движение сюжета оказываются естественным результатом самого процесса рассказывания, а остановки и перерывы в этом повествовании рассказчика, заполненные описаниями дороги, мотивированы жанром. 

Избранная в качестве художественной формы документальность путевого очерка придает правдоподобие всему повествованию, в том числе истории самой Бэлы — и прием этот наверняка оказывал на читателей, современников Лермонтова, сильное воздействие.

Еще одной особенностью повести, отличающей ее от прежних романтических новелл, является то, что повествование ведется от лица не автора, а героя-рассказчика. Причем этот рассказчик из условного персонажа (каким он был в ту пору обычно) вырастает в совершенно реальный образ,насыщенный конкретными чертами и явно противопоставленный главному герою романа. 

Заключительными строками рассказа Лермонтов подчеркивает важность для него фигуры Максима Максимыча. Более того, автор дает понять, что глубоко уважает людей, которые стали прототипами образа Максима Максимыча — русского человека, несущего нелегкую службу… который… обладает целым рядом высоких моральных качеств, среди которых выделяется не только верность долгу и дружбе, но и умение поддерживать нормальные отношения с местным населением.

Что же касается образа главного героя, то можно судить, что при его создании автор руководствовался уже не столько личным теплым эмоциональным отношением, сколько требованиями художественной правды — он рисует «современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». <…>

Композиционное назначение… очерка [«Максим Максимыч»] — быть связующим звеном между «Бэлой» и дальнейшими повестями, образующими «журнал» Печорина. Кроме того, здесь содержится дополнительный материал для характеристики как Печорина, так и Максима Максимыча. Художественное своеобразие состоит в том, что Лермонтов сохраняет позицию и тон постороннего наблюдателя, который судит о характере Печорина пока «извне» — по наружным признакам и по поведению.

<…>

Очерк представляет собой своеобразный эпилог к «Бэле», из которого читатель узнает о предпринятом Печориным путешествии в Персию. <…> 

В предисловии к «Журналу Печорина» объясняются причины, по которым автор решил опубликовать чужие записки. Главная из них — «желание пользы», исходящее из убеждения, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа». Этим тезисом Лермонтов вновь утверждает самый жанр своего романа, построенного на психологическом анализе. Он подчеркивает искренность Печорина и противопоставляет его записки «Исповеди» Руссо, которая предназначалась для других и, таким образом, была рассчитана на чисто внешний эффект. <…>

Повесть [«Княжна Мери»] написана в форме дневника и представляет собой именно
«журнал» в старинном смысле этого слова; только заключительная часть (дуэль с Грушницким и события после нее) возвращает нас к тому жанру, в котором создана «Тамань».  

По своему материалу эта повесть стоит ближе всего к так называемой «светской повести» 30-х годов с ее балами, дуэлями и прочими атрибутами, но у Лермонтова всё приобретает иной смысл и характер, поскольку в основу положена совсем новая задача: развернуть картину сложной душевной жизни «современного человека». <…>

Повесть «Фаталист» играет роль двойного финала: ею не только заканчивается «Журнал Печорина», но и замыкается вся «цепь повестей», образующая роман. Автор освобождает себя от традиционной в то время обязанности сочинителя говорить в конце романа о дальнейшей судьбе героя и о его смерти, потому что об этом было сообщено раньше (в рассказе «Максим Максимыч» и в предисловии к «Журналу Печорина»).

Функция финала иная: в основу последней повести положен вопрос о «судьбе», о «предопределении», о «фатализме». И сама эта проблема, и поиск путей ее решения, вплоть до ухода в астрологию и мистику, были характерными и насущными для мировоззрения и поведения людей 30-х годов XIX века — времени реакции, последовавшей за восстанием декабристов. Но данный вопрос подготовлен и самым ходом событий внутри романа, поскольку и в «Тамани» и в «Княжне Мери» герой оказывается на краю гибели. 

Повесть «Фаталист» выполняет роль финала тем, что завершает формирование образа главного героя, объясняет его поведение, открывая в нем такие черты, которые имеют уже не только личностно-интимный, но и мировоззренчески-общественный смысл.»

(«Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах», том 6, 2002 г., примечания к роману «Герой нашего времени» М. И. Никитина)

Это были материалы о жанре, направлении, стиле и композиции романа «Герой нашего времени» Лермонтова: анализ жанрового своеобразия, особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени Лермонтова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838—1840 годах. Роман был заявлен в оригинальном стиле, состоящий из нескольких повестей и связанных между собой главным персонажем Г.Печориным. Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал новаторский жанр в литературе 30 годов под названием социально-психологический роман. Этот вид жанра, в итоге, стали наследовать многие известные писатели.

Роман «Евгений Онегин» был взят за основу для написания образа в романе Михаила Лермонтова.

Роман в прозе «Герой нашего времени» — роман с глубоким смыслом для размышления и печальный конец необыкновенной личности в обстановке России 30-х годов XIX века. Реальность романа состоит в постановке самых важных вопросов злободневности и образ классического образца эпохи — «лишнего человека».

В романе «Герой нашего времени» духовная жизнь выступает на первом месте, а внешняя обстановка жизни является фоном, в котором развивается сюжет.Такая задумка Михаила Юрьевича Лермонтова, показывает, что эволюция и духовная жизнь главного персонажа в этом произведении является главным. Для показания своего замысла автор использует диалоги, внутренние монологи. Духовный мир главного героя раскрывается как явление эпохи.

«Герой нашего времени» несхож с русскими романами XIX века. Главной композицией данного романа является нарушение последовательности хронологических событий и у каждого события индивидуальное направление. Тем, что автор меняет порядок глав, он раскрывает сложную натуру Печорина.

Жанр и композиция данного романа дает возможность сделать выводы, что повести, составная часть романа, служат отражением тем и сюжетов, свойственных литературе того времени.

В первой повести «Бэла» читатель узнает об обычном русском офицере Максим Максимыче, тот тесно знаком с Печориным. Максим Максимыч до самого конца не может разгадать поведение своего знакомого, но не осуждает его, а наоборот – сочувствует.

Во второй повести «Максим Максимыч», читателю становится известно, что Григорий Александрович Печорин внезапно умер по пути из Персии, и рассказчику попался его журнал, в котором Печорин сознавался в своих плотских грехах и горечи жизни.

В остальных повестях романа речь пойдет уже о дневнике Григория Александровича. В дневнике речь идет о происходящих событиях случившихся с ним до того как встретил Бэлу и познакомился с Максимом Максимычем.

Все образы в произведении, а особенно женские раскрывают личность «героя времени».

Затем читатель знакомится с дневниками Печорина, которые являются исповедью, из этого читатель познает «обнаженную» душу главного персонажа, понимает его характер и поведение. Печорин безжалостно раскрывал собственные недостатки и пороки.

В романе, композиция и стиль играют важную роль в понимании как можно сильнее и всесторонне раскрыть душу героя, его образ, ведь прототипом главного персонажа является самая мелкая душа человека. Обнаженная душа, в которой нет тщеславия. Подтверждением этому служит предисловие «История души человеческой…».

Роман «Герой нашего времени» сыграл огромную роль в развитии литературы. Хоть Михаил Юрьевич Лермонтов и взял пример с романа «Евгений Онегин», но они отличаются во многом друг от друга. В романе М. Ю. Лермонтов показал разногласие и сложность «героя времени», этим самым Лермонтов заложил основы для разработки этой темы для других писателей проживавших в XIX века. Но другие писатели, в отличие от Лермонтова, видят в таком типе человека недостатки, а не достоинства.

Характерным для романа «Герой нашего времени» стало внимательное отношение к миру личностных переживаний героев, и реалистичное описание поступков героев в стремлении поисков ценностей. Проблема поиска «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова остается злободневной и в наше время.

Другие сочинения:

← Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовИстория создания романа Герой нашего времени →

Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Образ героя нашего времени

Купить учебное пособие

Купить учебное пособие

Края — повторяющиеся изображения в романе. Печорин сталкивается с одним из таких краевых образов в Тамани. Свое жилище в Тамани Печорин называет «избочкой на самом краю моря» и описывает ее, утверждая, что «почти у подножия стен ее был отвесный обрыв к морю, а внизу беспрерывно плескались и журчали синие волны». «(57). Ребра прекрасно символизируют жизнь Печорина. Он живет на грани и много раз в романе близок к падению. Девушка в Тамани чуть не сбрасывает его в море. Печорину много раз удается избежать смерти. Некоторым из его окружения не так повезло. Печорин и Грушницкий вступают в поединок на обрыве, еще один край образов. Печорин стреляет в Грушницкого, и сила пули сбрасывает тело Грушницкого со скалы в воду внизу.

Печорин становится свидетелем печальной сцены в конце своего пребывания на Тамани. Он видит, как слепой мальчик эмоционально сломлен. Печорин говорит: «Слепой мальчик еще сидел на берегу, и я слышал что-то похожее на рыдание» (69). Эта сцена напоминает более позднюю сцену романа, где Печорин переживает собственный срыв. Слепой мальчик плачет после того, как молодая женщина и Янко покидают его. Печорин разваливается после исчезновения Веры и ее мужа.

Михаил Юрьевич Лермонтов — писатель эпохи романтизма. В этом романе он изображает подсознательные качества природы. Печорин, главный герой романа, много раз оказывается ошеломленным сеттингом романа. Печорин дает длинное и яркое описание пейзажа Кисловодска. Он пишет: «Все таинственно: мутная тень известки идет над пенящимся потоком, который с ревом несется с уступа на уступ, прорезая себе путь сквозь покрытые зеленью холмы, и овраги, полные тумана и безмолвия, ответвляющиеся здесь во всех направлениях свежесть душистого воздуха, насыщенного ароматами высоких южных трав и белых акаций, и непрекращающийся, приторно-усыпляющий шум ледяных ручьев, которые встречаются у подножия долины и весело мчатся друг о друга, пока, наконец, они бросаются в Подкумок» (116). Печорин и в ужасе, и в восторге от пейзажа. Печорин чувствует сильную связь с обстановкой романа. Иногда он больше связан с настройками, чем с окружающими его людьми.

Чтобы доказать, что предопределение существует и что люди не властны над своими судьбами, Вулич рискует своей жизнью. Печорин описывает эту сцену следующими строками: «Со смешанным страхом и каким-то неописуемым любопытством все взгляды метались между пистолетом и роковым тузом. Он трепетал в воздухе и медленно плыл вниз. курок. Пистолет дал осечку» (151). Азартные игры — важная тема романа. Вулич — не единственный персонаж, который рискует своей жизнью. Печорин постоянно ставит себя в опасные ситуации. Истории в этом романе в основном о том, как Печорин держит пистолет у головы и смотрит, даст ли он осечку или нет. Любопытство, кратко упомянутое в приведенной выше цитате, также является еще одной темой романа. Любопытство движет хаосом во многих частях романа. Любопытство Печорина заставляет его следовать за слепым в Тамань. Это также вынуждает его шпионить за Грушницким, драгунским капитаном, и княжной Марьей.

Купить учебное пособие
Как цитировать https://www.gradesaver.com/a-hero-of-our-time/study-guide/imagery в формате MLA
Гарро, Розанни. Судуйко, Аарон изд. «Герой нашего времени». GradeSaver, 21 мая 2015 г. Интернет. Цитировать эту страницу

Герой нашего времени — Классика на простом русском языке (бумага)

18,90€

Бумажная книга + CDУровень B1-B264 страницы  | Аудио: 113 мин.

Узнайте о жизни антигероя, высокомерного молодого человека в 19 веке. Великий русский писатель Михаил Лермонтов создал этот шедевр в 1840 году. Печорин — молодой офицер, служащий на Кавказе. Его эгоистичное поведение не остается незамеченным.

  • Классик русской литературы, написанный простым русским языком
  • Включает компакт-диск с профессиональным аудио .

БУМАЖНАЯ КНИГА + CD: Мы доставим ее вам в любую точку мира. **В качестве бонуса на аудио компакт-диск также будет включено издание электронной книги**

Предпочитаете электронные книги? Щелкните здесь, чтобы просмотреть электронную версию книги

Прочитайте и прослушайте образец

В наличии

Количество

Герой нашего времени — Классика на простом русском языке (бумага)

Артикул: P_CLBOOK_03_EN Категории: Книги для изучения русского языка, Классика, Бумажная книга, Русские книги с аудио

  • Описание

Попробуйте! Прочитайте и прослушайте образец этой книги:

Прослушать образец этой книги:

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

Прочитайте образец этой книги. Нажмите, чтобы увеличить:

Прочитайте образец этой книги:


4 причины учить русский язык с помощью наших аудиокниг

Все наши книги были тщательно созданы командой русских учителей, чтобы гарантировать, что каждый текст будет полезен для любого русского ученика. Если вы изучаете русский язык как иностранный, вы должны читать книги, адаптированные к вашему уровню. И, если вы сможете прослушать их, записанные русским голосом, вы получите удовольствие и узнаете больше. Вот почему наши книги — лучший инструмент для изучения русского языка:

  1. Тексты на русском языке с примечаниями к английской лексике (чтобы помочь вам в обучении).
  2. С профессиональным русским звуком (для практики).
  3. Оценка по уровню (в соответствии с вашими потребностями в обучении).
  4. Создан специально для изучения русского языка (и написан русскими учителями).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *