С какого года правил брежнев: Историческое содержание эпохи Леонида Брежнева — хлеб для народа

Охрана Брежнева: Леонид Ильич был одним из самых «рисковых» советских вождей

Как попасть в историю и анекдот. Леонид Ильич был одним из самых «рисковых» советских вождей

Неизвестные факты о громких покушениях, забавные случайности и уникальные подробности работы спецслужб… Мы продолжаем публикации совместно с телепроектом Алексея Пиманова «Кремль-9».
О том, как охраняли царей, Ленина и Сталина, писали в «АиФ» №№ 19 и 20. Между тем одним из самых «рисковых» советских вождей, как ни странно, был Леонид Брежнев. Он буквально притягивал к себе неприятности. Зато ему явно повезло с начальником личной охраны. С Александром Рябенко они познакомились и даже подружились задолго до того, как Брежнев стал советским генсеком. Своего друга офицеру Рябенко приходилось не просто выручать, а спасать из беды.

Любители заговоров
В 1938 г., когда Рябенко было 20 лет, его назначили водителем к «шишке» из Днепропетровского обкома партии. Леониду Брежневу тогда было 32 года. Его стремительный взлёт по карьерной лестнице продолжился и во время войны — генерал, начальник политуправления 4-го Украинского фронта. А вот Саша Рябенко заканчивал войну командиром десантной роты и, казалось, уже никогда не должен был встретить бывшего шефа. Но судьба распорядилась иначе. Точнее, сам Брежнев дал команду найти своего водителя.

Скоро Александр Рябенко стал начальником личной охраны и просто близким товарищем. Всё могло закончиться и для Брежнева, и для его окружения в 1953 г. Хоть и не на первых ролях, но будущий генсек был в числе заговорщиков, которые после смерти Сталина бросили вызов Берии. В следующем заговоре Брежнев сыграл уже решающую роль. На очередной переворот решилась старая сталинская гвардия: президиум Центрального комитета партии принял решение снять Хрущёва с должности первого секретаря. У Хрущёва оставался последний шанс — решение президиума должен был утвердить расширенный пленум. Появилось время для манёвра, и именно Брежнев бросился звонить маршалу Жукову, который тут же примчался в Москву с учений.
За героем войны стояла армия, а сам герой поддержал Хрущёва. Через несколько лет, в 1964-м, Брежнев уже сам возглавил переворот.
Забавно, но быстрая брежневская карьера к тому времени могла прекратиться в банальной «бандитской разборке». В 60-м году автомобиль вёз председателя президиума Верховного Совета Брежнева по Сколковскому шоссе на дачу.


В ноябре 1981 г. генсеку стало не по себе на трибуне Мавзолея.
На помощь пришёл один из сотрудников охраны — полковник КГБ Владимир Медведев

Правительственная трасса, лето, ночь, внутри авто — сам Брежнев, водитель и Рябенко. Времена тогда были тихие, машин сопровождения председателю не полагалось. Неожиданно дорогу перекрыл автомобиль, из него выскочил человек с ножом и бросился к лимузину. Как выяснилось позже, брат какого-то рецидивиста, приговорённого к расстрелу, решил таким образом «разобраться». Навстречу вышел Рябенко, у него был пистолет. Как вспоминали родные, уже будучи на пенсии, Александр даже спал с оружием под подушкой.

Но тогда обошлось без выстрелов. После непечатного разговора на повышенных тонах бандит на рожон лезть не стал, отступил и спустя некоторое время был задержан. После этого случая на правительственной трассе появились посты милиции.
Под охраной милиции Брежневу пришлось спать и после смещения Хрущёва. Новоявленный генсек слишком хорошо знал недавнюю советскую историю. Поднимаясь после победы над Хрущёвым в свою квартиру в 26-м доме по Кутузовскому проспекту, Леонид Ильич вдруг остановился и сказал Рябенко: «Саша, возьми автомат, побудь здесь ночью…» Впрочем, и сам Рябенко работал не первый день: дом уже был оцеплен милицией, поблизости были и преданные офицеры охраны.
Однако был в биографии Брежнева эпизод, когда личная охрана оказалась абсолютно бессильной. В 1961 г. (будучи ещё вторым человеком в стране) Брежнев возглавил советскую делегацию во время визита в Гвинейскую Республику. Где-то над Средиземным морем правительственный Ил-18 вдруг окружили истребители с французскими опознавательными знаками.

Брежнев вспоминал в мемуарах: «Мне хорошо было видно, как истребители заходили на цель, как сваливались сверху, готовились к атаке, начали обстрел…» Повертевшись рядом, истребители наконец получили какую-то команду и исчезли. Надо было понимать cитуацию: разгар холодной войны, обстрелян советский правительственный самолёт… Но выяснилось, что в одной из французских колоний случились волнения, за штурвалом истребителей сидели мятежники. Кто-то из пилотов мог сбить советский Ил просто на своё усмотрение.


Медсестра чуть не сыграла в жизни генсека роковую роль. Фото Владимира МУСАЭЛЬЯНА

Зачем вооружили аквалангистов

Между тем в 1964 г. многим казалось, что Брежнев — это временная фигура у руля страны. Однако новый генсек быстро проявил себя хорошим «царедворцем», а страна вступила в самое спокойное десятилетие в XX веке. Неурядицы, проблемы и случайности, которые продолжали сыпаться на голову Брежнева, оставались, насколько это возможно, скрытыми от посторонних глаз. Тем временем у Рябенко и его подчинённых хватало забот и работы.
Так, например, после убийства президента США Джона Кеннеди «спецы» приняли решение ограничить разъезды советских лидеров в открытых лимузинах. А случай с премьер-министром Австралии, который бесследно исчез во время купания, подтолкнул к созданию нового подразделения в охране. У Брежнева тоже была страсть к морским заплывам, поэтому Рябенко предложил создать группу телохранителей-подводников. Такое подразделение существует до сих пор. Однако один из проколов брежневской охраны оказался связан как раз с морем и отдыхом генсека на даче в Крыму.
Рябенко не сразу поверил, что оказавшаяся на пляже тщательно охраняемой госдачи женщина просто приплыла поговорить с Брежневым. На отчаянный шаг — пловчиха провела несколько часов в воде ночью — её толкнули бытовые проблемы. «Русалку» не арестовали, более того, с гражданкой решил поговорить сам генсек. И даже помог получить квартиру, которой дама безрезультатно добивалась от местных чиновников.
Летом 1968 г., когда начались знаменитые события в Праге, охрана Брежнева жила и работала практически на военном положении. Да и лидер нервничал, перестал спать и в итоге начал принимать снотворное. Серьёзный звоночек прозвенел прямо на встрече с чехословацкой делегацией: у генсека начал заплетаться язык, вдруг он опустил голову на стол и потерял сознание. Охрана предположила самое страшное — отравление. Но врачи поставили правильный диагноз — влияние снотворного. А Рябенко начал буквально прятать от шефа таблетки.

Ядерное оружие — главный инструмент в политике времён холодной войны.
Брежнев на командном пункте.
За ним (в центре) — Александр Рябенко.
Фото Владимира МУСАЭЛЬЯНА

Бойня в Кремле
В 1969 г. произошло, пожалуй, самое известное покушение на Брежнева. 22 января страна встречала героев-космонавтов, вдоль Ленинского проспекта по дороге в Кремль стояли люди, большой кортеж двигался из аэропорта «Внуково» в Кремль. Переодетый в милицейскую форму младший лейтенант армии Виктор Ильин смог пронести в Кремль два пистолета. Он ждал в толпе у Оружейной палаты, чтобы с двух рук расстрелять машину генсека, после того как кортеж на небольшой скорости проедет Боровицкие ворота. Но Ильин перепутал машины. 12 пуль из 16 попали в автомобиль, где ехали космонавты Леонов, Береговой, Николаев и Терешкова, и только чудом никто из них не пострадал. Зато смертельное ранение получил водитель лимузина. Такое чрезвычайное происшествие подтвердило необходимость создания ещё одного специального подразделения охраны — выездного. С тех пор в кортеже первых лиц появились автомобили с офицерами, обученными в том числе стрелять на ходу.

Однако особую выучку пришлось вырабатывать и водителям из кремлёвского гаража. Генсек любил быструю езду, заставлял водителей ездить не медленнее 160 км/ч и часто садился за руль сам. Как известно, у Брежнева был целый гараж подаренных ему иностранными лидерами дорогих, быстрых и мощных машин. Охрана на «Чайках», бывало, с трудом могла угнаться или, наоборот, в последний момент остановить тяжёлые «Чайки» со слабыми тормозами позади брежневского «Роллс-Ройса».
Повторяя в чём-то судьбу Николая Власика, личного охранника Сталина, Александр Рябенко вынужден был «нянчиться» и с непутёвыми брежневскими детьми. Особые хлопоты доставляла Галина. Своенравная, нереализованная, эффектная, взбалмошная — она всё чаще становилась героиней всевозможных слухов и пересудов. О её романах ходили легенды. В начале 60-х Брежнев психанул, когда узнал, что она вышла замуж за известного иллюзиониста Игоря Кио, который был на 15 лет младше её, и приказал срочно расторгнуть этот брак. Приказ был выполнен буквально за несколько часов. (Подробнее о яркой и трагичной судьбе Галины Брежневой — в «АиФ» № 17, 2010 г.)

После инцидента с истребителями визит во
Францию в 1971 г. прошёл по высшему разряду

Как поломали генсека
Здоровье стало подводить Леонида Брежнева всё чаще. Настоящие проблемы начались в 1974 г.: во время поездки в Монголию у генсека произошло нарушение мозгового кровообращения. С этого времени Александр Рябенко со своим заместителем Владимиром Медведевым, который позже возглавил охрану Михаила Горбачёва, стали исполнять и обязанности сиделки.

В какой-то момент ему пришлось провернуть целую спецоперацию по удалению от Брежнева втёршейся в доверие дальше дозволенного медсестры Коровяковой. Она без меры выдавала генсеку вожделенные таблетки снотворного. Ну и решала с помощью первого человека в стране свои бытовые проблемы — получила квартиру, продвинула по карьерной лестнице мужа.
В какой-то момент дошло до того, что Брежнев, которому не выдавали желаемое лекарство, начал выпрашивать снотворное даже у членов Политбюро. Рябенко принял отчаянное решение — кормить генсека таблетками-пустышками и разбавлять водой водку, которой Брежнев, бывало, запивал то самое снотворное. Наконец настал момент, когда и сам Леонид Ильич понял, что пора в отставку. Особенно после разговоров с женой. Она единственная могла сказать, глядя на «заплетающееся» выступление мужа в очередной программе «Время», что «так, Лёня, дальше продолжаться не может». Но свои резоны были и у членов Политбюро. Брежнева убедили, что на отдых ему ещё рано, что страна без него никуда, и под смех на обычных кухнях продолжили вешать на пиджак старика ордена и медали.

Последнее ЧП настигло дряхлеющего 76-летнего генсека 23 марта в Ташкенте. Из-за скверного самочувствия он сначала отменил поездку на авиастроительный завод, а потом, в последний момент, решил, что, мол, люди не поймут. Но на заводе уже были свёрнуты все охранные мероприятия. Когда делегация появилась в сборочном цеху и пошла вдоль самолёта, за ней двинулась толпа рабочих, разместившихся на стапелях и антресолях. Лёгкая металлическая конструкция не выдержала и обрушилась прямо на гостей. Рябенко получил сотрясение мозга. У самого генсека, несмотря на то что его успел прикрыть собой один из охранников, тоже было сотрясение мозга и перелом ключицы. Через несколько дней Брежнев, понукаемый соратниками, во время первомайской демонстрации с большим трудом поднялся на Мавзолей и даже пытался приветствовать демонстрантов. Но из-за больной ключицы делал это так неуклюже, что по Москве поползли новые слухи и усмешки насчёт его здоровья. Впрочем, на этот раз злые языки были недалеки от истины. В ночь на 10 ноября 1982 г. Брежнев тихо скончался в своей постели на даче «Заречье-6». На похоронах Александр Рябенко стоял рядом с гробом «деда», как в последнее время нежно называла охрана своего подопечного.
Сам Александр Рябенко умер в 1993 г. Работа плугом прошлась по его здоровью — постоянные стрессы, радиоактивное облучение на урановых копях, куда он без защитного костюма полез за Брежневым, отравление парами гептила на Байконуре после неудачного запуска ракеты в 1960 г.

А. Колесниченко
«АИФ» № 21 от 26 мая 2010 года

Журнал Международная жизнь — Архив 4 номера 2011 года Помпиду

В период президентства Жоржа Помпиду (1969-1974 гг.) между СССР и Францией было подписано несколько важных документов, поднявших двусторонние отношения на более высокий уровень. Материалы французских архивов, использованные в данной статье и до настоящего дня не введенные в научный оборот в отечественной историографии, позволяют всесторонне изучить процесс подготовки, выработку окончательных вариантов текста и значение подписанных документов.

В целом за те годы, что Помпиду находился на посту президента Республики, франко-советские отношения активно развивались в самых разных областях. Достаточно сказать, что за этот период состоялось пять встреч на высшем уровне. В 1970 и 1971 годах, в ходе визитов французского президента в СССР и Л.И.Брежнева во Францию, были подписаны два основополагающих документа — Протокол от 13 октября 1970 года и Принципы сотрудничества от 30 октября 1971 года, — ознаменовавшие собой «новый шаг» в развитии отношений между двумя странами.

Идея заключения франко-советского соглашения политической направленности впервые появилась еще в 1964 году, после урегулирования проблем, связанных с обострением международной напряженности (Карибский кризис 1962 г.) и войной в Алжире. Инициатива исходила от советской стороны. По сообщениям французских дипломатов, впервые мысль о подписании серьезного политического документа была высказана А.Н.Косыгиным на встрече с французским дипломатом Ф.Бодэ в декабре 1964 года. Речь шла о «придании франко-советским отношениям договорного характера»1. В ноябре 1965 года А.Н.Косыгин снова, на этот раз уже на переговорах с премьер-министром Франции М.Кув де Мюрвилем, говорил о возможности развития политического сотрудничества между двумя государствами. После подписания в ходе визита Шарля де Голля в СССР в 1966 году советско-французской декларации тема «нового шага» в двусторонних отношениях продолжала активно развиваться и неоднократно становилась предметом переговоров между дипломатами, как, например, в ходе визита А.Н.Косыгина в Париж в конце 1966 года или во время встреч заместителя министра иностранных дел СССР С.П.Козырева с послом Франции в СССР Роже Сейду в 1969 и 1970 годах. Однако все вышеперечисленные переговоры носили скорее абстрактный характер, речь шла о намерениях советской стороны, но никаких конкретных предложений пока не поступало.

По мере приближения визита Помпиду в СССР, начало которого было намечено на 6 октября 1970 года, тема «нового шага» постепенно выходила на первый план. Ситуация осложнялась тем, что ни одна из сторон не хотела выступать с официальным предложением, то есть брать на себя инициативу по подписанию политического документа. Позиция советской делегации строилась на том, что французская сторона, если она заинтересована в развитии политического сотрудничества, должна подать «сигнал», и тогда дело сдвинется с мертвой точки. Однако сигналов не поступало, и за месяц до визита французского президента никакой ясности по вопросу о подписании документа еще не было.

17 и 23 сентября 1970 года Д.М.Гвишиани, сопредседатель ряда двусторонних межгосударственных совместных комиссий по сотрудничеству в области науки, техники, торговли и экономики между СССР и рядом западноевропейских стран, в ходе встреч с Сейду заявил о заинтересованности СССР в подписании договора о дружбе и сотрудничестве, намекнув при этом на связь между политическим договором и развитием двусторонних экономических связей, в которых Франция была заинтересована. 

Если говорить о французской позиции, то изначально МИД Франции не хотел брать на себя инициативу в деле подписания какого бы то ни было политического документа. На официальном уровне Франция была вполне удовлетворена уровнем развития двусторонних отношений и выступала лишь за реальное исполнение подписанной еще в 1966 году декларации. Она категорически отвергала идею заключения полноценного договора между двумя странами, но была готова к подписанию документа политического содержания, меньшего по значимости, чем договор, но в то же время достаточно торжественного и важного, чтобы придать франко-советским отношениям новый импульс, особенно в экономической области. В дипломатической переписке также отмечалось, что если подписание такого документа состоится, то Франция не хотела бы, чтобы его центральной темой была европейская безопасность, иными словами, идея созыва общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству.

В ходе встреч 29 сентября 1970 года Сейду с Д.М.Гвишиани и генерального секретаря МИД Франции Э.Альфана с послом СССР во Франции В.А.Зориным, а также 30 сентября Сейду с членом коллегии МИД СССР А.Г.Ковалевым французским представителям удалось донести до советской стороны свою позицию. Ключевой для дальнейшего хода переговоров стала готовность Франции к заключению важного политического документа, более значимого, чем обычное коммюнике. Советские дипломаты расценили все это как долгожданный сигнал, и 1 октября 1970 года министр иностранных дел СССР А.А.Громыко в беседе с Сейду уже говорил о заключении двустороннего соглашения, в тексте которого речь должна была идти об углублении сотрудничества и о регулярных политических консультациях, что, безусловно, должно было стать серьезным шагом в развитии франко-советских отношений. 3 октября 1970 года А.Г.Ковалев передал Сейду советский вариант соглашения о политических консультациях. Несмотря на несогласие французов с рядом положений предложенного документа, обе стороны решили взять его за основу для дальнейших переговоров. 7 октября, уже в ходе визита Помпиду в СССР, переговоры вступили в активную фазу, с советской стороны их вели С.П.Козырев и А.Г.Ковалев, с французской — Альфан и Сейду.

Отметим, что внутри руководства Франции вплоть до самого последнего момента шли ожесточенные споры по вопросу о необходимости подписания документа о политическом сотрудничестве с СССР. Большая часть администрации МИД Франции, особенно Ж.-Б.Реймон и К.Арно, была настроена против подписания рискованного, с их точки зрения, документа. Альфан и Сейду, напротив, с энтузиазмом воспринимали такую идею и считали, что подписание документа необходимо для развития двустороннего сотрудничества. Министр иностранных дел Франции М.Шуман и генеральный секретарь канцелярии президента Республики М.Жобер занимали промежуточную позицию. В целом они считали полезным подтвердить традиционную дружбу с СССР, не «стесняя» при этом Францию в ее внешнеполитической деятельности. Подчеркнем, что позднее Жобер будет отзываться об этом документе в критических тонах.

Помпиду долго сомневался перед принятием решения, но все же Советско-французский протокол был подписан 13 октября 1970 года. Такое решение французского президента объясняется рядом объективных причин. Прежде всего, оно соответствовало голлистским внешнеполитическим принципам. Со времен Шарля де Голля, провозгласившего политику разрядки международной напряженности, Франция выступала за сближение позиций двух противостоящих друг другу военно-политических блоков. Подписание документа о политическом сотрудничестве с СССР отвечало главной цели французской дипломатии — возвращению стране самостоятельного места в мире.

Немалую роль в принятии Помпиду решения о заключении протокола сыграло и наметившееся сближение между СССР и ФРГ. Германский фактор в целом был определяющим для дипломатии французского президента. Помпиду очень беспокоили усиливающаяся экономическая мощь ФРГ и «восточная политика» нового канцлера Западной Германии Вилли Брандта. Всего за два месяца до визита Помпиду в СССР, 12 августа 1970 года, состоялось подписание договора между СССР и ФРГ, ознаменовавшего собой изменение международной ситуации. Для Франции самостоятельные внешнеполитические действия Бонна угрожали потерей роли лидера в деле разрядки напряженности, а в будущем и лидерства внутри единой Европы. Подписание же протокола и в целом продолжение линии на общеевропейскую разрядку должно было способствовать включению «восточной политики» Брандта в более широкий международный процесс с множеством игроков. Только в этом случае Франция могла контролировать действия своего восточного соседа.

Помимо геополитических причин, подписание документа с СССР открывало перед Францией и новые экономические возможности. Дело в том, что заключение выгодных экономических контрактов зависело от уровня развития политических двусторонних отношений. Например, успешный визит де Голля в СССР и подписанная Декларация 1966 года привели к заметному увеличению торговли между СССР и Францией.

Так, с 1960 по 1966 год советско-французский товарооборот находился примерно на одинаково низком уровне, в то время как с 1967 года наметился его неуклонный рост, и уже в 1968 году он увеличился на 77% по сравнению с 1966 годом. Как уже было сказано выше, на встречах с Сейду Д.М.Гвишиани намекал на связь между подписанием политического документа и развитием торгового сотрудничества. Что касается Сейду, то он еще 23 мая 1970 года писал, что в случае отказа от подписания документа Франция может проиграть конкуренцию другим западным странам и, как следствие, потерять свои позиции на советском рынке. Помпиду, мысливший прежде всего экономическими категориями, безусловно, учитывал фактор развития торговых отношений при принятии решения о заключении протокола.

Итак, протокол от 13 октября 1970 года представляет собой достаточно краткий документ, состоящий из преамбулы и четырех пунктов. В нем впервые в истории франко-советских отношений употреблялся термин «политические консультации», которым придавался регулярный характер (два раза в год)2. Стороны обязались вступать в контакт друг с другом «в случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению обеих сторон, угрозу миру, нарушение мира или вызывающих международную напряженность»3.

Отметим, что сам термин «протокол» появился не сразу. Изначально советская сторона предлагала заключить соглашение, однако французские дипломаты считали, что соглашение по своей значимости близко к договору, поэтому в ходе переговоров было решено остановиться на термине «протокол». По сравнению с предварительным вариантом текста, подготовленного под руководством А. Г.Ковалева, французская сторона внесла в преамбулу окончательного варианта фразу о том, что стороны стремятся «умножить особые связи, установившиеся между ними с 1966 года в области экономики, науки, техники и культуры»4. Таким образом, в документе подчеркивалась преемственность с политикой, начатой де Голлем. Также по настоянию французской стороны в текст был включен дополнительный параграф, оказавшийся в окончательном варианте протокола под цифрой три и гласивший, что «положения протокола ни в коей мере не затрагивают ранее принятых на себя подписавшимися сторонами обязательств по отношению к третьим государствам и не направлены против какого-либо из них»5. Этот пункт подчеркивал, что Франция остается частью западного блока и не снимает с себя обязательств по отношению к своим союзникам.

Вместе с протоколом 13 октября 1970 года была подписана еще и Советско-французская декларация — достаточно объемный документ, в котором изложена позиция двух стран по ключевым международным проблемам того времени. В начале декларации стороны в качестве благоприятного фактора отмечают усилия европейских государств, «направленные на нормализацию и улучшение политических отношений, обеспечение признания нерушимости границ всех европейских государств и уважение этих границ всеми, на исключение угрозы силой или ее применения…»6. Эта фраза вызвала много споров в ходе переговоров. На признании вышеперечисленных правил международной политики, и прежде всего принципа нерушимости границ, настаивала советская сторона. Французы в итоге с этим согласились. Однако в советском предварительном проекте декларации предполагалось еще прописать, что в качестве основы для решения европейских проблем должна быть взята «реально существующая в Европе ситуация», также предполагалось вписать принцип отказа от любых территориальных претензий. Франция не могла принять подобные советские инициативы, поскольку два этих предложения затрагивали интересы третьих стран и могли привести к таким негативным для Запада последствиям, как, например, окончательное включение Восточного Берлина в ГДР или юридическое закрепление существования закрытого социалистического блока.

В итоге в окончательном тексте декларации ничего не было сказано про «реально существующую в Европе ситуацию» и про отказ от территориальных претензий, хотя эти принципы нашли свое отражение в Советско-западногерманском договоре от 12 августа 1970 года, которому в декларации был посвящен целый абзац. Франция и СССР как державы, разделяющие ответственность по известным четырехсторонним соглашениям, выразили удовлетворение подписанием договора между СССР и ФРГ, рассматривая его как важный вклад в развитие разрядки в Европе и укрепление европейской безопасности. Упоминание про ответственность по четырехсторонним соглашениям в одной из справок МИД Франции охарактеризовано как факт чрезвычайно позитивный.

Стороны также призвали «покончить с разделением Европы на блоки». В тексте на русском языке, как и в коммюнике по итогам визита Шумана в СССР в октябре 1969 года, термин «блоки» был заменен на «военно-политические группировки»7.

Важной частью декларации стали несколько фраз, посвященных созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Для СССР тема СБСЕ была ключевой во всей внешней политике. Благожелательное отношение французской стороны к созыву совещания впервые нашло свое отражение в коммюнике от 14 октября 1969 года. В текст Декларации 1970 года — по предложению советской и с согласия французской сторон — были включены фразы, характеризующие важность проведения совещания для разрядки международной напряженности, а также задачи и принципы такого совещания. Отмечалось, что задача «соответствующим образом подготовленного общеевропейского совещания» заключалась в «оказании содействия развитию отношений и установлению постоянного сотрудничества между всеми заинтересованными государствами вне категорий блоковой политики»8.

Для Франции большое значение имело подтверждение советской стороной внеблокового характера совещания, так как она надеялась улучшить свои политические и особенно экономические отношения с социалистическими странами. В целом на Кэ д’Орсэ были полностью удовлетворены посвященной СБСЕ частью декларации. В сообщении французского МИД от 30 октября 1970 года говорилось, что «параграф декларации о совещании очень удачен… поскольку он содержит четкую формулу его проведения», и что «изложенные в тексте задачи СБСЕ полностью соответствуют французским представлениям»9. Отметим, что в декларации не было упомянуто про урегулирование Берлинского вопроса в качестве предварительного условия для проведения совещания, хотя на этом настаивало большинство западных стран.(I)

Позиция Франции в этом вопросе была неоднозначной. На официальном уровне она не выдвигала никаких предварительных условий, однако некоторые высокопоставленные французские чиновники, в частности министр обороны М.Дебре в апреле 1969 года или премьер-министр Ж.Шабан-Дельмас в ноябре 1970 года, регулярно заявляли о необходимости решить Берлинский вопрос до начала переговоров по СБСЕ. Помпиду высказался по этому вопросу только в январе 1971 года, заявив, что «если Франция и не ставит никаких предварительных условий в юридическом смысле, то политическое благоразумие предполагает, что Берлинский вопрос будет решен перед продвижением на пути к совещанию»10. Таким образом, Франция пыталась занять промежуточную позицию. Обратим внимание на то, что напрямую в декларации предварительные условия не упоминаются, но в абзаце, непосредственно предшествующем параграфу про СБСЕ, говорится о «надежде на благоприятное завершение ведущихся четырехсторонних переговоров (по Берлину. — Е.О.), с тем чтобы содействовать дальнейшему улучшению обстановки в Европе»11.  

В следующей части декларации изложена совместная позиция двух стран по конфликтам на Ближнем Востоке и в Индокитае. Параграф, посвященный ближневосточному конфликту, не внес ничего нового во франко-советские отношения. Стороны, как и прежде, выступили за исполнение резолюции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года. Что же касается Индокитая, то в этом вопросе, если сравнивать с декларацией 1966 года, был сделан «новый шаг» в отношениях между двумя государствами12. Стороны отметили «большую близость их позиций», о чем не было сказано четырьмя годами ранее, и «условились продолжать свои усилия с целью оказания содействия переговорам между всеми заинтересованными сторонами…»13. СССР предлагал включить в текст фразу с требованием «вывода из региона всех иностранных войск», однако французские дипломаты на это не согласились. В итоге в окончательном варианте было оставлено менее радикальное выражение о возможности народов Индокитая самим, без всякого иностранного вмешательства, распоряжаться своей судьбой. В целом поддержка Францией важной для СССР темы созыва общеевропейского совещания, а также схожесть позиций двух стран по конфликтам на Ближнем Востоке и в Индокитае стали отправной точкой к заметному повышению уровня развития советско-французских отношений.

В Декларации 1970 года получила свое продолжение и проблема ядерного разоружения. Если в 1966 году речь шла только об «абстрактном» обсуждении проблемы, то теперь уже возникло более конкретное предложение о проведении международной конференции с участием всех ядерных стран. Отметим, что идея сокращения обычных вооружений, к которой Франция еще со времен де Голля относилась критически, не нашла своего отражения в тексте документа.

В ходе визита Помпиду в СССР неоднократно поднималась тема развития экономического сотрудничества. В декларации ей уделено достаточно много внимания. Стороны с удовлетворением отметили поступательное, взаимовыгодное развитие торговых отношений и выразили надежду, что в дальнейшем будут достигнуты еще большие успехи. Подписание важных двусторонних документов в 1970-м, а потом и в 1971 годах создало благоприятный климат, который самым положительным образом отразился на развитии экономических связей. Это станет заметно уже в 1972-1974 годах, когда товарооборот между СССР и Францией будет расти особенно быстрыми темпами.   

30 октября 1971 года во время официального визита Л.И.Брежнева во Францию были подписаны еще два важных советско-французских документа — Принципы сотрудничества между СССР и Францией и очередная советско-французская декларация. Это был первый визит советского лидера в западную страну. Он был призван стать крупным событием для советской внешней политики14. Альфан в телеграмме от 29 октября 1971 года пишет, что незадолго до начала визита советская сторона, без конкретных уточнений, дала понять, что выступает за подписание договора или соглашения, которое подняло бы двусторонние отношения на еще более высокий уровень. Речь шла о документе большем по значению, чем Протокол 1970 года. Французы, не отказываясь от продолжения курса на развитие отношений с СССР, вынуждены были отвергнуть предложение по заключению столь значимого договора. Однако стороны все же условились о подписании документа, в котором бы были изложены принципы сотрудничества между двумя странами и который стал бы дополнением к протоколу. Выработка текста, по словам Альфана, была практически завершена еще до прибытия Л.И.Брежнева в Париж.

Правда, неясным оставалось название документа. Советский предварительный вариант в качестве названия предлагал «принципы политического сотрудничества между СССР и Францией», французский вариант — «декларация о принципах сотрудничества между СССР и Францией». По мнению советской стороны, термин «декларация» не подходил к этому документу из-за недостаточной значимости, в то время как французская сторона считала, что документ должен быть посвящен развитию сотрудничества в самых разных областях, а не только в политической. В итоге был достигнут компромисс: в окончательном варианте названия «Принципы сотрудничества между СССР и Францией» не было ни термина «декларация», ни прилагательного «политический». Отметим, что во французском варианте документ называется «Изложение (énoncé) принципов сотрудничества». Из-за лингвистических трудностей и невозможности точного перевода в официальном русском варианте термин «énoncé» отсутствует.

Самой важной частью документа, по праву, считается седьмой пункт, в котором прописаны основные принципы политического сотрудничества: нерушимость существующих границ, невмешательство во внутренние дела, равенство, независимость, отказ от применения силы или угрозы ее применения. По словам Ю.В.Дубинина, в Москве при подготовке предварительного текста сложилась твердая позиция, что первым должен быть указан именно принцип нерушимости границ, причем в советских документах ему обязательно предшествовал порядковый номер «1»15. Французы не соглашались ставить его на первое место. В итоге в результате компромисса порядковые номера были упразднены, все принципы расположились в столбик, каждому было дано по строчке, и перед каждым был поставлен дефис, но в верхней строчке все же было написано про нерушимость границ, хотя и без порядкового номера «1».

Все вышеизложенные принципы были озвучены еще в Декларации 1970 года, но теперь они получили подтверждение на более высоком уровне, поскольку Принципы сотрудничества, как и протокол, были подписаны главами государств, в отличие от деклараций 1970 и 1971 годов, публиковавшихся без подписей. В данном контексте это был «новый шаг» в развитии советско-французских отношений.

Важной составляющей Принципов сотрудничества был и последний, 13-й пункт, посвященный развитию культурного обмена между двумя странами. Он вызвал много разногласий, и 20 октября 1971 года, всего за десять дней до публикации документа, компромисс еще не был найден. В итоге, по настоянию французской стороны, прописали, что «будет поощряться все, что может содействовать взаимному обогащению духовными ценностями и развитию средств постоянного улучшения знакомства советского и французского народов с их культурой, и расширение университетских, научных, художественных обменов, распространение информации, контактов между организациями двух стран, в частности молодежными организациями»16. Французская сторона особо настаивала на расширении «контактов между гражданами, в том числе встреч молодежи, поездок на коллективной или индивидуальной, официальной или неофициальной основе»17.

В целом Принципы сотрудничества дополняли протокол и подтверждали на более высоком уровне то, что было прописано в Декларации 1970 года. Что же касается Декларации 1971 года, то в ней сделан «новый шаг» в германском вопросе. Стороны высказались за вступление ГДР и ФРГ в ООН и подчеркнули, что это «откроет новые перспективы для укрепления безопасности, развития отношений и расширения сотрудничества между всеми государствами в Европе»18. СССР предлагал включить пункт о принятии обеих Германий в ООН еще в Декларацию 1970 года, однако тогда французские представители посчитали данную инициативу преждевременной. Теперь же, в основном благодаря «восточной политике» Брандта, ситуация изменилась.

Большое внимание в декларации уделено проекту созыва общеевропейского совещания. Стороны отметили, что СБСЕ «должно содействовать такому постепенному преобразованию отношений между европейскими государствами, которое позволит преодолеть разделение континента на военно-политические группировки»19. По французской инициативе было прописано, что «стороны считают важным, чтобы общеевропейское совещание полностью оправдало надежды общественного мнения и принесло конкретные результаты в вопросах, которыми оно будет заниматься»20. Что касается даты начала предварительных консультаций по СБСЕ, то была выражена надежда, что это произойдет в 1972 году. В параграфе, посвященном совещанию, было также сказано, как и в 13-м пункте Принципов сотрудничества, о развитии культурного и научного обменов и контактов между людьми, что было позитивно воспринято французской делегацией. В целом часть текста, посвященная СБСЕ, в полной мере отвечала интересам как советской, так и французской сторон.

В Декларации 1971 года снова был отмечена близость позиций двух стран по конфликтам на Ближнем Востоке и в Индокитае. Уже не в первый раз стороны высказались за исполнение резолюции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года и Женевских соглашений 1954 и 1962 годов. Предварительный проект текста по конфликту на Ближнем Востоке предполагал дополнительную фразу о защите прав палестинского народа, что могло стать новым явлением в отношениях двух стран. Во французском предварительном варианте говорилось, что урегулирование ближневосточного конфликта, помимо вывода израильских войск с оккупированных территорий, признания и уважения каждой заинтересованной страной суверенитета, политической независимости и территориальной целостности всех стран этого района, должно привести еще и к решению гуманитарных и политических проблем, связанных с правами палестинского населения. Советский же вариант был более радикальным и предполагал «гарантию прав и законных интересов арабского населения Палестины»21. Однако в окончательном тексте декларации проблема палестинцев не была упомянута.(II)

В целом советско-французские документы 1970-1971 годов подняли значимость визитов Ж. Помпиду в СССР и Л.И.Брежнева во Францию.(III) Они символизировали собой наивысшую точку в сотрудничестве двух стран в период президентства Помпиду. Протокол
1970 года и Принципы сотрудничества 1971 года нельзя считать полноценными межгосударственными договорами. Однако это были политически важные документы, подписанные руководителями двух стран. Они констатировали благоприятную и дружественную атмосферу советско-французского сотрудничества, сложившуюся благодаря сходным позициям государств по некоторым ключевым проблемам международной политики и хорошим личным отношениям между Ж.Помпиду и Л.И.Брежневым.(IV) Оценить политический эффект подписания этих документов можно по-разному. В дальнейшем декларированные принципы политического сотрудничества на практике реализовывались далеко не всегда, что во многом было связано с наметившимся сближением между СССР и США. Однако подписанные в 1970-1971 годах двусторонние документы, особенно протокол, объективно способствовали разрядке международной напряженности и явно стали «новым шагом» в развитии советско-французских отношений. А Принципы сотрудничества, прежде всего их седьмой пункт, в будущем сыграли большую роль при разработке Заключительного акта СБСЕ 1975 года. Отметим, что практический эффект от этих документов очевиден в области экономического сотрудничества. Так, товарооборот между СССР и Францией за 1972-1974 годы вырос по сравнению с 1971 годом более чем в два раза.      

 

 

 1Archives du ministère des affaires étrangères. URSS. №2679.

 2Советско-французские отношения. 1965-1976 гг. Документы и материалы. М., 1976.
С. 115-116.

 3Там же. С. 115.

 4Archives du ministère des affaires étrangères. URSS. №2679.

 5Ibid.

 6Советско-французские отношения. 1965-1976… С. 117-118.

 7Там же. С. 89, 118.

 8Там же. С. 118.

 9Archives du ministère des affaires étrangères. URSS. №2679.

10Цит по: Rey M.-P. La tentation du rapprocnement. P., 1991. P. 89.

11Советско-французские отношения. 1965-1976… С. 118.

12Le Monde. 15 Octobre 1970.

13Советско-французские отношения. 1965-1976… С. 119.

14Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль. Записки посла во Франции. М., 1997. С. 169.

15Там же. С. 171.

16Советско-французские отношения. 1965-1976… С. 151-152.

17Archives du ministère des affaires étrangères. URSS. №3720.

18Советско-французские отношения. 1965-1976… С. 154.

19Там же.

20Archives du ministère des affaires étrangères. URSS. №3720.

21Ibid.

Леонид Брежнев | Биография, холодная война и факты

Леонид Брежнев

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
19 декабря 1906 г. Днепродзержинск Украина
Умер:
10 ноября 1982 г. (75 лет) Москва Россия
Должность/Офис:
глава государства (1977-1982), Советский Союз глава государства (1960-1964), Советский Союз
Политическая принадлежность:
Коммунистическая партия Советского Союза
Роль в:
Афганская война доктрина Брежнева Пражская весна

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Леонид Брежнев , полностью Леонид Ильич Брежнев , (родился 19 декабря 1906, Каменское, Украина, Российская империя [ныне Днепродзержинск, Украина] — умер 10 ноября 1982, Москва, Россия, СССР), советский государственный деятель и партийный деятель, который фактически был лидером Советский Союз за 18 лет.

Проработав в 1920-е годы землемером, Брежнев стал действительным членом КПСС в 1931 году и учился в металлургическом институте в Каменском (ныне Днепродзержинск). После окончания (1935), работал инженером и директором техникума, а также занимал различные местные партийные посты; его карьера процветала при режиме Иосифа Сталина, и к 1939 году он стал секретарем обкома партии Днепропетровска (Днепропетровска). Во время Второй мировой войны Брежнев служил политработником в Красной Армии, продвигаясь по служебной лестнице, пока не стал генерал-майором (1943 г.) и главой политкомиссаров на Украинском фронте.

Подробнее по этой теме

образование: От Брежнева до Горбачева

Леонид И. Брежнев принял руководство после ухода Хрущева в 1964 г. 10 ноября 1966 г. был издан указ, определяющий новую политику в…

После войны вновь занимал посты председателей нескольких обкомов партии в Украине. В 1950 году он был направлен в Молдавию в качестве первого секретаря Коммунистической партии Молдовы с задачей советизации румынского населения этой недавно завоеванной территории. В 1952 году он стал членом ЦК КПСС и кандидатом в члены Политбюро.

После смерти Сталина (март 1953 г.) Брежнев лишился постов в ЦК и Политбюро и был вынужден принять должность заместителя начальника политотдела Министерства обороны в звании генерал-лейтенанта. Но в 1954 г. Никита Хрущев, получивший полную власть в Москве, назначил Брежнева вторым секретарем Коммунистической партии Казахстана (1954 г.), в этом качестве он энергично реализовал амбициозную кампанию Хрущева за целинные и пустующие земли в Казахстане. Вскоре Брежнев был назначен первым секретарем ЦК Компартии Казахстана (1955), а в 1956 году переизбран на должности в ЦК КПСС и в Политбюро. Через год, после того как он лояльно поработал против «антипартийной группы», пытавшейся сместить Хрущева, Брежнев стал полноправным членом Политбюро, а в 1960 году стал председателем Президиума Верховного Совета, т. е. титулярным главой советского государства. В июле 1964 года он оставил этот пост, чтобы стать помощником Хрущева на посту второго секретаря ЦК, к тому времени он считался прямым наследником Хрущева как лидера партии. Однако через три месяца Брежнев помог возглавить коалицию, отстранившую Хрущева от власти, и в последовавшем за этим дележе трофеев Брежнев стал первым секретарем (после 1966, генеральный секретарь) ЦК КПСС (15 октября 1964). После непродолжительного периода «коллективного руководства» с премьер-министром Алексеем Косыгиным Брежнев явно стал доминирующей фигурой.

В качестве главы партии Брежнев оставил многие государственные дела — например, дипломатические отношения с некоммунистическими государствами и внутреннее экономическое развитие — своим коллегам Косыгину и Николаю В. Подгорному, председателю Президиума. Брежнев сосредоточился на иностранных и военных делах. Когда Чехословакия при Александре Дубчеке попыталась либерализовать свою коммунистическую систему в 1967–68, Брежнев разработал концепцию, известную на Западе как «доктрина Брежнева», в которой утверждалось право советского вмешательства в случаях, когда «существенным общим интересам других социалистических стран угрожает одна из них». Эта доктрина использовалась для оправдания вторжения Советов и их союзников по Варшавскому договору в Чехословакию в 1968 году. как разрядка. В то же время он следил за тем, чтобы военно-промышленный комплекс Советского Союза был значительно расширен и модернизирован. Под его руководством Советы достигли паритета с США в стратегическом ядерном оружии, а их космическая программа обогнала американскую. Был оснащен огромный флот, а армия оставалась самой большой в мире. Советский Союз поддерживал «национально-освободительные войны» в развивающихся странах, оказывая военную помощь левым движениям и правительствам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Но непрерывное наращивание Брежневым оборонной и аэрокосмической промышленности лишало другие сектора экономики средств. Как следствие, советское сельское хозяйство, легкая промышленность и здравоохранение пришли в упадок на протяжении 1970-х и начала 80-х годов, что привело к дефициту и снижению уровня жизни.

В 1976 году Брежнев стал Маршалом Советского Союза, став, таким образом, единственным партийным лидером после Сталина, имевшим высшее воинское звание. Система коллективного руководства закончилась увольнением Подгорного с поста председателя Президиума Верховного Совета 19 мая.77 и избрание Брежнева на эту должность в следующем месяце. Таким образом, он стал первым человеком в советской истории, возглавившим как партию, так и государство. В 1979 г. Брежнев достиг договоренности с президентом США Джимми Картером о новом двустороннем договоре об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), но Сенат США отказался ратифицировать договор, и вскоре после этого Советский Союз вторгся в Афганистан (декабрь 1979 г.), пытаясь поддержать там неустойчивое коммунистическое правительство. Правительство Брежнева также помогло спланировать подавление генералом Войцехом Ярузельским польского союза «Солидарность» 19 декабря.81. Его усилия по нейтрализации внутреннего инакомыслия в самом Советском Союзе были так же настойчивы.

Брежнев до конца удерживал власть, несмотря на слабое здоровье и растущую слабость. Он дал Советскому Союзу мощную военно-промышленную базу, способную поставлять большое количество самого современного оружия, но тем самым разорил остальную часть советской экономики. После смерти его критиковали за постепенное падение уровня жизни, распространение коррупции и кумовства в советской бюрократии, а также в целом застойный и угнетающий характер советской жизни конца XIX века.70-х и начала 80-х.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Брежневская эпоха: доктрина, факты и хронология

Леонид Брежнев был советским лидером почти два десятилетия с 1964 по 1982 год. Холодная война за границей. Кем он был и что определило брежневскую эпоху ?

Эпоха Брежнева Хронология

Прежде чем мы сможем понять психику Брежнева и его подход к политике за границей и дома, нам нужно понять Эпоху Брежнева.

Контрреволюция

Термин, используемый для описания обращения революции, в данном случае капиталистической революции в социалистическом государстве.

Давайте рассмотрим ключевые события, сформировавшие СССР в брежневскую эпоху .

Дата Событие
1968 Советские силы Брежнева .
1969 После многих лет агрессивной риторики Хрущева, а затем Брежнева по отношению к Председателю Мао , Китайско-советский раскол завершился пограничными столкновениями между советскими и китайскими солдатами из-за спора о небольшом острове. Отношения между двумя коммунистическими странами достигли рекордно низкого уровня на фоне опасений, что Китай стал непредсказуемой ядерной державой после их первого испытания оружия в 1919 году.64.
1970 West Germany’s Chancellor Willy Brandt begins his Ostpolitik or «politics of the east» with the Treaty of Moscow signed by Soviet ministers Kosygin and Gromyko as recognition of European границы и основа разрядки. Брандт последовал за ним с Основным договором с Восточной Германией в 1972 году и Брежнев посетил Западную Германию в том же году.
21 февраля 1972 Президент Никсон извлекает выгоду из раскола между Советским Союзом и Китаем. Он становится первым президентом США, посетившим Пекин после китайской коммунистической революции 1949 года , и начинает эру работы над дипломатическими решениями со своим советником по национальной безопасности Генри Киссинджером .
22 мая 1972 г. После демонстрации возможности сотрудничества США с коммунистическим Китаем, Никсон посещает Москву для встречи с Брежневым . Находясь там, он подписывает первый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) S , который ограничивает противоракет и гарантирует, что обе стороны сохранят свои ядерные средства сдерживания.
18 июня 1973 Брежнев едет в США и обращается к населению Вашингтона с дружеским тоном. Обе страны обязуются избегать ядерной войны, но не подписывают никаких конкретных действий по выполнению СОЛЬ I . В следующем году Брежнев встретил нового президента Джеральда Форда во Владивостоке, где двое мужчин пообещали контролировать оружие в течение следующего десятилетия.
Октябрь 1973 Война Судного дня между поддерживаемыми Советским Союзом Египтом и Сирией и поддерживаемым Соединенными Штатами Израилем подошла к концу менее чем за месяц и является признаком растущего стремления к дипломатии и миру между две сверхдержавы.
1975 Хельсинкские соглашения подписаны Соединенными Штатами, Советским Союзом и более чем тридцатью европейскими странами. Он требовал уважения границ после Второй мировой войны и допускал увеличение торговли, поездок между Западом и востоком, контролируемым Советским Союзом, и гарантий гражданских свобод. Однако Брежнев проигнорировал Соглашения, когда ситуация с правами человека в Советском Союзе подверглась тщательной проверке внутри страны и в странах Восточной Европы, продолжая свою репрессивную политику.
17 июня 1979 Еще один новый президент, Джимми Картер заключает еще один договор о вооружениях. Он подписал ОСВ II с Брежнев , который ограничивал количество стратегических вооружений каждой страны из межконтинентальных баллистических ракет (МБР) , баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) , разделяющихся головных частей с независимым наведением (РГЧ-4 и 9004 и 9004). до 2250 на страну.
24 декабря 1979 г. Советский Союз вторгается в Афганистан, приводя Картера в ярость, который в результате так и не принял ОСВ II . Это был конец дипломатических лет, известных как год разрядки года.
1981 Чтобы остановить продвижение Солидарности в Польше и контрреволюции , лидер Ярузельский вводит военное положение и объявляет вне закона группу под бдительным оком Советского Союза. Они подавляют оппозицию, не требуя военной помощи.

Разрядка

Некоторые историки любят характеризовать разрядку как окончание холодной войны перед Второй холодной войной в начале 1980-х годов. Однако сделать это означало бы упустить из виду реальность ситуации. В конечном счете обе страны устраивали деэскалацию ядерной напряженности и были более осторожными в своем военном вмешательстве. Ясно, что Брежнев останется бескомпромиссным в своих принципах, не допустив той политической прозрачности, которую 0043 Запрошено Хельсинкское соглашение .

Рис. 1 — Ричард Никсон (слева) и Леонид Брежнев (справа) подписывают ОСВ-1 в 1972 г. , Брежнев применил свою доктрину и силой вмешался в дела Афганистана.

Брежневская эпоха Стиль руководства

В галерее советских лидеров, Леонид Брежнев определенно попадает в категорию негибких. После того, как политика Хрущева Десталинизация позволила свободу слова, он подвергся критике за отклонение от цели коммунистической партии, позволив оппозиции развиваться.

Десталинизация

Отход от жесткой и репрессивной политики Иосифа Сталина, который, используя культ личности, был диктатором в период с 1929 по 1953 год в Советском Союзе.

С Хрущев начал терять популярность после Кубинского ракетного кризиса 1962 года, Брежнев и его бескомпромиссные консервативные союзники, Косыгин и Подгорный , захватившие власть в 1964 году. Брежнев станет доминирующим лидером в следующие пару лет .

Ключевые черты брежневской эпохи

Застой — обычное слово для описания брежневской эпохи , но как? Именно следующие аспекты заставили могущественный Советский Союз СТОЛ :

S Талинистские репрессии вернулись с цензурой новостей, искусства и литературы. Внутри страны Брежнев захватывал и заключал в тюрьму политических заключенных. За границей бескомпромиссная доктрина Брежнева наводила страх на советскую сферу влияния в Центральной и Восточной Европе.

T договоры и соглашения с США служили для деэскалации гонки вооружений. Период «разрядки» или «разрядки напряженности» в течение 1970-е годы были недолгими, но принесли первый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) в 1972 году и рабочие отношения с президентом США Ричардом Никсоном. Однако в этот период обе стороны продолжали создавать огромное количество ядерного оружия.

A Афганистан. Советское вторжение в азиатскую страну в 1979 году уничтожило прогресс, достигнутый в период разрядки. Это помешало Соединенным Штатам ратифицировать Договор ОСВ-2 в качестве закона и заставило их бойкотировать Московскую Олимпиаду в 1919 году.80. Война будет долгой, дорогой и в конечном счете бесплодной.

L С 1970-х годов Советский Союз преследовал экономический рост. Брежнев был консерватором, и отсутствие у него реформ или попыток диверсификации сдерживало рост Советского Союза. Большая часть ресурсов направлялась прямо на военные кампании, гонку вооружений и космическую гонку.

Осс L о советских отношениях с коммунистическим Китаем дал Соединенным Штатам возможность установить отношения с Председатель Мао . Советские и китайские солдаты столкнулись на границе в 1968 году, а в 1972 году Никсона посетили Пекин, продемонстрировав ценность дипломатии Брежневу , который последовал их примеру с Соединенными Штатами.

Рис. 2 – Мемориальная доска Брежневу в Днепродзержинске

Доктрина Брежнева

Через четыре года после его премьерства в 1968 году возникла первая конкретная угроза социализму советского образца. Как Брежнев справился с этим? Это задало бы тон военным действиям и жесткой позиции, которая стала известна как 9-я0043 Доктрина Брежнева .

Чехословакия

1968 «Пражская весна» , казалось, сигнализировала о ветре перемен в Чехословакии. Лидер Александр Дубчек поддался на массовые протесты и пообещал освобождение политических заключенных, свободу печати и самовыражения, а также словацкую автономию и исчерпывающий список гражданских прав. Дубчек пошел своим путем, несмотря на крики недовольства со стороны Советского Союза и других членов 9-го0043 Варшавский договор .

20 августа советская армия прошла через Прагу и убрала вождя, заменив его убежденными коммунистами. Брежнев тщательно контролировал повествование, показывая кадры разговоров советских солдат с чешскими мирными жителями, реальность такова, что кровь лилась, когда танки катились по Праге. Это был план Брежнева Доктрины : везде, где социализм был под угрозой, должно быть военное вмешательство.

Польша

Другие видные голоса инакомыслия в эпоху Брежнева были в Польше в форме движения Солидарность , которое было создано на гданьской верфи в 1980 году Лехом Велеса и другими недовольными рабочими. Они хотели большей свободы и условий труда. Популярность профсоюза росла как снежный ком, и к следующему году насчитывалось 10 миллионов членов, что составляло большую часть польской рабочей силы во всех секторах.

Военное положение

Управление государством делегировано военным, а не правительству. Это происходит во время войны, стихийных бедствий или восстаний.

Профсоюз

Организация, созданная для защиты прав и предотвращения эксплуатации рабочих.

К 1981 году Советский Союз уже вторгся в Афганистан, и их экономика действительно застопорилась из-за того, что система требовала реформ. Таким образом, в их интересах было делегировать и поощрять президента Польши Войцеха Ярузельского объявить военное положение , которое продлится два года. Лидеры Солидарность были арестованы, а группа объявлена ​​вне закона. Брежнев сохранял контроль, не требуя военных расходов.

Какое влияние оказал Афганистан на холодную войну?

Афганистан оказался похоронным звоном в брежневской разрядке . Вскоре после подписания второго важного договора ОСВ он быстро запятнал свои отношения с Соединенными Штатами, вторгшись в Афганистан 24 декабря 1979. Это было оправдано, поскольку Советский Союз имел сухопутную границу протяженностью 25 000 км с этой страной Центральной Азии.

Таким образом, вероятность того, что социализм окажется под угрозой, следует рассматривать как вопрос национальной безопасности. Это соответствовало представлению о том, что они поддерживают статус-кво, что является ключевым принципом доктрины Брежнева .

Рис. 3 — Джимми Картер

Однако это привело в ярость президента Джимми Картера, который назвал это «

самой серьезной угрозой миру со времен Второй мировой войны».

— Президент Картер, Послание о положении в стране, 23 января 1980 г. 1

Война будет дорогостоящей миссией, которая продлится почти десять лет, унесет 15 000 советских жизней и создаст гражданскую войну в Афганистане после их ухода.

Брежнев Эпоха застоя

К несчастью для Брежнев , хотя и был жестким консерватором, сохранил советскую систему, но это привело к разрушению экономики, поскольку рабочие места были заполнены, а природные ресурсы страны истощались. Непреклонность Брежнева была бы его падением в этом отношении и его преемников Андропов и Черненко ничем не отличаются. Лишь с приходом к власти Горбачева в 1985 году на фоне экономического кризиса произошли некоторые изменения. Историк экономики Роберт К. Аллен подчеркивает суть проблемы:

Сила советского социализма заключалась в том, что большие перемены могли быть осуществлены директивами сверху… Первоначальная сила советской системы стала ее большой слабостью с тех пор, как экономика перестал расти из-за отказа воображения наверху.

— Роберт К. Аллен, «Взлет и упадок советской экономики», 2001 2

изменения, Брежнев хромал и оставил свою страну на краю пропасти.

Политические репрессии

В сочетании с экономической стагнацией Брежнев также отменил большую часть прозрачности, допущенной его предшественником Никита Хрущев . Это было правление, отмеченное возвращением к цензуре , и он применял ту же жестокость своей внешней политики по отношению к собственному народу.

Цензура

Контроль над прессой и информацией для продвижения нарративов правительства.

ГУЛАГ

Трудовые лагеря сталинского Советского Союза, где заключенные часто умирали от холода, истощения или голода.

Писатель Александр Солженицын пример цензура имевшая место в брежневскую эпоху . В 1962 году, имея у руля Хрущева , он опубликовал «Один день из жизни Ивана Денисовича» , подробно описывающий суровые реалии жизни в сталинском ГУЛАГе . С Брежнев произошла явная смена такта. Солженицын подвергся репрессиям и был исключен из Союза писателей СССР в 1967 году.

Рис. 4 — Александр Солженицын

Однако его работа за границей получила высокую оценку, и в 1970 году он получил Нобелевскую премию. Продолжая писать, он опубликовал свой основополагающий труд «Архипелаг ГУЛАГ» в Париже в 1973 году. Через два месяца после возвращения в Советский Союз Союз, он был арестован и депортирован в 1974 году, одетый в одежду из ГУЛАГа в последней демонстрации неповиновения. Молчание Брежнева было оглушительным.

Эпоха Брежнева — Ключевые выводы

  • Леонид Брежнев командовал Советским Союзом с 1964 по 1982 год. Он был консерватором, который хотел сохранить советскую политическую систему.
  • Брежнев добился этого своей доктриной Брежнева, подавляя оппозицию в странах советского блока, а также дома.
  • Были некоторые положительные достижения Брежнева во внешней политике, в частности договоры ОСВ, Хельсинкские соглашения и более активное участие в дипломатии.
  • Однако после вторжения СССР в Афганистан стало ясно, что национальная безопасность является его приоритетом, и это еще раз испортило отношения СССР с Соединенными Штатами.
  • К концу брежневской эры Советский Союз страдал экономически из-за отсутствия реформ и политических репрессий, но реальных изменений благодаря политике Михаила Горбачева пришлось ждать до 1985 года.

Ссылки

  1. Мелвин П. Леффлер, «От доктрины Трумэна к доктрине Картера: уроки и дилеммы холодной войны», Diplomatic History, том 7, выпуск 4, (октябрь 1983 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *