Русские земли
под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть. Из этих слов должно заключить, что варяги не брали только дань с северных племен, но владели у них; иначе летописец не мог сказать, что после их изгнания племена начали сами у себя владеть и владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли.
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право. История племени и города, которые имели такое важное значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода Великого представляет лучшее доказательство сказанному. С течением времени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напоминали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонаселение, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные брали сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода. Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения. Но кроме прямого и ясного свидетельства летописца, призвание князей как нельзя лучше объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Летописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призваны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посылали за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца; есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев тем, что долго не посылал к ним князя. У внука Рюрикова новгородцы просят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: «Не хотим тебя, мы призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил беспокойства». Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях: князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротворец.
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских, что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всем вероятностям, и относительно большею степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии, мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными. Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, — между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, — у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят в Новгороде, другие — в Ладоге. По известному правилу, что труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге. Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: положение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране; недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в некоторых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывавших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было также обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова и селится здесь. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать.
кем был Рюрик и откуда он пришел?
Нет, наверное, в русской истории вопроса более спорного и запутанного, чем происхождение варягов-руси и их предводителя Рюрика. Те историки, которые считали этих людей выходцами из Скандинавии, получили от коллег прозвище норманисты. Другие — их зачастую называют антинорманистами — упорно доказывали, что никакие северяне к созданию русского государства не причастны, а если кто и приплывал к нам издалека, то это были балтийские славяне, их-то летописцы, дескать, и прозывали варягами. Этот ученый спор длился столетиями, написаны целые горы книг с изложением обеих точек зрения. Но вот, наконец, новые научные методы, в первую очередь — исследования генетиков, позволили окончательно разобраться в этой сложной теме и поставить жирную точку в дискуссии.
Откуда варяги? Из-за моря, вестимо
С одной стороны, первая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает о приглашении местными племенами неких варягов. Со слов летописца, дело было так: «Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), а иные — урманы (норманны — норвежцы и датчане) и англяне (англы), а еще иные готы (обитатели острова Готланд) — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Выходило, что варяги-русь были некой частью скандинавов, к которым тогда относили не только шведов, готландцев, норвежцев и датчан, но и англо-саксов, буквально накануне переселившихся в Британию из Дании. Стало быть, и летописных русов следовало искать где-то в землях скандинавских викингов. С другой стороны, эта странная русь, если верить летописи, вся без остатка переселилась сюда к нам, в Восточную Европу.
Сказ про шведских шпионов
Интересно, что первая отечественная летопись утверждает, что Рюрик с братьями явились на новгородскую землю в 862 году. Казалось бы, с этой даты и следует отсчитывать присутствие варягов-руси на территории Востока Европы.
Но все дело в том, что греческие хроники говорят о северном народе рос, под которым ученые понимают ту же самую русь, с начала IX столетия, то есть несколько раньше Рюрикова явления. Уже в 860 году Константинополь пережил первый серьезный поход на него русов. Вот что об этом пишут византийцы: «В его (василевса Михаила) царствование в лето 6368 (860 год) пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».
Причем франки, предки нынешних французов, посчитали этих причерноморских русов шведами. Франкская хроника «Бертинские анналы» так описывает события 839 года: «Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом… Он послал с ними неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени Хакан послал их к нему (Феофилу), как они заявляли, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора (франкского короля) имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опасаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия, император (франкский король) узнал, что они из народа свеонов (шведов), и решил, что они являются, скорее, разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы».
Тут интересно не только то обстоятельство, что правитель франков Людовик I опознал в русах шведских шпионов, но и что жил этот загадочный народ тогда еще очень далеко от византийских владений, возможно, где-то на Новгородчине, раз возвращаться послы решили круговым маршрутом аж через Францию.
Днепр или Волга?
Если византийцы при этом наблюдали активность росов (руси) на Черном море и были уверены, что этот народ живет по реке Днепр, то арабские географы постоянно видели русов жителями Поволжья.
Константин Багрянородный, греческий император в 913-920 годах, писал о беспокойных северных соседях: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (вожди) выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно — в Склавинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, северян и прочих склавинов, которые являются пактиотами (подданными) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи из одного дерева), они оснащают (их) и отправляются в Византию».
Арабы, которые в это время уже овладели Персией и Средней Азией и прочно обосновались на южных берегах Каспия, со своей стороны описывают русов, обитающих где-то в Поволжье. Так Ибн-Хаукаль, географ и путешественник X века, сообщает: «А русы — варварский народ, живущий в стороне булгар (волжские булгары) на реке Итиль (Волге)… и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках».
Ибн-Фадлан, арабский путешественник начала X века, рассказывает: «…я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль (Волга), и я не видал более совершенных (более великих) членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи…» Этому арабу удалось побывать на похоронах знатного руса, которого сожгли в ладье по скандинавскому обычаю, водрузив затем под останками «нечто подобное круглому холму», то бишь курган.
Карта Руси изначальной с отметками археологических памятников скандинавского типа по Г. Лебедеву и В. Назаренко.Ученые битвы
Казалось бы, как при таком изобилии прямых указаний летописей не признать русов скандинавами, отличными от славян? Дореволюционные историки академической школы в большинстве своем по данному вопросу соглашались со сведениями «Повести временных лет». Виднейший русский историк Сергей Соловьев замечал: «Итак, варяги летописца суть скандинавы; если скажут, что летописец ра-зумел также южный берег Балтийского моря, где жили и славяне, то он уже назвал их прежде — «Ляхове, Пруси и Чудь приседять морю Варяжскому» и потом совершенно молчит об них при исчислении народов варяжских. Скажут: славяне должны были обратиться к своим же славянам, не могли призывать чужих, но имеет ли право историк настоящие понятия о национальности приписывать предкам нашим IX века? Наконец, если бы новгородцы и кривичи по нашим настоящим понятиям непременно хотели иметь своим князем славянина, то не надобно забывать, что в союзе с ними были племена финские, у которых не могло быть этого желания».
Однако почти всегда находились и те ученые, которые упорно не желали с такой позицией мириться, доказывая, что варяги и русь — это кто угодно, только не жители Скандинавского полуострова. Наиболее яркий представитель антинорманизма советский профессор Аполлон Кузьмин утверждал: «Варяги» русской летописи (в узком смысле) — это известные еще римским авторам «варины» (одно из древнегерманских племен — И.К.). К середине IX века варины уже ославянились — они говорили на славянском языке».
Не менее лихо находил профессор Кузьмин и истоки Руси, правда, они у него получались разными, происходящими из различных частей света: «Русы — это славянизированные, но изначально неславянские племена, причем разного происхождения… В раннем Средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя «рус». Средневековые арабские авторы знают их как «три вида русов». Первые — это руги, происходившие от северных иллирийцев. Вторые — это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи — это русы-тюрки, сармато-аланы Росского каганата в степях Подонья».
Похоже, что антинорманисты были готовы согласиться с любыми версиями. Русью у них были и бывшие германцы-руги, и остатки готских племен на Востоке Европы, и кельты, да пусть даже аланы из степей Причерноморья, лишь бы не шведы. Впрочем, особой любовью противников норманистов всегда пользовались славянские племена с южного побережья Балтики — вагры, ободриты, руяне и поморяне. Именно на них чаще всего они делали ставку.
Аргументы из-под земли
Можно было бы надеяться, что точку в этом споре поставят археологи. Те действительно обнаружили на территории Руси значительное количество скандинавских могильников и поселений, тысячи курганов, из которых сотни больших, таких, что в самой Скандинавии относят к «королевским». Нашлись и такие погребения, где людей сжигали прямо в деревянных ладьях, точь-в-точь как описано у арабского путешественника Ибн-Фадлана. Скандинавских воинов хоронили вместе с оружием, украшениями, даже такими специфическими, как «молоточки Тора». Подобных находок много в Старой Ладоге под Новгородом, в Тимерево под Ярославлем, в Гнездово под Смоленском, в Шестовицах под Черниговом, есть они в Киеве, Пскове, возле древлянского Искоростеня, — словом, почти по всей древнерусской территории. Причем, судя по датировкам, в некоторые места, например, на Верхнюю Волгу (Ярославская и Владимирская область) скандинавы добрались раньше славян, и предметов, с ними связанных, было там больше, чем славянских.
Но антинорманисты не сдавались. Скандинавские находки они объясняли присутствием наемников на службе у местных славянских князей. А обилие могил северян — тем обстоятельством, что служилось здесь несладко, домой возвращались немногие. Не смущало сторонников этой точки зрения даже то, что скандинавы проживали тут со своими дамами. Известный историк Владимир Петрухин пишет об этом так: «Открытие все большего числа скандинавских женских могил на Руси свидетельствует о том, что норманны брали с собой свои семьи (сравни легенду о призвании варягов, собравшихся «со своим родом») и чувствовали себя на Руси в безопасности». Противоположной точки зрения придерживается археолог Юрий Жарнов, который считает, что варяги, в частности в Гнездове, были лишь «временным» военным и торговым контингентом на Руси, и обилие их могил свидетельствует о том, что немногие счастливчики добирались на родину, в Скандинавию. Последняя точка зрения выглядит по меньшей мере парадоксом у автора статьи о женских скандинавских погребениях (которые составляли, по его подсчетам, едва ли не половину всех женских погребений в Гнездове), ибо трудно предположить, что «временный контингент» брал с собой женщин на Русь для того, чтобы они разделили его несчастливую судьбу». Конечно, русские норманны, судя по данным погребального обряда, не выглядят «несчастными»: скандинавские комплексы принадлежат к самым богатым и пышным в некрополях древнерусских городов (Киев, Чернигов) и погостов (Гнездово под Смоленском, Шестовица под Черниговом, Тимерево в Верхнем Поволжье и другие) X века».
Впрочем, у антинорманистов были свои аргументы. Они доказывали, что скандинавское оружие и даже украшения, те же молоточки Тора, в то время широко встречались по всей Европе, бытовали даже у балтийских славян, и это не показатель скандинавского происхождения. Да и женские украшения часто являются просто проявлением моды.
Рюриковичи под микроскопом
Пожалуй, этот научный спор мог бы длиться бесконечно долго, не приди на помощь историкам генетики. Точнее, генетики-любители, которые еще в 2006 году вместе с журналом «Русский Ньюсвик» запустили проект по ДНК-тестированию аристократических русских родов, в большинстве случаев эмигрантов, выводивших себя из Рюриковичей. «В результате исследования было установлено, что практически все, кто, согласно документальным источникам, считаются потомками Владимира Мономаха — Вадбольский, Лобанов-Ростовский, Гагарин, Шаховский, Кропоткин, Хилков и Ржевский, — принадлежат к гаплогруппе N1c1. К тому же субкладу принадлежат Мышецкий, Массальский и Пузына, согласно официальной родословной, происходящие от Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого и двоюродного брата Владимира Мономаха», — пишет об этом эксперименте видный генеалог Владимир Волков.
Большинство (около 70%) тех, кто претендовал на родство с легендарным Рюриком, действительно оказались друг другу родственниками, чей общий предок жил примерно 1000 лет назад. Более того, самая близкая родня этих людей среди наших современников проживает на северо-востоке Швеции, в городе Уппсала. Как замечает Волков: «Таким образом, нет сомнения в том, что предок Рюриковичей N1c1, кем бы он ни был, происходил из Швеции. Гаплотипы, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречаются в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд. Кстати, Рослаген относится к этой же провинции. Мнение о том, что варяги русских летописей, главой которых был Рюрик, являлись выходцами из Швеции, высказывал еще в 1614 году шведский историк-любитель Петрей. Концепцию о приходе варягов из шведской провинции Roslagen (то есть земли русов) в развернутом виде представил Шлёцер. На Рослаген как место исхода русов-варягов указывает Карамзин в своей «Истории…».
Это оказалось не просто общее попадание в Скандинавию, но попадание именно в ту точку, которую многие историки указывали очень давно. Что называется, в десятку. Известный российский генетик Олег Балановский, проверивший выводы своих коллег, писал по этому поводу: «Таким образом, Рюриковичи действительно происходят от общего предка, жившего примерно в то же время, что и легендарный Рюрик… Если существовал скандинав Рюрик, пришедший тысячелетие назад на земли восточных славян и основавший там правящий княжеский род, то должна была бы наблюдаться точно такая же генетическая картина, какая наблюдается в действительности».
Поле битвы — чрево Ингигерды
Однако антинорманисты и тут не думали сдаваться. Когда стало понятно, что шведское происхождение оспорить невозможно (поначалу они пробовали приписать субклад Рюриковичей балтийским славянам или финнам), в ход пошла еще одна версия — о неверности жены Ярослава Мудрого, шведской принцессы Ингигерды.
Известно, что эта своенравная девица вначале была невестой норвежского конунга Олафа, к которому она благоволила, и только затем ее, помимо воли, выдали замуж за Ярослава, киевского князя. Якобы она явилась на Русь уже с ребенком Олафа под сердцем — будущим князем Владимиром Ярославовичем. На это обстоятельство как будто намекают скандинавские саги. Даты, впрочем, не сильно бьются с этой версией. Ингигерда явилась на Русь в 1019 году, а Владимир родился уже в следующем — 1020. Однако это еще не все претензии антинорманистов к шведской принцессе. В 1028 году несостоявшийся ее жених, король Норвегии Олаф Толстый, был свергнут и бежал на Русь, в Новгород, где, по сведениям все тех же саг, Ингигерда «имела с ним тайную любовную связь», от которой у нее в 1030 году родился еще один сын — Всеволод, отец Владимира Мономаха.
Посему, как считают некоторые антинорманисты, шведский субклад Рюриковичей ничего не доказывает -все они через Всеволода и затем Мономаха могли быть потомками норвежского гостя. Дескать, они не Рюриковичи, а Олафовичи. Пикантности ситуации придает и тот еще факт, что Ингигерда, как и ее бывший жених, были посмертно объявлены святыми, почитаемыми православной церковью.
Впрочем, слабость этой версии для историков очевидна. Рюриковичи, прошедшие ДНК-исследование и имеющие шведский субклад, принадлежат не только к роду Всеволода, как тот же Владимир Мономах и все его потомки, но и к династиям, берущим начало от других сыновей Ярослава — Изяслава и Святослава, родившихся в 1024 и 1027 годах соответственно, когда Олаф безвылазно находился в Норвегии. Стало быть, Ингигерду просто оговорили, и это все сыновья великого киевского князя.
Сааремаа наносит смертельный удар
Еще одним потрясением для антинорманистов стало прошлогоднее исследование международной группой генетиков под руководством Ашота Маргаряна генофонда европейских викингов. Изучили более 400 образцов, в том числе и людей, погребенных по скандинавскому обычаю на территории Руси, очевидно именуемых варягами в отечественных летописях.
Вот что об этом пишет популяризатор науки Надежда Маркина: «По историческим и археологическим данным известно, что викинги присутствовали как в Западной, так и в Восточной Европе, достигли причерноморских степей и Ближнего Востока. По-видимому, миграции на Запад совершали в основном норвежские и датские викинги, а миграции на Восток — шведские викинги, используя речные системы и сухопутные караванные пути. Шведские викинги (русь), как считается, участвовали в формировании древнерусского государства. Исторические и археологические данные получили генетическое подтверждение. Анализ показал, что миграции на Восток по большей части передавали шведский генетический компонент».
Действительно, из 28 восточноевропейских викингов из Старой Ладоги, Гнездово, Шестовиц, Пскова и Куреванихи (Вологодская область) 16 оказалось прирожденными скандинавами, причем большинство из них (10 человек) было из Швеции. А вот выходцев из балтийских славян среди викингов Руси не нашлось ни одного.
Более того, среди викингов с территории Швеции оказались носители того же самого субклада, что имеется у Рюриковичей. Но самым близким родственником русских аристократов оказался один из викингов, похороненных в ладье на эстонском острове Сааремаа. Генетическому Рюрику он приходился то ли дядей, то ли двоюродным братом, близость просто удивительная. Анализ изотопов показал, что погребенные там мореплаватели прибыли с северо-востока Швеции, все из того же района около города Уппсала, от побережья, именуемого Рослаген (берег русов).
Что забыли шведы на Руси?
Высокая точность, с которой генетики определили происхождение летописных варягов-русь, помогает понять сами причины возникновения нашего государства, ибо отвечает на вопрос — что позабыли здесь викинги? Помните, в школе на уроках истории нам рассказывали про путь из варяг в греки, который из Балтики шел на Волхов к Новгороду, оттуда к Смоленску и по Днепру до Киева, от которого уже рукой подать к Черному морю, где гуляй до самого Константинополя? Так вот — это не вся правда. На самом деле гораздо проще было из Скандинавии до Византии добраться по Рейну-Дунаю или по Висле-Днестру. Путь через Волхов и Днепр, напротив, был долог, труден и тернист, предполагал бесчисленные волоки по лесистым местам, преодоление жутких днепровских порогов, а в степной зоне грозил еще и стычками с кочевниками.
Но скандинавские викинги тогда не были едиными — они постоянно воевали друг с другом. Датчане не пускали своих соседей на Запад, в Британию и на Рейн. Норвежцы оккупировали Шотландские острова, Исландию и Гренландию. Южношведское племя гётов контролировало тогда побережье Польши и вход в Вислу. Жители острова Готланд владели землями Литвы и Латвии. Враждовавшим со всеми ними восточным шведам — свеям — оставался лишь путь на Восток — в Финляндию, Эстонию и на Русь. Здесь они искали обходные маршруты на юг, к грекам и арабам, с которыми можно было торговать, а при случае их и пограбить.
Русью стали называть тех свевских викингов-колонистов, которые держали в своих руках начала сразу двух важных торговых путей — из Балтики по Волхову и Днепру в страну греков, а также по Неве, Ладожскому озеру и верховьям Волги к булгарам, хазарам, после к богатым арабским городам на Каспии. Попытка одной династии — Рюриковичей — усидеть сразу на двух этих «стульях» привела к созданию огромного по территории, но странного по населению государства — в нем были объединены как славянские, так балтские и финские племена. Впрочем, и русь-скандинавы, и все их подданные скоро заговорили на одном языке: славянском. Но это уже другая история, ее я вам расскажу как-нибудь в иной раз.
Материал подготовил Игорь Коломийцев
СЛАВЯНСКАЯ МАТЬ РЮРИКА КНЯЗЯ: Мучения Путина | Инна Рогачи
21 апреля 2022 г., 19:34
Обратите внимание, что сообщения в блогах публикуются третьими лицами. Мнения, факты и любой медиаконтент в них представлены исключительно авторами, и ни The Times of Israel, ни ее партнеры не несут за них никакой ответственности. Пожалуйста, свяжитесь с нами в случае злоупотреблений. В случае злоупотребления,
Пожаловаться на эту публикацию.
Отрывок из специального проекта The Mean War 2022 ©.
Инна Рогачи (К). Небесный пейзаж V. 2018.
Недавно в Кремле был показательный момент, показавший мучения Путина. В диалоге с 10-летним мальчиком, все как всегда срежиссированном, но все же дети благословлены на некую непосредственность по умолчанию, российский лидер включился в тему, экспертом в которой он гордится. Тема – история, в частности, история России. Мальчику было поручено рассказать о любимой теме вождя. Итак, вождь охотно ввязался в дело о том, кто на самом деле основал Русь, пророссийски. Были ли это норманны, представленные Рюриком, как это известно миру? Или были на земле какие-то славяне, которые пригласили Рюрика, который таким образом инициировал создание Отечества? Человек в Кремле, казалось, очень скоро забыл о мальчике на экране, который сделал свое дело, вовлекая лидера в дискуссию, и произвёл вполне содержательный монолог?
«И да, действительно, Рюрик здесь, в Новгороде, не оказался, в конце концов, случайно, между прочим. Нужно понимать, что он был приглашен туда не случайно. Рюрик имел какое-то отношение, а может быть, и его родственники имели какое-то определенное отношение к славянам, славянскому краю, к Новгороду и так далее!
» Путин-историк был полностью поглощен своими артикулированными мыслями, я понял это от людей, которым выпала честь увидеть шоу своими глазами.Вождь продолжал: « То, что кто-то с дружиной пришел сюда из какого-то скандинавского места, вовсе не означает, что норманнская теория создания Российского государства верна. Нисколько.»
Молчание участников у экранов становилось все более торжественным. Люди почувствовали, что стали свидетелями важного откровения. Они были правы.
“ Потому что его (Рюрика) кто-то призвал, кто-то действительно пригласил его сюда служить. Он (Рюрик) не сам туда попал. Он (Рюрик) сам ничего не завоевал, совсем нет!»
На самом деле, отчаянный монолог Путина о якобы славянской матери Рюрика и его отчаянные призывы убедить любого, кто готов слушать, что Рюрик не-пришел-и-покорил-что-либо сам по себе, а был приглашен, попросил сделать это, показывает мучения, с которыми борется кремлевский босс во время своей провальной кампании в Украине. После двух месяцев Средней войны человек, затеявший этот кошмар, пытается найти — и озвучить — любое оправдание своего ужасного решения, даже приписывая Рюрику якобы славянскую мать. Спасибо, что спас отца Рюрика, пока.
Этим экстраординарным по всем меркам, в том числе и без меркам, знанием истории лидер России обязан своей новой школе так называемых историков , называющих себя Новыми Хронологами.
Не думайте, что они необразованные шарлатаны. Они действительно шарлатаны, но образованные, в основном профессора математики, а некоторые и физики, все работают в лучшем, как это было раньше, русском университете, Московском университете. Тот факт, что математики и физики вдруг решили выступить с совершенно новой версией истории, не смущает российские органы образования. Наоборот, им выделили трехэтажное очень хорошо отреставрированное здание в центре Ярославля и большие средства на содержание там Музея новой хронологии. Экспозиция «музея», открывшегося в 2019 году, технически полуподкованный, с использованием новинок и мультимедиа. Постоянно идет поток студентов из школ и вузов, которым поручено черпать оттуда последние новости исторической науки.Степень безумия в повествовании об этом музее несравнима. Галилея представлена там как «русский город Галич», Иисус — «сын галицкой царевны Ирины, вышедшей замуж за Иосифа», Иерусалим в основной экспозиции этого музея известен как «Эрос, столица второй империи».
Еще несколько откровений от российских новых хронологов, поддерживаемых и продвигаемых государством: «Войны крестоносцев» и «Троянская война» — разные названия одной и той же войны. Эта война, по сути, была первой мировой войной». Во время той войны «Западная Европа безостановочно воевала против Галицкой Руси». Пока «Западная Европа не пала, установив по всей Европе новую империю, столицей которой был временно Владимир, пока строился Константинополь». Клянусь, это прямые цитаты.
Внимание: подбираемся к Рюрику. В этой официально принятой и продвигаемой версии безумия «Российское государство было основано учеником Андроника-Христа, членом царской римской династии, описанным под именем Энея в поэме Вергилия «Энеида». В русской истории это знаменитый князь Рюрик, объединивший отдельные русские княжества в единое царство. Мощное государство, созданное Рюриком-Энеем, охватывало Поволжье и Северное Причерноморье. Столицей королевства был город Ярославль — написано в пояснительной табличке с предоставленным QR-кодом.
В этом трехэтажном здании в центре подмосковного города, в котором процветает этот музей, полно невероятного мусора. Такого рода «знания» скармливаются президенту страны с многовековой историей, некогда могущественной наукой и огромным ядерным арсеналом. Этот президент, кажется, подвержен этому явному безумию, если он дает публичный исторический обзор о Рюрике, рожденном от «славянской матери», прямо из своего кремлевского кабинета.
На следующее утро после того необычайного исторического часа в Кремле российский лидер приказал своему безнадежному министру обороны остановить штурм «Азовстали» в Мариуполе. Бьюсь об заклад, он видел Рюрика во сне прошлой ночью и пытался защищаться по поводу матери Рюрика.
Инна Рогачи — всемирно известный писатель, ученый, художник, арт-куратор и режиссер, автор получившего широкое признание фильма о Симоне Визентале «Уроки выживания». Она также является экспертом в области публичной дипломатии и долгое время была советником по международным делам членов Европейского парламента. Широко читает лекции на темы международной политики и публичной дипломатии. Ее профессиональной визитной карточкой является переплетение истории, искусства, культуры и менталитета. Она является автором концепции культурно-образовательных проектов Outreach to Humanity, проводимых на международном уровне Фондом Рогачи, соучредителем и президентом которого является Инна. Она также является автором концепции «Культура для человечества» глобальной инициативы The Rogatchi Foundation, целью которой является обеспечение психологического комфорта широкой аудитории посредством высококлассного искусства и культуры в непростое время. Инна – жена всемирно известного художника Михаила Рогацкого.
Ее семья связана со знаменитой музыкальной династией Роуз-Малер. Вместе со своим мужем Инна является одним из основателей Сети знаний Леонардо, специального культурного объединения ведущих европейских ученых и художников. Ее профессиональные интересы сосредоточены на еврейском наследии, искусстве и культуре, истории, Холокосте и постхолокосте. Она ведет несколько проектов по художественным и интеллектуальным исследованиям различных аспектов Торы и еврейской духовности. Она дважды лауреат итальянской национальной премии в области искусства, литературы и музыки Il Volo di Pegaso, премии солидарности Патмоса и премии Нью-Йоркского еврейского детского музея за выдающийся вклад в искусство и культуру (вместе с мужем). Инна Рогачи была членом правления Финской национальной ассоциации памяти жертв Холокоста и членом Международного консультативного совета Мемориального проекта Румбула (США). Ее работы можно увидеть на сайте Silver Strings: Inna Rogatchi Art — www.innarogatchiart.com- Вторжение в Украину
- Владимир Путин
Займите трон Киевской Руси в «Рюрике: Заря Киева»
Каким путем к победе вы пойдете, чтобы стать Великим князем Киевским?
Что такое
Рюрик: Киевская заря ?Рюрик: Заря Киева — это игра среднего веса в европейском стиле о борьбе за власть в Киевской Руси XI века для 1–4 игроков в возрасте от 13 лет. Рекламируется, что это займет 30 минут на игрока, и на этот раз время игры на игровой коробке точное! Он разработан Станиславом Кордонским и первоначально был профинансирован в рамках кампании Kickstarter в июле 2018 года, а затем этой осенью был отправлен спонсорам и стал доступен в магазинах. Игра продается по цене 89 долларов..99, и на момент написания этой статьи как розничная версия, так и версия Kickstarter доступны в интернет-магазине PieceKeeper Games. Мне прислали версию Kickstarter для ознакомления вместе с неопреновым игровым ковриком и металлическими монетами, которые были доступны во время кампании, но все еще доступны для покупки в ограниченном количестве.
Компоненты Рюрика. Изображение Пола Бенсона. Рюрик: Заря Киева КомпонентыВот что вы найдете в розничной коробке:
- 71 пластиковая миниатюра (8 при масштабе 40+ мм, 63 при масштабе 28 мм)
- 4 пластиковые подставки для поводков
- 66 Деревянные ресурсы
- 36 Деревянные конструкции
- 24 деревянных советника
- 12 деревянных маркеров претензий
- 4 деревянных боевых маркера
- 1 Деревянный маркер первого игрока
- 27 карт схем
- 26 карт деяний
- 11 карточек с повесткой дня
- 19 сольных карт
- 8 карт лидеров
- 4 Справочные карты
- 36 монет для перфокарт
- 30 жетонов вариантов
- 8 жетонов конверсии
- 4 коврика для дома
- 1 игровое поле
- 1 Доска объявлений
- 1 Стратегическая доска
- 1 круглый маркер
- 1 Свод правил
В коробке на Kickstarter вы дополнительно найдете колоду из 11 карт Интриги, а также набор из 4 пластиковых лотков для игроков и крышек, в которых хранятся ваши миплы-советники, пластиковые миниатюры войск, деревянные конструкции и маркеры, а также подходящие подставки. Хотя для игры это не обязательно, лотки очень удобны для организации фигур каждого игрока, а также их можно приобрести отдельно. Карты Интриги функционируют как мини-расширение, которое вносит небольшое разнообразие в игровой процесс.
Качество и продуманность дизайна игры начинаются с компонентов, и я был впечатлен, как только открыл коробку. Одной из первых вещей, которую вы найдете, является графическая вставка, показывающая, как переупаковать вашу копию игры: Руководство по хранению
. Изображение Пола Бенсона.Такое руководство очень полезно. В коробке нет свободного места, поэтому вам придется правильно упаковать компоненты, если вы хотите снова закрыть коробку для хранения.
Даже если вы не получите версию на Kickstarter, вы все равно получите пару очень хороших лотков, которые помогут организовать вашу игру и быстрее доставить ее к столу. Есть лоток с крышкой для хранения всех ваших монет и ресурсов:
Лоток для ресурсов. Изображение Пола Бенсона.А также нижний лоток для ваших карт, жетонов различных игр, миниатюр повстанцев и миниатюр лидеров:
Базовый лоток. Изображение Пола Бенсона.Фигурки лидеров отлиты из пластика и соответствуют рисункам на их картах, а постройки, маркеры, советники и маркер первого игрока — из окрашенного дерева. Монеты, которые входят в базовую игру, картонные, но имеют исключительно приятный трехмерный дизайн. Тем не менее, для меня ничто не сравнится с ощущением металлических монет во время игры, поэтому, если вы похожи на меня, вы можете рассмотреть возможность приобретения этой дополнительной покупки.
Металлические монеты слева, картонные монеты справа. Изображение Пола Бенсона.Первое, что вы должны сделать перед игрой, это взять прилагаемый лист наклеек и приклеить по одному на нижнюю часть каждой миниатюры черных повстанцев. Они будут указывать ресурсы, которые вы получите, когда нападете на повстанческого солдата.
Лист с наклейками для солдат повстанцев. Изображение Пола Бенсона.Карта для игрового поля ярко иллюстрирована, с четкими очертаниями границ областей, а также местом в левом нижнем углу как для счетчика раундов, так и для напоминаний о привлечении дополнительных советников в течение третьего и четвертого раундов. Игры с меньшим количеством игроков будут использовать меньше областей на карте, и вместо двустороннего маршрута доски, который будет в некоторых играх (или даже отдельные доски для каждого количества игроков), Рюрик использует цветовую систему. В играх для 2 игроков или в одиночных играх используются только зеленые области, для 3 игроков — зеленый и желтый, а для 4 игроков используются все области, добавляя коричневые.
Игровое поле. Изображение Пола Бенсона.Хотя мне сказали, что они в очень ограниченном количестве, в магазине PieceKeeper все еще можно приобрести некоторые неопреновые игровые коврики. Эти коврики одни из самых качественных, на которых я когда-либо играл, с прострочкой по краям, ярким принтом и на 44% больше, чем игровое поле, входящее в комплект. Я включил фотографию ниже, чтобы показать сравнение между стандартной доской и неопреновым ковриком:
Стандартное игровое поле поверх дополнительного неопренового игрового коврика. Изображение Пола Бенсона.В дополнение к игровому полю есть несколько меньших досок для использования в игре. Каждый игрок получает коврик для дома, который будет хранить его ресурсы и даст им место для размещения любых карт деяний, которые они выполнили. Они двусторонние: одна сторона для обычных игр, а обратная сторона используется в одиночных играх.
Домашние коврики. Изображение Пола Бенсона.Две другие доски — это доска претензий, используемая для отметки прогресса каждого игрока в достижении окончательного подсчета очков:
Доска заявок. Изображение Пола Бенсона.И Стратегическое поле, где игроки по очереди размещают своих советников во время фазы стратегии:
Стратегическое поле. Изображение Пола Бенсона.Стратегическая доска двусторонняя, для разного количества игроков.
Работа украинского художника Ярослава Радецкого сильно напоминает средневековье Восточной Европы. Он кажется аутентичным и идеально связывает все компоненты вместе с темой игры.
Рюрик: Киевская заря одобрена GeekDad!Как играть
Рюрик: Рассвет КиеваВы можете прочитать свод правил здесь или посмотреть видео о том, как играть:
Цель
наибольшее количество победных очков, что достигается путем продвижения вверх по доске объявлений, выполнения секретных планов и выполнения карт деяний.
Подготовка
Подготовка повстанцев в игре для 4 игроков. Изображение Пола Бенсона.Разложите игровое поле, поле претензий и поле стратегии. Убедитесь, что доска стратегии находится на правильной стороне для количества игроков в игре. В стороне поместите пластиковый лоток с товарами и монетами.
Дайте каждому игроку домашний коврик, положенный вертикально вверх. Каждый игрок также должен получить три монеты из резерва, которые он кладет на причал, изображенный на его матах. Наконец, каждый игрок должен взять два жетона преобразования и поместить их над причалом.
Случайным образом разместите по одной фигурке повстанца в каждом из игровых регионов. Верните всех неиспользованных повстанцев в коробку. Также для каждого региона в игре возьмите один из подходящих товаров из запаса и поместите его на игровое поле поверх его изображения.
Перетасуйте карты схемы и разделите их на две колоды примерно одинакового размера. Положите их лицевой стороной вниз на край доски, оставив место между двумя колодами для стопки сброса. Перемешайте карты деяний и положите колоду лицевой стороной вниз над доской требований. Откройте три верхние карты этой колоды и выложите их в ряд лицевой стороной вверх.
Настройка игрока. Изображение Пола Бенсона.Каждый игрок выбирает карту лидера, взяв соответствующую миниатюру. Они выбирают цвет, берут все части, соответствующие этому цвету, и прикрепляют цветную основу к нижней части миниатюры. Затем каждый игрок размещает по одному маркеру притязаний на треках правил, строительства и торговли на доске притязаний, а также свой маркер военных действий на треке военных действий. Каждый игрок также помещает одного из своих советников № 2 рядом с делением «3» на дорожке раундов, а своего советника № 3 — рядом с делением «4» на этой дорожке. В игре с 4 игроками советники №3 не используются. Круглый маркер ставится на первое деление круглой дорожки.
Советники размещаются рядом с круглой дорожкой. Изображение Пола Бенсона.Перемешайте карты замыслов и раздайте каждому игроку по две лицом вниз. Игроки выбирают одну, скрывая ее от других игроков, а другую возвращают в коробку.
После определения первого игрока (в инструкциях указано, кто лучше всех разбирается в истории Восточной Европы), каждый игрок, начиная с первого, размещает одну из своих миниатюр войск в выбранном им регионе, пока каждый игрок не разместит по три войска. Наконец, каждый игрок размещает своего лидера в одном из регионов, где он разместил хотя бы одно из своих войск, и вы готовы к игре.
Геймплей
Рюрик: Заря Киева проходит в 4 раунда. Каждый раунд разбит на 3 фазы: стратегия, действие и претензия.
Фаза стратегии
Размещение советников на доске стратегии. Изображение Пола Бенсона.Эта фаза является самой инновационной особенностью Рюрика . PieceKeeper Games называет это «программирование аукциона», и это выбор действия с изюминкой. У игроков есть советники с номерами от 1 до 5 (хотя не все они будут доступны во время всех раундов, как указано в настройках). На этапе стратегии каждый игрок, начиная с первого, помещает одного из своих советников на одну из дорожек стратегической доски в любом порядке по своему выбору. Каждая дорожка соответствует различным действиям, которые можно предпринять во время фазы действия. Более высокие позиции на дорожке позволяют вам совершать больше действий. Нижние позиции по-прежнему позволяют вам совершать действия, но вам, возможно, придется заплатить монеты, чтобы сделать это в зависимости от того, насколько низко вы находитесь на дорожке. Советники, независимо от их количества, всегда будут идти вверху пустой дорожки.
Если кто-то помещает советника с более высоким номером, чем те, которые уже находятся на этой дорожке, эти советники с более низким номером будут смещены, освобождая место для более высокого номера. Если дорожка заполнена, советники не могут быть размещены.
Наконец, у вас есть возможность добавлять взятки. Когда вы размещаете советника, игроки могут добавить столько монет вместе с этим советником, сколько захотят. Взятки добавляют монеты к числовому значению советника. Например, советник № 2 с 4 монетами фактически станет советником № 6 для определения того, какое место он займет на дорожке стратегической доски.
Но зачем тратить 4 монеты на советника №2, а не тратить одну монету на советника №5? Давайте посмотрим на следующую фазу, и вы поймете, почему фаза стратегии на самом деле является самой захватывающей частью игры (в хорошем смысле).
Игра на троих. Изображение Пола Бенсона.Фаза действий
Начиная с первого игрока и далее по часовой стрелке, игроки будут решать своих советников. Но на этом этапе вы начинаете с советников №1, затем решаете советники №2 и так далее, пока каждый игрок не разрешит всех своих советников. Как видите, на фазе стратегии необходимо соблюдать баланс между наличием достаточно больших чисел для получения желаемых действий и возможностью выполнять действия в нужном вам порядке. Например, нет никакой пользы в том, чтобы атакующее действие было вашим первым действием, если вам нечего атаковать. Важно отметить, что взятка, использованная на этапе стратегии, имеет значение только для размещения советника; этот советник №2 из предыдущего примера считается №2 для разрешения в фазе действий, независимо от того, сколько монет было размещено вместе с ним.
Когда наступает ваша очередь разыгрывать советника, вы выполняете любое действие, на которое он помещен. В приведенном ниже примере, если желтый игрок был первым игроком, он начал бы фазу, предприняв действие под своим советником №1, в данном случае действие «Сбор 2»:
Разрешение фазы стратегии. Изображение Пола Бенсона.Если вы не можете выполнить действие в свой ход или не хотите этого делать, вместо этого вы можете получить одну монету из запаса.
Можно выполнить 6 различных действий: Сбор, Перемещение, Атака, Налог, Строительство и Схема.
Сбор
Возьмите по одному отряду из вашего запаса за каждый символ шлема, на котором находится ваш советник. Разместите их в регионах, где у вас уже есть войска.
Перемещение
За каждый символ ботинка вы получаете очко движения, которое можно потратить на перемещение отряда из одного региона в соседний. Вы можете перемещаться в районы, занятые вражескими войсками, и через них.
Атака
Вы получаете количество очков атаки, равное количеству мечей на клетке вашего советника. Вы можете тратить очки атаки, атакуя либо повстанцев, либо войска другого игрока в том же регионе, что и ваши войска и/или лидер.
Когда вы нападаете на мятежника, вы убираете его с игрового поля и кладете рядом с ковриком для дома. Вы также немедленно получаете любую награду, которая находится внизу миниатюры повстанца.
Когда вы атакуете противника, этот игрок убирает один из его отрядов или их лидера, если это последний отряд, подлежащий удалению. Затем вы продвигаете свой маркер войны на Доске Притязаний. Наконец, вы должны проверить, получили ли вы жертву, вытягивая и открывая карты схемы. Если отображается значок потери, вы также должны вывести одно из своих войск из этого региона.
Налог
Сбор товара при налогообложении региона. Изображение Пола Бенсона.Ваши налоговые очки равны символам корзины под вашим советником. Вы можете потратить одно налоговое очко, чтобы собрать товар из региона, которым вы управляете, или два из региона, которым вы не управляете. Вы правите регионом, если у вас в этом регионе больше войск, чем у любого другого игрока. Товары помещаются либо на лодку на коврик для дома, либо на причал.
Сборка
Каждый значок молота представляет собой точку сборки. Строительство структуры в регионе, которым вы управляете, стоит одно очко строительства, или два очка строительства в регионе, которым вы не управляете. Вы можете построить три разных строения, но в каждом регионе может быть только по одному каждого типа.
Три здания:
- Церковь. Когда построено, уберите повстанца или отряд противника и замените его своим из своего запаса.
- Рынок. Если вы облагаете налогом регион, в котором есть ваш рынок, вы получаете либо дополнительный товар того же типа, либо монету.
- Крепость. Считается одним из ваших войск для определения правила, и у противника больше шансов понести потери при нападении на вас в этом регионе.
Схема
Возьмите столько карт замыслов, сколько указано значками карт, из одной из двух колод замыслов, выберите одну карту для сохранения, а затем верните оставшиеся карты в любом порядке на верх колоды, из которой вы их взяли. Если ваш советник находится в верхней части трека схемы, вы также берете маркер первого игрока.
Схема колоды карт. Изображение Пола Бенсона.Карты схемы дают вам полезные бонусы, такие как очки атаки, очки строительства и монеты. Карты деяний имеют предпосылки, которые необходимо выполнить. Как только они будут выполнены, после их выполнения вы получите немедленную награду, а также победные очки, которые будут учитываться в вашем общем количестве. Например, одна из карт деяний требует, чтобы вы построили церкви в трех соседних регионах. Выполнение этого задания даст вам три монеты в качестве награды и принесет вам одно победное очко в финальном подсчете.
В дополнение к действиям, описанным на доске стратегии, каждый ход вы можете выполнять три различных бонусных действия: разыгрывание карты плана, выполнение дел и преобразование товаров с помощью жетонов преобразования на вашем домашнем коврике.
Фаза претензии
Эта фаза разбита на 6 этапов:
- Продвижение по каналам претензии. Переместите свой маркер вверх по каждой дорожке Доски претензий, если вы выполнили требования. Примечание: вы никогда не можете двигаться назад по дорожке, только вверх.
Продвижение по трекам претензий. Изображение Пола Бенсона.
- Получайте доход. Заработайте монету за каждое ваше притязание и маркер войны, еще не помещенный на дорожку на Доске притязаний, и монету за каждую заполненную колонку товаров на вашей лодке.
Монеты зарабатываются за каждую заполненную товаром колонку на вашей лодке. Изображение Пола Бенсона.
- Выберите карты деяний. Начиная с первого игрока, выберите одну из трех карт деяний в ряду лицевой стороной вверх. После того, как карта выбрана, на ее место из колоды берется другая.
- Жетоны обновления обновления. Жетон конверсии переворачивается после того, как он используется во время фазы действия; теперь переверните его правой стороной вверх.
- Пополнение товаров. Замените любые товары на игровом поле, которые были удалены, когда регионы были обложены налогом.
- Продвиньте круглый маркер. Если маркер достигает ячейки с советниками рядом с ним, то каждый игрок получает нового советника на этот раунд.
Конец игры
В конце 4-го раунда во время фазы притязаний вы получите только делают первый шаг, продвигаясь по дорожкам претензий. Затем вы будете набирать общее количество победных очков на основе:
- позиций на каждой из дорожек притязаний
- Если вы находитесь на первом или втором месте на треке боевых действий
- Заработайте два победных очка, если вы выполнили свою секретную повестку дня
- Заработайте победные очки, указанные на любых выполненных картах деяний
Варианты
В основную книгу правил включены три варианта режима, которые вносят небольшие изменения в игровой процесс. Кроме того, если у вас есть версия Kickstarter Рюрик или вы приобрели их отдельно, карты Интриги — еще один способ оживить ваши игры. Ни один из этих вариантов принципиально не меняет вашу игру; они больше похожи на необязательные внутренние правила.
Настройка одиночной игры. Изображение Пола Бенсона.Одиночный режим
В игру включен тщательно продуманный одиночный режим, в котором вы, как обычно, выбираете лидера, но играете против Святополка, лидера Восстания. Есть четыре уровня сложности, которые вы можете выбрать для этого режима. А.И. of the Rebellion контролируется одиночной колодой, а подробные правила (почти такие же длинные для одиночного режима, как и для самой основной игры) предоставляют игроку сложного противника.
Соло-режим А.И. палуба. Изображение Пола Бенсона.Я вообще не фанат одиночных режимов в играх, но этот очень продуман. Также редко можно найти вариант для одного игрока с таким игровым процессом. Если у меня и были какие-то придирки к режиму, так это то, что вам нужно часто обращаться к книге правил, поскольку существуют очень конкретные правила и порядок приоритетов того, как Мятежник выполняет каждое из своих действий. Но именно благодаря этой специфике одиночный режим так хорошо работает в игре; это компромисс, на который вы должны пойти для превосходного одиночного геймплея.
Вердикт:
Рюрик: Заря КиеваНа первый взгляд Рюрик может показаться игрой в стиле «чуваки на карте» с контролем территории. Тем не менее, правящие регионы — это лишь один из путей достижения победы, и в этой игре вы никогда не можете полагаться только на один путь, если хотите выиграть игру. Это игра о правлении, и поэтому у вас должен быть многосторонний подход. Вы будете строить, вы будете расширяться, вы будете облагать налогом регионы, которые контролируете. И да, ты май бой. Но, как вы можете видеть, на шкале Войны вознаграждаются только первые и вторые места, и эти награды относительно невелики по сравнению с тем, что вы можете получить на трех основных дорожках на Доске притязаний: Правило, Строительство и Торговля.
Каждый из лидеров дает игрокам небольшое уникальное преимущество. Ни одна из этих способностей не ломает игру, и часто вы обнаружите, что используете силу лидера только один или два раза за игру. Если вам повезет, когда вы вытащите карту повестки дня, вы можете получить что-то, что хорошо сочетается с силой вашего лидера. В одной игре мне посчастливилось иметь как лидера, который мог дешево строить в регионах, которыми он не управляет, так и карту повестки дня, которая давала мне два победных очка за то, что я финишировал первым на шкале строительства. Но эта комбинация была далека от того, чтобы сломать игру; У меня просто было небольшое преимущество для заполнения этой конкретной карты повестки дня. И помните, что эта карта приносит всего два очка (хотя я также получил восемь победных очков за то, что финишировал в верхней части шкалы строительства).0003 Идет игра для 4 игроков. Изображение Пола Бенсона.
Это очень простая в освоении игра. Правила четко изложены, с многочисленными иллюстрированными примерами. Я также обнаружил, что могу легко играть, просто следуя информации на прилагаемых карточках помощи игрокам. В моей самой первой игре меня научил играть друг, и он сказал нам, что мы можем использовать только одно из трех бонусных действий в раунде. Мне это показалось неправильным, и после игры я посмотрел правило. Конечно же, это казалось неправильным, потому что так оно и было. Правила для Рюрик плотны и логичны, что обеспечивает приятный игровой процесс.
Как упоминалось ранее, настоящей звездой шоу Рюрик: Заря Киева является программирование аукциона, которое происходит на этапе стратегии. Эта система элегантна в своем исполнении и обеспечивает изысканное напряжение между игроками, поскольку каждый из них размещает своих советников, надеясь сохранить свои позиции на каждой из дорожек на стратегической доске. Это также своего рода выжигающая мозг головоломка риск/награда, так как каждый игрок должен не только бороться за позицию, чтобы получить действия, которые он хочет в течение раунда, но и размещать своих советников в наилучшем числовом порядке, чтобы у них было максимальное число действий. эффективность на этапе действия. Это напряжение достигает максимума в игре с 4 игроками, где очень легко заполнить дорожки, заблокировав одного или нескольких игроков… так что , когда вы размещаете советника, также становится важным фактором на этапе стратегии.