Рыцарь в железных доспехах: Рыцарь в железных доспехах | Статьи

Рыцарь в железных доспехах | Статьи

Иркутянин Роман Ярошевич — врач по профессии, при этом его увлечение с работой совсем не связано. Еще ребенком Романа заинтересовала тематика рыцарства и средневековья. Сейчас, спустя много лет, он является членом военно-исторического клуба и с удовольствием принимает участие в реконструкции событий давно минувших эпох. Подробнее о своем увлечении Роман Ярошевич рассказал IRK.ru.

Я родился и вырос в Иркутске. В школе историей особенно не увлекался, тяготел к естественным наукам, в итоге поступил в медицинский, и сейчас моя специальность — врач-психиатр. С детства родители брали меня с собой в заграничные поездки, до окончания школы я успел побывать в Китае, Австрии, Италии, Египте и ОАЭ. Меня постоянно водили по музеям, галереям, разным архитектурным памятникам. Тогда в силу возраста я слабо понимал все, что видел, но, вероятно, это где-то отложилось и в итоге привело к увлечению исторической реконструкцией.

Меня, как и всех мальчишек, в той или иной степени интересовала тематика рыцарства и средневековья. Еще в школьные годы мы с друзьями дрались на палках, представляя их мечами, делали фанерные щиты, клеили шлемы из картона. Потом появилось увлечение фэнтези, и я услышал, что существуют на свете ролевики (или «толкинисты»). Однако на этом как-то все и остановилось, интернет тогда не был развит, как сейчас, и информацию о каком-либо неформальном молодежном движении найти было сложнее.

Уже будучи студентом ИГМУ, я получил приглашение от своей родственницы пофотографировать выступление студии старинного танца Antiquo More, в которой она незадолго до этого начала заниматься. Пришел, пофотографировал, а потом втянулся и увлекся сам. И теперь уже шестой год как занимаюсь, участвую в балах, выезжаю на российские и зарубежные фестивали.

Как-то раз мы поехали выступать с программой танцев 16 века на фехтовальный турнир локального значения, проходивший в Шелехове. Там я встретил двух своих знакомых, которые, как оказалось, занимаются фехтованием на мечах уже не первый год. Посмотрел на турнир, понравилось, захотелось также. И вот через месяц я уже в составе военно-исторического клуба «Торн» (название крепости Тевтонского ордена, расположенной на территории современной Польши — прим. ред.). Тематика и направление занятий клуба — реконструкция военного ремесла тевтонских рыцарей времен 13 века. Хотя надо сказать, с реконструкцией тогда еще это имело мало общего: «средневековая» одежда шилась на швейной машинке из современных тканей, мечи были пластиковыми, а на ногах в лучшем случае берцы, в худшем — кроссовки. В общем, типичная команда ролевиков.

Мы выезжали на ролевые игры толпой человек в 10-15, участвовали в «маневрах», турнирах. Я не хочу сказать ничего плохого о ролевых играх и ролевом движении в целом, ведь это отличная альтернатива компьютерным играм или простым выездам на шашлыки, это интересно и захватывающе. Но в какой-то момент уже не захотелось бегать по лесу в костюме эльфа с пластиковым мечом. Захотелось чего-то большего. Большего соответствия истории, большего погружения в атмосферу средневековья. Правда, без всяких там негативных последствий того времени вроде блох, чумы, антисанитарии и неразвитой медицины.

Постепенно наш клуб рос и развивался. Осваивались новые техники, изготавливалось и приобреталось новое снаряжение. Стали использовать только ручной шов, натуральные ткани, выкройки одежды и доспехов по материалам раскопок, изобразительных источников и музейных коллекций. Мы начали участвовать в реконструкторских мероприятиях, турнирах на стальном оружии, некоторые наши ребята выезжали на фестивали и турниры в другие города. В итоге в какой-то момент поняли, что наша деятельность уже вышла за рамки того, чем она была раньше, и теперь мы имеем полное право называться реконструкторским клубом.

Помимо работы над костюмом и снаряжением и регулярных тренировок клуб принимает участие в различных мероприятиях. Иногда нас приглашают на городские события: несколько раз совместно выступали на торжествах, посвященных Дню Победы, годовщине Ледового побоища, выступали и на фестивале кузнечного дела и многих других.

Однако показательные выступления не основная наша задача, прежде всего важно участие в турнирах, фестивалях, реконструкторских походах — воспроизведении «живой истории». Наши ребята и я в том числе неоднократно участвовали в турнире по историческому фехтованию «Рубеж», в ежегодном реконструкторском походе «Форпост», фестивалях «Сибирский огонь» в Новосибирске, «Лик волка» в Улан-Удэ, а также проводили собственные мероприятия местного значения.

Историческая реконструкция — дело серьезное. Нужно изготовить комплект средневековой одежды на заданный период времени, собрать комплект доспехов и оружия, соответствующий эпохе. И только после этого, если у организаторов не будет никаких замечаний по комплекту, вас любезно допустят. Ну и о физической подготовке забывать не следует — работать стальным мечом по противнику, имея на себе дополнительных 20-25 килограммов доспехов и еще и успевать защищаться от его ударов — дело довольно выматывающее.

В турнирах обычно два вида состязаний: поединки в различных номинациях (щит-меч, меч-баклер – маленький кулачный щит, двуручный меч и прочие) и массовые сражения — так называемые бугурты. И если в поединке счет идет на очки (к примеру, попадание в голову и плечи — два очка, в корпус и конечности — одно) и бой длится строго полторы минуты, то бугурт — это сражение «стенка на стенку», где очки никто не считает, а «убитым» участник считается тогда, когда упал. Конечно, как и в любом спорте, нередки травмы: удары стальными дрынами бесследно не проходят, но в наш прогрессивный век, в отличие от средневековья, все лечится, а впечатления от процесса намного превосходят ущерб.

Реконструкторские походы и другие события «живой истории» проходят по-другому. Здесь важно не только боевое мастерство, но и погружение в эпоху «с головой». Аутентичная одежда, обувь, посуда, пища, никаких палаток и спальников — только льняные шатры и мешки, набитые сеном. А более-менее крупные фестивали сочетают в себе и бытовую, и боевую составляющие: турнир в рамках реконструкторского фестиваля — всегда одно из центральных событий.

У меня сейчас два комплекта одежды и доспехов — на 13-й и 15-й века, но ни один из них не идеален, в процессе эксплуатации и работы с источниками постоянно выявляются те или иные недочеты — их надо исправлять. Во-первых, следует работать над фехтовальной техникой и физической формой. Еще я давно хочу себя попробовать в джостинге — конных сшибках на копьях, и, надеюсь, рано или поздно найду возможность это осуществить. Во-вторых, нужно привлекать людей, посвящать их в тонкости нашего занятия.

Сейчас у нас в городе реконструкцией средневековья занимаются не многие. Собственно, оно и понятно, ведь здесь, в отличие от западных регионов России нет ни крепостей, ни замков, ни фортов, в которых можно было бы проводить фестивали, к примеру. Да и вообще о средневековой культуре у нас мало что известно, ведь когда в том же 13-м веке в Европе и европейских регионах нашей страны замок можно было встретить на каждом шагу, у нас тут была тайга. Хотя вскоре эта проблема может решиться: недавно была создана инициативная группа из участников реконструкторского движения, которая продвигает проект строительства в нашем городе средневекового замка. Это будет место, где могли бы объединиться и организовывать мероприятия разные клубы всего региона.

Для меня реконструкция — это, конечно, новые впечатления. Каждое сражение, каждое мероприятие, каждый эпизод погружения в историю — словами этого не передать, это нужно испытать на себе! А еще это новые навыки: шесть лет назад я не мог бы похвастаться умением шить средневековую (и не только) одежду, обувь, работать с металлом, владеть полузабытыми техниками фехтования. Сейчас — могу! Это и увлекательное общение, и новые знакомства. Если попадаешь в круг людей, увлечённых тем же, чем и ты, то гарантированно находишь среди них отличных друзей.

Читать онлайн «Рыцарь в ржавых доспехах» — Фишер Роберт — RuLit

Роберт Фишер

Рыцарь в ржавых доспехах

Посвящается моим дорогим друзьям Джанни Бони, Сандре Данн и Роберту Шарпу, которые научили меня тому, чего я не знал, и раскрыли мне глаза на то, что я считал известным

Глава 1

Дилемма рыцаря

Давным-давно в далекой стране жил рыцарь, который не без оснований считал себя хорошим, добрым и любящим. Он делал все, что делали хорошие, добрые и любящие рыцари: сражался с врагами, которые были плохими, злыми и ненавидящими. А еще он убивал драконов и выручал из беды прекрасных дам.

Когда для рыцарей было мало работы, не представлялся случай для подвига и сражаться было не с кем, он сохранял привычку спасать прекрасных дам, даже если у них не было никакого желания быть спасенными. Так что, хотя многие дамы были ему благодарны, разгневанных его поведением было не меньше. Но он относился к этому философски. В конце концов, всем не угодишь.

Этот рыцарь славился своими доспехами. В них необычайно ярко отражались лучи света; и когда рыцарь отправлялся в боевой поход, жители деревни могли поклясться, что видели, как солнце всходило на севере или заходило на востоке. А в поход он отправлялся часто. При одном упоминании о походе рыцарь с готовностью надевал свои сверкающие доспехи, садился на коня и отправлялся на битву куда угодно. Ему настолько нравились ратные подвиги, что иногда он отправлялся в несколько мест сразу, что, согласитесь, совсем не просто.

Долгие годы он мечтал стать первым рыцарем королевства. Всегда существовали сражения, которые нужно было выиграть, дракон, которого нужно было убить, дама, которую нужно было спасти.

У рыцаря была преданная и достаточно терпеливая жена Джульетта; она писала прекрасные стихи, умно говорила и знала толк в винах. А еще у него был маленький золотоволосый сын Кристофер. Отец очень надеялся, что мальчик станет отважным рыцарем, когда вырастет.

Джульетта и Кристофер редко видели рыцаря, ибо даже если он не участвовал в сражениях, не убивал дракона или не спасал очередную даму, то занимался в основном тем, что примерял доспехи и восхищался их сиянием.

Шло время. Рыцарь был настолько очарован своими доспехами, что не снимал их за обедом и нередко даже ложился в них спать. И вот наконец он совсем перестал их снимать. Постепенно его семья забыла, как он выглядел без доспехов.

Иногда Кристофер спрашивал свою мать о том, как выглядит его отец. Когда такое случалось, Джульетта подводила мальчика к камину, показывая пальцем вверх на портрет рыцаря.

– Вот таким был твой отец, – вздыхая, говорила она.

Однажды в полдень, внимательно рассматривая портрет, Кристофер сказал матери:

– Мне так хотелось бы увидеть отца без доспехов!

– Ты не можешь получить все, что тебе вздумается! – резко ответила Джульетта.

Она становилась раздражительной, ведь только портрет напоминал ей о лице мужа. Кроме того, она постоянно не высыпалась, ведь лязг доспехов постоянно нарушал ее сон.

Когда рыцарь бывал дома и не занимался своими доспехами, он обычно провозглашал длинные монологи о своих подвигах. При этом Джульетта и Кристофер не могли вставить ни единого слова. Если же они пытались что-то сказать, рыцарь немедленно закрывал забрало или ложился спать.

Однажды Джульетта упрекнула мужа:

– Ты любишь свои доспехи больше, чем меня.

– Это неправда, – ответил рыцарь. – Разве я не любил тебя, когда спас от дракона и привез в этот роскошный замок, выстроенный из таких больших камней?

– Просто тебе очень нравилась сама мысль о спасении, – сказала Джульетта, вглядываясь в отверстия забрала, чтобы видеть его глаза.

 – Ты и тогда не любил меня по-настоящему, как не любишь сейчас.

– Я очень тебя люблю, – настаивал рыцарь и неуклюже обнимал ее, прикасаясь к ней холодным твердым железом.

Ей было больно и обидно.

– Так сними же свои доспехи, чтобы я смогла в этом убедиться! – требовала она.

– Я не могу их снять. Ведь я должен быть готов в любой момент сесть на своего коня и отправиться в любую сторону, – объяснил рыцарь.

– Если ты не снимешь доспехи, то мы с Кристофером уедем от тебя на моем коне и навсегда исчезнем из твоей жизни.

Для рыцаря это было сильным ударом. Ему не хотелось, чтобы Джульетта уезжала. Он любил жену и сына; ему нравился роскошный замок, но доспехи он любил не меньше, ведь благодаря им каждый видел, каким хорошим, добрым и любящим рыцарем он был. Почему же Джульетта не хочет понять, что он именно такой?

Всю ночь рыцарь не спал. Наконец было принято решение. Его доспехи не стоили того, чтобы потерять Джульетту и Кристофера.

Неохотно он начал снимать свой шлем, но не смог его даже приподнять! Рыцарь потянул сильнее. Шлем держался крепко. В смятении рыцарь попытался поднять забрало, но, увы, оно тоже не поддавалось. Снова и снова он тянул забрало вверх – ничего не получалось.

Рыцарь заметался по залу, сильно нервничая. Как это могло случиться? То, что шлем застрял на голове, не слишком удивляло – ведь рыцарь не снимал его годами; но что случилось с забралом? Его-то он открывал постоянно, когда ел или пил. Ну конечно же, он поднимал его еще сегодня утром, когда ел на завтрак омлет и молочного поросенка.

Внезапно его осенила мысль. Не сказав никому о своих намерениях, он отправился в кузницу во дворе замка. Войдя внутрь, он увидел, как кузнец гнул руками подкову.

– Кузнец, – сказал рыцарь, – у меня проблема.

– Ты сам проблема, господин, – язвительно ответил кузнец в присущей ему манере.

Рыцарь, легко сносивший колкости, на этот раз нахмурился.

– Я сейчас не расположен выслушивать твои шуточки! Я застрял в своих доспехах! – проревел он и топнул своей железной ногой прямо по большому пальцу кузнеца.

Кузнец взвыл от боли и, моментально забыв, что рыцарь был его господином, изо всех сил врезал тому по покрытой шлемом голове. Но рыцарь ощутил только легкий толчок. Шлем даже не шелохнулся.

– Попробуй еще раз, – приказал рыцарь, не понимая, что кузнец ударил его в ярости.

– С удовольствием, – произнес кузнец, с азартом схватил попавшийся под руку молоток и, примерившись, нанес с особой точностью новый удар по шлему. На шлеме не осталось даже вмятины.

Рыцарь был обескуражен. Кузнец, без сомнения, считался самым сильным человеком в королевстве. Если уж он не смог высвободить его из доспехов, вряд ли это сможет кто-то другой.

Как человек добрый (случай с большим пальцем – исключение), кузнец проникся горем рыцаря и стал ему сочувствовать.

– Положение незавидное, но ты не должен сдаваться, рыцарь. Приходи ко мне завтра, когда я отдохну и наберусь сил. Просто сегодня я слишком устал.

В этот вечер ужин доставлял рыцарю особые трудности. Джульетта сильно злилась, когда кормила его, протискивая кусочки пищи сквозь отверстия забрала. Иногда, прерывая кормление, рыцарь рассказывал Джульетте, как кузнец пытался снять с него доспехи, но не смог.

– Я тебе не верю, ты, звенящая груда металла! – закричала она, разбив о его шлем тарелку с остатками голубиного рагу.

Рыцарь ничего не почувствовал. И только когда рагу стало стекать по забралу его шлема, он понял, что в него швырнули тарелкой. В тот вечер его голова не почувствовала даже удара молотка. На самом деле он давным-давно ничего не чувствовал – мешали доспехи. Он носил их так долго, что отвык ощущать что бы то ни было, кроме самих доспехов.

Средневековый рыцарский доспех: Железный доспех

15 век был золотым веком средневековых рыцарских доспехов. Воины часто покрывали себя доспехами из железных пластин, покрывая свои тела металлическим покрытием.


Брук С. Стоддард

Золотой век доспехов длился примерно с 1400 по 1550 год. И что это был за век. Кто может смотреть на прекрасные доспехи того времени и не испытывать смесь жалости и благоговения? Жалость к тем, кто чувствовал себя вынужденным терпеть ограничения костюмов, и благоговение перед мастерами, которые их сшили.
[текстовое_объявление]

Пластинчатые доспехи возникли из признания ограничений кольцевой кольчуги, которая, как выяснилось, не выдерживала сокрушительных ударов — например, от боевых топоров — или стрел арбалетов. Кольцевая кольчуга также свисала большей частью своего веса с одного места на теле, с плеч. Вскоре оружейники начали изготавливать нагрудник и наплечники из железа, чтобы прикрыть кольчугу на туловище. С 13 века пластинчатые доспехи увеличивались по всему телу, пока к 15 веку не был покрыт каждый квадратный дюйм.

Технологическая вершина средневековой войны

Даже беглый осмотр доспехов из железных пластин опровергает представление о том, что 15-й и 16-й века были технологически бесхитростными. Пластинчатые доспехи требовали огромных знаний горного дела и металлургии, а также организаторских способностей, производственного обучения и кузнечных фабрик для изготовления.

Металлурги искали лучшие руды, а бизнесмены организовывали горняков, чтобы добывать их. Инженеры построили доменные печи, чтобы превратить руду в железо. Они изобрели механизированные меха и отбойные молотки, в основном приводившиеся в движение водяными колесами. Они режут железную пластину большими цементированными ножницами. Их фабрики должны были быть шумными, дымными, адскими местами. Ученичество длилось до семи лет; мастера должны были провести всю свою трудовую жизнь в таких местах. Но арсеналы предназначались не для грубых людей или грубого производства, о чем свидетельствует сохранившаяся красота некоторых доспехов.

Изысканные усовершенствования конструкции

Оружейники — лучшие из них были из Германии и северной Италии — научились увеличивать толщину пластины в области середины груди и утончать ее к талии и подмышкам. Почти готовые изделия нагревали на раскалённом древесном угле, в результате чего в железо добавлялось больше углерода, таким образом превращая поверхности в сталь, оставляя вещество под более чистым кованым железом. Вес своих доспехов они распределяли по телу; плечи, например, не несли той массы, которая защищала ноги. Главной задачей оружейников, конечно же, было обеспечить свободное движение локтей, коленей и шеи. Это они сделали путем притирки меньших пластин, называемых полосами, соединенных скользящими заклепками.

Оружейники продемонстрировали свою изобретательность десятками других способов. Нагрудники имели выпуклую посередине форму для отражения ударов. Большие пластины имели приподнятые края, поэтому скользящее острие меча или копья не могло проникнуть в суставы. Немецкие оружейники шестнадцатого века сделали многие из своих пластин рифлеными, увеличивая прочность пластин, не увеличивая их массу.

Конец боевого костюма

Успех оружейников был феноменальным. Доспехи, которые средневековые рыцари носили в бою, весили от 35 до 55 фунтов. Полностью облаченные в доспехи, рыцари могли садиться на коней без посторонней помощи. Некоторым нравилось хвастаться, делая колеса в своих доспехах; некоторые, преследуемые врагами, как говорят, переплыли реки в доспехах. Неправда, что рыцарям требовались подъемные краны для установки или они были беспомощны, если их сбивали с ног. Основным недостатком полных пластинчатых доспехов было удержание тепла. К середине 1500-х годов церемониальные доспехи были инкрустированы драгоценными металлами и украшены гравировкой и рисунками. Нам повезло, что железо может так быстро ржаветь и портиться, что сохранились такие замечательные образцы доспехов.

Мушкетные ядра положили конец золотому веку доспехов — они могли пробить почти любую пластину с расстояния в сто ярдов. Большие профессиональные армии также ускорили упадок прекрасных доспехов — оружейники могли лучше производить массовое производство нагрудников для пехотинцев, чем создавать индивидуальные костюмы для знати. Эпоха пластинчатых доспехов ушла в прошлое, но большая часть доспехов осталась, как минимум, свидетельством изысканного дизайна и мастерства.

Поделиться этой статьей

Iron Armor — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *