Руссо жан: Автор: Руссо Жан-Жак | новинки 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА И УЧЕНИЕ ЖАН ЖАКА РУССО (К 305-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук Константин Юрьевич Милованов

Жан Жак Руссо (28.06.1712 – 02.07.1778) является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения.

Руссо получил широкую известность как оригинальный социальный мыслитель, педагог и философ, теоретик-правовед, писатель-сентименталист, композитор и музыковед, ботаник и натуралист. Властитель дум, модный литератор-интеллектуал и провозвестник революционных бурь, благодаря этому  скромный женевский гражданин заслуженно встал в один ряд с просветителями старшего поколения – Ф.М. Вольтером и Ш.Л. Монтескье.

Просветительский период является закономерной ступенью в социокультурном развитии как российской, так и европейской цивилизации.

После Ренессанса и Реформации, по существу, это был третий духовный переворот, который практически полностью покончил со средневековой нормативной системой общественных ценностей [6]. Просвещение стало мощнейшим наднациональным движением, которое составило основное идеологическое содержание внутренней жизни европейского континента XVIII столетия.

Творческая биография. Ж.Ж. Руссо родился в 1712 г. в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Еще будучи ребенком, он был отдан на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж.Ж. Руссо. Множество раз  Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий.

К тридцати годам, будучи человеком с уже сложившимися взглядами на жизнь, Руссо переехал в Париж, где вошел в интеллектуальный бомонд тогдашней Франции, познакомился со многими оппозиционными абсолютистскому режиму публицистами и философами.

В 1749 г.  Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» По совету выдающегося просветителя, главного редактора легендарной Энциклопедии Д. Дидро Руссо взялся за труд написать работу на данную тему [5]. В своем трактате Ж.Ж. Руссо решительно выступил против имущественного расслоения, напыщенных и высокомерных бездельников-аристократов, социальных паразитов своего времени, против ханжеской культуры общества периода позднего феодализма. За эту работу мыслитель и получил академическую премию. Руссо ратовал за «действенность Законов, неподкупность правителей, доверие народа, согласие между всеми сословиями и, главное, всеобщее стремление к общему благу» [7].

В 1754 г. появляется знаковая работа Ж.Ж. Руссо – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», затем последовал знаменитый, позднее вошедший в историю государства и права политический трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762 г. ). Уже в своей работе о происхождении неравенства Руссо доказывал, что социальное и правовое неравенство увеличивалось пропорционально развитию человеческой цивилизации. Развивая взгляды Дж. Локка, Руссо противопоставил цивилизованному обществу идеальную модель – общество естественного состояния, в котором люди первоначально были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранности собственности и общественной безопасности [2]. В своем труде Руссо пытался доказать, что власть, не отвечающая интересам народа-суверена – незаконна [8],  так как нарушается первоначальный общественный договор, по которому граждане добровольно передали свои отдельные права выбранным властям, обязанным служить народу [1]. Это был

облеченный в форму литературного произведения идейный протест против власти коронованных деспотов и их вельможных клевретов.

В 1762 г. выходит в свет знаменитый педагогический роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Это произведение принесло автору поистине общеевропейскую известность. В нем мыслитель показал возможный путь воспитания человека нового типа, свободного от наследия «старого режима» и его пороков [3]. Появление «Эмиля» вызвало острейшее раздражение официальных властей и высшего клира, усмотревших в книге безбожные и антигосударственные идеи.

Многочисленные жизненные невзгоды, преследования властей и Церкви, вынужденные переезды из одной европейской страны в другую, трудности связанные с изданием его произведений, запреты книг и статей не могли не сказаться на состоянии здоровья Ж.Ж. Руссо, и в 1778 г. в возрасте 66 лет он скончался.

Произведения мыслителя глубоко взволновали не только умы столичных интеллектуальных кругов, прогрессивно мыслящих представителей истеблишмента, ученых и деятелей культуры, но и обитателей беднейших кварталов и предместий. Влияние идей Руссо простиралось далеко за пределы тогдашней Франции.

Общая теория естественного воспитания. В своей общественной теории Ж.Ж. Руссо исходил из того непреложного для себя факта, что современный ему человек напрочь изуродован «испорченным обществом». Отсюда следовал вывод о том, что воспитывать ребенка необходимо подальше от подобного общества, от «гнилостной» цивилизации, на лоне природы, то есть воспитывать природосообразно, дать естественную возможность самой Природе сделать свое дело во имя полноценного воспитания ребенка.

У Руссо возникает вопрос: кого же и как надо воспитывать? Тех, кто с детства привык трудиться и живет в крепкой трудовой семье воспитывать не надо, они воспитаны самой жизнью. Надо воспитывать и приучать к трудовой деятельности нетрудящиеся сословия и слои населения. Таким образом, необходимо принудительно перевоспитывать аристократов, крупных буржуа, откупщиков, финансистов и вообще всех тех, кто ведет социально-паразитический образ жизни, то есть существует за счет присвоения чужого труда, и тогда весь мир сможет преобразиться.

В связи с этим Руссо выстраивает свой идеал воспитания на примере Эмиля, являющегося выходцем из знатной семьи, но которого согласно руссоистской идеологии необходимо превратить посредством воспитания в мелкого буржуа – ремесленника.

Свое существование люди поддерживают трудом, поэтому без труда не может быть и нормальной человеческой жизни. Но в окружающем «испорченном» мире привилегированные сословия грабят трудящихся и присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным у Руссо является лишь тот, кто живет только своим трудом. Главная воспитательная задача заключается в том, чтобы сформировать такого человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами рук своих, ценил свою свободу и умел ее защищать. Естественно, что человек, который ценит свою свободу, научится уважать и свободу других, основанную на строгом соблюдении трудового принципа.

Дети должны воспитываться, согласно Ж.Ж. Руссо, сообразно с природными закономерностями. Это означает, что в деле воспитания необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизиологические особенности. Так как сама Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей. Воспитание природой, по мнению Ж.Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития человеческих способностей, постепенного развития органов чувств. Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических. Воспитание от вещей является собственным личностным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.

Правильным, по Руссо, будет такое воспитание, при котором все три фактора находятся в наличии, и действуют согласованно в одном развивающем направлении. В связи с тем, что воспитание природой от людей не зависит, необходимо «подстраивать» к нему воспитание, даваемое людьми, активно используя воспитание, даваемое вещами, поскольку и оно, в известной степени зависит от людей.

Таким образом, воспитание должно следовать естественному, определенному самой Природой, ходу умственного, физического и нравственного развития ребенка. Естественное воспитание свободно, поскольку свобода в общественном учении Руссо – главнейшее из всех естественных прав человек, а в сфере воспитания – свобода неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка. Вместе с тем, просветитель нисколько не устраняет из образовательного процесса направляющую роль наставника – учителя или воспитателя.

Воспитание и возрастная периодизация. Ж.Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, исследовать его интересы, склонности, а, главное, – учитывать возрастные, умственные и психофизиологические особенности детей и подростков.

Педагог выделял в жизни ребенка четыре основных возрастных периода.

Первый период охватывал время от момента рождения до двух лет (период, когда приоритетным становится физическое воспитание ребенка). Руссо полагал, что в раннем детстве основою развития ребенка является физическое воспитание. Он детальнейшим образом описывает приемы физического воспитания детей, указывая на то, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Пусть дети в этот период активно осваивают окружающие их предметы: ощупывают вещи, ломают игрушки, активно ползают. Тем не менее, в это время нельзя пытаться форсированно развивать речевую функцию ребенка, ибо это приведет к негативным последствиям.

Второй период длился от 2 до 12 лет. Это время «сна разума», накопления необходимого развивающего потенциала, когда воспитанник еще не может полноценно и здраво рассуждать, но когда следует поощрять и стимулировать наблюдательность, пытливость и «внешние чувства». В данный период силы ребенка концентрируются для того, чтобы найти свой выход в уже более зрелом возрасте. Необходимо продолжать усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, способствовать его поступательному физическому развитию. Систематически обучать ребенка в этот период не стоит. Детская свобода должна ограничиваться набором «естественных последствий», воспитанник должен четко осознавать связь между поступком и его следствием.

Третий период (от 12 до 15 лет) был посвящен программе умственного воспитания детей, когда формируются интеллектуальные запросы, идет активный поиск решения «трудных вопросов». В данный период запускается процесс планомерного нравственного и трудового воспитания ребенка, который должен исследовать все то, что связано с окружающим миром, социальной средой и природой. Основой при выборе учебных предметов или обучающих программ должен стать интерес ребенка к тому или иному объекту окружающего мира. Отсюда и естественный практический интерес – к географии (изучение близлежащих или отдаленных территорий), астрономии (исследование небесных светил), природоведению (изучение природных явлений и самой первоосновы жизни – Природы). Руссо в своей оригинальной трактовке современных ему дидактических приемов показывает нам ребенка будущего царства Разума – творца, исследователя, изобретателя, первооткрывателя, рационально мыслящего индивида Века Просвещения. Руссоистская дидактика была направлена на развитие творческой наблюдательности, сообразительности, самодеятельности, деловой хватки, пытливости и активности ребенка, укрепление связи полученных знаний с жизнью, трудовой деятельностью и общественной практикой [4].

Четвертый период, или время «бурь и страстей», как характеризовал его Руссо, охватывал весьма неоднородную по своему составу и темпам развития возрастную группу от 15 лет и вплоть до совершеннолетия. В данный период должно было осуществляться, по преимуществу, нравственное воспитание. Руссо выдвигал три ведущих задачи нравственного воспитания: воспитание «добрых чувств», выработка «добрых суждений» и формирование «доброй воли». Воспитание «добрых чувств» – это «воспитание сердца», то есть деятельностное наблюдение за различными социальными явлениями, жизненными фактами, как позитивными, так и негативными [9]. Не только собственно наблюдение и благостные рассуждения, но и активное участие в жизни общества, реальная помощь людям, нуждающимся в поддержке со стороны себе подобных. Выработка «добрых суждений» заключается в изучении фактографии исторического процесса, биографий великих людей, запечатленных в искусстве подлинных образцов проявления свободной человеческой воли. Процесс формирования «доброй воли» может происходить только лишь при участии в совершении социально позитивных «добрых дел». До 17-18 лет Руссо предостерегает знакомить воспитанников с религиозным мировоззрением, до этого они должны были дойти самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Ж.Ж. Руссо, быть патриотом означает быть активным гражданином, защитником Родины, борцом за Свободу, противостоять любой деспотии. Необходимо воспитывать детей и молодежь таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости. С колыбели ребенок должен воспринять любовь к своей стране, демократический образ жизни, склонность к свободе и естественным правам человека. Ребенка с самого раннего детства необходимо воспитывать в любви к Родине, он должен видеть свою Отчизну и ничего кроме нее. Руссо считал, что в процессе воспитания ребенок должен осознать, что без Отечества он никто, одиночка, и более того – без наличия патриотических добродетелей и гражданских чувств его существование ничем не оправдано. Гражданское воспитание процессуально должно было протекать последовательно, сообразуясь с тем или иным возрастным периодом: к 12 годам воспитанник должен знать страноведческие сведения и географию, к 15-летию – национальную историю, а к 16-17 годам – усвоить базовые новеллы отечественного законодательства и основы государственного строя.

Воспитание женщин. Руссо считал, что женщина должна воспитываться в соответствии со своим природным «естественным» предназначением и нормативными требованиями общества, где гражданами законодательно и ментально считались только лица мужского пола. Педагогическая рецептура от Руссо по воспитанию женщин достаточно традиционна для своего времени: отсутствие самостоятельных суждений и взглядов, управляемость, послушание, подчинение доминантной социокультурной традиции и нормам гражданского права.

По мнению Ж.Ж.Руссо, «естественное состояние» женщины – подчинение, покорность и зависимость, ибо она создана только для повиновения. Естественно, что при таком подходе никакого умственного воспитания для девочек не требуется. Очевидно столь явное гендерное противоречие между воспитанием мальчиков и девочек: в одном случае – развитие умственных и нравственных качеств, формирование свободы воли и полноправной личности, стимулирование творческой активности, а в другом – унылая покорность и подчинение.

Исторически, в данной конкретной ситуации Руссо смотрел на процесс воспитания женщин через узкую призму социальных воззрений и житейских стереотипов женевского ремесленника, каким он собственно и являлся по рождению, и отнюдь не собирался пересматривать их.

Значение педагогического наследия Ж.Ж. Руссо. Яркая, неоднозначная, местами противоречивая реформаторская педагогика Руссо сыграла свою прогрессивную роль в развитии всемирного историко-педагогического процесса в период нового и новейшего времени. Руссоистская просветительская педагогика – это не только знамя социального обновления, но и идеологическая основа полномасштабного революционного переворота, затронувшего все без исключения страны европейского континента. Ж.Ж. Руссо хотел видеть нового облагороженного человека, вырвавшегося из лабиринта средневековых учебных штудий и освобожденного от пут схоластики. Его произведения были наполнены искренней любовью к ребенку, требованиями применения передовых методов воспитания, усиления трудового начала в педагогике и укрепления связей научной теории с широкой социальной практикой.

Список использованной литературы:

  1. Барнашов А. М. Теория разделения властей и политические взгляды Жан-Жака Руссо // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе: сборник научных статей / Отв. ред. В.Ф. Волович. – Томск: Изд-во Томского университета, 1984. – С. 53–54.
  2. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – 2-ое изд., перераб. и дополн. – М.: «Худож. лит.», 1976. – 310 с.
  3. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Наука, 1995. – 221 с.
  4. Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель // Ценности и смыслы. – 2012. – № 4 (20). – С. 36–42.
  5. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции (О Руссо, Мирабо, Робеспьере). – 2-е изд. – М.: Мысль, 1989. – 430 с.
  6. Милованов К.Ю. Теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо и социокультурная парадигма Европейского Просвещения // Актуальные вопросы исторической науки: сборник научных статей. Вып. 3 / ред. В.А. Карноухов, В.В. Бокарев. – М.: Изд-во МГГУ, 2013. – С. 50–69.
  7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном соглашении // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: «Наука», 1969. – С. 421–427.
  8. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 51–150.
  9. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 195–322.

Парадокс о Жан‑Жаке Руссо

Мы привычно причисляем Жан-Жака Руссо к кругу французских просветителей, забывая, однако, что вообще-то родом он был из Женевы, с парижскими энциклопедистами решительно разошелся, а своей прижизненной славой в первую очередь был обязан единственному написанному им роману, а не философским трактатам. И тем не менее для формирования современной европейской культуры он сделал не меньше, чем Вольтер или Дидро. Об этих и других парадоксах, переполнявших жизнь и творчество этого удивительного человека, со дня рождения которого минуло ровно 310 лет, специально для «Горького» рассказывает Наталья Пахсарьян.

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) отмечен безусловным разнообразием дарований и разносторонностью творчества: его называют политическим и религиозным философом, теоретиком педагогики, музыковедом и композитором, романистом, одним из первых автобиографов, предшественником антропологии и родоначальником социологии. Одновременно он представляет собой чрезвычайно противоречивую фигуру. Незаурядный философ-просветитель, Руссо занимает особое место в ряду других мыслителей Просвещения: если Монтескье, Вольтер, Дидро размышляли о том, как с помощью образования, воспитания людей улучшить наличную цивилизацию, то Руссо не принимал ее целиком, уповая на «естественного человека», живущего в согласии с природой, в своей наивности и необразованности сохраняющего нравственную чистоту. Вопрос, поставленный Дижонской академией, «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов», нашел у прибывшего в Париж женевца решительно отрицательный ответ: он видел в этих достижениях цивилизации только обман. Тем не менее жизнь и творчество Руссо неотрывны от Просвещения, лишний раз демонстрируя несводимость этого феномена к статическим идеям, разделяемым всеми членами этого движения.

Пройдя через стадию восхищенного интереса к французским просветителям, Руссо довольно быстро разочаровался в их теориях и стал создавать свою систему взглядов. Споры и ссоры Жан-Жака со вчерашними кумирами как будто подкрепляют традиционное представление критиков о том, что если Вольтер и Дидро демонстрируют ум и способность к рассуждениям, то в Руссо можно найти едва ли не одни только чувство и воображение. В автобиографической «Исповеди» (1765–1770), посмертно опубликованной в 1782–1789 годах, сам автор утверждал, что чувствовать он «начал прежде, чем мыслить», и всячески подчеркивал свою особую, индивидуальную, острую чувствительность. Не случайно этот автобиографический роман, показывающий, по словам самого автора, «человека во всей правде его природы», проложил путь исповедально-психологической прозе романтизма.

Стоит вспомнить, однако, ироническую реплику современного исследователя Бернара Гюйона: «Я открыл, что Руссо был умен». Действительно, не умей Жан-Жак рассуждать, он не создал бы своих философско-политических трактатов, главный из которых — «Общественный договор» (1762) — посвящен проблеме разумного построения гражданского общества. Некоторые положения этого трактата были во время Французской революции 1789–1794 годов включены в «Декларацию прав человека и гражданина», а революционеры Сен-Жюст и Марат читали перед толпой народа отрывки из него. Не будь в этом трактате рационалистического фундамента, обосновывающего необходимость политического и экономического равенства граждан, он не позволил бы считать Руссо «первым в истории человечества фактическим демократом» (Тамара Длугач). Рассматривая «естественное состояние» как желанный идеал, философ предлагал народам составлять такой договор, который бы позволял каждому человеку вновь обрести целостность и чистоту своей натуры, изначально дарованные ему природой, быть свободным и счастливым и который был бы одновременно результатом общей воли народа. Развивая учение Руссо, Владимир Библер писал: «Извечно и демократично только то современное общество, которое сохраняет в своих корнях демократическое право своих граждан заново, исходно, изначально порождать и договорно закреплять свои собственные правовые структуры».

Способом достижения такого гражданского состояния Руссо видел воспитание, трактуя его иначе, чем просветители-энциклопедисты: воспитание должно устранять пагубное влияние жизни в суетном и испорченном цивилизацией обществе, оно должно проходить вдали от искусственной культуры. Чувственная восприимчивость, данная ребенку от природы, позволит ему узнать об окружающем мире больше и лучше, чем он узнал бы из книг, которые его принуждают читать, и из абстрактных наук, которыми родители пытаются заменить практический опыт. Программу такого свободного «естественного воспитания» писатель изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Это произведение возмутило французский парламент, приговоривший книгу к сожжению, а ее автора — к тюремному заключению, от какового Руссо спасли решение уехать из Парижа и благосклонность посланных за ним судебных приставов, не задержавших его в дороге. И этот же трактат не только был взят на вооружение современными философу семьями, которые стали уделять больше внимания прогулкам детей на свежем воздухе и начали следить за тем, чтобы матери вскармливали детей своим молоком, а не отдавали их кормилицам. Но он же еще оказал огромное влияние на развитие последующей педагогической мысли. Парадоксальным образом сам Руссо не воспитывал собственных пятерых детей, раздав их по приютам. Это, однако, не повлияло на авторитет «Ньютона в области морали» (Кант): он положил начало широкому идейно-философскому движению «руссоизма» и сделал популярным миф о «добродетельном дикаре».

Философ и педагог, Руссо претендовал и на то, чтобы его воспринимали как профессионального композитора и музыковеда. В молодости он приехал в Париж, чтобы предложить музыкальному сообществу собственную систему нотной записи; к тридцати годам сочинил несколько композиций; ему были поручены статьи о музыке в «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Д’Аламбера; он вступил в полемику с самым знаменитым композитором Франции XVIII века — Жан-Филиппом Рамо, отстаивая более важную роль мелодии, чем гармонии; он, наконец, сочинил музыку и либретто оперы «Деревенский колдун», которая пользовалась успехом у современников. Любопытно, что те же Сен-Жюст и Марат были не только поклонниками общественно-политических идей Руссо, но и исполняли арии из этой оперы.

Конечно, квинтэссенцией читательского успеха была книга «Юлия, или Новая Элоиза»: до 1800 года ее успели переиздать 72 раза, на нее было опубликовано невиданное доселе число откликов в периодической печати, она вызвала огромную волну писем читателей автору, в библиотеках не хватало экземпляров для всех желающих, а влиятельный немецкий философ Иммануил Кант, известный своим строгим соблюдением распорядка дня, единственный раз в жизни пропустил послеобеденную прогулку, зачитавшись этим романом. Причем в январе 1761 года, когда «Новая Элоиза» вышла из печати, Руссо было уже почти 50 лет, но его известность до той поры была достаточно скромной: ни «Эмиль», ни «Общественный договор» еще не были им написаны. Впрочем, известный критик XIX века Эмиль Фаге считал, что эти будущие сочинения Руссо тоже суть романы: «Общественный договор», например, — это роман об идеальном обществе, «Рассуждение о неравенстве» — роман о человеческой натуре и т. п. Но в данном случае обнаружение «романического» компонента в трактатах Руссо было для критика аргументом, позволяющим снизить ценность его политико-социальной рефлексии. На самом же деле для Руссо, жаждущего не сухого убеждения читателей, а их своего рода «соблазнения» (как выразилась филолог Кристина Амман) ходом писательской мысли, это «романическое» важно в качестве способа увлечь аудиторию и предоставить ей интересное, но одновременно полезное чтение.

И все же приход философа к сочинению романа довольно парадоксален: критик искусственности, он должен был бы чуждаться жанра, имеющего репутацию чрезмерно условного и неправдоподобного. Правда, и юношеское, и взрослое чтение Руссо было насыщено романической прозой XVII века. Увлечение писателя пасторальным романом д’Юрфе «Астрея» констатирует Бернарден де Сен-Пьер, которому Жан-Жак, прочитавший это произведение дважды, советует тоже прочесть его внимательно и неторопливо. В текстах Руссо ученые обнаруживают частые упоминания галантно-героического романа Ла Кальпренеда «Кассандра», в «Исповеди» он сам пишет о связи сюжета «Новой Элоизы» с романом мадам де Лафайет «Принцесса Клевская» (признание принцессы Клевской своему мужу в любви к герцогу Немурскому близко признанию Юлии господину де Вольмару в своей любви к Сен-Пре). Но сочинители эпохи Просвещения, захваченные желанием натурализации письма, не случайно избегали причисления их произведений к романам: этот идеализирующий жанр вышел из моды.

Чувствуя некоторую неловкость за обращение к подобному роду письма, Жан-Жак определил себя в «Исповеди» как «романиста поневоле», внезапно охваченного «поэтическим безумием»: пережив драматическую любовную историю на вилле «Эрмитаж» (отчасти отразившуюся в сюжете «Новой Элоизы»), а затем обосновавшись в имении графа Люксембургского, он собирался целиком посвятить себя философским сочинениям, но вместо этого начал писать историю в письмах «двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп». Можно сказать, что подобным подзаголовком автор формирует у читателей ожидание любовного романа, а затем не то чтобы обманывает, но превосходит подобное ожидание: он не стремится к тому, чтобы его роман воспринимали только как чувствительную историю любви, ему важна читательская рефлексия над серьезными общественными проблемами. Так, хотя Руссо очевидно вызывает ассоциацию с трагической историей любви теолога XII века Пьера Абеляра и его ученицы Элоизы, актуализированной переведенной на французский язык поэмой Александра Поупа, он при этом вводит в сюжет проблему социального неравенства: Сен-Пре, учитель Юлии, — разночинец, тогда как она — дворянка, и это становится дополнительным препятствием к соединению влюбленных. Письма, которыми герои обмениваются в разлуке, демонстрируют не только нюансы любовных чувств, но и содержат описание пороков городской жизни, с которыми сталкивается Сен-Пре в своем путешествии. Вообще, в романе Руссо, стиль и интонации которого отличаются от стиля его трактатов, можно, тем не менее, найти сходство с их проблематикой: Фабрис Мулен, например, полагает, что если в «Общественном договоре» речь идет об изменении условий политического существования, а в «Эмиле» — о трансформации принципов воспитания и образования, то в «Новой Элоизе» автор ставит вопрос об изменении человеческих отношений, основанных на сексуальном желании. Чувство у Руссо насыщается здесь моральной ценностью и не вступает в конфликт с разумом, а действует совместно с ним, возвышая человека. Тем самым роман одновременно и связан с идеалистической концепцией «высокой» любви, представленной в «Астрее», и трансформирует ее. Руссо нравилось читать любовные романы барокко, но он не подражал им, как не подражал и «отцу эпистолярного романа» Сэмюэлу Ричардсону, создав собственный тип романного нарратива в письмах.

Писатель, как известно, запрещал целомудренным девушкам читать «Новую Элоизу», но в то же время представлял своими идеальными читателями супругов: «Мне приятно воображать, как супружеская пара, читая этот сборник писем, почерпнет в нем новое мужество для того, чтобы сообща нести бремя своих трудов и стремление сделать их полезными. Неужели, увидев в этой книге картину семейного счастья, они не почувствуют, что их собственный союз становится теснее и крепче?». Появление Сен-Пре в Кларане в качестве учителя детей Юлии и Вольмара вносит в роман и педагогическую проблематику. А рассказ о том, как господин де Вольмар управляет своим хозяйством в Кларане, протягивает нить к экономическим идеям Руссо, которые он излагает в своих трактатах. Романист ставит задачу «показать зажиточным людям, что и в сельской жизни и в земледелии есть свои радости… почтенный человек, который пожелал бы удалиться со всем своим семейством в деревню и занять место своего арендатора, мог бы вести там жизнь столь же приятную, как и среди городских развлечений…».

Кроме того, Руссо размышляет в романе о сути религиозного чувства, о вере и неверии, о принципе толерантности. Сам писатель, воспитанный в кальвинистской Женеве, на определенном этапе своей жизни перешел в католичество, затем отказался от этого, но не стал и последовательным протестантом, а утвердил для себя на основе «разума, чувства и ностальгии» «религию сердца». Эта форма верования не требовала посредников между индивидуумом и божеством, она была основана на «внутреннем свете», по выражению самого писателя, и, пожалуй, была и не совсем религией, и не совсем философией. В романе автор задавался вопросом о пользе канонической формы религии для общества, о ее границах и функциях. При том что, как и Вольтер, Руссо был резко настроен против атеизма, он не добивается в романе радикализма своих трактатов, старается смягчить противостояние философов и верующих. Писатель выступает за толерантность и, хотя, по его мнению, отсутствие веры опасно для общества, рисует атеиста господина де Вольмара отнюдь не черными красками, превращая его в добродетельного персонажа. Заглавная героиня-христианка, искренне верующая, с одной стороны, разоблачает религиозную нетерпимость, которая лишает верующих всякого сочувствия к инакомыслящим, доброты, а с другой — не может смириться с неверием своего супруга, ощущает своего рода моральное превосходство над ним. А господин де Вольмар оказывается последовательным в своей толерантности: он не только не пытается отвратить Юлию от религии, с пониманием принимает ее набожность, но и не отталкивает Сен-Пре, в любви к которому призналась ему жена. Он соглашается жить с учителем в своем имении и доверяет ему воспитание своих детей. Посредством таких парадоксальных нюансов в характерах персонажей Руссо приглашает читателей к раздумьям над предложенными проблемами, растворенными в лирико-поэтической интонации романа, но ясно ощутимыми в нем. Текст «Новой Элоизы» оказывается не механическим соединением философских рассуждений с романической интригой, а воплощением духа ищущего истины автора, одновременно чувствительного сентименталиста и человека, остающегося «философом и в самом чувстве» (Поль Бенишу). В этой недогматичности мысли, способности обсуждать возникающие вопросы, а не давать на них однозначные ответы, сомневаться, предполагать, искать сентименталист Жан-Жак Руссо, столь яростно споривший с Дидро и Вольтером, парадоксальным образом оказывается на одной позиции с ними и продолжает дело Просвещения.

Роскошные ремешки для часов и изделия из кожи, сделанные вручную во Франции 🇫🇷

Наши


последние
Instagram
публикации

ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

  • Наш индивидуальный сервис позволит вам сохранить уникальность ваших часов.
    Вместо новой застежки вы можете оставить себе личную раскладывающуюся пряжку.
    Наши ремешки для часов, изготавливаемые на заказ, позволяют выбрать au …

  • Дайте волю своему воображению благодаря нашей опции панели быстрого доступа!
    Система быстрого доступа позволяет менять ремешок часов так часто, как вы хотите. Эта простая в использовании система не требует никаких инструментов и …

  • Благодаря нашей индивидуальной услуге вы можете оставить себе собственную пряжку. Таким образом, вы сможете сделать свои часы уникальными и оригинальными.
    Наша цель — повысить вашу индивидуальность. Таким образом, вы можете оставить себе …

  • Все ремешки для часов Jean Rousseau Paris подходят к вашим часам. Единственное, что вам нужно сделать, это выбрать ваши предпочтения.
    Интуитивно понятные поисковые фильтры на нашем сайте помогут найти идеальный товар.

  • Как неотъемлемая часть часов, ремешок для часов свидетельствует о ноу-хау в кожевенном деле, разработанном Jean Rousseau Paris.
    Мастерство наших мастеров позволит вам сублимировать ваше любимое время…

  • Благодаря индивидуальному подходу наши услуги раздвигают границы кожевенного и часового дела.
    Подчеркните свою уникальность и выберите любимый цвет или материал подкладки; спросите конкретный размер …

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции были вдохновлены великими моментами и местами, такими как @24heuresdumans, скалы Этрета в Нормандии, утес из белого известняка …

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции черпали вдохновение в великих моментах и ​​местах, таких как @24heuresdumans, скалы Этрета в Нормандии, усыпальница из белого известняка . ..

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции были вдохновлены великими моментами и местами, такими как @24heuresdumans, скалы Этрета в Нормандии, утес из белого известняка …

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции черпали вдохновение в великих моментах и ​​местах, таких как @24heuresdumans, скалы Этрета в Нормандии, усыпальница из белого известняка …

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции были вдохновлены великими моментами и местами, такими как @24heuresdumans , скалы Этрета в Нормандии, белые известняковые скалы …

  • Каким был 2022 год?
    В течение всего года наши коллекции были вдохновлены великими моментами и местами, такими как @24heuresdumans, скалы Этрета в Нормандии, белые известняковые скалы …

  • Рождество — идеальное время года, чтобы праздновать семью, радость и единение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    All the Jean …

  • Рождество — идеальное время года, чтобы праздновать семью, радость и единение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    Весь Джин…

  • Рождество — идеальное время года, чтобы праздновать семью, радость и единение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    All the Jean …

  • Рождество — идеальное время года, чтобы праздновать семью, радость и единение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    Весь Джин…

  • Рождество — идеальное время года, чтобы отпраздновать семью, радость и сплочение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    All the Jean R …

  • Рождество — идеальное время года, чтобы отпраздновать семью, радость и сплочение. 🥰
    Это время, чтобы быть веселым и баловаться едой и питьем, чтобы согреться зимой. ❄️
    Все Джин Р…

  • Мир роскошных кожаных изделий всегда ищет новые способы улучшить качество и долговечность своих изделий. Здесь на помощь приходит @sericyne, бренд, который годами совершенствовал свои собственные …

  • Мир роскошных кожаных изделий всегда ищет новые способы улучшить качество и долговечность своих изделий. Вот тут-то и появляется @sericyne, бренд, который годами совершенствовал свои собственные …

  • ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ

    Изделия из кожи — Maison Jean Rousseau

    Изделия из кожи

    Изделия из кожи

    Роскошные изделия из кожи с маркой made in France Savoir-Faire. Jean Rousseau, Artisan of excellence since 1954.

    Filter by

    Material

    Salmon

    Sturgeon

    Buffalo

    Cordura

    Cork

    Embossed calf

    Exception Alligator

    Goat

    Lizard

    Metallic calf

    Ostrich

    Patent calf

    Pineapple

    Plain Calf

    Python

    Rubber

    Semi matte alligator

    Shark

    Блестящая кожа аллигатора

    Блестящая ящерица

    Скат

    Техническая ткань

    Вегетарианская теленок

    Vintage alligator

    Wood

    Color

    Black

    Blue

    Brown

    Burgundy

    Green

    Grey

    Khaki

    Orange

    Purple

    Красный

    Белый

    Желтый

    Для нее/него

    Для нее

    Для него

    Сбросить

    363 продукта

    Показать фильтры

    Фильтр по

    Применить

    Сбросить

    594,17 € вкл. налог

    1 307,17€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    1 245,17€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    868€ вкл. налог

    868€ вкл. налог

    868€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    108,50€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    134,33€ вкл. налог

    248€ вкл. налог

    248€ вкл. налог

    248€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    1 245,17€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    1 245,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    160,16€ вкл. налог

    160,17€ вкл. налог

    160,17€ вкл. налог

    160,17€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    160,17€ вкл. налог

    160,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    475,33€ вкл. налог

    1 426€ вкл. налог

    284,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    284,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    284,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    284,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    1 178€ вкл. налог

    1 178€ вкл. налог

    651€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    397,83€ вкл. налог

    583,83€ вкл. налог

    583,83€ вкл. налог

    583,83€ вкл. налог

    583,83€ вкл. налог

    558€ вкл. налог

    558€ вкл. налог

    558€ вкл. налог

    558€ вкл. налог

    304,83€ вкл. налог

    304,83€ вкл. налог

    304,83€ вкл. налог

    304,83€ вкл. налог

    304,83€ вкл. налог

    1 498,33€ вкл. налог

    1 002,33€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    361,67€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    387,50€ вкл. налог

    687,17€ вкл. налог

    439,17€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    718,17€ вкл. налог

    1 002,33€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    361,66€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    361,67€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    718,17€ вкл. налог

    718,17€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    1 002,33€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    310€ вкл. налог

    635,50€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    335,83€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    444,33€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    1 059,17€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    718,17€ вкл. налог

    718,17€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    459,83€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    310€ вкл. налог

    635,50€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    335,83€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    1 720,50€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    1 002,33€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    1 002,33€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    625,17€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    335,83€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    263,50€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    620€ вкл. налог

    330,67€ вкл. налог

    521,83€ вкл. налог

    470,17€ вкл. налог

    511,50€ вкл. налог

    180,83€ вкл. налог

    687,17€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    237,67€ вкл. налог

    439,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    222,17€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    155€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    589€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    594,17€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    537,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    165,33€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    82,67€ вкл. налог

    1 426€ вкл. налог

    1 007,50€ вкл. налог

    1 291,66€ вкл. налог Посмотреть все

    От 1 426€ вкл. налог Посмотреть все

    738,83€ вкл. налог

    От 1 048,83€ вкл. налог Посмотреть все

    От 273,83€ вкл. налог Посмотреть все

    От 439,16€ вкл.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *