Русской правдой называется: Русская Правда – первый свод законов Древней Руси

Содержание

История «Русской Правды» | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

«Русская Правда» — является главной книгой древнерусского права. Ее первоначальные списки до нас не дошли, но сохранились исправные списки XII —XIV веков. Наиболее исправный текст — это Софийский, на основании которого историк Карамзин — первым из исследователей — проанализировал «Русскую Правду».

Сохранившиеся списки «Русской Правды» во многом обязаны жителям тогдашнего Новгорода. Новгородцы относились к «Русской Правде», особенно к ее ядру, «Правде Ярослава», с большим почтением и уважением. Это первая и, возможно, самая ценная часть «Русской Правды».

Различают три списка, три текста «Русской Правды».

Первый, краткий, дан Ярославом, Очевидно, что возникновение Правды Ярослава не в последнюю очередь связано с соперничеством между Новгородом и Киевом, с тем, что Ярослав стоял на страже новгородских прав, не позволял ущемлять Киеву права Новгорода.

В последующие века новгородцы всегда ссылались на Правду Ярослава, на Устав Ярослава — заключая ряд, соглашение, договор с очередным князем, они всегда оговаривали: «как при Ярославе». Уважение к Ярославу прошло через всю последующую новгородскую историю. И в Новгороде особый район города назывался «Ярославово дворище», княжеская резиденция. Правда Ярослава является аналогом современного уголовного кодекса.

С точки зрения современного права, это свод норм, которые предусматривают наказания за уголовные преступления (оскорбление личности, достоинства человека, его родных и слуг, нарушение его собственности, его имущества), ограничение, а потом и запрещение кровной мести. Это нормы и правила, необходимые для общественной безопасности, так называемый древнерусский уголовный кодекс.

Но есть в Правде Ярослава статьи, в которых говорится, что законы эти идут от Бога, и князь является носителем правды, потому что он миропомазанник, в них ограждается церковное имущество и права граждан. Конечно, это уже гражданский кодекс. По существу перед нами свод нормативных актов, которые регулируют отношения двух общественных сил.

С одной стороны, в роли высшей судебной инстанции выступает князь — лично или через чиновников, то есть свою администрацию. Князь — вершитель правосудия.

А с другой стороны отдельный гражданин выступает как состязательная сторона отдельный гражданин, за которым просматривается его род, община, семья — мир, к которому он принадлежит. И этот мир наблюдает за тем, чтобы права человека, участвующего в судебном разбирательстве, не были нарушены. Личность не беззащитна, за человеком стоят сородичи — не только родные, но и члены его мира, его общины, его прихода, потому что в Древней Руси община, приход, погост, административная единица сливаются. Общественная ячейка помогает привлеченному к ответственности провести так называемый свод, то есть расследование.

Допустим, человек купил краденое, но он был уже четвертым покупателем; естественно, он не знал, что товар краденый. И община помогает распутать дело, найти истинного виновника, того, кто украл. Также община помогает обвиняемому в убийстве, выделяет специальных людей, которые проводят дознание, выступают как свидетели, как защитники в самом суде, в поединке. Вот эта процедура расследования и называется свод. В то время еще не было судебного разбирательства, следствия, специальных судебных органов, судей, прокуроров, адвокатов, суд еще не выделился из общей системы управления.

То есть князь и княжеская администрация воплощали законодательную и исполнительную власть, а народ выступал защитником народных прав, участвуя в судебном поединке. Государство находилось еще в процессе становления. От непосредственной родоплеменной демократии, когда его величество народ на сходке всем миром решал все проблемы. Постепенно из народа, из общества выделяются органы управления и суда. Уже князь может назначить судебного чиновника, тиуна.

Тиун — это первый в русской истории судья-профессионал. Профессионал, потому что после того, как князь его назначил, он занимается этим делом постоянно. Но в то время еще не развиты системы следствия, суда, не существует прокурорского надзора. Суд напоминает организацию войска — есть княжеская дружина, но в случае необходимости сам народ (не особый отряд вооруженных людей — танковые войска или авиация, а вчерашние пекари и плотники) берет оружие и защищает землю. Так и в суде простой смерд может выступать в качестве свидетеля, защитника, участника судебного процесса. В этом отличительная особенность древнерусской судебной системы.

Правда Ярослава имела огромное нравственное значение. Она ограничивала насилие. Если раньше доминировал принцип «смерть за смерть», «кровь за кровь» обидчика принято было убивать, то в этом документе убийство законодательно заменяется штрафом. Теперь убийство запрещается и Церковью, и законом.

После смерти отца Ярослава, его сыновья — князь Киевский Святослав, князь Переяславский Всеволод, отец Владимира Мономаха, и князь Черниговский Олег, внесли ряд важных дополнений в текст. В частности, там были уточнения штрафов за разные провинности, но самым важным было запрещение кровной мести. Так появилась Правда Ярославовичей.

Третья редакция «Русской Правды» связана с Владимиром Мономахом. Он не только объединил все эти списки, но и внес очень важные дополнения, важнейшим из которых является резкое ограничение ростовщичества. При Владимире Мономахе возникает, с учетом всех этих дополнений, полный текст «Русской Правды».

Сегодня в целом под «Русской Правдой» в первую очередь понимается именно этот полный текст. Вся история появления и развития «Русской Правды» свидетельствует, что в России нормы гражданского и церковного права с древних времён были взаимосвязаны и исходили из соблюдения прав граждан.

Александр А. Соколовский

Trojden | Древняя Русь при Ярославе Мудром: Пчелов Е. В.

1. Усобица сыновей Владимира. После смерти князя Владимира в 1015 году киевским князем стал его старший сын, Святополк. Однако он стремился к единовластию на Руси и опасался младших братьев — Бориса и Глеба. Борис княжил в Ростове, а Глеб — в Муроме. Святополк решил расправиться с братьями.

Летопись рассказывает, что, возвращаясь из похода на печенегов, Борис с воинами остановился на реке Альте. Ночью, когда Борис молился в своём шатре, люди Святополка ворвались к нему и пронзили князя копьями и мечами.

Другие приспешники Святополка тем временем добрались до речки Смядыни. Здесь стояла ладья, на которой плыл в Киев князь Глеб. Дружинников Глеба перебили, князя зарезали.

Ещё один сын Владимира, Святослав, также пал жертвой братоубийственной войны. Узнав о судьбе братьев, он бежал в Венгрию, но был убит на границе.

1. Борис и Глеб. Икона. XIV в.

2. Борис и Глеб. Миниатюра. XV в.

Какие чувства вызывают изображения братьев Бориса и Глеба на иконах и средневековых миниатюрах?

Так Святополк избавлялся от претендентов на киевский престол.

— Вот перебью всех братьев и буду один править Русью! — говорил он.

Осенью 1015 года гонец привёз брату Святополка Ярославу, княжившему тогда в Новгороде, письмо с сообщением о смерти отца и гибели братьев.

Ярослав собрал более трёх тысяч новгородцев и варягов и пошёл на Киев войной.

На берегу Днепра войска братьев встретились. Святополк был разбит и бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу Храброму (Святополк был женат на его дочери).

Ярослав вступил в Киев и стал князем.

Святополк же уговорил Болеслава Храброго начать войну с Русью.

В 1018 году поляки переправились через реку Буг, разбили полки Ярослава и через несколько недель оказались у стен русской столицы. Радости Святополка не было предела. Он снова великий князь! Но это продолжалось недолго. Отягощённые громадной добычей, поляки ушли, а близ Киева появились дружины Ярослава. Не дожидаясь битвы, Святополк бежал в печенежские степи.

С помощью печенегов он в 1019 году ещё раз попытался вернуть себе престол, был разбит и, обезумев от горя, отправился на запад. Где-то там он и окончил свои дни.

Русская церковь предала Святополка проклятию, а Бориса и Глеба причислила к лику святых мучеников. Они стали первыми по времени прославления русскими святыми.

После жестокой братоубийственной войны киевским князем стал Ярослав Владимирович.

Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб, а не ранее погибшие в междоусобной войне князья Олег и Ярополк были первыми причислены к лику святых мучеников?

2. Ярослав Мудрый — киевский князь. Князь Ярослав был умён, хитёр, осторожен. Несмотря на хромоту, сам вставал во главе дружины. Очень любил книжную премудрость и православное богослужение. Покровительствовал Церкви, стремился к просвещению народа.

За свою взвешенную и дальновидную политику, за создание новых законов и за любовь к книжному учению Ярослав остался в истории с прозванием Мудрый.

В период его правления (1019-1054) Древняя Русь расширила и укрепила свои пределы. Князь неоднократно совершал успешные военные походы на западные племена — литву, чудь и ятвягов. В земле чуди он заложил город Юрьев — по христианскому имени князя. В Ростовской земле основал город Ярославль.

Со многими странами Ярослав установил мирные отношения, подкрепляя их родственными связями. Сам князь женился на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде, которая приняла православное крещение и получила новое имя — Ирина. Сестру свою Ярослав выдал замуж за польского короля, дочерей — за правителей других европейских государств: Елизавету — за Харальда Сурового норвежского, Анну — за Генриха I французского, а Анастасию — за Андрея I венгерского.

1. Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова.

2. Памятник Ярославу Мудрому у Золотых ворот в Киеве. 1997 г.

Софийский собор в Киеве. Реконструкция.

Опираясь на знания из истории Средних веков, предположите, почему главный храм Древнерусского государства получил имя Святой Софии?

Сыновья Ярослава тоже женились на иностранных принцессах:

Изяслав — на польской, Святослав — на немецкой, а женой Всеволода стала дочь византийского императора.

Так династия Рюриковичей вошла в семью королевских династий. О Руси знали теперь по всей Европе, вплоть до далёкой Франции.

Ярославу удалось установить мир на южных рубежах Русского государства. Когда в 1036 году к Киеву внезапно подступило большое печенежское войско, Ярослав отстоял столицу и обратил врага в бегство. Печенеги больше не решались нападать на Русь.

На месте победы над печенегами Ярослав в 1037 году заложил храм Святой Софии — главный храм Древнерусского государства.

В эпоху Ярослава Мудрого Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В нём было много церквей, активно шло каменное строительство, развивались ремёсла и торговля. Велась работа по переписке книг. Священники обучали людей грамоте.

Укрепление Древнерусской державы позволило Ярославу сделать русским митрополитом соотечественника — Илариона. Его избрали на этот пост русские епископы, что было исключением из правила, потому что русских митрополитов назначал константинопольский патриарх.

На Руси Ярослава именовали также царём, то есть императорским титулом, подчёркивая его равное положение с византийскими императорами.

1. По карте (с. 40) покажите границы Древнерусского государства к концу княжения Ярослава Мудрого. В результате чего расширилась территория Руси в IX-XI веках?

2. Какие факты политической, религиозной и культурной жизни свидетельствовали о том, что в годы правления Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло наивысшего расцвета?

3. Начало русского законодательства. С именем Ярослава Мудрого связано создание первого русского свода (собрания) законов — Русской Правды (см. с. 76). Первая её часть была разработана по инициативе Ярослава, потому и называется Правдой Ярослава. Позднее сыновья Ярослава дополнили её. Эта часть Русской Правды именуется Правдой Ярославичей. Позднее Русская Правда дополнялась при Владимире Мономахе.

Согласно Русской Правде, все спорные вопросы должны решаться на княжеском суде. Дело разбирал сам князь или его наместник в присутствии свидетелей.

Если возникали сложности, прибегали к «Божьему суду». Обвиняемый давал клятву, что не совершал преступления, взявшись рукой за кусок раскалённого железа. Или шёл на единоборство с обвинителем. Считалось, что, если обвиняемый не виновен, Господь поможет ему, — рука от раскалённого железа не повредится, в поединке он окажется победителем.

Монета времён Ярослава Мудрого

Серебряная гривна

С языческих времён на Руси существовал обычай кровной мести за убийство. Правда Ярослава кровную месть ограничила, а Правда Ярославичей — отменила. Убийце полагалось заплатить денежный штраф, который назывался вира. Размер штрафа зависел от имущественного и должностного положения убитого. За убийство знатных людей, княжеских и боярских приближённых, вира равнялась 80 гривнам. Гривна была самой крупной денежной единицей Древней Руси и представляла собой слиток серебра весом 200 граммов. За 80 гривен можно было купить большое стадо скота. Две-три гривны стоила лошадь.

Размер виры за убийство свободного человека составлял 40 гривен, а за убийство лично зависимого от князя смерда — всего 5 гривен.

Суд во времена Русской Правды. Художник И.Я. Билибин. 1907 г.

Опишите, как проходил суд во времена Русской Правды:

1. Кто принимал участие в судебном разбирательстве? Покажите на картине судей и обвиняемых. Какие слои древнерусского общества они представляют?

2. Почему мужчина в центре картины изображён на коленях? Что он держит в руке и почему протягивает её к костру?

3. Насколько справедливыми и обоснованными, по вашему мнению, были решения, вынесенные на основе «Божьего суда»?

Штрафами облагались и другие преступления, например нанесение увечий, кража и т.д. Если же убийца скрывался, виру платила та крестьянская община, на чьей земле находили убитого.

1. Чьи интересы защищала Русская Правда? Докажите это на конкретных примерах.

2. В каких положениях Русской Правды видны следы родовых обычаев?

1. Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская Правда» — «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига? Свой ответ объясните.

2. Составьте исторический портрет князя Ярослава Мудрого, используя текст учебника, иллюстрации и дополнительные материалы. Узнайте, в каких городах есть памятники этому князю.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница