Драма гете: Драма И.Гете, 6 (шесть) букв

«Эгмонт». Краткое содержание трагедии Гёте

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счёт вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнёта и поборов католических священников, от постоянных войн.

Реклама:

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарём, Макиавелли, составляет отчёт Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живёт девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблён в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждёт, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Реклама:

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарём разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришёл к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Реклама:

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники — это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближённых Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идёт по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Реклама:

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на неё и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придёт ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.

Реклама:

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришёл сын Альбы — Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остаётся один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Пересказала Е. А. Коркмазова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Поэт Прозаик Драматург — Geothe

Гёте – поэт, прозаик и драматург

Иоганн Вольфганг Гёте известен, прежде всего, как поэт, писатель и драматург. Имя Гёте стало символом немецкой литературы, немецкого искусства и немецкой культуры. Творчество Гёте так всеобъемлюще, как никакое другое: его наследие – это 140 томов, и в большинстве из них собраны его литературные произведения.
    Гёте получил хорошее образование. С детства он очень много читал, при этом он основательно анализировал содержание прочитанных произведений. Некоторые вещи особенно занимали его в молодости, например, народная книга «Фауст» и жизнь исторической личности Гётца фон Берлихинген. Обе темы стали объектами его произведений, над которыми он работал, ещё будучи студентом.
    Решающее влияние оказала на Гёте его встреча с поэтом и философом Гердером. Для Гёте знакомство с Гердером – это «самое значительное событие, которое должно было иметь для меня важные последствия». Беседы с Гердером открыли ему новый мир. Гёте научился смотреть на литературу и искусство другими глазами. Он понял, что великая поэзия уходит корнями в народное творчество. Гёте собирал народные песни и восхищался ими. Стихи Гёте этого периода имеют черты народности и песенное звучание. Не случайно цикл, в котором собраны стихи Гёте, называется «Зезенгеймские песни» (1770 – 1771). Стихи Гёте этого времени являются примерами поэзии литературного течения  «Буря и натиск» («Свидание и разлука», «Майская песнь», «Дикая розочка» и др.). Характерными для этих стихов являются народность, языковая оригинальность, преизбыток чувств, субъективно подчёркнутый страстный художественный слог и новое свободное восприятие природы. Подражание Гёте народному творчеству проявляется и в его балладах: так баллады «Рыбак» (1778), «Лесной царь» (1782) и др. напоминают народные сказания.
    Как и другие представители «Бури и натиска», Гёте поднимал в своих произведениях социальные проблемы и боролся с сословными  предрассудками, феодальным деспотизмом и выступал за гражданские свободы. К самым революционным произведениям «Бури и натиска» относится стихотворение Гёте «Прометей»  (1773). Прометей был для Гёте олицетворением непобедимых сил человека.
Прометей Гёте оказывает сопротивление даже богам (при этом подразумевались властители того времени). Своим стихотворением Гёте отстаивал земные права человека.
    В 1773 году была создана также драма «Гётц фон Берлихинген с железной рукой». Главный герой – рыцарь – выражает своё возмущение князьями, императором и империей, борьба заканчивается его смертью. Гёте так изобразил борьбу Гётца, что его современники поняли, что имеется в виду борьба за политическое объединение Германии и за гражданские свободы.  Оппозиционно настроенные немцы приняли драму с восторгом. Таким образом, Гёте находился в центре движения «Буря и натиск». Для молодого Гёте профессия писателя стала внутренней необходимостью. В одном письме он писал в 1775 году: «О, если бы я не писал драм, я бы погиб». И Гёте создавал всю свою жизнь самые великие немецкие произведения всех времён.
    С ещё большим энтузиазмом, чем «Гётц фон Берлихинген», был принят роман в письмах «Страдания молодого Вертера», написанный Гёте в 1774 году. Это произведение относится к самым значительным любовным романам мировой литературы. Это история о несчастной любви Вертера к Лотте, которая была обручена с его другом. От отчаяния Вертер накладывает на себя руки. Это самоубийство героя романа произвело впечатление социального протеста: в качестве выхода Вертер выбрал смерть, чтобы не приспосабливаться к недостойной ситуации. Любовный роман Гёте критиковал, таким образом, мещанскую действительность.
    В первые десять лет Веймарского периода Гёте работал над драмой «Эгмонт» и продолжал работу над трагедией «Фауст», которую он начал ещё студентом в Лейпциге. Особым своеобразием Гёте было то, что он часто оставлял на годы, иногда на  десятилетия работу над начатыми произведениями, уже напечатанные произведения подвергал значительным переработкам, а уже законченные отдавал в печать только спустя долгое время. В Веймаре Гёте начал также работу над первым вариантом романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» и закончил в 1779 году пьесу в прозе «Ифигения в Тавриде». Многие лирические стихи также были созданы в это время.
    1786 – 1788 годы были годами перелома в творчестве Гёте. Во время путешествия по Италии Гёте усовершенствовал, приобщившись к античному искусству, и посредством контактов с художниками, свои поэтические и эстетические взгляды. Его прежние творчество и взгляды были переориентированы на классику. В Италии Гёте создал новый вариант пьесы «Ифигения в Тавриде» в стихотворной форме, продолжил работу над романом «Годы учения Вильгельма Мейстера» и завершил в 1787 году драму «Эгмонт». «Эгмонт» Гёте, одна из великих драм немецкой литературы о борьбе за свободу, отражала переход  писателя к классической драме. Тема произведения – борьба Нидерландов с испанским владычеством, с религиозным и национальным гнётом, с реакционными силами старого феодального мира. Из-за его высказываний об угнетении народа испанским королём Эгмонта арестовывают и приговаривают к смерти. Напрасно он ждёт спасения, хоть он и надеется на справедливость короля, на друзей, на народ. Эгмонт идёт на смерть, что должно стать примером для народа. И он продолжает жить в народе как символ свободы. Драма Гёте, как и другие произведения писателя, была намёком на феодальную ситуацию в Гёрмании.
    Литературными произведениями следующих лет были классические циклы стихов «Римские элегии» (1795) и «Венецианские эпиграммы» (1795). В своих комедиях этого времени и в эпическом фрагменте «Рейнеке лис» Гете поднял вопросы о французской революции.
    Вместе с Фридрихом Шиллером Гёте создал основу высокой классики: идеал гармоничного развития индивидуума. В духе этого Гёте переработал роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и обработал план «Фауста» до конца первой части (1806).
    После смерти Гердера (1803), Шиллера (1805) и Виланда (1813) литературная жизнь Веймара изменилась. Гёте проявил интерес к романтикам в Йене: А. фон Арниму и С. Брентано.  Романтические представления о таких понятиях как  «Я», «Сознание», «Народ» и «Время» находят отражение в цикле Гёте «Сонеты» (1815), в праздничном спектакле «Пандора» и в романе «Родство душ» (1809).
    В последние годы жизни Гёте занимался автобиографическими произведениями в прозе: «Из моей жизни. Поэзия и правда» (3 части, 1811 – 1813, 4-я часть – до 1832), «Кампания во Франции в 1792 году» (1822) и «Путешествие по Италии» (1829). Произведение «Поэзия и правда» — это роман становления человека, в котором показано интеллектуально-духовное развитие героя в процессе его критического анализа самого себя и окружающего мира. Гёте описывает процесс созревания личности, которая перерабатывает и впитывает в себя  переживания и жизненный опыт.
    К лирическим циклам последних лет относятся «Западно-восточный диван» (1819), «Трилогия страсти» (1823 – 1824) и «Дорнбургские песни» (1828).
    В романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) Гёте показывает преображённого человека, новое отношение к миру и обществу, а также противоречия между дворянством и бюргерством, которые являлись основной проблемой его времени.
    «Главное дело» Гёте – это его трагедия «Фауст» (2 части: 1808 и 1832). Над этим произведением Гёте работал с 1772 по 1831 год – примерно в течение шести десятилетий. После окончания работы Гёте сказал: «Свою дальнейшую жизнь я могу рассматривать теперь как чистый подарок, и  теперь, в принципе, совсем безразлично, буду ли я ещё что-нибудь делать  и что именно». Идейное содержание трагедии богато, главная идея – это поиск человеком смысла жизни. В результате многого пережитого и познанного Фауст приходит к выводу, что человек может быть счастлив только в свободном обществе, в котором все пользуются равными правами и сознательно исполняют равные обязанности. К этому выводу пришёл сам Гёте после всех лет жизни, которая была переполнена жизненным опытом.

Литературные произведения Гёте  (Избранное)

Драмы

• Настроение влюблённого, 1768
• Совиновники, 1769
• Гётц фон Берлихинген с железной рукой, 1773
• Клавиго, 1774
• Эгмонт, 1775
• Эрвин и Эльмира, 1775
• Стелла, 1776
• Прозерпина, 1778-1779
• Ифигения в Тавриде, с 1779, 1787
• Торквато Тассо, с 1780
• Гражданин генерал, 1793
• Фауст, 1808
• Пандора, 1807 – 1808
• Фауст. Вторая часть трагедии, 1831

Романы

• Страдания молодого Вертера, 1774, 2-й вариант 1787
• Годы учения Вильгельма Мейстера, 1796
• Родство душ, 1809
• Годы странствий Вильгельма Мейстера, с 1807

Эпос в стихах

• Рейнеке лис, 1794
• Герман и Доротея, 1798

Стихи и баллады

• Майская песнь, 1771
• Свидание и разлука, 1771
• Дикая розочка, 1771
• Прометей, 1773
• Перед судом, 1774 – 1775
• К луне, 1777
• Ночная песня странника, 1780
• Лесной царь, 1782
• Ученик чародея, 1797
• Кладоискатель, 1797
• Первая Вальпургиева ночь, 1799
• Пляска смерти, 1815
• К полной восходящей луне, 1828

Циклы стихов и собрания эпиграмм

• Римские элегии, 1795
• Венецианские эпиграммы, 1795
• Восточно-западный диван, 1819-1827

Автобиографическая проза

• Из моей жизни. Поэзия и правда ( 4 тома), 1811 – 1832
• Путешествие по Италии, 1829
• Кампания во Франции,1822

Иоганн Вольфганг фон Гёте: пьесы, биографии, другие произведения

Вернуться к Иоганну Вольфганг фон Гёте
Пьесы Иоганна Вольфганга фон Гёте:
  • Эгмонт
  • Фауст
  • Фауст (часть 2)
  • Фауст: Части I и II
  • Фауст и Урфауст
  • Гёте: Стихотворные пьесы и эпос
  • Гёте Фауст
  • Гёте Фауст: Часть 1: Новая американская версия
  • Гоц фон Берлихинген
  • Ифигения в Тавриде: Пьеса в пяти действиях
  • Пьесы: Эгмонт/Ифигения/Торквато (в твердом переплете)
  • Пьесы: Эгмонт/Ифигения/Торквато (мягкая обложка)
  • Торквато Тассо
  • Также рекомендуется: десять 10-минутных игр
Другие произведения Иоганна Вольфганга фон Гёте
  • 45 Песни на стихи Гёте и Эйхендорфа для голоса и фортепиано
  • Разговоры немецких беженцев: годы подмастерья Вильгельма Мейстера, или Отшельники
  • Разговоры Гёте
  • Факультативный Сродства
  • Эротика Стихи (Оксфордская мировая классика)
  • Эротика Стихи (мировая классика)
  • Очерки по искусству и литературе
  • Сказки, рассказы и стихи
  • Бегство в Италию: дневник и избранные письма
  • От Моя жизнь: поэзия и правда, части с первой по третью
  • Fuseli to Menzel : рисунки и акварели Гёте из немецкой частной коллекции.
  • Код: Том 10
  • Гёте по науке: подборка сочинений Гёте
  • Гёте: Выбранный стих
  • Сородичи по выбору
  • Максимы и размышления
  • Стихи Запада и Востока
  • Роман Элегии: и другие стихи
  • Романтические сказки
  • Научный Исследования
  • Выбрано Стихи
  • Страдания юного Вертера
  • Печали молодого Вертера и избранных произведений
  • Сказки для трансформации
  • Теория цветов
  • Вильгельм Ученичество Мейстера
Биографии/исследования Иоганна Вольфганга фон Гёте:
  • Подходы к преподаванию «Фауста» Гёте
  • Фауст Богослов
  • Фраун Эм Гёте; Даргестеллт фон Астрид Зеле
  • От От Шекспира до экзистенциализма: оригинальное исследование: очерки о Шекспире и Гёте, Гегель и Кьеркегор, Ницше, Рильке, Фрейд, Яспер
  • Фьюзеля: Менцелю: рисунки и акварели в эпоху Гёте от немецкая частная коллекция
  • Гёте
  • Гёте: Критическое введение
  • Гёте: Поэт и эпоха
  • Гёте и его издатели
  • Гёте и Шуберт: невидимая связь
  • Гёте Ежегодник: Публикации Гете-общества Северной Америки. (Том 9)
  • Гёте Фауст: Примечания к юнгианскому комментарию
  • Гёте Путь науки: феноменология природы
  • Гёте, Кант и Гегель: открытие разума
  • Значок в любви: Роман о Гёте
  • Жизнь Гёте: критическая биография
  • Современный Эпос: Мир-Система от Гёте до Гарсии Маркеса
  • Деньги и «Магия: критика современной экономики в свете Гёте». ‘Фауст’
  • Роман как архив: генезис, рецепция и критика творчества Гёте Вильгельм Мейстерс Вандер Яре
  • Прогулка Гёте и его эпоха
  • Зрелищный момент: ранняя лирика Гёте и начало Романтизм
  • Нежное прикосновение тигра: эротическая жизнь Гёте
  • Время близко!: Розенкрейцерская природа сказки Гёте о зеленой змее и прекрасной лилии и мистических драмах Рудольфа Штейна
  • Тирания элегантности: потребительский космополитизм в эпоху Гёте
  • Неведомая даль: от сознания к совести, от Гёте к Камю
  • Целостность природы: путь Гёте к науке о сознании Участие в природе
  • Кухня ведьмы: Фрейд, Фауст и перенос
  • Мир стоического дискурса в романе Гёте «Die Wahlverwandtschaften».
Вернуться к Иоганну Вольфганг фон Гёте
Назад в книжный магазин драмы Moonstruck


критических подходов к классическим драмам Гёте

Перейти к содержимому

  • Описание
  • Отзывы
«Блестящий просеивание вторичной литературы… Часто упоминаемая, но никогда ранее столь явно не затрагиваемая зависимость исследований Гёте от идеологических и политических течений здесь явно показана. Что особенно ярко демонстрирует Ирмгард Вагнер, так это пресыщенность Вторая мировая война
Germanistik
в Западной Германии дистанцировалась от своих связей с национал-социалистическим режимом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *