Персидский поход Петра I (1722—1723)
Кампании 1720-х годов Петра 1, были организованы с целью расширения сфер влияния молодой Российской империи. Объектами походов стали Дагестан и Закавказье. Эти территории в то время являлись предметом спора между Россией, османской империей и Персией.
Персидский поход Петра 1
Предпосылки Персидского похода
Политическая ситуация в Персии в 1720-е гг. серьезно ухудшилась. Внутриполитическая борьба обострялась, ослабляя империю изнутри. Тем временем, армяне и грузины стремились сбросить с себя владычество османов и персов. Борцы за независимость просили помощи у Петра Великого. Этим не могли не воспользоваться другие страны, стремящиеся расширить владения за счет ослабленного государства.
Кроме того, Петру были необходимы новые торговые пути. Каспийский регион позволял наладить связи с Индией. Это бы расширило возможности торговли для русских купцов. Успешно завершенная Северная война позволила перебросить необходимые для похода силы и средства.
Еще в 1715 году к персидскому шаху с дипломатическими целями был направлен А.П. Волынский. Миссия завершилась успешно. Волынскому удалось заключить новые торговые соглашения. Кроме этого, удалось собрать информацию о положении в Персидском государстве, оценить военный потенциал. Путь от Астрахани до Исфахана был подробно описан.
Экспедиция Бековича-Черкасского была отправлена в 1716 году через Каспий в Хиву и Бухару. Стояла задача разведать обстановку и заключить торговые союзы. По возможности нужно было разведать золотые залежи в низовьях Амударьи. Экспедиция провалилась, отряд был уничтожен хивинским ханом.
Причины и цели похода
Целей похода было несколько:
- Расширение торговли. Петр I стремился проложить путь с востока на запад через Россию. Благодаря этому экономика бы развивалась и пополняла казну;
- Усиление влияния Российской империи в Каспийском регионе;
- Есть мнение, что поход был также организован против лезгин в карательных целях.

Причинами похода были:
- Обращения со стороны армянских и грузинских представителей с просьбой о помощи. Они вели освободительную войну против османов и персов;
- Защита русских купцов;
- Защита юго-восточных границ империи.
Внутриполитические противоречия в Персии вызвали активность со стороны османской империи. России было совершенно не выгодно, если османы воспользуются выпавшей возможностью и установят контроль над побережьем каспийского моря. В таком случае границы России оказались бы под угрозой. О торговле можно было бы забыть.
Основные события
Во время Северной войны были проведены первые подготовительные мероприятия. Был разработан план военных действий. Согласно ему, армейские подразделения Петра Великого должны были сначала высадиться на берегу Каспия.
Затем предстоял пеший марш и объединение с силами армян и грузин.
Для того, чтобы ориентироваться в походе, были разработаны карты:
- Бекович-Черкасский А. предоставил описание восточного и северного каспийского побережья;
- Восточное побережье Каспия также было описано Кожиным и Урусовым;
- Южное и западное побережье были описаны Соймоновым и Ван-Верденом.
Благодаря этому в распоряжении Петра 1 и его военного штаба оказалась подробная карта. На ее основании можно было более точно планировать маршрут движения, учитывая особенности рельефа местности. Это сыграет свою роль во время кампании.
Точками консолидации сил стали города Астрахань и Казань. План похода включал в себя:
- Захват Баку;
- Захват Дербента;
- Основание крепости на реке Кура;
- Прибытие в Тифлис;
- Оказание помощи армянским и грузинским войскам.
Чтобы заручиться поддержкой, русские дипломаты наладили контакт с:
- Вахтангом VI;
- Аствацатуром I.

Предполагалось в дальнейшем объединиться с армянскими и грузинскими союзниками, чтобы оказать помощь военной силой. Борцы за независимость также своими действиями могли оттянуть часть вражеских сил от русской армии.
Войска
Для похода были подготовлены 20 батальонов пехоты. Всего численность личного состава была 22000 человек. Артиллерия насчитывала 196 орудий. В поддержку выступили 7000 калмыков. Присоединились казаки с Дона и Запорожья. 30000 татар были наняты. Действовать предстояло при содействии 200 построенных в Казани кораблей.
В таблице кратко указаны основные события Персидских кампаний 1722 и 1723 гг.
| Дата | Событие |
| 18 июля 1722 | Русская армия во главе с Петром Великим выступает в поход. |
| 27 июля 1722 | Высадка русской армии на побережье Каспия. |
| 23 июля | У Эндери произошло нападение на русские отряды. После этого населенный пункт был сожжен.![]() |
| 12 августа | Петр во главе армии вошел в Тарку. |
| 19 августа | Победа армии Петра над войском утамышского султана в битве на реке Инчхе. |
| 23 августа | Русская армия вошла в Дербент. |
| 6 июля 1723 | Начало осады Баку. |
| 26 июля | Капитуляция города. |
События 1722 года
27 июля русские войска высадились на побережье. С продвижением армии прибывали послы от местных дагестанских владетелей. Они предлагали Петру I стать его подданными. Не пришли представители Эндери. Бригадиру Ветерани было приказано выдвинуться к этому населенному пункту. Задача заключалась в его захвате и в обеспечении высадки войск.
К отряду Ветерани присоединились:
- Асланбек Комметов;
- Эльмурза Черкасский.
Неподалеку от села Кумыки чеченцы внезапно напали на отряд Ветерани (примерно 5-6 тысяч человек). Тот вынужден был отступить с потерями.
Интересный факт: После того, как войска вошли в Тарку, Петр возвратился в лагерь и отстоял молебен в походной церкви. Был сложен большой холм из камней. В наше время на этом месте стоит город Махачкала. Ранее назывался Порт-Петровск.
После этого царь Петр направился в Дербент.
Дорога в Дербент
6 августа войско Петра пополнилось. Дойдя до реки Сулак, к русским присоединились:
- Аслан-Бек;
- Мурза Черкасский.
Переправа произошла 8 августа. Паромы для переправы были сделаны из лодок. А 15 числа армия подошла к Таркам. Утамышский султан Махмуд собрал войско и заручился поддержкой союзников, чтобы выступить против русских. Битва произошла на реке Инчхе 19 августа. Русские войска победили.
Домик Петра 1 в Дербенте
Битва на реке Инчхе
Петр отмечал упорство горцев.
Они подстерегали как одиноких путников, так и воинские отряды. Курьеры не могли вовремя доставить почту.
Пока русские продвигались к Дербенту, Адиль Гирей выступил на стороне армии Петра.
Его действия принесли успех. Были захвачены:
- Дербент;
- Баку.
23 августа к Дербенту подошли русские войска с союзниками. Дербент имел важное стратегическое значение. Сюда решено было стянуть войска и флот для дальнейших действий. Но разыгравшаяся буря не позволила Петру 1 продвинуться дальше на юг к Шемахе и Баку. Было потеряно продовольствие. Петр решил приостановить кампанию.
Встреча в Дербенте
Местное население Дербента встретило Петра и его армию гостеприимно.
Наместник лично преподнес ключи от города. Это отмечал в своих письмах сам Петр Великий.
Русские вернулись в Астрахань, оставив в Дербенте гарнизон. Планировалась подготовка к кампании 1723 года.
В ноябре была предпринята еще одна операция. Полковник Шипов принял командование пятью ротами, высадился на берег и занял Решт. Разыгравшееся в следующем году восстание не смогло уничтожить отряд Шипова. Солдаты отбили все нападения.
Стоит отметить действия кораблей под командованием Золотарева. Кораблям удалось уничтожить сильную артиллерийскую батарею и разогнать ее гарнизон.
Утамышский султанат
После проигранной битвы при Инчхе территории султаната были переданы шамхалу Адиль-Гирею за его помощь в походе. Впрочем, позже он восстанет против русских войск, а его земли будут за это разорены.
Строительство крепостей
Чтобы закрепить территориальные приобретения, Петр Великий повелел строить крепости. Они стали бы надежными опорными пунктами. Была построена крепость Святого Креста между Сулаком и Аграханом.
1382 человека составили ее гарнизон.
Действия грузин и армян
Грузинские и армянские отряды вели активные боевые действия. Им удалось захватить Гянджи. Дальнейшее продвижение сорвалось. Было получено известие, что русские во главе с Петром уходят в Астрахань. Союзники тоже разошлись по своим владениям.
Таким образом не удалось нанести совместный мощный удар по силам противника.
События 1723 года
В кампании 1723 года Петр I не принимал личного участия. Он осуществлял общее командование из Санкт-Петербурга. Матюшкин командовал меньшим отрядом, чем был во время первой кампании. Были проведены десантные операции, захвачены опорные пункты на побережье.
20 июня русские отряды вышли в поход на юг. В распоряжении отрядов была артиллерия, также поддерживал флот. 6 июля русские подошли к Баку.
Помимо этого, капитан-лейтенант Соймонов получил задачу найти место для строительства крепости на реке Кура.
Осада Баку
Осажденные ответили отказом на предложение сдачи.
21 июля защитники города предприняли вылазку, но были отбиты и отошли за укрепления. 7 гекботов встали напротив крепостных стен с моря. Успешный штурм серьезно повредил городские укрепления и уничтожил артиллерийские позиции противника. Поднявшийся ветер не позволил провести намеченный штурм.
Взятие Баку 1723
Корабли были отогнаны от стен. Защитники смогли починить стены, заделав проломы. Несмотря на это, 26 июля защитники капитулировали. Задача была успешно выполнена.
Окончание кампании
Вторжение войск Османской империи заставило персидского шаха запросить мирные переговоры у Петра 1. Договор был заключен, русский император обещал помощь. Русско-персидская война 1722 – 1723 гг была окончена.
Османы смогли захватить:
- Восточную Грузию;
- Азербайджан;
- Тифлис;
- Восточную Армению.
Действия русских отрядов остановили дальнейшую экспансию турок. Подписанный позднее договор установит границы обоих государств.
Карта Персидского похода
В Астрахань войска подходили в основном по Волге. Основная часть войска погрузилась на суда и достигла Аграханского залива. Кавалерия двигалась в эту точку по суше из Царицына. После соединения армия двинулась вдоль побережья Каспийского моря. Предстояло дойти до Южного Дагестана. После этого русская армия вошла в Дербент.
Итоги и последствия Персидского похода
Итоги Каспийского похода были благоприятны для России. Между Россией и Закавказьем начали укрепляться дипломатические и торговые отношения.
Петербургский мирный договор закрепил за Россией:
- Гилян;
- Астрабад;
- Дербент;
- Мазендаран;
- Баку.
Западное и южное побережье Каспийского моря было присоединено к Российской империи. Для охраны приобретенных земель был создан Низовой корпус. Опорные точки были снабжены всем необходимым для того, чтобы при необходимости вступить в бой с противником.
Петр Великий искал в Европе купцов, которые бы покупали восточные товары в России для последующей перепродажи.
Но отсутствие речного сообщения между Персией и Индией не позволило реализовать Петру Великому свои экономические идеи.
С Османской империей отношения были напряженными. Османы также хотели получить контроль над Каспийским регионом. Они оказывали помощь бунтующим с целью дестабилизации обстановки. Турки хотели самостоятельно и единолично вести торговлю в Каспийском регионе.
Крымское ханство активно пропагандировало войну против России. Англия не признавала Россию империей. Англичане не хотели усиления русских, в том числе их торговли с востоком. Дания и Швеция тоже не поддерживали Россию, потому что не хотели ее усиления на Балтике. Только Франция оказала поддержку русскому императору, потому что была заинтересована в союзе с Россией против Австрии и в укреплении торговых отношений.
Литература:
- Густерин П.
«Российская империя и Кавказ», 2014 г. - Лысцов В.П. «Персидский поход Петра I», 1951 г.
Персидский поход Петра 1 1722-1723 – кратко причины, ход, итоги и участники, самое главное
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 73.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 73.
Русско-персидская война 1722–1723 годов привела к значительному территориальному росту Российской империи на южном и западном берегах Каспийского моря, от Дербента до Астрабада. Это была последняя военная кампания в жизни Петра I и весьма успешная. Каспийский поход Петра I Великого кратко изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов.
Предыстория, подготовка и начало
Основным вектором внешней политики Петра I был европейский и северо-западный, то есть Северная война со Швецией. Однако после ее успешного завершения в 1721 году император решил взять под контроль торговые пути на берегу Каспия.
Рис. 1. Петр I.Петр I и ранее имел опыт активной внешней политики на юге.
В ходе походов 1695–1696 годов удалось взять под контроль крепости Азов, Таганрог и часть акватории Азовского моря, где был построен флот, но к 1713 году из-за поражения в Прутском походе эти земли вернули Османской империи. В 1717 году князь Бекович-Черкасский совершил неудачный поход на Хиву.
К 1720 году Петру I удалось добиться от ученых создания карты Каспийского моря и соседних земель, а также наладить контакты с союзниками на юге: калмыцким ханом Аюкой и грузинским царем Вахтангом VI.
Участниками похода, помимо русской армии, стали:
- донские и запорожские казаки;
- около 20 тыс. пехотинцев царской армии;
- до 10 тыс. кавалерии, в основном драгунов;
- 30 тыс. татарской конницы и войска калмыцкого хана и кабардинских князей — Астан-Бека и Мурзы.
В походе принял участие и построенный Казанским адмиралтейством флот. Он насчитывал около 200 легких судов, в основном транспортных, как парусных, так и гребных.
Датой начала Персидского похода Петра 1 стало 18 июля 1722 года. В тот день он высадился на западном берегу Каспийского моря, куда прибыл из Астрахани вместе с адмиралом Федором Апраксиным. Место высадки находилось недалеко от современной Махачкалы. Там появилась крепость Святого Креста, а в 1844 году было основано Петровское укрепление.
Рис. 2. Персидский поход Петра I. Карта.Ход и итоги боевых действий
Продвижение русской армии на юг в августе-сентябре 1722 года облегчил тот факт, что на ее стороне выступил тарковский шамхал и занял Дербент — ключевую крепость между Северным Кавказом и Закавказьем.
Осенью 1722 года активные боевые действия прекратились по причине сильной бури, потопившей корабли с провиантом. Однако осенью против персидской армии выступило грузинское войско Вахтанга VI и армянское под командованием священника Исаи. Они смогли захватить Гянджу, а в ноябре небольшой русский десант полковника Шипова захватил город Решт на южном берегу Каспийского моря, персы не смогли его выбить оттуда.
Петр I перезимовал в Астрахани и в следующем 1723 году из этого города руководил войсками. Самым главным событием похода 1723 года стало взятие Баку. Русской армией и флотом командовал Михаил Матюшкин — троюродный брат Петра I.
Эти военные успехи совпали с вторжением в Закавказье османской армии. Сил для сопротивления у персидского шаха Тахмаспа II не оставалось. В сентябре 1723 года персы подписали в Санкт-Петербурге мирный договор и, согласно его условиям, уступили России следующие города: Дербент, Баку, Решт, Астрабад. В следующем 1724 году был подписан Константинопольский договор с османским султаном Ахметом III. Турки признали за Россией побережье Каспия, а Петр I, наоборот, их права на земли Закавказья. В память о войне с персами была изготовлена медаль «За поход на Баку».
После смерти Петра I в начале 1725 года Российская империя оказалась в трудном положении из-за высоких военных расходов и огромных налогов. Персия окрепла, поэтому при императрице Анне Иоанновне власти Российской империи сделали ставку на союз в ней.
Все земли были возвращены по договорам в Реште в 1732 году и в Гяндже в 1735 году.
Что мы узнали?
В 1722–1723 гг. Петр I провел Персидский поход, в результате которого к Российской империи присоединились новые города и земли. Походы против персов дали временный успех. Через 10-12 лет все захваченные земли пришлось вернуть.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ruzil Rustamovich
9/10
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 73.
А какая ваша оценка?
Внешняя политика Петра | Western Civilizations I (HIS103) – Biel
Цель обучения
- Проанализировать внешнеполитические цели Петра и степень их достижения
Ключевые моменты
- Чтобы улучшить положение своей страны на море, Петр Великий стремился получить больше морских выходов.
Цель превращения России в морскую державу определяла внешнюю политику Петра. - Первые военные усилия Петра были направлены против турок-османов. Хотя его попытки получить доступ к Азовскому морю в конечном итоге потерпели неудачу, его союз с Османской империей против Персии позволил ему получить доступ к Каспийскому морю.
- Правление Петра ознаменовалось Великой Северной войной, в которой он и его союзники успешно бросили вызов господству Швеции в Балтийском регионе. В результате этой войны Россия получила обширные прибалтийские территории и стала одной из величайших держав Европы.
- Хотя при Петре Россия формально не вела войн с Польшей-Литвой, Петр максимально использовал внутренний хаос и борьбу за власть в Речи Посполитой. Он закрепил за собой ранее польско-литовские территории на Украине и оказал влияние на внутреннюю политику Речи Посполитой.
- Внешняя политика Петра превратила царство в Российскую империю и сделала Россию одним из самых могущественных государств Европы и крупным игроком в мировой политике.

Условия
Торнский договор
Договор, заключенный в 1709 году между Августом Сильным из Польши и Литвы и Петром Великим из России во время Северной войны. Стороны возродили свой союз, который Карл XII Шведский разрушил в Альтрансштедтском договоре (1706 г.), и договорились о восстановлении польской короны Августу.
Великая Северная война
Конфликт 1700–1721 годов, в котором коалиция во главе с Российским царством успешно оспаривала господство Шведской империи в Центральной, Северной и Восточной Европе. Первыми лидерами антишведского союза были Петр Великий из России, Фридрих IV из Дании-Норвегии и Август II Сильный из Саксонии-Польши.
Ништадтский договор
Последний мирный договор Северной войны 1700–1721 гг. Он был заключен между Российским царством и Шведской империей в 1721 году в тогдашнем шведском городе Нистад. Это сместило баланс сил в Балтийском регионе от Швеции к России.
Вечный мир 1686 года
Договор между Царством Российским и Речью Посполитой, подписанный в 1686 году в Москве.
Договор закрепил за Россией владение левобережной Украиной плюс правобережный город Киев. К России отошли также область Запорожской Сечи, северные земли, города Чернигов, Стародуб, Смоленск и их окраины, а Правобережная Украина осталась за Польшей.
Петр Великий стал царем в 1682 г. после смерти старшего брата Федора, но фактическим правителем стал только в 1689 г.. Он приступил к реформированию страны, пытаясь превратить Российское царство в модернизированную империю, опирающуюся на торговлю и сильную, профессиональную армию и флот. Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию на современный лад и мечтал сделать Россию морской державой. Чтобы улучшить положение своей страны на море, Петр стремился получить больше морских выходов. Его единственным выходом в то время было Белое море в Архангельске. Балтийское море контролировалось Швецией на севере, а Черное и Каспийское моря контролировались Османской империей и Сефевидской империей на юге соответственно.
Первые военные усилия Петра были направлены против турок-османов. После того, как турки не смогли взять Вену в 1683 г., Россия присоединилась к Австрии, Польше и Венеции в Священной лиге (1684 г.), чтобы оттеснить турок на юг. Россия и Польша подписали Вечный мирный договор 1686 года, по которому Польша-Литва согласились признать присоединение к России Киева и Левобережной Украины. Русско-турецкая война 1686–1700 годов последовала как часть совместных усилий Европы по противостоянию Османской империи (более крупный европейский конфликт был известен как Великая турецкая война). Во время войны русская армия организовала Крымские походы 1687 и 1689 годов., закончившейся поражениями русских. Несмотря на эти неудачи, Россия предприняла азовские походы в 1695 и 1696 годах и успешно заняла Азов (северное продолжение Черного моря) в 1696 году. Однако успехи длились недолго. Русско-османская война 1710–1711 годов, также известная как Кампания на реке Прут, разразилась в результате поражения Швеции от Российской империи в Полтавской битве (1709 года) во время продолжавшейся Великой Северной войны.
Конфликт был завершен Прутским мирным договором 1711 года, по которому Россия возвращала Азов османам, а русский Азовский флот был уничтожен.
Взятие Азова русским императором Петром Великим (на коне) Адрианом ван Шунебеком, (1699 г.). Хотя Петр успешно занял Азов в 1696 году, завоевания длились недолго. Русско-османская война 1710–1711 годов завершилась Прутским договором 1711 года, по которому Россия возвращала Азов османам.
Однако Петру удалось получить выход к Каспийскому морю. Во время русско-персидской войны (1722–1723 гг.) России удалось завоевать участки территорий Сефевидского Ирана на Северном Кавказе, в Закавказье и на севере материкового Ирана, в то время как турки-османы вторглись и завоевали все иранские территории на западе. Два правительства в конце концов подписали договор 1724 года в Константинополе, разделив между собой большую часть Ирана. Присоединенные иранские земли, расположенные к востоку от слияния рек Курош (Кур) и Аракс, были отданы русским, а земли на западе достались османам.
Между 1560 и 1658 годами Швеция создала балтийскую империю с центром в Финском заливе. Петр Великий хотел восстановить присутствие на Балтике, вернув доступ к территориям, которые Россия уступила Швеции в первые десятилетия 17 века. В конце 1690-х годов авантюристу Иоганну Паткулю удалось заключить союз России с Данией и Саксонией по секретному Преображенскому договору. Когда Август II Сильный, курфюрст Саксонии, получил польскую корону в 1696 году, Речь Посполитая, находившаяся в конфликте со Швецией с середины 17 века, автоматически стала членом союза.
В 1700 году Петр при поддержке своих союзников объявил войну Швеции, которой в то время руководил восемнадцатилетний король Карл XII. Тройная атака на шведскую Гольштейн-Готторп, шведскую Ливонию и шведскую Ингерманландию не сокрушила неопытного Карла XII. Швеция парировала датские и русские атаки на Травендаль и Нарву и в контрнаступлении оттеснила войска Августа II через Речи Посполитой в Саксонию, по пути свергнув Августа с престола и вынудив его признать поражение по Альтрансштадтскому договору (Август был восстановлен в 1709 г.
). Договор также обеспечил экстрадицию и казнь Паткула, архитектора антишведского союза. Тем временем Петр I оправился и укрепился в прибалтийских провинциях Швеции. Карл XII двинулся из Саксонии в Россию, чтобы противостоять Петру, но кампания закончилась разгромом основной шведской армии в решающей Полтавской битве 1709 года (на территории современной Украины) и изгнанием Карла в османские Бендеры. После Полтавы антишведская коалиция, к тому времени дважды распадавшаяся, была восстановлена, к ней впоследствии присоединились Ганновер и Пруссия. Оставшиеся шведские войска в пораженных чумой районах к югу и востоку от Балтийского моря были изгнаны, а последний город, Рига, пал в 1710 году. Собственно Швеция была захвачена с запада Данией-Норвегией, а с востока — Россией. оккупировали Финляндию к 1714 году. Датские войска потерпели поражение. Карл XII открыл норвежский фронт, но был убит во Фредрикстене в 1718 году9.0027
Война закончилась поражением Швеции, в результате чего Россия стала новой доминирующей державой в Балтийском регионе и главной силой в европейской политике.
Формальное завершение войны было отмечено шведско-ганноверским и шведско-прусским Стокгольмским договором (1719 г.), датско-шведским договором во Фредериксборге (1720 г.) и русско-шведским договором в Ништадте (1721 г.). Во всех них Швеция уступала своим противникам некоторые территории. В Нистаде король Швеции Фридрих I официально признал передачу Эстонии, Ливонии, Ингерманландии и Юго-Восточной Финляндии России, в то время как Россия вернула большую часть Финляндии Швеции. В результате Россия получила обширные прибалтийские территории и стала одной из величайших держав в Европе.
Подписание Ништадтского договора (1721 г.) Питером Шенком (II). Нистад продемонстрировал решающий сдвиг в европейском балансе сил , вызванный Великой Северной войной: эпоха шведской империи закончилась, и Швеция вступила в Эпоху свободы, а Россия возникла как новая империя.
Хотя во время правления Петра Россия формально не вела войн с Польшей-Литвой, Петр максимально использовал внутренний хаос и борьбу за власть в Речи Посполитой.
После Полтавы власть Августа II была восстановлена благодаря поддержке Петра (Терновый договор) и во многом вопреки воле польско-литовской знати. Вскоре Август безуспешно хотел прекратить свое участие в Северной войне и освободиться от зависимости от Петра. Попытки заключить мир со Швецией, который укрепил бы позиции Августа в отношениях с Петром, оказались тщетными. В конце концов, Саксония-Содружество оказалось единственной державой в победившей коалиции без территориальных приобретений.
Польско-литовская знать сопротивлялась саксонскому правлению и войскам в Польше, что привело к военному сопротивлению. Однако распространяющееся движение, неспособное выполнить свою миссию в одиночку, попросило посредничества Петра I. Август согласился, и последовали несколько месяцев переговоров при содействии русского посла, при этом боевые действия все еще продолжались с перерывами. В конце концов Август потребовал вмешательства русских войск, польско-литовская знать потерпела поражение от саксов в 1716 году, и в Варшаве был подписан договор между королем и польско-литовской знатью.
Посредничество и надзор царского государства ознаменовали поворотный момент в польско-литовско-русских отношениях.
Август все же смог в значительной степени освободиться от протектората Петра, но взамен был исключен из переговоров по Ништадтскому договору. Россия захватила Ливонию, территорию, за которую исторически оспаривали Швеция, Россия и Польша-Литва, и Содружество больше не имело границы со Швецией. В реальном выражении Польша, помимо Швеции, стала главной жертвой войны из-за ущерба, нанесенного ее населению, экономике, степени независимости, способности действовать политически и способности к самообороне.
4.3 Империя Сефевидов – Всемирная история Том 2, с 1400
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определите факторы, способствовавшие возникновению империи Сефевидов
- Обсудите сходства и различия между исламом двунадесятников и суннитским исламом
- Опишите политическую структуру империи Сефевидов
К востоку от османских земель в начале шестнадцатого века возникла еще одна исламская империя.
Основанная в Иране, империя Сефевидов в период своего расцвета управляла большей частью территории, которая сейчас является Арменией, Азербайджаном, Бахрейном, Грузией и Ираком, а также частями нескольких соседних стран, включая Турцию, Туркменистан и Узбекистан (рис. 4.19).). Подобно османам и моголов, Сефевиды создали мощную армию, управляли сильным и хорошо организованным центральным государством и способствовали развитию климата, в котором процветала художественная и интеллектуальная культура. Сефевиды также ввели шиизм в качестве государственной религии в то время, когда население Ирана было в основном суннитами, и тем самым они способствовали глубокому расколу между шиизмом и суннизмом, который продолжает характеризовать отношения между Ираном и другими исламскими странами сегодня.
Рисунок
4.19Империя Сефевидов.
На этой карте показана империя Сефевидов (зеленый цвет) в наибольшей степени, включая спорные территории (точки), где Сефевиды оказались в конфликте с Османской империей (оранжевый цвет) и узбекскими правителями Бухарского ханства (фиолетовый цвет).
(авторство: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)
Расцвет империи Сефевидов
Сефевиды начинались не как политическая династия, а как наследственные лидеры суфийского ордена, базировавшегося в городе Ардебиль, расположенном на северо-западе современного Ирана. Орден в Ардебиле был основан в тринадцатом веке суфийским мастером Захедом Гилани, и мало что известно о его верованиях и практиках на самых ранних этапах его существования. Мы знаем, что Захед назначил своим преемником своего зятя и ученика Сафи ад-Дина Ардабили, что разозлило его семью и некоторых его последователей.
Сафи ад-Дин переименовал орден в свою честь — Сафавийа — и провел ряд реформ, превративших его из местного ордена в религиозное движение, которое искало последователей со всего Ирана и соседних стран. Хотя происхождение Сафи ад-Дина утеряно для истории, обычно считается, что он происходил из семьи азербайджаноязычных курдов, хотя даже это неясно.
(Азери — тюркский язык.) Семья Сефевидов позже утверждала, что Сафи ад-Дин был потомком Пророка через дочь Мухаммеда Фатиму и зятя Али ибн Аби Талиба. Эта генеалогия, скорее всего, была изобретена придворными историками во время правления шаха Исмаила I в шестнадцатом веке. Однако некоторые ученые пошли еще дальше и расширили историю семьи до библейского Адама.
Первоначально, как и большая часть населения Ирана, Сефевиды были преимущественно мусульманами-суннитами. Как и у многих суфийских орденов, их идеология включала элементы как суннитских, так и шиитских доктрин, чтобы провозгласить универсальное послание и привлечь последователей из обеих сект. Однако правнук Сафи ад-Дина Джунайд внес несколько изменений в доктрину ордена, приняв специфически шиитские идеи. Джунайд считал, что Сефевиды должны использовать свой народный религиозный мандат, чтобы добиваться военной и политической власти для себя, и он нашел шиитскую доктрину более подходящей для его видения.
Сын Джунайда Хайдар создал прочную политическую и военную основу, учредив военный орден Сефевидов, известный как гызылбаши, в честь их характерных красных шапок ( гызыл означает «красный» на азербайджанском языке).
Хайдар объявил христианским жителям Кавказа религиозную войну, но чтобы добраться до них, ему пришлось пройти через территорию Ширваншахов, которые были в союзе с его врагами. Хотя сначала ему удалось договориться о безопасном проходе для своей армии, ширваншахи, уже обеспокоенные растущей мощью Хайдара, использовали его возможное нападение на один из их городов как предлог для объявления войны Сефевидам. Хайдар был убит в бою в 1488 году. Его место занял его сын Али Мирза, но через несколько лет его столица в Ардебиле была завоевана его врагами. Али Мирза также был убит, а его младший брат Исмаил был отправлен в ссылку.
Получив приют у союзников, двенадцатилетний Исмаил вышел из изгнания в 1499 году, заявив, что он Махди или мессия, и начал сплачивать войска кызылбашей, которые сражались за его отца и брата. Они предприняли военную кампанию, одерживая победу за победой, пока в июле 1501 г. Исмаил не вошел в столицу ширваншахов Тебриз и не объявил себя шахом, или императором, всего Ирана (рис.
4.20). В то время он управлял только Азербайджаном и частью Кавказа. Однако к 1511 году войска Исмаила вытеснили узбекский народ за реку Оксус, установив восточные границы современного Ирана. Сефевиды также совершали вторжения в восточную Анатолию; это вызвало конфликт с Османской империей, который продолжался на протяжении всего правления Сефевидов. Войска Исмаила не только оккупировали приграничные города империи, но и начали вербовку в свою армию среди этнических тюркских племен восточной Анатолии и поощряли мусульман-шиитов на османских землях к восстанию против суннитских правителей.
Рисунок 4.20 Шах Исмаил. Империя Сефевидов была столь же этнически разнообразна, как и Османская империя. На этом портрете шаха Исмаила работы итальянского живописца шестнадцатого века, например, хорошо видны рыжеватые волосы шаха, возможно, доставшиеся в наследство от его греческой бабушки. (кредит: «Портрет шаха Исмаила I из Персии», Галерея Уффици/Викисклад, общественное достояние)
В ответ османский султан Баязид II депортировал шиитов своей империи из Анатолии в другие регионы, где они не смогли бы прислушаться к призыву Сефевидов.
Поскольку Сефевиды продолжали продвигаться на запад, на территорию Османской империи, сын Баязида Селим I в ответ вторгся в Иранский Азербайджан, опустошив Тебриз в 1514 году и попытавшись уничтожить Гызылбаш. Потеря его столицы Тебриза врагом — и к тому же мусульманином-суннитом — стала огромным ударом по положению шаха Исмаила среди его собственных армий, усугубленным тем фактом, что он объявил себя непобедимым на основании своего вымышленного полубожественного происхождения.
После смерти Исмаила в 1524 году последовали десять лет внутренних раздоров, когда соперничающие фракции кызылбашей боролись за господство и право быть регентом десятилетнего наследника Исмаила Тахмаспа. Тахмасп стал самым продолжительным правящим сефевидским шахом. Разочарованный своим опытом преодоления соперничества внутри кызылбашей, он начал использовать порабощенных христиан из Черкесии и Грузии в дворцовой администрации и на государственных службах вместо членов кызылбашей. Однако Тахмасп столкнулся с рядом проблем дома и за границей.
Хотя он успешно отразил попытку узбеков вторгнуться в северо-восточный Иран, они оставались угрозой для востока, и война с османами разгорелась вскоре после этого, когда армии Сулеймана вторглись в Иран в середине 1530-х годов. Желание Тахмаспа отразить турецкую угрозу привело его к союзу с восходящей европейской державой, империей Габсбургов.
Император Габсбургов Карл V, обеспокоенный продвижением османов к Вене, обратился сначала к Исмаилу, а затем к Тахмаспу с предложением союза. По соглашению Сефевиды будут атаковать османов всякий раз, когда османы будут атаковать Габсбургов, чтобы разделить османскую армию между двумя фронтами битвы и тем самым ослабить ее. В 1536 г. османы официально заключили свой союз с королем Франции, врагом Габсбургов, который послал военного советника для консультирования султана Сулеймана по поводу его войны с Ираном в 1547 г.
Однако два десятилетия войн сильно ударили по иранской экономике, и Тахмасп стремился к миру с османами.
По Амасийскому миру, заключенному в 1555 г., Армения и Грузия были разделены между двумя империями; османы получили контроль над Ираком и доступ к Персидскому заливу, а контроль Ирана над Азербайджаном был гарантирован. Тахмасп также перенес свою столицу из Тебриза в Казвин, ближе к Каспийскому морю и с меньшим риском захвата или осады османскими войсками. Два государства наконец сложили оружие и объявили мир, продлившийся более тридцати лет.
Однако это не длилось вечно. Границы Ирана были в безопасности в конце правления Тахмаспа, но его сын и внук были неэффективными лидерами, которым не удалось удержать соперничество кызылбашей от новой дестабилизации страны, что привело к новым вторжениям османских и узбекских войск. Внук Тахмаспа Аббас I, которого обычно считают сильнейшим сефевидским шахом, а также одним из величайших правителей в истории Ирана, снова был вынужден взяться за оружие (рис. 4.21). Во время его правления государство Сефевидов достигло пика своего военного, политического и экономического могущества.
Аббас I реформировал военную и гражданскую службу и построил образцовую столицу Исфахан, которая остается одним из шедевров персидского исламского искусства и архитектуры.
Рисунок 4.21 Шах Аббас И. На этой детали из серии картин XVII века, украшающих стены дворца Чехель-Сотун в Исфахане, Иран, изображен шах Аббас I, правивший Ираном в период расцвета власти династии Сефевидов. (кредит: «Аббас I из Персии» Неизвестный / «ТРАДЖАН 117» / Викисклад, общественное достояние)
К тому времени, когда семнадцатилетний Аббас был коронован шахом в 1588 году, в Иране царил хаос. После ведения войны с узбеками Аббас понял, что сражаться с османами, когда страна находится в состоянии потрясений, будет почти невозможно. В результате он подписал мирный договор в 159 г.0, который отдал почти половину своей территории, включая бывшую столицу Тебриз, османам. Затем Аббас вернулся к проблеме, поднятой его дедом: укрощению гызылбашей, споры с которыми ввергли Иран в гражданский конфликт, который дважды едва не привел страну к краху.
Его дед приобрел более тридцати тысяч порабощенных людей, нанятых государственными служащими и дворцовыми администраторами; снова обратившись к Кавказскому региону, Аббас решил также создать корпус порабощенных солдат, подобно османским янычарам.
Со своей новой армией за спиной Аббас взялся вернуть территории, потерянные узбеками и османами. Войска Сефевидов быстро отвоевали Хорасан у узбеков и двинулись дальше в Азербайджан. Османы запросили мира в 1612 году, уступив Кавказ иранцам. Попытка вернуть себе территорию в 1618 году привела к сокрушительным потерям для османов.
Несмотря на почти непрекращающуюся войну, за это время Иран достиг новых культурных и экономических высот. В 1598 августа Аббас перенес свою столицу из Казвина в Исфахан на центрально-иранском плато, подальше от постоянно меняющихся границ с османами и узбеками, ближе к Персидскому заливу и вновь прибывшим торговцам британских и голландских Ост-Индских компаний. Город был построен как экспонат, с административными зданиями и общественными рынками, открывающимися на огромной площади Накш-э Джахан («Образец мира») (рис.
4.22).
Рисунок 4.22 Площадь Накш-э-Джахан. Мечеть Шаха, построенная Аббасом I, расположена на южной стороне площади Накш-и-Джахан в центре Исфахана. Площадь, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, до сих пор служит местом сбора. (кредит: «Площадь Накш-е Джахан», Биджан Техрани/Wikimedia Commons, CC BY 2.0)
Центр города был уникальным. Здесь могли смешаться все слои общества, от членов королевского двора, чей павильон выходил на площадь, до шиитского духовенства, чья мечеть находилась в южной части площади, до иностранных сановников, военных, торговцев и простолюдинов. Бесплатная столовая раздавала нуждающимся бесплатную еду, а иногда площадь расчищали для игр в поло, публичных церемоний и фестивалей. Чтобы заселить свою новую столицу, Аббас приказал поселить в ней несколько разных групп населения, включая армян, евреев, черкесов и другие кавказские народы, многие из которых были перемещены во время его войны против османов на их родине. Собор, построенный по приказу Аббаса для армян-христиан, до сих пор служит этой общине в Исфахане.
После смерти Аббаса государство Сефевидов столкнулось с новой внутренней угрозой, на этот раз со стороны грузинского царства Кахети. После того, как Аббас приказал массово депортировать грузин в центральный Иран, он послал турок-огузов (туркменов) заселить этот район; Однако оставшееся местное население отказало им в этом и подняло военный мятеж. Хотя Сефевидам в конечном итоге удалось восстановить власть, они так и не достигли прежнего уровня контроля.
900:26 Иран также продолжал сталкиваться с угрозами извне. В начале восемнадцатого века при царе Петре Великом Россия начала посягать на северные берега Каспийского моря и бороться за влияние на Кавказе. Войска Петра Великого заняли Кавказ в ходе русско-персидской войны 1722–1723 годов, а османы вновь оккупировали северо-запад Ирана. Выход европейских кораблей на торговлю в Индийском океане отрезал большую часть прямого доступа Ирана к Африке и Южной Азии. В течение 1730-х годов Надир Афшар, один из вассалов Сефевидов, зарекомендовал себя как сильный военный правитель.
Он смог обратить вспять многие территориальные потери Ирана русским и османам; однако он не был заинтересован в разделении власти. В 1736 году Надер сверг младенца Аббаса III и короновал себя шахом, положив конец империи Сефевидов и основав недолговечную династию Афшаридов.Установление шиизма в качестве государственной религии
Сефевиды объявили шиитский ислам государственной религией Ирана в начале 1500-х годов, и он остается таковым по сей день, охватывая около 10 процентов мусульманского населения мира. Шиитское движение возникло из-за спора о преемнике Мухаммеда после его смерти в 632 году. Одна фракция, которая стала известна как сунниты, поддержала кандидатуру Абу Бакра ас-Садика, тестя Мухаммеда. Другая фракция хотела, чтобы лидерство осталось в биологической семье Мухаммеда, и поддержала Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, которого, по их мнению, Пророк выбрал своим преемником. Эта группа стала известна как шииты.
Шииты верят, что Али, который наконец сменил Усмана и стал лидером мусульманской общины в 656 году, был первым законным имамом, титул, который они дают своему духовному лидеру, а не «халиф». Они рассматривают линию Мухаммеда, ведущую свое происхождение от Али и его жены Фатимы, дочери Мухаммеда, как единственный источник окончательного религиозного руководства. Около 95 процентов шиитов также верят, что Али был первым из двенадцати непогрешимых лидеров, избранных Богом, поэтому эту секту часто называют двунадесятниками. Двунадесятники считают, что двенадцатый и последний имам, Мухаммад аль-Махди, ушел в «мистическое укрытие» в девятом веке и вернется вместе с Иисусом, чтобы победить зло на земле и возвестить Судный день. Остальные 5 процентов шиитов — это зайдиты или севенеры, секта, основанная Зайдом, правнуком Али, которые не согласны с двунадесятниками по поводу личности седьмого имама.
Сунниты уважают Али и всех Двенадцать имамов, но они не верят, что только Двенадцать были избраны Богом для руководства мусульманской общиной.
По их мнению, любой благочестивый человек, последовавший примеру Мухаммеда, мог возглавить мусульманскую общину.
Суннитские халифы империй Омейядов и Аббасидов официально не терпели шиизм из-за того, что он воспринимался как вызов их правлению. По этой причине большинство шиитских движений развивалось далеко за пределами контроля этих халифатов, в таких местах, как Марокко, Йемен, Иран и Центральная Азия. После завоевания Багдада монголами в 1258 году суннитский халифат стал слабым подставным лицом, обладавшим лишь символической властью. В период монгольского господства над Ираном и Кавказом различие между шиитами и суннитами стало менее важным, чем раньше. Когда Исмаил короновал себя шахом в 1501 году, большую часть населения Ирана составляли сунниты. Когда он объявил двунадесятный шиизм государственной религией Ирана, он надеялся объединить своих иранских подданных, заставив их принять форму ислама, которая придала бы им уникальную идентичность и отличала их от их военных и политических врагов, османов и узбеков.
, которые оба были суннитами.
Историки в целом согласны с тем, что усилия Сефевидов по обращению мусульман своей империи в шиизм основывались на принуждении и силе. Шах Исмаил, считавший себя непогрешимым и полубожественным, считал, что его твердые религиозные убеждения позволили ему занять иранский трон, и он использовал свой политический и военный авторитет, чтобы навязать стране свою религиозную идеологию (рис. 4.23). Он приказал всем мусульманам-суннитам Ирана стать шиитами. Суннитским священнослужителям и теологам был предоставлен выбор обращения или изгнания. Суннитам, сопротивлявшимся обращению, но оставшимся в Иране, грозила смерть. Чтобы распространять новые верования и приобретать новообращенных, Исмаил привозил в Иран шиитских ученых из Ливана и Сирии. Он использовал государственные средства для строительства школ, в которых преподавались шиитские верования, и для строительства святынь Али и членов его семьи. Исмаил также пригласил иностранных шиитов, живущих в местах, где они подвергались преследованиям со стороны суннитского большинства, переехать в Иран, пообещав им землю и защиту.
Рисунок 4.23 Шиизм как государственная религия. На этом изображении из персидской истории его правления, написанной около 1650 года, сефевидский правитель Шах Исмаил (одетый в белое) стоит на ступенях мечети перед своей коронацией, читает проповедь от имени Двенадцати имамов и эффективно заявляет Шиизм станет государственной религией Ирана в 1501 году. Домен)
Усилия Сефевидов по обращению в ислам оставили долгий след в исламском мире. Хотя к моменту окончания эпохи Сефевидов в 1736 году большинство мусульман в Азербайджане и Иране считали себя шиитами, Надир-шах попытался восстановить суннизм как доминирующую секту. Но общественного энтузиазма было мало, и после его смерти большинство тех, кто заявлял о принятии суннизма во время его правления, незаметно вернулись в шиизм. Однако в то же время политика обращения Сефевидов в христианство привела к тому, что напряженность между суннитами и шиитами достигла уровня, невиданного со времен смерти Мухаммеда.
Враждебность между сектами, которая продолжается и сегодня, обычно восходит к эпохе Сефевидов и военному соперничеству династии с османами, особенно после того, как султан получил суннитский титул халифа в 1517 г.
Сефевиды в целом были более терпимы к немусульманам, чем к суннитам. Тем не менее сефевидские правители были агрессивны по отношению к армянам, грузинам и другим христианам Кавказского региона, которых они считали потенциально мятежными. Они стремились контролировать это население, порабощая или депортируя его членов, и дворянам часто требовалось перейти в шиизм. Однако христианам в других частях царства Сефевидов была предоставлена значительная свобода строить церкви и уважать свои обычаи и верования. Аббас I был особенно снисходителен к армянскому христианскому населению Исфахана из-за их участия в прибыльном производстве и экспорте шелка. Испания и Ватикан направили в Иран несколько посольств в надежде привлечь его в качестве союзника против османов. Папа также надеялся, что Аббас разрешит строительство собора в своей новой столице Исфахане, но по прибытии его эмиссары уже обнаружили там три римско-католических церкви (рис.
4.24).
Рисунок 4,24 Собор Святого Спасителя в Исфахане. Интерьер армянского христианского собора Святого Спасителя в Исфахане, построенного в 1606 году, включает в себя как христианские образы, такие как сцены из жизни Христа, так и декоративную плитку в исламском стиле. (кредит: «Армянские фрески» Дэвида Стэнли/Flickr, CC BY 2.0)
Сефевидское правительство и культура
В период правления Сефевидов Иран был этнически весьма разнообразным. Считается, что Сафи ад-Дин происходил из семьи курдов, говоривших на азербайджанском языке. По мере развития ордена Сефевидов его члены вступали в брак с другими тюркскими группами, такими как туркмены, лары и бахтияри, а также с грузинами, армянами и понтийскими греками-христианами на их землях и приграничных территориях. Через свою мать Шах Исмаил I происходил из династии Комнинов, когда-то правившей Византийской империей. Он использовал персидский язык в качестве языка правительства и сочинял стихи на азербайджанском языке, способствуя его развитию как литературного языка.
Кызылбаши были в основном турками, еще одной тюркской группой со своим языком. Различные группы персоязычных народов жили на Иранском нагорье и обычно назывались «таджиками».
Сефевидские шахи с осторожностью относились к группам, которые стремились оказать слишком большую власть над ними и правительством. Одна из причин, по которой гызылбаши в конечном итоге были заменены дворцовыми администраторами, бюрократами и военной элитой, заключается в том, что они время от времени использовали свою коллективную власть, чтобы сделать некоторых из более слабых шахов просто подставными лицами. Однако ниже шаха и могущественной элиты иерархия Сефевидов была уникальной для своего времени тем, что в значительной степени основывалась на заслугах; Ценность и талант, а не статус или происхождение, были ключом к восходящей карьере. Даже те, кто занимал наследственные должности, должны были доказать свою дееспособность или быть заменены. Эта система привлекала самых ярких и талантливых на государственную службу, одновременно предотвращая развитие укоренившейся и неконтролируемой аристократии.
Подъем шиизма создал новую религиозную иерархию в Иране. Учитывая спонсирование секты государством, шииты улама часто могли действовать как посредники между народом и правительством. Например, они сформировали ранний союз с купцами, создав и управляя вакфами для защиты имущества и активов купцов. Благодаря этому союзу многие члены улемов сами стали землевладельцами, создав религиозную аристократию, которая дала им определенный уровень политической независимости. Когда в последние годы государство Сефевидов ослабло, улама смогли вмешаться и использовать свое недавно приобретенное богатство на благо своих сообществ. Это укрепление прямых связей между улемами и народом, а также отделение религиозного истеблишмента от государства считается одной из причин, по которой шиизм долго пережил эпоху Сефевидов.
Стабильность системы Сефевидов позволила процветать искусству и культуре; Эпоха Сефевидов считается одной из вершин персидско-исламской культуры.
Развивались две отдельные школы живописи: туркменская школа в западном Иране и школа Тимуридов, базирующаяся в Герате (на территории современного Афганистана). Шах Тахмасп поддерживал обе школы в мастерской королевской живописи, куда мастеров живописи приглашали для работы с роскошными материалами, такими как сусальное золото и молотый лазурит (рис. 4.25).
Рисунок 4,25 Шах Тахмасп. На этой детали миниатюры шестнадцатого века персидского художника Фарруха Бека изображен Шах Тахмасп, великий покровитель искусств. Узоры на одежде Тахмаспа украшены золотом. (кредит: «Шах Тахмасп в горах», автор: Freer Gallery of Art/Wikimedia Commons, Public Domain)
Одним из самых известных достижений мастерской Тахмаспа была иллюстрированная версия Шахнаме , национального эпоса Ирана, написанного поэтом Фирдоуси в десятом веке. Миниатюрная живопись Сефевидов остается одним из самых ценных образцов изобразительного искусства. Иранская керамика стала высоко цениться на экспорт из-за ее поразительного сходства по стилю и качеству с заветным китайским фарфором с еще более замысловатой росписью.
Некоторые художники-керамисты Сефевидов дошли до того, что ставили фальшивую марку китайской мастерской на оборотную сторону своих изделий, чтобы увеличить их стоимость.
За пределами книги
Искусство книги
Наиболее характерными и ценными произведениями искусства эпохи Сефевидов были иллюминированные рукописи известных текстов, украшенные миниатюрными рисунками. В этих картинах художники использовали красители на минеральной основе, которые давали яркие и стойкие цвета (рис. 4.26). Состоятельные меценаты заказывали художникам, например, в мастерской Шаха Тахмаспа, рисовать эти миниатюры либо для иллюстрации книг, либо для хранения в качестве отдельного произведения искусства в альбоме подобных работ.
Рисунок
4,26
Праздник Сада.
На этой персидской миниатюре, созданной в мастерской Шаха Тахмаспа, изображен праздник Сада, мифическое событие, посвященное открытию огня. (Источник: «Праздник Сады», фолио 22v из Шахнамы (Книги царей) Шаха Тахмаспа», Фирдоуси/Метрополитен-музей, дар Артура А.
Хоутона-младшего, 1970 г. / Викисклад, общественное достояние)
Искусство этих миниатюрных картин опирается на стиль, называемый «нерепрезентативным». Вместо того, чтобы изображать сцену натуралистично, он использует принудительную или даже невозможную перспективу, чтобы показать действие на нескольких ярусах, раскрывая активность за дверями или стенами, которую некоторые предметы на картине не могут видеть. Субъекты, даже если они спонсировали работу, обычно идеализируются, а не настоящие люди. Изображение человеческого тела временами запрещалось в исламском искусстве; в персидских иллюминированных рукописях художники использовали изображение, чтобы привлечь внимание зрителя к конкретному человеку, не представляя его точно.
Миниатюры были важной формой персидского искусства задолго до появления Ислама; Персидские художники высоко ценились при дворе Аббасидов, и художественные стили, заимствованные из их работ, такие как нефигуративные элементы, используемые в границах миниатюр, позже использовались для украшения рукописей Корана.
Несмотря на сильное соперничество между османами, сефевидами и моголами, все три империи производили картины этого типа (рис. 4.27). Несмотря на сильное влияние персидских миниатюр, миниатюры Великих Моголов, как правило, представляли более реалистичное изображение животных и людей.
Рисунок 4,27 Образ Рамы. На этой миниатюре, созданной в Империи Великих Моголов в 1594 году, показана сцена из «Рамаяны » года, санскритского эпоса о Раме, воплощении индуистского бога Вишну. Рама, сидящий под деревом рядом со своим братом Лакшманой, обращается к Хануману, царю обезьян. (Источник: модификация работы «Миниатюра из Рамаяны, Индия, Великие Моголов, 1594 г.» Ричарда Мортела/Коллекция Дэвида, Копенгаген/Викимедиа Коммонс, CC BY 2.0)
Миниатюры Сефевидов высоко ценятся сегодня; некоторые из лучших экземпляров были проданы на аукционах за миллионы долларов.
- Что общего в картинах Сефевидов и Великих Моголов? Чем похожи их стили?
- Чем могут объясняться различия в стиле картин Сефевидов и Моголов?
Как королевская мастерская Тахмаспа была для живописи, так и столица Аббаса в Исфахане была для архитектуры.
В то время как площадь Накш-и-Джахан была в центре внимания, в городе также был широкий усаженный деревьями проспект под названием Чахар-Баг, протянувшийся более чем на четыре километра от площади до королевского загородного поместья (рис. 4.28). Эта улица была окружена дворцами и скверами с фруктовыми деревьями и фонтанами с проточной водой. Город был спроектирован как услада для чувств, с использованием художественных мотивов в плитке и каллиграфии, широких широких арок и куполов, имитирующих небо, звуков бегущей воды и ветра, дующего сквозь листву, и запахов цветущих кустарников и деревьев. Бриз. Позже шахи Сефевидов продолжали расширять Исфахан, добавляя здания, проспекты и мосты, а также вводя в эксплуатацию сооружения в других городах на основе стиля, культивируемого в столице. Многие из них теперь являются символами иранской государственности.
Рисунок
4,28
Мост Си-о-Се-Поль в Исфахане.
Мост Си-о-Се-Поль («тридцать три арки») в Исфахане, построенный между 1599 и 1602 годами, ведет через реку Заяндеруд по широкому проспекту под названием Чахар Баг.
(кредит: «Си-о-се Пол («33 моста» или «Мост 33 арок»), также называемый «Мост Аллаха-Верди-хана» Реза Хаджи-пур/Викимедиа Коммонс, CC BY 3.0)
Как и в Османской империи, богатые сефевидские женщины подняли свой общественный статус, став покровительницами искусств и построив общественные здания. Королевские и элитные женщины часто финансировали строительство или обслуживание караван-сараев, демонстрируя ценность торговли как для государства, так и для личного богатства. Сефевидское искусство и художественная продукция отражали расположение Ирана в центре мировых торговых путей, включая элементы и стили из стран, с которыми Иран вел торговлю. Производство шелка было одной из важнейших отраслей промышленности Ирана. Персидские ковры из шелка и шерсти пользовались большим спросом в Европе и других частях исламского мира. Ковер Ардебиль, до сих пор являющийся одним из крупнейших существующих персидских ковров, был сделан в период Сефевидов. Его размеры 34 1/2 на 17 1/2 фута, и он выставлен в лондонском Музее Виктории и Альберта.




«Российская империя и Кавказ», 2014 г.
Цель превращения России в морскую державу определяла внешнюю политику Петра.