Русский путешественник афанасий никитин: Афанасий Никитин, русский путешественник — интернет энциклопедия для студентов

Афанасий Никитин, русский путешественник — интернет энциклопедия для студентов

  1. Начало деятельности Афанасия Никитина
  2. Начало индийского похода
  3. Афанасий Никитин в Индии
  4. Путь домой
  5. Открытия Афанасия Никитина

Начало деятельности Афанасия Никитина

Мировая известность выдающегося представителя нашей страны Афанасия Никитина по праву принадлежит этому великому путешественнику и исследователю русских территорий, хотя сведений о нем до нашего времени дошло очень и очень мало. Современники знают Афанасия Никитина как известного мореплавателя, который первый из европейцев побывал в Индии, открыв ее на 25 лет раньше, чем туда попал португальский мореплаватель Васко да Гамма.

Не осталось никаких сведений о месте и дате его рождения, неизвестно чем он занимался до того, как занялся исследованиями. Историкам его ранняя биография известна частично. Некоторые ученые, на основании обрывочных сведениях, считают, что родился Афанасий примерно 1440 году, в крестьянской семье. Звали отца Афанасия Никита, отсюда и его фамилия. Что заставило оставить крестьянский труд Афанасия – неизвестно, но в довольно молодом возрасте он поступил в услужение к купцу в торговом караване и первое время исполнял разные мелкие поручения, постепенно набираясь опыта. Вскоре, ему удается не только набраться опыта, но и завоевать большой авторитет среди торговцев и купцов. А вскоре Никитин начал водить торговые караваны самостоятельно. По торговым делам ему приходилось бывать в разных государствах – Литве, Византии, Крыму. Коммерческие походы Афанасия всегда сопровождались удачей, и он возвращался на родину с полными кораблями заморских товаров.

Начало индийского похода

В 1446 году, в самое подходящее время для путешествия, в начале лета, купцы из города Тверь собрались в «заморские страны», опасное и далекое плаванье. На продажу заготовили дорогой товар – мех, который очень ценился на рынках по берегам Волги и Северного Кавказа. Купцы долго решали, кого поставить главой каравана. В конце концов, выбор пал на Афанасия Никитина – ответственного и честного человека с репутацией бывалого путешественника, с огромным опытом и много повидавшего в своей жизни.

Уже в те далекие времена, река Волга стала центром международного торгового пути. Корабли под руководством Никитина должны были пройти по реке к «Хвалынскому морю» (это устаревшее название Каспийского моря).

Так как этот путь для Никитина был уже не нов и не раз пройден, то и путевые заметки путешественника до Нижнего Новгорода очень скудные и краткие. В городе караван примкнул к ширванским судам во главе с Хасанбеком, которые возвращались из Москвы.

Караван успешно миновал город Казань и другие татарские поселения. В дельте реки Волги купцы вздохнули с облегчением. Но здесь и произошло неожиданное нападение астраханских татар под предводительством хана Касима. В записках Никитина кратко описан бой с татарами. Были убиты несколько человек с обеих сторон. К несчастью, одно судно село на мель, а второе зацепилось за рыболовные снаряжения. Эти суда были полностью разграблены, а четыре человека взяты в плен.

Остальные суда пошли дальше. Недалеко от Тархы (район современной Махачкалы), корабли оказались в эпицентре бури и оказались выброшены на побережье, люди были захвачены, а остатки товара разграблены местным населением. Афанасий по воле случая, плыл на судне посла, поэтому ему удалось благополучно добраться до следующего города — Дербента. Сразу же он, с оставшимися товарищами, стал добиваться освобождения пленных. Их ходатайства увенчались успехом, и через год люди оказались на свободе. Но товар оказался потерян безвозвратно, возвращать его никто не собирался.

Набрав огромный долг, Никитин не мог и думать о возвращении на родину. Там его ждали позор и долговая яма. Остался один выход – стать путешественником поневоле и отправится на чужбину, надеясь только на успех нового предприятия. Поэтому он продолжил свой путь, направившись в Баку, оттуда, путешественник отправляется в крепость Мазандеран, и там задерживается надолго. Все это время он ведет свои записи, повествуя о природе, городах и быте населения Закавказья.

Афанасий Никитин в Индии

В начале 1469 года Афанасий собирается в сказочный город Ормуз, известный своими самоцветами, с населением более сорока тысяч человек. Наслышанный о сказочной Индии, ее богатстве, он, желая разбогатеть и раздать долги, отправляется именно туда. Здесь он решается на опасный шаг – покупает арабского жеребца, в надежде выгодно пристроить его индийцам.

Уже 23 апреля 1471 года ему удается добраться до индийского города, под названием Чаул. Здесь он никак не может с выгодой продать коня, и путешественник отправляется вглубь страны. Постепенно он проходит через всю Индию, надолго останавливаясь в приглянувшихся местах. Так он пожил несколько недель в Джуннаре, затем в Бидаре и Алланде. Афанасий с удовольствием изучает быт, обычаи, архитектуру и легенды коренного населения. Он старательно ведет записи, увлекшись этнографическими исследованиями, и тщательно фиксирует свои наблюдения. В рассказах Никитина об Индии, эта страна представлена как сказочная, здесь все не так, как на Русской земле. Сильно удивляло, что все ходят в золоте, даже самые бедные. Стоить сказать, что и сам Никитин тоже удивлял индийцев – раньше им не приходилось встречать белокожих людей со светлыми волосами. Среди коренного населения он был известен, как «хозе Исуф Хоросани», который часто и подолгу жил в домах у простых индийцев, не претендуя на роскошь.

В 1472 году исследователь добирается до священного для каждого индийца места – города Парвата, где с интересом изучает религию индийцев-брахманов, их религию, праздники и обряды. Через год Афанасий побывает в Райчул — «алмазной области» Индии. В общем, путешественник провел на чужбине чуть более трех лет. Это время он провел с огромной пользой, исследовав неведомую страну, ее особенности. Он тщательно записывает обычаи, законы, быт местного населения, становится свидетелем нескольких междоусобных войн. Вскоре, Афанасий Никитин решает возвращаться на родину.

Путь домой

Приняв решение возвратиться домой, Никитин тщательно готовится к отъезду. На имеющиеся деньги он закупает товар – местные драгоценные камни и украшения. В начале 1473 года он отправляется в Дабул, к морю, где сел на судно, на котором почти три месяца добирался до Ормуза. Торгуя по дороге пряностями, он достигает Трабзона, посетив по пути кочевых туркмен. Власти Трабзона спутали исследователя с туркменом и арестовали весь товар, находившийся при нем, в том числе и индийские самоцветы. Дневник и записи, при этом не заинтересовали их. Добравшись до Феодосии, путешественник нашел русских купцов, с которыми и покидает чужбину. Но на родину он так и не добрался. Оставив попутчикам свои записи, он тихо скончался недалеко от Смоленска, где-то на территории Великого Княжества Литовского. Это случилось весной 1475 года. Бесценные дневники были доставлены купцами великому князю.

Значение путешествия Афанасия Никитина

Так завершилось «хождение за три моря» Афанасия Никитина – первого русского путешественника. Путевые записи, переданные великому князю, оценили очень высоко, так как до Никитина ни один европеец не бывал в Индии. Тетрадь с наблюдениями путешественника была включена в исторические летописи страны. В течение следующих столетий записи Никитина переписывались и дополнялись не один раз.

Научный подвиг этого исследования нельзя переоценить. Этот труд считается первым описанием неизвестных стран. В нем находятся наблюдения о политическом, экономическом и культурном устройстве «заморских» стран, в том числе Индии.

Коммерческая поездка на деле оказалась великим исследованием. Экономически, путешествие в Индию оказалось убыточным, ведь пригодного для русского человека товара не оказалось, а самоцветы и драгоценности облагались огромной пошлиной.

Самый важный итог путешествия – Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, побывавшим в средневековой Индии, и давший правдивое представление о ней. Только через тридцать лет в Индию попадут португальские колонизаторы.

Смотрите также:

Васко да Гама, португальский мореплаватель

Америго Веспуччи, флорентийский путешественник

Витус Беринг, мореплаватель

Афанасий Никитин – что открыл в географии, путешествие купца в Индию (5 класс)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1217.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1217.

Афанасий Никитин – известный русский путешественник, купец и писатель. Он вошел в историю как один из первых европейцев, которому удалось совершить длительное путешествие в Персию, Турцию и Индию. Свои удивительные открытия и достижения он описал в книге «Хожение за три моря» – Каспийское, Черное и Аравийское.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Сыровацкой Ольгой Викторовной.

Опыт работы учителем географии — 35 лет.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях.

Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Весной 1468 года Никитин снарядил два судна, чтобы начать торговлю в новых землях. Его маршрут пролегал через Волгу и Каспий, где на местных рынках особенно ценились дорогие русские меха.

Но под Астраханью корабли были практически полностью разграблены татарами.

Разоренные купцы не могли вернуться на родину, поскольку многие из них закупали товар на продажу в долг, и по возвращении домой их ожидала долговая яма. Им ничего не оставалось, как отправиться по свету в поисках лучшей доли.

Взял курс на юг и Никитин: добравшись до Дербента, а после и до самой Персии, купец направился к оживленному порту Ормуз, который был точкой пересечения многих торговых путей Востока.

Рис. 2. Порт Ормуз.

Путешественник узнал, что в Индии особенно высоко ценятся породистые жеребцы. На последние деньги он приобрел скакуна, надеясь выгодно его продать индийским торговцам и разбогатеть. Так в 1471 году Никитин оказался в Индии, которая к тому времени уже была на картах, но по-прежнему оставалась малоизученной страной.

В течение трех последующих лет русский купец путешествовал по Индии. Соскучившись по родине, он запасся индийскими товарами и двинулся в обратный путь. Однако в одном из портов все его товары были арестованы. Перезимовав в Феодосии, Афанасий Никитин вновь двинулся в путь, но весной 1475 года скончался по дороге домой.

Наследие Афанасия Никитина

На протяжении всего путешествия Никитин делал путевые заметки, которые в дальнейшем составили его знаменитую книгу «Хожение за три моря». Это было первое произведение в русской литературе, в котором детально описывалось не само странствие, а деловая поездка, с яркими и живыми описаниями культуры, религии, экономического и политического устройства других стран.

В своей книге Никитин подробно описал быт средневековой Индии. Его несказанно удивлял внешний вид индийцев: цвет их кожи, длинные косы как у мужчин, так и у женщин, практически полное отсутствие одежды и при этом обилие украшений на руках и ногах. Однако и сам путешественник был большой диковинкой – за «белым» человеком в Индии по пятам всегда следовала толпа зевак.

Рис. 3. Средневековая Индия.

Произведение Никитина изобилует мусульманскими молитвами и арабско-персидской лексикой. Учеными не раз поднимался вопрос касательно того, что купец во время своего путешествия по Востоку мог принять ислам. В этом случае по возвращении на родину его ожидала бы лютая расправа за перемену веры.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Афанасий Никитин» по программе географии за 5 класс мы узнали, какой вклад внес Афанасий Никитин в изучение географии. Мы выяснили, что детальное описание своего путешествия по восточным странам купец изложил в книге «Хожение за три моря», дав тем самым богатую пищу для размышлений будущим исследователям Востока.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1217.


А какая ваша оценка?

Впечатления русского купца от Индии XV века

В Твери, живописном и историческом городе, где реки Тверца и Тьмака сливаются с традиционной магистралью европейской России – Волгой, предприимчивый купец решил спуститься по воде и пересечь реку. Каспийское море в Персию. Этот купец, глубоко верующий человек по имени Афанасий Никитин, уже пробовал свои силы, торгуя в Крыму, Грузии, Малой Азии и Валахии. Его путешествие, начавшееся в 1466 году, теперь называется «Путешествие за три моря». Это привело его в Ширван на территории современного Азербайджана, в Баку и Персию, прежде чем, наконец, привести его в Индию, страну, которой он был очарован.

Именно в Ормузе Никитин впервые услышал о богатствах Индии и предлагаемых ею продуктах, недоступных в его собственной стране. Узнав, что лошадей в Индии в то время не разводили, он взял лошадь и в 1469 году отправился на маленьком корабле дабба в западную Индию.

В своих заметках Никитин упоминает, что его по имени Дега, который российские историки предполагают Диу. «Из Деги мы отплыли в Гуджарат, а оттуда в Камбей, где есть индиго и лак, и из Камбея в Чаул». Путешествие из Маската в Чаул, что недалеко от Алибауга в Махараштре, заняло шесть недель. «И вот где лежит земля Индии», — писал он по прибытии в Чаул, добавляя, что все там «голые» и что женщины «ходят с непокрытой головой и с непокрытой грудью, а их волосы заплетены в одну косу». Он отметил, что был предметом любопытства в Чауле, и куда бы он ни пошел, люди следовали за ним повсюду.

Он почти сразу вступил в контакт с местными правителями в Чауле, комментируя их внешний вид: «И их принц носит дхоти на голове, а другое на чреслах; их бояре (аристократы) носят дхоти на плечах и другое на чреслах; их принцессы набрасывают одно дхоти на плечи и другое на чресла. Что же касается слуг князя и бояр, то они носят дхоти, перевязанные вокруг чресл, и несут в руках щит и меч, а у других копья, или ножи, или сабли, или лук и стрелы».

Из Чаула Никитин отправился в Пали, а затем в Умру и Джуннар, город недалеко от современной Пуны. На момент своего визита Джуннар входил в состав империи Бахмани, которой правил Мухаммед-шах III. Русский купец писал: «А в Джуннаре живет индиец Асад-хан, слуга Малик-ат-Туджара, говорят, у него 70000 человек от Малик-ат-Туджара. А у Малика ат-Туджара 200 000; 20 лет он борется с кафрами, иногда они его бьют, но он бьет их чаще». Термин кафр в данном случае относится к индусам, и именно так называли их мусульманские правители в разговоре с Никитиным.

Сельская жизнь

Русский был настолько увлечен жизнью в Индии, что внимательно наблюдал и писал о повседневных событиях. «В течение четырех месяцев везде была вода и грязь, и днем, и ночью. Это время пахоты и посева пшеницы, риса, бобовых и всех других продуктов». Он также проявлял интерес к местному алкоголю: «Вино варят в больших кокосах, а пиво варят из Татны».

Он не мог удержаться от постоянных ссылок на привычку одеваться индийских королевских особ и простолюдинов. «Зимой там носят дхоти на чреслах, другое на плечах, а третье на голове», — писал Никитин. «Что касается князей и бояр, то в ту пору надевают штаны, рубаху и кафтан; они также набрасывают дхоти на плечи, подпоясываются другим и наматывают третье вокруг головы».

В фильме 1956 года, снятом совместно Хваджей Ахмедом Аббасом и Василием Прониным, под названием Pardesi на хинди, Никитин (которого играет Олег Стриженов) влюбляется в индианку по имени Чампа (Наргис). Ничто в заметках торговца не указывало на то, что он был в отношениях, когда был в Индии. Однако он часто писал об индийских женщинах в своих заметках: «В Индии чужаки останавливаются в гостиницах, и еду для них готовят женщины, которые также застилают кровати для гостей».

Плакат Пардези.

Никитин, желая продать своего жеребца в Индии, заметил, что все, что он слышал о лошадях в этой стране, было правдой. «В Индии не разводят лошадей, но разводят быков и буйволов», — писал он. «Они используются для перевозки людей, а иногда и грузов. Они служат всем целям».

Лошади действительно были ценным товаром в стране, и русские отметили, как их кормили бобовыми и кичди, приготовленными из сахара и топленого масла, а также рисовыми лепешками. Правитель Джуннара забрал его жеребца и предложил вернуть при одном условии. «Когда он узнал, что я русский, а не мусульманин, он сказал: «Я верну тебе их жеребца и заплачу тебе тысячу золотых, если только ты примешь магометанскую веру, (если нет) я буду держать жеребца и взыскать с тебя тысячу золотых».

Ему дали четыре дня, чтобы принять решение. К счастью для него, Ходжа Мохаммед-хан из Хорасана въехал в Джуннар до того, как истек срок действия ультиматума, и Никитин попросил его о помощи. Хан Хорасана сумел убедить правителя Джуннара не обращать Никитина и добился от него возврата жеребца. Никитин, казалось, был травмирован этим эпизодом и написал: «Итак, мои христианские братья Руси, те из вас, кто хочет отправиться в землю Индии, должны оставить свою веру в Русь и призвать Мухаммеда, прежде чем отправиться в землю Индостана».

Плато Декан

Никитин путешествовал на юг от Джуннара и писал о Бидаре и Гулбарге. «В Бидаре торгуют лошадьми и разными товарами: парчой, шелком и всякими другими товарами: там продаются и черные люди», — писал он, добавляя, что на бидаровском рынке нет ничего, что могло бы пригодиться в Россия.

Купца приветствовали во дворце правителя, архитектура которого произвела на него впечатление. «Султанский дворец имеет семь ворот, с сотней стражников и сотней кафрских писцов у каждых ворот; одни из них регистрируют входящих, другие — выходящих; но чужакам вход во дворец воспрещен», — писал он. «И дворец очень красивый, весь в резьбе и позолоте, и каждый камень его вырезан и очень красиво расписан золотом, а внутри дворца всякие сосуды». Никитин отметил, что по ночам Бидар охраняла тысяча человек, а на улицах города были змеи длиной 14 футов. Русский также задокументировал битву между Империей Бахмани и Виджаянагаром.

Индуистское паломничество

Никитину удалось подружиться с некоторыми индуистами в Бидаре, и они сказали, что они хорошо к нему относились, когда узнали, что он не мусульманин. «Они не прятались от меня, когда ели, торговали, молились или делали что-либо другое, и не скрывали своих жен». Он писал, что в Индии существует 84 различных вероисповедания. «Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в смешанные браки; некоторые едят баранину, птицу, рыбу и яйца, но люди без веры едят говядину».

Проведя четыре месяца в Бидаре, Никитин вместе со своими новыми друзьями-индусами отправился в паломничество в Парват (Шрисайлам), группу храмов у реки Кришна, примерно в 215 километрах к юго-востоку от Хайдарабада.

Он сравнил место паломничества с Меккой и Иерусалимом.

«Нам потребовался месяц, чтобы добраться до бутханы (храмового комплекса)», — писал Никитин. «Базар у бутханы длится пять дней. А бутхана очень велика – в половину Твери – и построена из камня, в котором высечены деяния Бута (божества); всего есть 12 резных фигурок, которые показывают, что Но творит чудеса или предстает перед индейцами во многих формах; во-первых, в виде человека, во-вторых, в виде человека со слоновьим хоботом; в-третьих, обезьяноподобного человека; четвертая часть человека, имеющего форму свирепого зверя. Он всегда появлялся перед ними с хвостом, и его хвост, высеченный в камне, имеет длину семь футов».

Он отметил, что толпы до 100 000 человек прибыли со всей Индии к месту паломничества. То, что он увидел в храмовом комплексе, впечатлило его. «В бутхане Бут высечен в камне и действительно очень велик, его хвост закинут на плечо, а правая рука поднята высоко и вытянута, как у императора Юстиниана в Константинополе, а в левой руке он держит копье.

; и он не носит никакой одежды, за исключением того, что его ягодицы обернуты тканью; у него лицо как у обезьяны». Это было первое русское описание идола Ханумана.

Торговец уделял пристальное внимание индуистским молитвенным ритуалам. «И молятся лицом на восток, по русскому обычаю; высоко поднимают обе руки и кладут их на темя, и ложатся лицом вниз на землю и простираются на ней — так и поклоняются», — писал Никитин. о местах, которые он не посещал, таких как Цейлон, написав о его обезьянах, рубинах и кристаллах. Он также упомянул перец, мускатный орех, гвоздику, орехи арека и красители Каликута, а также индиго из Гуджарата. Его заметки стали в то время важнейшим источником информации об Индии в России.

Никитин провел в Индии почти три года, но очень хотел вернуться домой. Поездка нанесла ему физический и психический урон, и его записи указывали на сильную тоску по дому. Он писал: «Да хранит Бог Русскую землю! Нет на свете такой земли, хотя бояре в русской земле несправедливы.

Да будет благоустроена земля русская и да будет там справедливость».

В 1472 году он уехал из Индии из Дабхола в Эфиопию. Оттуда ему удалось вернуться в Россию через Персию и Малую Азию. Он скончался, не доехав до родного города Твери.

В 2001 году записи Афанасия Никитина были переведены на хинди и английский язык Сунити Дешпанде, сделавшей блестящую карьеру преподавателя русского языка. Специальное издание буклета с примечаниями на русском, английском и хинди было издано до закладки памятника Никитину в Чауле.

Аджай Камалакаран — писатель и независимый журналист из Мумбаи. Он является научным сотрудником Калпалаты по истории и наследию на 2021 год.

Будем рады вашим комментариям на письма@scroll.in.

Связанные

В тренде

Индия глазами русского путешественника

Как и все путешественники, русский купец Афанасий Никитин упаковал все необходимое для длительного заграничного путешествия, но путешествовал он не налегке. Русский купец, проделавший весь путь из Твери в России в Индию по суше и по морю, взял с собой необычный груз — лошадь.

Никитин был хитрым купцом и слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Поэтому он решил, что получит за это хорошую цену. Это было средневековье, и такая поездка, как у Никитина, была сопряжена с неопределенностью, поэтому возить с собой ценные вещи было нельзя. Кроме того, была большая вероятность, что на него нападут и ограбят пираты. И действительно был. Лошадь будет его единственной страховкой в ​​чужой стране.

Причина, по которой Никитин был готов пойти на такой риск, заключалась в репутации, которую приобрела Индия. Для средневекового мира Индия была страной чудес, и многие иностранные путешественники приезжали сюда в поисках специй, шелка, драгоценных камней и даже религии. Нам известны имена Мегастен из Греции, Хиуен Цанг из Китая, Аль Бируни из Персии, Ибн Батута из Марокко и Марко Поло из Италии, чьи рассказы упоминались на протяжении всей истории.

Никитин прибыл в Индию в 15 веке нашей эры, и его рассказ о путешествии дает нам важные сведения об индийском обществе того времени. Это также говорит нам о 500-летних связях между Индией и Россией.

Долгий путь

Афанасий Никитин родился в Тверском княжестве, зажиточном торговом центре. Купцы со всех концов стекались в Тверь, принося новости о различных товарах, и Индия занимала видное место в их рассказах. Это было время, когда Индией правил султанат Бахмани (1347 — 1518), который активно торговал с Персией. Услышав эти рассказы, Никитин решил попытать счастья.

Вместе с этим драгоценным конем он путешествовал по Черному и Каспийскому морям в Иран и Оман и в гавань Ормуза на Ближнем Востоке. Отсюда он начал свое путешествие через Аравийское море в Индию, делая по пути несколько продолжительных остановок и документируя все в своем журнале, который он назвал «Путешествие за три моря».

Гавань Чаул | Куруш Далал

Никитин достиг западного побережья Индии в 1469 году и высадился в порту Камбей (Кхамбхат) в современном Гуджарате. Он купил здесь немного индиго и продолжил путь в Махараштру, где его конечным пунктом назначения была деревня Чаул в районе Райгад. Когда он приземлился в Чауле, он удивился, почему люди были почти голыми, с обнаженными головами и грудью и с круглыми животами. Он добавляет, что они носили драгоценности и украшения. Как они были источником удивления для него, так и он был для них, потому что они бежали за ним, глядя.

В то время местный правитель был подчиненным Бахманского султана Мухаммад-шаха III (1463-1482). Поскольку султан был еще ребенком, когда взошел на престол, могущественный Махмуд Гаван исполнял обязанности его визиря или премьер-министра. Он носил титул Малик эт-Туззар. В своем аккаунте Никитин называет его «Туззар». Бидар служил столицей бахмани, и Никитин решил посетить его.

Форт Бидар | LHI

Он писал в своей книге, что в Бидаре на рынке продавались лошади, парчовый шелк и «черные люди». Предчувствие Никитина оправдалось. Он продал здесь своего чистокровного коня по хорошей цене и использовал вырученные деньги до конца своего тура. Он говорит, что во дворце в Бидаре было семь ворот и «сотня» вооруженных охранников у каждых ворот. «Сотня» писцов записывала имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотыми узорами. Он описывает слонов, которых использовали для перевозки «замков» (9).0019 howdas или сиденье с навесом), которое иногда перевозило 12 человек.

Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу Байрам («великий пир» или Курбан-байрам). Он был свидетелем пышной прогулки султана и его сановников с 300 слонами и людьми, вооруженными мушкетами. Кони в золотых сбруях, трубачи и танцовщицы, гаремные жены сопровождали поезд. Дрессированный слон, одетый в богатую ткань, с большой железной цепью во рту набрасывался на людей и лошадей, чтобы держать их подальше от султана. В его дневнике также упоминаются войны между султанатом Бахмани и империей Виджаянагара (1336–1646), которые боролись за власть в Декане.

Памятник Никитину в Чауле | https://russinfo. in/

Однако Никитина не впечатлило все увиденное. Он заметил, что высшие касты носили шелк, а большинство других мало. Он писал, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия. Ничего интересного нельзя было купить, что было бы полезно его соотечественникам! Хотя перец и индиго были дешевы, пошлины для иностранцев были высоки, а перевозки через моря слишком опасны из-за пиратов, писал он.

Что касается пищевых привычек, то Никитин отметил, что мужчины ели баранину, птицу, яйца и свинину, но не говядину. Обычной пищей был рис, кичри (приготовление из риса и чечевицы), овощи, топленое масло и молоко, а вино делали из кокосов. Он писал, что «из воловьих экскрементов пекли хлеб и варили блюда, а пеплом красили себе лица, лбы и тела».

Никитин также пишет, что ездил в священный город Парват и любовался там великим храмом (возможно, Малликарджуна Джьотирлинга в Андхра-Прадеше). Он сказал, что храмовый комплекс был примерно вдвое меньше, чем в его родном городе Твери! Паломники сюда прибывали тысячами, пешком и в повозках, запряженных волами.

Широко раскрытый русский был очарован преданностью, которую он видел в людях. Он заметил: «Всего в Индии 84 конфессии, и все верят в Бога. Люди поклонялись разным бутам (идолам) разной формы, а также формам Человека-Слона (Ганеша) и Человека-Обезьяны (Хануман). Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в смешанные браки».

Никитин также посетил алмазные рудники вокруг Райчура (в современной Карнатаке) и Голконды (в современных Андхра-Прадеше и Телангане), где ограненные алмазы имели мировой рынок. Он написал об их ценах и качестве. Он также писал о Каликуте и Цейлоне, но ученые сомневаются, что он действительно посещал эти места. О Каликуте (Кожикоде) он упоминает, что это был центр всей торговли через Индийский океан. Перец, красители, орехи, камфора, корица, имбирь и всевозможные специи росли вокруг Каликута и продавались за границу. Цейлон (Шри-Ланка) славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.

Проведя столько времени в Индии, Никитин затосковал по дому. Он отмечает, что это был «четвертый раз, когда Пасха прошла» с тех пор, как он ушел из дома, и в этот день «глаза его искали утешения в звездах». Хотя он был набожным христианином, были времена, когда его заставляли принять ислам, но он «избегал их всех», как отмечается в его книге. Но он также писал, что принял мусульманское имя «Ходжа Юсуф Хорасани» в Индии.

Пробыв в Индии три долгих года, Никитин отправился в долгий путь домой. Он отплыл из Дабхола (район Ратнагири в Махараштре) в Эфиопию, а затем далее в Маскат и далее в Россию. Поскольку его книга обрывается резко, предполагается, что Никитин умер под Смоленском в России в 1472 году, всего в 400 км от своего дома в Твери.

Фильм о Никитине | Wikimedia Commons

Несмотря на то, что Никитин не был ни философом, ни ученым, его труды демонстрируют острую наблюдательность. Он изучал социальную систему Индии, экономику, религию, образ жизни и многое другое и даже сегодня является ценным источником информации. Его захватывающий взгляд на индийскую жизнь был в 1957 году экранизирован как на хинди, так и на русском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *