Русские народные песни и их история: Русская народная песня. Кто ее придумал?

Русская народная песня. Кто ее придумал?

Русские народные песни всегда являлись важной составляющей фольклора. Они помогают понять, какими были традиции, ценности и быт наших предков, какие ситуации волновали и печалили их, а какие вселяли радость и гордость. Имена авторов этих песен канули в Лету, отсюда и название «народная» – то есть, принадлежащая всем. Однако некоторые создатели таких песен все же известны, причем многие из них жили не в «стародавние» времена, а в XIX столетии. 

Отражение национального характера

Исследователи по-настоящему народных песен сходятся во мнении, что чаще всего руку к созданию этих произведений прилагали крестьяне. Посвящали их как повседневным и довольно простым ситуациям (смена времен года, посевные работы и сбор урожая, появление или уход члена семьи), так и различным сказочным и мистическим явлениям. Первая письменная информация о народных песнях относится к XVII веку. В очередной редакции «Домостроя» встречается такое понятие, как «шутливая песня», причем отношение к нему явно критическое. В допетровской России к такому творчеству на официальном уровне относились с подозрением, даже называли бесовским. Царь Алексей Михайлович лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, найденные в домах. Домры и гусли изымались немедленно – чтобы неповадно было.

В годы правления Петра Великого и Елизаветы Петровны отношение к фольклору стало более лояльным. Появились новые жанры народных песен, а также новые герои. Теперь пели не только об удалых воинах и румяных девицах, но и о солдатах, писарях, чиновниках. С народной песней постепенно сливается городской романс, а немного позднее огромную популярность приобретают частушки. Четверостишия, положенные на незамысловатую мелодию, было весело сочинять и нетрудно исполнять. Кстати, качество исполнения в русской народной песенной традиции вообще не считалось самым важным. Можно было даже играть на ненастроенном инструменте, главное – делать это искренне, с душой. Русская народная песня была плодом внезапного порыва, желания поделиться своей болью или радостью здесь и сейчас.

Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришелся на XIX век. Большой вклад внес в этот процесс композитор Михаил Глинка. Он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен: западную музыку соединил с народными текстами. В 1850-х годах формируется объединение «Могучая кучка», продолжавшее дело Глинки. Кружок возглавил композитор Милий Балакирев, недолюбливавший западное видение музыки и снобистскую приверженность европейцев образованию в консерваториях. У всех композиторов «Могучей кучки» были и другие профессии, что не мешало им быть прекрасными музыкантами. Теоретические познания передавались по «сарафанному радио», народная песня вызывала интерес и уважение.

Давно забытые авторы любимых мотивов

Ярким примером того, как народная песня может «внезапно» обрести автора, является «Калинка-Малинка». Вопреки расхожему мнению о том, что история этой песни уходит корнями чуть ли не в допетровскую Русь, на самом деле создали ее в 1860 году. Автором оказался бывший офицер и музыкальный критик Иван Ларионов, проживавший в Саратове. Его землякам песня сразу пришлась по душе, и они стали передавать ее из уст в уста. Так «Калинка-Малинка» и стала народной. Друг Ларионова, руководивший хором, попросил у него разрешения на исполнение песни, – и ее популярность шагнула за пределы родного Саратова, разлетелась по всей стране. Новую жизнь «Калинке» уже в советские годы подарил ансамбль А.В. Александрова. Тогда о песне узнали в мире и стали узнавать по первым нотам. К сожалению, создатель «Калинки» Иван Ларионов недолго был свидетелем триумфа своего музыкального шедевра. В 1889 году он скончался и был забыт современниками. «Калинку-Малинку» с тех пор воспринимали как результат коллективного народного творчества.

Схожим образом сложилась судьба другой «народной» песни – «Черный ворон». Ее создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, служивший при Николае I. Он участвовал в русско-турецкой и русско-иранской войнах, написал несколько духоподъемных песен, которые нашли отклик в сердцах солдат той эпохи. Так «солдатская» песня постепенно превратилась в «народную». В отличие от автора «Калинки», Николай Веревкин все же смог оставить личный след в истории: в 1837 году он опубликовал песенник «Под ракитою зеленой», в котором, конечно, был текст «Черного ворона».

Случалось и так, что с течением времени назначение и смысл одной и той же народной песни менялись. «Дубинушка, ухнем!» изначально считалась едва ли не гимном бурлаков, а затем стала революционной песней. В 1865 году юрист Александр Ольхин, прославившийся талантливой защитой «политических» на судебных процессах, немного изменил текст «Дубинушки», добавив призыв сбросить вековой гнет. Песня тотчас же приобрела известность в народнических кругах пореформенной России: ее текст переписывали от руки, включали в самодельные песенники. Теперь песню исполняли не бурлаки, обремененные тяжкой работой, а недовольные царской властью рабочие, студенты и солдаты. В начале XX века «Дубинушку» исполнил Федор Шаляпин. Премьера состоялась в 1906 году, когда артист давал бесплатный концерт для киевских рабочих. Его попросили исполнить «Интернационал», но текста певец не знал и предложил «Дубинушку». Исполнение этой песни Шаляпиным стало считаться эталонным – раскатистый и грозный голос солиста Большого театра как нельзя лучше подходил к новому, воинственному прочтению «народного» творения.

Русские народные песни. Кто их написал? | Культура

Девятнадцатый век

Для того чтобы ответить на вопрос, стоит заглянуть в историю. Конечно, история собирания русской песни началась не в 19 веке. В конце 18-го появились уже первые сборники. Уже тогда было ясно, что русская песня, бытовавшая в сельской местности, отлична от известного в городах авторского творчества. Ведь городская культура была привезена еще Петром из-за рубежа. И большинство сборников представляли народные песни в более понятной и близкой «западной» обработке.

Заложил основательный камень в переосмысление русской народной музыки М. Глинка. В середине 19 века он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен. Фантазия представляет собой обычную для западной музыки форму. А вот темы взяты народные. Таким образом, сложился подход к разработке народного творчества методами западной культуры.

«Могучая кучка»

На М. Глинке дело не застыло. В 19 веке намечался серьезный подъем национального самосознания во всей Восточной Европе. Благодаря этому влиянию и появился в 50-х годах союз русских композиторов, названный В. Стасовым «Могучая кучка».

Возглавил этот кружок М. Балакирев. В его идеологии явно прослеживалась нелюбовь к западному консерваторскому образованию. Все входящие в кружок композиторы были музыкально необразованны в западном смысле. У каждого была своя «земная» профессия. Музыкальное образование композиторов той поры походило на среду авторской песни 20 века. Теория передавалась из уст в уста.

В те времена ругать консерваторию было легко. Не было еще никакой консерватории в России. Первые были созданы в 60-х братьями Рубинштейнами (учились на Западе). Питерская — Антоном в 1862 году (названа была первоначально «Музыкальной школой»), московская — Николаем в 1866-м. А «могучий» кружок собрался еще в 50-х годах.

Однако отсутствие академического музыкального образования не мешало композиторам начала 19 века создавать шедевры. Так, большинство произведений русского романса создано такими энтузиастами. Многие авторы растворились в глубине истории, а песни остались. Таков всем известный «Камыш», который шумел. По стилистике текста и мелодии — это типичный романс. Но живет он как народная песня.

Текст дополняется и изменяется, а мелодия может варьироваться.

Новая Россия

Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза — «народной» афро-американской музыке.

«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм.

А песня им строить и жить помогала.

Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.

К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.

Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.

Заключение

Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении.

Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью.

В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой.

Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

Какая еще бывает, кроме лирической песни, русская народная музыка, стоит более подробно рассмотреть в отдельной статье.

Теги: народ, русские, песни, музыка, история, народные песни, русские народные песни, лирические песни

Современные и традиционные русские песни

Перейти к основному содержанию

Музыка в народе, в исполнении и для народа

FolklifeFolkwaysFestival

ВОЙТИ

Различные исполнители

В этой записи, выпущенной в 1967 году, представлены как традиционные, так и современные русские народные песни. Этот альбом, основанный на записях бывшего Советского Союза, включает в себя несколько современных песен, написанных о Второй мировой войне («Бухенвальдская тревога», «Священная война» и «О, туман»). Среди исполнителей — «Сестры Федоровы», Русский народный хор имени Пятницкого, Георгий Отс и ансамбль «Красное знамя». В примечаниях к буклету тексты песен представлены на русском и английском языках.

icon-circle-playsvg-new-pause-button

101

В окне стоит красная роза Сестры Фёдоровы 02:36
icon-circle-playsvg-new-pause-button

102

Старая Тихвинская Мелодия Сестры Фёдоровы 02:58
icon-circle-playsvg-new-pause-button

103

Новгородская лирическая мелодия Сестры Фёдоровы 03:07
icon-circle-playsvg-new-pause-button

104

О, мой милый Сестры Фёдоровы 03:28
icon-circle-playsvg-new-pause-button

105

Девушка вышла замуж Сестры Фёдоровы 02:09
icon-circle-playsvg-new-pause-button

106

Воронежский Хоровод Частушки Сестры Фёдоровы 02:20
icon-circle-playsvg-new-pause-button

107

Я пойду к быстрой реке Сестры Фёдоровы 02:45
icon-circle-playsvg-новая кнопка паузы

108

На берегу моря Сестры Фёдоровы 02:47
icon-circle-playsvg-new-pause-button

109

Псков Лирическая мелодия Сестры Фёдоровы 02:03
icon-circle-playsvg-новая кнопка паузы

201

Сигнализация Бухенвальда Джордж Отс 03:59
icon-circle-playsvg-new-pause-button

202

Мольба (Ночной блюз) Джерри Сильверман 03:31
icon-circle-playsvg-новая кнопка паузы

203

Священная война Ансамбль «Красное знамя». 02:56
icon-circle-playsvg-new-pause-button

204

Вечер в порту Ансамбль «Красное знамя». 05:24
icon-circle-playsvg-новая кнопка паузы

205

О, туман Пятницкий Русский народный хор 04:00
icon-circle-playsvg-new-pause-button

206

Желаю всем вам процветания Пятницкий Русский народный хор 02:50

Нажмите, чтобы присоединиться

Современная русская народная музыка | Free Essay Example

Среди европейских народных музыкальных традиций русская народная музыка имеет самую сложную и захватывающую историю. Пережив многовековой запрет на инструменты и авторитарную культурную политику советских времен, теперь он стремится найти свое место в современной массовой культуре, сохранив при этом свой традиционный дух. Современная российская народная музыкальная эстрада включает в себя коллективы и коллективы разного уровня самобытности и популярности, базирующиеся в разных регионах России, а также во многих странах мира. Целью данной статьи является исследование международных интернет-сообществ, посвященных русской народной музыке, с целью выяснить, что их вдохновляет и как они поддерживают и продвигают традицию русской народной музыки.

Наши эксперты могут предоставить индивидуальное эссе
, адаптированная к вашим инструкциям
только для $ 13,00 $ 11,05/Page

308 Специалисты по russ

277
6666666666666666664. Специалисты Расс. Музыка имеет долгую и сложную историю, уходящую в середину первого тысячелетия до нашей эры. С момента образования первого русского государства Киевской Руси славянские племена славились своей любовью и мастерством в музыке, пении и танцах. Племена, составлявшие страну, были неоднородны, как и музыка, включавшая в себя элементы финно-угорских, тюркских, сибирских и восточных певческих традиций (Тарушкин, с. 16). До сих пор музыка северных, западных, южных и центральных районов России имеет свои отличительные черты.

Русская народная музыка начиналась как вокальная музыка, а песни были неотъемлемой частью повседневной крестьянской жизни. Песни пелись с утра до вечера и отражали знаменательные события в жизни людей, смену времен года, религиозные события (Маес, с. 68). Термин «русская народная песня» охватывает различные музыкальные и поэтические жанры: песни, связанные с календарными обрядами, семейно-обрядовые, лирические песни, богатырские баллады, частушки, романсы.

Использование музыкальных инструментов было запрещено Русской православной церковью с 16 по 19 вв. век. В результате традиции инструментальной музыки практически исчезли, и их пришлось восстанавливать с нуля, когда в конце 19 в. снова стали использовать инструменты (Тарушкин, с. 87). Традиционные русские народные инструменты включают гудок , трехструнную грушевидную скрипку; гусли , арфоподобный крыловидный инструмент; доудка , простой духовой инструмент; рожок , ягодица из одной или двух деревянных труб. Более сложные инструменты балалайка , струнный инструмент треугольной формы; домра , закругленный струнный инструмент, и аккордеон ( или баян ), коробчатый инструмент с клавишами.

В Советской России народная музыка получила значительную поддержку со стороны государства, будучи классифицированной как демократическая и пролетарская, в отличие от «буржуазной» классической музыки. Однако его подлинный характер был сильно искажен стремлением государства профессионализировать исполнителей. Государственные советские фольклорные ансамбли регулярно гастролировали за границей с целью популяризации русской культуры в мире. Народная музыка рассматривалась как ответ на западную поп-музыку, которая в целом подвергалась критике (Олсен, стр. 131). После распада Советского Союза и распространения западной культуры и образа жизни в России русская народная музыка пытается найти свое место в мировом контексте, сохраняя при этом свои традиции.

Современная русская народная музыка

Современную русскую народную музыку можно разделить на несколько категорий в зависимости от ее аутентичности, происхождения, аудитории, популярности и послания. Самая аутентичная народная музыка не исполняется профессионалами и, как правило, отражает местные традиции того или иного региона. Его исполняют небольшие ансамбли на местных фестивалях, массовых мероприятиях, свадьбах и торжествах, причем исполнители не стремятся к большей популярности. Это также относится к отдельным исполнителям, играющим на традиционных инструментах или исполняющим народные песни для небольшой аудитории или на тематических концертах и ​​мероприятиях. На государственном уровне народная музыка представлена ​​крупными ансамблями, хорами и певцами, пользующимися коммерческой популярностью и получающими государственную поддержку, и самостоятельными фольклорными коллективами, сочетающими фольклорные традиции с современными музыкальными течениями. Для целей настоящего исследования можно выделить несколько основных категорий народной музыки:

  • Крупные «официальные» артисты и фольклорные ансамбли, такие как Ансамбль Александрова, официальный армейский хор Вооруженных Сил России или певицы Надежда Бабкина и Людмила Зыкина. Они получают государственную поддержку, их концерты транслируются по телевидению, их приглашают выступить на крупных государственных мероприятиях и праздниках, таких как ежегодный Парад Победы. Они гастролируют за границей и призваны представлять русскую национальную музыку на международной арене.

  • Популярные фольклорные коллективы, объединяющие русские фольклорные традиции с современными музыкальными направлениями, такие как «Бурановские бабушки», «Иван Купала», «Калинов мост» и др. Некоторые из этих коллективов популярны в России, а некоторые пользуются большей популярностью за рубежом. Они, как правило, используют традиционные русские музыкальные инструменты и элементы национального костюма, а в своих клипах обычно обыгрывают национальные стереотипы.

  • Местные фольклорные ансамбли различного происхождения и уровня аутентичности. Почти в каждом российском городе или деревне есть свой фольклорный ансамбль, который выступает на городских праздниках. Некоторые из них более аутентичны и нацелены на сохранение местных музыкальных традиций, а другие имеют более коммерческую цель. Народные русские ансамбли, состоящие из эмигрантов или местных жителей, интересующихся русской культурой, можно найти в разных странах мира.

  • Отдельные исполнители, играющие на традиционных музыкальных инструментах или исполняющие народные песни. Они играют на местных концертах или имеют собственные каналы на YouTube с видеозаписями своих выступлений. Их выступления либо аутентичны, либо основаны на традициях академической музыки с элементами народной музыки и приемами игры, вдохновленными.

Некоторые фольклорные коллективы, ансамбли и исполнители стремятся сохранять и поддерживать местные музыкальные традиции, бережно следуя им, собирая песни и используя музыкальные инструменты ручной работы. Остальные берут аутентичный материал, аранжируют его и исполняют в манере, которую обычная публика считает традиционной. Большинство фольклорных коллективов выступают в стилизованных костюмах, созданных под традиционную русскую верхнюю одежду, но модифицированных для использования на сцене. Художественные интерпретации народной музыки, как правило, представляют собой смесь академических традиций с элементами народной музыки.

Своевременная доставка! Получите свой 100% персонализированная бумага
готово за
всего за 3 часа

Давайте начнем

Русская народная музыка онлайн

С точки зрения присутствия в русскоязычной среде всеобщего сообщества не существует. фольклорные музыкальные темы. Он распространен во многих странах мира и включает в себя множество небольших сообществ, интересующихся определенными группами, музыкальными жанрами или местными музыкальными традициями. Для написания этой статьи я исследовал два интернет-сообщества: группу в Facebook, посвященную русской народной музыке, а также веб-сайт и страницу в Facebook фолк-группы «Оттава Йо». Целью исследования было проанализировать, как члены сообществ общаются друг с другом, какие ценности они разделяют и что они делают для сохранения и развития русских народных музыкальных традиций.

Любители русской народной песни и русской классической музыки

Группа в Facebook под названием Любители русской народной песни и русской классической музыки создана в 2010 году и насчитывает 1800 участников и подписчиков. В описании группы указано, что это сообщество людей, которым нравится русская классическая музыка, старинные русские романсы и русская народная музыка, и все, кто разделяет любовь к этому типу музыки, могут присоединиться. Практически каждый день он пополняется постами не только администраторов группы, но и ее активных участников. В постах представлены в основном видеоролики YouTube с исполнением различных фольклорных и классических музыкальных произведений российских и зарубежных исполнителей, и в среднем они получают от 1 до 10 комментариев.

За последние два месяца (с марта 2020 года по май 2020 года) в постах было несколько типов видео. Большинство из них — это исполнение народных песен известными российскими певцами и ансамблями, такими как Дмитрий Хворостовский, Людмила Зыкина, Артур Эйзен, Сергей Лемешев, Хор имени Пятницкого и Ансамбль Александрова, а также местные народные ансамбли, такие как Омский хор. . Второй тип — видео менее известных исполнителей, играющих на традиционных инструментах или исполняющих народные песни, например, выступления лондонского аккордеониста Игоря Уткина. Есть также видео, выложенные самими музыкантами, отрывки из советских фильмов, записи местных фольклорных выступлений.

Комментарии написаны на разных языках, в том числе на русском, немецком, английском и итальянском, причем комментаторы в основном выражают свои эмоции или обсуждают видео. Члены группы иногда общаются друг с другом с помощью инструмента автоматического перевода Facebook, при этом один автор пишет на своем родном языке, а другой отвечает на другом языке. Члены сообщества часто обсуждают происхождение песен, предысторию, тексты и смысл.

Членов сообщества объединяет любовь к русской народной музыке, не обязательно подразумевающая глубокое знание языка. В описаниях видео и групповых обсуждениях носители русского языка и люди, знакомые с русской культурой, обычно дают необходимые пояснения, переводы и справочную информацию о песнях. Администрация группы особо отмечает, что страница посвящена только традиционной русской народной и классической музыке и не содержит видео современных популярных фольклорных коллективов, ориентированных на аутентичную традиционную музыкальную культуру.

Отава Ё

Отава Ё — современная русская фолк-группа, образованная в Санкт-Петербурге в 2003 году. Изначально они исполняли инструментальную кельтскую музыку, а затем обратились к русским народным песням, альбом «Любишь ли ты», выпущенный в 2018 году. традиционные русские музыкальные инструменты, такие как скрипка, волынка, скрипка и дарбука, а также более распространенные инструменты, такие как гитары и барабаны. Они включают в свое творчество элементы русской традиционной деревенской музыки и используют песни, найденные в этнографических записях. В своих клипах они используют традиционные русские мотивы и костюмы.

Философия коллектива основана на идее сохранения и сохранения традиций русской народной музыки. Лидер группы Алексей Белкин говорит, что «коммунисты сделали все возможное, чтобы украсть фольклор у русского народа и заменить его фальшивой академической музыкой в ​​стиле «Калинка-малинка»» (Пелецкис). Группа стремится показать, что русская народная музыка совершенно не похожа на то, что все думают. Алексей говорит, что «нас вдохновляет традиционная музыка, мы уважаем ее и стараемся не портить корни, а освежать ее своими музыкальными идеями» (Пелецкис). Они обращаются как к российской, так и к зарубежной публике, стремясь организовать свои выступления так, чтобы их мог понять и ощутить участие любой, даже не понимая слов.

Мы поставим специальную бумагу с учетом ваших требований.

Скидка 15% первый заказ

Воспользуйтесь скидкой

Онлайн-присутствие групп включает официальный веб-сайт, канал на YouTube и группу в Facebook. Страница группы в Facebook имеет 22 000 подписчиков и регулярно обновляется, а их самые популярные видео на YouTube набирают несколько миллионов просмотров. Группа выступила в 30 странах и в настоящее время находится в мировом турне, которое было отложено из-за вспышки пандемии, с запланированными концертами в Берлине, Кракове и Варшаве. Он получил множество международных наград, в том числе премию California Music Video Award за лучшее музыкальное видео на иностранном языке на их песню 9. 0286 Однажды на Высоком холме .

Комментарии к видео группы на YouTube и постам в Facebook в основном восхваляют их музыку и признают, что зрители оценили ее. Они включают комментарии на разных языках от людей, живущих в разных странах и частях света. Они содержат обзоры концертов и приглашения посетить определенную страну или комментарии, выражающие волнение по поводу приезда группы в их город. Нельзя сказать, что комментаторы обмениваются сообщениями друг с другом или ведут длительные дискуссии, их в основном объединяет восхищение группой и русской народной музыкой в ​​целом.

Заключение

Современная русская народная музыка сосредоточена на поиске баланса между сохранением национальных традиций и их внедрением в современную музыкальную культуру. В него входят группы и ансамбли разного происхождения, популярности и уровня аутентичности, базирующиеся не только в России, но и в разных странах мира. Онлайн-сообщества также эклектичны, некоторые из них сосредоточены на бережном сохранении традиций, другие просто являются фан-страницами определенных групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *