Русская система: Русская система мер. Старинные единицы измерения. Статьи

Русская система мер | это… Что такое Русская система мер?

Ру́сская систе́ма мер — система мер, традиционно применявшихся на Руси и в Российской империи. На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года, а в СССР — постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года.[1]

Несмотря на отсутствие практического применения, названия русских мер продолжают использоваться во фразеологических оборотах и исторических исследованиях.

Ниже приведены меры и их значения согласно «Положению о мерах и весах» (1899), если не указано иное. Более ранние значения этих единиц могли отличаться от приведённых; так, например, уложением 1649 года была установлена верста в 1 тыс. сажен, тогда как в XIX веке верста составляла 500 сажен; применялись и вёрсты длиной 656 и 875 сажен.

Содержание

  • 1 Старорусские меры длины
  • 2 Меры площади
  • 3 Меры объёма
    • 3.1 Меры сыпучих тел (хлебные меры)
    • 3.2 Меры жидких тел («винные меры»)
  • 4 Меры веса (Масса)
  • 5 Меры веса (массы) аптекарские и тройские
  • 6 Устойчивые выражения
  • 7 Другие единицы
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Литература

Старорусские меры длины

  • 1 миля (старорусская) = 7 вёрст = 7,4676 км.
  • 1 верста = 500 саженей = 1066,8 м.
  • 1 сажень = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток = 2,1336 м.
  • 1 аршин = 4 четверти = 28 дюймов = 16 вершков = 71,12 см.
  • 1 фут = 12 дюймам = 304,8 мм.
  • 1 четверть (пядь) = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов = 177,8 мм[2].
  • 1 вершок = 1,75 дюйма = 44,45 мм.
  • 1 дюйм = 10 линиям = 25,4 мм.
  • 1 сотка = 1/100 сажени = 84 точкам = 21,336 мм
    [2]
    .
  • 1 линия = 10 точкам = 2,54 мм.
  • 1 точка = 1/100 дюйма = 1/10 линии = 0,254 мм.
Таблица единиц длины
ЕдиницаОтношение к меньшейФутыАршиныМиллиметрыМетрыПримечания
точка11200128000,2540,000 254
линия10 точек112012802,540,00254
сотка84 точек71003
100
21,3360,021336
дюйм10 линий11212825,40,0254Дюйм заимствован вместе с футом при Петре I.
вершок1,75 дюйма74811644,450,04445
четверть (пядь)4 вершка или 7 дюймов71214177,80,1778
фут
12 дюймов137304,80,3048Английская мера длины, заимствованная при Петре I для упрощения кораблестроительных заказов за рубежом. При этом для точного соответствия 7 английским футам была немного уменьшена длина сажени (а следовательно аршина и вершка).
аршин16 вершков или 28 дюймов2 131711,20,7112Мера длины, заимствованная с востока в XVII веке. [источник не указан 175 дней]
сажень3 аршина или 7 футов732 133,62,1336
верста500 саженей3 5001 5001 066 8001 066,8
миля7 верст24 50010 5007 467 6007 467,6

Рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин, для мелких животных — сверх одного аршина. Например, выражение «человек 12 вершков роста» означало, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть приблизительно 196 см.

Меры площади

  • 1 кв. верста = 250 000 кв. саженям = 1,1381 км².
  • 1 десятина = 2400 кв. саженям = 10 925,4 м² = 1,0925 га.
  • 1 четь = 1/2 десятины = 1200 кв. саженям = 5462,7 м² = 0,54627 га.
  • 1 осьминник = 1/8 десятины = 300 кв. саженям = 1365,675 м² ≈ 0,137 га.

Меры объёма

  • 1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам = 9,7127 м³
  • 1 куб. аршин = 4096 куб. вершкам = 21 952 куб. дюймам = 359,7288 дм³
  • 1 куб. вершок = 5,3594 куб. дюймам = 87,8244 см³
  • 1 куб. фут = 1728 куб. дюймам = 28,3168 дм³
  • 1 куб. дюйм = 1000 куб. линий = 16,3871 см³
  • 1 куб. линия = 1/1000 куб. дюйма = 16,3871 мм³

Меры сыпучих тел (хлебные меры)

Хлебные меры по Арифметике Магницкого

  • 1 цебр = 26—30 четвертям.
  • 1 кадка (кадь, оков)= 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам = 839,69 л (= 14 пудам ржи = 229,32 кг).
  • 1 куль (рожь = 9 пудам + 10 фунтам = 151,52 кг) (овёс = 6 пудам + 5 фунтам = 100,33 кг)
  • 1 полокова, половник = 419,84 л (= 7 пудам ржи = 114,66 кг).
  • 1 четверть, четь (для сыпучих тел) = 2 осьминам (получетвертям) = 4 полуосьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам.

(= 209,912 л (дм³) 1902 г.). (= 209,66 л 1835 г.).

  • 1 осьмина = 4 четверикам = 104,95 л (=1¾ пуда ржи = 28,665 кг).
  • 1 полосьмины = 52,48 л.
  • 1 четверик = 1 мере[3] = 18 четверти = 8 гарнцам = 26,2387 л.

(= 26,239 дм³ (л) (1902 г.)). (= 64 фунтам воды = 26,208 л (1835 г)).

  • 1 получетверик = 13,12 л.
  • 1 четвёрка = 6,56 л.
  • 1 гарнец, малый четверик = ¼ ведра = 18 четверика = 12 стаканам = 3,2798 л.

(= 3,28 дм³ (л) (1902 г.)). (=3,276 л (1835 г.)).

  • 1 полугарнец (пол-малый четверик) = 1 штоф = 6 стаканам = 1,64 л.

(Пол-пол-малый четверик = 0,82 л, Пол-пол-пол-малый четверик = 0,41 л).

  • 1 стакан = 0,273 л.

Существовало много и местных мер: коробья, пуз, рогожа, лукно и др.[источник не указан 750 дней]

Меры жидких тел («винные меры»)

Винные меры по Арифметике Магницкого

  • 1 бочка = 40 вёдрам = 491,976 л (491,96 л).
  • 1 корчага = 2 ведра (около 25 л.).
  • 1 ведро = 4 четвертям ведра = 10 штофам = 1/40 бочки = 12,29941 л (на 1902 г.).
  • 1 четверть (ведра) = 1 гарнец = 2,5 штофа = 4 бутылкам для вина = 5 водочным бутылкам = 3,0748 л.
  • 1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам.
  • 1 штоф (кружка) = 3 фунтам чистой воды = 1/10 ведра = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 20 шкаликам = 1,2299 л (1,2285 л).
  • 1 винная бутылка = 1/16 ведра = 1/4 гарнца = 3 стаканам = 0,68; 0,77 л; 0,7687 л.
  • 1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,615; 0,60 л.
  • 1 бутылка = 3/40 ведра (Указ от 16 сентября 1744 года).
  • 1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам = 0,307475 л.
  • 1 стакан = 0,273 л.
  • 1 четушка = 1/50 ведра = 245,98 мл.
  • 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл.
  • 1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл.
Таблица мер вместимости для жидкостей
МераОтношение к меньшейВедраЛитрыПримечания
шкалик12000,0615
чарка2 шкалика11000,123
водочная бутылка5 чаркам1200,614962
винная бутылка1160,7687
штоф2 водочные бутылки1101,2299
четверть4 винные бутылки или 5 водочных бутылок143,0748
ведро4 четверти112,29941
бочка40 ведер40491,976

Меры веса (Масса)

Таблица мер веса (массы)
МераОтношение к меньшейФунтыГраммыКилограммыПримечания
доля192160,0444
золотник
96 долей1964,2657
лот3 золотника13212,79726
фунт32 лота1409,51240,4095124
пуд40 фунтов4016380,49616,380496
берковец10 пудов400163,8
  • 1 ласт = 6 четвертям = 72 пудам = 1179,36 кг.
  • 1 четверть вощаная = 12 пудам = 196,56 кг.
  • 1 берковец = 10 пудам = 400 гривнам (большим гривенкам, фунтам) = 800 гривенкам = 163,8 кг.
  • 1 контарь = 40,95 кг.
  • 1 пуд = 40 большим гривенкам или 40 фунтам = 80 малым гривенкам = 16 безменам = 1280 лотам = 16,380496 кг.
  • 1 полпуда = 8,19 кг.
  • 1 батман = 10 фунтам = 4,095 кг.
  • 1 безмен = 5 малым гривенкам = 1/16 пуда = 1,022 кг.
  • 1 полубезмен = 0,511 кг.
  • 1 большая гривенка, гривна, (позднее — фунт) = 1/40 пуда = 2 малым гривенкам = 4 полугривенкам = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям = 409,5 г (11—15 вв.).
  • 1 фунт = 0,4095124 кг (точно, с 1899 года).
  • 1 гривенка малая = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам = 204,8 г.
  • 1 полугривенка = 102,4 г.

Применялись также: 1 либра = 3/4 фунта = 307,1 г; 1 ансырь = 546 г, не получил широкого распространения.

  • 1 лот = 3 золотникам = 288 долям = 12,79726 г.
  • 1 золотник = 96 долям = 4,265754 г.
  • 1 золотник = 25 почкам (до XVIII в.).
  • 1 доля = 1/96 золотникам = 44,43494 мг.

С XIII по XVIII века употреблялись такие меры веса, как почка и пирог:

  • 1 почка = 1/25 золотника = 171 мг.
  • 1 пирог = 1/4 почки = 43 мг.

Меры веса (массы) аптекарские и тройские

Аптекарский вес — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г. (отличаются от Английской системы мер)

  • 1 фунт = 12 унций = 358,323 г.
  • 1 унция = 8 драхм = 29,860 г.
  • 1 драхма = 1/8 унции = 3 скрупула = 3,732 г.
  • 1 скрупул = 1/3 драхмы = 20 гранов = 1,244 г.
  • 1 гран = 62,209 мг.
  • Слышно за версту.
  • Бешеной собаке семь вёрст не крюк.
  • Милому дружку семь вёрст не околица.
  • Верста коломенская.
  • Косая сажень в плечах.
  • Мерить всех на свой аршин.
  • Проглотить аршин.
  • От горшка два вершка.
  • Сто пудов.
  • Семь пядей во лбу.
  • Мал золотник, да до́рог.
  • Идти семимильными шагами.
  • Узнать, почём фунт лиха.
  • Ни пяди земли (не уступить).
  • Скрупулёзный человек

Другие единицы

  • Десть — единица счёта, равна 24 листам бумаги, 1/20 стопы.
  • Пешак

См. также

  • Английская система мер
  • Французская система мер
  • Китайская система мер
  • Японская система мер
  • Древние единицы измерения
  • Историческая метрология
  • СИ

Примечания

  1. БСЭ. Статья Метрическая система мер
  2. 1 2 Энциклопедический словарь юного математика. Под ред. Савин А. П. 1985. М. Педагогика 352 с.
  3. Большой Энциклопедический словарь —Мера (Проверено 23 декабря 2009)

Ссылки

  • Седова Л. Н. Вопросы русской метрологии на уроках и внеклассных занятиях по математике. — Ярославль, 1999
  • Сидунова Д. В., Черепанова Е. Г. и др. История развития мер и весов
  • Федорчук С. В. Метрология древнерусского государства (X — начало XII вв.)
  • Федорчук С. В. Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII—XV вв.).
  • Калькулятор — перевод мер длины из русской системы в метрическую и обратно.

Литература

  • Шостьин Н. А. Очерки истории русской метрологии XI—XIX века. М.: Издательство стандартов, 1975.- 272 с.
  • Романова Г. Я. Наименование мер длины в русском языке. М.: Наука, 1975.-175 с.
  • Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология: Учебное пособие для вузов. 2 -е изд. М.: Высшая школа, 1975. −326 с.

Русская система мер — QuestHint

Старорусские меры длины

  • 1 поприще ≈ 185 м, около 1 480 метров или один день пути (мера «днище») — древняя мера, позже заменённая верстой.
  • 1 миля (географическая) = 1/15 градуса земного экватора ≈ 7,42 км.
  • 1 верста (путевая, или пятисотная) = 500 саженей ≈ 1066,8 м.
  • 1 цепь = 50 казенных саженей ≈ 106,68 м.
  • 1 шест = 10 казенных саженей ≈ 21,336 м.
  • 1 сажень (косая, или косовая) ≈ 248 см (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки — человек стоит буквой «Х»).
  • 1 сажень (казённая) = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток ≈ 213,36 см.
  • 1 аршин = 4 четверти = 28 дюймов = 16 вершков ≈ 71,12 см.
  • 1 фут = 1/7 казённой сажени = 12 дюймов ≈ 30,48 см.
  • 1 пядь с кувырком (пядень с кувырком, пядь с кувыркой) ≈ 27—31 cм (расстояние между концами большого пальца и указательного пальца с прибавкой двух суставов указательного пальца — «кувырок» выполнялся фиксированием конца указательного пальца на одной точке при измерении и перекладыванием пальца через ноготь на продолжение линии измерения).
  • 1 пядь большая ≈ 22—23 cм (расстояние между концами большого пальца и мизинца).
  • 1 четверть (пядь, малая пядь, пядница, четверть аршина, четь) = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов ≈ 177,8 мм.
  • 1 вершок = 4 ногтя = 1/4 пяди = 1/16 аршина = 1,75 дюйма ≈ 44,45 мм.
  • 1 дюйм = 10 линиям ≈ 25,4 мм.
  • 1 сотка = 1/100 сажени = 84 точкам ≈ 21,336 мм.
  • 1 перст ≈ 20 мм.
  • 1 ноготь (нокоть) ≈ 11 мм.
  • 1 линия = 10 точкам ≈ 2,54 мм.
  • 1 точка = 1/100 дюйма = 1/10 линии ≈ 0,254 мм.
Таблица единиц длины
ЕдиницаОтношение к меньшейФутыАршиныМиллиметрыМетрыПримечания
точка11200128000,2540,000 254
линия10 точек112012802,540,00254
сотка84 точек7100310021,3360,021336
дюйм10 линий11212825,40,0254Дюйм заимствован вместе с футом при Петре I.
вершок1,75 дюйма74811644,450,04445
четверть (пядь)4 вершка или 7 дюймов71214177,80,1778
фут12 дюймов137304,80,3048Английская мера длины, заимствованная при Петре I для упрощения кораблестроительных заказов за рубежом. При этом для точного соответствия 7 английским футам была немного уменьшена длина сажени (а следовательно, аршина и вершка).
аршин16 вершков или 28 дюймов2 131711,20,7112
сажень3 аршина или 7 футов732 133,62,1336
верста500 саженей3 5001 5001 066 8001 066,8
миля7 вёрст24 50010 5007 467 6007 467,6

Рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин, для мелких животных — сверх одного аршина. Например, выражение «человек 12 вершков роста» означало, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть приблизительно 196 см.

Меры площади

  • 1 кв. верста = 250 000 кв. саженям ≈ 1,1381 км².
  • 1 десятина = 2400 кв. саженям = 10 925,4 м² ≈ 1,0925 га.
  • 1 полудесятина = 1/2 десятины = 1 200 кв. саженям ≈ 5462,7 м² = 0,54627 га.
  • 1 четь = 1/4 десятины = 600 кв. саженям ≈ 2731,35 м² = 0,273135 га.
  • 1 осьминник = 1/8 десятины = 300 кв. саженям ≈ 1365,675 м² ≈ 0,137 га.
  • 1 кв. сажень = 9 кв. аршинам = 49 кв. футам ≈ 4,55225 м².
  • 1 кв. аршин = 256 кв. вершкам ≈ 0,505805 м².
  • 1 кв. вершок ≈ 19,758 см².
  • 1 кв. фут = 144 кв. дюймам ≈ 0,092903 м².
  • 1 кв. дюйм = 100 кв. линиям ≈ 0,00064516 м².

Меры объёма

  • 1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам ≈ 9,7127 м³
  • 1 куб. аршин = 4096 куб. вершкам = 21 952 куб. дюймам ≈ 359,7288 дм³
  • 1 куб. вершок = 5,3594 куб. дюймам ≈ 87,8244 см³
  • 1 куб. фут = 1728 куб. дюймам ≈ 28,3168 дм³
  • 1 куб. дюйм = 1000 куб. линий ≈ 16,3871 см³
  • 1 куб. линия = 1/1000 куб. дюйма ≈ 16,3871 мм³

Меры сыпучих тел (хлебные меры)

Хлебные меры по Арифметике Магницкого

  • 1 цебр = 26—30 четвертям.
  • 1 кадка (кадь, оков) = 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам ≈ 839,69 л (= 14 пудам ржи ≈ 229,32 кг).
  • 1 куль: ржи — 9 пудов + 10 фунтов ≈ 151,52 кг; овса — 6 пудов + 5 фунтов ≈ 100,33 кг
  • 1 полокова, половник = 419,84 л (= 7 пудам ржи = 114,66 кг).
  • 1 четверть, четь (для сыпучих тел) = 2 осьминам (получетвертям) = 4 полуосьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам.

(≈ 209,912 л — 1902 г.). (≈ 209,66 л — 1835 г.).

  • 1 осьмина = 4 четверикам ≈ 104,95 л (=1¾ пуда ржи ≈ 28,665 кг).
  • 1 полосьмины ≈ 52,48 л.
  • 1 четверик = 1 мере[9] = 18 четверти = 8 гарнцам ≈ 26,2387 л.

(≈ 26,239 л (1902 г.)). (= 64 фунтам воды ≈ 26,208 л (1835 г)).

  • 1 получетверик ≈ 13,12 л.
  • 1 четвёрка ≈ 6,56 л.
  • 1 гарнец, малый четверик = ¼ ведра = 18 четверика = 12 стаканам ≈ 3,2798 л.

(≈ 3,28 л — 1902 г.). (≈ 3,276 л — 1835 г.).

  • 1 полугарнец (пол-малый четверик) = 1 штоф = 6 стаканам ≈ 1,64 л.

(Пол-пол-малый четверик = 0,82 л, пол-пол-пол-малый четверик ≈ 0,41 л).

  • 1 стакан ≈ 0,273 л.

Меры жидких тел («винные меры»)

Винные меры по Арифметике Магницкого

  • 1 бочка = 40 вёдрам ≈ 491,976 л (491,96 л).
  • 1 корчага = 2 ведра (около 25 л.).
  • 1 ведро = 4 четвертям ведра = 10 штофам = 1/40 бочки ≈ 12,29941 л (на 1902 г.).
  • 1 четверть (ведра) = 1 гарнец = 2,5 штофа = 4 бутылкам для вина = 5 водочным бутылкам ≈ 3,0748 л.
  • 1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам.
  • 1 штоф (кружка) = 3 фунтам чистой воды = 1/10 ведра = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 20 шкаликам ≈ 1,2299 л (1,2285 л).
  • 1 винная бутылка = 1/16 ведра = 1/4 гарнца = 3 стаканам ≈ 0,68; 0,77 л; 0,7687 л.
  • 1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам ≈ 0,615; 0,60 л.
  • 1 бутылка = 3/40 ведра (Указ от 16 сентября 1744 года).
  • 1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам ≈ 0,307475 л.
  • 1 стакан ≈ 0,273 л.
  • 1 четушка = 1/50 ведра ≈ 245,98 мл.
  • 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам ≈ 122,99 мл.
  • 1 шкалик = 1/200 ведра ≈ 61,5 мл.
Таблица мер вместимости для жидкостей
МераОтношение к меньшейВедраЛитрыПримечания
шкалик12000,0615
чарка2 шкалика11000,123
водочная бутылка5 чаркам1200,614962
винная бутылка1160,7687
штоф2 водочные бутылки1101,2299
четверть4 винные бутылки или 5 водочных бутылок143,0748
ведро4 четверти112,29941
бочка40 вёдер40491,976

Меры веса (массы)

Таблица мер веса (массы)
МераОтношение к меньшейФунтыГраммыКилограммыПримечания
доля192160,0444
золотник96 долей1964,2657
лот3 золотника13212,79726
фунт32 лота1409,51240,40951241[4][5]
пуд40 фунтов4016380,496416,380496
берковец10 пудов400163,8
  • 1 ласт = 6 четвертям = 72 пудам ≈ 1179,36 кг.
  • 1 четверть вощаная = 12 пудам ≈ 196,56 кг.
  • 1 берковец = 10 пудам = 400 гривнам (большим гривенкам, фунтам) = 800 гривенкам ≈ 163,8 кг.
  • 1 контарь (кантар) ≈ 40,95 кг.
  • 1 пуд = 40 большим гривенкам или 40 фунтам = 80 малым гривенкам = 16 безменам = 1280 лотам = 16,3804964 кг.
  • 1 полпуда ≈ 8,19 кг.
  • 1 батман = 10 фунтам ≈ 4,095 кг.
  • 1 безмен = 5 малым гривенкам = 1/16 пуда ≈ 1,022 кг.
  • 1 полубезмен ≈ 0,511 кг.
  • 1 большая гривенка, гривна, (позднее — фунт) = 1/40 пуда = 2 малым гривенкам = 4 полугривенкам = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям ≈ 409,5 г (11—15 вв.).
  • 1 фунт = 0,40951241 кг[10].
  • 1 гривенка малая = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам ≈ 204,8 г.
  • 1 полугривенка ≈ 102,4 г.

Применялись также: 1 либра = 3/4 фунта ≈ 307,1 г; 1 ансырь ≈ 546 г, не получил широкого распространения.

  • 1 лот = 3 золотникам = 288 долям ≈ 12,79726 г.
  • 1 золотник = 96 долям ≈ 4,265754 г.
  • 1 золотник = 25 почкам (до XVIII в.).
  • 1 доля = 1/96 золотникам ≈ 44,43494 мг.

С XIII по XVIII века употреблялись такие меры веса, как почка и пирог:

  • 1 почка = 1/25 золотника ≈ 171 мг.
  • 1 пирог = 1/4 почки ≈ 43 мг.

Меры веса (массы) аптекарские и тройские

Аптекарский вес — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г. (отличаются от аптекарских единиц, применяемых в Англии)

  • 1 фунт = 12 унций = 84 золотника ≈ 358,323 г.
  • 1 унция = 8 драхм ≈ 29,860 г.
  • 1 драхма = 1/8 унции = 3 скрупула ≈ 3,732 г.
  • 1 скрупул = 13 драхмы = 20 гранов ≈ 1,244 г.
  • 1 гран ≈ 62,209 мг.

Меры поштучных предметов

  • 1 гросс = 12 дюжин = 144 штуки
  • 1 дюжина = 12 штук

Меры счёта бумаги

  • 1 стопа = 20 десть = 480 листов
  • 1 десть = 1/20 стопы = 24 листа

Российская система: взгляд изнутри

Система как процедура

О советской системе имеется обширная литература. Особый интерес для нас представляет видение Джорджа Кеннана, который дал краткий, но впечатляющий очерк советской власти и первым описал корни поведения русских. Кеннан не был нейтрален; он был американским дипломатом во время холодной войны. Но его картина вражеской страны — СССР — дружелюбнее некоторых современных русских описаний советского мира.

В феврале 1946 года СССР, находившийся под властью Сталина, бросил вызов Соединенным Штатам. Джордж Кеннан исследовал советскую идеологию не как доктрину или политическую веру, а с прагматической точки зрения. Он хотел объяснить, как русские обходятся со всем в мире — с врагами, друзьями и даже с самими собой — и почему они делают это особым образом, который сильно отличается от того, как другие страны поступали бы с такими вещами. Его знаменитая «длинная телеграмма» изложила его взгляды на истоки русского поведения. Давайте попробуем представить, что он выполняет ту же работу сегодня. Что бы он сказал о новой государственности России после 19 декабря?91? Было много попыток найти ответ на вопрос, что такое Россия сегодня и почему эта страна такая, какая она есть, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Российская Система родилась в рамках коммунистической идеологии. Пространство, освобожденное коммунистической идеологией, теперь занято Системой Российской Федерации. Но Система Российской Федерации — это не государство. Скорее, это способ поведения.

Система состоит из процедурного навыка общения со всем вокруг, навыка, которому могут легко научиться как новые бюрократы, так и все остальные. Это единственная точка, где Советский Союз и современная Россия тайно сливаются. Советское наследие на самом деле не связано с «тоталитаризмом» или «имперскими амбициями». Речь идет о том, как Кремль обращается со всем в мире, включая материалы, финансы, ментальные, этические и религиозные вопросы. Наследие советской эпохи — прием обращения с людьми — независимо от их прав, социального положения и желаний — просто как с предлогами и ресурсами.

Система — это не государство и уж тем более не идеология. Это хорошо разработанная коллекция методов и практик обращения с миром, довольно простая, позволяющая распространить этот тип поведения на любое количество людей, вовлеченных в его обслуживание, и ничто не мешает им принять его.

Можно даже сказать, что Система — это самая неограниченная (или свободная) форма государственности в мире. Но, конечно, его нельзя смешивать с «либерализмом» или либерализмом, как этот термин понимается на Западе.

Искусство быть резким

Когда Кеннан говорил о происхождении советского поведения, он на самом деле сосредоточился на поведении строго вертикально интегрированной советской бюрократии. Его анализ поведения советской бюрократии проливает свет на сходства и отличия от постсоветской российской системы. Например, Кеннан ничего не сказал о советской резкости, потому что этот навык тогда еще не был развит. От советского гражданского не требовалось быть импульсивным. Директивное общество не терпело сиюминутных импровизаций на собраниях коммунистов.

Система возникла внезапно, рожденная случайной идеей новой суверенной России, придуманной к выборам в Верховный Суд РФ весной 1990 года. Позднее, 12 июня 1990 года, Россия объявила своего государственного суверенитета в составе СССР. Эта непредвиденная претензия на независимость отражала влияние личности Бориса Ельцина, так как он любил сюрпризы. Ельцин стал президентом России, потому что культивировал импульсивность. Это было основой его тактики: политические зигзаги, или политика «процветания», рассчитанная на неожиданные двойные маневры. Ельцин создавал серьезные угрозы, а затем изображал из себя спасителя «последней надежды», обращая политический кризис в свою личную выгоду. Этот политик стал бенефициаром всех прибылей и убытков в игре, а затем оставил все это столь же опытному преемнику, Владимиру Путину.

Борьба с нормами и нормальностью

Русская Система с самого начала ведет борьбу с нормальностью  . Обычная жизнь существовала и за пределами России, — на Западе и в Европе. Русские привыкли посещать обыденность в качестве туристов. При этом Россия полностью сняла с себя рядовые обязательства. С 1993 года Кремль разработал методы поведения, которые обходят нормальность, искажая ее, чтобы легче достичь своих целей. Хотя эти цели были корыстными, Кремль руководствовался идеей достижения нормальности в будущем путем слияния с нормальными (западными) странами.

Неприятие «нормальности» началось как технология, но со временем стало частью повседневной жизни, позже переросшей в презрение к норме в России. Система легко преодолевает нормы и дает об этом знать. Поведение российских военных и судебных органов по отношению к их политическим оппонентам, например, равносильно показухе неуважения к государственной норме. Четкое сообщение, сформулированное через их поведение, заключается в неуместности закона, когда речь идет о людях или организациях, включенных в стоп-лист Системы.

Если Система вдруг решит следовать своим правилам (хотя бы на 30 дней!), военным и судебным органам потребуется особый первичный приказ, а также огромные усилия по самоконтролю.

Лидер от имени большинства

Неожиданный радикальный поворот 2014–2015 годов наступил неожиданно. Как могла институционально слабая власть действовать радикально и неожиданно? Отчасти это произошло потому, что Система придерживается недемократических моделей поведения, опираясь на понятие будущего большинства.

Идея мобилизации «большинства» возникла в России как результат идеи о том, чтобы вождь правил от имени этого большинства. Мандат лидера большинства после выборов не зависит от конкретного избирательного большинства. Даже когда это большинство трудно собрать, и большинство не очень стабильно, – мандат лидера не ограничен.

У Системы есть еще один мандат — исходящий из внешнего мира. Это мандат на осуществление «процесса реформ», «перехода» и «модернизации» — короче говоря, на достижение глобальной легитимности. Этот мандат отделен от избирательного мандата и не зависит от выборов.

Кремлевская команда действует от имени «прогресса» и обеспечивает право на защиту элиты от «национализма» или «региональных сепаратистов». У него есть огромный набор мандатов, каждый из которых дает ему особое право действовать во имя прогресса и действовать радикально.

Поскольку власть может действовать радикально и масштабно, она фактически не требует каких-либо опережающих реформ. Масштаб доступных действий сам по себе дает возможность мобилизовать большинство. Каждое резкое, неожиданное действие вызывает у широкой публики ошеломление и восхищение, кроме, конечно, конкретных жертв.

В ожидании экстремальных условий

Система активируется в экстремальных условиях. Но это не означает, что Кремль должен ждать, пока сложится правильный контекст. Кремль может «организовать» эти экстремальные условия. Потенциал экстремизма накапливается внутри Системы и всплывает оттуда каждый раз, когда Кремль делает зигзаг. Внутренние зигзаги иногда выходят во внешний мир, создавая международный вызов.

Команда Кремля

Команда Кремля исторически сложилась на основах, о которых потом забыли. Но ясно, что личности и предрассудки из этих основ остались в Системе и перешли вместе с ней с одной ступени на другую. Команда Кремля более или менее устойчива, чтобы поддерживать стабильность Системы в целом. Его застойная структура создает ощущение стабильности. Кремлевская команда, по-видимому, осуществляет монополию на российские ресурсы, чтобы иметь возможность продавать свои услуги на международных рынках.

Корни кремлевской команды

В 1990 году в Кремле появилась группа людей, вынужденных имитировать нормальную бюрократию нормального государства. Игра в эту имитацию впоследствии стала одной из основных обязанностей кремлевской команды и, в частности, администрации президента Ельцина. Главным преимуществом этой группы был прямой контакт членов с Ельциным. Это помогло им выиграть у более опытных игроков, у которых не было этого преимущества.

Новая команда Кремля создала новые правила для других, правила, которым сами ее члены не собирались следовать. Так появился первый пробел. Они должны были быть свободны от правил поведения, чтобы добиться успеха.

В начале новой России существовали большие группы людей, которые вели себя подобающим образом, но иначе, чем в советское время. Они использовали приемы, не разрешенные в СССР.

Консолидация активных групп, начавших называть себя «элитой», происходила гораздо быстрее, чем выработка новых правил и процедур.

Россия слишком велика и слишком разнообразна для равного развития возможностей в каждой из ее частей. Это делает группу с доступом к глобальным рынкам очень эксклюзивной. Как только кремлевская команда получила доступ к мировым рынкам, финансам и СМИ, она отрезала население от всех этих ресурсов, а позже и от политической сферы.

Какова цель Администрации Президента?

Администрация Президента является учреждением, масштабы которого превосходят все другие организации, учреждения и законы в стране. Это ворота в параллельную политику и огромные возможности.

Любая важная российская организация, независимо от ее цели, может быть в конечном итоге преобразована в учреждение, если она не будет закрыта до этого. Целесообразность Администрации Президента никогда не оспаривалась с момента ее появления в 1991, и все его реформы привели только к его расширению.

Администрация Президента возникла как орган защиты Президента России от других конституционных институтов России. Поначалу его существование оправдывалось архаичной конституцией РСФСР, коммунистической угрозой и конфронтацией с Верховным судом России и старым парламентом. Но еще до того, как в 1993 году была принята новая Конституция России, стала яснее главная цель этой администрации: это был правовой дуализм. Когда российский народ отвернулся от политики, администрация президента получила фактически монополию на всю политическую деятельность.

Администрация Президента представляет собой систему нисходящего управления всеми ветвями власти. Этот вид контроля сегодня так же незаконен, как и в 1991 году. Отсюда любой может начать любую рискованную операцию, по сути смену режима внутри страны.

Правительство Медведева

В Системе есть резерв, название которого «Правительство Медведева». Отношение администрации к этому резервному правительству разделилось. Правительство Медведева похоже на сентябрьскую индейку, припасенную для того, чтобы ее можно было подать в случае необходимости. Но правительство предоставляет услуги, которые никто другой предоставить не может. Кремль не хочет остаться без правительства, потому что знает, что любое новое правительство будет формироваться под давлением различных лоббистских групп и сумасшедших миллиардеров.

Без Политбюро

Советское Политбюро работало очень эффективно, находясь на вершине Коммунистической партии, которая управляла и страной, и правительством. Все в Политбюро имели реальную власть, власть, простиравшуюся по вертикали сверху до самого низа. Члены Политбюро знали, что если они продержатся достаточно долго, то смогут избрать нового лидера страны — Генерального секретаря Коммунистической партии, который также контролировал Советское правительство. Никто в путинской команде не может делать вид, что у них будет такая возможность. Они даже шутить об этом не могут. Система не имеет встроенного механизма преемственности, и это фатальная слабость в нынешних условиях. Кремлевская команда не знает, как ей удержаться и сохранить свою власть. Она должна сохранить свою монополию на власть, но кому-то за пределами узкого круга кремлевская команда не очень нравится. Общая антипатия к команде также дестабилизирует Систему.

Кремль начеку

Команда Кремля всегда начеку на случай глобальных форс-мажорных ситуаций. Он всегда в поисках международного кризиса, способного отвлечь внимание его противников от Москвы на другие цели. Внутри страны антироссийские санкции превратили страну в полигон суровых испытаний. Так где же надежда?

Одна из моделей для обнадеживающей надежды появилась осенью 2008 года с двойным чудом вокруг избрания Обамы, когда глобальный экономический кризис и крах внешней политики Буша отвлекли Запад от российско-грузинской войны. Можно ли повторить успех, достигнутый ожиданием? Да, может — при определенных условиях.

Во-первых, Кремль должен сохранить свою независимость в составе России, даже несмотря на то, что санкции кусают его основную социальную базу. Во-вторых, он должен отвергнуть любую идею отставки кремлевской команды или ее переориентации в западном направлении.

Новый порядок управления страной в условиях международных санкций еще предстоит найти. Некоторые мировые игроки интересуются Россией, но их не уговорить вкладывать в страну какие-либо, даже скромные суммы. У Китая нет стимула поддерживать Россию, поскольку продление санкций фактически служит интересам Китая. Однако Пекин категорически не хочет, чтобы Кремль сдавался Вашингтону. Мы можем ожидать много обнадеживающих шагов со стороны Китая по отношению к Кремлю, но ни один из них не будет строго или необратимо антиамериканским.

Мнения, высказанные здесь, принадлежат исключительно автору.

Примечание редактора: этот материал взят из «Системы РФ» (Система РФ, 2015). Глеб Павловский — опытный руководитель политической кампании, работавший советником Кремля с середины 1990-х по 2011 год. Его выводы могут показаться загадочными, но они бесценны. Павловский сказал в своей предыдущей книге, что политическая система России «невосприимчива к миру и готова к борьбе». Книга появилась в самом начале 2014 года, еще до присоединения Крыма. Поскольку Россия продолжает держать своих ближайших соседей в состоянии боевой готовности и стала предметом предвыборной кампании в Соединенных Штатах, необходим более глубокий взгляд на российскую политику. Приводимая здесь выдержка из «Системы РФ» была опубликована летом 2015 года — за несколько месяцев до начала военной кампании Москвы в Сирии.

Пока судебная система Российской Федерации не станет более независимой, сомнения в ее эффективности остаются

Коммерсантъ , 25.02.2016

Советом по правам человека в октябре прошлого года было поднято несколько проблем, касающихся функционирования российской судебной системы. Президент Владимир Путин выразил готовность рассмотреть эти вопросы и, при необходимости, внести соответствующие изменения в закон. С нашей точки зрения, совершенствование российской судебной системы должно быть ежедневным делом в России. Мы работали с Россией последние 17 лет и были свидетелями нескольких волн важных судебных реформ. Однако давние проблемы остаются.

Одним из первых крупных шагов, предпринятых Россией для интеграции в правовое пространство Европы после распада Советского Союза, было вступление в Совет Европы. Это произошло ровно двадцать лет назад, 28 февраля 1996 года, и многие восприняли это как демонстрацию решимости Российской Федерации стать государством, отстаивающим права человека, верховенство закона и демократию.

Неотъемлемой частью этого процесса стали судебные реформы. Они были обширными и включали законы первостепенной важности, такие как законы о реформировании уголовного и гражданского кодексов. Кроме того, в соответствии с решениями Европейского суда по правам человека были предприняты законодательные усовершенствования, например, для облегчения доступа лиц к правосудию, соблюдения принципа правовой определенности, а также для сокращения сроков содержания под стражей и улучшения условий содержания под стражей. Совсем недавно Минюст России и Совет Европы объединились для совершенствования системы бесплатной юридической помощи, доступной для наиболее уязвимых социальных групп, таких как люди с инвалидностью и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Эти позитивные изменения, однако, омрачены менее многообещающими тенденциями, вызывающими опасения по поводу способности России завершить переход к доступной, эффективной, прозрачной и заслуживающей доверия системе правосудия. Мы выделили четыре основные проблемы: вопросы, связанные с неисполнением судебных решений, препятствиями международной системе защиты прав человека, недостаточной судебной независимостью и чрезмерными прокурорскими полномочиями.

Задержка или неисполнение решений международных и национальных судов является одним из наиболее часто встречающихся случаев несправедливости в России. С 2010 по 2015 год Европейский суд по правам человека 72 раза осуждал Россию за неисполнение решений национальных судов, что является рекордным показателем, составляющим почти 20% всех подобных нарушений, выявленных в 47 государствах-членах Совета Европы. .

Также можно наблюдать тенденцию к «выборке» решений Европейского суда в зависимости от их принятия политическими властями. В качестве примера хотелось бы выделить дела, связанные с действиями силовиков на Северном Кавказе. За последнее десятилетие более 200 решений Европейского суда признали Российскую Федерацию виновной в серьезных нарушениях Европейской конвенции о правах человека. Хотя жертвам этих нарушений, как правило, присуждалась денежная компенсация, Россия еще не полностью выполнила эти судебные решения. В частности, по-прежнему необходимо установить ответственность за наиболее тяжкие преступления, такие как пытки и похищения людей, как необходимый шаг для восстановления справедливости в отношении жертв и их родственников, предотвращения новых нарушений и повышения доверия общества к системе правосудия.

Принятие в декабре 2015 года закона, предоставляющего Конституционному суду РФ право определять, исполнять или нет решения международных судов, вызвало дискуссию как на национальном, так и на международном уровне о его возможном влиянии на исполнение международных судебных решений . Такого рода вызов не уникален для России. В Германии, например, Европейская конвенция о правах человека имеет более низкий статус, чем Конституция Германии, которая идет дальше, чем Конвенция, в защите определенных прав. Однако в последние десятилетия Федеральный конституционный суд Германии играл ведущую роль в обеспечении надлежащего учета Европейской конвенции при толковании национальных законов. Время покажет, станет ли этот новый российский закон катализатором или преградой для тех, кто добивается справедливости через международный суд.

Несомненно, однако, что до тех пор, пока российская судебная система не станет более независимой, опасения не исчезнут. Нынешние процедуры и критерии назначения, увольнения и наказания судей по-прежнему не обеспечивают достаточных гарантий объективного и справедливого судебного разбирательства, а судьи по-прежнему подвержены давлению со стороны влиятельных политических и экономических кругов.

Отсутствие независимости усугубляется системой уголовного правосудия, которая отдает предпочтение прокурорской позиции, что противоречит принципу равенства сторон. Права на защиту также ослабляются из-за преследований и других форм давления на адвокатов, которые слишком часто сталкиваются с препятствиями при оказании помощи своим клиентам.

Эти недостатки являются огромными препятствиями, подрывающими способность людей добиваться справедливости. Однако они не являются непреодолимыми. При наличии четкой политической воли российские законодатели и политики могут сохранить положительные достижения и использовать их для дальнейшего укрепления судебной независимости, беспристрастности и эффективности.

В частности, они должны внести поправки в законы и практику, чтобы сделать судей более невосприимчивыми к давлению, исходящему изнутри судебной власти или со стороны внешних субъектов. Важными шагами в этом отношении станут совершенствование процедур и критериев назначения, наказания и увольнения судей, а также реформирование системы назначения председателей судов и их полномочий.

Судей следует постоянно обучать правильному применению прецедентной практики Европейского суда по правам человека, чтобы решения национальных судов лучше отражали судебную практику Страсбурга. Это помогло бы бросить вызов законам и практикам, которые могут привести к нарушениям прав человека, например, в сферах, связанных со свободой слова, ассоциаций и собраний.

Помимо достижения независимости и беспристрастности судей, дальнейшие усилия по реформированию судебной системы должны быть направлены на укрепление права на справедливое судебное разбирательство и обеспечение подлинно состязательного разбирательства, соблюдение презумпции невиновности и процессуальных прав в гражданских и уголовных делах. судебные разбирательства. Следует также провести реформу прокуратуры для укрепления ее независимости и беспристрастности, а также способности бороться с безнаказанностью и жестоким обращением.

Российские власти также должны установить ответственность за прошлые злоупотребления, в том числе совершенные на Северном Кавказе. Жертвы преступлений и их родственники должны получать адекватное возмещение, а свидетелям должна быть обеспечена необходимая защита. Это давно назревший шаг, который Россия должна сделать, чтобы смириться со своим недавним прошлым и заложить основы действительно мирного, сплоченного и плюралистического демократического общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *