Русская народная песня историческая текст: Русские народные исторические песни

Исторические песни

Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.

Можно выделить 2 вида исторических песен:

— Песни об исторических событиях

— Песни об исторических личностях

Примеры текстов:

НОВГОРОДЦЫ ИДУТ ПРОТИВ МАМАЯ

В великом Нове-городе
Стоят мужи новгородские
У святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
«Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Димитрию.

Он Оку реку перевозится,
Тако нам к нему не ехати,
А ему будет непособь,
Ино будет Новым-градом не отсадиться».
Борзо мужики наряжалися,
Отпущали тринадцать посадников,
С ними силы тринадцать тысячей,
А все люди нарядные,
Пансыри, доспехи давали с города:
«Пойдите с одного на безбожного».
И пришла сила новгородская
К великому князю Димитрию,
Рад был князь Димитрий Иванович:
«Исполать вам, мужи новгородские,
Что меня есте не оставили».

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

И сступишеся полци, крепко бьющеся,
Щепляются щиты богатырские,
Ломаются рогатины булатные,
Льется кровь богатырская
По седельцам покованным,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злаченые
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.

ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА

Собиралася туча черная,
Подошла гроза на великий град,
Знать настал конец вечу старому.
Не держал народ имя царское

Грозно с честию — по-старинному,
Озлобился царь на ослушников,
И он двинулся всеми силами,
Сам с боярами во главе пошел
Теснить Новгород лютым голодом.
Притесняючи покорил его;
Вече древнее уничтоживши,
Сам наместничка посадил ему.

НАЧАЛО БОРОДИНСКОГО БОЯ

Как не две тученьки, не две грозные
Вместе соходилися —
Как две силы-армеюшки
Вместе соезжалися.
Как одна сила-армеюшка
Она царя Белого,
Как вторая сила-армеюшка
Короля французского.
Господа ли генералушки
Вместе соходилися,
Они думали крепку думушку
Все заедино:
«А когда же у нас, братцы, будет
Бой-батальица?» —
«На осенний первый праздничек, братцы,
На Семенов день».
Как Семенов день приходит, братцы,
Как гора валит;

Как Семенов день проходит, братцы,
Как река бежит.
Как ударили из пушек, братцы,
Из винтовочек —
Покатились с могучих плеч
Г оловушки.
Поли ласк басурманская кровь
На все четыре стороны.

НАПОЛЕОН ГОРЮЕТ

Разбессчастненъкой, бесталанненькой
Француз зародился,
Он сы вечера рано спать ложился
Долго почивать.
«Ничего ж ли то я, французик ли,
Ничего не знаю:
Что побили его, его армию
Донские казаки.
Что мне жаль-то, мне жаль свою армию,
Есть еще жалчея:
Что вот сняли мому, мому родному,
Да родному братцу,
Что вот сняли ему, сняли йму головку,
Да головку.
Что мене ль то, мене, все французика,
В полон мене взяли;
Посадили мене, все французика,
В темною темницу:
Что вот тошно ли мне, все французику,
В темнице сидети.
Если б знал то бы, знал я, французик ли,
Я б того не делал!»

БОРИС И ГЛЕБ

Со восточного держания,
Во славесном Киеве граде,
А жил себе Володимир князь.
Имел себе да трех сынов,
А трех сынов возлюбленных:
Старейший брат, а больший князь,

А меньшие Борис и Глеб.
Живши-бывши Володимир князь,
Стал своих чадов бласловляти,
Удельными градами наделяти.
Доставался Чернигов град
Старейшему брату Святополкию,
А двум братам Борису и Глебу
Славесный Киев град.
Живши-бывши Владимир князь,
Во доме своем переставился.
Чада его возлюбленны
Со славой его света погребали,
Погребали, похороняли.
Разъезжалися в разный страны:
Старейший брат в Чернигов град,
А меньшие браты, два брата Борис и Глеб
Во славесный Киев град.
Живши-бывши старейший брат,
Живши-бывши а больший князь,
В уме своем разуме смешался.
Он пишет князь злописание
Двум братам Борису и Глебу:
«А меньшие вы мои братие,
Святые князья вы благоверные,
Два брата Бориса и Глеба!
Прошу я вас на пир к себе,
Почестный вам пир пировати,
Отца в моем доме поминати». ев,
Поехали к большому брату в гости.
А больший князь, ненавистный злой,
Не в доме он братиев встречает,
Встречает далече во чистом поле,
Свирепо на братьев взирает,
Он зрит на них яко разбойник.
Два брата Бориса и Глеба,
Видют они напасть свою,
Слезали со добрых конев,
Упали большому брату в ноги,
Старейшему брату Святополку,
Борис упал в правую ногу,
А Глеб упал во левую;
Начали плакати-рыдати,
А жалобным гласом причитати:

«Любимый наш старейший брат,
Старейший брат, а больший князь!
Не срежь наши главы незрелыя,
Не пролей ты крови християнской понапрасно,
Возьми ты нас к себе в рабы,
Работай ты нами, как рабами!»
А больший князь, ненавистный-злой,
Ни на что, злодей, он не взирает,
Ни на плаканье, ни на рыданье,
Ни на жалобное причитанье:
Борису взял — копье вружил,
А Глеба взял — ножом зарезал:
А те тела, Борисово,
Борисово и Глебово,
Повелел в темны леса затащати,
На разны колоды разложите.
Садился злой на добрый конь.
Он ездит, сам похвалялся:
«Теперича вся наша Росея
Со всеми со удельными городами,
Со всеми со верными со слугами!»
Господь хвалы не слушает:
Сослал Господь да двух ангелов,
Со копием со питритом;
Повелел Господь землю подрезати,
Подрезати и потрясати;
Земля с кровию смешалася,
Как в синием море волны.
А те мощи, Борисовы,
Борисовы и Глебовы,
Лежали они ровно тридцать лет:
Ни зверь их, ни птица не тронула,
Ни солночное восхождение,

Ни мрачное попечение.
Явилося явление
От земли есть и до неба,
Явился столб белый каменный;
К тому столбу белу каменну
Сходилися — съезжалися
Цари, и славны патриархи,
И все православные християне:
Служили молебны почестны
Тем телам, Борису и Глебу.
Поем славу Борисову,
Борисову и Глебову,
Вовек их слава не минуется
И вовеки, аминь.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Уж давно-то христианска вера
Во Россеюшку взошла,
Как и весь-то народ русский
Покрестился во нее;
Покрестился, возмолился
Богу Вышнему:
«Ты создай нам, Боже,
Житье мирное, любовное:
Отжени ты от нас
Врагов пагубных;
Ты посей на нашу Русь
Счастье многое!»
И слышал Бог молитвы
Своих новых христиан:
Наделял он их
Счастьем многиим своим.
Но забылся народ русский
В счастии живя;
Он стал Бога забывать,
А себе-то гибель заготовлять.

И наслал Бог на них
Казни лютыя,
Казни лютыя, смертоносныя:
Он наслал-то на святую Русь
Нечестивых людей,
Нечестивых людей, татар крымскиих.
Как и двинулось погано племя
От севера на юг,
Как сжигали-разбивали
Грады многие,
Пустошили-полонили
Земли русския.
Добрались-то они до святаго места,
До славнаго Великаго Новагорода.
Но в этом-то граде
Жил христианский народ:
Он молил и просил
О защите Бога Вышняго.
И вышел на врагов
Славный новгородский князь,
Новгородский князь Александр Невский.
Он разбил и прогнал
Нечестивых татар;
Возвратившись со войны,
Во иноки он пошел;
Он за святость своей жизни
Угодником Бога стал.
И мы, грешнии народы,
Притекаем к нему:
«Ты Угодник Божий,
Благоверный Александр!
Умоляй за нас
Бога Вышняго,

Отгоняй от нас
Врагов пагубных!
И мы тебя прославляем:
Слава тебе,
Благоверный Александре,
Отныне и до века!»

Историческим песням принадлежит особое место в системе жанров русского фольклора. Основная масса этих песен относится к эпическому роду поэзии, но
есть и принадлежащие к песенной лирике: в таких произведениях — не повествование об исторических событиях, а передача эмоционального отношения к ним; часть исторических песен могут быть определены как лиро-эпические.

Исторические песни — это несколько жанров и жанровых разновидностей. Наиболее устойчивый из дошедших до нас видов эпических песен — исторические баллады.

События, запечатленные в дошедших до нас исторических песнях, охватывают несколько эпох — от той древней поры, когда на Руси утверждалась православная вера, и вплоть до начала нашего столетия. Главные темы и образы сохранившихся исторических песен — это борьба русского народа против ордынского владычества, Иван Грозный, Ермак, Смутное время, Степан Разин, борьба России за возвращение ее южных окраин, Петр Первый, Северная война и Полтавская победа, Семилетняя война, Суворов и его сподвижники, Отечественная воина 1812 года, героическая оборона Севастополя, Кавказская война, освобождение русскими войсками южных славян от турецкого ига, Александр Второй и Александр Третий, Отечественная война с Германией при Николае Втором.

Связанные страницы:

Календарно — обрядовые песни

Обрядовые песни

Презентация «Русские народные песни» для 8 класса

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/obryadovye-pesni/1272-russkie-narodnye-pesni

Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах -Устное народное творчество

Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах -Устное народное творчество
  • Информация
  • Контакты
  • Карта сайта

Обычная версия Версия для слабовидящих

AAA

Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Версия для печати

Библиографическая запись: Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoricheskie-pesni-17-veka/ (дата обращения: 29.11.2022)

Содержание

    Песни 17 века имеют свой круг героев и сюжеты. В них нашла отображение эпоха смутного времени.

    Был создан «Плач Ксении Годуновой». В отличие от свадебных причитаний, речь идет о настоящей трагедии героини. Она плачет, что ей никогда не быть невестой, потому что ее увозят в монастырь.

    В песнях создаются карикатурные образы Отрепьева и Мнишек, они нарушают правила этикета.

    Второй цикл песен 17 в. – песни о Степане Разине. Эти песни создаются во второй половине 17 в. Они разнообразны по содержанию, а по характеру относятся к лирическим песням. Типичная песня о разбойнике. Образы героев идеализированы. Степан Разин предстает как обобщенный персонаж, он типичный удалой молодец.

    У него большое войско. В песнях рассказывается об освобождение Степана Разина из тюрьмы: он попросил у тюремщиков воды, а сам превратился в уточку, нырнул в ковш, а вынырнул в Волгу. Он заговорен от пуль, однако его предала Азовка. Он попал в плен и был казнен.

    Героями песен разиновского цикла стали и приближенные. Например «Песня о сынках Степана Разина» (сынками называли его воинов, разведчиков). В песне рассказывается о разведчике, который попал в плен, но не выдал Степана Разина. Эти песни были любимы русским народом и поэтами. 

    Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

    …Сослал нам, боже, прелестника,

    Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

    Ужели он, Расстрига, на царство сел?

    Называется Расстрига прямым царем

    Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

    В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:

    Ох, было у нас, братцы, в старые годы…

    <…>Как преставился-то наш православный царь

    Фёдор Иванович,

    Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

    Злодейским рукам, боярам-господам.

    Появилась-то из бояр одна буйна голова,

    Одна буйна голова, Борис Годунов сын,

    Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

    ***

    Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное художественное решение.

    Песня о весновой службе

    Дата создания: конец XVI — начало XVII веков, опубл. : 1861, 1907. Источник: Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI — начало XVII веков. — М.: Художественная литература, 1987. — С. 536 • Курсивом отмечены слова, восстановленные при публикации, пропущенные переписчиком.

    Бережечик зыблетца,
    да песочик сыплетца,
    а ледочик ломитца,
    добры кони тонут,
    молодтцы томятца.

    Ино, боже, боже!
    сотворилъ ты, боже,
    да и небо-землю, —
    сотвори же, боже,
    весновую службу!

    Не давай ты, боже,
    зимовые службы:
    зимовая служба —
    молотцам кручинно

    да сердцу надсадно.

    Ино дай же, боже,
    весновую службу:
    весновая служба —
    молотцамъ веселье,
    а сердцу утеха.

    А емлите, братцы,
    яровы веселца,
    а садимся, братцы,
    в ветляны стружечки,
    да гренемте, братцы,
    вь яровы веселца,
    ино вниз по Волги!

    Сотворил намъ, боже,
    Весновую службу!

    Песня о последовавшем за смертью воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

    Ино что у нас в Москве учинилося:
    с полуночи у нас в колокол звонили.
    А росплачютца гости москвичи:
    «А тепере наши головы загибли,
    Что не стало у нас воеводы,
    Васильевича князя Михаила!»

    А сьезжалися князи-бояря супротиво к нимъ,
    Мъстисловской князь, Воротынской,
    и межу собою оне слово говорили;
    а говорили слово, усмехнулися:
    «Высоко сокол поднялся
    и о сыру матеру землю ушибся!»

    А росплачютца свецкие немцы:
    «Что не стало у нас воеводы,

    Васильевича князя Михаила!»
    Побежали немцы в Новгород,
    и в Новегороде заперлися,
    и многой мире-народ погубили,
    и в латынскую землю превратили.

    Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой

    Сплачетца мала птичка,
    белая пелепелка:
    «Ох-те мне молоды горевати!
    Хотят сырой дуб зажигати,
    мое гнездышко разорити,
    мои малыи дети побитии,
    меня пелепелку поимати».

    Сплачетца на Москве царевна:
    «Ох-те мне молоды горевати,
    что едет к Москве изменникъ,
    ино Гриша Отрепьев рострига,
    что хочет меня полонити,
    а полонив меня, хочет постритчи,
    чернеческой чин наложити!

    Ино мне постритчися не хочетъ,
    чернеческого чину здержати,
    отворити будет темна келья,
    на добрых молотцов посмотрити.
    Ино, ох, милыи наши переходы!
    А кому будетъ по вас да ходити,
    после царского нашего житья
    и после Бориса Годунова?

    Ахе, милыи наши теремы!
    А кому будетъ в вас да седети
    После царского нашего житья
    и после Бориса Годунова?»

    Песня о въезде в Москву возвращавшегося из литовского плена патриарха Филарета Никитича

    Зрадовалося царство Московское
    и вся земля Святоруская:
    умолил государь православной царь,
    князь велики Михайло Федорович.

    А что скажутъ, вьехалъ барюшко
    государь Филарет Микитичъ,
    из неверной земли из Литовской.

    С собою он вывез много князей-бояр,
    еще он вывез государева боярина,
    князя Михаила Борисовича Шеина.

    Сьезжалися многии князи-бояря,
    князи-бояря и многие власти
    ко силнему царьству Московскому:
    хотятъ встречать Филарета Микитича.

    Из славнаго града каменной Москве
    не красное солнце катилося,
    пошел государь православной царь
    встречати своего батюшка,
    государя Филарета Микитича.

    З государемъ пошел его дядюшка,

    Иван Микитич бояринъ.
    «Дай, господи, здоров был государь мой барюшко,
    а батюшко государь Филарет Никитич!»

    А какъ будутъ оне в каменной Москве,
    не пошли оне в хоромы в царьские,
    а пошли оне к пречистой соборной,
    а пети чесныхъ молебенов.

    Благословлял своего чада милого:
    «И дай, господи, здоров был православной царь,
    князь великий Михайло Федорович,
    а ему здержати царьство Московское
    и вся земля Святоруская!»

    Второй плач Ксении Борисовны Годуновой

    А сплачется на Москве царевна,
    Борисова дочь Годунова:
    «Ино, боже, Спас милосердой!
    За что наше царьство загибло:
    за батюшково ли согрешенье,
    за матушкино ли немоленье?

    А светы вы, наши высокие хоромы!
    Кому вами будетъ владети
    После нашего царьсково житья?
    А светы, браныи убрусы!
    Береза ли вами крутити?
    А светы, золоты ширинки!
    Лесы ли вами дарити?
    А светы, яхонты-серешки!
    На сучье ли васъ задевати
    после царьсково нашего житья,

    после барюшкова преставленья,
    а света Бориса Годунова?

    А что едетъ к Москве Рострига,
    да хочетъ теремы ломати,
    меня хочетъ, царевну, поимати,
    а на Устюжну на Железную отослати,

    меня хочетъ, царевну, постритчи,
    а в решетчатой сад засадити.
    Ино ох-те мне горевати:
    какъ мне в темну келью ступити,
    у игуменьи благословитца?»

    Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году

    А не силная туча затучилася,
    а не силнии громы грянули:
    куде едет собака крымской царь?

    А ко силнему царству Московскому:
    «А нынечи мы поедем к каменной Москве,
    а назад мы поидем, Резань возмем».

    А как будут оне у Оки-реки,
    а тут оне станут белы шатры роставливать.
    «А думайте вы думу с цела ума:

    кому у нас сидеть в каменной Москве,
    а кому у нас во Володимере,
    а кому у нас сидеть в Суздале,

    а кому у нас держать Резань Старая,

    а кому у нас в Звенигороде,
    а кому у нас сидеть в Новегороде?»

    Выходить Диви-Мурза сын Уланович:
    «А еси государь наш, крымской царь!
    А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,
    А сыну твоему в Володимере,

    а племнику твоему в Суздале,
    а сродичю в Звенигороде,
    а боярину конюшему держать Резань Старая,

    а меня, государь, пожалуй Новым городом:
    у меня лежатъ там свет-добры-дни батюшко,
    Диви-Мурза сын Уланович».

    Прокличет с небес господен глас:
    «Ино еси, собака, крымской царь!
    То ли тобе царство не сведомо?

    А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
    опришенно Трех святителей,
    еще есть на Москве православной царь!»

    Побежал еси, собака, крымской царь,
    не путем еси, не дорогою,
    не по знамени, не по черному!

    03.09.2016, 10123 просмотра.

    Вадим Прохоров — Русские народные песни: музыкальные жанры и история

    Общее введение
    отрывок

    «Русские народные песни есть живая история русского народа, богатая, яркая и правдивая, раскрывающая всю его жизнь», — писал великий русский писатель Николай Гоголь (1809-1852).

    «Если историк желает узнать о быте народа, о стихиях его характера, обо всех оттенках его чувства; об их заботах, их страданиях и их развлечениях; если он захочет понять дух прошедшего века, природу народа в целом и каждого в отдельности, то история народа откроется ему во всем величии».

    Действительно, песни сопровождали все виды деятельности русского человека и являлись отражением его психической и эмоциональной сфер жизни. «Уже в колыбели, — писал литературовед Николай Добролюбов (1836—1861), — детей убаюкивали песнями; взрослея, они научились петь сами. Молодежь собирается на вечер, там звучат песни. Приходит весна — селяне встречают ее, водят хороводы, плетут венки и неминуемо поют песни. Идет крестьянин пахать — тяжесть работы облегчает песней. Когда крестьяне собирают урожай, их освежает песня. Песня сопровождала сельчан не только во всех их трудовых и общественных делах, но и сопровождала их в семейной жизни». Русский народ рождался, женился и хоронился с песнями.

    Зарубежные гости также отмечали, что песни были постоянным и верным спутником русского народа. «На нашем пути по России я был очень удивлен склонностью туземцев к пению», — писал Уильям Кокс, путешествовавший по России 18 века.

    «Даже крестьяне, выступавшие в качестве кучеров и форейторов, как только садились верхом, начинали напевать дудочку и продолжали ее, без малейшего перерыва, несколько часов… Форейторы поют от начала до конца сцены, солдаты постоянно поют во время своего марша, крестьяне поют во время самых трудных занятий, трактиры отзываются эхом своих гимнов, и тихими вечерами я часто слышал, как воздух вибрирует от нот окрестных деревень.

    Русские люди действительно пели свои песни во всех ситуациях и во все времена. Впоследствии могло сложиться впечатление, что русские народные песни составляют однородный организм, упорядоченно развивающийся во времени и пространстве. Нет ничего более далекого от правды. Термин «русская народная песня» охватывает множество музыкальных и поэтических жанров, которые правильнее называть категориями или группами, так как термин «жанр» не может быть правомерно применен — настолько разнообразны и переплетены эти группы. Например, что касается музыкальных и поэтических приемов, конкретная календарная песня может принадлежать хоровод жанр, включающий в себя танцевально-игровую деятельность и который может иметь как земледельческое обрядовое, так и лирическое необрядовое содержание. Огромные географические размеры России, сложность ее истории и этнографии составляют еще одну проблему, выразившуюся в огромном разнообразии региональных традиций русского фольклора. Поэтому неудивительно, что классификация русских народных песен всегда была кропотливой и первостепенной задачей. В одном регионе песня может исполняться как свадебная; в другом как танцевальная песня. В разных местах одна и та же песня может петься как хоровод песня и протяжная песня. При этом, несомненно, можно станцевать сельскохозяйственную или свадебную песню; солдатская песня может иметь лирическое содержание; а комическое содержание встречается в хороводах и плясовых песнях и в свадебном обряде.

    Изучение генезиса русской народной песни в исторической перспективе также представляет собой зачастую непреодолимую проблему. Бесспорно, что многие русские народные песни (например, календарные и трудовые песни) могут быть связаны с эпохой первобытного или патриархального общества древних восточнославянских народов. Некоторые прослеживаются до времени формирования русского народа как нации. Но сделать это можно только теоретически — изучая музыкально-поэтические особенности, принимая во внимание, однако, что за время своей многовековой эволюции русские народные песни претерпели существенные изменения, так как первые сборники русских народных песен появились только в 18 веке. (Тексты народных песен стали собираться в XVII в., сначала иностранными путешественниками.) Все они были неполными и ненаучными.

    Тем не менее, есть несколько основных способов классификации русских народных песен. Это может быть сделано в соответствии с их происхождением, их назначением и социальной функцией, местом их исполнения, их тематикой (содержанием), их поэтическим текстом и их музыкальной формой. Чаще всего русские народные песни группируются по их тематическому (сюжетному) сходству (песни о любви, семейные песни, солдатские песни и др.) или по их применению в общественной жизни и назначению (календарные песни, свадебные обрядовые игры). , танцевальные песни и др.). Это не строго жанровая группировка, так как она не учитывает музыкальных и поэтических особенностей, не говоря уже об их исторических и диалектических особенностях. Следует, однако, иметь в виду, что в случае с русскими народными песнями указанные факторы часто переплетаются неразрывно. В той или иной песне некоторые факторы берут на себя более заметную функцию, а некоторые из них вообще не следует принимать во внимание, если не хочется запутаться в лабиринте факторов, зачастую относящихся к разным жанрам. В самом деле, только группировка по музыкальным принципам в связи с культурными аспектами их бытия — тематическими и социальными — позволяет относительно органично, хотя и не полностью, классифицировать русские народные песни.

    Прежде всего русские народные песни следует разделить на народные, или крестьянские, песни и городские песни. До начала 20 века Россия была в основном аграрной страной, где в городах проживало лишь 20 процентов населения. Так что большинство известных народных песен было создано в русских деревнях. Традиционные крестьянские песни можно разделить на обрядовые и необрядовые, имея в виду, что необрядовые песни, скорее всего, образовались из обрядовых. Обрядовая группа состоит из сельскохозяйственных песен, называемых календарными, которые связаны с сезонными работами языческого народа и вначале несли неэстетическую функцию, и семейно-обрядовых песен, таких как свадебные песни и причитания (или причитания). Календарные песни — одна из древнейших групп русского фольклора. Наиболее древними в них являются заклинательные (заклинательные) песни. Широко распространено мнение, что хоровод песен и связанные с ними плясовые песни, возникшие из календарных обрядовых песен.

    Внеобрядовые песни — самая многочисленная категория русских песен. К ним относятся рабочие песни, также один из древнейших видов русской народной музыки; былины и песни исторические, русский музыкальный героический эпос; и лирические песни, включающие в себя необрядовые хоровод и танцевальные песни-игры, протяжные песни (тематически заключающие любовные и семейные сюжеты, солдатские песни, рекрутские песни, разбойничьи и арестантские песни, некоторые трудовые песни), юмористические и сатирические песни, и детские песни; словом, все, что не связано с сезонными сельскохозяйственными работами или семейными ритуалами.

    Рост городских центров и развитие городской культуры в XVIII-XIX вв. коренным образом изменили ход эволюции русской народной песни. Появились новые музыкальные, преимущественно городские, жанры. Среди них кант , городская лирическая песня (песня-романс), патриотические песни, тостовые и застольные песни, походные солдатские песни. Эти жанры повлияли на традиционную песню благодаря быстрому распространению печатных литературных текстов и музыки профессиональных композиторов. С последней четверти 19 в. частушек , один из самых популярных жанров среди городского пролетариата и сельского крестьянства.

    Три метра русской лирической народной песни

    Джеймс Бейли

    $39.95

    978-0-89357-237-2

    Литература

    Русское литературное стихотворение изучено относительно мало, но русское народное стихосложение изучено сравнительно мало. Эпический стих привлек наибольшее внимание, и его сравнивали с сербско-хорватским deseterac в попытке вывести общеславянский эпический размер. Наиболее распространенное мнение о русском народном стихе состоит в том, что оно не имеет общих ритмических черт с литературными метрами, состоит из ударного или тонического стиха, потеряло регулярное количество слогов в строке или не имеет размеров. Такие теории были основаны на анализе небольшого количества текстов и в значительной степени игнорировали лирический стих. В действительности в русской народной поэзии сосуществуют три вида стиха: изослоговый размер, ударный стих и безразмерный стих. В качестве исследования русского народного стихосложения это исследование переоценивает существующие теории и предлагает новую интерпретацию, сосредоточив внимание на песнях, составленных в трех лирических народных размерах — форме 5 + 5, четырехстопном хорее с дактильным окончанием и родственном типе двухударного ударения. стих с дактильным окончанием. Поскольку язык народной поэзии во многом отличается от современного стандартного русского, большое внимание уделяется ударению и силлабизации в народных песнях. Хотя существительное в таких словосочетаниях, как «во чисто поле», принято считать утрачивающим ударение и становящимся энклитикой, в текстах с четко выраженной акцентуацией ударение существительного смещается на второй слог, чтобы избежать столкновения соседних ударений — «вочисто». полиомиелит». Такое смещение широко встречается в народных песнях, затрагивает большинство частей речи и может быть объяснено действием основного ритмического закона, действующего в народном стихе. Русские певцы способны создавать песни с регулярным числом слогов в строке, подбирая существующие в народной поэзии морфологические варианты, частицы, гипокористику и гласные-наполнители. Главы, посвященные ударению и силлабификации, представляют собой важный вклад в изучение традиционного языка народных песен и дают много информации о сочинении устной поэзии. Многие заблуждения о народном стихе возникают из-за несоблюдения принципиального различия между фиксированным текстом литературного произведения и переменным текстом народной песни. Последующие главы посвящены трем метрам и типологии всех русских народных метров с дактильным окончанием. Для каждого метра освещаются текстологические проблемы, присущие изучению народных песен, ритмический анализ представлен в хронологическом порядке, очерчены родовые ассоциации. Например, форма 5+5 ассоциируется со свадебными песнями и необрядовой лирикой, но не с эпосами. Четырехстопный хорей изучен только в свадебных песнях. Его ритмический строй близок к тому же литературному размеру, что свидетельствует об общих ритмических чертах народного и литературного стиха. Применительно к песням в двухударном акцентном стихе выдвигается тезис о том, что исторически акцентный стих возник в результате частичной утраты силлабизма в изосложных размерах, а безразмерный стих возник в результате дальнейшего силлабического разрыхления строк. Рассмотрение всех форм стиха с дактильным окончанием показывает, что русский эпический стих к моменту первых записей в XVIII веке уже утратил изосложность, но изосложные размеры существуют в лирических жанрах и по сей день. Повсеместная, но не полная утрата силлабизма может быть связана с развитием уникально русской формы исполнения лирической песни, называемой протжнах песнь, в которой словесный текст фрагментирован. В русском народном стихе, по-видимому, появилось несколько нововведений, которые отличают его от стихов других славянских традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *