Читать «Русская идея» — Бердяев Николай Александрович — Страница 1
Николай Бердяев
РУССКАЯ ИДЕЯ
Страницы указаны по изданию: Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008.
В Описи А №2152.
ГЛАВА I. Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. -Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва— Третий Рим. Раскол XVIIв. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
ГЛАВА II. Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
ГЛАВА III. Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского.Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
ГЛАВА IV. Проблема гуманизма. Гуманизм и гуманитаризм. Достоевский и диалектика гуманизма. Человекобожество и Богочеловечество. Христианский гуманизм Вл. Соловьева. Бухарев. Толстой. Розанов. Леонтьев. Переход атеистического гуманизма в антигуманизм. Христианский гуманизм.
ГЛАВА V. Социальная тема. Социальная окраска русской мысли. Три периода социалистической мысли. Первоначальное влияние Сен-Симона и Фурье. Развитие русскою социализма. Русское народничество и вера в особые пути России. Социализм Белинского. Индивидуалистический социализм Герцена. Обличение мещанства Запада. Чернышевский и «Что делать?».
ГЛАВА VI. Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
ГЛАВА VII. Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов.Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм:религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм.
ГЛАВА VIII. Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея Богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелое. Тареев.
ГЛАВА IX. Ожидание новой эпохи Святого Духа. Эсхатологический и профетический характер русской мысли. Отрицание буржуазных добродетелей. Странничество. Народные искатели Царства Божьего. Эсхатологическое настроение среди интеллигенции. Извращенная эсхатология у революционной интеллигенции. Странничество Л. Толстого. Эсхатологизм и мессианизм у Достоевского. Срыв у Леонтьева и Соловьева. Гениальная идея Федорова об условности апокалиптических пророчеств.
ГЛАВА X. XX век: культурный ренессанс и коммунизм. Источники культурного ренессанса. Пробуждение религиозного беспокойства в литературе. Критический марксизм и идеализм. Религиозные искания среди марксистов. Мережковский. Розанов. Обращение к ценностям духовной культуры. Религиозно-философские собрания, Расцвет поэзии. Символизм. Влиn ние Соловьева. Блок. Белый. Вяч. Иванов. Шестов. Расцвет русской религиозной философии. Религиозно-философское общество. Флоренский, Булгаков. Бердяе в. Трубецкой. Эри. Лосскdй. Франк. Разрыв между высшими культурными силами и революцией. Попытки сближения: журнал «Вопросы жизни». Коммунизм как извращенце русской мессианской идеи. Итоги русскоймысли XIX века: Русская идея.
Глава I
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва – Третий Рим. Раскол XVIIв. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
1
Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для достижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России.
[30]
род, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно, именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он. не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в, западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной.
«Бердяев был ушиблен идеей свободы» – Газета Коммерсантъ № 43 (1687) от 18.03.1999
 «Бердяев был ушиблен идеей свободы»Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Николая Бердяева — философа, чьими книгами о свободе и пресловутой ныне русской идее зачитывались многие поколения русских интеллектуалов. Своими мыслями о Бердяеве с обозревателем «Коммерсанта» МАРИЕЙ Ъ-ГОЛОВАНИВСКОЙ делится академик ВЛАДИМИР ТОПОРОВ, самый крупный современный российский религиозный философ и культуролог.
— Вы согласны с бердяевской идеей о русском мессианстве, об особенной роли России?
— Мне очень не хотелось бы соглашаться с этой идеей, потому что я в ней чувствую очень большой соблазн и готовность именно этой идеей и ограничиться. Мы заложники огромного пространства. Столь огромного, что фактор времени можно не учитывать.

Вот это самое страшное, что проявляется не только в людях религиозных, но вообще сформировало особый национальный тип. Да, надо в какие-то моменты уметь быть выше мира сего. Но вместе с тем, если только ожидать, ничего хорошего не получиться. Я согласен, что у России есть какая-то особая роль, но мне кажется, что Бердяев относился к этому более положительно, чем я. Я считаю, что у человека есть обязанности, ответственность и т. д. Я считаю, что мирянин должен помнить о том, что есть нечто высшее, но все-таки заниматься на той ниве, в которую он воткнут и сидит.

— С вашей точки зрения, русская идея, о которой так много писал Бердяев, существует?
— Бесспорно существует. Но то, как выдвигается русская идея сейчас, вызывает у меня впечатление чего-то смрадного, и иногда хочется сказать, что никакой идеи нет. На самом деле эта идея была. Она была сформулирована впервые в середине XI века. Она заключалась в преемственности во времени, единстве пространства и в стремлении объединять вокруг себя другие государства. Вот это последнее, кстати сказать, делалось варварскими методами, и они же продолжаются и по сей день. Совершенно ясно, что понятие русской идеи сейчас захвачено и эксплуатируется людьми недобросовестными, совершенно недостойными говорить о таких высоких вещах.
— Каким Бердяев был человеком?
— Он был эмоционален. В каких-то случаях даже вспыльчив: в воспоминаниях о нем говорится, что в резкой полемике на него находил ступор. У Бердяева был такой дефект: когда он волновался, у него выпадал язык изо рта и ему трудно было вернуть его в прежнее состояние.

Он был, если можно так сказать, ушиблен идеей свободы. Конечно, напрямую с философией это не связано, но он был человеком сверхэмоциональным, с очень развитым эстетическим чувством, у него была, если угодно, почти женственная восприимчивость, и, я бы сказал, он оказался по сути дела заложником этой свободы…
Я до сих пор говорил так, что, боюсь, у вас может создаться впечатление, что я его не ценил. Я его очень ценил, и после Владимира Соловьева он был, пожалуй, первым из философов, который захватил меня на рубеже студенческих и аспирантских лет.
— Увлечения Бердяева, религиозного философа, марксизмом не создавало в нем внутреннего противоречия?
— Рецидивы марксизма, конечно, создавали диссонанс. Например, после второй мировой войны, ему вдруг показалось, что победа России над Германией создает самые радужные перспективы.

— То есть он фактически поддерживал существующий режим?
— Вы знаете, это тот же грех, что был и у западной интеллигенции, у таких бесспорно уважаемых людей, как, например, Томас Манн или Ромен Роллан. Они хотели, чтобы было лучше, и как бы надевали розовые очки. Бердяев же все дальше и дальше уходил от христианской традиции в философии, которая была так сильна в начале века. В этом я тоже вижу некоторую его ущербность. Он, конечно, считал себя христианином, но, понимаете, это было такое, что ли, розовое христианство. Христианство принималось настолько, насколько оно отвечало избранным идеям, которые разрабатывал и проповедовал Бердяев в своих сочинениях.

— Согласны ли вы с тем, что идею свободы в России придумал Николай Бердяев?
— Естественно, что это замечательный философ, я восхищался им, увлекался стилем его письма и методом философии, пройти через его школу совершенно необходимо, но он вращался в ограниченном кругу людей, которые все сводили к идее свободы. Его часто считают одним из первых русских экзистенциалистов, но я считаю, что в этом отношении, конечно, гораздо больше прав имеет считаться основоположником русской версии идеи свободы Лев Шестов.
Николай Бердяев — Русская идея читать онлайн
Николай Бердяев
Русская идея
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва – Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей[12]. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Но никогда русское царство не было буржуазным. В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия. Развитие России было катастрофическим. Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы. Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и, уж конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся творческий гений русского народа. Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период[13]). Особенное значение XIX в. определяется тем, что, после долгого безмыслия, русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Я говорю о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у нас велика. Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого? Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык был неблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Церковно-славянский язык стал единственным языком духовенства, т. е. единственной интеллигенции того времени, греческий и латинский языки не были нужны. Не думаю, чтобы этим можно было объяснить отсталость русского просвещения, безмыслие и безмолвие допетровской России. Нужно признать характерным свойством русской истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы в потенциальном, не актуализированном состоянии. Русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства. Государство крепло, народ хирел, говорит Ключевский. Нужно было овладеть русскими пространствами и охранять их. Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его великого будущего. Верили, что русский народ, наконец, скажет свое слово миру и обнаружит себя. Общепринято мнение, что татарское иго имело роковое влияние на русскую историю и отбросило русский народ назад.
Влияние же византийское внутренно подавило русскую мысль и делало ее традиционно консервативной. Необычайный, взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра. Герцен говорил, что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина. Мы прибавим: не только Пушкина, но и самих славянофилов, но и Достоевского и Л. Толстого, но и искателей правды, но и возникновением оригинальной русской мысли.
Николай Бердяев ★ Русская идея читать книгу онлайн бесплатно
Николай Бердяев
Русская идея
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва – Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей[12]. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Но никогда русское царство не было буржуазным. В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и вместе с тем век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
Русская идея. Серия:Азбука-классика (мягкая обложка), Бердяев Н. | ISBN: 978-5-389-10421-1
Бердяев Н.
есть в наличии
Аннотация
Николай Александрович Бердяев — крупнейший русский
философ первой половины XX века, автор трудов
«Самопознание», «Миросозерцание Достоевского», «Смысл
творчества», «Философия свободного духа», «Эрос и
личность». В работе «Русская идея», представленной
вниманию читателей в настоящем издании, философ
исследует «русскость», таинственную субстанцию «русской
души». Размышления Бердяева охватывают исторические
события от Крещения Руси до Октябрьской революции,
неразрывно связанные с деятельностью Аввакума, Петра I,
Чаадаева, Достоевского, Соловьева, Ленина. «Русская
идея» на долгие годы останется одним из замечательных
памятников русского самосознания, описанного с
патриотической, совестливой и сочувственной стороны.
Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): | Санкт-Петербург |
Год публикации: | 2015 |
Тираж: | 4000 |
Страниц: | 320 |
Ширина издания: | 120 |
Высота издания: | 185 |
Вес в гр.![]() |
160 |
Язык публикации: | Русский |
Тип обложки: | Мягкий / Полужесткий переплет |
Цвета обложки: | Многоцветный |
Полный список лиц указанных в издании: | Бердяев Н. |
Русская идея Бердяева реферат по философии
Содержание. 2 1 Н.А. Бердяев “Русская идея”. 2 Там же. Введение Умом России не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Тютчев Ф.И. Николай Александрович Бердяев — один из самых известных русских философов XX века. Его философия впитала в себя множество самых разнообразных источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие. Н. А. Бердяева и поныне считают одним из властителей дум XX века. 0 0 1 FЧему же конкретно обя зан своей известностью этот философ? Он не 0 0 1 Fаналитик, не исследователь. Он, конечно, автор ориги нальных концепций: 0 0 1 Fо богоподобных возможностях человека-творца, о «ничто» как по доснове мира, не входящей в божественную компетенцию, и т. п. Но, думается, не в этом дело. А в том, что Бердяев — мыслитель, не устававший возвещать о 0 0 1 Fдрагоценной че ловеческой личности и пророчествовать о ее судьбе. Ответственный, озабоченный состоянием мира, взгляд Бердяева формулировался в ответ на вызов времени. Большинство его пророчеств, рождавшихся как будто от соударений с духовными реальностями и, как молнии, озарявших будущее, до сих пор остаются в силе.
Одной из основных проблем, волновавших Бердяева, была ”русская идея”. Суждения Бердяева о России, русском народе, русской душе неповторимы, свободны и широки. В его ”русской идее” нет строгой последовательности и терминологической точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность, обилие афоризмов и исторических параллелей, контрасты и парадоксы. Русская душа, пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» — свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени. Главная цель данного реферата – разобраться что же такое ”русская идея” в понимании Н. А. Бердяева. Для этого поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть основные особенности русской идеи; 2) определить причину причин; 3) понять смысл русской идеи. 3 мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить в тепле 0 0 1 Fкол лектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери.
0 0 1 FРы царство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал 0 0 1 Fличнос ти. Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему всё в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно 0 0 1 Fисключительное и подав ляющее место в русской истории. Почти не 0 0 1 Fоставалось сил у русского на рода для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. 0 0 1 FЛичность была при давлена огромными размерами государства, 0 0 1 Fпредъявлявшего непосиль ные требования.
Бюрократия развилась до 0 0 1 Fразмеров чудовищных. Рус ская государственность занимала положение 0 0 1 Fсторожевое и оборони тельное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в 0 0 1 Fсамодовлеющее отвлечен ное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности. Невозможна была свободная игра 0 0 1 Fтворческих сил чело века. Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в 0 0 1 Fрусскую государст венность и владела женственной и пассивной русской стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве. Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано.
Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере…» 1 2. Причина причин. 6 По мнению мыслителя русский народ – есть в высшей степени поляризованный народ. В нем совмещаются казалось бы самые непримиримые противоположности. В русской душе борются два начала: восточное и западное. ”Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Она есть великий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по фактическому своему состоянию, по эмпирическому своему состоянию”2.
Источник болезней России он видит в ложном соотношении в ней мужественного и женственного начала. На известной ступени национального развития у народов Запада, во Франции, Англии и Германии, “пробуждался мужественный дух и изнутри органически оформлял народную стихию”. Такого процесса не было в России, и даже православная религиозность не дала той дисциплины души, которая создавалась на Западе католичеством с его твердыми, ясными очертаниями. ”Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовала грани и расплывалась”; она требует всего или ничего, настроена апокалиптически или нигилистически и поэтому не способна строить “серединное царство культуры”. Соответственно этим национальным качествам также и русская мысль, по словам Бердяева, обращена преимущественно “к эсхатологической проблеме конца, окрашена апокалиптически” и проникнута катастрофическим миросозерцанием. В своей работе “Русская идея” (кстати, здесь впервые появляется это словосочетание) Бердяев пишет: “Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ.
Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное”. В основу формирования русской души легли два противоположных начала: “природная языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие”1. Соответственно эти начала явились причиной появления совершенно противоположных свойств в русском народе, таких как “жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм, национализм, самохвальство и универсализм; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.”2 В отношении к государству в русском народе можно открыть как стремление к анархизму, неприятию государства (“известна склонность русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины”3), так и стремление к гипертрофии государства, к подавлению свободы. Вслед за Монтескье Бердяев отмечает тот факт, что географическая среда так же могла повлиять на формирование “духа народа” и подчеркивает, что ”есть соответствие между необъятностью, безгранностью, 7 1 Н.
А. Бердяев “Русская идея”. 2 Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”. 3 Там же. бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремление в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов (например, отсутствие рабовладельческого строя, где пропасть между классом рабовладельцев и классом рабов была непреодолима), Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как ни стала буржуазной”1.
”Как понять эту загадочную противоречивость России, эту одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь, как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Корень этих глубоких противоречий – в несоединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере. Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество – вечным застоем, потому что мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины. Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе…Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой- то выси, но приходит не суженый, немец-чиновник и владеет ею. В жизни духа владеют ею: то Маркс, то Кант, то Штейнер, то какой-нибудь иностранный муж… Россия не училась у Европы, что нужно и хорошо, не приобщалась к европейской культуре, что для нее спасительно, а рабски подчинялась Западу или в дикой националистической реакции громила Запад, отрицала культуру.
Бог Аполлон, бог мужественной формы, все не сходил в дионисическую Россию. Русский дионисизм – варварский, а не эллинский. И в других странах можно найти все противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, бюрократическая государственность рождается из анархизма, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, и в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания.”2 8 1 Н.А. Бердяев “Русская идея”. 2 Н.А. Бердяев “Русская идея”. христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система, которая есть самая антихристианская”1. Каковы же пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей. Философ уверен, что это произойдет и выражает осторожный оптимизм в вопросе о дальнейшем пути России после преодоления коммунизма.
Однако Бердяев считает, что “улучшения и изменения в России могут происходить лишь от внутренних процессов в русском народе. Так я думал и 25 лет тому назад и очень расходился с большей частью эмиграции”2 . Никакая экспансия извне, по мнению Бердяева, не может разрушить русского коммунизма, он должен преодолеваться в душах людей и русский народ, новое русское государство, когда такое преодоление произойдет, вберет в себя все лучшее из коммунизма (в духе синтеза Гегеля), и на основе христианских ценностей будет осуществлять идеи персонализма, коммюнотарности и братства и еще сыграет свою положительную роль в мире. Во всяком случае, Бердяев на это надеялся… “Я обращен к векам грядущим, когда элементарные и неотвратимые социальные процессы закончатся”3 писал Бердяев в одной из своих последних работ в 1947 году. Он очень сожалел по поводу того, что “духовное движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX и в начале XX века оттеснено”4. Мир погрузился в духовный кризис. Однако Бердяев до конца своих дней продолжал надеяться на возрождение мира, в котором большую роль сыграет Россия.
11 1 Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”. 2 Там же. 3 Н.А. Бердяев “Самопознание”. 4 Там же. Заключение. Историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение. В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии.
Всякий раз они наполнялись живым смыслом — в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов… Основной вывод: русская идея есть идея коммюнотарности и братства людей и народов. Русская идея – идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности. Хотя философ вряд ли бы одобрил тот путь, по которому идет развитие России в последние годы, все же можно отметить и ряд позитивных процессов в российском обществе и государстве. И можно предположить, что страна все же выйдет из кризиса, как экономического, так и духовного (а это самое главное, так как “русский коммунизм” вроде бы “преодолен в душах людей”, хотя конечно и не всех, однако преодолен совсем не так, как того хотелось бы Бердяеву).
И мы вправе надеяться, что выходу из того состояния, в котором находится сейчас Россия, поможет та самая “русская идея”, о которой Николай Александрович Бердяев так много писал, и в формировании которой его философия, и политико-правовые взгляды сыграли и, надеемся, еще сыграют далеко не последнюю роль. Закончим словами Павла Флоренского: ”… Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси… Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу”. Будем верить и надеяться и мы. 12 13
Перейти к основному содержанию Поиск
Поиск
- Где угодно
ПоискПоиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписаться / RELUNEW
- Учреждения
- Индивидуальные подписки 9002
- Индивидуальные подписки
- библиотеки
- библиотеки
- Тарифы, заказы и платежи
- Chicago Package
- Full Run и Contity Coverage
- KBART файлы и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Чикаго развивающиеся страны Инициатива
- Discatch Dates и PRETS
- Библиотекарь FAQ
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Comply Chicago Package
- Full Run и Contity Coverage
- Discatch Dates и PRIES
- Agent FAQ
- О нас
- О компании Chicago
- Открытый доступ в Chicago
- Опубликовать с US
- Недавно приобретенный ed magazines
- Партнеры-издатели
- Обновления из прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Книги издательства Чикагского университета
- Чикагский распределительный центр
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об этике публикаций
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Подпишитесь на нас в Twitter
- Открытый доступ в Чикаго
- Связаться с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Следуйте за нами на facebook
- Подпишитесь на нас в Twitter
Бердяев Николай Александрович (1874–1948) | Энциклопедия.

Николай Александрович Бердяев, русский религиозный философ, родился в Киеве в семье старинного дворянства. Учился в Киевском военном училище. В 1894 г. он поступил в Киевский университет св. Владимира на естествознание, но через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом и участие в социал-демократическом движении привели к его аресту, исключению из университета (в 1898 г.) и трехлетней ссылке в Вологду. Это был разрыв с аристократической средой, к которой он привык, разрыв, который он впоследствии назвал основным фактом своей биографии, не только внешней, но и внутренней.
Марксистский период Бердяева длился недолго; за короткий срок он прошел эволюцию, характерную для многих русских мыслителей начала ХХ века, — от марксизма к идеализму к богоисканию. Бердяев был одним из инициаторов трех сборников очерков, получивших известность и вызвавших бурную полемику: Проблемы идеализма (Вопросы идеализма; 1902), Вехи (Вехи; 1909) и Из глубины (Де Профундис, Из глубины; 1918). Падение монархии в феврале 1917 года Бердяев встретил с большим воодушевлением, но Октябрьскую революцию он оценил иначе — как торжество деструктивного начала в русской революции. Участвовал в работе Религиозно-философского общества имени Владимира Сергеевича Соловьева и был основателем Вольной академии духовной культуры (1918–1922), ставшей немарксистским духовным центром и продолжавшей традиции Серебряный век России после большевистского переворота.В 1919 году Бердяев был избран профессором Московского университета. Несмотря на то, что Бердяев был далек от реальной политической борьбы, в 1922 году он и другие выдающиеся деятели русской культуры были насильственно депортированы из Советской России в Германию.
В 1922 г. Бердяев основал в Берлине Религиозно-философскую академию, а в 1923 г. стал деканом Русского научного института, созданного в Берлине для воспитания русской эмиграции. В том же 1923 году он стал членом совета Русского студенческого христианского движения, в котором участвовал до 1936 года. В 1924 переехал во Францию, где редактировал религиозно-философский журнал «Путь » («Путь»; 1925–1940). Основанная им Религиозно-философская академия также переехала в Париж, и там он читал курсы лекций «Проблемы христианства», «Судьбы культуры», «Человек, мир и Бог» и т. д. Бердяев был одним из немногих русских мыслителей-эмигрантов, не замыкавшихся в эмигрантской среде. За свою жизнь он написал великое множество книг, которые были изданы не только на русском, но и на других языках.Его религиозный экзистенциализм нашел отклик у ряда западноевропейских мыслителей; его философские идеи были высоко оценены такими деятелями, как Жак Маритен, Габриэль Марсель, Эрнст Блох и Карл Барт. Особое влияние Бердяев оказал на философские круги, собравшиеся вокруг журнала Esprit , основанного Эммануэлем Мунье в 1932 году и положившего начало французскому персонализму. В 1947 году Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание «Honoris causa». Бердяев умер в 1948 году в пригороде Парижа.
Метафизика свободы
Религиозно-философское учение Бердяева испытало большое влияние идей Соловьева, Иммануила Канта, Федора Михайловича Достоевского и немецкого мистика XVII века Якоба Беме. Отличительной чертой философии, по Бердяеву, является то, что она не сводится к системе понятий, а представляет собой знание, говорящее на языке символов и мифов. В его собственной философии центральная роль принадлежала свободе и творчеству.Бердяев (как и Беме) придавал свободе онтологический статус; он считал, что свобода имеет первенство по отношению к природному и человеческому бытию и что она независима от бытия Бога. Бердяев часто использовал термин Беме Ungrund (беспочвенность или бездонность) для описания такой доонтической свободы. Бог выражает только светлую или лучистую сторону этой свободы, и созданный им мир тоже мог быть лучезарным и добрым. Но Бог не может заставить мир быть добрым, и свободный выбор человека не всегда в пользу добра (такова трактовка Бердяевым библейского мифа о грехопадении человека). Так возникает зло в мире. Трудно понять, почему Бог не создал мир без греха, болезней, детских слез и страданий. Ответ прост: в таком мире не было бы свободы, которая лежит в основе мироздания и которую Бог хочет ограничить и не может ограничить.
Бердяев проследил парадоксальную и трагическую диалектику добра и свободы: с одной стороны, очевидно, что нельзя быть принужденным к добру, но с другой стороны, свобода добра предполагает и свободу зла в мир.Подобно Достоевскому, Бердяев восстал против принудительной гармонии, навязанной человеку извне. Без свободы греха, зла, испытаний и страданий нельзя понять ни гармонии, ни Царства Божия. Из-за этой трагической диалектики мир должен пройти «испытание свободой», чтобы его выбор в пользу добра был свободным; и судьба мира совпадает, в конечном счете, с судьбой свободы в мире. Тезис о том, что свобода имеет нетварный и доонтический характер, является основополагающим для философии Бердяева, ибо если предположить, что свобода имеет тварный характер, то окажется, что сам Бог ответственен за зло мира. Однако для Бердяева Бог открывается людям, а люди через свое свободное следование судьбе открываются Богу; и Откровение, таким образом, является взаимным процессом.
Христианство Бердяева было трагическим и не вполне православным. Он остро чувствовал присутствие зла в мире и субстанциальность зла. Это привело его к постановке проблемы теодицеи, к попытке понять причины, по которым в мире дозволено зло. Если первый этап духовной эволюции Бердяева носил марксистский, а второй идеалистический характер, то третий этап начинается именно с постановки проблемы теодицеи.Его можно охарактеризовать как христианский период Бердяева.
Персонализм
В мировоззрении Бердяева свобода и дух противопоставлены несвободе и необходимости, материальному «миру предметов». Для него это два вида реальностей, взаимодействующих друг с другом. Мир, в котором живешь, падший именно потому, что в нем господствует не свобода, а необходимость. В окружающей нас реальности все регулируется законом и несвободно. (Здесь позиция Бердяева сходится с позицией других экзистенциалистов.) Разум и разумное познание не могут помочь освободиться от навязанной извне необходимости, так как разум и разумное познание означают только приспособление к миру предметов.
Свободные люди оказываются в мире, где правит необходимость. И, естественно, они стремятся убежать от власти низшей реальности, где все регулируется законом и предсказуемо. Но они могут спастись только через творческую деятельность, которая всегда является свободным выражением их самих.В творческом акте человек вновь ощущает себя богоподобным существом, не скованным законами материального мира. Люди призваны к творческой деятельности, к продолжению творения мира, ибо мир принципиально незавершен. Примат свободы над бытием определяет и смысл жизни человека: цель людей не спасение, а творческая деятельность; творческий акт имеет внутреннюю ценность.
Бердяев провозгласил, что целью творческой деятельности является не накопление культурных ценностей, а уничтожение падшего мира необходимости. Для Бердяева социальная реальность есть лишь объективация (символизация или материализация) субъективного личного духа. Он по-своему переосмысливает Канта, соглашаясь с признанием Кантом другой реальности, более глубокой и скрытой за объективированным миром.
Для Бердяева социальные проблемы (например, голод, нищета, неравенство) вторичны по сравнению с проблемами духовными. Уничтожение голода и нищеты не освободит людей от таинства смерти, любви и творчества.Более того, конфликты между личностью и обществом, человеком и космосом, историей и вечностью только обостряются в случае более рационально устроенного общества. Люди призваны к творческой деятельности, но всякая творческая деятельность неизбежно является неудачной, так как результаты такой деятельности объективируются и участвуют в порабощении человека. «Пылкий творческий дух» не может узнать себя ни в произведениях искусства, ни в книгах, ни в теориях — в своих продуктах. Результаты творческой деятельности отчуждены от творца. По Бердяеву, творческая деятельность есть «восхождение из мира», но полный разрыв с миром невозможен; и в этом заключается трагический характер человеческого существования.
Историософия
По Бердяеву каждый человек живет не в одном времени, а как минимум в трех временах: Так как люди одновременно существа природные, социальные и духовные, то и для них существуют три времени: космическое, историческое и экзистенциальное. Бердяев использует геометрические фигуры для описания этих трех времен: окружности, линии и точки.Космическое время следует естественной и регулярной логике кругового движения; это время оперирует не днями и годами, а эпохами и тысячелетиями. Напротив, историческое время следует прямой линии и оперирует более мелкими временными категориями. Однако наиболее значительные события происходят в экзистенциальном времени; именно в последнем совершаются творческие акты и свободный выбор. Для экзистенциального времени продолжительность события относительна: иногда для человека день длиннее и значительнее десятилетия, а иногда год пролетает незаметно. Само земное время человека есть только фаза, период внутри вечности; оно уходит корнями в вечность. Вечное воплощается во времени; она вторгается во время (как небесная история вторгается в земную), и история становится историей борьбы вечного с временным. Но силы не равны. Вечное восторжествует над всем тленным и преходящим: Объективный мир погибнет. Всякая творческая деятельность есть выход из цепи причин и следствий, поэтому всякое творческое действие сотрясает основы космической необходимости.Точка зрения Бердяева — эсхатологическая; он полагает, что смысл истории в ее конце, в торжестве свободного духа над объективацией. Земная история есть путь в мир иной; эта история слишком узка и ограничена для воплощения идеала; проблема истории может быть решена только за пределами земной истории, в вечности.
Пытаясь осмыслить трагический опыт русской революции и тенденции европейского развития, Бердяев провозгласил, что религиозно-гуманистическая эпоха достигла своего завершения и что человечество вступило в сакральную эпоху нового Средневековья, характеризующуюся религиозным ренессансом и религиозные конфликты. Бердяев утверждал, что в ХХ веке все значимые идеи неизбежно приобретают религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: на примере Советской России он показал, что эта страна вступила в эпоху нового Средневековья, ибо считал русский марксизм разновидностью религиозной веры с ее спасителем (пролетариатом), пророками ( Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина), «учение о падении человека» (история возникновения частной собственности), рая (коммунизм) и т. д.Россия находилась как бы на переднем крае исторического процесса; а после революции русская идея приобрела всеобщее значение.
Бердяев выделил шесть основных этапов мировой истории. Первый этап был периодом античности, когда люди были погружены в пучину природной необходимости. Второй этап Бердяев связывал с судьбой еврейского народа, с его мессианским сознанием, благодаря которому на смену статичному древнему приходит историческое отношение к действительности.Третий этап был этапом преодоления двух предыдущих этапов христианством, которое внесло в человеческое сознание идею эсхатологии. Четвертый этап — эпоха Возрождения, когда зарождается гуманизм и начинается отпадение людей от Бога. Реакцией на это стала Реформация, пятый этап, когда в противовес духу Возрождения отрицалась самостоятельность людей и провозглашалась их полная зависимость от божественного промысла. Шестой этап, по концепции Бердяева, был связан с социализмом, с попыткой осуществить Царство Божие на земле.
Волею судеб Россия, не пережив некоторых из этих исторических этапов, стала испытательным полигоном человечества для реализации тоталитарно-социалистического идеала. Но, по мнению Бердяева, русский социализм стал и знаком перехода к седьмому этапу, к новому Средневековью, периоду религиозно-социального синтеза. Бердяев предложил свою версию социализма, сходную со своим марксистским аналогом только в одном: принципиальной антибуржуазной установке.Для Бердяева социализм имеет двойственную природу: он может создать либо новое свободное общество, либо новое рабство. Сам Бердяев был сторонником персоналистического христианского социализма.
См. также Барт, Карл; Блох, Эрнст; Беме, Якоб; Коммунизм; Достоевский, Федор Михайлович; Энгельс, Фридрих; Зло; Экзистенциализм; Гуманизм; Идеализм; Кант, Иммануил; Ленин, Владимир Ильич; Марсель, Габриэль; Маритен, Жак; марксистская философия; Маркс, Карл; Персонализм; Реформация; Ренессанс; русская философия; Социализм; Соловьев (Соловьев) Владимир Сергеевич.
Библиография
произведения Бердяева
Смысл истории . Перевод Джорджа Риви. Лондон: Г. Блес, 1936.
Происхождение русского коммунизма . Перевод Р. М. Френча. Лондон: Г. Блес, 1937.
Русская идея . Перевод Р. М. Френча. Лондон: Г. Блес, 1947.
Значение творческого акта . Перевод Дональда А. Лоури. Лондон: В. Голланц, 1955.
работы о Бердяеве
Лоури, Дональд Александр. Мятежный пророк: Жизнь Николая Бердяева . Нью-Йорк: Харпер, 1960.
Валлон, Мишель Александр. Апостол свободы: жизнь и учение Николая Бердяева . Нью-Йорк: Философская библиотека, 1960.
Ольга Волкогонова (2005)
Перевод Бориса Якима
Бердяев, Николай | Encyclopedia.com
Николай Александрович Бердяев (1874—1948) родился в Киеве, Россия, 6 марта и стал ведущим критиком позитивизма и сциентизма среди русской интеллигенции.Вынужденный покинуть страну коммунистами в 1922 году, Бердяев (также транслитерируемый как Бердяев, а имя часто англизируют как Николай) умер в Кламаре, Франция, 23 марта. несводимы к эмпирическим формам поведения выбора или индивидуализма, описанным в частных перспективах социальных наук. Основываясь на своем персонализме, Бердяев выступает против поверхностной псевдорелигиозной веры в силу науки и техники, веры, которую он находит выражением в идеологии материалистического детерминизма, распространенной среди русской интеллигенции XIX и начала XX веков.В книге «Русская идея » (1946) Бердяев исследует эту вековую историю революционной интеллектуальной культуры, кульминацией которой стала коммунистическая революция в его собственном поколении, в анализе, который оправдывает его собственную одиссею от атеистического материализма к философскому идеализму, а затем обратно к углубление религиозной веры в православие.
В своем более раннем Значение творческого акта (1916) Бердяев считает творчество центральным элементом человечества и побуждается библейским описанием человека как сотворенного по образу Божию, чтобы приводить доводы в пользу творческого отклика на все аспекты жизнь.Основа смысла лежит скорее в свободной реакции на явления, чем в их объективных описаниях. Действительно, само познавательное знание включает в себя интуитивный символический реализм, родственный ортодоксальному восприятию икон, которые понимаются как символы, сопричастные реальности, которую они символизируют, и в присутствии которых открывается истина. Кроме того, вопреки философским традициям, восходящим к греческой мысли, Бердяев видит бытие частью динамичного духовного и откровения.С этой точки зрения мировая история делится на три великие эпохи: одна, в которой обнаруживается существование греха, другая, в которой искупление от греха становится возможным благодаря божественному усыновлению, и третья, в которую сами люди становятся обожествленными сотворцами реальности. Для Бердяева важно осознать, каким образом творчество в науке и технике может служить ложной заменой духовному сотворчеству в эту третью эпоху.
В Судьба человека (1937) Бердяев опирается на мысль немецкого мистика Якоба Беме (1575–1624) о Urgrund или небытии, из которого Бог творит в вечности.Изначальная нетварная свобода человека происходит от Urgrund; свобода не сотворена Богом, хотя Бог свободно участвует с людьми в Богочеловеческом Христе и трагическом процессе искупления мира от зла, страданий и смерти. Точно так же Бердяев адаптирует мысль Беме о Софии для развития, возможно, более ортодоксального богословия, чем, например, в эротическом мистицизме Владимира Соловьева (1853–1900). Рабство и свобода (1939) содержит самые
обширные размышления о человеке и необходимости отношения к другим, подробно описывая при этом человеческое самопорабощение (недобросовестность Гегеля) различным соблазнам природы и культуры.Мысль Бердяева здесь аналогична найденной в I и Thou (1923) еврейского мыслителя Мартина Бубера (1878–1965).
Будучи одним из первых мыслителей, осознавших, как наука и техника могут создавать особые проблемы для христианской культуры, Бердяев в эссе «Человек и машина» (1934 г.) утверждает, что наука и техника уничтожают земноцентристское, теллурическое или автохтонное формы религиозной жизни и угрожают заманить в ловушку человеческую свободу в обезличенном мире. В таких условиях духовное становится важнее, чем когда-либо.Техническая цивилизация призывает к духовному обновлению, чтобы бросить вызов ограничениям науки и техники точно так же, как наука и техника бросили вызов ограничениям природы.
Благодаря своему обширному творчеству Бердяев приобрел аудиторию за пределами узкого круга русской эмиграции во Франции. Он стал запрещенным писателем, широко читаемым в Советском Союзе, и остается жизненно важным источником критических размышлений о науке и технике. Возможно, из-за этого возрождение Бердяева привело к тому, что многие его сочинения стали доступны в Интернете как на русском языке, так и в текущих переводах.
СТИВЕН ЯНОС
СМ. ТАКЖЕ Христианские взгляды .
БИБЛИОГРАФИЯ
Аллен, Эдгар Леонард. (1951). Свобода в Боге: Путеводитель по мысли Николая Бердяева. Нью-Йорк: Философская библиотека.
Бердяев Николай. (1934). «Человек и машина». В Буржуазный ум и другие очерки. Нью-Йорк: Шид и Уорд. Собирает четыре журнальные статьи. Перепечатано в Philosophy and Technology , eds. Карл Митчем и Роберт Макки (Нью-Йорк: Free Press, 1972).
Бердяев Николай. (1937). Судьба человека , пер. Натали Даддингтон. Лондон: Г. Блес.
Бердяев Николай. (1944 [1939]). Рабство и свобода пер. Р. М. Френч. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера.
Бердяев Николай. (1962 [1916]). Значение творческого акта , пер. Дональд А. Лоури. Нью-Йорк: Кольер.
Бердяев Николай. (1992 [1946]). Русская идея , пер. Р. М. Френч. Хадсон, Нью-Йорк: Книги Линдисфарна.
Лоури, Дональд А. (1974). Мятежный пророк: Жизнь Николая Бердяева. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Слатте, Ховард Александр. (1997). Личность, дух и этика: этика Николая Бердяева. Нью-Йорк: П. Ланг.
Николай Бердяев о свободе
молодой Николай Бердяев Николай Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ-эмигрант и радикальный мыслитель, был первым философом, которого я прочитал внимательно и исчерпывающе.Будучи студентом колледжа, мне посчастливилось найти учителя, чрезвычайно щедрого и открытого человека по имени Джордж Альсер, который мог провести меня через мои неуверенные шаги на пути к тому, чтобы стать философом (хотя я понятия не имел, кем я был). делал в свое время). Джордж давал мне уроки по целому ряду предметов — классической и средневековой философии, христианскому экзистенциализму, метафизике, — за которые я у него в долгу. Еще будучи его студентом, я купил в букинистическом магазине книгу Бердяева « Свобода и дух» и спросил Джорджа, знает ли он что-нибудь о нем.Он сделал. Мы добавили его в учебную программу. Но это было только начало.
Бердяев, изначально придерживавшийся марксистской философии своей культурной среды, отказался от Маркса в пользу Христа. Некоторое время ему удавалось оставаться вне поля зрения большевиков, но после того, как его дважды арестовывали и допрашивали по обвинению в заговоре против правительства, в конце концов он был выслан из России в 1922 году. Потому что таковы марксисты. С тех пор он жил на обочине русской эмиграции в Париже, где также поселился его друг (и тоже бывший марксист) русский православный священник и богослов Сергей Булгаков.
Учитывая такую биографию, неудивительно, что свобода играет столь важную роль в этой мысли, но это еще не все. Бердяев, как и Рудольф Штайнер, рассматривает свободу человеческой личности не как простую политическую конструкцию, а как духовный принцип, окрашивающий все Творение и человеческую личность в частности. Далее я предлагаю лишь вкратце ознакомиться с размышлениями Бердяева о свободе от разнообразия его письменных работ. Он, безусловно, философ нашего времени; действительно, на все времена.
Свобода, заложенная в применении знания, получает свое освещение от Логоса . Но это также связано с Эросом. Стремление к знанию без сознания любви, просто стремление к власти — это форма демонизма. Таким образом, можно утверждать, что знание по своей сути космогоническое. Он должен внимательно рассматривать реальность и добросовестно исследовать ее; ибо моральный пафос является истинным вдохновением и побуждением к нашим поискам истины. Таким образом, субъективная свобода, порожденная Логосом , преображает реальность.Природа знания супружеская; это и мужское, и женское начало, это соединение этих двух начал, оплодотворение женского начала мужским смыслом». ~ Одиночество и общество
« Богословское учение о том, что Бог сотворил человека для Своей славы и похвалы, унизительно для человека и унизительно также для Бога… Бог как личность желает не человека, над которым Он мог бы властвовать и который должен восхвалять Его, а человека как личность, отвечающую Его призыву и с которым возможно общение любви. ~ Рабство и свобода
« Сознание, экстериоризующее и отчуждающее, есть всегда рабское сознание. Бог-хозяин, человек-раб; церковь господин, человек раб; семья — хозяин, мужчина — раб; Природа — хозяин, человек — раб; объект-хозяин, человек-субъект-раб. Источником рабства всегда является объективация, то есть экстериоризация, отчуждение». ~ Рабство и свобода
« Человек может быть рабом общественного мнения, рабом обычаев, нравов, суждений и мнений, которые навязываются обществом.Трудно переоценить насилие, совершаемое прессой в наше время. Средний человек наших дней придерживается мнений и формирует суждения газеты, которую он читает каждое утро: она оказывает на него психологическое принуждение. А ввиду лживости и продажности печати последствия весьма ужасны, как видно в порабощении человека и лишении его свободы совести и суждения». ~ Рабство и свобода
» Люди не только нуждаются в государстве и не могут обходиться без его услуг, но они соблазняются им, попадают в плен к государству, связывают с ним свои мечты о суверенитете. И в этом главное зло и источник человеческого рабства». ~ Рабство и свобода
« Чары и рабство коллективизма есть не что иное, как перенесение духовной общности, общности, всеобщности с субъекта на объект и объективация либо отдельных функций человеческой жизни, либо жизни человеческой в целом». ~ Рабство и свобода
« Я пришел ко Христу через свободу и через сокровенный опыт путей свободы.Моя христианская вера — это не вера, основанная на привычке или традиции. Оно было завоевано через переживание внутренней жизни самого болезненного характера. Я не знал принуждения в своей религиозной жизни и не имел опыта авторитаризма ни в вере, ни в сфере религиозного служения. Можно ли противопоставить этому факту догматические формулы или абстрактные богословия? Я отвечаю: «Нет», потому что в моем случае они никогда не будут по-настоящему убедительны». ~ Свобода и дух
“ Свобода динамична по своей природе.Она является своей собственной судьбой и может быть понята только теми, кто проникся ее трагической диалектикой. Нам открылось существование двух видов свободы, и каждый имеет свою роковую диалектику, благодаря которой он вырождается в свою противоположность, т. е. в рабство и необходимость. Действительно, судьба свободы трагична, как и судьба человеческой жизни. Первый вид свободы, который сам по себе иррационален и непостижим, далеко не один гарантирует, что человек пойдет по правильному пути, что он придет к Богу, что истина будет господствовать в его жизни и что свобода в конце концов станет высшей в жизни. мир. ~ Свобода и дух
« Свобода оказалась защитой прав сильных, оставив слабых беззащитными. Это один из парадоксов свободы в общественной жизни. Свобода оказалась свободой для себя и рабством для других. Он истинный любитель свободы, который желает ее не только себе, но и другим. Свобода стала защитой прав привилегированного меньшинства, защитой капиталистической собственности и власти денег». ~ Судьба человека в современном мире
“ В действительности свобода аристократична, а не демократична. С печалью мы должны признать тот факт, что свобода дорога только тем людям, которые мыслят творчески. Это не очень нужно тем, кто не ценит мышление. В так называемых демократиях, основанных на принципе народного суверенитета, значительную часть народа составляют те, кто еще не осознал себя свободными существами, несущими в себе достоинство свободы. Воспитание свободы еще впереди, и этого нельзя достичь в спешке». ~ Начало и конец
Последние книги Майкла являются изданием Химическая свадьба Христиана Розенкрейца и Преображение: заметки к радикальному католическому переосмыслению всего . С ним можно связаться по телефону [email protected] См. также курсы Центра софиологических исследований по телефону . Также ознакомьтесь с последним томом «Иисус в воображении: Сад».
Русская идея | en Ганди
Артикул: fc83fc1d-c210-45c3-9803-052f33928f2d
Артикул: fc83fc1d-c210-45c3-9803-052f33928f2d
ISBNфк83фк1д-к210-45к3-9803-052ф33928ф2д
В этой мощной, трогательной книге, впервые изданной в 1946 году, Бердяева интересуют не столько эмпирические подробности русской истории, сколько «мысль Творца о России. «Русская идея», таким образом, является мистической. Религия и философия, а не экономика или политика, определяют историю и общество. Бердяев берется за историю в девятнадцатом веке. Он прослеживает родословную таких могущественных художников и мыслителей, как Чаадев, Хомяков , Киреевский, Леонтьев, Аксаков, Герцен, Бакунин, все они стремились соединить в русской душе полярности Востока и Запада, духа и материи, мужского и женского пола. что она неспособна довольствоваться «половинчатым царством культуры».«Требуя всего или ничего, попеременно апокалиптические и нигилистические, русские стремились оправдать культуру и раскрыть мистическую миссию России. , и Соловьёв создали оригинальную и живую религиозную философию, кульминацией которой стало русское Возрождение в начале ХХ века Плод этих великих деятелей, одним из которых был Бердяев (в числе других были Флоренский, Булгаков, Розанов, Мережковский, Блок и Белый), был прерван революцией 1917 года.Однако в последние годы их произведения стали доступны в самоизданных (самиздатовских) изданиях.
Под землей происходило великое философское и духовное возрождение. Сейчас они снова доступны, и готовится очередная партия русской идеи. Поэтому эта книга необходима для понимания новой России.
- Формат Эпублик 2
- Идиома Английский
- Аньо 1992 г.
https://www.gandhi.com.mx/fc83fc1d-c210-45c3-9803-052f33928f2d
1924287
Русская идея
В этой мощной, трогательной книге, впервые вышедшей в 1946 году, Бердяева интересуют не столько эмпирические подробности русской истории, сколько «мысль Творца о России». Таким образом, «русская идея» является мистической. Религия и философия, а не экономика или политика, определяют историю и общество. Бердяев берется за историю девятнадцатого века. Он прослеживает родословную таких могущественных художников и мыслителей, как Чаадев, Хомяков, Киреевский, Леонтьев, Аксаков, Герцен, Бакунин, которые стремились интегрировать полярности Востока и Запада, духа и материи, мужского и женского начала в русской душе. .Но эта душа так необъятна, беспредельна и смутна, что не способна устроиться на «половинчатое царство культуры». Требуя все или ничего, попеременно апокалиптические и нигилистические, русские стремились оправдать культуру и раскрыть мистическую миссию России. Нетерпеливые к медленным историческим процессам, не доверяющие никакому авторитету и тем не менее преследуемые видением единства, такие мыслители, как Достоевский, Толстой, Федоров и Соловьев, создали оригинальную и жизненно важную религиозную философию, кульминацией которой стало русское Возрождение в начале двадцатого века.
век.Плод этих великих деятелей, одним из которых был Бердяев (среди них были Флоренский, Булгаков, Розанов, Мережковский, Блок и Белый), был прерван революцией 1917 года. Однако в последние годы их произведения стали доступны в самоизданных (самиздатовских) изданиях. Под землей происходило великое философское и духовное возрождение. Сейчас они снова доступны, и готовится очередная партия русской идеи. Поэтому эта книга необходима для понимания новой России.http://kbimages1-a.akamaihd.net/Images/dba9df91-09ec-4547-be6d-67edf83fab8b/300/300/False/image.jpg
181
в наличии
181
181
0
0
0
0
0
https://www.gandhi.com.mx/media/catalog/product/
2021-11-13T16:05:05+0000
Николай Бердяев, Кристофер Бэмфорд
Эпублик 2
%PDF-1. 4
%
6462 0 объект
>
эндообъект
внешняя ссылка
6462 69
0000000016 00000 н
0000003083 00000 н
0000003223 00000 н
0000003512 00000 н
0000003558 00000 н
0000003731 00000 н
0000004006 00000 н
0000005082 00000 н
0000005273 00000 н
0000006866 00000 н
0000007954 00000 н
0000009038 00000 н
0000010127 00000 н
0000011215 00000 н
0000012308 00000 н
0000013403 00000 н
0000014492 00000 н
0000015580 00000 н
0000016676 00000 н
0000017747 00000 н
0000018844 00000 н
0000019925 00000 н
0000021007 00000 н
0000021031 00000 н
0000027701 00000 н
0000027891 00000 н
0000027915 00000 н
0000038827 00000 н
0000039033 00000 н
0000039056 00000 н
0000043769 00000 н
0000043965 00000 н
0000043988 00000 н
0000046960 00000 н
0000047162 00000 н
0000047186 00000 н
0000056082 00000 н
0000056287 00000 н
0000056311 00000 н
0000066013 00000 н
0000066214 00000 н
0000066238 00000 н
0000075034 00000 н
0000075244 00000 н
0000075267 00000 н
0000079026 00000 н
0000079220 00000 н
0000079243 00000 н
0000081993 00000 н
0000082178 00000 н
0000082201 00000 н
0000085410 00000 н
0000085601 00000 н
0000085625 00000 н
0000091375 00000 н
0000091560 00000 н
0000091584 00000 н
0000121747 00000 н
0000122839 00000 н
0000122863 00000 н
0000129534 00000 н
0000129733 00000 н
0000129756 00000 н
0000135624 00000 н
0000135808 00000 н
0000135832 00000 н
0000173579 00000 н
0000173775 00000 н
0000001719 00000 н
трейлер
]>>
startxref
0
%%EOF
6530 0 объект
>поток
Ox^o-AHn$鑏
\)+EHeu4AC»m1bG̸1
\5M?y0} :@^0${̍ҏ%
GVb`?,UĽhas)ᑿiyչ~w88gycc,@WPnormcSSrfhe%48if :: l0>
qOC\c&?TG`ڈVKLڰLLվ[email protected]»iT}. ,Xmj\
%PDF-1.4 % 260 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 260 86 0000000016 00000 н 0000002759 00000 н 0000002934 00000 н 0000003887 00000 н 0000003962 00000 н 0000004100 00000 н 0000004232 00000 н 0000004369 00000 н 0000004681 00000 н 0000004744 00000 н 0000004856 00000 н 0000004970 00000 н 0000004997 00000 н 0000005734 00000 н 0000005761 00000 н 0000006275 00000 н 0000007544 00000 н 0000008629 00000 н 0000009388 00000 н 0000009776 00000 н 0000010248 00000 н 0000010335 00000 н 0000010954 00000 н 0000011621 00000 н 0000011881 00000 н 0000012322 00000 н 0000013480 00000 н 0000013622 00000 н 0000015097 00000 н 0000016535 00000 н 0000018022 00000 н 0000018697 00000 н 0000019345 00000 н 0000019415 00000 н 0000019561 00000 н 0000049307 00000 н 0000049570 00000 н 0000050319 00000 н 0000050389 00000 н 0000050518 00000 н 0000070014 00000 н 0000070283 00000 н 0000070751 00000 н 0000078891 00000 н 0000101570 00000 н 0000101801 00000 н 0000101884 00000 н 0000101939 00000 н 0000102009 00000 н 0000102094 00000 н 0000114745 00000 н 0000115028 00000 н 0000115201 00000 н 0000115228 00000 н 0000115528 00000 н 0000117581 00000 н 0000117888 00000 н 0000118265 00000 н 0000139011 00000 н 0000139266 00000 н 0000139607 00000 н 0000140020 00000 н 0000140415 00000 н 0000140794 00000 н 0000141178 00000 н 0000143111 00000 н 0000145044 00000 н 0000151233 00000 н 0000157184 00000 н 0000157848 00000 н 0000158193 00000 н 0000158551 00000 н 0000180938 00000 н 0000181187 00000 н 0000181595 00000 н 0000181996 00000 н 0000182605 00000 н 0000183511 00000 н 0000184608 00000 н 0000186306 00000 н 0000188004 00000 н 0000192264 00000 н 0000198461 00000 н 0000198529 00000 н 0000002578 00000 н 0000002056 00000 н трейлер ]/Предыдущая 543805/XRefStm 2578>> startxref 0 %%EOF 345 0 объект >поток hb«`e`a`g`[email protected]
.