«Руслан и Людмила» краткое содержание для читательского дневника по поэме Пушкина (5 класс) – сюжет, главная мысль, отзыв, вывод
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 803.
Обновлено 8 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 803.
Обновлено 8 Августа, 2021
«Руслан и Людмила» – одно из самых популярных сказочных произведений А. С. Пушкина, в котором великая сила любви Руслана и Людмилы оказалась сильнее злых чар.
Краткое содержание «Руслан и Людмила» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Руслан и Людмила
Число страниц: 136. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Издательство «Издательский Дом Мещерякова». 2011 год
Жанр: Сказочная поэма
Год написания: 1820 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
События, которые описаны в поэме, происходят во время правления князя Владимира, в Киевской Руси. А само место, где разворачиваются основные события – это в самом Киеве и в его окрестностях, а также на берегах реки Днепр.
Главные герои
Руслан – отважный, смелый витязь и преданный возлюбленный.
Людмила – красивая, добрая, верная жена Руслана.
Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы, заботливый, щедрый.
Рогдай – смелый, сильный воин, предавший Руслана.
Ратмир – молодой хазарский хан, горячий, вспыльчивый.
Фарлаф – витязь, трусливый хвастун.
Черномор – могущественный злой волшебник, уродливый карлик с длинной бородой.
Старец в пещере – добрый волшебник, оказавший большую помощь Руслану.
Гигантская голова – старший брат Черномора, некогда могучий, непобедимый воин.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
На свадьбу Руслана и Людмилы было приглашено много гостей.
Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жёны Людмилу и полцарства в придачу тому, кто её найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.
Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил учёный старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрёк Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрылённый надеждой, Руслан отправился в путь.
Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая ведьма, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности: Людмила и так будет его.
Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.
Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землёй. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч. От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата. Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.
Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсёк её мечом. Он нашёл Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой: хазарский хан обрел своё счастье.
Тем временем Фарлаф, увидев прилегшего отдохнуть Руслана, убил его спящего и со спящей Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной и освободил её от заклятья.
Вывод и своё мнение
Счастлив тот, кто обладает сильной волей и выдержкой, чтобы добиться поставленной цели. Лишь смелых и отважных в жизни ждёт успех. Это как раз и доказал Руслан, который своими руками сотворил себе счастливую судьбу.
Главная мысль
Авторские афоризмы
«….Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…»
«…Но светлый терем не отрада, Когда не видим друга в нём…»
«…Хоть лоб широк, да мозгу мало!..»
«…Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу!..»
«…Хоть грустно жить, друзья мои, Однако жить ещё возможно…»
Толкование непонятных слов
Чело – лоб.
Лазурный – светло-синий, небесно-голубой.
Почила – уснула.
Снискал – заслужил.
Досель – до сих пор.
Гридница – большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
Новые слова
Сарафан – женское платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи.
Кубок – чаша или бокал, как правило, сравнительно большого размера, часто из драгоценных материалов.
Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.
Князь – вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества.
Тест по поэме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Инга Зотова
15/15
Вадим Демидов
15/15
Рифат Баймуханов
15/15
Михаил Владимиров
14/15
Платон Ирбитов
14/15
Анастасия Абраменко
8/15
Ольга Сапожникова
14/15
Кристина Назимова
9/15
Роман Стрелов
15/15
Толик Новиков
9/15
Рейтинг читательского дневника
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 803.
А какую оценку поставите вы?
Анализ поэмы «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)
Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Суть: о чем поэма?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Художественные особенности
- 10 Критика
История создания
Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского». На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто.
Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан.
Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.
Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма.
Жанр, направление, размер
Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом.
Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика.
Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года.
Суть: о чем поэма?
В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.
Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами.
История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.
В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.
Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул.
В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.
Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.
Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.
В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.
В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.
Главные герои и их характеристика
В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.
Руслан | Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. |
Людмила | Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы.![]() |
Черномор | Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу.![]() |
В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай. Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает, как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни.
Темы
Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:
- Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
- Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
- Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
- Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами.
Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.
Проблемы
Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.
- Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
- Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна.
Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
- Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили.
- Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.
Основная идея
Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.
Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого.
Чему учит?
Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели.
Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.
Художественные особенности
Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:
- Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
- Гипербола: «благодарю сердечно бога»
- Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
- Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.
Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:
Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»
Критика
Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький:
«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко.
С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди.
Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека.
Автор: Виктория Комарова
Весь Рахманинов — Программные ноты
ГЛИНКА Руслан и Людмила: Увертюра
РАХМАНИНОВ Концерт для фортепиано с оркестром № 2, соч. 18, до минор
I. Модерато
II. Адажио состенуто
III. Allegro scherzando
РАХМАНИНОВ Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч. 30, ре минор
I. Allegro ma non tanto
II. Интермеццо
III. Finale
Если вы смотрели недавний телесериал CBS «Мама» и слышали музыку, которая играет во время вступительных и финальных титров, то вы уже знакомы с первой частью этой программы: «Увертюра к 9».0021 Руслан и Людмила Михаила Глинки (1804-1857). Когда вы слушаете эту яркую музыку, вы можете представить себе мать-одиночку, триумфально управляющую сумасшедшим хаосом дома с двумя прихвостнями, и выздоравливающую мать-алкоголичку, а также стайку потенциальных романтических интересов и неблагополучных друзей. Если вы не видели шоу, ничего страшного: я его тоже не видел.
В 1820 году великий русский поэт Александр Пушкин написал поэму « Руслан и Людмила 9».0022 (да, поэма и опера пишутся по-разному): Руслан — рыцарь, превзошедший двух других претендентов на руку Людмилы, дочери князя. На свадебном банкете все идет хорошо, а потом БАЦ! Некоторые монстры, посланные злым колдуном, срывают вечеринку и похищают Людмилу. Руслан и двое его конкурентов отправились на ее поиски, преодолевая по пути различные препятствия. В какой-то момент пути Руслан должен победить гигантскую говорящую голову, чтобы получить волшебный меч. В конце истории наш герой спасает прекрасную девушку и пробуждает ее от заколдованного сна с помощью волшебного кольца, которое он получил от знакомого волшебника, с которым столкнулся. (Кстати, есть Руслан и Людмила фильм! Советский фильм начала 70-х, и нет, тоже не видел.)
Увертюра Глинки к Руслану и Людмиле веселая, быстрая, с двумя центральными музыкальными темами. Первая тема суетливая и праздничная, и она летит как ветер: вы увидите, как вся струнная секция двигает пальцами и руками вверх и вниз по грифу своих инструментов с молниеносной скоростью и точностью. Вторая тема имеет два воплощения: лирическую и нежную версию в мажорной тональности в исполнении виолончелей; и темная и мощная версия в минорной тональности с медным аккомпанементом. Диапазон красоты и волнения, который Глинка может вызвать в воображении за шесть коротких минут, показывает, почему он считается первым известным и художественно влиятельным русским классическим композитором.
Большинство любителей классической музыки проходят через период своей жизни, который мы будем называть «фазой Рахманинова»: это период времени, когда человек постоянно и неоднократно слушает великие произведения Сергея Рахманинова (1873-1943 гг.). ). Некоторые люди никогда не могут вырваться из этой фазы, и на то есть веская причина: ни один другой композитор так великолепно не улавливает пышную мощь полного симфонического оркестра, сопровождающего виртуозный концертный рояль. При просмотре полного плейлиста Рахманинова можно выбрать из множества отличных номеров: 2 nd и 3 rd фортепианные концерты возглавляют большинство списков, но есть также Рапсодия на тему Паганини , и если вам нужно больше, есть его 2 nd Симфония и Симфонические танцы , и величественная симфоническая поэма Остров Мертвых . И, конечно же, все эти сочные фортепианные прелюдии.
Рахманинов вырос на северо-западе России, недалеко от Санкт-Петербурга, его родители были пианистами-любителями (его отец был армейским офицером). Его мать давала ему уроки музыки в возрасте четырех лет, и быстро стало очевидно, что он безмерно одарен. Поскольку его семья была зажиточной, они смогли нанять репетитора по игре на фортепиано с проживанием. К сожалению, отец Рахманинова плохо распоряжался семейными деньгами и поместьями, и после продажи последних земель в счет уплаты долгов семья переехала в скромную квартиру в Санкт-Петербурге. Вскоре после переезда умерла одна из сестер Рахманинова, и его отец бросил семью. Впоследствии к ней переехала бабушка, чтобы помогать воспитывать детей, и в конце концов Рахманинов-подросток попал в Московскую консерваторию, где получил дополнительные формальные инструкции по игре на фортепиано, гармонии и композиции.
В молодости Рахманинов пробовал свои силы в сочинении первой эпической симфонии. К сожалению, присутствовавшие на премьере музыкальные критики раскритиковали произведение, ввергнув его в депрессию. Ему потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от этого уныния, но в конце концов появился великолепный Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (написанный в 1901 году). Сам Рахманинов солировал в премьерном исполнении этого произведения, получившего восторженные отзывы, и работа принесла ему премию Глинки и солидный денежный приз.
Годы после 1905 года отмечены тяжелыми политическими потрясениями для России. Рахманинов благоразумно уехал из Москвы со своей семьей в Дрезден, Германия, где продолжал выступать, сочинять и дирижировать. Он даже воспользовался возможностью концертного тура по Соединенным Штатам. Этот тур, который включал выступление с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле, дал ему возможность продемонстрировать свои потрясающие навыки пианиста и композитора с его Концертом для фортепиано с оркестром № 3 (написанным в 1919 г.).09). После начала русской революции 1917 года Рахманинов иммигрировал в Соединенные Штаты, где он был знаменитым пианистом и композитором, с триумфом исполнивших 2 , и 3 , фортепианных концертов (а также многие другие произведения). Всю оставшуюся жизнь он продолжал выступать и сочинять музыку с коммерческим успехом. (Очевидно, Рахманинов также был любителем спортивных автомобилей, поэтому вполне уместно, что теперь всего в нескольких кварталах от его дома в Беверли-Хиллз есть дилерский центр Mercedes Benz.)
Концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова характеризуют три особенности. Одним из таких является виртуозное письмо для фортепиано. Потрясающее мастерство, музыкальность и абсолютная выносливость, необходимые для исполнения концерта Рахманинова, требуют настоящего мастера игры на инструменте. Сам композитор был ростом около шести с половиной футов, с размахом рук нападающего НБА, способным брать огромные аккорды с поразительным эффектом. По шкале сложности от 1 до 9, где 9 — самая сложная, музыкальное издательство Henle ставит 2 9.0035-й -й концерт на «8» и 3-й -й -й концерт на «9». Только пианист с исключительными способностями (или, возможно, с исключительным безумием) попытается исполнить оба концерта в одном концерте!
Еще одной особенностью музыки Рахманинова является убедительное использование мелодии. Как композитор, приверженец позднеромантических традиций, Рахманинов наполнил свои произведения великолепным размашистым лиризмом. Как правило, начало одной из его мелодий цепляет слушателя своей простотой, но затем оно неожиданно поднимается и опускается и выливается в длинные, устойчивые фразы.
Наконец, Рахманинов с удовольствием использует пышную, полную оркестровку и мощные кульминации. Тихие и нежные части музыки постепенно перерастают в невероятное ликование, поскольку инструменты изобретательно добавляются и смешиваются с оркестровой текстурой. Рахманинову также удается создать напряжение и разрешение в гармонии, которые совпадают с этими эпическими оркестровыми эскалациями.
Вот уже более века публика очарована и эмоционально взволнована этой волнующей музыкой. Сам композитор говорил: «Я сочиняю музыку, потому что должен выражать свои чувства, так же как я говорю, потому что должен выражать свои мысли». И, возможно, начинается еще один этап Рахманинова.
– Дэвид Х. Джонсон
Комментарии? Вопросы? Напишите мне по адресу [email protected].
Встреча Шостаковича с Глинкой – Клуб слушателей
Тимоти Джадд
В среду мы познакомились с Восьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, одним из самых запоминающихся и трагических произведений двадцатого века. Это та музыка, которую мы часто ассоциируем с Шостаковичем, композитором, большую часть своей жизни окруженным смертью, разрушением и жестоким политическим гнетом. Тем не менее, у Шостаковича есть и более беззаботная сторона, которая, пожалуй, наиболее очевидна в искрометном и шутливом 1927 оркестровка песни Винсента Юманса, Tea for Two , произведенная после 45 минут работы в результате пари.
Праздничная увертюра также попадает в эту категорию. Это виртуозный вихрь, который друг Шостаковича, музыковед Лев Лебединский охарактеризовал как «блестящее шипучее произведение, жизнерадостная энергия которого разливается, как откупоренное шампанское». Его быстро накатали осенью 1954 года для концерта в московском Большом театре (на фото вверху), посвященного 37-й годовщине Октябрьской революции. Согласно сообщениям, официальные лица запаниковали, когда за несколько дней до концерта поняли, что у них нет подходящей новой пьесы для открытия программы. Шостакович завершил произведение за считанные часы, возможно, вернувшись к музыке, частично набросанной в 1947.
Открытие праздничными медными фанфарами, Праздничная увертюра Вскоре начинается одно из самых волнующих и душераздирающих выступлений в репертуаре оркестра. Он живет на грани опасности. Есть что-то комичное в искрах, летящих от всех этих шестнадцатых нот скрипки, и в пассажах, в которых нестандартные доли гоняются за мелодией на грани перехода через край. Гармонично, прислушайтесь к тем моментам, когда музыка дразняще колеблется на краю модуляции, а затем отступает. Призраки из другой русской амбарной горелки, Увертюра Михаила Глинки к опере 1842 года, Руслан и Людмила, таятся за каждым углом. За веселой первой темой следует теплая и экспансивная вторая тема. Затем, когда мы приближаемся к кульминации увертюры, эти две темы объединяются (4:03) в музыкальном фейерверке.
С одной стороны, Праздничная увертюра – это наспех написанная государственная пропаганда, настолько замечательная и забавная, что она выживает. Возможно, здесь есть и налет сарказма Шостаковича. Во вступительных фанфарах есть что-то раздутое и грандиозное. Его восходящие модуляции как бы говорят: «Если бы вы подумали, что , что был великолепен, просто подождите, у меня есть кое-что еще лучше». По крайней мере, один комментатор заметил завуалированные отсылки к музыке из III акта оперы Шостаковича 1934 года « Леди Макбет Мценского уезда » в момент, когда пьяный крестьянин находит труп в винном погребе. Эта опера навлекла на себя гнев Сталина и его цензоров. Буйно закрученные высокие партии деревянных духовых в увертюре всего на один или два шага отстоят от аналогичных пронзительных пассажей Восьмой симфонии. Мог ли Шостакович праздновать смерть Сталина только годом раньше, в 1953?
Я оставлю вас подумать, сколько иронии можно услышать в Праздничной увертюре. Вот недавнее выступление с участием Пабло Херас-Касадо и Франкфуртской радиосимфонии:
Glinka’s
Ruslan и LyudmilaВ некоторых отношениях Shostakovich’s Festrive Overte 2222. Увертюра. Сравните восходящую вторую тему Шостаковича с размашистой мелодией скрипок, которая впервые звучит на 15-й секунде увертюры Глинки:
Записи
- Шостакович: Праздничная увертюра ля мажор, соч.
96, Владимир Ашкенази, Королевский филармонический оркестр deccaclassics.com
- Глинка: Руслан и Людмила Увертюра, Валерий Гергиев, Оркестр Мариинского театра deccaclassics.com
О Тимоти Джадде
Тимоти Джадд, уроженец северной части штата Нью-Йорк, является членом секции скрипачей Ричмондского симфонического оркестра с 2001 года. Он является выпускником Истманской музыкальной школы, где он получил степени бакалавра музыки и магистра. Музыки, обучаясь у всемирно известного украинско-американского скрипача Олега Крысы.Сын учителя музыки в государственной школе, Тимоти Джадд начал уроки игры на скрипке в возрасте четырех лет в Отделе общественного образования Истмана. Он был учеником Анастасии Джемпелис, одной из первых поборниц метода Судзуки в Соединенных Штатах.
Увлеченный преподаватель, г-н Джадд с 2002 года содержит частную студию скрипки в районе Ричмонда и активно тренирует камерную музыку и многочисленные групповые молодежные оркестры.