Руслан и людмила говорящая голова: В каком из перечисленых произведений есть Говорящая голова : А) Руслан и Людмила Б) Золотой…

Бой Руслана с головой (отрывок из поэмы » Руслан и Людмила») А.С. Пушкин.

Задумчив едет наш Руслан
 И видит: сквозь ночной туман
 Вдали чернеет холм огромный,

 И что-то страшное храпит.
 Он ближе к холму, ближе — слышит:
 Чудесный холм как будто дышит.
 Руслан внимает и глядит
 Бестрепетно, с покойным духом;
 Но, шевеля пугливым ухом,
 Конь упирается, дрожит,
 Трясет упрямой головою,
 И грива дыбом поднялась.
 Вдруг холм, безоблачной луною
 В тумане бледно озарясь,
 Яснеет; смотрит храбрый князь —
 И чудо видит пред собою.
 Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
 Огромны очи сном объяты;
 Храпит, качая шлем пернатый,
 И перья в темной высоте,
 Как тени, ходят, развеваясь.
 В своей ужасной красоте
 Над мрачной степью возвышаясь,
 Безмолвием окружена,
 Пустыни сторож безымянной,
 Руслану предстоит она
 Громадой грозной и туманной.
 В недоуменье хочет он
 Таинственный разрушить сон.
 Вблизи осматривая диво,
 Объехал голову кругом
 И стал пред носом молчаливо;
 Щекотит ноздри копием,
 И, сморщась, голова зевнула,
 Глаза открыла и чихнула…
 Поднялся вихорь, степь дрогнула,
 Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
 С бровей слетела стая сов;
 Проснулись рощи молчаливы,
 Чихнуло эхо — конь ретивый
 Заржал, запрыгал, отлетел,
 Едва сам витязь усидел,
 И вслед раздался голос шумный:
 «Куда ты, витязь неразумный?
 Ступай назад, я не шучу!
 Как раз нахала проглочу!»
 Руслан с презреньем оглянулся,
 Браздами удержал коня
 И с гордым видом усмехнулся.
 «Чего ты хочешь от меня? —
 Нахмурясь, голова вскричала. —
 Вот гостя мне судьба послала!
 Послушай, убирайся прочь!
 Я спать хочу, теперь уж ночь,
 Прощай!» Но витязь знаменитый,
 Услыша грубые слова,
 Воскликнул с важностью сердитой:
 «Молчи, пустая голова!
 Слыхал я истину, бывало:
 Хоть лоб широк, да мозгу мало!
 Я еду, еду, не свищу,
 А как наеду, не спущу!»
 Тогда, от ярости немея,
 Стесненной злобой пламенея,
 Надулась голова; как жар,
 Кровавы очи засверкали;
 Напенясь, губы задрожали,
 Из уст, ушей поднялся пар —
 И вдруг она, что было мочи,
 Навстречу князю стала дуть;
 Напрасно конь, зажмуря очи,
 Склонив главу, натужа грудь,
 Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи
 Неверный продолжает путь;
 Объятый страхом, ослепленный,
 Он мчится вновь, изнеможенный,
 Далече в поле отдохнуть.
 Вновь обратиться витязь хочет —
 Вновь отражен, надежды нет!
 А голова ему вослед,
 Как сумасшедшая, хохочет,
 Гремит: «Ай, витязь! ай, герой!
 Куда ты? тише, тише, стой!
 Эй, витязь, шею сломишь даром;
 Не трусь, наездник, и меня
 Порадуй хоть одним ударом,
 Пока не заморил коня».
 И между тем она героя
 Дразнила страшным языком.
 Руслан, досаду в сердце кроя,
 Грозит ей молча копием,
 Трясет его рукой свободной,
 И, задрожав, булат холодный
 Вонзился в дерзостный язык.
 И кровь из бешеного зева
 Рекою побежала вмиг.
 От удивленья, боли, гнева,
 В минуту дерзости лишась,
 На князя голова глядела,
 Железо грызла и бледнела
 В спокойном духе горячась,
 Так иногда средь нашей сцены
 Плохой питомец Мельпомены,
 Внезапным свистом оглушен,
 Уж ничего не видит он,
 Бледнеет, ролю забывает,
 Дрожит, поникнув головой,
 И, заикаясь, умолкает
 Перед насмешливой толпой.
 Счастливым пользуясь мгновеньем,
 К объятой голове смущеньем,
 Как ястреб, богатырь летит
 С подъятой, грозною десницей
 И в щеку тяжкой рукавицей
 С размаха голову разит;
 И степь ударом огласилась;
 Кругом росистая трава
 Кровавой пеной обагрилась,
 И, зашатавшись, голова
 Перевернулась, покатилась,
 И шлем чугунный застучал.
 Тогда на месте опустелом
 Меч богатырский засверкал.
 Наш витязь в трепете веселом
 Его схватил и к голове
 По окровавленной траве
 Бежит с намереньем жестоким
 Ей нос и уши обрубить;
 Уже Руслан готов разить,
 Уже взмахнул мечом широким —
 Вдруг, изумленный, внемлет он
 Главы молящей жалкий стон…
 И тихо меч он опускает,
 В нем гнев свирепый умирает,
 И мщенье бурное падет
 В душе, моленьем усмиренной:
 Так на долине тает лед,
 Лучом полудня пораженный.
 «Ты вразумил меня, герой, —
 Со вздохом голова сказала, —
 Твоя десница доказала,
 Что я виновен пред тобой;
 Отныне я тебе послушен;
 Но, витязь, будь великодушен!
 Достоин плача жребий мой.
 И я был витязь удалой!
 В кровавых битвах супостата
 Себе я равного не зрел;
 Счастлив, когда бы не имел
 Соперником меньшого брата!
 Коварный, злобный Черномор,
 Ты, ты всех бед моих виною!
 Семейства нашего позор,
 Рожденный карлой, с бородою,
 Мой дивный рост от юных дней
 Не мог он без досады видеть
 И стал за то в душе своей
 Меня, жестокий, ненавидеть.
 Я был всегда немного прост,
 Хотя высок; а сей несчастный,
 Имея самый глупый рост,
 Умен как бес — и зол ужасно.
 Притом же, знай, к моей беде,
 В его чудесной бороде
 Таится сила роковая,
 И, всё на свете презирая,
 Доколе борода цела —
 Изменник не страшится зла.
 Вот он однажды с видом дружбы
 «Послушай, — хитро мне сказал, —
 Не откажись от важной службы:
 Я в черных книгах отыскал,
 Что за восточными горами,
 На тихих моря берегах,
 В глухом подвале, под замками
 Хранится меч — и что же? страх!
 Я разобрал во тьме волшебной,
 Что волею судьбы враждебной
 Сей меч известен будет нам;
 Что нас он обоих погубит:
 Мне бороду мою отрубит,
 Тебе главу; суди же сам,
 Сколь важно нам приобретенье
 Сего созданья злых духов!»
 «Ну, что же? где тут затрудненье? —
 Сказал я карле, — я готов;
 Иду, хоть за пределы света».
 И сосну на плечо взвалил,
 А на другое для совета
 Злодея брата посадил;
 Пустился в дальную дорогу,
 Шагал, шагал и, слава богу,
 Как бы пророчеству назло,
 Всё счастливо сначало шло.
 За отдаленными горами
 Нашли мы роковой подвал;
 Я разметал его руками
 И потаенный меч достал.
 Но нет! судьба того хотела:
 Меж нами ссора закипела —
 И было, признаюсь, о чем!
 Вопрос: кому владеть мечом?
 Я спорил, карла горячился;
 Бранились долго; наконец
 Уловку выдумал хитрец,
 Притих и будто бы смягчился.
 «Оставим бесполезный спор, —
 Сказал мне важно Черномор, —
 Мы тем союз наш обесславим;
 Рассудок в мире жить велит;
 Судьбе решить мы предоставим,
 Кому сей меч принадлежит.
 К земле приникнем ухом оба
 (Чего не выдумает злоба!),
 И кто услышит первый звон,
 Тот и владей мечом до гроба».
 Сказал и лег на землю он.
 Я сдуру также растянулся;
 Лежу, не слышу ничего,
 Смекая: обману его!
 Но сам жестоко обманулся.
 Злодей в глубокой тишине,
 Привстав, на цыпочках ко мне
 Подкрался сзади, размахнулся;
 Как вихорь свистнул острый меч,
 И прежде, чем я оглянулся,
 Уж голова слетела с плеч —
 И сверхъестественная сила
 В ней жизни дух остановила.
 Мой остов тернием оброс;
 Вдали, в стране, людьми забвенной,
 Истлел мой прах непогребенный;
 Но злобный карла перенес
 Меня в сей край уединенный,
 Где вечно должен был стеречь
 Тобой сегодня взятый меч.
 О витязь! Ты храним судьбою,
 Возьми его, и бог с тобою!
 Быть может, на своем пути
 Ты карлу-чародея встретишь —
 Ах, если ты его заметишь,
 Коварству, злобе отомсти!
 И наконец я счастлив буду,
 Спокойно мир оставлю сей —
 И в благодарности моей
 Твою пощечину забуду».

Кем, когда и зачем голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (песнь третья) есть такие строки:


«…Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе – слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит,
Трясёт упрямой головою,
И грива дыбом поднялась.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной…».

А.С.Пушкин

Для тех, кто слегка подзабыл, напомню, что вначале витязь Руслан с головой повздорил, и дело дошло даже до кровопролития!


Но потом они примирились, и голова пожаловалась на «злобного колдуна Черномора», который хитростью заманил когда-то богатыря – владельца головы – в ловушку и эту самую голову отрубил.


И голова, вросшая в землю, так и живёт удивительным образом без тела, охраняя тот самый волшебный меч, которым совершил надругательство над богатырём карлик колдун «Черномор» с длинной чёрной бородой.

Впрочем, Александра Сергеевича правильнее всего читать, а не пересказывать.

Если кто-то действительно подзабыл, что же происходит после строк «…у Лукоморья дуб зелёный…», а кто-то до сих пор ещё не знаком с великолепной поэмой гениального А.С.Пушкина, тот всегда может освежить забытое или познать новое.


Как приходит к поэтам вдохновение, и каким чудесным образом они умудряются слагать из слов рифмованные сюжеты, порой наполненные такой яркой убедительностью, когда читая строки стихов, словно воочию видишь всё происходящее в сюжете как в кадрах кинофильма – тайна сия велика есть!
Думается, что и сами поэты вряд ли смогут точно объяснить все нюансы своего общения с поэтической музой. В том смысле, чтобы попытаться прозой вразумительно растолковать поэтическое «…откуда что приходит…»

Растолковать так, чтобы любой смог применить «услышанную инструкцию» в своих попытках поэтического сочинительства.


Великие поэты институтов и университетов, где учат «на поэтов», не заканчивали и ни в каких номенклатурных писательско-поэтических союзах и объединениях для гарантированной славы и популярности не состояли.
Никогда никто и никак не смог, да и не сможет растолковать серыми словами «…откуда что приходит…» тайну сияния порой ослепляющего поэтического дара, которому научиться, как ремеслу, не дано, и приобретение которого лежит вне знаний и умений человеческого разума.


Здесь только не надо путать понятие поэзии с понятием умения рифмовать слова со словами по окончаниям.
Рифмовать, в принципе, может каждый, типа: «Трактор в поле дыр-дыр-дыр – мы за мир!».

Поэзия же, это, в некотором смысле, зримо запечатлённый словом оттиск мгновенного состояния души, мимолётного чувственного образа, стремительно появившейся и также стремительно исчезнувшей эмоции и так далее; порой чего-то огромного и эпического, но лаконично сжатого и аккумулировано высказанного всего в нескольких словах или строках, понимаемых и, словно, зримо считываемых где-то на подсознательном уровне реалистичной визуальной картиной.


Как, например, у Александра Блока:


«Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь».

Всего семь слов, но «из которых» можно долго и многословно повествовать прозой о времени, о судьбе, о стране, о мироздании…


Тайне обладания и владения даром поэзии нет никакого объяснения.


Как нет объяснения Божьему дару: кому дано – тому дано.


А почему и отчего дано именно вот этому, а не другому?!


Бог весть…


Владимир Высоцкий об этом сказал:


«…Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души!».
Анна Ахматова выразила эту же мысль, про вдохновение, несколько иначе:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…».

Да, и в тех и в других словах свёрнута своеобразная таинственная и безграничная вселенная, в которой душой обитают настоящие поэты, телом же находясь рядом с нами на бренной земле.


Своеобразные параллельные миры…
Поэзия, это и такой особой механизм архивирования не только информации, но и абстракций. Словно загадочная матрёшка, в которой за одним образом скрыт другой, многогранно раскрывающийся исключительно в разных границах масштаба фантазии того или иного человека

Однако мы немного отвлеклись.


Если придерживаться образа, озвученного А.Ахматовой про сор, но не в буквальном, а исключительно в переносном смысле как своеобразном генераторе вдохновения, то одним из таких генераторов создания одного из персонажей в поэме «Руслан и Людмила» для А.С Пушкина – как об этом говорят многие пушкиноведы – стала вот эта странная, мистическая и таинственная каменная голова (на фотографиях ниже), с которую можно и сегодня встретиться и познакомиться в окрестностях Санкт-Петербурга:


Сия каменная голова находится возле тропинки для прогулок, по которой, в своё время, гулял и Александр Сергеевич Пушкин и удивлялся не менее нас, современников, этому придорожному изваянию.


В июле 1818 года великий поэт вместе со своим другом Николаем Раевским (младшим) посетил Сергиевскую усадьбу и увидел рядом с тропинкой на одной из тенистых аллей гранитную голову, торчащую из земли. По преданию именно это каменное изваяние и стало поэтическим прообразом той головы, которая явлена в тексте поэмы «Руслан и Людмила», законченной А.Пушкиным через два года после прогулки с Раевским.


Впрочем, существует и совершенно обратное мнение, что это почитатели таланта А.С.Пушкина в 19 веке сделали эту голову в качестве иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила».


Кому верить?


Во всяком случае: кто, когда, зачем и почему сделал эту каменную голову и расположил её там, где она находится до сих пор – никто толком ничего не знает.


А находится эта «гранитная странность» в Петергофе, в Сергиевском парке «по координатам» на фотографиях ниже:


Когда-то на месте бывшего леса, землю под которым выкупил сподвижник Императора Петра I граф Александр Иванович Румянцев (1680-1740), было построено поместье и заложен парк.


От первого ещё «румянцевского» поместья ничего не осталось, кроме парка, который стал именоваться «Сергиевкой» по имени уже внука графа Сергея Румянцева, некоторое время владевшего этой землёй.


Вскорости, однако, поместье и парк были проданы Кириллу Нарышкину (1786-1838), камергеру, обер-гофмейстеру и члену Государственного совета.


После его смерти вся территория была выкуплена императором Николаем I для своей дочери и её супруга герцога Лейхтенбергского.


Именно в это время были построены на территории «Сергиевки» дворец, который можно наблюдать и сейчас (на фотографии ниже).



Но главной доминантой и достопримечательностью парка усадьбы «Сергиевка» без сомнения является гранитная голова, из-под носа которой вытекает небольшой родник.
Называют голову всяко-разно: и «Старик», и «Адамова голова», и «Русич», и «Голова Самсона», но никто не может ответить на вопросы, а именно: кем, когда и зачем эта голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

До сих пор не установлено и то, а только ли сама голова врыта в грунт или она покоится на плечах ещё глубже закопанного в землю туловища воина-витязя…


Тем более что ряд современных интересантов предполагает, что отверстие в переносице (по красной стрелке) было местом крепления ныне утраченного шлема, основывая это предположение из текста одного дореволюционного путеводителя, в котором шлем на голове упоминается.



Удивительно и то, что нет никаких документированных упоминаний об этой каменной голове на момент строительства усадьбы и создания вокруг неё парковой зоны.


Голова была словно случайно обнаружена во время производимых работ?


А раз нет никаких документов об артефакте, то есть элементарных сведений о том, кто заказчик и кто исполнитель и когда это происходило, то вокруг таинственного артефакта всенепременно возникают разнообразные легенды.

Так, якобы, по «официальной» версии голова Петра I(?) была создана около 1800 года из цельного гранитного валуна велением императора Павла I в знак уважения к своему венценосному предку, и автором проекта, якобы, являлся архитектор Броуэр.


Правда версия умалчивает о том, был ли гранитный валун обнаружен непосредственно на месте в лесу или был издалека притащен на территорию будущей усадьбы.


И если был обнаружен на месте, то данная версия ничего не говорит и об имени того каменотёса или каменотёсов, изваявших сию голову.


Согласно другой легенде голова находилась в лесу с тех времён, когда на этой местности властвовали финно-угорские племена и никакой Русью здесь, как говорится, ещё и «не пахло»


По иному варианту – это голова является частью памятника опять же императору Петру I, который в полный рост был создан по поручению Сергея Петровича Румянцева его потомком Александром Ивановичем Румянцевым. Но самому императору, однако, памятник, якобы, «не глянулся», и его просто закопали с глаз долой.


Некоторые исследователи считают, что это часть памятника какому-то шведскому королю с тех ещё времён, когда эти земли находились в юрисдикции шведской короны. Правда, без внятного уточнения, о каком конкретно шведском монархе идёт речь.


Мол, шведы, покидая эти земли под натиском русских, тащили-тащили памятника на корабль для «эвакуации», но, так и не дотащив, – бросили его в лесу. Причём бросили не весь, а только(!) одну голову.


Писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес», после путешествия в Россию в 1867 году и посещения парка в своём дневнике записал: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли»…


Любые же параллели, с точки зрения исполнителей и культово-мистического предназначения «нашей» головы с каменными головами, так называемой, ольмекской культуры или с истуканами острова Пасхи явно притянуты «за уши».


В качестве справки. Цивилизация ольмеков считается первой, своего рода «материнской» цивилизацией современной Мексики. Ольмеки – «люди каучука», так эту працивилизацию назвали уже современные учёные.
После себя ольмеки во множестве оставили каменных голов на траве и земле с ярко выраженными НЕ-славянскими и вообще НЕ-европейскими чертами лица:




Про каменные головы с острова Пасхи достоверно известно только то, что о них вообще толком ничего неизвестно:


Как обычно не обходилось и не обходится без баснословных и уж совсем завирательных гипотетических толкований предназначения (появления) головы в Сергиевском парке.


Так, например, по одной из них, как только иссякнет родник под носом головы, то она, голова, провалится под землю, а следом за ней исчезнет и град Петров вместе с домами и людьми.


Хотя из какой инструкции «по использованию» головы это следует и где та инструкция хранится – ответа нет. Но жуткая басня существует.


По другой страшилке-басне голова сия была срублена демонами с плеч мифического атланта и закаменела со временем под влиянием особых «космических излучений».

О чём один поэт не преминул с саркастической грустинкой написать:


«О чём же мыслит голова,
когда под вздох толпы
и резкий выдох палача
она летит в кусты
в сиянье лат и пик
всё кровью обагрив?!
Наверно жизнь в единый миг
средь лошадиных грив
проносится в её глазах
испуганным лицом
в несбывшихся, увы, местах
и скорбью о былом…?
А, может, видит ад она?!
А, может быть – эдем?!
А, может, мыслит голова
о суете сует?
Смешными кажутся слова
что ничего «…ТАМ…» нет?
О чём же мыслит голова
под барабанный гром,
под свист большого топора,
под колокольный звон,
под бормотание «спаси!!»
на спёкшихся губах,
под разрывающий мозги
нечеловечий страх?!
Мелькнёт и небо и толпа
И каблуки сапог –
В пыль отлетает голова


Под тысячный восторг…».
Наверное, поэт имел в виду, что голова всё равно из камня «срублена». А вот «с плечами» или «с плеч» срублена – можно только гадать.


Скорей всего, нам уже вряд ли удастся узнать заказчика головы (или ещё до сих пор не раскопанного туловища-памятника под головой) Сергиевского парка, автора скульптуры, её изготовителя, её предназначение и настоящее имя-название.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «БИЗНЕС Крым» https://t.me/businesskrim, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!

Михаил Глинка «Руслан и Людмила» (волшебная опера в пяти действиях) (Опера)

Опера Михаил Глинка «Руслан и Людмила» (волшебная опера в пяти действиях)
Всемирно известный Мариинский балет и опера — создан 1783

Продолжительность: 4 часа 30 минут

В спектакле 3 антракта

Программа Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (волшебная опера в пяти действиях) 2022

Композитор: Михаил Глинка
Художник по свету: Владимир Лукасевич
Главный хормейстер: Андрей Петренко
Музыкальное оформление: Ирина Соболева
Хореография: Михаил Фокин
Режиссер: Иркин Габитов
Режиссер-постановщик: Лотфи Мансури
Художник по костюмам: Константин Коровин 8 900 Мариинский театр 8

Мариинский театр Симфонический оркестр

Волшебная опера в 5 действиях

Исполняется на русском языке с синхронными английскими субтитрами

Мировая премьера: 27 ноября 1842 г.

, Большой театр, Санкт-Петербург, Россия
Премьера постановки: 1994, Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает русскую оперу? Скорее всего, это что-то мрачное и темное, и не без оснований. Самые известные из русских опер включают мрачную историческую эпопею Мусоргского «Борис Годунов», а также пару мрачных психодрам Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», оперы с собственным эпическим качеством. И эти три популярные драмы имеют кое-что общее со многими другими русскими операми. Все три основаны на произведениях Александра Пушкина, а не на представлениях большинства людей о неторопливом чтении. Однако есть одна великая русская опера, также вдохновленная Пушкиным, которая занимает гораздо более светлую область драматического спектра. Михаила Глинку часто называют основоположником русской оперной традиции. «Руслан и Людмила» была второй оперой Глинки и одновременно последней. Он появился в 1842 году, после шести лет создания, и основан на пушкинской эпопее.

Но это вполне можно было бы назвать эпической забавой — пышной, но беззаботной возней по миру фантастических приключений и сказочной любви. История разворачивается на обширных просторах России, изображая яростный конфликт между добром и злом. Но когда все это вытряхивается, эта эпопея приносит гораздо больше удовольствия, чем фурора. Опера Глинки довольно точно повторяет пушкинский оригинал — там весь сюжет, а то и кое-что. Опера может не полностью передать удивительный драматический поток стихотворения, но это было бы непростой задачей. Пушкинская эпопея — это настоящий переворот страниц, в котором разрозненные элементы повествования натыкаются друг на друга с головокружительной скоростью. Опера представляет собой скорее серию связанных декораций, и, вероятно, не помогло то, что сценарий, как сообщается, был придуман приятелем Глинки «за четверть часа, когда он был пьян». Тем не менее, музыкальный вклад Глинки прекрасен во всем, вызывая в воображении живые характеры и яркие театральные образы, даже когда само действие иногда замедляется до рыси.

Либретто: Михаил Глинка, Константин Бахтурин, Александр Шаховской, Валериан Ширков, Михаил Гедеонов, Нестор Кукольник и Николай Маркевич , по поэме А.С. Александр Головин и Константин Коровин

Дизайн набора: Thierry Bosquet (Бельгия)

Руслан и Людмила ( русский : Руслан и Людмила ) — опера в пяти действиях (восемь картин), написанная Михаилом Глинкой между 1837 и 1842 годами. Опера основана на одноименной поэме Александра Пушкина 1820 года .


«На одном из вечеров Жуковского, говоря о своей поэме «Руслан и Людмила «, Пушкин сказал, что он многое хотел бы изменить; я хотел, чтобы он сказал мне, какие именно изменения он внесет, хотя его безвременная смерть ограбила меня возможности сделать это», — записал Михаил Иванович Глинка в своих записках . Композитор начал работу над оперой в 1837 году, либретто еще не было готово, а трагическая смерть поэта вынудила его обратиться к поэтам-любителям из числа друзей и знакомых. В отличие от литературного первоисточника, написанного с иронией и легким юмором юного повесы (Пушкин начал произведение еще лицеистом и в результате планировал несколько раз его переписывать), опера носит эпический характер, монументальные образы былина Древнерусские богатыри смешались со сказочным восточным колоритом царства Черномора, обилием массовых сцен оттенили знаменитые арии главных героев, ставшие жемчужинами в сокровищнице русской музыки, как и блестящая увертюра.


Синопсис

Акт I

В банкетном зале Светозара проходит свадебный пир Руслана и Людмилы. Гости слушают, как Баян поет песню, предвещающую жениху и невесте несчастье, за которым следует счастье от настоящей любви. Людмила, опечаленная перспективой расстаться с отцом, дает слова утешения своим неудачливым женихам, Фарлафу и Ратмиру, а затем отдает себя в клятвы Руслану. Святослав благословляет пару. Внезапно все темнеет и раздается грохот грома. Люди парализованы заклинанием, а два монстра уносят Людмилу. Когда свет возвращается и все выздоравливают, они паникуют из-за исчезновения Людмилы. Светозар обещает полцарства и руку Людмилы тому, кто ее вернет. Трое женихов готовятся к путешествию на поиски Людмилы.

Акт II

Tableau 1
Руслан натыкается на пещеру доброго волшебника Финна, который сообщает ему, что злой колдун Черномор сбежал с Людмилой и что именно Руслан его уничтожит. Руслан спрашивает Финна, почему он живет в этом безлюдном месте, и Финн рассказывает историю многолетней давности, когда он был пастухом и влюбился в красивую девушку по имени Наина. Когда она отвергла его признание в любви, он ушел, чтобы пойти сражаться с врагами за добычу, вернулся и подарил ее ей, а она снова отвергла его. Тогда он решил изучать магию, чтобы завоевать ее; прошло много лет, и волшебством вызвал он, наконец, старую, седую, горбатую женщину — это была Наина, которая теперь обезумела от страсти к нему. Он убежал от нее и с тех пор прячется от нее. За то, что бросил ее, Наину снедает мстительная ненависть, которая обрушится и на Руслана. Уверяя его, что Людмила не пострадает, Финн приказывает Руслану идти на север, и они вдвоем уходят в противоположных направлениях.

Tableau 2
В безлюдном месте трусливый Фарлаф задается вопросом, стоит ли ему продолжать поиски Людмилы, когда к нему подходит дряхлая Наина. Она обещает достать для него Людмилу и отправить Руслана подальше. Она исчезает, и Фарлаф радуется своему триумфу.

Tableau 3
Руслан, наткнувшись на туманную пустыню, усыпанную оружием и костями с прошлой битвы, недоумевает, в чем причина этой сцены и не может ли он закончить так же. Он выбирает новый щит и копье с земли, чтобы заменить свое сломанное оружие, но не может найти меч, достаточно тяжелый, чтобы завершить его новый комплект доспехов. Когда туман рассеивается, открывается гигантская Голова, которая дует сквозь ее губы, чтобы вызвать бурю, чтобы отогнать Руслана. Когда Руслан ударяет копьем по голове, голова падает и обнажает под собой меч. Он берет его и спрашивает у Главы, откуда он взялся.

Когда он умирает, Голова объясняет, что когда-то он был великаном, а его брат-карлик — злой колдун Черномор. Мечу суждено было убить их обоих; так, чтобы предостеречь судьбу, Черномор обманул великана, обезглавил его, а его живую голову унес в далекую пустыню, чтобы сберечь под ней меч. Теперь с мечом в руках Руслана Голова призывает отомстить Черномору.

Акт III

Юные девушки заманивают путников в волшебный замок Наины. Появляется Горислава, ищущая Ратмира, который взял ее в плен, а потом бросил. После того, как она ненадолго уходит, появляется сам Ратмир и попадает под чары девиц, соблазняющих его танцем. Последний гость, привлеченный в замок, — Руслан, который, увидев Гориславу, забывает Людмилу. Внезапно появляется Финн; и, объявив счастливую судьбу Ратмиру с Гориславой и Руслану с Людмилой, замок превращается в лес, и они решают спасти Людмилу.

Акт IV

В волшебных садах Черномора Людмила тоскует по Руслану и сопротивляется влиянию зачарованного окружения. Прибывает Чермонор со свитой; исполняются танцы. Звонок трубы сигнализирует о вызове Руслана. Черномор усыпляет Людмилу и уходит драться с Русланом, который вскоре торжествующе появляется на сцене с бородой Черномора вокруг шлема. Хотя он обескуражен состоянием Людмилы, Руслан вместе с Ратмиром и Гориславой решают вернуться в Киев с Людмилой, чтобы искать помощи тамошних волшебников. Свободно приходят бывшие рабы Черномора.

Акт V

Таблица 1
В залитой лунным светом долине Руслан, Ратмир и Горислава с Людмилой расположились на ночлег. Ратмир, стоящий на страже, переживает за Руслана, а потом выражает радость по поводу его воссоединения с Гориславой. Неожиданно рабы сообщают, что Людмила в очередной раз похищена и что Руслан ушел на ее поиски. Появляется Финн, дает Ратмиру волшебное кольцо, которое разбудит Людмилу, когда ее вернут в Киев.

Таблица 2
Людмила спит в банкетном зале Светозара. Оказывается, Фарлаф с помощью Наины похитил Людмилу и привез ее в Киев, чтобы казаться ее спасителем. Однако он не может разбудить ее. Подъезжают лошади, подъезжают Руслан, Ратмир и Горислава. Руслан приносит Людмиле волшебное кольцо, и она просыпается. Когда сцена открывается видом на Киев, люди радуются своим богам, своему отечеству и молодой паре.

 

Символы

Светозар , Великий князь Киевский: бас

Людмила , его дочь: сопрано

Руслан , киевский витязь, жених Людмилы: баритон

Ратмир , хазарский князь: контральто

Фарлаф , Варяжский витязь: бас

Горислава , пленница Ратмира [и влюбленная в него]: сопрано

Финн , добрый колдун: тенор

Наина , злая волшебница: меццо-сопрано

Баян , бард: тенор

Черномор, злой колдун, карлик : непоющая роль

Гигантская голова : хор (внутри)

Сыновья Светозара, богатыри, бояре и боярыни, горничные и няньки, пажи, телохранители, виночерпии, стольники, княжеское войско и народ; горничные волшебного замка, арапки, карлики, рабыни Черномора, нимфы, водяные нимфы

Действие происходит во времена Киевской Руси.

Афиша Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (волшебная опера в пяти действиях) 2022
Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»
 

Об этом видео

04:53

Отрывок из оперы «Руслан и Людмила»

: Театр и кино :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Ледовый мюзикл «Руслан и Людмила» Звезды-чемпионы по фигурному катанию

10 марта 2018 г. 13:28



Известная фигуристка Татьяна Навка представляет грандиозный ледовый мюзикл с участием мировых звезд и олимпийских чемпионов по фигурному катанию.

«Руслан и Людмила» — это беспрецедентное шоу, которое может стать самым зрелищным спектаклем в России и мире. Ледяной мюзикл сочетает в себе классический сюжет с передовыми технологиями и впечатляющими 3D-эффектами. Олимпийские чемпионы, потрясающая музыка, красочное оформление сцены и масштабные видеоинсталляции не могут не впечатлить даже самых искушенных зрителей. Супершоу открывает новый взгляд на великую сказку самого известного русского писателя и поэта Александра Пушкина.

Для реализации грандиозного проекта Татьяна Навка пригласила режиссера Алексея Сеченова, который поставил Шоу «Красная площадь» к 60-летию со дня Победы, концерты Пола Маккартни в Москве и Санкт-Петербурге, а также другие масштабные мероприятия. Шоу пройдет на ультрасовременной арене Ледового дворца «Мегаспорт», что дает возможность реализовать самые невероятные идеи.

Фантастическое шоу чемпионов


Ледовый мюзикл «Руслан и Людмила» поражает не только размахом, но и мастерством исполнения. Автор проекта Татьяна Навка — победительница чемпионата Европы (три золотые медали), Кубка мира (две золотые медали) и Олимпийских игр (одна золотая медаль). Роль Русланы исполнит Петр Чернышев, пятикратный чемпион США, обладатель двух золотых медалей четырех континентов. Кроме того, звезды мюзикла Маргарита Дробязко, Повилас Ванагас, Филипп Канделоро и другие знаменитые на весь мир фигуристы.

На подготовку проекта ушло больше года. Всего было задействовано более 1500 специалистов, среди которых специалисты в области сценографии, сценографии, хореографии, графического дизайна. Всего было создано более восьми тонн декораций. Зрителей ждут многочисленные спецэффекты, в том числе легендарная гигантская говорящая голова, красочные 3D-проекции, летающие над ареной персонажи, фейерверки и потрясающие сценические костюмы.

Очень важные участники проекта:

Шоу-продюсер Алексей Сеченов участвовал в постановке церемонии вручения премии Муз ТВ, концерта Пола Маккартни в Москве и Санкт-Петербурге, церемониях открытия и закрытия 27-й -й Всемирной летней универсиады 2013 в Казани и др. ;

Тренер-хореограф Александр Жулин — двукратный призер Олимпийских игр в танцах на льду, наставник проекта «Ледниковый период», старший тренер сборной России по фигурному катанию;

Хореограф Игорь Оршуляк – постановщик ледовых шоу Первого канала;

Композитор Роман Игнатьев — автор музыки к мюзиклам «Граф Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина», а также к ледовому шоу «Огни большого города» и ледовым мюзиклам «Кармен», «Ромео и Джульетта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *