Русь против крестоносцев: Нападение на Русь крестоносцев

Нападение на Русь крестоносцев

Вступление

Крестовыми походами являлись направленные против язычников кампании, они организовывались папами католических церквей. В их понимании каждый, кто не являлся католиком, должен быть перевоспитан или же уничтожен. Эпоха Крестовых походов, длившаяся с одиннадцатого по тринадцатые века, не обошла стороной и территории Руси.

Фридрих Второй, решивший в тринадцатом веке отправить войско крестоносцев в Прибалтику, планировал очистить эти земли от язычников. Объединенные общей целью тевтонцы и меченосцы с легкостью колонизировали эти земли, после чего их взгляд устремился в сторону Руси. Несмотря на то, что наше государство было православным, католики не считали это религиозное течение верным, поэтому расценивали нас, как ещё одних язычников. В то время, уже успевший обзавестись сильным союзником в лице шведов Ливонский орден объявляет крестовый поход на Русь

Нападение крестоносцев

Удельная Русь находилась в очень невыгодном положении: помимо того, что страна была в целом ослаблена из-за раздробленности, она же подвергалась набегам со стороны татаро-монголов. Ещё одной угрозы в виде крестового похода она могла просто не выдержать, однако, ей это удалось.

Изначально, со стороны Ливонского ордена не планировалось никаких проявлений агрессии в сторону Руси, однако с тем лишь условием, что государство по своей воле согласится примкнуть к католической церкви. Кроме того, крестоносцы были готовы предложить свою помощь в борьбе с Золотой Ордой в случае согласия. Последнее предложение было весомым аргументом к тому, чтобы в самом деле примкнуть к ним. В этот момент население страны делится на два лагеря: тех, кто выступал исключительно за переход в католицизм, и тех, кто считал, что разумнее будет дать бой Ливонскому ордену. В конечном счёте всё свелось ко второму варианту, и на то были очень весомые причины: во-первых, к тому моменту Золотая Орда являлась чуть ли не одной из самых сильнейших держав, поэтому лишний раз ввязываться в конфликт с ней было очень неразумным поступком. Нельзя оспаривать тот факт, что крестоносцы также были довольно сильной армией, однако в противостоянии с татаро-монголами их сил попросту не хватило бы. Кроме того, стоило брать во внимание ещё и то, что это мог быть грамотный тактический ход: если бы Русь согласилась на выдвинутые условия, католики могли заняться колонизацией её земель и распространением своей религии, впоследствии проигнорировав факт внешней угрозы.

Было решено идти сражаться. Отряды крестоносцев были встречены на реке Неве (Невская битва 23 июля 1240). Руководить армией поставили Александра Ярославича, который, благодаря своему исключительному навыку тактики, даже с значительным перевесом сил в пользу врага, смог привести солдат к победе. На этом стычки с крестоносцами не закончатся. В 1242 году Ливонский орден вновь схлеснется с армией Александра, уже получившего за былые заслуги прозвище «Невский». Сражение состоится на Чудском озере, а битва получит знаменитое название — «Ледовое побоище». Гениальная задумка по заманиванию крестоносцев на покрытую льдом воду увенчается успехом. Рыцари ордена несли на себе тяжелое кольчужное обмундирование, кроме этого, в их армии была конница, а ездовые животные также одеты в броню. Всё это создавало значительный вес, который, как несложно догадаться, слой льда попросту не выдержал бы. План удался, русской армии, уступавшей как в численности, так и в снаряжении, удалось победить без особых потерь.

Триумфальная победа Руси над таким сильным противником ещё надолго отобьет желание западных государств нападать на её территорию.

Добавить комментарий

Русь против крестоносцев (Михаил Елисеев)

520 ₽

+ до 78 баллов

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Офлайн

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии в 33 магазинах. Смотреть на карте

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

История многовекового противостояния населения Западной и Северо-Западной Руси натиску войск европейских рыцарских орденов и регулярно примыкавших к ним светских искателей наживы и приключений полна драматических событий и не лишена тёмных пятен. Всё началось задолго до легендарного князя Александра Невского и его побед на Неве и Чудском озере, а окончательно завершилось лишь веками спустя. Поход католических рыцарей на Восток, Drang nah Osten, был обречен на поражение, им он и закончился. Авторы предлагают свою точку зрения на некоторые события борьбы русских земель с крестоносцами, её причины и ряд подробностей тех событий. .

Описание

Характеристики

История многовекового противостояния населения Западной и Северо-Западной Руси натиску войск европейских рыцарских орденов и регулярно примыкавших к ним светских искателей наживы и приключений полна драматических событий и не лишена тёмных пятен. Всё началось задолго до легендарного князя Александра Невского и его побед на Неве и Чудском озере, а окончательно завершилось лишь веками спустя. Поход католических рыцарей на Восток, Drang nah Osten, был обречен на поражение, им он и закончился. Авторы предлагают свою точку зрения на некоторые события борьбы русских земель с крестоносцами, её причины и ряд подробностей тех событий. .

Вече

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Русь против крестоносцев» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Михаил Елисеев «Русь против крестоносцев» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Россия (Русь) — Крестовые походы

Россия (Русь)

Первое упоминание о Древнерусском государстве или «Русской земле» (рус. Русская земля) встречается в 862 г. в Русской Повести временных лет ) Нестора. Составитель этого сочинения сообщает, что старейшины восточнославянских племен призвали трех варягов (т. е. скандинавов) по имени Рюрик, Синеус и Трувор, чтобы установить среди них порядок и управлять их землями. Не отрицая появления Рюрика как факта, историки теперь датируют основание Руси, пользуясь средневековым названием, VIII веком, поскольку к этому времени сложились экономические и политические отношения коренных народов.

Древняя Русь представляла собой конфедерацию ряда городов с подвластными землями, которыми управляли князья из рода Рюриковичей (рус. Рюриковичи), старшим членом которых был киевский князь (мод. Киев, Украина). Именно по инициативе киевского князя Владимира Великого (ум. 1015) русские князья приняли православную форму христианства в 988 г. К началу XII в. русские князья распространили свое политическое влияние на земли соседних неславянских языческих народов восточной Прибалтики. Область, известная как Северо-Западная Русь, включала Новгородскую землю (рус. Новгородская земля) вместе с финскими областями Карелии, Ингерманландии и Вотии и Псковскую землю (рус. Псковская земля). В предисловии «Первой летописи» (1113 г.) перечислены те, кто был обязан платить дань России: чудь (эстонцы), нерома (возможно, северо-восточные эсты), ливы, летиголы (летгалы), зимиголы (земгалы). ), Корс (курши) и Литва (литовцы). Хотя к этому времени Русское государство распалось на разные (а иногда и враждебные) княжества, князья сохранили свое влияние в восточно-прибалтийских землях. Согласно Первой Новгородской летописи и летописи Генриха Ливонского, в начале XIII века эстонцы и северные латыши были данниками Новгородского государства, а полоцкие русские (мод. Полоцк, Беларусь) пришли для дани в землях ливов и латышей вокруг реки Дуны (рус. Западная Двина, латв. Даугава).

Русь и крестоносцы в Прибалтике

С самого начала крестовые походы Запада в восточную Прибалтику наносили ущерб интересам России. Первоначально контроль России над территорией Дюны был признан на Западе; так в 1184 году каноник Мейнхард прибыл в Полоцк, чтобы убедить его князя разрешить ему проповедь латинской (римско-католической) веры среди ливов Дуны. Мейнхарда сопровождали немецкие купцы, заинтересованные в создании укрепленных торговых поселений в низовьях Дуны. Их предложение строить каменные крепости в землях ливов устроило полоцкого князя. К 1180-м годам ливские области стали мишенью литовских набегов, а Полоцк запутался во внутренних войнах на Руси, и князь не мог защитить своих подданных в Прибалтике. Поэтому он позволил Мейнхарду проповедовать в обмен на строительство крепостей, которые защитили бы ливов от нападений литовцев. Однако православная церковь и русское купечество были недовольны растущим влиянием немецких купцов и учреждением в 1186 г. Ливонского епископства с Мейнхардом в качестве его первого епископа, названного в булле папы Климента III от 1 октября 1188 г. епископства Юкскюль в Руси [то есть в России]» [Liv-, Esth- und Curlåndisches Urkundenbuch nebst Regesten, ed. Фридрих Г. фон Бунге и др., 15 томов. (Ревель: Клюге и Штром, 1853-1819 гг.14), 10:11].

Контроль России над Ливонией начал рушиться с появлением нового епископа Альберта Буксховденского (1198-1229), получившего папское разрешение на ежегодные крестовые походы в Ливонию. В 1208-1209 годах крестоносцы завоевали православные латгальские княжества Кокнесе (нем. Kokenhusen) и Ерсика (нем. Gerzike), правители которых были вассалами полоцкого князя. В 1212 году князь Владимир Полоцкий был вынужден отказаться от своих прав на дань с ливов. В 1216 году полоцкие русские были готовы вторгнуться в Ливонию, но поход был отменен из-за внезапной смерти князя Владимира. К концу 1230-х годов крестоносцы распространили свою власть по Дуне до земель, населенных русскими.

Только в 1210 году новгородские русские попытались утвердить свою власть над землями эстонцев и северных летгалов, после того как крестоносцы и Орден меченосцев (основан в 1202 году) вторглись в Эстонию. Целью новгородских набегов на Эстонию в 1210 и 1212 годах было заставить все еще языческих туземцев принять обращение в православную форму христианства и уступить права Новгорода на сбор дани. Однако обратить эстонцев новгородцам не удалось, да и между Новгородом и Псковичем имело место противостояние: в 1210 г. отряд из Пскова принял участие в походе крестоносцев на юго-западную Эстонию.

В 1216-1221 годах новгородцы и псковичи сражались против крестоносцев в Ливонии, но не имели большого успеха из-за своих несогласованных действий. Долгая история набегов между эстонцами и русскими препятствовала любому немедленному военному союзу между ними; только в 1222 г., когда большая часть Эстонии была оккупирована, эстонцы и русские объединились против крестоносцев. Хотя новгородцы послали войска для защиты нескольких крепостей эстонцев, союзники не смогли противостоять крестоносцам и большому количеству туземцев, которые теперь подчинялись новым правителям Ливонии. Последней устоявшей крепостью был Дерпт (мод. Тарту, Эстония), обороняемый эстонцами и русским отрядом во главе с князем Вецеке, бывшим правителем Кокнесе. 15 августа 1224 г. Дерпт был захвачен штурмом после двухнедельной осады. Все российские защитники, кроме одного, были убиты.

В 1224 году русские заключили мирный договор с епископом Рижским и меченосцами. Новгородцы и псковичи отказались от политического контроля над территориями эстонцев и латышей, но сохранили за собой право брать дань с туземцев; в начале 1280-х годов еще было известно, что псковичи приходили за данью в латгальскую землю Адзеле. Ливонско-русская граница была установлена ​​по линии реки Наровы и озер Чудское и Псковское.

Западные державы в Ливонии намеревались распространить свою власть на русские земли, наступая в двух направлениях: на Псков и по южному берегу Финского залива на земли финских народов, подвластных Новгородскому государству. Папство планировало основать новую епархию в Северо-Западной Руси с центром в Пскове. Главную роль в реализации этих проектов должны были взять на себя Ливонская церковь и меченосцы, перспективы которых улучшались литовским наступлением на Полоцкое княжество и разгромом русских войск монголами в битве на Калке. . Письма папы Гонория III, адресованные христианам России (16 ноября 1224 г.) и царям России (17 января 1227 г.), призывали их принять латинскую веру для поддержки борьбы с язычниками. Во втором послании папа имел в виду новгородских, псковских, смоленских и полоцких князей, но оно осталось без внимания.

В конце 1220-х годов ливонцы планировали воспользоваться противостоянием Пскова и Новгорода.

Война крестоносцев против Северо-Западной Руси

После учреждения Дерптской епархии (1225 г.) приграничные с Россией земли были отданы Дитриху, брату епископов Рижского Альберта и епископа Дерптского Германа, и других членов их семьи. Этот регион был задуман как плацдарм для вторжения в Россию. После того, как в 1228 г. между Псковом и Новгородом вспыхнул новый конфликт, псковичи заключили оборонительный договор с ливонцами в ожидании нападения новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Это, вместе с противодействием новгородцев, вынудило князя отменить поход. В 1233 г. князь Ярослав, сын князя Владимира Псковского (ум. 1227), вместе с опальными дворянами из Новгорода и вассалами епископа Дерптского осадили Изборск, но потерпели поражение. Ярослав был взят в плен и находился в плену в Переславле-Залесском до 1235 г. В том же году ливонцы опустошили город Тесов под Новгородом; в ответ новгородцы вторглись в Дерптское епископство и одержали победу над вассалами епископа и меченосцами (1234 г.). В 1236 г. отряд из 200 воинов из Пскова принял участие в наступлении крестоносцев на Литву, закончившемся их поражением в битве при Сауле (22 сентября 1236 г.).

В 1240-1241 годах были предприняты четыре последовательных военных похода на Северо-Западную Русь. Некоторые историки придерживаются теории заранее подготовленного наступления Ливонии, Швеции и Дании. Однако письменные источники свидетельствуют о том, что это были отдельные мероприятия, имевшие целью воспользоваться военно-политической обстановкой в ​​России после того, как в 1238 г. значительные территории страны стали жертвой монгольских захватчиков.

В июле 1240 г. шведский флот войска вошли в устье реки Невы, планируя построить крепость при впадении в нее реки Ижоры. Они надеялись найти поддержку среди старейшин ингерманландского (ижорского) народа, недовольных властью Новгорода. За шведами в море случайно наблюдали береговые дозорные православного ижорского старца Пелгусия, верного Новгороду. Новгородцам удалось нанести внезапный удар и разбить шведов в бою 15 июля 1240 г. Новгородский полководец князь Александр Ярославич после этой победы был прозван Невским.

В сентябре 1240 г. объединенная ливонская армия вместе с отрядом князя Ярослава Владимировича захватила Изборск, а после семидневной осады сдался Псков (15 сентября 1240 г.). Захватчики пробыли полтора года, время от времени опустошая деревни на новгородской территории. Зимой 1240-1241 годов тевтонские рыцари Ливонии вторглись на территорию водцев и построили крепость Копорье с согласия туземных старейшин, согласившихся принять латинскую веру. В начале 1241 года ливонцы (возможно, вассалы Рижской епархии) заняли новгородские земли в районе реки Луги и крепости Тесов. Положение осложнялось тем, что князь Александр Невский уехал из Новгорода в Переславль-Залесский летом 1240 г. после спора с горожанами и вернулся только в 1241 г. К концу 1241 г. ансы, карелы и жители Приладожья вытеснили тевтонских рыцарей из Копорья. Часть рыцарей попала в плен, а старейшины водцев, перешедших на сторону ливов, повесили. В марте 1242 года Псков и Изборск были освобождены от захватчиков. 5 апреля 1242 года армия крестоносцев была разбита на льду Чудского озера. Столкнувшись с угрозой русского наступления, ливонцы подписали с князем Александром мирный договор, отказавшись от всяких претензий на какие-либо земли в пределах территории Новгородского государства.

Папство и правители Ливонии не отказались от идеи присоединения и преобразования русских территорий. Известны два письма папы Иннокентия IV от 21 января и 15 сентября 1248 г., в которых он призывал князя Александра Невского принять латинскую веру и построить в Пскове римско-католический собор. Александра прельщала перспектива получить помощь Тевтонского ордена в войне с монголами. Папский легат в России Иоанн де Пиано Карпини встретился с Ярославом Всеволодовичем, князем Владимирским, в Каракоруме в Монголии в 1246 году. Иоанн заверил папу в готовности Ярослава обратиться, хотя невозможно установить, было ли его заверение правильным, поскольку принц был отравлен вскоре после их встречи. Переговоры, которые вел с Александром Альберт Зурбер, архиепископ Риги, не увенчались успехом, потому что Александр был категорически против обращения.

Следующая попытка ливонских крестоносцев закрепиться на Северо-Западной Руси приходится на 1250-е годы. В 1253 году ливонские войска напали на Псковскую землю, но без боя отступили. Вскоре после этого новгородское войско и объединенное псковско-карельское войско форсировали реку Нарву и опустошили эстонскую провинцию Вирония. Русские были не только обеспокоены нападениями ливов, но и, очевидно, пытались остановить проникновение светских и церковных эмиссаров из Ливонии. Это предположение можно подтвердить письмами папы Александра IV к архиепископу Рижскому (19марта и 3 августа 1255 г. ), в которых говорится, что, по словам короля Дании, вассалами Северной Эстонии были обращены некоторые туземцы в финских землях Новгородского государства. В 1256 г. к Нарве подошло шведское войско и начало строить крепость на правом берегу реки, но отступило, узнав о наступлении войск князя Александра.

В 1261 году литовский король Миндаугас и князь Александр договорились о совместном наступлении на крестоносцев. Это, вероятно, было запланировано на весну 1262 года, но было отложено, когда Александру пришлось отправиться в ханство Золотой Орды, чтобы предотвратить карательный поход монголов на его земли. Лишь осенью 1262 г. русское войско, номинально возглавляемое князем Дмитрием, сыном Александра, вторглось в Ливонию. Поскольку Дмитрий был слишком молод, чтобы командовать, решения принимал его дядя, князь Ярослав Ярославич, и другие князья. Они разграбили окрестности Дерпта, сожгли его предместья и осадили крепость, прежде чем отступить. В 1267 г., узнав о планах ливов основать новую епархию в Копорье, новгородцы напали на крепость Везенберг (мод. Раквере, Эстония), но, понеся потери, отступили.

В конце февраля 1268 года русские собрали большое войско и перешли в наступление через Нарву. Заключив договор с правителями Ливонии, новгородцы были уверены, что им противостоят только дворяне датской Северной Эстонии, и поэтому были удивлены появлением ливонской военной силы. 18 февраля 1268 г. произошло сражение на реке Кеголь близ Везенберга, закончившееся большими потерями для обеих армий. Русские отступили, но ливонцы начали готовиться к новой кампании, собирая силы в Ливонии и северной Германии. Правители Ливонии и датского архиепископства Лунда договорились, что все завоеванные русские земли должны быть объединены в рамках Дерптской епархии. В мае 1269 г.ливонские войска подошли к Пскову и в течение недели (19-25 мая) осаждали крепость, но после прихода помощи из Новгорода ливонский магистр Тевтонского ордена подписал с князем Юрием мирный договор. Однако это была лишь передышка перед новым наступлением на Россию. В январе 1270 г. вспыхнула война между литовцами и ливонцами, а 16 февраля 1270 г. ливонский магистр Отто фон Луттерберг был убит в битве при Карузене. В то же время в Новгороде собрались большие русские силы с целью напасть на Ревель; в него входил отряд Амрагана, баскака (представителя хана) Золотой Орды. Не имея возможности сражаться на два фронта одновременно, ливонцы просили князя Новгородского Ярослава заключить мирный договор, по которому они отказывались от всех претензий на какие-либо земли Северо-Западной Руси за Нарвой. Кроме того, был заключен торговый договор между Новгородом и любекскими и рижскими купцами.

Русь и Ливония в позднем средневековье

Нет свидетельств каких-либо планов преобразования или учреждения латинского епископства на территории Северо-Западной Руси после 1270-х гг. Тем не менее мирный договор и усиление торговых связей между русскими, ливонскими и западными купцами не предотвратили новых нападений ливов на Россию. Два наступления на Псков произошли в 1299 и 1323 годах, а в 1343 году был взят Изборск. В 1294 году русские разрушили крепость Оттенбург, построенную вассалами Северной Эстонии на правом берегу Нарвы. Были и ответные русские атаки через ливонскую границу. Пограничные войны происходили спорадически в течение четырнадцатого и пятнадцатого веков.

Шведы и Ливонское отделение Тевтонского ордена время от времени устраивали рейды в земли вдоль южного берега Финского залива до Ладожского озера, а также в Карелию. В 1300 г. шведы построили крепость Ландскрона в устье Невы и оставили там отряд, который через год был изгнан новгородцами. В 1443 г. тевтонские рыцари вели войну с Новгородским государством, которая закончилась для них неудачно: она закончилась Нарвским мирным договором (1448 г.), подтвердившим существующую русско-ливонскую границу. Мирный договор между Новгородским государством и Ливонским архиепископством был подписан в 1474 г.

Новгородское правительство с середины XV века, озабоченное сопротивлением Пскова и угрозой присоединения к Московскому государству, старалось избегать военных конфликтов с Ливонией. Действительно, Новгород пытался договориться о помощи Ливонии против Пскова и Москвы, но договор не был подписан. Московия аннексировала Новгород в 1478 году и Псков в 1510 году. В 1469 году Иван III, великий князь Московский, вторгся в Ливонию после того, как русские купцы были заключены в тюрьму в Дерпте. В 1501-1502 годах между Московией и союзом Ливонского отделения Тевтонского ордена и Великого княжества Литовского шла война, которая закончилась неудачно для союзников. В 1558 г. Московия объявила Ливонии войну, что ускорило разрушение ливонских церковных государств.

Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

Содержание

Поддержите проект, а также нашего модератора из Украины, если у вас есть возможность и желание. Мир!

«Священная война» Кремля и его казаки-крестоносцы

В последнее время западные аналитики уделяют много внимания религиозному измерению войны России против Украины и реальной мере влияния Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла на президента Владимира Путина (см. EDM, 25 января). Предложенное Москвой в одностороннем порядке прекращение огня 6 января, традиционной даты Рождества по юлианскому календарю, используемому Русской и Украинской православными церквями, можно отчасти рассматривать как подтверждение центральной роли религии в продолжающемся конфликте (Mk.ru, 6 января). ). По крайней мере, якобы российская сторона призвала к прекращению огня, чтобы предоставить солдатам с обеих сторон «возможность посещать [религиозные] службы в канун Рождества и Рождество» (Kremlin.ru, 5 января). Возможно, кажущийся устаревшим религиозный элемент прекращения огня на самом деле был фиговым листком, чтобы прикрыть желание России приостановить боевые действия, чтобы собрать свои войска и пополнить свою сильно потрепанную личную силу, как утверждал президент Украины Владимир Зеленский (Pravda.com.ua, 5 января). Тем не менее, даже если это так, важно, что религиозные соображения составляли основу российского предложения.

Еще одной особенностью, которая, по-видимому, относится к более ранней эпохе, является присутствие воинов-казаков среди русских войск, сражающихся на Украине, которые больше всего напоминают крестоносцев или тевтонских рыцарей. Количество казаков, участвующих в русско-украинском конфликте, который ведется за исторически казачьи земли, увеличивается с начала вторжения и в настоящее время, согласно казачьим источникам, составляет 15 500 человек (Vsko.ru, 31 декабря 2022 г.). Это почти в семь раз превышает экспертные оценки численности чеченцев

Кадыровцы и уступает только 50 000 подразделений группы Вагнера (40 000 — это досрочно освобожденные заключенные, а остальные 10 000 — контрактники), которые, как сообщается, воюют в Украине (см. EDM, 6 сентября 2022 г.; Kyiv Independent, 20 января). Поэтому несколько удивительно, что казачье присутствие в Украине не вызвало большего обсуждения в западных СМИ.

Тем не менее, религиозный элемент войны России явно имеет решающее значение для тех казаков, лояльных Кремлю. Например, донские казаки были недавно благословлены православным священником в сцене, относящейся к ушедшей эпохе. Действительно, «добровольцы клялись на Евангелии служить Православной вере, Дону и Отечеству. Военный священник Всевеликого Войска Донского ( Войска) , настоятель Вознесенского собора г. Новочеркасска протоиерей Георгий Сморкалов благословил добровольцев, принявших решение стать казаками и протянуть руку помощи воинам, выполняющим боевые задачи в зоне боевых действий. Он подчеркнул важность для каждого православного христианина оставаться верным своему слову, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. С октября 2022 года из Ростовской области и других регионов России мобилизовано более 100 человек, которые присоединились к Всевеликому Войску Донскому» (Вско.ру, 1 января). Религиозная санкция войны может показаться аналитикам случайной, особенно в свете сообщений о нарушениях прав человека, совершаемых российскими войсками в таких местах, как Буча, но ее не следует сбрасывать со счетов (Укринформ, 15 декабря 2022 г.). По крайней мере, это подчеркивает фундаментальные эмоциональные ставки для россиян, а также для самого Путина.

Более того, очевидно, что весь социальный казачий мир в настоящее время перестраивается (или переколдовывается) в соответствии с религиозными представлениями.

Например, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда благодарил казачек в «День казачьей матери, [который] празднуется в великий православный праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм. Богородица издавна считалась покровительницей женщин и материнства. К Ней устремляется материнское сердце в молитве о своем ребенке и получает утешение». Долуда, продолжая религиозную тему, также заявил: «Мать-казачка прежде всего ответственна перед Богом за нравственную чистоту и духовную силу своих детей. Именно мать формирует в своих детях культурные ценности, отношение к миру, к добру и злу. …Трудолюбие, уважение к старшим, отказ от лени и бесхозяйственности во все времена были и остаются неписаным законом казачьей жизни» (Вско.ру, 3 декабря 2022). Растущее внимание к роли казаков в переустройстве общественной жизни и создание еще одного воинства в России означает, что казаки будут играть важную роль в навязывании религиозных норм русскому народу (см. EDM, 9 января).).

Кроме того, связь с православием, доминирующей религией в России, помогает понять значительную социальную поддержку военных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *