Русь приняла христианство от: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Ко Дню Крещения Руси — МГПУ

«Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей — Русскую землю и просветил её крещением святым».

Повесть временных лет

В X веке всё в культуре нашего народа выражало его стремление к единению: от ярких, слышных издалека празднеств до сердечного гостеприимства как национальной черты и особого отношения простых людей к купцам — гостям из других, далёких и загадочных земель. Сделать первый шаг к этому единению русичам помог князь Владимир Святославич, которого за его заслуги прозвали Красным Солнышком.

Главным инструментом Владимира стало христианство — религия, чьи идеалы во все времена сплачивали людей. До него крещение приняла легендарная княгиня Ольга, бабушка князя. Но именно Владимир остался в истории как правитель, сделавший христианство общенародной религией.

Крестившись, Русь совершила огромный культурный рывок вперёд. Христианство помогло развиться письменности, архитектуре, всей политической системе.

Новые взаимосвязи с другими христианскими государствами способствовали росту экономики и торговли. Крещение стало залогом прогресса и выхода нашей страны на мировую арену.

Какие события и факты повлияли на решение Владимира обратить Русь именно в восточное христианство? Какие славянские племена оставались язычниками ещё в течение трёх сотен лет после Крещения Руси? Как праздновали тысячелетие с момента этого события? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню Крещения Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Из видео «Крещение Руси» школьники узнают, что наибольшее влияние на Владимира оказала княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая христианство. Уже в детстве будущий князь регулярно бывал в храмах, построенных византийскими зодчими по просьбе его бабушки, поэтому был знаком с традициями и обычаями восточного христианства. Какие имена Ольга и Владимир приняли при крещении, в какой реке крестился народ в 988 году, как называлась первая церковь, построенная при княгине, — обо всём этом расскажет приложение «Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси». А приложение «Князь Владимир. Крещение Руси» предложит восстановить хронологию событий, ведущую к принятию русичами христианства.

Анимационное видео «Повесть временных лет. Крещение Руси» перескажет эпизод из летописи, описывающий сложный процесс смены религии. Ребята узнают, что наши предки оставались язычниками и не собирались отказываться от своих богов ещё в течение многих лет после крещения Ольги. Да и сам Владимир, несмотря на влияние бабушки, не сразу обратился в веру: в начале своего правления он даже пытался реформировать язычество. «И нача княжити Володимер в Киеве один, и постави кумиры на холму вне двора теремного», — повествует древняя хроника. Однако со временем князь понял, что без единобожия Русь не сплотить. Теперь ему нужно было определиться с верой: выбрать между исламом и иудаизмом, восточным и западным христианством. Видео «Крещение Руси» объяснит, почему Владимир остановился именно на той религиозной ветви, которая впоследствии станет православием.

Став христианином, Владимир кардинально изменился, начал вести праведную жизнь. «„Владимир Красно Солнышко“ — так зовёт русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил своё отношение к личности князя-крестителя. Тёмная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром», — писал об этой необычайной трансформации святитель Николай Сербский. Ролик «Правление князя Владимира. Крещение Руси» расскажет, как после принятия христианства изменился характер князя и что происходило в государстве по итогам всеобщего крещения. А одноимённый материал посвящён как внешне-, так и внутриполитическим событиям, происходившим в преддверии и во время княжения Владимира Святославича.

Владимир остался в памяти предков в первую очередь как креститель Руси, поэтому, чтобы сделать изображение князя узнаваемым, в руки ему обычно помещают православный крест. Именно таким он изображён на грандиозном памятнике «Тысячелетие России», посвящённом нашим величайшим предкам. А новая, установленная под стенами Кремля в 2016 году скульптура Владимира представляет собой великого князя вместе с крестом, возвышающимся на 15 метров в высоту. Как выглядит этот памятник правителю, один из самых больших в мире, покажет сценарий урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Также из материала школьники узнают, как при Владимире строили оборонительные сооружения, чем закончился его поход на Корсунь и как эта военная кампания связана с принятием Русью христианства. Роль города Корсунь (современного Херсонеса) в крещении нашей страны настолько велика, что в честь событий конца X века там воздвигли Кафедральный Свято-Владимирский собор. Стоит он на том месте, где, по преданию, и произошло крещение князя.

Княгиня Ольга, князь Владимир и братья его Борис и Глеб оказались в числе первых людей, причисленных русской церковью к лику святых. Приложение «Золотая цепь русских святых X—XIII вв.еков» предложит вспомнить, в каком порядке они были канонизированы.

Роль христианства в истории и культуре России

Православие помогало формироваться и развиваться Древнерусскому государству, а впоследствии — и России. Оно объединило не только землю, но и нацию, из которой затем возник русский народ. О значимости религии в истории нашей страны устами президента рассказывается в видео «Президент Владимир Путин о роли православия в России».

Вопреки распространённому мнению, во времена Владимира Святославича православия как отдельной конфессии ещё не существовало. Великий церковный раскол произошёл уже после его смерти, а в конце X века христианство, хоть и делилось на восточное и западное, оставалось единой религией. Оплотом его восточной ветви считалась Византия — могущественное греческое государство, имевшее огромное геополитическое влияние; религиозный союз с ним гарантировал русичам процветание. Послы Владимира, побывавшие в Царьграде, были поражены красотой византийской столицы.

«Не ведали, где мы есть — на небе или на земле», — рассказали они князю. Греческая архитектура и искусство, необычные и новаторские в глазах среднего жителя Древней Руси, безусловно повлияли на Владимира и помогли ему сделать выбор в пользу восточного христианства. Четвёртая глава электронного учебного пособия «Формирование Древнерусского государства» расскажет о дипломатической и геополитической сторонах отношений между Русью и Византией и поможет понять, почему Ольга и Владимир уделяли им так много внимания.

Из ролика «Общественный строй и церковная организация на Руси» школьники узнают, что до XV века русская церковь оставалась в прямой зависимости от византийской. Как и сегодня, в её рамках существовала строгая иерархия и каждый священнослужитель имел официально утверждённую сферу влияния, свои права и обязанности. Закрепить знание устройства древнерусской церкви поможет приложение «Православная церковь в Древней Руси».

Ярослав Мудрый продолжил дело своего отца Владимира по распространению и укреплению христианства на Руси. При нём в нашей стране появилось много новых церквей, храмов и других религиозных сооружений. Именно поэтому на фресках и иконах правитель изображается держащим в руках их уменьшенные копии — архитектурные макеты. Сценарий урока «Русское государство при Ярославе Мудром» расскажет историю основанного князем первого русского мужского монастыря, а также других созданных им мест поклонения, некоторые из которых сохранились до наших дней.

С возведения Владимиром первой каменной Десятинной церкви и многочисленных храмов Ярослава Мудрого открылась новая страница в истории русского зодчества. С древнейших времён и до сих пор самыми величественными отечественными сооружениями нашей страны считаются религиозные. Приложение «Архитектура Руси X—XVI вв.» проверит, помните ли вы названия самых известных из них.

Барабан, яблоко, пояс — кто-то, услышав эти слова, представит себе музыкальный инструмент, фрукт и предмет одежды, однако для многих православных людей это в первую очередь архитектурные элементы, которые можно найти на храме. Приложение «Архитектура Древней Руси» на примере церкви Покрова на Нерли покажет, как они выглядят и где расположены.

1000-летие Крещения Руси выпало на период перестройки. Тогда в нашей стране всё ещё были сильны атеистические настроения, поэтому на официальном, государственном уровне праздник отмечался не так широко. Несмотря на это, верующим удалось договориться о строительстве в честь событий тысячелетней давности храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах. Задумку создания этого грандиозного сооружения поддержал сам Горбачёв ещё в 1988 году, однако строить его начали только в начале следующего века. Завершающая глава электронного учебного пособия «История и культура храмов Москвы» расскажет, почему на возведение сооружения потребовалось так много времени, в каком стиле он был построен, и покажет, как выглядит этот величественный храм, в котором умещается более четырёх тысяч человек.

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Лев Гумилёв

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) – источник православия

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) — источник православия

Ранняя история Крымского полуострова представлена на картах, составленных ученым-энциклопедистом К.И. Габлицом по известиям греческих писателей «древних и средних времен». Важнейшим периодом для государственного становления Руси стала эпоха правления князя Владимира Святославича (около 960 г. – 15 июля 1015 г.). В 987 г. Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Древние летописи сохранили свидетельства о заключенном в 987 г. союзе между Византией и Русью для подавления мятежа Варды Фоки, условием которого было заключение брака князя Владимира с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Они не спешили выполнять свое обещание, и в разгар войны с Вардой Фокой князь Владимир в 988 г. овладел византийским Херсонесом (Корсунью), где принял крещение по византийскому обряду, а затем распространил христианство на всю Русь. После женитьбы Владимир вернул Византии Херсонес и ушел в Киев. В это же время на Таманской части Керченского полуострова было основано Тмутараканское княжество, и славяне стали расселяться по всему Крыму. Наиболее значительную часть населения они составляли в Старом Крыме, Судаке, Мангупе, Херсонесе.

В XII в. территория Крымского полуострова оказалась во владении половцев, откуда они совершали набеги на Русь и Византию. В 1223 г. монголо-татарская конница  впервые совершила набег на Сугдею-Судак, а в 1242 г. вернувшиеся из похода на Польшу и Венгрию монголо-татары прочно укрепились в Крыму, который стал улусом – провинцией Золотой Орды и управлялся наместником великого хана.

К XIV столетию относятся сведения об официальном почитании князя Владимира как святого равноапостольного князя, с этого времени прологи и богослужебные книги стали включать память о Святом князе Владимире под 15/28 июля. Первые описания древнего Херсонеса и составление его планов начались практически сразу после присоединения Крыма к России в 1783 г. В Российском государственном архиве древних актов сохранилось несколько планов второй половины XVIII в. и литография, на которой представлены развалины Херсонеса. Интерес императрицы Екатерины II к личности и заслугам князя Владимира отразился в ее собственноручной работе над историческим трудом «Записки касательно российской истории», в котором императрица, тщательно изучив летописи, воспроизвела историю о выборе князем веры и принятии им христианства в Херсонесе. С именем князя Владимира было связано и учреждение Екатериной II в 1782 г. ордена в его честь.

В 1827 г. под руководством К. Крузе были проведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, среди которых нашлись остатки крестоподобной в плане базилики в центре главной площади города – здесь могло состояться крещение князя Владимира. В 1850 г. на этом месте по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия была основана Свято-Владимирская обитель, и уже 23 августа 1861 г. состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершенная в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Крещение Владимира I — WikiSummaries

  • Последнее обновление 11 ноября 2022 г.

Когда киевский князь Владимир через крещение обратился в православие, он связал культурную, экономическую и политическую судьбу Руси с византийским миром.

Краткое изложение события

В 1988 году Русская Православная ЦерковьПравославная Церковь в России отметила тысячелетие со дня своего основания. Ранние источники сообщают, что Владимир, великий князь Киевской Руси, был крещен восточным христианином в 9 г.88, а затем заставил своих подданных креститься в Днепре. Безусловно, христианство проникло в русское общество намного раньше. Русские церковники настаивают на том, что святой Андрей посетил Россию в первом веке, и это событие используется летописцами, чтобы показать апостольское происхождение русского православия. В действительности он, вероятно, никогда не забирался дальше Крыма.[kw]Крещение Владимира I (988 г.)[kw]Владимир I, Крещение (988 г.)Владимира IХристианство;Киевская РусьКиевская Русь;ХристианствоРоссия;988: Крещение Владимира I[1340 ]Правительство и политика;988: Крещение Владимира I[1340]Религия;988: Крещение Владимира I[1340]Владимир IАнна, княгиня Византийской империиВасилий II (958-1025)ИгорьОльга, святительСвятослав I

Христианская церковь св. Илии существовала в Киеве во времена В правление Игоря Игорь и члены его военной свиты были христианами, когда Русь подписала договор с Константинополем в 945 году. Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, святая, бабушка Владимира, даже была крещена христианкой в ​​византийской столице десять лет спустя, хотя языческая вера оставалась религией ее Киевского государства. Было известно, что ряд купцов в Киеве также были христианами, но христианство получило официальный статус только при Владимире.

Родившийся в Киеве около 956 года, Владимир был сыном Малуши (Малфрида), бывшей домработницы его бабушки Ольги, и Святослава ISСвятослава I, великого князя Киевской Руси. Когда последний умер в 972 г., между сыновьями — Ярополком, Олегом и Владимиром — вспыхнули междоусобицы за престолонаследие великокняжеского престола. С войсками викингов появился Владимир и как великий князь заключил новый союз Новгорода и Киева. Для поддержания этой империи требовались общие религиозные узы.

В начале своего царствования Владимир подумывал о принятии нового языческого культа, чтобы объединить царство, связать подвластных и правителей. Он уже создал языческий пантеон богов, используя региональные культы в сочетании с государственным культом Перуна, бога грома и молнии. Он пришел к выводу, что языческий культ может иметь ограниченное применение в международных делах и что современная религия лучше всего способствует территориальной экспансии. Русы были окружены приверженцами новых религий: хазарыхазары приняли иудаизм в 9 в., волжские булгары в начале 10 в. избрали ислам, среди поляков, венгров и других восточноевропейцев распространялось латинское христианство.

Летописцы рассказывают известную историю о посланниках, посланных исследовать различные религии, и о дискуссиях великого князя с каждым из них. Несомненно, есть доля правды в отвращении князя к воздержанию от питья и практике обрезания среди иудеев и мусульман, а также в его особом влечении красоты византийской литургии к красоте римской и его неприязни к исламской литургии. мечети. Тем не менее, кажется, что решающим фактором было установление тесных политических и экономических связей Киева с Константинополем, а также сильное опасение подчинения центральной власти Рима.

Религия;Киевская РусьКиевская Русь;религия

Первые правители России (слева вверху справа внизу): Владимир I, Рюрик, Дмитрий Донской, Михаил Романов, Алексей, Иван Великий, Иван Грозный, Федор III, Ярослав Справедливый.

(Ф. Р. Ниглуч)

Был еще один фактор. В январе 988 года Владимир послал телохранителей из шести тысяч воинов-варягов на помощь императору Василию IIВасилию II подавить восстание в его империи. Эта сила была источником знаменитой Варяжской гвардииВаряжская гвардия в Константинополе. Однако, когда Василий колебался в своем обещании отправить свою сестру замуж за Владимира, разгневанный великий князь напал на византийский порт Херсонес (Херсон) в Крыму. Император смилостивился и отправил свою сестру Анну, принцессу Византийской империи, замуж за Владимира в Херсонес с условием, что он станет христианином. Брак как политический инструмент; Византийская империя. за формальное обращение Владимира в христианство в том же году в Херсонесе. Вернувшись в столицу, Владимир приказал протащить статую Перуна по главной улице Киева и бросить через водопад в реку Днепр.

Население было повелено к реке для собственного крещения, и такое же повеление было послано во все города Киевского царства.

Решение Владимира о православной вере означало принятие целой культуры, насыщенной художественной традицией иконописи, архитектуры византийского стиля, монашества, религиозного образования, правовых принципов и других моделей мышления. Стоит отметить, что в наследии Византийской империи отсутствовала одна черта, а именно интерес к теологическим спекуляциям. Некоторые современные авторитеты утверждают, что Владимир и Киевская Русь были настолько очарованы красотой православия, что изменение доктринальных формулировок считалось вмешательством в совершенство. Другой современный анализ утверждает, что русские на самом деле были не столько обращены в христианство, сколько наложили неглубокий лоск христианства на языческую основу.

Вопрос о том, насколько сам Владимир изменился в результате обращения в религию, остается спорным. Летописцы часто упоминают о его еженедельных пирах, на которых он приглашал свою свиту и других отобедать при дворе, а слуги раздавали еду беднякам на улицах. Обратите внимание также на его вновь обретенное отвращение к смертной казни и прекращение его гарема. Он продолжал проявлять мало сдержанности в войне, позволяя своим солдатам грабить по своему желанию, хотя это было обычным обычаем того времени.

Некоторые западные элементы присутствуют в религиозной политике Владимира, например, введение им десятины для поддержки его планов строительства собора. Владимир дал Церкви широкую хартию иммунитета от гражданского права и разрешил собственной юрисдикции Церкви включать не только нравственные и богослужебные дела, но и семейные споры и наследства. Такие вопросы больше соответствовали западной, чем греческой практике.

xlink:href=»Киевская_Русь.tif»

alt-version=»no»

position=»float»

xlink:type=»simple»/>

Русские церковники восприняли две центральные черты византийских традиций: сакраментальный и мистический элемент христианства, который лучше всего выражается в почитании икон; и платонический идеал, который подчеркивал Дух как реальность. Это последнее было проиллюстрировано силой монашества в России. В обеих традициях литургия приобрела большое значение с ее иконами, песнопениями и общим духом не от мира сего. Подобно византийскому кесарю, Владимир также взял на себя роль церковного лидера в Киевской Руси.

Византийские традиции иногда смешивались с русскими языческими традициями, в том числе Культом Матери-Земли: Параскевы, когда почитались посевы, реки и леса, когда человек терялся в природе. Эти традиции включали русолки, или истории о женских духах, и склонность к поклонению предкам, проявляющуюся в постоянном использовании отчества. Остались и другие языческие обычаи, такие как битье ладошками, украшение пасхальных яиц и культ Деда Мороза. Подобное смешение христианских и языческих практик имело место и в ранней Римской церкви. Язычество; Киевская Русь

Значение

Русские опровергают выдвигаемые иногда на Западе обвинения в том, что они не были обращены в христианство до Владимира, потому что были слишком дикими, варварскими и неграмотными. Факты свидетельствуют о существовании в Смоленске письменности гораздо более раннего периода. Ученые также обратили внимание на сложный торговый договор между русами и византийцами в 907 году, который, должно быть, содержал сложные формулировки. Дохристианские художественные традиции сохранялись даже в эпоху Андрея Рублева в начале XV века. Объемные светские граффити и деловые дискуссии на стенах храмов Святой Софии в Киеве и в Новгороде начала XI века свидетельствуют о том, что общество того времени не было бесхитростно в этом жанре. Одним словом, решение Владимира стать христианином не положило начало русской цивилизации.

Дополнительная литература
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Cross, Samuel Hazard and Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor, eds. и транс. Русская Первая Летопись . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1953. Содержит Лаврентьевскую летопись, основную летопись эпохи Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Дьюкс, Пол. История России: Средневековье, Новое, Новое время, около 882-1996 . 3-е изд. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1998. Часть 1 этого исторического исследования представляет средневековую Россию и строительство, а затем разрушение Киева (882-1240). Обширная библиография и указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Федотов, Георгий П. Русское религиозное мышление: киевское христианство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1946. Классическое исследование исторических корней русского православия и его отношений с государством, сделанное писателем, сочетающим ученость с прекрасной прозой.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Феннелл, Джон. История Русской Церкви до 1448 года . New York: Longman, 1995. В этой последней работе уважаемого средневекового ученого подчеркивается степень христианства в Киевской Руси как контекст обращения Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Франклин, Саймон и Джонатан Шепард. Возникновение Руси: 750-1200 . Нью-Йорк: Longman, 1996. В этой книге исследуется средневековое происхождение и развитие славянских народов Восточной Европы с акцентом на скандинавское, византийское и варварское влияние. Включает важную главу о периоде с 960 по 1015 год и роли Владимира в расширении и укреплении структуры власти в Киеве. Карты, обширная библиография, список генеалогий и отличный указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Греков Б. А. «Княжение князя Владимира Святославича». В г. Киевская Русь г. . М.: Иностранные языки, 1959. Наиболее известная работа советского ученого о киевской эпохе русской истории. В нем он утверждает, что язычество уступило христианству, потому что первое было племенной религией, тогда как последнее было по существу ориентировано на класс.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Грюнвальд, Константин Де. «Святой Владимир». В Святых России . Нью-Йорк: Macmillan, 1960. Краткий, интеллектуальный отчет о жизни Владимира с использованием многих скандинавских источников, в котором подчеркивается связь Владимира со Скандинавией. Утверждается, что обращение киевлян произошло в 990 году.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Лобачев, Валерий и Владимир Превоторов. Тысячелетие русского христианства . М.: Новости-пресс, 1988. Краткий обзор советской точки зрения на вопрос о русском христианстве.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Висбаден, Германия: Harrassowitz, 2001. В этом гениальном исследовании рассматривается, как Владимира описывали и представляли в России после его смерти. В нем рассматривается, как фигура Владимира в религиозном дискурсе использовалась для поддержки и даже легитимации нескольких правителей России, особенно Ивана Грозного.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Поспеловский Димитрий Васильевич Православная Церковь в истории России . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1998. Включает отдельные главы, посвященные событиям, приведшим к обращению, самому обращению и его политическим последствиям.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Вернадский, Георгий. Киевская Русь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1948. Стандартный отчет об обращении Владимира, сделанный уважаемым ученым, чьи рассуждения о великом князе до сих пор не оспаривались.

Рубрики: История Содержание

Православная вера — Том III — История Церкви — X век — Святой Владимир Киевский

Том III — История Церкви

Десятый век

Святой Владиир

Князь Владимир Киевский (годы правления 978–1015) правил областью, которая простиралась от Новгорода на севере до Киева на юге. Он понимал важность религии не только для духовной жизни своего народа, но и для его политического, социального и культурного развития. Сначала он пропагандировал поклонение древним богам и богиням славян, таким как Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Макошь.

Но в 986 году он начал интересоваться религиями других стран — исламом в Старой Болгарии, иудаизмом в Хазарии, католицизмом в Священной Римской империи и греческим православием в Византии. В следующем году он послал своих эмиссаров, чтобы они своими глазами увидели эти различные религии в действии. Их отчет по возвращении в Киев приводится в Русская Первичная Летопись (самый ранний письменный исторический отчет о славянах, традиционно приписываемый святому Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, умершему в начале XII века):

«Путешествуя среди булгар, мы увидели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, в то время как они стоят без пояса. Булгар кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Затем мы пошли к немцам и видели, как они совершали множество церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки (включая самого императора) привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту».

Святой Нестор Летописец

Потом Летопись повествует: «Тогда бояре [дворяне] говорили Владимиру и сказали: «Если бы греческая вера была лукавой, то не была бы принята бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех других мужей.» Тогда Владимир спросил, где им всем принять крещение, и они ответили, что решение остается за ним».

Решив принять православие для себя и своего народа, Владимир с войском подошел к византийскому городу Херсону на Крымском полуострове, осадил и захватил его. Затем он отправил послание императору Василию II Византийскому (год правления 976–1025) и его брат Константин VIII, прося руки их сестры принцессы Анны в браке. Они ответили: «Христианам не подобает жениться на язычниках. Если ты крестишься, она будет твоей женой, ты унаследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в Вере. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру замуж». Владимир ответил, что уже изучил греческую веру и готов креститься. Греки ответили, сказав Владимиру приехать в Константинополь для крещения. Но когда он затем попросил, чтобы его крестили в Херсоне священники, привезенные самой Анной, они пошли навстречу его желанию.

Согласно Хронике , до приезда Анны и священников в Херсон князь заболел очень серьезной глазной болезнью. Но когда он крестился, приняв имя Василий, он не только получил духовное исцеление, но и его телесный недуг был чудесным образом исцелен, подобно святому Павлу, когда он был крещен Ананией после того, как был ослеплен видением Христа. по дороге в Дамаск (Деяния 9:17–19). Через несколько дней князь Владимир соединился с Анной узами брака.

По возвращении его в свой столичный град Киев, весной 988 года, жители города и окрестностей с радостью приняли крещение на Днепре в новую Веру любимого князя. Так началась история Православной Церкви на землях Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *