Работы художника П.П. Рубенса
Страна: | Нидерланды |
Родился: | 28 июня 1577 г. |
Умер: | 30 мая 1640 г. |
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər ‘pʌul ‘rybə(n)s] Зиген — Антверпен) — плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.
Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.
Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 год, и где, вероятно, 28 июня 1577 года, родился будущий великий живописец.
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.
© Википедия (с сокращениями)
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – один из величайших художников в мировой истории, представитель стиля фламандского барокко, глава фламандской школы живописи XVII века. Рубенс был универсальным мастером: его творчество включает произведения всех жанров – картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, портреты и пейзажи. Рубенс был ученым-гуманистом и дипломатом, страстно отстаивающим интересы своей родной страны Фландрии.
С самого детства Рубенс находился в среде сложных политических событий, связанных с религиозными войнами и разладом между соседними с Фландрией странами: Голландией и Испанией.
В Южных Нидерландах, захваченных испанцами, католичество было провозглашено ведущей религией, протестанты и кальвинисты подвергались преследованиям жесткого террора герцога Альбы.
Отец Питера, известный юрист Ян Рубенс, из-за своих симпатий к протестантизму вынужден был бежать из родного города Антверпена вместо с женой, матерью Рубенса – Марией Пейпелинкс, в Германию.
Так, Рубенс родился в небольшом вестфальском городке Зигене в 1577 году. Вскоре после его рождения семья переехала в Кёльн, где и прошли детские годы Рубенса.
После смерти Яна Рубенса (1587) Мария Пейпелинкс приняла католичество и получила разрешение вернуться с детьми в родной Антверпен, находящийся в это время в полном упадке. Бывший некогда богатым торговым городом, Антверпен обнищал после его осады и взятия испанскими властями в 1585 году.
К тому же голландцы блокировали устье реки Шельды – река, на которой стоит Антверпен. Вследствие чего морская торговля прекратилась, а биржа опустела в городе. Оставшиеся без работы жители голодали, население сокращалось, многие мигрировали на север Нидерландов – в Голландию. Там местные жители смогли отстоять свою независимость, освободится от власти испанских королей и гнета католической религии: протестанты и кальвинисты не преследовались законом. Именно на такой период пришлось детство мальчика, слава и богатство которого в будущем будет придавать особый блеск художественной жизни Антверпена.
В одиннадцатилетнем возрасте Рубенс был отдан матерью в латинскую школу, где он получил блестящие знания латыни и античной мифологии.
У Рубенса была потрясающая способность к языкам: он не только свободно писал впоследствии по латыни, по-итальянски, по-фламандски и по-французски, но и владел немецким, испанским и английским языками. Рубенс не пошел по стопам отца, как его брат Филипп, который отправился учится на юриста, Рубенс ощущал сильное влечение к искусству.
С четырнадцати лет Рубенс начал обучаться живописи у антверпенских художников. Сначала у пейзажиста Тобиаса Верхахта, затем у Адама ван Норта. Оба были дальними родственниками Рубенса.
Последним учителем Рубенса стал Отто ван Веен, или Вениус, как его чаще называли на латинский манер, – придворный художник, мастер на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты. Отто ван Веен был большим знатоком античности и итальянского искусства, помимо живописи занимался литературой, философскими трактатами о живописи и создавал архитектурные проекты триумфальных арок, колесниц и кораблей по случаю въезда новых испанских наместников Южных Нидерландов, правителей Фландрии – инфанты Изабеллы и ее супруга, эрцгерцога Альберта.
Рубенс, как ученик ван Веена, унаследовал от своего учителя широту его образованности и интерес к античности. В мастерской ван Веена Рубенс пробыл всего 4 года: здесь он впервые соприкоснулся с маньеристической традицией, занесенной во Фландрию из Италии, и которая была господствующим направлением в нидерландском искусстве второй половины XVI века. Впоследствии Рубенс, «Апеллес нашего века», как его звали современники, достигнет вершины искусства: он сумеет преодолеть маньеризм и создать самобытное фламандское искусство, отличающееся от всех других.
П.П.Рубенс. “Адам и Ева”. По Рафаэлю (1597)В 1598 году Рубенс получил звание свободного художника антверпенской гильдии св. Луки. Это позволяло ему продавать свои творения на официальном рынке искусств, предоставляло возможность открывать свою мастерскую и набирать учеников, в целом могло гарантировать продвижение и социальную поддержку на случай нужны, болезни или экономической стабильности. Однако Рубенс не хотел оставаться на достигнутом.
Стремление к совершенствованию своего мастерства и жажда знаний побудили его отправиться в 1600 году в Италию, отдавая дань традиции, которой придерживались многие предшествующие художники. В Италии Рубенс становится придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага, крупнейшего итальянского коллекционера, страстного любителя наук и искусств.
По его поручению Рубенс копирует имеющиеся во дворце картины, пользовавшиеся мировой известностью (Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо и др.) и ездит с подобными заданиями в другие города Италии, особенно часто в Рим, Геную, Венецию и Флоренцию.
Таким образом, Рубенс знакомится с творчеством величайших художников эпохи Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Среди художников Венеции его более всего привлекают работы Тициана, его способность создавать особый колорит в картине. Наиболее острое влияние на Рубенса оказывает мужественное творчество Караваджо, вождя натуралистического направления. Рубенс искренне восхищался искусством Караваджо. Известно, что он копировал его работу “Положение во гроб”. Влияние Караваджо будет особенно заметно в “классицистических” работах Рубенса периода 1610-1615 гг.
Наряду с ренессансной монументальной живописью, в Италии Рубенс внимательно изучал античную пластику, делал многочисленные зарисовки с поразивших его памятников. Копируя, в каждой статуе он находил живую модель, которая и служила ему прообразом.
В дальнейшем Рубенс часто будет использовать этот прием: оживлять мраморную статую и писать с нее героев своих художественных полотен.
В целом, Рубенс глубоко постиг итальянскую культуру, и, будучи, знакомым с величайшими образцами Италии, он не поддавался созданию посредственных картин, а следовал своему вкусу, привносил индивидуальность в свои работы, создавал собственный художественный язык – язык монументальных, крупных форм, величественных фигур и выразительных жестов.
Его работы пронизаны истинно фламандским чувством цвета, полным яркого звучания. В целом, все итальянские работы Рубенса отличаются самостоятельностью. В Италии у молодого художника развивается склонность к произведениям большого размера и монументально-декоративного характера. Главным образом он пишет здесь алтарные картины, многофигурные мифологические композиции и парадные портреты для римских, мантуанских и генуэзских церквей.
Помимо Италии, Рубенс побывал в Испании в 1603-1604 годах, исполняя дипломатические поручения герцога Гонзага. Интересно, что двадцатью годами позднее начнется его политическая и дипломатическая карьера, к которой он подходил с особой важностью и большой ответственностью. В Испании Рубенс пользуется популярностью и успехом не меньше, чем в Италии: у него есть много заказов, он пишет портрет Лерма и ряд религиозных композиций.

В 1604 году Рубенс опять в Мантуе, с 1605 до весны 1607 года он живет в Риме, а в 1607 он сопровождает герцога в Геную. В феврале 1608 года Рубенс пишет картину “Поклонение пастухов”: в этой большой алтарной композиции раскрылось дарование Рубенса-монументалиста. Исполнение этой картины позволило молодому фламандцу войти в число лучших живописцев Рима. Успешное выполнение художником заказов для итальянских церквей открыло перед ним в стране широкие возможности.
Но из-за печальных известий о болезни матери Рубенс возвращается в родной Антверпен в 1608 году. И с этого времени начинается блестящий антверпенский период художника, ведь оно совпало с очень благоприятным моментом – кануном заключения перемирия с голландцами. А именно, в 1609 году было заключено двенадцатилетнее перемирие с Голландцами, знаменовавшее наступление мирного этапа в жизни Фландрии.
И здесь удача сопутствует Рубенсу: его делают придворным живописцем с огромным по тем временам жалованьем в 500 фламандских фунтов в год. Его слава и богатство быстро растут, он имеет много заказов, поэтому он организует свою мастерскую.
Успех Рубенса привлек к нему многочисленных учеников. Как придворный живописец он был освобожден от необходимости заносить имена учеников в списки гильдии св. Луки и, следовательно, мог иметь неограниченное количество помощников и учеников. Однако желающих было так много, что многие просьбы пришлось отклонять.
Мастерская Рубенса была лучшей профессиональной живописной школой во Фландрии того времени, потому что Рубенс был совершеннейшим учителем.
Он мог научить не только ремеслу, но и развить индивидуальные наклонности каждого из своих учеников. Под присмотром Рубенса ученики вырастали не в рабских подражателей, а в достойных уважения самостоятельных художников.
Это и Антонис ван Дэйк, прославленный портретист, и Якоб Йорданс, “самый фламандский художник” своего времени, сменивший место главы школы после Рубенса, а также Франс Снейдерс, мастер анималистики и натюрморта, и Ян Вильдсен, прекрасный пейзажист. Поскольку у Рубенса было очень много заказов, и он не успевал чисто физически их выполнять, то в этом ему помогали его ученики. Неудивительно, что многие картины, выведшие из мастерской Рубенса, не полностью выполнены им самим.
Параллельно Рубенс организует собственную школу граверов, задача которых сводилась к воспроизведению резцом многочисленных картин и их широкой популяризации в Европе путем массового распространения гравировальных листов. Так, Рубенс становится центральной фигурой всего фламандского искусства.
Вместо небольших маньеристических картин Рубенс пишет огромные полотна, полные здорового реализма, бурного движения и декоративного размаха. Искусство Рубенса сразу нашло отклик в Антверпене: оно целиком отвечало не только запросам католической церкви, которая нуждалась для расширения своего влияния в мощном агитационном искусстве, но и запросам светских кругов, подходивших к живописи исключительно с гедонистической точки зрения.
Первые значительные работы, исполненные Рубенсом после возвращения на родину, – алтарные образы “Водружение креста” и “Снятие с креста” (оба в соборе Антверпенской Богоматери). Два огромные триптиха быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. Действительно, равных ему не было.
В октябре 1609 года Рубенс женился на восемнадцатилетней дочери секретаря антверпенского магистрата – Изабелле Брант, которую он горячо любил. Поразительный парный портрет, изображающий Рубенса и его жену вскоре после их помолвки, является лучшим свидетельством их счастья.
“Настроение особой бодрости и жизнерадостности разлито в этой картине, такой свежей и непосредственной по своему духу.”
В 1611 году Рубенс покупает дом. Он создает из него роскошное палаццо в итальянском духе. В саду возводятся триумфальная арка, купольное строение для художественных коллекций Рубенса и различные павильоны. Он устраивает богатые приемы, дает фестивали в честь приезжих дипломатов. Также он становится страстным коллекционером картин и античных памятников. Позднее, в 1946 году, дом становится музеем Рубенса, который сейчас может посетить любой желающий.
В 1610-1615 годах начинается “классицистический” период художника. Рубенса увлекают высокие устремления: примеры стойкости, несломленности человеческого духа (“Христос в терновом венке”), героическое начало в человеке, его способность к подвигу (“Отцелюбие римлянки”).
Также в этот период Рубенс охотно обращается к античности, вдохновляясь не только литературой и мифологией, но и памятниками изобразительного искусства древности.
Примером может послужить картина “Статуя Цереры”, относящаяся к концу “классицистического” периода мастера. Прототипом для создания произведения послужил конкретный античный памятник – это эллинистическая статуя богини растительности и земного плодородия, которую Рубенс мог видеть в Риме.
Художник обладал способностью одухотворять, наполнять живым и выразительным человеческим содержанием условные формы традиционных аллегорий. Это заметно на примере картины “Союз Земли и Воды”, в которой не просто раскрывается тема “стихий”, а отражается острое политическое содержание на тему союза города Антверпена с рекой Шельдой, т.е. союза Фландрии с морем, столь сильно необходимого для восстановления благополучия страны.
А Рубенс, как известно, сильно ощущал потребности страны и эпохи в целом, поэтому в последние годы перемирия Голландии и Фландрии (1618-1620-е гг.), он обращается к актуальной для него и его современников данной теме.
Интересно отметить, как протекал обычный день Рубенса. Данные об этом сохранились благодаря племяннику Рубенса – Филиппу.
Вот как художник распределял свое время: “Рубенс вставал в пять часов утра и шел в церковь, к ранней мессе. По возвращении из церкви он тотчас же приступал к работе.
Пока он писал, ему читали Плутарха, Сенеку и Тацита – его любимых авторов. Одновременно он мог диктовать письма и любезно разговаривать со всеми приходящими.
В еде он был крайне умерен, прерывая работу лишь одной скромной трапезой. К вечеру он совершал обычно верховую прогулку на одном из своих испанских скакунов, а вечерние часы уделял светской жизни.” Таким образом, мы видим, что весь образ жизни стихийно толкал его к дворянству. И наконец, в 1624 году Филипп IV жалует Рубенса дворянским званием. Рубенс имеет все – славу, богатство, знатность.
В 1626 году Рубенса постиг тяжелый удар: умерла его любимая жена Изабелла Брант. “Воистину я потерял, – пишет Рубенс, – превосходную подругу, которую я мог и должен любить, потому что она не обладала никакими отрицательными недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую.
Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе” (письмо от 26 июля 1626 года к Дюпюи). Мы видим, как Рубенса тяготило одиночество и тяжелые мысли. Эти переживания и были одной из причин, толкнувших художника на путь дипломатической карьеры, истоки которой восходят уже к началу 20-х годов.
Теперь Рубенс – серьезный дипломат, заботящийся о благополучии своей родины. Он ставит чуть ли не главной целью своей жизни и дипломатической карьеры – достижение мира, т.к. Южные Нидерланды в XVII веке были ареной бесконечных войн между Голландией и Испанией, а сам Рубенс принадлежал к поколению, вся жизнь которого сопровождалась тревогами и трагедиями этих войн.
П.П.Рубенс “Шубка” (1638)Вот, что пишет сам Рубенс: “Я хотел бы, чтобы весь мир был в мире и мы могли жить в веке золотом, а не железном…” (письмо от 22 апреля 1627 г. к Дюпюи).
В 1630 году пятидесятитрехлетний Рубенс женится на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. “Я решил снова женится, – пишет он Пейреску, – потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия”.
Второй брак наполнил жизнь Рубенса совершенно новыми яркими красками. Его переполняют чувства любви, и он не перестает восхищаться красотой своей молодой жены.
П.П.Рубенс “Портрет Елены Фоурмен” (1630)Рубенс постоянно рисует с нее зарисовки, непрерывно пишет портреты.
Его творческий подъем достигает апогея, когда он создает столь чувственное, пронизанное любовью, произведение – портрет Елены Фоурмен – “Шубка”. Это единственная картина, которую он не назначил к продаже, а завещал Елене, как память о своей страстной любви к ней.
В последнее десятилетие жизни (1630-40-е) Рубенс отказывается от придворной деятельности и полностью посвящает себя искусству. Он становится ближе к природе, находясь среди живописных окрестностей в загородном замке Стен вместе с детьми и женой.
Одним из любимых жанров Рубенса становится пейзаж. Так, Рубенс за всю свою творческую жизнь реализовывает себя во всех жанрах живописи. Зрелое мастерство и большой жизненный опыт, накопленный Рубенсом, помогают ему создать в это время наиболее совершенные, проникновенные, полные гармонии, тепла и поэзии пейзажи. Примером этому могут послужить его работы “Пейзаж с замком Стен в раннее утро” (1636, Национальная галерея, Лондон) и “Пейзаж с радугой” (1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Так, постепенно заканчивается художественная деятельность мастера. Именно Рубенс, прославленный художник своего времени, содействовал небывалому подъёму и расцвету искусства Фландрии. Его искусство оказало сильнейшее воздействие на соотечественников, дало толчок к обновлению всей фламандской живописи.
Источники:
- Буркхардт Я. Рубенс. Перевод Стреблова. И.П. СПб., Академический проект, 2000 – 240 с.
- Грицай Н.И. Фламандская живопись XVII века. СПб., Искусство, 1990 – 226 с.
- Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. СПб., Искусство, 1974 – 356 с.
- Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. Составитель Егорова К.С., СПб., Искусство, 1977 – 544 с.
- Шапиро Ю.Г. Искусство Фландрии XVII века. СПб., Государственный Эрмитаж, 1962 – 80 с.
Питер Пауль Рубенс | Венера и Адонис
Питер Пауль Рубенс | Венера и Адонис | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Венера и Адонис
Художник:
Питер Пауль Рубенс (фламандец, Зиген 1577–1640, Антверпен)
Дата:
вероятно, середина 1630-х гг.
Середина: Масло на холсте
Размеры: С добавленными полосками, 77 3/4 x 95 5/8 дюйма (197,5 х 242,9 см)
Классификация: Картины
Кредитная линия: Дар Гарри Пейна Бингэма, 1937 год.
Регистрационный номер: 37.162
Узнайте больше об этом произведении
Человеческая драма и психологическое понимание: Лот Рубенса
и его дочери Помощник куратора Адам Икер приветствует в The Met картину Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери », которая была любезно предоставлена музею в качестве долгосрочной ссуды.
Лектор Джин Сорабелла черпает вдохновение в идеализированных изображениях матерей.
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Музей Метрополитен. Том. 6, Европа в эпоху монархии
Путеводитель по Метрополитен-музею
Бюллетень Метрополитен-музея, т. 29, вып. 3 (ноябрь 1970 г.)
Шедевры живописи в Метрополитен-музее
Узнать большеПохожие произведения искусства
- Питер Пауль Рубенс
- Европейские картины
- Холст
- Масляная краска
- Из Европы
- Из Фландрии
- С 1600 по 1800 год нашей эры
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Европейские картины в Метрополитене
Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.
Антверпен — Викисклад
муниципалитет в провинции Антверпен, БельгияНидерланды: Антверпен — это твидовый город Бельгии и большой город Фламандского города.
Français: Anvers est une ville ville de Belgique.
Deutsch: Antwerpen ist ein Stadt в Бельгии.
Чештина: Антверпы je Město v Belgii.
Дания: Антверпен er en by i Belgien.
Английский: Антверпен — город в Бельгии.
Español: Amberes es una ciudad en Bélgica.
Беларуская (тарашкевица): Антвэрпэн — место ў Бельгіі
Galego: Antuerpen é unha cidade de Flandres, Bélxica.
Итальянский: Анверса в городе Бельгии.
Норвежский букмол: Антверпен в Бельгии.
Польша: Антверпия — город в Бельгии.
Португальский: Антуэрпия é uma cidade na Bélgica.
Svenska: Antwerpen är en stad i Belgien.
Содержимое
- 1 Карта (карты/карты)
- 2 Вапен, Влаг (Эмблемы / Знаки отличия)
- 3 Stadscentrum / Centre ville / Центр города
- 4 Берхем
- 5 портов
- 6 Линкеровер
- 7 Voir aussi / См. также
Kaarten (карты/карты)Edit
Wapen, Vlag (эмблемы/знаки отличия)Edit
Stadscentrum / Centre ville / City centerПравить
Вид на Антверпен с левого берега реки
Гроте Маркт
Городской дом
железнодорожная станция («Антверпен-Центральный»)
железнодорожная станция («Антверпен-Центральный»)
железнодорожная станция Antwerpen Centraal
железнодорожная станция Antwerpen Centraal
Замок «Хет Стен»
Замок «Хет Стен»
Собор Богоматери
Башня Собора Богоматери
Башня собора Богоматери, вид из Линкеровера
Церковь Карла Борромеуса
Церковь Сант-Паулюс
Панорама Гроте Маркт
Гроте Маркт в ночной панораме
Торговая улица Меир с первым в Европе небоскребом Boerentoren
Stadsfeestzaal (Антверпен)
De OLV toren (Башня Богоматери)
op van de OLV toren (Верхняя часть башни Богоматери)
Музей Плантена-Моретуса
Het Vleeshuis (дом гильдии мясников)
Het stadshuis (Мэрия)
De Groenplaats (Зеленая площадь)
LinkeroeverEdit
Это другой берег реки Шельды.