Великий князь Ростислав Мстиславич. А. Смирнова.Смоленское княжество. Исторические материалы. История. Культурное наследие земли Смоленской
Ростислав Мстиславич был первым великим князем Смоленским. За 34 года княжения здесь он не только создал условия для экономического роста Смоленской земли и ее стольного града, но и поднял политический престиж княжества, сам имел большой, как сказали бы сейчас, политический вес. Конечно, за ним стояло княжество, которое он сделал сильным, но были и другие факторы. Это, в частности, согласованные действия и неизменно дружеские отношения со старшим братом Изяславом. В те времена не всегда даже между братьями были братские отношения, а здесь старший всегда прислушивался к мнению младшего, печалился и радовался вместе с ним.
Братья выросли в Новгороде, где их отец княжил с 1095 г по 1125 г. — самое длительное княжение! Новгородцы любили князя Мстислава и теплые чувства сохранили по отношению к его потомкам: они не раз будут приглашать к себе на княжение сыновей и внуков Ростислава Смоленского.
Мстислав Владимирович обеспечил детям блестящие династические связи, которые упрочивали их авторитет. Мать его детей — шведская принцесса. Старшая дочь в браке стала шведской королевой. Вторую дочь выдали за датского принца Курта Лаварда, который позже был канонизирован, их сын — известный датский король Вальдемар I, названный в честь дяди. Третья дочь стала женой князя славян-ободритов, соседей Дании. Иностранные известия говорят о незаурядности этих женщин, их уме, образованности, дипломатических способностях. Дела двух других дочерей говорят сами за себя. Евфросинья, по прозвищу Умная, королева Венгрии, овдовев, стала регентшей при малолетнем сыне, оставила видный след в истории страны. Добродея, выданная за византийского принца, прославилась в Европе как автор учебника по медицине, в нем впервые имелась глава, посвященная матери и ребенку.
Ростислав был женат на русской княжне, а Изяслав — на польской королевичне, сыновей же он женил на дочерях правителей Мазовии и Богемии. Так что братья имели ближайших родственников во всех соседних государствах — обстоятельство немаловажное.
Судя по всему, Ростислав получил основательное образование, а, кроме того, знал многогранную жизнь Новгорода и богатый политический опыт отца, которого обожал. Отсюда и широкий кругозор, политическая воля и другие качества, которые позволили создать мощное княжество, надолго обеспечить ему стабильность, заслужить любовь смолян, а потом и киевлян.
Жил Ростислав в детинце, расположенном на Соборной горе, которую тогда называли просто холмом. Учреждение самостоятельной епископии в 1136 г, которого он добился после двух лет борьбы, стало его большим достижением. Ранее Смоленск входил в состав переяславской епископии (южное княжество на левобережье Днепра), и тамошний епископ не хотел потерять богатую землю. Церковная самостоятельность, конечно же, повысила авторитет и князя, и княжества. Первый смоленский епископ — грек Мануил, с собой он привез греческие иконы и много книг. Князь обеспечил ему солидную материальную базу, в числе других пожалований отдал в детинце «огород с капустником» и, вероятно, какие-то постройки. Может быть, терем, остатки которого найдены на восточной площадке перед апсидами собора, построен для иерарха. В 1150 г епископу отдан уже весь холм: князь ушел из детинца. Куда — можно только предположить.
Возможно, он предчувствовал будущую опасность для княжеской власти — ее борьбу с растущей силой горожан, да и пример Новгорода был перед глазами: там, в 1136 г вече изгнало князя и с тех пор только приглашало его на строго оговоренных условиях, значительно ограничив права. Безопаснее было уйти от горожан подальше. Историк и археолог Л.В. Алексеев считает, что Ростислав поселился вблизи Борисоглебского монастыря, где в 1145 г построен каменный собор и, возможно, такие же стены. По мнению исследователя смоленского зодчества Н.Н. Воронина, резиденция князя была за Днепром, у церкви Петра и Павла. Заметим, что здесь, в отличие от Смядыни, следы ее угадываются. Во втором ярусе на западном фасаде церкви вместо окна мы видим дверной проем. Теперь он выходит в пустоту, а раньше, вероятно, вел в галерею, соединявшую храм с теремом.
Были здесь и другие постройки. Об этом, а равно и о нашем пренебрежении к истории родного города и не только, говорит печальный инцидент, который произошел два десятилетия тому назад при прокладке теплотрассы. За несколько лет перед тем по проектируемому направлению трассы археологи, как положено, сделали шурфы, ничего существенного не обнаружили и проект согласовали. Однако при строительстве направление трассы было изменено и с западной стороны церковной ограды, точно по оси церкви, трасса прошла по каменной постройке XII в., разрушив ее. Специалисты, вызванные из Москвы органами охраны памятников, просили оставить в земле до весны (был февраль) для изучения уцелевшие углы здания — они позволяют судить о его типе, но уже через несколько дней эти остатки выворотили на поверхность. Потом еще долго несколько фрагментов лежали у церкви, уже просто глыбой кладки, не говорящей ни о чем, кроме ее древности. Что мы потеряли, никто не знает. Безвозвратно утрачена еще одна страница нашей истории…
У Ростислава было пять сыновей — Роман, Святослав, Рюрик, Мстислав, Давид. Они выросли, старшие женились, имели свои дворы. Л.В. Алексеев считает, что располагались эти дворы вдоль дороги, ведущей на Смядынь. Во всяком случае двор Романа, который с 1159 г стал княжить в Смоленске, находился, по-видимому, на левобережье Днепра, напротив церкви Петра и Павла. К этому времени Роман был уже правой рукой своего отца, помощником в дипломатических делах, участвовал в его походах. Вблизи своего двора он построил во второй половине 60-х годов церковь Иоанна Богослова, она очень напоминала Петропавловскую, только была выше, с трех сторон ее обходила галерея. В конце XVII в. оползень закрыл нижнюю часть церкви, обрушились своды. При ремонте облик здания существенно изменен. Нижняя часть осталась засыпанной, в земле сохраняются остатки галереи высотой около 1,5 м. В самой церкви, как оказалось, первоначальный пол был из цветной плитки необычного рисунка — в форме сердца.
Совсем рядом с церковью, немного западнее, в земле обнаружены остатки круглого здания, как установлено, это была церковь иноземных купцов. Строили ее наши мастера под руководством западного зодчего. Неподалеку находилась пристань и, возможно, дома иностранцев. Не случайно в этом районе располагалось протестантское кладбище и улица называлась Немецкой.
Смоленск вел международную торговлю, и уважение к людям иной веры и языка, по нашему мнению, установилось здесь со времени Ростислава. В его же княжение, по-видимому, появились здесь и первые школы, в Смоленске найдены берестяные грамоты. У князя Романа ярко проявилась любовь к книге, знанию. Он основал школу для священников, где, в том числе учили и латынь — явление тогда исключительное, собрал библиотеку, так что на книги «истощил все свое имение». Продолжил он и строительство церквей — был достойным сыном своего отца.
Надо сказать, что князь Ростислав Мстиславич создал прочный фундамент для будущего своих детей, расширяя свой домен — личные княжеские земли, которые передавались по наследству, там он и основал новые города. Однако особенно важные приобретения были сделаны им в ранге великого князя киевского.
В Киеве он приглашен с согласия других князей в 1159 г и княжил там до своей смерти, был авторитетен и уважаем. Это восьмилетнее княжение стало очень важным для дальнейшей судьбы Смоленской земли. Ростислав видел, как распадалось Полоцкое княжество, дрались братья. Он выделил удел только в Торопце, для одного из младших детей — Мстислава. Святослава посадил в Новгороде, Давид еще юным княжил в Новом Торгу, потом в Витебске, который перешел к Смоленску, затем в Вышгороде под Киевом. Рюрик получил Овруч. Рюрик и Давид помогали отцу в его великокняжеских мероприятиях, в частности, в охране судов по Днепру от половцев. Они сумели удержать свои владения и после смерти отца.
В Ипатьевской летописи помещен очень яркий рассказ о последней поездке и смерти Ростислава. Он ехал в Новгород, чтобы разобрать спор Святослава с горожанами. Смоляне торжественно встречали его за 300 верст от города, немного ближе — внуки, потом князь Роман с епископом и тысяцким. Смоленск несколько дней праздновал прибытие Ростислава, затем он выехал в Торопец, там почувствовал себя плохо. Встреча со Святославом и именитыми новгородцами произошла в Луках, состоялось примирение, и князь повернул назад. Несмотря на тяжелую болезнь, он не остался в Смоленске, спешил в Киев, понимая, сколь важно даже место смерти и погребения для судьбы великокняжеского стола. До Киева он не доехал: скончался в селе своей сестры Рогнеды, теперь это Рогнедино Брянской области. Положили его в Киеве, в Федоровской церкви.
Князь Ростислав носил крестильное имя Михаил и был, по свидетельству летописи, глубоко верующим. Необычайно трогателен рассказ летописца о последних часах жизни и предсмертной молитве князя. Много лет спустя Давид Ростиславич в память об отце построил в Смоленске церковь во имя его небесного покровителя Михаила Архангела. Церковь восхищала современников своей красотой. Со временем многое в ее облике было утрачено и переделано. Реставрирована она по проекту С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой, хотя не все оказалось возможным восстановить. Но несмотря на все бури и войны, вот уже восемь столетий эта церковь, рожденная сыновней любовью и талантом далеких наших предков, устремляется ввысь как зримое воплощение горячей молитвы святого благоверного князя Ростислава Смоленского.
Антонина Смирнова
Святой благоверный князь Смоленский Ростислав Мстиславович
27 марта Русская Православная Церковь чтит память одного из выдающихся государственных деятелей Руси середины XII века, Святого благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславича. Он также состоит в Соборе Белорусских святых.
Прозванный Набожным, князь Ростислав Михайлович стал в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1) Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. Он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомкам.
Родился князь Ростислав (в крещении Михаил) около 1110 года. Он был из рода Рюриковичей, сын князя Киевского Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха. Матерью Ростислава была Христина Шведская, дочь шведского короля Инге Старшего.
До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу.
В период своего княжения Ростислав всеми силами стремился укрепить Смоленскую землю. Объединить кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств — такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Таким образом, Ростислав Мстиславович стал родоначальником смоленской княжеской династии.
Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Его владения на территории современной Беларуси доходили до Орши, Копыся
Однако жить тихо и мирно Смоленскому княжеству было не суждено. Уже в 1127 году князю Ростиславу пришлось участвовать в походе против полоцких князей, в 1130 воевал с чудью. В 1139 новый великий князь Киевский Всеволод Ольгович пытался изгнать Ростислава Смоленского и его брата Изяслава Мстиславича Владимир-Волынского из их уделов. В 1142 Ростислав военной силой успешно поддержал своего дядю Вячеслава Владимировича против братьев Всеволода Ольговича Игоря и Святослава.
После кончины Всеволода Ольговича в 1146 на киевский престол вступил Изяслав Мстиславич. Ростислав Мстиславич поддерживал брата и по его приказанию воевал с князем Туровским Вячеславом Владимировичем. Вел боевые действия против суздальского князя Юрия Долгорукого.
В 1158 году Ростислав оказывал помощь полоцкому князю Рогволоду в борьбе за полоцкий престол и поддерживал его позднее.
Как свидетельствуют древние летописи, князь Ростислав отличался в боях подвигами мужества, но также и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души.
Хотя основным претендентом на великое княжение в Киеве со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он — одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело большое значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии.
Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.В 1154 году умирает Изяслав, и Ростислав становится великим князем киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. В конце этого же года после смерти Вячеслава Владимировича он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде — Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти.
Когда же Ростислав стал великим князем, то больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича. За это витебский князь Роман получил в управление два смоленских города.
Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.
Велик вклад святого князя Ростислава Смоленского в развитие Древнерусского государства и Русской Православной Церкви.
Более 40 лет князь правил Смоленской землей. За это время она застраивается городами и селами украшается храмами и монастырями. Святым Ростиславом был основан город Рославль (Смоленская область), белорусские города Мстиславль (названный по имени его отца князя Мстислава), Кричев, Славгород.
В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. В Уставе отмечены волости Смоленского княжества, размещенные на территории современной Беларуси: Копысь, Лучин, Басея ( сейчас — на стыке Горецкого и Шкловского районов), Мирачицы, Витрино, Прупой (Пропойск, в настоящее время Славгород), Кречуг (Кричев). Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом. Он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии. Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба. Позже его сын Давыд, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки.
Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. XII века стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г. , составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика.
Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Православной Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским, не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.
Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности Руси.
Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин, но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого. А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич.
Началась церковная смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.
Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру Андрея Боголюбского, пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, Ростислав Мстиславович выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.
Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа, который был самым близким к святому Ростиславу человеком.
Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» (леонтианская ересь).
Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года. Киевская кафедра вновь осталась пустующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.
В 1167 году Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако по пути он заболел и остановился в Великих Луках. Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев. Помирив их, Ростислав вернулся в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения. Святой Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Но Поликарп отговаривал его, указывая на то, что дело князя — ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец, предложил ему предоставить себя воле Божией.
Теперь князь спешил в Киев, чтобы постричься. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, — отвечал он, — если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».
Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев, он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: «Княже! Для чего хочешь оне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещения и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. » Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, «воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром!» С тем и скончался 14 марта (27 марта) 1167 года. Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.
Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха — эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем нового поколения русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика Ростислава Мстиславича в Смоленске и Киеве яркий тому пример. Он сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет князя Киевского.
Его деяния во благо государства и православного народа русского, Святой Церкви высоко оценены Православной Церковью. В 1984 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святого. Дни памяти 14/27 марта; в Соборе Белорусских святых — 3 Неделя по Пятидесятнице и в Соборе Смоленских святых — воскресенье перед 28 июля/10 августа
Александр Медельцов
Великий князь Ростислав Мстиславич Киевский (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 плакаты и эстампы Бориса Артемьевича Чорикова
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Борис Артемьевич Чориков
Художественный плакат
Другие продукты…
- Потрясающее качество печати жикле
- Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
- Гарантия цвета более 100 лет
Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет
£17,95Специальное предложение Был . Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Закрыть
Информация о размерах
Общий размер | х см (х дюйм) |
Художественное произведение | х см (х дюйм) |
Бордюр (крепление) | см
верх/низ
(в) см лево право (в) |
Глубина | 3,8 см (1,5) |
Лицевая часть рамы | 2см (0,79 дюйма) |
Глубина | 2,3 см (0,9 дюйма) |
Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)
Наши принты
Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.
Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .
Узнайте больше о наших репродукциях.
Произведено в Великобритании
Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.
Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.
Доставка и возврат
Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.
Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.
Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.
Изображения произведений великого князя Киевского Ростислава Мстиславича (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.
Подробная информация о продукте Великий князь Ростислав Мстиславич Киевский (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г.
Великий Князь Киевский Ростислав Мстиславич (Из Иллюстрированного Карамзина), 1836
Борис Артемьевич Чориков
Великий князь Киевский Ростислав Мстиславич (Из иллюстрированного Карамзина), 1836 г. Находится в собрании Российской государственной библиотеки, Москва.
Найти похожие изображения
зум
Узнайте больше
Другие работы художника Борис Артемьевич Чориков.
Ознакомьтесь с коллекцией Образы наследия.
Поиск похожих репродукций
- Борис Артемьевич (1802-1866)
- Изображения изобразительного искусства
- История
- литография
- Ростислав I
- Ростислав I Киевский
- Ростислав Мстиславич
- Ростислав Киевский
Это изображение на других продуктах
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Пожалуйста наведите курсор на отдельных лиц, чтобы увидеть, какие из них напрямую связаны с краткими сведениями.описания. К сожалению, нам пришлось сделать эту таблицу очень широкой, чтобы расположить всех членов поколения на одной линии. Затем в списках из лиц все лица связаны в тексте с отцами и сыновьями.Ростислав Мстиславич был вторым сыном Мстислава Владимировича (Великого). Его послали править Смоленск, где он основал еще одну из тех давних семейных династий. Ему удалось недолго побыть князем в Киеве, как и его сыну Рюрику, но его семья продолжала контролировать важный регион вокруг Смоленска еще восемь поколения, пока он не был поглощен Литвой. Хотя Смоленск был одним из древнейших городов Руси, он стал независимое княжество гораздо позже. Город упоминается в «Вестях». временных лет» в связи с распространением славянских племен. Название города, скорее всего, произошло от древнерусского термина «смола». В 10 веке смоленские земли заняли кривичи, поселившиеся на широкой полосе северо-центральной России. Город стал важным очень рано благодаря своему расположению у истоков Днепра и вблизи волоков от рек, текущих на север и северо-запад в Балтийское море. После того, как Олег взял Киев, Смоленская земля вошли в состав древнего Киевского государства и были управлял присланный киевским князем поручик. В 1054 году был дан Ярослав Мудрый своему сыну Вячеславу и на после смерти последнего достался его брату Игорю. С этого времени Смоленские земли стали обретать некоторую самостоятельность. После смерти Игоря Ярославичи разделили Смоленскую землю на три части. части. В 1073 году Всеволод Ярославич получил Смоленска и отдал его сыну Владимиру Мономаху. который поставил своих сыновей, Мстислава и Изяслав временно управлять областью. В 1095 году Давид Святославич получил город. Но через несколько лет княжество досталось Святославу Владимировича после того, как он сменил своего брата Вячеслава, который не позднее 1125 сменил наместника Мономаха. Примерно в это же время полоцкий князь пытался безуспешно соединить Смоленск с Полоцким княжеством. В 1125 году, после смерти Владимира Мономаха, престол в Смоленске занял его внук Ростислав Мстиславичей, при котором Смоленск стал полностью независимым от Киев. Таким образом, с Ростислава Мстиславича мы начинаем вышеизложенное. родословная княжеского рода смоленских. Своего могущественного положения Смоленск достиг при Ростиславе. Мстиславичей и Романа Ростиславича (1161-1180), но после смерти второй Ростислав Мстиславич, внук Давида Ростиславича, Смоленская земля стали ветшать и делиться на уделы. В конце 13 века вышел удела Вязьмы было создано больше уделов со столицами в Брянск, Можайск и другие города. Все это как обычно пытались получить если не полная независимость, чем хотя бы внутренняя автономия, что еще больше ослабляло Смоленское княжество в целом. К середине 13 века Смоленск оказался на границе расширяющегося Литва. Ослабленное княжество постепенно теряло свои территории. В 1303 г. Москва взяла Можайск. Под смоленским князем Святославом Ивановичу и его потомкам стали делить земли. К тому времени некоторые из смоленские князья шли на службу к Москве. При Иване Александровиче Смоленск стал более находился под литовским влиянием. В 1345 году литовский великий князь Ольгеред безуспешно пытались вернуть Можайск. В 1351 году великий князь Семен Иванович Горди из Москвы направил свои войска на Смоленска «освободить» смолян от унии с Литвой. В 1355 г. Ольгеред взял Ржев. после чего все отношения между Смоленском и Литвой были разъединены, а Смоленское правительство считало себя подчиненным Москве. Смоленские войска участвовали в походах Дмитрия Донского на Тверь. В 1386 г. в битве при Мстиславе Витовт разбил 9 смоленских0203 полки и начал оказывать давление на город. В 1395 году Витовт осадил Смоленск и взял его. штурм взял князей в плен и назначил на место своего наместника. В 1401 году смоленским князьям удалось вернуть себе удельные престолы, но не на длинный. В 1404 г. Витовт снова взял Смоленск и окончательно соединил его с Литвой. С этого времени прекратилось самостоятельное Смоленское княжество, а затем и 17 века он перешел с Литвой в Польское королевство. Вяземский удел имел центр в Вязьме. Дата основания Вязьмы неизвестно, но, вероятно, он был там уже к 10 веку, когда регион заселяли фино-угорские племена. Впервые Вязьма упоминается в Летописи только 1300 г. В начале 13 в. Вязьма находилась в Дорогобужский участок, но был выделен в самостоятельный отдел Андрей Долгья Рука, сын киевского князя Владимир III Рюрикович. Андрей Владимирович был убит на реке Калке в 1224 г., но семья удерживала трон до 1403 г., когда город был взят Литвой. Однако вяземским князьям удалось сохраняют свою удельную (правящую) власть первоначально даже при Литовском княжестве. В 1403 году московское войско осадило Вязьму и захватило ее, положив конец ее независимость. Местные семьи князей поступили на московскую службу. Дорогобужский удел — центр находился в Дорогобуже. Впервые упоминается в 1300 год по Суздальской летописи. но город, вероятно, был основан в середине 12 век. Он оставался в составе Смоленских земель, пока не стал самостоятельный удел в 13 в. Удель попал в Литву в начала 15 века вместе со Смоленском. Порховский удел — Центр находился в Порхове, под Псковом на Шелони. река. Порхов вступил в организацию Смоленских земель около 1329 г.. Впервые он упоминается в летописях в 1346 году, когда его осаждал Ольгерд. Это отделилась от Смоленского княжества в конце 14 века и отдано Ивану, 4-му сыну смоленского князя Святослава Ивановича. В начале 15-го века Порховский удел был захвачен Литвой и практически утратил свое независимость. В 1442 г. порховский князь Семен бежал из Литвы и переселился на Руси он стал служить московскому великому князю. Семья Порховские князья вымерли в 16 веке. Торопецкое княжество. Центром княжества был Торопец. Это было впервые упоминается в хрониках под 1074 г., но, несомненно, был основан задолго до что. Назван в честь реки Торопа, на берегах которой стоит. В 1167 г. Торопец с землями вокруг него был отделен от Смоленских земель и сделан самостоятельный удел под властью Мстислава Ростиславич Храбри. Находясь между Новгородом, Полоцком, Суздалем и на юге Руси Смоленское княжество играло важную роль в торговле между ними, что означало также, что это было важно политически. Сам Торопец занимал лишь относительно небольшую территорию между рекой Тороп и верховьями Западной Двины, и волоки на Валдайской возвышенности, достигающие почти до озеро Селигир. Мстислав Храбри сильно укрепил свое княжество и энергично действовал в союзе с другими южнорусскими князьями и участвовал во многих военных кампаниях. Его сын и наследник на Торопце престола Мстислав Удалой проводил ту же политику. В начале 13 века княжество начало падать. Литва. В 1320 г. Торопец был взят Ольгердом и присоединен к Литве. В 1499 Торопец был взят армией Ивана III и по мирному договору 1503 г. вошел в состав Московского правительства. Фоминско-Бережуйский удель — Эта территория была отделена от Смоленских земель. в начале 13 века и отдан Юрию, сыну смоленского князя, Константин Давидович. Расположение столицы неизвестно. Этот удел не играл значительной политической роли. Когда Смоленск сам попал к Литве в начале 15 века Фоминский удел сделал также. Козловский удел — Сначала этот удел был только волостным в собственности князь Фоминско-Березуйский. |