Россия в начале 20 века. | План-конспект урока по истории (9 класс) на тему:
УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»
Разработка урока по истории по теме «Россия в начале XX века»
Составила:
Суворова Ирина Сергеевна,
преподаватель истории,
первой- квалификационной категории
Барнаул
2010
Цель урока – осмыслить тенденции развития и основные проблемы российской истории в начале века;
— проанализировать основное содержание общественно – политического и экономического развития России в начале XX века;
— формирование собственной позиции обучающихся по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиотехника, экран или интерактивная доска, раздаточный материал.
Возрастная группа: обучающиеся 2 курса.
Ход урока :
I Орг. Момент, постановка целей урока:
Обсуждение изученного материала по периоду с 1900-1910 года.
Этап урока | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
1 | Вступительное слово преподавателя, краткая характеристика периода, обучающиеся выделяют этапы, по которым будет идти работа. | Запись темы урока в тетрадь. Ответы на вопросы: внутренняя и внешняя политика, экономическое , политическое и социальное развитие. |
2 | Презентация «Политическое развитие страны в начале века» | Работа с таблицами запись в тетрадь. |
3 | Выступление обучающегося по теме «Русско –японская война» | Запись в тетрадь основных моментов, ответы на вопросы |
4 | Выступление обучающегося по теме «Первая русская революция» | Запись в тетрадь основных моментов, ответы на вопросы |
5 | Дать определение: -революция; -политическая партия; -советы; -гос. дума; и т.д. | Устные ответы обучающихся. |
6 | Презентация «Экономическое развитие страны в начале века» | Запись в тетрадь, обсуждение по теме. |
7 | Дать определение: -экономика; -многоукладность экономики; -капитализм; -монополии; и т.д. | Устные ответы обучающихся. |
8 | Работа с тестом(6-5-«5»; 4-3 «4»; 3- «3».) | Индивидуальная работа в тетради и самостоятельная проверка ответов по шаблону, выставление оценок. |
9 | Подведение итогов урока: — что узнали нового на уроке; — что понравилось; — что интересного; — что понятно, что не понятно… | Ответы на поставленные вопросы |
10 | Д/з заполнить таблицу и ответить на вопросы №3,4 на стр.72 Загладин .Н.В. | Запись в тетрадь. |
11 | Выставление оценок за урок. |
Приложение к уроку.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В начале ХХ века западный мир вступил в новую эпоху индустриального развития, о наступлении которой ярче всего возвестила естественнонаучная революция. Открытие электрона, радиоактивности, начало квантовой механики и теории относительности радикально изменили физическую картину мира. Отрасли тяжелой промышленности, особенно металлургия и машиностроение, были охвачены техническим прогрессом (конверторный способ выплавки стали, изобретение регенеративной печи Сименса).
Технический прогресс открывал большие возможности для развития железнодорожного и морского транспорта, создавал материальную основу для переворота в военном деле и вооружении. Переход от пара и угля к электрической энергии и нефти изменил не только производственные процессы, но и образ жизни людей. Появление автомобилей, трамваев, метро, телефонов и кинематографа существенно ускоряло темп жизни, меняло быт горожан. Однако в развитии капиталистического мира происходили промышленные кризисы. Самым сильным из них стал мировой экономический кризис перепроизводства 1900 –1903 гг.
Россия в начале ХХ века представляла собой одно из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В экономическом отношении она являлась страной со средним уровнем капиталистического развития, с успешно развивающейся промышленностью, сельским хозяйством, банковским делом. Ей не грозила перспектива превратиться в «полуколонию» развитых капиталистических стран.
К началу века Россия достигла значительных успехов. По абсолютным объемам производства она вошла в пятерку крупнейших держав мира. Удельный вес России в общемировом производстве продукции неуклонно повышался. Однако кризис 1900-1903 гг. не миновал Россию; особенно сильно он ударил по отраслям тяжелой промышленности.
По государственному устройству Россия оставалась абсолютной монархией. В условиях роста политической и социальной напряженности с 90-х годов ХIХ века в России происходит формирование политических партий и организаций. Следующая волна этого процесса наступает в ходе первой российской революции 1905 – 1907 гг., после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. Революция 1905-1907 гг., несмотря на поражение, имела огромное значение для экономического и политического развития страны.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики России в конце XIX — начале ХХ вв.?
2. Как проходил процесс образования первых российских монополий?
3. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX-XX вв.?
4. Какие политические партии появились в России в начале XX века?
5. Каковы характер и особенности первой российской революции?
6. Какова сущность Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г.?
7. Как началось становление парламентаризма в России?
8. Что Вы знаете об условиях формирования I и II Государственных дум?
ПРАКТИКУМ
к теме
Россия и мир на рубеже ХIХ-ХХ вв. Экономика России в начале ХХ в.
I. ПРОЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Из ответа крестьянского старосты судьям на вопрос о влиянии революционной пропаганды на «аграрные беспорядки» 1902 г. в Полтавской губернии
Страшны не книжки, а то, что есть нечего ни тебе, ни скоту. Земли нет и хлеба нет, сенокосов нет и выпаса для скота нет…
2. Из постановления схода села Шняк Казанской губернии, 1907 г.
Хуже нищеты, горче голода угнетает народ полнейшее бесправие…
3. Современный английский историк Т. Шанин о русско-японской войне 1904-1905 гг.
Для русских эта война стала непонятной и странной войной хвастовства, грубых ошибок и ошеломляющих бедствий в России, и повсюду в западном мире считалось, что поражение Японии – это только вопрос времени. Русская армия превосходила японскую по численности в 5 раз, а военно-морской бюджет России был в 4 раза больше японского. И в России и вне ее заключались пари и строились планы о дне захвата русскими Токио, что означало бы окончательное установление европейского господства над всей Азией. Стратегический план, разработанный русским главнокомандующим, заканчивался «захватом Токио и пленением Микадо». Казалось, что единственной проблемой была скорость, с которой русские подкрепления могли быть переброшены на Дальний Восток. И тем не менее, в течение всей войны русская армия не смогла выиграть ни одного сражения.
4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)
…На обязанность Правительства возлагаем Мы (Николай П, — сост.) выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2.. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь уже к участию в Думе … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
5. «Основные законы Российской империи» (23 апреля 1906 г.)
…Статья 4. Императору всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
…Статья 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.
…Статья 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.
6. Из программы РСДРП, принятой на П съезде партии (1903 г.)
Партия требует: …отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие; … отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей; …возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; …учреждения крестьянских комитетов .. для возвращения сельским обществам тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления; …предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.
7. Из программы партии социалистов-революционеров (ПСР) (1906 г.)
…В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться … на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование дает лишь труд. … Партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов народного самоуправления;… пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; … недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
8. Из программы конституционно-демократической партии (1905 г.)
VI. Аграрное законодательство.
…Увеличение площади землепользования населения обрабатывающего землю личным трудом…государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.
Отчужденные земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.
Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.
Упорядочение законом арендных отношений… Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.
Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия.
9. Из программы партии «Союз 17 октября» (1906 г.)
Помимо забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: урегулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности Крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель возможным фондом для удовлетворения земельной нужды крестьян и других разрядов мелких землевладельцев…и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случае государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.
10. Из платформы партии “Союз русского народа” по выборам в I Государственную думу (1906 г.)
Хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и земледельческую, и своею целью благоустройство крестьянства путем улучшения сельскохозяйственной культуры, развития кустарных промыслов и увеличения наделов малоземельных крестьян, и содействуя переселению таких крестьян и переходу земельных имуществ в руки крестьян на основании добровольных сделок.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1. Какими обстоятельствами, согласно документам 1 и 2, был вызван революционный взрыв в стране в 1905-1907 гг.? Какие еще причины первой русской революции Вы могли бы назвать?
2. Прокомментируйте документ 3. Каковы были причины русско-японской войны 1904-1905 гг.? Кого из героев и какие сражения этой войны Вы знаете? Охарактеризуйте ее итоги и последствия.
3. Что Вы знаете о подготовке Манифеста 17 октября 1905 г. (документ 4)? Дайте его оценку.
4. Какие изменения в характере власти в России нашли отражение в новой редакции “Основных законов” (документ 5)? Какой политический режим установился в стране? Было ли в полной мере осуществлено разделение властей? Подумайте, почему и в нынешних условиях часто возникают противоречия между законодательной и исполнительной властью? В чем конкретно и как они преодолеваются?
5. Какой вопрос русской жизни был центральным в годы революции 1905-1907 гг.? Объясните, почему. Проанализируйте программные положения различных политических партий по аграрно-крестьянскому вопросу (документы 6-10). Какие(ая) партии(я), на Ваш взгляд, предлагали(а) оптимальный вариант его решения? в наибольшей степени учитывали(а) требования крестьян?
II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики в России в конце XIX- начале XX вв.? Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике в этот период?
2. Какие последствия для экономики России имели итоги русско-японской войны?
3. Как Вы полагаете, была ли альтернатива революции 1905-1907 гг.? Свое мнение обоснуйте.
4. Каков характер первой русской революции? В чем ее отличие от буржуазных европейских революций ХIХ в.?
5. Каким образом изменилась расстановка социально-политических сил в стране после выхода Манифеста 17 октября 1905 г?
6.Избирательный закон от 3 июня 1907 г. и роспуск II Государственной думы в исторической литературе принято характеризовать как государственный переворот, т.е. как изменения в полномочиях власти, не согласующиеся с законом. Правомерно ли это? Свое мнение обоснуйте.
7. Какой международный резонанс имела революция 1905-1907 гг.? Приведите конкретные примеры.
. ТЕСТ
1. Политические партии, образовавшиеся в России, принадлежали к направлению (установить соответствие)
1. Октябристы
2. Эсеры
3. Кадеты
4. Союз русского народа
5. Русская монархическая партия
2. После создания Государственной думы законы утверждались
а) Государственной думой и императором
б) Госдумой, Госсоветом и императором
в) Императором;
3. Партия — преемница народнической идеологии
а) РСДРП
б) ПСР
в) Кадеты;
4. Первый Совет в России был создан в
а) Москве
б) Петербурге
в) Иваново-Вознесенске;
5. Лидеры политических партий в России (установить соответствие)
1. Кадеты
2. Октябристы
3. РСДРП
4. ПСР
5. «Союз русского народа»
6. Политические партии в России (установить соответствие)
1. Кадеты
2. ПСР
3. Октябристы
4. РСДРП
5. «Русский народный союз имени Михаила Архангела»
Домашнее задание.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица 1.
Основные политические партии России
Направление | Партия | Время образования |
|
|
|
Таблица 2.
Программы политических партий
Партия | Лидеры | Основные программные положения |
|
|
|
Россия в начале XX века (повторительно-обобщающий урок)
Цель: повторить, систематизировать и проверить знания учебного материала об историческом развитии России в начале XX века.
Задачи:
- Сспособствовать активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Развивать умения составления монологической речи, анализировать и выделять отличия и сходные черты процессов, работать с документами, работать в группах
- Пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности и развивать коммуникативные способности
Тип урока: повторительно-обобщающий (групповая форма работы)
Основные содержательные единицы занятия: модернизация, индустриализация, противоречия, первая русская революция, аграрная революция, парламентаризм, многопартийность
Планируемые результаты занятия: учащиеся систематизируют основные знания об особенностях развития России в начале XX века; выделят противоречия, сложившиеся в обществе, которые и привели Россию к первой русской революции; покажут изменения, которые произойдут в российском обществе в ходе революции; продемонстрируют свои знания дат, терминов, исторических личностей и умение работать с историческими документами.
Ход урока
- Организационный момент (3 минуты)
- Вступительное слово учителя (1 минута)
- Учащимся предоставляется 7 минут на продумывание плана ответа на полученный вопрос
- Урок начинается с заслушивания устных ответов на вопросы (приложение 1):
Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе выдается задание для подготовки устного ответа. Группа определяет учащихся, которые будут выполнять задания по блокам: 1) знание дат и терминов; 2) знание исторических личностей; 3) умение работать с документом
Учитель ставит перед учащимися основные задачи и объясняет, что в ходе урока группы набирают баллы (максимально- 40 баллов) и затем им предстоит распределить эти баллы в группах пропорционально выполненной работе или можно определить шкалу баллов и оценок.
(группы имеют право на дополнение ответа выступающей команды и получение дополнительных баллов. Время выступления групп – не более 5 минут)
- Особенности и основные противоречия социально-экономического развития России начала XX века
- Политическая система Российской империи начала XX века и ее главное противоречие.
- Основные внешнеполитические приоритеты России начала XX века. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию в стране.
- Революция 1905-1907 гг. в России: причины, задачи, этапы, итоги.
- Основные изменения политической структуры российского общества, произошедшие в ходе первой русской революции.
- “Революция сверху”: цели, содержание и значение аграрной реформы Столыпина.
5. Каждые 10 минут происходит смена на специально отведенных местах учащихся, которые демонстрируют свои знания от имени группы по блокам:
1) знание дат и терминов (приложение 2)
2) знание исторических личностей (приложение 3)
3) умение работать с документом (приложение 4)
Итоги подводятся учителем на следующем уроке, после проверки работ по контролю знаний и умений учащихся (если есть возможность, тестовые задания могут быть предложены в компьютерном варианте, тогда подведение итогов возможно на данном уроке)
Приложение 1
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы № 1
Каковы особенности развития российской экономики начала XX века?
В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества начала XX века?
Определите основные противоречия в экономической и социальной сферах, присущие Российской империи начала XX века.
Опорный конспект (на формате А3)
особенности развития российской экономики | противоречия в экономической сфере |
своеобразие социальной структуры | противоречия в социальной сфере |
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы № 2
Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX века и определите ее главное противоречие.
Опорный конспект (на формате А3)
Схема политической системы Российской империи | Противоречие политической системы |
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы № 3
Определите основные внешнеполитические приоритеты России начала XX века. Какое влияние оказала русско-японская война на внутриполитическую ситуацию в стране?
Опорный конспект (на формате А3)
внешнеполитические приоритеты России | влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию в стране |
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы № 4
Охарактеризуйте революцию 1905-1907 гг. в России и определите ее роль в российской истории
Опорный конспект (на формате А3)
причины | |
задачи | |
характер | |
этапы | |
итоги |
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы №5
Охарактеризуйте изменения политической структуры российского общества, произошедшие в ходе первой русской революции.
В чем особенности многопартийности в России?
Опорный конспект (на формате А3)
Изменения политической структуры |
Особенности многопартийности |
||||
|
|||||
Даты деятельности |
руководство | Основные вопросы |
Причины разгона | ||
1 |
|||||
2 |
КАРТОЧКА
для подготовки устного ответа группы № 6
Определите цели, содержание и значение аграрной реформы Столыпина. Почему эту реформу называют “революцией сверху”?
Опорный конспект (на формате А3)
Цель | |
Составные части | 1. 2. 3. |
Причины незавершенности | |
Последствия |
Приложение2
Блок 1. Тест на знание дат и терминов
1. Установите соответствие:
- община
- чересполосица
- отруб
- хутор
А) участок общинной земли, выделявшийся каждому крестьянину, выходившему из общины с сохранением его двора в деревне
Б) усадьбы крестьян, перенесенные из деревни на участок земли, полученный при выходе из общины
В) система разрозненных наделов земли общинников
Г) форма социальной организации крестьян, обладающая самоуправлением, используемая государством в качестве аппарата для сбора податей
2.
A) Кровавое воскресенье
Б) образование партии кадетов
B) начало проведения аграрной реформы
Г) роспуск I Государственной думы
Д) Третьеиюньский государственный переворот
Е) принятие “Манифеста 17 октября”
Ж) начало русско-японской войны
3.Расположите в соответствии с последовательностью образования:
А) Партия кадетов В) “Союз 17 октября”
Б) Партия эсеров Г) РСДРП (б)
4. Выберите правильное определение понятия “индустриализация”
А)процесс создания крупного машинного производства во всех основных отраслях экономики
Б) быстрое развитие торговли с зарубежными странами
В) преобладание темпов развития сельского хозяйства над промышленностью
5. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) сражение под Мукденом.
Б) падение Порт-Артура;
В) Цусимская битва;
Г) сражение под Ляояном;
6. Выберите правильное определение понятия “модернизация”:
а) процесс перехода к индустриальному обществу
б) созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание
в) долгосрочное вложение капитала в экономику
7. “Зубатовский социализм”- это…:
1) попытка установить 8-часовой рабочий день
2) организация экономических забастовок рабочих
3) попытка поставить рабочее движение под контроль властей
4) защита интересов фабрикантов и рабочих
8. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:
а) 17 октября 1905 г.; б) 11 декабря 1905 г.; в) 20 февраля 1906 г.
9. Что предшествовало изданию Манифеста 17 октября 1905 года?
а) Всеобщая забастовка
б) Московское вооруженное восстание
в) Восстание по крейсеру Очаков
г) Образование Союза 17 октября
10. Государственный переворот, означавший конец первой российской революции, произошел
а) 9 ноября 1905г. б) 17 октября 1905г. в) 3 июня 1907г. г) 3 июля 1907г.
Приложение 3
Блок 2. Тест на знание имен исторических личностей
1. О ком идет речь?
Сменил на посту министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского. По отзывам людей, знавших его близко, новый министр был человеком честным, с довольно обширными познаниями, но в то же время “благодушным, не любящим ни особенно трудного положения, ни борьбы, ни политической суеты”. Один из чиновников министерства СЕ. Крыжановский сказал о нем еще более категорично: “… подлинная «булыга», грузно лежавшая на месте, под которую и вода не текла”. Разработанный под его руководством проект создания выборного представительного органа в России так и не был осуществлен.
2. О ком идет речь?
Происходил из старинного дворянского рода. После должности саратовского губернатора был назначен на пост министра внутренних дел. Пользовался уважением даже политических оппонентов. Пережил несколько покушений, был убит в Киеве в 1911 г.
3. П. Д. Святополк-Мирский провозгласил курс на:
1. сотрудничество власти с земствами
2. подъем промышленного производства
3. уничтожение частной собственности на землю
4. разрушение крестьянской общины
4. По какому принципу образован ряд?
Ф.А.Головин, А. И. Гучков, С. А. Муромцев
5. Расположите в соответствии с последовательностью занятия поста министра внутренних дел:
A) П. А. Столыпин Б) П. Д. Святополк-Мирский B) А. Г. Булыгин Г) В. К. Плеве
6. а) Образуйте логические пары:
А) П. Н. Милюков | 1. Партия социалистов- революционеров |
Б) А. И. Гучков | 2. РСДРП(б) |
В) В. И. Ульянов (Ленин) | 3. Партия конституционных демократов |
Г) В. М. Чернов | 4. “Союз 17 октября” |
Д) Л. Мартов |
б) Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных “меньшевиками”
7. Приведите в соответствие имена и факты:
1) С. Ю. Витте; 2) Николай II; 3) С. О. Макаров; 4) А. М. Стессель; 5) А. Н. Куропаткин;
6) 3. П. Рожественский.
а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера “Петропавловск”;
в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура;
е) Мукденская катастрофа.
8. Укажите председателей Думы:
1) I Дума 2) II Дума 3) III Дума 4) IV Дума
А) Ф.А.Головин ; Б) Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко ; В) М.В.Родзянко
Г) С.А.Муромцев
9 Укажите, кто изображен на портретах
Сравните программы преобразования России, выдвинутые этими государственными деятелями.
.А) Б)
10. Укажите, кто изображен на портретах. Укажите разногласия между партийными лидерами по основным программным вопросам.
А) Б)
Приложение 4
Блок 3. Работа с историческим документом
1. Определите: а) название документа, б) время появления документа.
“От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы всероссийской. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты.
…На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, по мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку… 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрений Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей”.
2. 0пределите, в чем видит автор причины восстания; какие еще причины вы могли бы назвать?
Восстание на броненосце “Потемкин”. Из воспоминаний И. А. Лычева (1882-1972), участника восстания, члена судового комитета:
“Команда броненосца “Потемкин”, выходя в море, не собиралась начинать восстание до прибытия эскадры к Тендре. Но получилось не так, как предусматривалось планом.
Когда накапливается много горючего материала, взрыв происходит от первой случайной искры. Так получилось и на “Потемкине”. Причиной преждевременного восстания послужило привезенное накануне из Одессы тухлое мясо…
Вахтенный офицер первый обратил внимание на то, что команда не подходит к камбузу и не берет борщ, и доложил старшему офицеру Гиляровскому. “Почему не берете борщ?” — задавали они один и тот же вопрос каждому матросу и от всех получили сдержанный ответ: “Есть борщ из червивого мяса не будем…” Взбешенный Гиляровский отправился. к командиру броненосца, и вскоре на юте появился Голиков. Осмотревшись вокруг, он приказал построить команду повахтенно во фронт.
…Голиков убедился, что команда вышла из подчинения и продолжает упорное сопротивление, и решил применить крайнее средство. “Ах, так! - заревел он.- Вызвать караул!” Шеренга матросов с заряженными ружьями застыла перед фронтом в ожидании распоряжений.
…Кондукторы с помощью офицеров принесли брезент. “Закрыть их!” — приказал Гиляровский. Взметнулся брезент, но в этот момент послышались голоса: “Не стреляйте! Братцы, не стреляйте!” И через мгновение все изменилось… Прозвучали голоса Матюшенко и других: “К оружию, братья! Довольно быть рабами!” …Через несколько минут броненосец “Князь Потемкин-Таврический” был уже во власти восставших матросов.
Большинство офицеров пыталось спастись бегством, бросаясь за борт, чтобы избежать матросского гнева. Часть еще надеялась уговорить матросов прекратить восстание. Лейтенант Неупокоев даже начал записывать в блокнот фамилии матросов, которые примкнули к восставшим, и тех, кто стреляя по офицерам. Неупокоев был убит и выброшен за борт. По бросившимся в воду офицерам, кондукторам и несознательным матросам был открыт огонь из винтовок, после чего оставшиеся в живых стали просить не стрелять и вернулись на корабль”.
В поисках души России: британское восприятие России во время Первой мировой войны | Британская история двадцатого века
Фильтр поиска панели навигации Британская история двадцатого векаЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Британская история двадцатого векаЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ
Майкл Хьюз
Майкл Хьюз *
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Британская история двадцатого века , том 20, выпуск 2, 2009 г. , страницы 198–226, https://doi.org/10.1093/tcbh/hwp017
Опубликовано:
04 мая 2009 г.
Фильтр поиска панели навигации Британская история двадцатого векаЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Британская история двадцатого векаЭтот выпускИсторияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Отношение британцев к царской России перед Первой мировой войной часто было крайне негативным, несмотря на англо-русское соглашение 1907 года, поскольку страна по-прежнему считалась отсталой страной, управляемой самодержавным правительством. . Начало войны означало, что Россия стала жизненно важным союзником Великобритании в борьбе с центральными державами. Тем не менее его присутствие в коалиции союзников затрудняло представление конфликта как борьбы за свободу и демократию против прусского милитаризма. Хотя официальная пропаганда была сосредоточена на создании положительного имиджа Великобритании в других странах, во время войны были предприняты многочисленные неформальные усилия по продвижению более позитивного образа России среди британской аудитории. Писатели и журналисты, такие как Стивен Грэм и Дж.В. Маккейл опирался на растущий довоенный интерес к русской литературе и балету, чтобы предположить, что страна имеет свою собственную яркую культуру и не может быть просто отвергнута как отсталая нация, но вместо этого является подходящим союзником в войне против Германии и Австро-Венгрии. Венгрия. Тем не менее, всегда существовала напряженность между теми, кто считал, что живость русской культуры существует, несмотря на самодержавное правительство Николая II, и другими посланниками русской «души», опасавшимися, что политическая либерализация со временем подорвет ценную русскую исключительность.
© Автор [2009]. Опубликовано издательством Оксфордского университета. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]
Раздел выпусков:
Статьи
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
В поисках души России: британское восприятие России во время Первой мировой войны — 24-часовой доступ
ЕВРО €48,00
42 фунта стерлингов
52 доллара США.
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Истории повседневной жизни: создание популярной социальной истории в Великобритании, 1918–1979 (серия книг «Прошлое и настоящее»). Лаура Картер
Football Casuals, журналы для фанатов и Acid House: субкультуры рабочего класса, эмоциональные сообщества и популярный индивидуализм в 1980-е и 1990-е годы Англия
В поисках Бога в Британии и за ее пределами: чтение писем Малкольму Маггериджу, 1966–1982 гг. Дэвид Г. Риглз
Женский активизм в Британии двадцатого века: изменение политического спектра. Паула Бартли
Спасение детей: гуманизм, интернационализм и империя. Эмили Боган
Реклама
Менее девяти процентов западных фирм вышли из России Саймон Эвенетт, Никколо Пизани :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
16 страниц Опубликовано: 13 января 2023 г. Последняя редакция: 31 января 2023 г.
Просмотреть все статьи Саймона Эвенетта
Университет Санкт-Галлена — факультет экономики — SIAW
IMD
Дата написания: 20 декабря 2022 г.
Abstract
Российское вторжение в Украину в феврале 2022 года и последовавшие корпоративные решения дают представление о том, в какой степени западные фирмы готовы и способны разорвать коммерческие связи со странами, которые теперь рассматриваются их правительствами как геополитические соперники. Мы собрали обширные данные об инвестициях в акционерный капитал, сделанных иностранными компаниями со штаб-квартирами в Европейском союзе (ЕС) и странах G7, и проверили, может ли после начала вооруженного конфликта быть подтверждено отчуждение их российских дочерних компаний. Наш анализ показывает, что на конец ноября 2022 года 8,5% компаний ЕС и G7 продали хотя бы одну из своих российских дочерних компаний. Мы провели обширные проверки надежности, которые подтверждают наши общие выводы, а также выявили некоторые заметные различия в темпах изъятия инвестиций.
Ключевые слова: Геополитика, разделение, стратегия изъятия инвестиций, Россия, Украина, российское вторжение, международный бизнес, глобализация
Классификация JEL: F23, F51, F52
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Эвенетт, Саймон и Пизани, Никколо, Менее девяти процентов западных фирм вышли из России (20 декабря 2022 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=4322502 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4322502
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.