The New York Times (США): Тургенев оскорблял Россию, но до сих пор щепетильный Кремль превозносит его как звезду русской литературы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские националисты требуют, чтобы книги Тургенева исключили из школьной программы. Путин считает его литературным гением, и Министерство культуры выделяет средства на поддержание его наследия. Журналист «Нью-Йорк таймс» делает вывод, что на самом деле русофобия всегда была вовсе не иностранным недугом, а русским. Мол, русские сами нередко себя и свои обычаи презирают и страдают от них.
МЦЕНСК, РОССИЯ. Президент России Владимир Путин не раз восторгался величием российской культуры, особенно ее литературных гигантов, таких как Иван Сергеевич Тургенев, чья загородная усадьба была недавно отреставрирована на государственные средства как объект национальной гордости.
Однако господину Путину и его чиновникам неплохо было бы внимательнее присмотреться к писателю. Тургенев (умерший в предместьях Парижа в 1883 году), неутомимый космополитический либерал, придерживался весьма мрачного мнения о своей стране.
«Он никогда ничего не идеализировал и описывал реальность так, как ее видел, — соглашается Елена Левина, директор дома-музея Тургенева, который в январе вновь открыл свои двери для посетителей масштабной реставрации. — Порой она была весьма неприглядной».
В усадьбе писателя, расположенной в 320 километрах к югу от Москвы и ставшей ныне государственным музеем, воспевание России как самодостаточной культурной державы с трудом уживается с постоянными напоминаниями о другой, менее уверенной в себе стране, отчаянно стремящейся примкнуть к Западу.
Многие книги в библиотеке Тургенева на двух из семи иностранных языков, которые он знал помимо русского — французском и немецком.
Картины и рисунки на стенах напоминают о годах, которые писатель прожил за пределами России: он учился в Берлине, жил в немецком курортном городке Баден-Бадене, потом — во Франции, где у него завязался обреченный на неудачу роман с замужней французской оперной певицей испанского происхождения Полиной Виардо.
В его произведениях порой содержатся испепеляющие высказывания о родине, по которой он горько тосковал, будучи в отъезде, но которую во многом и осуждал.
«Ленив и неповоротлив русский человек — и не привык ни самостоятельно мыслить, ни последовательно действовать, — писал Тургенев в 1857 году в письме к русской графине, придерживавшейся консервативных взглядов. — Но нужда — великое слово! — поднимет и этого медведя из берлоги».
С годами он не смягчился и двадцать лет спустя писал другу: «Бедны мы до гадости в России — вот что плохо; и к тому же очень склонны к воровству».
Будучи во Франции, он отзывался о своей родине так: «В России умные, талантливые и честные люди — большая редкость».
В знаменитых спорах между так называемыми западниками и славянофилами, а именно такие дискуссии в основном преобладали в интеллектуальных и политических кругах России 19-го века, отголоски которых слышны до сих пор, Тургенев твердо занимал позицию тех, кто считал, что Россия — европейская страна. Он считал, что она должна остерегаться глупых выдумок о самобытном русском пути.
Однако эти выдумки вновь получили распространение в последние годы с легкой подачи русских националистов, Русской православной церкви и Министерства культуры, во главе которого стоит глубоко консервативный историк Владимир Мединский. Он всей душой не приемлет западную культуру и презирает современных западников, каким когда-то был Тургенев.
В то же время господин Мединский выделил финансовые средства на поддержание наследия Тургенева и его места в пантеоне российской литературы.
Его министерство финансировало реставрацию семейного имения Тургеневых и в ноябре открыло в центре Москвы новый музей, расположенный в доме матери писателя, которую Тургенев ненавидел, боялся и нежно любил.
На открытии музея присутствовал Путин, и теперь большой портрет президента висит там при входе.
К Тургеневу относятся с почитанием, потому что вне зависимости от того, что писатель иногда весьма пессимистично оценивал свою родину и ее народ, он был истинно русским человеком и одним из великих русских писателей.
Именно как великого писателя Тургенева почитают не только любящие литературу россияне, но и само государство, несмотря на его порой громко выражаемую враждебность к либеральным и проевропейским взглядам, которые писатель проповедовал в течение своей жизни.
Тургенев, родившийся в 1818 году, был особенно резок в описании жизни в деревнях, находившихся неподалеку от его имения. Оно располагается посреди березовой рощи и вековых дубов, недалеко от Мценска, серого провинциального городка к югу от российской столицы.
Местный мужик, — писал Тургенев в своем раннем романе „Записки охотника», содержавшем пронзительную критику крепостного права, — «невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти».
Несмотря на бедность и отсталость, в районе Мценска на свет появилось больше российских литературных гениев, чем в любом другом месте страны, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Вера Ефремова, директор Музея Тургенева в столице области Орле, говорит, что здесь жили 182 писателя, сыгравших видную роль в русской литературе.
Кроме Тургенева, здесь жили Иван Бунин, первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе, также видевший Россию в темных красках, живший за границей и бывший под запретом в советский период — и Николай Лесков, чья повесть «Леди Макбет Мценского уезда» легла в основу оперы Дмитрия Шостаковича.
Ее сюжет разворачивался вокруг супружеской измены и убийства. Сталин ненавидел эту оперу и распорядился о ее запрете.
«Здесь родилось такое количество писателей, что я даже не знаю всех их имен», — говорит Ефремова, возглавляющая комплекс, состоящий из четырех государственных литературных музеев в Орле и располагающий штатом из 124 кураторов и экскурсоводов.
Некоторые персонажи Тургенева столь дерзко высказывались о России, что, когда британский издательский дом «Пингвин Букс» (Penguin Books) процитировал один из этих пассажей в рамках рекламной кампании в лондонском метро, не указав источник цитаты, Министерство иностранных дел России пожаловалось на «отвратительную русофобию» Великобритании.
Цитата, о которой идет речь — «Аристократия, либерализм, прогресс, принципы… Бесполезные слова! Русским они не нужны», — это высказывание героя самого знаменитого романа Тургенева «Отцы и дети» мятежника-нигилиста Евгения Базарова. Часть произведения он написал в своем имении неподалеку от Мценска.
Министерство не объяснило, каким же именно образом слова персонажа из романа, написанного более 150 лет назад русским писателем, отражают современные предубеждения британцев в отношении России.
Однако то, что Министерство иностранных дел называет русофобией — его типичный ответ на любую критику в отношении России — на самом деле, всегда было вовсе не иностранным недугом, а русским. Этот термин придумал в 1876 году русский дипломат-славянофил, чтобы описать то, что он расценивал как излишне критическое мнение о России его сограждан-россиян.
Директор поместья Тургенева госпожа Левина рассердилась, услышав предположение, что у писателя, возможно, была склонность к русофобии, но признала, что «он не был и националистом».
«Он был человеком мира и чувствовал себя комфортно в любой стране» — говорит она.
Во время экскурсии по его имению она остановилась у висящей в кабинете Тургенева иконы с изображением Иисуса Христа и объяснила, что писатель никогда не был набожен — он даже сомневался в существовании Бога — но оставил икону, потому что она в течение нескольких поколений хранилась в этой благородной семье.
Российское государство делает то же самое. Все больше связывая себя с воинственным национализмом, оно отметает либеральные ценности, сторонником которых был Тургенев, но все равно почитает при этом его как члена семьи.
Неприязнь, которую Тургенев испытывал к пьянству и разгильдяйству, вызывала такое раздражение у некоторых его соотечественников, особенно, тех, кто был склонен к привычкам, которые он презирал, что Федор Достоевский, его современник и убежденный славянофил, призывал его достать телескоп, чтобы отчетливее и с большим сочувствием увидеть Россию.
Некоторые бескомпромиссные российские националисты снова вспомнили об этом, требуя, чтобы книги Тургенева исключили из школьной программы, потому что писатель был слишком очарован Западом.
Тургенев не принимал некоторые общепринятые нормы собственной страны. «Он никогда не пил водку, всегда предпочитая ей вино», — рассказала госпожа Левина, директор имения.
Но все же добавила она: «Он был выдающимся русским писателем. Вот что по-настоящему значимо».
Тургенев Иван | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – представитель плеяды великих русских писателей-реалистов XIX столетия, романист, драматург, поэт и переводчик. Успешный и состоятельный литератор, Тургенев стал связующим звеном между литературными кругами России и Западной Европы. Он открыл богатство и глубину русской литературы западному читателю.
Детство и юность
Родился будущий писатель 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье кавалерийского офицера Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутовиновой. Ранние годы писателя трудно назвать счастливыми и беззаботными, хотя семейство жило в большом достатке. Родители Ивана, заключившие брак по расчёту, не любили друг друга. Мать, несмотря на природный ум, была женщиной деспотичной, властной и жестокой. Детей она била, доставалось и её любимчику Ивану.
Детство Тургенева прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново. В доме говорили исключительно по-французски, детей воспитывали гувернёры-иностранцы, которые и учили маленького Ивана читать и писать. Тургеневы много путешествовали будущий писатель впервые посетил Европу, когда ему было всего 4 года. Впрочем, русскую культуру в семье ценили не меньше, чем наследие Запада. Будучи женщиной начитанной и эрудированной, Варвара Петровна не жалела денег на учителей и книги, общалась со многими знаменитыми литераторами того времени, в том числе с В.А. Жуковским, не пропускала книжные новинки.
Образование
В 1827 году, когда Ивану было 9 лет, семья Тургенева перебралась в Москву, чтобы дать детям достойное образование. Будущий писатель учился в частных заведениях для детей из богатых дворянских родов – сначала в домашнем пансионе И.И. Вейденгаммера, затем в пансионе И. Ф. Краузе, директора Лазаревского института восточных языков. Иностранные языки Тургенев блестяще знал с детства: именно это позволило ему впоследствии стать переводчиком и «проводником» русских книг за рубежом.
В 1830 году отец Тургенева не выдержал несчастного брака и ушёл из семьи, а спустя четыре года умер. Эти события наложили серьёзный отпечаток на юность Тургенева, хотя Иван и не был близок с отцом.
В 1833 году 15-летний Иван Тургенев поступил на словесное отделение Московского университета, но уже через год юноше пришлось покинуть его стены: семья перебралась в Санкт-Петербург. Иван продолжил учёбу на философском факультете Петербургского университета, который и окончил в 1836 году со степенью действительного студента (в те годы в России была принята четырёхступенчатая система научных степеней).
Тургенев всерьёз задумывался о научной карьере. В 1837 году он получил учёную степень кандидата университета, существовавшую в России с 1804 по 1884 гг. и приблизительно сопоставимую с современной степенью магистра. В 1838 году 20-летний Иван отправился за границу. В Берлине он слушал лекции философов и филологов, изучал древние языки и античную литературу, ознакомился с философией Гегеля.
Атмосфера западноевропейского университета, дух немецкого идеализма, сама жизнь на Западе нашли в сердце Тургенева огромный отклик. Семена «западничества» упали на подготовленную почву – Иван Сергеевич с детства был погружен в атмосферу европейской культуры. Тургенев проникся европейскими идеями гуманизма и прогресса, величайшей ценности человеческого духа, и пронёс эти юношеские убеждения через всю жизнь.
В 1839 году Иван Тургенев ненадолго приехал на родину, где в его семье случилось несчастье: сгорел старый дом в Спасском-Лутовинове. Впрочем, надолго в России Тургенев не задержался: 1840 год он вновь встретил в Европе, путешествуя по Германии, Австрии и Италии.
На родину Тургенев вернулся только в 1841 году. Попытка получить степень магистра философии не увенчалась успехом: в 1842 году в Московском университете не нашлось ни одного штатного профессора философии, и у Тургенева попросту некому было принять экзамен. Тогда Иван Сергеевич уехал в Петербург, получил степень магистра по греческой и латинской филологии и даже написал диссертацию, которую не стал защищать. К этому времени желание заниматься наукой постепенно сошло у Тургенева на нет: его всё больше привлекало литературное поприще.
Творческий путь
Первые шаги в литературе Тургенев сделал, будучи ещё студентом. Первоначально он намеревался посвятить себя поэзии и в 1834 году написал поэму «Стено». Иван решился показать свой труд профессору П.А. Плетнёву, известному в те годы мастеру словесного искусства, редактору, поэту пушкинского круга. Знаменитый критик строго разобрал студенческий опус, но сдержанно похвалил юного автора, а впоследствии даже опубликовал в журнале «Современник» пару его стихотворений – «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1830–1840-е гг. Тургенев начал обрастать литературными связями. Он познакомился с В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, А.А. Фетом, встречался с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.
В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша», заслужившая высокую оценку критиков, в том числе В. Г. Белинского. С этого времени зародилась крепкая дружба писателя и критика. В том же году 25-летний Иван Сергеевич написал стихотворение «В дороге», также известное по первой строке как «Утро туманное, утро седое…» – переложенное на музыку, оно стало знаменитым русским романсом. Воспоминания о былой любви, настроение разлуки и угасания поддерживались в нём печальными картинами зимней природы.
Со второй половины 1840-х гг. Тургенев всё больше обращался к прозе и драматургии. Он работал над повестями «Бретёр» и «Три портрета», а с 1847 года стал постоянным автором журнала «Современник», который тогда перешёл в руки И.И. Панаева и Н.А. Некрасова. На страницах этого журнала появились первые рассказы цикла «Записки охотника», сделавшие их автора знаменитым. Цикл печатался почти четыре года, а в 1852 году вышел отдельной книгой. В основе рассказов лежали впечатления автора от жизни в Спасском-Лутовинове, наблюдения за бытом и сознанием простого народа. За поэтичностью пейзажных описаний, метафоричностью и живыми голосами тургеневских персонажей вставали и общественно-политические, и гуманистические идеалы автора, его искренняя ненависть к крепостному праву. Не случайно после выхода «Записок охотника» отдельной книгой цензор, пропустивший её в печать, был уволен: из совокупности текстов вырастали новые смыслы, незаметные в журнальных публикациях отдельных рассказов и очерков.
В 1847 году Тургенев снова уехал в Европу – на этот раз вместе со своим другом Белинским. Огромное впечатление на писателя произвели революционные события 1848 года во Франции, свидетелем которых он стал, живя в Париже. Пережитый страх навсегда сделал Тургенева противником кровопролития, насилия и бунтов.
В 1848–1851 гг. Тургенев работал над такими драматургическими произведениями как «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Некоторые пьесы пользовались успехом у читателей и зрителей, хотя критики считали его произведения «несценичными», затянутыми, лишёнными живости. Впрочем, за рубежом Тургенев-драматург пользовался большим успехом, и его пьесы включались в репертуар французских, немецких и австрийских театров.
В начале 1850-х гг. Тургенев то жил за границей, то возвращался в Россию. Некоторые его работы того времени, в том числе некролог Н.В. Гоголю, не пропущенный цензурой, антикрепостнические настроения «Записок охотника», дружба с В.Г. Белинским и А.И. Герценом не могли не привлечь внимание властей. В 1852 году Тургеневу запретили жить в столицах, и он вновь отправился в родовое имение Спасское-Лутовиново – на сей раз в ссылку. Разрешение посещать Москву и Санкт-Петербург писатель получил лишь два года спустя, а написанные им важнейшие произведения этих лет увидели свет только после смерти императора Николая I: в 1856 году вышел роман «Рудин», а три года спустя – роман «Дворянское гнездо».
1860-е гг. ознаменовались творчеством Тургенева в жанре романа. В 1860 году в журнале «Русский вестник» М.Н. Каткова вышел роман «Накануне», а в 1862 году там же увидел свет самый знаменитый роман писателя «Отцы и дети». Книга произвела фурор в русском литературном обществе. В стране, где только что было отменено крепостное право, а впереди маячили новые великие реформы, образ Базарова стал воплощением мировоззрения большинства молодых интеллигентов. Жестокий разрыв между идеалами различных поколений, глубокая внутренняя драма каждого героя нашли глубокий отклик в сердцах читателей и критиков.
Годы реформ ознаменовали для Тургенева разрыв с его прежними друзьями – А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Н.А. Добролюбовым, М.А. Бакуниным. Писатель не разделял их революционных настроений, да и эстетические их установки были ему чужды. Искусство, по Тургеневу, не должно было целиком и полностью подчиняться идеологии, становиться рупором пропаганды. Поссорился Тургенев и с Л.Н. Толстым, и с А.А. Фетом.
К концу 1860-х гг. прекратилось сотрудничество Ивана Сергеевича с М.Н. Катковым, находившимся по другую сторону политических баррикад – на стороне консервативно-охранительной. За вышедший в 1867 году роман «Дым», в котором Тургенев критически и даже сатирически изобразил представителей всех общественных течений, автора, по его собственным словам, «ругали все – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».
В 1863 году И. С. Тургенев окончательно перебрался за границу и поселился в Баден-Бадене. В Европе он принял на себя роль своеобразного «переводчика» – как в широком культурном смысле, так и в узкоспециальном. Иван Сергеевич знакомил европейское общество с произведениями русской литературы, а русского читателя – с зарубежными авторами. Тургенев много переводил сам, редактировал и комментировал чужие переводы.
В Европе Тургенев быстро обрастал литературными связями. Он встречался и вёл переписку со многими известнейшими писателями второй половины XIX века: Уильямом Теккереем, Чарльзом Диккенсом, Генри Джеймсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Эмилем Золя, Анатолем Франсом, Ги де Мопассаном, Альфонсом Доде, Гюставом Флобером и другими.
В истории литературы остались регулярные встречи Гюстава Флобера, Эдмона Гонкура, Альфонса Доде, Эмиля Золя и Ивана Тургенева в парижских ресторанах. С 1874 года писатели раз в месяц собирались на «обед освистанных авторов», чтобы поговорить о литературе, искусстве, языке. Душой этого эстетически-гастрономического кружка был Тургенев.
К концу 1870-х гг. слава Тургенева сделала его самым востребованным русским писателем в Европе. Свидетельством тому стало присуждение в 1879 году Тургеневу звания почётного доктора Оксфордского университета: ни один литератор доселе не удостаивался такой чести.
В 1877 году в журнале «Вестник Европы», с которым Тургенев сотрудничал с 1868 года, вышел его последний роман «Новь». Как ранее «Дым», он был воспринят в штыки и приверженцами самодержавия, и революционерами-народниками. Впрочем, впоследствии критика немного смягчила своё отношение к труду писателя.
Последним и прощальным произведением Тургенева стал цикл его лирических миниатюр своеобразного жанра, определённого автором как «стихотворения в прозе». Это были небольшие зарисовки, посвящённые важнейшим для писателя темам – родине, литературе, искусству, любви и родной словесности. Стихотворение «Русский язык» осталось в истории русской литературы как лирический манифест не только самого Тургенева, но и всех русских писателей и поэтов, для которых величие языка и значение искусства неразрывно связаны с историей и общественной жизнью страны и народа.
Семья и личная жизнь
В жизни Тургенева было много влюблённостей, но семьёй писатель так и не обзавёлся. Среди возлюбленных его молодости оказались и княгиня Екатерина Шаховская, и белошвейка Дуня Иванова. На последней Тургенев даже хотел жениться, но мать писателя была категорически против неравного брака, и женитьба не состоялась. В 1842 году Авдотья родила дочь, которую писатель смог официально признать лишь в 1857 году. Были в жизни Тургенева и другие увлечения – сестра революционера М.А. Бакунина Татьяна Александровна, дальняя родственница самого писателя Ольга Александровна Тургенева, сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна.
В 1843 году писатель познакомился со знаменитой французской оперной певицей Полиной Виардо, приехавшей на гастроли в российскую столицу, и её мужем Луи Виардо – писателем, литературным критиком, искусствоведом и театральным деятелем. Возникшая привязанность к Полине заставила Тургенева уехать за семейством Виардо во Францию – вопреки воле матери и без денег.
С Полиной писатель старался не расставаться в течение всей оставшейся жизни. В начале 1860-х гг. он поселился с семьёй Виардо в Баден-Бадене, а в 1870-х гг. перебрался за ними в Париж. В доме Виардо воспитывалась и внебрачная дочь Тургенева Пелагея. Насколько близкими были отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо, остаётся только догадываться и по сей день.
В 1879 году 61-летний Тургенев влюбился в 25-летнюю Марию Савину – актрису, исполнявшую роль Верочки в его пьесе «Месяц в деревне». Чувства пожилого писателя не нашли отклика в душе молодой женщины: она относилась к Тургеневу скорее по-дружески.
Смерть
В поздние годы Иван Сергеевич много болел. Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий. Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет, вероятнее всего – от рака позвоночника. Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.
И.С. Тургенев вошёл в историю мировой литературы как проницательный драматург, тонкий лирик и романист-классик. Произведения писателя отразили всю сложность и многообразие российской жизни второй половины XIX столетия – времени реформ, общественной борьбы и мировоззренческих кризисов. Творчество Тургенева и его просветительская и переводческая деятельность заметно повлияли на труды западноевропейских авторов. Иван Сергеевич открыл Европе русскую литературу… и самого себя.
Библиография
Библиография Тургенева очень обширна, в неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия. Назовём наиболее известные произведения писателя.
Романы:Рудин (1855)
Дворянское гнездо (1858)
Накануне (1860)
Отцы и дети (1862)
Дым (1867)
Новь (1877)
Рассказы и повести:Записки охотника (рассказы «Бежин луг», «Гамлет Щигровского уезда», «Ермолай и мельничиха», «Живые мощи», «Певцы», «Уездный лекарь», «Хорь и Калиныч» и др. ) (1847–1851)
Муму (1852)
Ася (1858)
Первая любовь (1860)
Призраки (1864)
Странная история (1870)
Вешние воды (1872)
Пунин и Бабурин (1874)
Песнь торжествующей любви (1881)
Клара Милич (После смерти) (1883)
Une fin (Конец) (1883)
Пьесы:Где тонко, там и рвётся (1848)
Нахлебник (1848)
Завтрак у предводителя (1849)
Холостяк (1849)
Месяц в деревне (1850)
Провинциалка (1851)
Стихи и стихотворения в прозе:В дороге («Утро туманное») (1843)
Стихотворения в прозе (1877–1882)
Тургенев пренебрежительно отзывается о России, но до сих пор превозносит его как литературную звезду в обидчивом Кремле
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета отремонтирован как витрина национальной гордости. Кредит … Сергей Пономарев для The New York TimesМЦЕНСК, Россия — Президент России Владимир В. Путин часто упивался величием русской культуры , особенно таких литературных гигантов, как Иван Тургенев, чей загородный особняк Российское государство недавно отремонтировал как витрину национальной гордости.
Но г-н Путин и его чиновники, возможно, захотят поближе познакомиться с писателем. Тургенев, неугомонный либерал-космополит, умерший под Парижем в 1883 году, имел весьма мрачное представление о своей стране.
«Он никогда ничего не идеализировал и описывал ту действительность, которую видел», — призналась Елена Левина, директор родового имения Тургеневых, которое открылось для публики в январе после масштабных ремонтных работ. «Иногда это было некрасиво».
Внутри теперь уже государственного особняка писателя в 200 милях к югу от Москвы восхваление России как самоуверенной культурной державы беспокойно сталкивается с постоянными напоминаниями о другой, менее безопасной стране, стремящейся присоединиться к Западу.
Иван Тургенев (1818-83)Кредит…J. & L. Allgeyer/Hulton Archive, via Getty ImagesМногие книги в библиотеке Тургенева написаны на французском и немецком языках, двух из семи языков, которые он знал, помимо русского.
Картины и рисунки на стенах напоминают о многих годах, которые он прожил за пределами России — учился в колледже в Берлине, жил в немецком курортном городе Баден-Баден, а затем во Франции, где закрутил обреченный роман с Полиной Виардо, замужней Французский оперный певец испанского происхождения.
В его письмах иногда встречаются испепеляющие комментарии о его родине, по которой он очень скучал, когда отсутствовал, но также часто сожалел.
«Русские люди ленивы и медлительны, не приучены ни к самостоятельному мышлению, ни к последовательным действиям», — писал Тургенев в письме 1857 года консервативной русской графине. «Но необходимость — это великое слово! — вытащит из берлоги даже этого медведя».
Особняк Тургенева находится в 200 милях к югу от Москвы. Кредит … Сергей Пономарев для The New York TimesОн не сильно смягчился со временем, написав два десятилетия спустя другу: «Мы так отвратительно бедны в России — в этом проблема и почему мы так склонны воровать».
Из Франции он доставил такое суждение о своей родине: «В России умные, талантливые и честные люди очень редки».
В большом споре между так называемыми западниками и славянофилами, который доминировал в интеллектуальных и политических дискуссиях в России XIX века и продолжается до сих пор, Тургенев твердо стоял на стороне тех, кто думал, что Россия принадлежит Европе, и должен избегать того, что он считал глупыми фантазиями. отдельного русского пути.
Но в последние годы эти фантазии снова разлетелись, продвигаемые националистами «Россия прежде всего», Русской православной церковью, а также Министерством культуры во главе с глубоко консервативным историком Владимиром Мединским, который яростно настроен против западной культуры и презирает современность. дневные версии западников вроде Тургенева.
Рабочие в особняке Тургенева в феврале. Кредит… Сергей Пономарев для The New York TimesНо в то же время г-н Мединский вложил деньги в прославление Тургенева и его места в пантеоне русской литературы.
Его министерство финансировало восстановление родового имения Тургеневых, а в ноябре открыло новый музей в центре Москвы, разместившийся в бывшем доме матери писателя, которую Тургенев ненавидел, боялся и очень любил.
На открытии присутствовал г-н Путин, и сейчас в вестибюле доминирует большая фотография президента.
Эти прославления Тургенева происходят потому, что, как бы Тургенев ни был временами диспепсическим в суждениях о своей стране и ее народе, он был бесспорно русским и одним из ее великих писателей.
Таким образом, он занимает надежное место в сердце не только русских, любящих литературу, но и российского государства, несмотря на его часто напыщенную враждебность к либеральному, европейскому делу, которое писатель продвигал на протяжении всей своей жизни.
Тургенев, родившийся в 1818 году, особенно резок в описании жизни в деревнях вокруг своего имения, расположенного среди березового леса и вековых дубов близ Мценска, унылого провинциального городка к югу от российской столицы.
Местный крестьянин, писал Тургенев в раннем романе «Охотничьи зарисовки», жгучем обвинительном приговоре крепостному праву, «согнут фигурой, угрюм и подозрительно смотрит; живет в убогих лачугах осиновых, работает холопом на полях, ничем не торгует, плохо питается и ходит в лаптях».
Однако, при всей своей бедности и отсталости, Мценский край дал больше русских литературных талантов, чем где бы то ни было в стране, кроме Москвы и Петербурга.
Вера Ефремова, директор Музея Тургенева в областном центре Орле, сказала, что область воспитала таланты 182 выдающихся писателей.
Многие книги в библиотеке Тургенева написаны на французском и немецком языках, двух из семи языков, которые он знал, кроме русского. Кредит…Сергей Пономарев для The New York TimesПомимо Тургенева, в их число входят Иван Бунин, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе, который также имел мрачное представление о России, жил за границей и был запрещен в советский период, и Николай Лесков, чья повесть «Леди Макбет Мценского уезда» была превращена в оперу композитором Дмитрием Шостаковичем.
Сталин ненавидел оперу, которая вращается вокруг прелюбодеяния и убийства, и запретил ее.
«Здесь так много писателей, что даже я не знаю всех их имен», — говорит г-жа Ефремова, возглавляющая сеть из четырех бюджетных литературных музеев в Орле и штат из 124 кураторов и экскурсоводов.
Некоторые тургеневские персонажи говорили о России такие гадости, что, когда британское издательство Penguin Books процитировало одно из них без указания авторства в рекламной кампании в лондонском метро, МИД России пожаловался на «отвратительную русофобию» Великобритании.
Цитата, о которой идет речь — «Аристократия, либерализм, прогресс, принципы… Бесполезные слова! Русскому они не нужны». — исходил от Евгения Базарова, бунтаря-нигилиста в самом известном романе Тургенева «Отцы и дети», часть которого он написал в своем имении под Мценском.
Усадьба писателя находится под Мценском, унылым провинциальным городком. Фото… Сергей Пономарев для The New York TimesВ министерстве не пояснили, как раскрываются слова русского персонажа в романе, написанном более 150 лет назад русским современные британские предрассудки по отношению к России.
Но то, что министерство называет «русофобией» — его стандартная реакция на любую критику России, — на самом деле никогда не было иностранной болезнью, а русской. Этот термин был придуман в 1876 году русским дипломатом-славянофилом для описания того, что он считал чрезмерно критическим взглядом на Россию со стороны своих соотечественников.
Г-жа Левина, директор имения Тургенева, возмутилась предположением, что писатель, возможно, имел «русофобские» наклонности, но признала, что «националистом он тоже не был».
«Он был светским человеком и чувствовал себя комфортно в любой стране», — сказала она.
Во время экскурсии по особняку она остановилась у иконы Иисуса, висевшей в кабинете Тургенева, и объяснила, что писатель никогда не был религиозен и даже сомневался в существовании Бога, но хранил икону, потому что она находилась в его дворянской семье много лет. поколения.
Российское государство делает то же самое. Все более привязанный к воинственному национализму, он отвергает либеральные ценности, поддерживаемые Тургеневым, но по-прежнему почитает его как члена семьи.
Отвращение Тургенева к пьяному беспорядку и неряшливости так раздражало некоторых его соотечественников, особенно склонных к привычкам, которые он порицал, что Федор Достоевский, современник и убежденный славянофил, уговаривал его достать подзорную трубу, чтобы он мог видеть Россию яснее и яснее. более сочувственно.
Несколько бескомпромиссных русских националистов снова взялись за эту дубину, потребовав изъять книги Тургенева из школьной программы, потому что он был слишком увлечен Западом.
Тургенев был настолько не в ладах с некоторыми условностями своей страны, что «он никогда не пил водку и всегда предпочитал вино», — сказала директор имения госпожа Левина.
Но все же добавила: «Он был необыкновенным русским писателем. Это все, что действительно важно».
Тургенев и русская культура — Очерки в честь Ричарда Писа
Предварительный материал
- Страницы:
- я – ви
Ричард Пис: благодарность
- Страницы:
- 1–6
Тургенев и русская культура
- Страницы:
- 7–26
Смерть и дева: повествование, космос, пол и идентичность в
Азии- Страницы:
- 27–52
«Поэзия московского бытия»: анализ романа Н.
М. Языкова « Весенняя ночь »- Страницы:
- 53–82
Действительно ли
Кармен прибыла из России (с небольшой помощью Тургенева)?- Страницы:
- 83–102
Тургенев и сфинкс
- Страницы:
- 103–126
«Застегнутый» герой своего времени: использование Тургеневым языка рудиментарных маркеров в
Рудине- Страницы:
127–134
Мистический союз в философии Владимира Соловьева
- Страницы:
- 135–156
Первая любовь и последний обряд: от Ивана Тургенева до Джона Банвиля
- Страницы:
- 157–174
Использование поэзии в тургеневской прозе: 90 136 Тихое место 90 137
- Страницы:
- 175–192
«Авангард, знаете ли, легко может стать арьергардом.
Все, что нужно, — это сменить направление». Анатолий Эфрос. Постановка Месяц в деревне : Диалог со Станиславским.- Страницы:
- 193–204
Толстой: Великие люди и математическая механика истории.
- Страницы:
- 205–220
Послевоенный британский
Месяц (с) в Стране- Страницы:
- 221–236
Поклонение золотому тельцу: представление интеллигенции о буржуазном мире в николаевское время
- Страницы:
- 237–257
Темная сторона Тургенева.
- Страницы:
- 259–265
Парадоксы пародии: заметки о творчестве Михаила Зощенко и Евгения Попова
- Страницы:
- 267–283
Dulcis fumus patriae: Тютчев, Тургенев и
Дым- Страницы:
- 285–300
- Страницы:
- 301–332
Ностальгические видения и мнемонические образы: аллюзии Цветаевой на гетианское мировоззрение Ивана Тургенева
- Страницы:
- 333–345
Иван Тургенев
Фантомы : Призрак колебания- Страницы:
- 347–362
Публикации Ричарда Писа
- Страницы:
- 363–372
«С его глубокими, но очень читабельными исследованиями произведений Тургенева и его культурной среды, Тургенев и русская культура окажется полезным как для специалистов, так и для широкой аудитории». в: Славянский и восточноевропейский журнал 53.4 (зима 2009 г.)
Дерек ОФФОРД: Ричард Пис: признание
Джо ЭНДРЮ: Введение: Тургенев и русская культура
Джо ЭНДРЮ: Смерть и дева: повествование, пространство, гендер и идентичность в Азия
Михаил БАСКЕР: «Поэзия московского бытия»: анализ романа Н.М. Языкова Весенняя ночь
А.Д.П. БРИГГС: Действительно ли Кармен прибыла из России (с небольшой помощью Тургенева)?
Леон БЕРНЕТТ: Тургенев и Сфинкс
Борис КРИСТА: «Застегнутый» герой своего времени: использование Тургеневым языка рудиментарных маркеров в Рудин
Рут КОАТС: Мистический союз в философии Владимира Соловьева
Нил КОРНУЭЛЛ : Первая любовь и последний обряд: от Ивана Тургенева до Джона Бэнвиля
Эрик Де ХАРД: Использование поэзии в тургеневской прозе: Тихое место
Рос ДИКСОН: «Знаете, авангард может легко стать арьергардом. Все, что нужно, это сменить направление».