Россия и византия: Россия — наследница Византии? • Arzamas

«Русь решила стать преемницей Византии с чужой подсказки» – Огонек № 20 (5276) от 27.05.2013

Вот уже 560 лет Россия хранит византийское наследство, которое странным образом отделяет ее от Европы

Давид Гзгзян, член Межсоборного присутствия РПЦ

В конце мая 1453 года, более полтысячелетия назад, пал Константинополь и погибла византийская цивилизация. Этот крах дал Москве новое наименование — Третий Рим — и новую национальную идею: защиты православной ойкумены. О том, как она влияет на нас до сих пор, «Огонек» поговорил с Давидом Гзгзяном, заведующим кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института, членом Межсоборного присутствия РПЦ.

— Идеологема «Москва — Третий Рим» прочно связана с представлениями об особой роли России в мире, которые мы то и дело реанимируем. Это византийское наследство?

— Падение Константинополя, конечно, стало событием, которое во многом определило историю российской государственности и российского извода православия.

Однако я бы не торопился воспроизводить привычную логику: пала Византия и Русь тут же заимствовала у нее мессианскую идею. Во-первых, сомнительно само наличие такой идеи у Византии. Во-вторых, заимствование если и было, то далеко не такое линейное, как часто представляется. Любопытно, например, что стать преемницей Византии Русь решила не сама, а с чужой подсказки, причем подсказчиком выступал не кто иной, как первый Рим. Или его продолжатель. Оттуда же вывозилась в качестве второй будущей супруги Ивана III Зоя Палеолог, племянница последнего византийского императора, которая на русской почве станет Софьей. Прямо же идея Третьего Рима, как известно, прозвучала из уст инока Филофея, но все забывают, что он был иноком одного из псковских монастырей, а Псковская республика буквально за 10-15 лет до написания этой формулы фактически была оккупирована Москвой. Поэтому Филофей, обращаясь к своему новому властелину, Василию III, идеей Третьего Рима просто увещевает православного государя, защитника веры быть внимательнее и заботливее по отношению к свежеприобретенным территориям.
Наконец, давайте вспомним, что Иван Грозный возводил свое царское достоинство к Октавиану Августу, что с идеей Третьего Рима плохо коррелирует. Когда уже позже Петру I Сенат даровал титул Отца Отечества, вновь была воспроизведена титулатура Римского Сената, и даже когда Петр стал императором, о Византии вспоминали меньше всего. Так что наследие Константинополя нашим государям не было особенно интересно.

— Однако же идея сохранилась в массовом сознании. Может быть, она существовала и развивалась на церковной почве?

— В действительности массовый охват она приобрела едва ли не в советский и постсоветский периоды нашей истории. Не исключено, что подлинным глашатаем идеи стал актер Николай Черкасов, который произнес знаменитую тираду о Риме, выступая в роли Ивана Грозного. Он, видимо, так запомнился нашим соотечественникам, что «третьеримская» имперская идеологема заслонила собой все другие.

Если же говорить о церковной истории или даже о духовной, то на нее, конечно, сильнейшим образом повлиял сам момент падения. Например, он породил болезненный вопрос: почему это случилось со вторым Римом? Есть ли здесь какая-то вина Константинополя? Неоднозначность судьбы Византии явно повлияла на характер противостояния никониан и старообрядцев. Первые настаивали на восстановлении единства православного мира и призывали ориентироваться для этого на греков, на Византию, которая воспринималась как родоначальник всего образцового. На что будущие раскольники резонно отвечали: если греки дошли до того, что они пали, зачем с них брать пример?

Россия не столько пыталась подражать величию второго Рима, сколько пыталась избежать его судьбы.

— Боязнь краха заставляет теснее сплачивать ряды. Так судьба Византии подстегнула нашу мобилизацию и приучила к закрытости?

— Если сравнивать Византию с Римской империей, легко заметить, что последняя оказался цивилизацией, способной к расширению и экспорту своих идеалов, в то время как Византия больше себя консервировала. Любопытно, что восприятие православия Русью не стало для Константинополя актом политической, экономической или культурной экспансии, ему было достаточно, что удалось замириться с этими опасными «варварами», которые все больше беспокоят. Действительно, после передачи Византией своей религии восточным славянам акты вооруженной агрессии прекратились, и путь из варяг в греки превратился в коммуникацию исключительно торгового назначения. И все, больше, как выяснилось, никакого замысла не было: ни открывать на Руси университеты, ни внедрять здесь ученое православие никто не собирался. Поэтому я и говорю, что мессианство как таковое Византии было в целом чуждо.

С другой стороны, периодически отмечающаяся в истории российская закрытость и связанная с ней идея «особого пути» во многом отличалась от византийской: все-таки в последнем случае закрывались от варварского мира. От Запада, даже не смотря на раскол христианских церквей, Константинополь никогда полностью не отгораживался — это было конкурентное сосуществование, с четким осознанием единства культурного корня. Россия в первой половине XVII века в силу противостояния с ливонцами, поляками и шведами или, например, в советское время пошла еще дальше, отказавшись от всяких общих корней.

Появилась идея принципиального несходства цивилизаций, причем антиподом выступал именно Запад и практически никогда Степь. Любопытно, что мысль о цивилизационных типах получила развитие в России XIX века раньше, чем в Западной Европе.

— Видимо, еще один вариант смешения разных традиций в нашей культуре — это сочетание западной идеи развития, экспансии с византийской идеей сохранения статус-кво. Они плохо мирятся, разве что в концепции Третьего Рима. Можно сказать, что мы были непоследовательными учениками Византии?

— Мы по-хорошему и не ходили у нее в учениках. Перенимали скорее вопреки, чем благодаря. Как уже отмечалось, Византия была системой, мало склонной учить других. Показательны в этом смысле ее высшие учебные заведения. Европейские университеты были для средневековой Европы явлением новым, и до поры до времени власть не знала, как и насколько следует их контролировать. Поэтому они, особенно на заре своего существования, превратились в «рассадники свободомыслия».

Ничего похожего в Константинопольском университете быть не могло: он существовал лишь для того, чтобы воспроизводить грамотных чиновников для внутренних нужд. Когда не стало ни чиновников, ни самой Византии, ее университеты канули в небытие. Как и культура в целом. 1453 год стал поэтому не просто годом военного поражения Константинополя, а годом заката богатейшей и блестящей цивилизации.

После падения Византии мир, очевидно, стал беднее, однако почти не осознал этого. Мы гораздо лучше осведомлены о культуре античности или средневековой Европы, чем о византийской. Сама дисциплина — византинистика — оформилась к рубежу XIX-XX веков. Европа тогда узнала, что Византия была страной почти поголовной грамотности, что беспрецедентно для того времени. Кроме того, это была страна оригинальнейшего сплава сакрального пространства и повседневности. Там, например, вельможные дамы в личной переписке обменивались впечатлениями, какое из житий какого святого производит на них большее эстетическое впечатление, и советовали друг другу наставников из числа известных монашествующих.

Их мужья при этом «в свободное от работы время» могли предаваться духовной практике исихазма. И наконец, феномен увядания империи по-прежнему плохо объяснен. Когда сейчас только ленивый не говорит, что Европа переживает тяжелый период смешения культур и нашествия «нового варварства», трагический пример Византии может оказаться полезным предупреждением, если постараться всерьез понять, что в нем было ценного, а что пагубного. В отличие от первого Рима, который все-таки поддается рациональному описанию, Византия полна тайн и загадок и умеет очаровывать даже собственных исследователей. Эта цивилизация, несомненно, заслуживает того, чтобы глубоко в нее погрузиться, иначе то воздействие, которое она оказала на нашу культуру, так и останется предметом мифотворчества.

Беседовала Ольга Филина

Россия как преемница Византии

«я» и «ты», ведущего к их единству.

Интеграционная сущность Российской цивилизации, присущее ей стремление к формированию горизонтов совместного духовного опыта, свойственный ей глобально-евразийский характер и соборно-персоналистический смысл органически следуют из ее гуманистических начал, творчески воспринятых от Византии.

В духовном облике России более чем в облике Византии присутствуют черты милосердия, сострадания, жертвенности, совестливости, сердечности, братского единения в любви и соборности. Россия стремится обрести глубинные основания социальной жизни, социальных и правовых порядков в ценностном порядке соборности и сердечной любви. На фоне византийского российский гуманизм выделяется своими деятельными, преображающими, эргетическими началами, что сделало Россию одной из наиболее динамично развивающихся цивилизаций в истории человечества.

Россия со всем основанием может быть названа гуманистической цивилизацией. Она может быть охарактеризована как цивилизация евразийского гуманизма. Присущая ей этика достоинства сыграла колоссальную роль в оформлении гуманизма на всем Евразийском континенте. Как вселенной евразийского гуманизма России принадлежит существенная роль в формировании Евразии как духовной целостности.

Россия со всем основанием может быть увидена средоточием евразийской гуманистической традиции, оплотом и защитником гуманистических ценностей Евразии – ценностей свободы, духовно-творческого самовыражения, человечности, связывающей личности солидарности и взаимного служения.

8. Россия как космос Экологической цивилизации

Формы и ценности Экологической цивилизации были раскрыты в византийской истории. В своем уникальном историческом пути Византийская цивилизация определила и выразила основополагающие экологические принципы, явила зрелое и развитое экологическое сознание. В сфере экологии Византия предложила ценностные стандарты и ориентиры, которые стали достоянием всего человечества. Их осваивали и ими вдохновлялись различные цивилизации и культурные миры.

Парадигмальное представление о жизнестроении для Византии было связано с понятием дома (οἶκος) (1). Представление о доме было ключевым жизнестроительным смыслом частной, государственной и церковной жизни. Оно конституировало все сферы социального бытия Византии, являлось основанием византийского общественного устройства. Оно отражалось в византийской исторической, экономической, естественнонаучной и социально-политической мысли, религиозной философии и теологии, породив множество терминов значимых как для византийского, так и современного культурного сознания (2).

К самой Византии в целом прилагалось понятие Дома, сама Византия рассматривалась и осознавалась ее обитателями как один грандиозный Дом (3)При этом, понятие дома совпадало с понятием семьи(также οἶκος), что придавало особый смысл всем реальностям, отраженным в этом понятии. Дом рассматривался в русле семейно-родственных отношений между отдельными людьми, странами и народами, между человеком и космосом, наконец, между человеком и Богом.

Византийская парадигма жизнестроения исходила из духовно насыщенного представления о доме-семье. Модель семейно-домовой общности распространялась на экономическую, национальную, государственную, церковную и духовную жизнь. В доме-семье человек ощущал себя ответственно сопричастным бытию других людей, бытию всего мироздания и бытию Бога. Дому-семье свойственны родственная забота, поддержка и внимание. В нем раскрывается глубинное родство людей между собой, их родство с космосом и с Богом.

Именно на основании представлений о семейно-домовой общности византийцами осуществлялись вселенские, универсальные (οἰκουμενικος) миростроительные задачи – формировалась византийская культурная ойкумена (οἰκουμένη), явившаяся воплощением византийского экологического сознания, связывающего экологическую тему, то есть все имеющее отношение к домоустройству (οἰκολογικός) (4) с представлением о семье.

Византийское понимание ойкумены подразумевало взаимодействие стран и народов на основании особой открытости. Эта открытость выражалась во включении народов и стран в обогащающее их византийское культурное пространство на правах суверенных субъектов, без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции. Она предполагала обретение подлинной универсальности и вселенскости (οικουμενικότητα) через осуществление идеала мировой семьи (5).

В своей истории Византия воплощала идею культурно-цивилизационного Дома-Семьи, приоритетной задачей которого было сбережение и творческое возделывание природной и культурной среды, сохранение и преумножение природных и культурных благ, защита и воспроизведение природных и культурных ресурсов.  В цивилизационной истории человечества Византия была выразителем и носителем экологической идеи, подлинно Экологической цивилизацией.

Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть подлинный смысл проекта Экологической цивилизации. Основные ценностные принципы Экологической цивилизации воплощены в византийской истории. Речь идет об осуществлении естественных культурных прав человека – неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Во-первых, права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Во-вторых, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение, преображение и творческое возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает базисом культурного творчества личности. И, наконец, права на развитие, то есть права на культурно-цивилизационное совершенствование, на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основании, а не вопреки им.

Будучи историческим выразителем культурных прав человечества, Византия может быть охарактеризована как цивилизация культурной справедливости — цивилизация, в которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обрели наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где была создана предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека.

В византийской истории реализовывался цивилизационно-экологический проект. Воплощенный византийской историей экологический императив означал сохранение культурного и природного наследия как источника развития будущего.

Идея Экологической цивилизации – византийская идея. Византия несла начала Экологической цивилизации. Парадигма Экологической цивилизации укоренена в ее глубинной истории, заложена в вековых традициях ее исторического пути. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, видение традиций источником синтезирования новых цивилизационных форм. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек.

Восприняв ядро Византийской цивилизации, Россия творчески воспроизвела его ценностное содержание. В своем историческом опыте Россия созидательно воплотила в жизнь византийский экологический императив, освоила, сохранила и транслировала стержневые принципы построения византийской ойкумены. Исторической миссией России стало их распространение на иные, более обширные географические пространства и культурные миры.

Специфика российского цивилизационного строительства находит свое раскрытие в представлении о доме.

Будучи стержневой парадигмой российского жизнестроения, образ дома соединяет в себе несколько смысловых планов. В российской цивилизационной лексике слово «дом» наряду со значением жилища и места обитания человека, также означает семью и родную землю – малую и большую Родину. Причем, слова «семья» и «Родина» имеют изначально тождественное значение, и слово «семья» содержит в себе смысл служения(6). Представление о доме-семье преодолевает рамки кровно-родственных отношений, и через понятие семьи-родины, проецируется на всю Российскую цивилизацию. Последняя раскрывается как большая Родина – единое цивилизационное здание, Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей и народов, разделяющих чувство глубокой сердечной привязанности к своему родному Дому-Семье, наделенному архетипическими чертами матери.

Пространство Российской цивилизации, подобно византийскому, зиждется на признании всеобщего родства людей, на принципах родственной открытости, выражающейся во всемирной, вселенской

Византийское влияние на Россию на протяжении веков — Университет Маккуори

Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.

Оригинальный язык английский
страницы (от) 279-290
Количество страниц 12
Journal Moder Зеландия)
Номер выпуска Культура и память
Статус публикации Опубликовано — 2006

  • АПА
  • Автор
  • БИБТЕКС
  • Гарвард
  • Стандарт
  • РИС
  • Ванкувер

@article{f4d151276d5f4f0db5bb5379a7c134a6,

title = «Византийское влияние на Россию на протяжении веков»,

abstract = «Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы, находящиеся вне ее непосредственного контроля, были значительными и длительными. С российской точки зрения Важнейшим наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русского общества и культуры, последовавшее за принятием в 10 веке православия предками современных россиян. глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию.В этой работе будет обсуждаться влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней.Интересно спросить, почему одна культура оказал такое глубокое влияние на столь многие аспекты другого.Основным в любом ответе является оценка взаимодействия и меняющихся отношений, которые произошли между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Начнем с краткого изложения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества».0003

автор = «Нонна Райан»,

год = «2006»,

язык = «английский»,

страницы = «279—290»,

журнал = «Современные греческие исследования (Австралия и Новая Зеландия) »,

issn = «1039-2831»,

издатель = «Ассоциация современных греческих исследований Австралии и Новой Зеландии»,

номер = «Культура и память»,

}

Райан, N 2006, «Византийский влияние на Россию на протяжении веков», Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия) , нет. Культура и память, стр. 279-290.

Византийское влияние на Россию на протяжении веков. / Райан, Нонна.

В: Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия), № Культура и память, 2006, с. 279-290.

Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование

TY – JOUR

T1 – Влияние Византии на Россию на протяжении веков — Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.

AB — Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.

M3 — Артикул

SP — 279

EP — 290

JO — Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия)

JF — Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия)

SN — 8039-02 — 3139-02 ИС — Культура и память

ER —

Византийская цивилизация и Древняя Русь — Всемирная история

Всемирная история

Наука
  • Анатомия и физиология
  • астрономия
  • Астрофизика
  • Биология
  • Химия
  • наука о планете Земля
  • Наука об окружающей среде
  • Органическая химия
  • Физика
Математика
  • Алгебра
  • Исчисление
  • Геометрия
  • Преалгебра
  • Предварительный расчет
  • Статистика
  • Тригонометрия
Гуманитарные науки
  • Английская грамматика
  • История США
  • Всемирная история
    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *