«Русь решила стать преемницей Византии с чужой подсказки» – Огонек № 20 (5276) от 27.05.2013
Вот уже 560 лет Россия хранит византийское наследство, которое странным образом отделяет ее от Европы
Давид Гзгзян, член Межсоборного присутствия РПЦ
В конце мая 1453 года, более полтысячелетия назад, пал Константинополь и погибла византийская цивилизация. Этот крах дал Москве новое наименование — Третий Рим — и новую национальную идею: защиты православной ойкумены. О том, как она влияет на нас до сих пор, «Огонек» поговорил с Давидом Гзгзяном, заведующим кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института, членом Межсоборного присутствия РПЦ.
— Идеологема «Москва — Третий Рим» прочно связана с представлениями об особой роли России в мире, которые мы то и дело реанимируем. Это византийское наследство?
— Падение Константинополя, конечно, стало событием, которое во многом определило историю российской государственности и российского извода православия.
— Однако же идея сохранилась в массовом сознании. Может быть, она существовала и развивалась на церковной почве?
— В действительности массовый охват она приобрела едва ли не в советский и постсоветский периоды нашей истории. Не исключено, что подлинным глашатаем идеи стал актер Николай Черкасов, который произнес знаменитую тираду о Риме, выступая в роли Ивана Грозного. Он, видимо, так запомнился нашим соотечественникам, что «третьеримская» имперская идеологема заслонила собой все другие.
Если же говорить о церковной истории или даже о духовной, то на нее, конечно, сильнейшим образом повлиял сам момент падения. Например, он породил болезненный вопрос: почему это случилось со вторым Римом? Есть ли здесь какая-то вина Константинополя? Неоднозначность судьбы Византии явно повлияла на характер противостояния никониан и старообрядцев. Первые настаивали на восстановлении единства православного мира и призывали ориентироваться для этого на греков, на Византию, которая воспринималась как родоначальник всего образцового. На что будущие раскольники резонно отвечали: если греки дошли до того, что они пали, зачем с них брать пример?
Россия не столько пыталась подражать величию второго Рима, сколько пыталась избежать его судьбы.
— Боязнь краха заставляет теснее сплачивать ряды. Так судьба Византии подстегнула нашу мобилизацию и приучила к закрытости?
— Если сравнивать Византию с Римской империей, легко заметить, что последняя оказался цивилизацией, способной к расширению и экспорту своих идеалов, в то время как Византия больше себя консервировала. Любопытно, что восприятие православия Русью не стало для Константинополя актом политической, экономической или культурной экспансии, ему было достаточно, что удалось замириться с этими опасными «варварами», которые все больше беспокоят. Действительно, после передачи Византией своей религии восточным славянам акты вооруженной агрессии прекратились, и путь из варяг в греки превратился в коммуникацию исключительно торгового назначения. И все, больше, как выяснилось, никакого замысла не было: ни открывать на Руси университеты, ни внедрять здесь ученое православие никто не собирался. Поэтому я и говорю, что мессианство как таковое Византии было в целом чуждо.
С другой стороны, периодически отмечающаяся в истории российская закрытость и связанная с ней идея «особого пути» во многом отличалась от византийской: все-таки в последнем случае закрывались от варварского мира. От Запада, даже не смотря на раскол христианских церквей, Константинополь никогда полностью не отгораживался — это было конкурентное сосуществование, с четким осознанием единства культурного корня. Россия в первой половине XVII века в силу противостояния с ливонцами, поляками и шведами или, например, в советское время пошла еще дальше, отказавшись от всяких общих корней.
Появилась идея принципиального несходства цивилизаций, причем антиподом выступал именно Запад и практически никогда Степь. Любопытно, что мысль о цивилизационных типах получила развитие в России XIX века раньше, чем в Западной Европе.— Видимо, еще один вариант смешения разных традиций в нашей культуре — это сочетание западной идеи развития, экспансии с византийской идеей сохранения статус-кво. Они плохо мирятся, разве что в концепции Третьего Рима. Можно сказать, что мы были непоследовательными учениками Византии?
— Мы по-хорошему и не ходили у нее в учениках. Перенимали скорее вопреки, чем благодаря. Как уже отмечалось, Византия была системой, мало склонной учить других. Показательны в этом смысле ее высшие учебные заведения. Европейские университеты были для средневековой Европы явлением новым, и до поры до времени власть не знала, как и насколько следует их контролировать. Поэтому они, особенно на заре своего существования, превратились в «рассадники свободомыслия».
После падения Византии мир, очевидно, стал беднее, однако почти не осознал этого. Мы гораздо лучше осведомлены о культуре античности или средневековой Европы, чем о византийской. Сама дисциплина — византинистика — оформилась к рубежу XIX-XX веков. Европа тогда узнала, что Византия была страной почти поголовной грамотности, что беспрецедентно для того времени. Кроме того, это была страна оригинальнейшего сплава сакрального пространства и повседневности. Там, например, вельможные дамы в личной переписке обменивались впечатлениями, какое из житий какого святого производит на них большее эстетическое впечатление, и советовали друг другу наставников из числа известных монашествующих.
Их мужья при этом «в свободное от работы время» могли предаваться духовной практике исихазма. И наконец, феномен увядания империи по-прежнему плохо объяснен. Когда сейчас только ленивый не говорит, что Европа переживает тяжелый период смешения культур и нашествия «нового варварства», трагический пример Византии может оказаться полезным предупреждением, если постараться всерьез понять, что в нем было ценного, а что пагубного. В отличие от первого Рима, который все-таки поддается рациональному описанию, Византия полна тайн и загадок и умеет очаровывать даже собственных исследователей. Эта цивилизация, несомненно, заслуживает того, чтобы глубоко в нее погрузиться, иначе то воздействие, которое она оказала на нашу культуру, так и останется предметом мифотворчества.Беседовала Ольга Филина
Россия как преемница Византии
«я» и «ты», ведущего к их единству.
Интеграционная сущность Российской цивилизации, присущее ей стремление к формированию горизонтов совместного духовного опыта, свойственный ей глобально-евразийский характер и соборно-персоналистический смысл органически следуют из ее гуманистических начал, творчески воспринятых от Византии.
В духовном облике России более чем в облике Византии присутствуют черты милосердия, сострадания, жертвенности, совестливости, сердечности, братского единения в любви и соборности. Россия стремится обрести глубинные основания социальной жизни, социальных и правовых порядков в ценностном порядке соборности и сердечной любви. На фоне византийского российский гуманизм выделяется своими деятельными, преображающими, эргетическими началами, что сделало Россию одной из наиболее динамично развивающихся цивилизаций в истории человечества.
Россия со всем основанием может быть названа гуманистической цивилизацией. Она может быть охарактеризована как цивилизация евразийского гуманизма. Присущая ей этика достоинства сыграла колоссальную роль в оформлении гуманизма на всем Евразийском континенте. Как вселенной евразийского гуманизма России принадлежит существенная роль в формировании Евразии как духовной целостности.
Россия со всем основанием может быть увидена средоточием евразийской гуманистической традиции, оплотом и защитником гуманистических ценностей Евразии – ценностей свободы, духовно-творческого самовыражения, человечности, связывающей личности солидарности и взаимного служения.
8. Россия как космос Экологической цивилизации
Формы и ценности Экологической цивилизации были раскрыты в византийской истории. В своем уникальном историческом пути Византийская цивилизация определила и выразила основополагающие экологические принципы, явила зрелое и развитое экологическое сознание. В сфере экологии Византия предложила ценностные стандарты и ориентиры, которые стали достоянием всего человечества. Их осваивали и ими вдохновлялись различные цивилизации и культурные миры.
Парадигмальное представление о жизнестроении для Византии было связано с понятием дома (οἶκος) (1). Представление о доме было ключевым жизнестроительным смыслом частной, государственной и церковной жизни. Оно конституировало все сферы социального бытия Византии, являлось основанием византийского общественного устройства. Оно отражалось в византийской исторической, экономической, естественнонаучной и социально-политической мысли, религиозной философии и теологии, породив множество терминов значимых как для византийского, так и современного культурного сознания (2).
К самой Византии в целом прилагалось понятие Дома, сама Византия рассматривалась и осознавалась ее обитателями как один грандиозный Дом (3). При этом, понятие дома совпадало с понятием семьи(также οἶκος), что придавало особый смысл всем реальностям, отраженным в этом понятии. Дом рассматривался в русле семейно-родственных отношений между отдельными людьми, странами и народами, между человеком и космосом, наконец, между человеком и Богом.
Византийская парадигма жизнестроения исходила из духовно насыщенного представления о доме-семье. Модель семейно-домовой общности распространялась на экономическую, национальную, государственную, церковную и духовную жизнь. В доме-семье человек ощущал себя ответственно сопричастным бытию других людей, бытию всего мироздания и бытию Бога. Дому-семье свойственны родственная забота, поддержка и внимание. В нем раскрывается глубинное родство людей между собой, их родство с космосом и с Богом.
Именно на основании представлений о семейно-домовой общности византийцами осуществлялись вселенские, универсальные (οἰκουμενικος) миростроительные задачи – формировалась византийская культурная ойкумена (οἰκουμένη), явившаяся воплощением византийского экологического сознания, связывающего экологическую тему, то есть все имеющее отношение к домоустройству (οἰκολογικός) (4) с представлением о семье.
Византийское понимание ойкумены подразумевало взаимодействие стран и народов на основании особой открытости. Эта открытость выражалась во включении народов и стран в обогащающее их византийское культурное пространство на правах суверенных субъектов, без подавления их культурного своеобразия и насильственной ассимиляции. Она предполагала обретение подлинной универсальности и вселенскости (οικουμενικότητα) через осуществление идеала мировой семьи (5).
В своей истории Византия воплощала идею культурно-цивилизационного Дома-Семьи, приоритетной задачей которого было сбережение и творческое возделывание природной и культурной среды, сохранение и преумножение природных и культурных благ, защита и воспроизведение природных и культурных ресурсов. В цивилизационной истории человечества Византия была выразителем и носителем экологической идеи, подлинно Экологической цивилизацией.
Глубинный исторический опыт Византии позволяет раскрыть подлинный смысл проекта Экологической цивилизации. Основные ценностные принципы Экологической цивилизации воплощены в византийской истории. Речь идет об осуществлении естественных культурных прав человека – неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Во-первых, права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Во-вторых, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение, преображение и творческое возделывание, что неразрывно связано с культурным созиданием, предстает базисом культурного творчества личности. И, наконец, права на развитие, то есть права на культурно-цивилизационное совершенствование, на суверенное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. При этом право на развитие осуществляется в гармонии с правами на идентичность и природное наследие, на их основании, а не вопреки им.
Будучи историческим выразителем культурных прав человечества, Византия может быть охарактеризована как цивилизация культурной справедливости — цивилизация, в которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обрели наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где была создана предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека.
В византийской истории реализовывался цивилизационно-экологический проект. Воплощенный византийской историей экологический императив означал сохранение культурного и природного наследия как источника развития будущего.
Идея Экологической цивилизации – византийская идея. Византия несла начала Экологической цивилизации. Парадигма Экологической цивилизации укоренена в ее глубинной истории, заложена в вековых традициях ее исторического пути. Она означает обретение материального благосостояния, развитие экономики, науки и техники в неразрывной связи со сбережением культурного наследия и природы. Она означает поиск оптимального сочетания традиций и инноваций, видение традиций источником синтезирования новых цивилизационных форм. Она означает реализацию права стран и народов на суверенный самобытный путь, устойчивое развитие, в центре которого находится человек.
Восприняв ядро Византийской цивилизации, Россия творчески воспроизвела его ценностное содержание. В своем историческом опыте Россия созидательно воплотила в жизнь византийский экологический императив, освоила, сохранила и транслировала стержневые принципы построения византийской ойкумены. Исторической миссией России стало их распространение на иные, более обширные географические пространства и культурные миры.
Специфика российского цивилизационного строительства находит свое раскрытие в представлении о доме.
Будучи стержневой парадигмой российского жизнестроения, образ дома соединяет в себе несколько смысловых планов. В российской цивилизационной лексике слово «дом» наряду со значением жилища и места обитания человека, также означает семью и родную землю – малую и большую Родину. Причем, слова «семья» и «Родина» имеют изначально тождественное значение, и слово «семья» содержит в себе смысл служения(6). Представление о доме-семье преодолевает рамки кровно-родственных отношений, и через понятие семьи-родины, проецируется на всю Российскую цивилизацию. Последняя раскрывается как большая Родина – единое цивилизационное здание, Дом, выстроенный на принципах Семьи, то есть общего служения совместно живущих людей и народов, разделяющих чувство глубокой сердечной привязанности к своему родному Дому-Семье, наделенному архетипическими чертами матери.
Пространство Российской цивилизации, подобно византийскому, зиждется на признании всеобщего родства людей, на принципах родственной открытости, выражающейся во всемирной, вселенской
Византийское влияние на Россию на протяжении веков — Университет Маккуори
Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.
Оригинальный язык | английский |
---|---|
страницы (от) | 279-290 |
Количество страниц | 12 |
Journal | Moder Зеландия) |
Номер выпуска | Культура и память |
Статус публикации | Опубликовано — 2006 |
- АПА
- Автор
- БИБТЕКС
- Гарвард
- Стандарт
- РИС
- Ванкувер
@article{f4d151276d5f4f0db5bb5379a7c134a6,
title = «Византийское влияние на Россию на протяжении веков»,
abstract = «Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы, находящиеся вне ее непосредственного контроля, были значительными и длительными. С российской точки зрения Важнейшим наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русского общества и культуры, последовавшее за принятием в 10 веке православия предками современных россиян. глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию.В этой работе будет обсуждаться влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней.Интересно спросить, почему одна культура оказал такое глубокое влияние на столь многие аспекты другого.Основным в любом ответе является оценка взаимодействия и меняющихся отношений, которые произошли между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Начнем с краткого изложения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества».0003
автор = «Нонна Райан»,
год = «2006»,
язык = «английский»,
страницы = «279—290»,
журнал = «Современные греческие исследования (Австралия и Новая Зеландия) »,
issn = «1039-2831»,
издатель = «Ассоциация современных греческих исследований Австралии и Новой Зеландии»,
номер = «Культура и память»,
}
Райан, N 2006, «Византийский влияние на Россию на протяжении веков», Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия) , нет. Культура и память, стр. 279-290.
Византийское влияние на Россию на протяжении веков. / Райан, Нонна.
В: Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия), № Культура и память, 2006, с. 279-290.
Результат исследования: Вклад в журнал › Статья › рецензирование
TY – JOUR
T1 – Влияние Византии на Россию на протяжении веков — Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.
AB — Распространение византийской культуры и ее влияние на регионы за пределами ее непосредственного контроль был значительным и продолжительным. С российской точки зрения, наиболее важным наследием Византийской империи было ее влияние на развитие русской общества и культуры, которые последовали за принятием в 10 веке православия предками современных русских. Благодаря этому воздействию византийское христианство оказало глубокое и постоянное влияние на русскую цивилизацию. В данной работе будет рассмотрено влияние византийской культуры на развитие русской архитектуры, музыки, языка, литературы, живописи и скульптуры с 10 века до наших дней. Интересно спросить, почему одна культура оказала такое глубокое влияние на столь многие аспекты другой. Центральное место в любом ответе занимает оценка взаимодействия и меняющихся отношений между Православной Церковью и развивающимся Российским государством за последнюю тысячу лет. Мы начнем с краткого рассмотрения истории дохристианской Руси, опишем взаимодействие восточных славян с Византией, а затем проследим некоторые стороны развития современного русского общества.
M3 — Артикул
SP — 279
EP — 290
JO — Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия)
JF — Новогреческие исследования (Австралия и Новая Зеландия)
SN — 8039-02 — 3139-02 ИС — Культура и памятьER —
Византийская цивилизация и Древняя Русь — Всемирная история
Всемирная история
Наука
- Анатомия и физиология
- астрономия
- Астрофизика
- Биология
- Химия
- наука о планете Земля
- Наука об окружающей среде
- Органическая химия
- Физика
Математика
- Алгебра
- Исчисление
- Геометрия
- Преалгебра
- Предварительный расчет
- Статистика
- Тригонометрия
Гуманитарные науки
- Английская грамматика
- История США
- Всемирная история