Идейные основы империи Петра I
22 октября (2 ноября) 1721 года царь Петр I по прошению сенаторов принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества. История государства Российского вступила в новый период. Московскую Россию сменила Российская империя. Ее автором и создателем считается Петр I, за время правления которого страна изменилась так, как она не менялась после него вплоть до 1917 года. Несмотря на хорошую изученность истории имперского периода, его суть и смысл до сих пор однозначно не установлены.
Сегодня под империей понимается «крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера»[1]. Какой идеей был оплодотворен политический центр России? Системообразующим народом государства был русский народ. Идея, которая заставляла его расширять свои границы, создавая империю, – защита и распространение православной веры. На православии держалась и власть царя, а впоследствии и императора.
Россия со времен своего основателя Ивана III была озабочена идеей обеспечения безопасности веры и жизни русских православных, населяющих территорию страны. В борьбе за осуществление этой идеи у страны не было ни одного постоянного союзника, а были одни враги, готовые в случае слабости России отторгнуть ее территорию, покорить, а то и поработить население. Россия находилась в состоянии типичном для своего времени, жизнеспособность государства определялась его способностью противостоять врагам. Как только народ ослабевал, он становился добычей более сильного соседа.
Речь шла о жизни и смерти, причем не только физической, но и, что гораздо страшнее, духовной. Находясь на огромной равнине, русский народ не чувствовал себя в безопасности до тех пор, пока не дошел до естественных рубежей этой равнины на юге, севере и востоке. На западе граница устанавливалась текущим соотношением сил объединенной Европы и России, поэтому эта граница была самой опасной и уязвимой.
Россия начала превращаться в империю еще при Иване Грозном, включившим в состав России Казанское ханство – первое крупное инородное государственное образование. Затем было присоединение Сибири и многие другие завоевания. При Петре I власть, народ лишь осознали и зафиксировали де-юре свою «имперскость», что и было закреплено в императорском титуле и признано европейскими державами.
Несмотря на то, что первый император провел множество преобразований, большинство их них были продолжением дела его предшественников, особенно отца – царя Алексея Михайловича. «Тишайший» царь смог без надрыва народных сил присоединить огромные территории и начал усваивать и внедрять европейские идеи, технику, технологии. Петр продолжил дело отца, но сделал несравненно больше его.
В чем была сила Петра I? Ее исток лежит в православной вере, именно она позволила Помазаннику Божию создать великую империю. Петру беспрекословно повиновались и выполняли все его приказы не потому, что он был выдающимся человеком, а потому, что за ним стоял Бог, вера в которого двигала на протяжении девятисот лет русским народом. Без этой веры Петр не смог бы реализовать и доли своих начинаний и преобразований. Его дела порой противоречили самой вере, но поскольку они все же не подрывали ее основ, то выполнялись «скрепя сердце» православными подданными.
Определяя основы и пределы своей власти, Петр I в Воинском уставе 1716 года писал: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять» [2]. Божественная природа царской власти позволяла Петру совершать такие поступки, которые не мог совершить никто. Например, упразднить патриаршество и ввести, фактически гражданское управление Церковью, осуществив ее «синодальное пленение».
Подорвав самостоятельность Русской православной церкви и открыв Россию для новых европейских идей, император тем самым создал условия для подрыва и основ царской власти. В страну вместе с новой техникой, технологией, наукой хлынули новые политические и философские идеи, многие из которых были секулярными. Чем больше становилось европейски образованных людей, тем слабее была православная вера. Если в XVIII веке рационализмом была охвачена только верхушка общества, то в следующем, XIX веке, под влиянием науки вера зашаталась сначала в разночинной интеллигенции, а затем и в рабочем классе, в ХХ веке засомневалось крестьянство. Чем сильнее материально становилась империя, тем более слабела она духовно, что в конце концов привело к череде русских революций и гражданской войне.
Православная основа царской власти все более истончалась. Огромные территории, завоеванные в XIX веке, были населены преимущественно неправославным населением. В начале ХХ века раскол, ереси, сектантство, другие религии и конфессии, различные формы материализма, атеизма, рационализма распространились среди некогда идейно единого православного населения страны. К концу существования империи около половины населения было либо враждебно, либо индифферентно настроено по отношению к господствующей религии и ее ценностям, и, самое главное, среди этой половины были самые активные подданные, готовые умирать за идеи, чуждые христианству.
Сегодня многие видят причину крушения государства в слабости последнего русского царя Николая II, но даже сам основатель империи Петр Великий, появись он в том времени, не смог бы спасти страну. Его власть была не от мира сего, и царь ее уже не имел. Империя, созданная православной верой и энергией Петра Великого, рухнула, лишившись главных идейных устоев в душах некогда православных подданных.
[1] Мудриченко Д.В. Империя./Политология. Словарь. — М:РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
[2] Полное собрание законов Российской империи. Т.5. №3006. С.325.
к 300-летию учреждения Российской империи
Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский зал
с 6 сентября по 15 октября 2021 года
по читательскому билету
Выставка в Румянцевском зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки посвящена важному событию, коренным образом изменившему историю нашей страны и закрепившему за ней статус великой европейской державы, — провозглашению Российской империи осенью 1721 года, во время торжеств по случаю победоносного завершения Северной войны со Швецией.
Портрет Петра Первого. Вторая половина XIX века. Литография гравированного портрета работы Франца Вендрамини (1780—1856). Фото: Мария Говтвань, РГБ
Заключённый в городе Ништадт мирный договор положил конец длившимся более 20 лет боевым действиям. После череды славных побед русского оружия под Нотебургом, Дерптом и Нарвой, у Лесной и под Полтавой, при Гангуте и Гренгаме настало время пересмотреть положение российской державы в Европе.
На 22 октября (2 ноября) было назначено торжественное оглашение Ништадтского мира. В Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга на праздничной литургии присутствовали сам Пётр I, представители Сената, Синода и высшего генералитета. Троицкая площадь была заполнена солдатами победоносной русской армии, на рейде Невы в торжественном строю встали 125 галер Балтийского флота. После литургии была зачитана ратификационная грамота о мире. Вице-президент Святейшего синода епископ Феофан (Прокопович) произнёс проповедь, восславив «неусыпные труды и руковождение» Петра, а канцлер Гавриил Иванович Головкин обратился к государю от имени Сената, Синода и генералитета с просьбой принять титулы «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского». Пётр согласился и произнес ответную речь о том, что «должно всеми силами благодарить Бога, но, надеясь на мир, не ослабевать в военном деле, дабы не иметь жребия монархии греческой». Все присутствующие троекратно возгласили: «Виват Пётр Великий, Отец Отечества, Император Всероссийский!»
- Провозглашение Российской империи. Санкт-Петербург, Свято-Троицкий собор. 22 октября (2 ноября) 1721 года. В присутствии членов Сената, Синода и высшего генералитета Пётр Первый принимает титул «Великого Отца Отечества, Императора Всероссийского». Фотография с картины неизвестного художника. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Артикул воинский. 1714. Писарский экземпляр с собственноручной правкой и дополнениями Петра Первого, сделанными чёрными и красными чернилами. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Сказание о зачатии и рождении великого Государя Императора Петра Первого, Самодержца Всероссийского. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Чин венчания на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Гербы всех областей Московского государства. Миниатюры с изображением царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Скоропись, 1682—1686. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Матвеев Андрей Артамонович. Записки о стрелецком бунте 1682 года. Рукопись. 1750—1752. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Письма царевича Алексея Петровича к генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. 1711—1714. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Молитвенник Евдокии Фёдоровны Лопухиной. Первая половина XVIII века. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Пётр Первый. Письмо к митрополиту Стефану (Яворскому) о рождении сына Петра. 1715. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Грамота на графский титул Фёдору Матвеевичу, Петру Матвеевичу Апраксиным и их наследникам, подписанная Петром Первым, государственным канцлером Гавриилом Ивановичем Головкиным и подканцлером Петром Павловичем Шафировым. 31 декабря 1715 года. Фото: Мария Говтвань, РГБ
Над столицей плыл колокольный звон, гремели трубы и барабаны, салютовали пушки Петропавловской крепости и кораблей на Неве… Так начиналась новая эпоха — эпоха Российской империи, когда страна закрепляла за собой завоёванное потом и кровью место среди ведущих держав Европы. Новый статус Российского государства был признан Голландией, Пруссией, Швецией и Данией ещё при жизни Петра, остальные европейские державы присоединились к ним уже в правление Елизаветы Петровны и Екатерины Великой.
На выставке «Пётр Великий: к 300-летию учреждения Российской империи» представлены уникальные рукописные материалы из архивных фондов и собраний отдела рукописей, посвящённые провозглашению Российской империи и жизненному пути первого русского императора — Петра Великого: указ Сената о присвоении Петру титулов «Отец Отечества» и «Император Всероссийский», списки грамоты императора Максимилиана I к великому князю Московскому Василию III и писем Лжедмитрия I, которые доказывают, что императорский титул применялся по отношению к русским государям задолго до Петра I.
- Выставку открывает заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Куратор выставки, главный хранитель отдела рукописей РГБ Дмитрий Чудинов. Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ- Первая экскурсия по выставке. Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
В разделе, посвящённом юности Петра, представлены «Житие Петра Великого» Антонио Катифоро (вышедшая в 1736 году первая комплексная биография государя), история стрелецкого бунта 1682 года, журнал Великого посольства 1697—1699 годов, «Чин венчания на царство государей Ивана и Петра Алексеевичей». Документы семьи Петра Великого представлены молитвенником первой жены — Евдокии Фёдоровны Лопухиной, автографами писем царевича Алексея Петровича и будущей императрицы Екатерины I. Историю Северной войны представляют «Воинский артикул» с собственноручными поправками и дополнениями Петра, реляции о морских сражениях со шведами 1713—1714 годов, автограф указа Петра генералу Родиону Христиановичу Боуру перед сражением под Кадиным 1708 года и другие документы.
Выставка «Пётр Великий: к 300-летию учреждения Российской империи» ждёт всех, кому интересна история Отечества, эпоха славы и великих побед первого российского императора.
Рассказ о выставке «Пётр Великий: к 300-летию учреждения Российской империи» куратора Дмитрия Чудинова на «Радио Культура» в программе «Действующие лица».
Выставка открыта до 15 октября 2021 года.
Грамота на графский титул Фёдору Матвеевичу, Петру Матвеевичу Апраксиным и их наследникам. 31 декабря 1715 года. Фото: Мария Говтвань, РГБ
Путин сравнивает себя с Петром Великим в стремлении вернуть русские земли | Владимир Путин
Владимир Путин сравнил себя с русским царем 18-го века Петром Великим, проводя параллель между тем, что он изображал как их двойное историческое стремление отвоевать русские земли.
«Петр Великий вел Великую северную войну 21 год. Казалось бы, он воевал со Швецией, что-то у них взял. Он у них ничего не взял, он вернул [то, что было России]», — сказал российский президент в четверг после посещения выставки, посвященной царю.
После нескольких месяцев отрицаний того, что Россией движут имперские амбиции в Украине, Путин, похоже, принял эту миссию, сравнив кампанию Петра с нынешними военными действиями России.
«Видимо, это и наш удел вернуть [то, что принадлежит России] и укрепить [страну]. И если мы будем исходить из того, что эти базовые ценности составляют основу нашего существования, то мы непременно добьемся успеха в решении стоящих перед нами задач».
Путин, находящийся у власти уже 23 года, неоднократно пытался оправдать действия России на Украине, где его силы опустошили города, убили тысячи людей и вынудили миллионы людей бежать, отстаивая точку зрения истории, согласно которой Украина не имеет реальная национальная идентичность или традиция государственности.
Женщина делает селфи на фоне плаката с изображением Петра Великого в Санкт-Петербурге в четверг, к 350-летию со дня его рождения. Фото: Ольга Мальцева/АФП/Getty ImagesКритики считают, что слова Путина доказывают, что его жалобы на историческую несправедливость, расширение НАТО на восток и другие недовольства Западом были прикрытием для традиционной захватнической войны.
Советник украинского правительства сказал, что комментарии показали, что попытки вести переговоры с Путиным или найти для Путина «выход из конфликта», как это пытался сделать президент Франции Эммануэль Макрон, были ошибочными.
«Признание Путина в захватах земель и сравнение себя с Петром Первым доказывает: никакого «конфликта» не было, а был только кровавый захват страны под надуманными предлогами геноцида людей», — сказал Михаил Подоляк. «Мы должны говорить не о «сохранении лица» [России], а о ее немедленной деимпериализации».
Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт назвал стремление Путина вернуть земли, на которые претендует Россия, «рецептом многолетних войн».
Петр Великий, самодержавный модернизатор, которым восхищаются как либеральные, так и консервативные россияне, правил 43 года и дал свое имя новой столице, Санкт-Петербургу — родному городу Путина, — который он приказал построить на земле, которую он отвоевал у Швеции.
Это был проект, который стоил жизни десяткам тысяч крепостных, призванных в качестве подневольных рабочих для строительства петровского «окна в Европу» в болотах побережья Балтийского моря.
Перед визитом Путина на выставку по государственному телевидению был показан документальный фильм, восхваляющий Петра Великого как жесткого военачальника, значительно расширившего территорию России за счет Швеции и Османской империи с построенными им модернизированными армией и флотом.
Путин отрицал, что Россия стремилась оккупировать новые земли во время вторжения в Украину, но действия Кремля показывают, что это неправда. Россия неуклонно стремилась интегрировать недавно захваченные земли в Донецкой и Луганской областях, а также в Херсонской и Запорожской областях на юге Украины.
Русскоязычное издание «Медуза» на этой неделе сообщило, что Кремль планирует объединить все земли в новый федеральный округ, который может быть присоединен к России уже этой осенью. На фоне слухов о том, что могут быть проведены новые «референдумы» для одобрения аннексии, Кремль лишь заявил, что решать свое будущее должны те регионы, которые находятся под военной оккупацией.
Владимир Путин (в центре) на выставке, посвященной 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра Великого, в Москве. Фото: Sputnik/ReutersВ последние годы интерес Путина к истории России все больше проявлялся в его публичных выступлениях.
В апреле 2020 года, когда Россия впервые ввела карантин из-за коронавируса, он вызвал недоумение в некоторых кругах, когда во время телевизионного обращения к нации сравнил пандемию с вторжением тюркских кочевников в средневековую Россию в девятом веке.
В июле 2021 года Кремль опубликовал эссе Путина объемом почти 7000 слов под названием «Об историческом единстве русских и украинцев», в котором он утверждал, что Россия и Украина — одна нация, искусственно разделенная. Это заложило основу для ввода им войск в Украину в феврале.
Москва попыталась оправдать свою войну в Украине, заявив, что перебрасывает войска через границу, чтобы разоружить и «денацифицировать» своего соседа, что является необоснованным заявлением.
В преддверии начала того, что Россия называет «специальной военной операцией», Путин обвинил Владимира Ленина, основателя Советского Союза, в создании Украины на территории, которую Путин назвал исторически российской территорией, и в посеве возможного распада СССР.
В отличие от этого, российский лидер с осторожностью восхвалял Иосифа Сталина за создание «жестко централизованного и абсолютно унитарного государства», даже признавая при этом, что советский диктатор прибегал к «тоталитарным» репрессиям.
Подпишитесь на наш бесплатный ежедневный информационный бюллетень First Edition, который выходит каждое утро в будние дни в 7:00 по московскому времени
Путин всегда восхвалял лидеров, разделяющих его консервативные взгляды, включая царя Александра III и дореволюционного премьер-министра Петра Столыпина. в их честь установлены памятники по всей стране.
Между тем лидеры, которых считают антитезами сильному унитарному российскому государству, включая Ленина и Никиту Хрущева, наблюдают, как их вклад преуменьшается.
«Путин, отмечая 350-летие со дня рождения Петра Великого, опять путается в истории», — написал российский политолог Андрей Колесников. «Петр Великий прорубил окно в Европу, Путин забивает его гнилыми досками времен Ивана Грозного».
Агентство Reuters предоставило информацию для этого отчета
Приветствуя Петра Великого, Путин проводит параллель с миссией по «возвращению» русских земель
[1/2] отмечают 350-летие со дня рождения русского царя и первого российского императора Петра Великого в Москве, Россия, 9 июня., 2022. Sputnik/Михаил Метцель/Кремль через REUTERS ВНИМАНИЮ РЕДАКТОРОВ – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ.
9 июня (Рейтер) — Президент России Владимир Путин в четверг почтил память царя Петра Великого по случаю 350-летия со дня его рождения, проведя параллель между тем, что он изобразил как их двойные исторические поиски, чтобы вернуть русские земли.
«Петр Великий 21 год вел Северную войну. Казалось бы, воевал со Швецией, что-то у них взял. Ничего у них не взял, вернул (что было России)», — Путин сказал после посещения выставки, посвященной царю.
В телекомментариях на 106-й день своей войны на Украине он сравнил поход Петра с задачей, стоящей сегодня перед Россией.
«Видимо, нам тоже выпало вернуть (то, что России) и укрепить (страну). И если исходить из того, что эти базовые ценности составляют основу нашего существования, то мы непременно добьемся успеха в решении поставленных задач с которыми мы сталкиваемся».В ответ старший советник президента Украины Владимир Зеленский отверг, по его словам, любые попытки легализовать хищение земли.
«Запад должен провести четкую красную линию, чтобы Кремль понял цену каждого следующего кровавого шага… мы будем жестоко освобождать наши территории», — заявил Михаил Подоляк в онлайн-посте.
Путин неоднократно пытался оправдать действия России на Украине, где его войска опустошили города, убили тысячи и обратили в бегство миллионы людей, отстаивая точку зрения на историю, которая утверждает, что Украина не имеет настоящей национальной идентичности или традиции государственности.
Петр Великий, самодержавный модернизатор, которым восхищаются как либеральные, так и консервативные россияне, дал свое имя новой столице, Санкт-Петербургу – родному городу Путина, – который он приказал построить на земле, которую он отвоевал у Швеции.
Накануне визита Путина на выставку по государственному телевидению был показан документальный фильм, восхваляющий Петра Великого как жесткого военачальника, значительно расширившего территорию за счет Швеции и Османской империи.
В последние годы интерес Путина к истории России все сильнее проявлялся в его публичных выступлениях.
В апреле 2020 года, когда Россия впервые ввела карантин из-за коронавируса, он сравнил пандемию с вторжением тюркских кочевников в средневековую Россию в IX веке.
В июле 2021 года Кремль опубликовал длинное эссе Путина, в котором он утверждал, что Россия и Украина — одна нация, искусственно разделенная. Это заложило основу для ввода им войск в Украину.
Москва утверждает, что действовала с целью разоружения и «денацификации» своего соседа. Украина и ее союзники заявляют, что Путин начал неспровоцированную агрессивную войну.
В преддверии того, что Россия называет «специальной военной операцией», Путин обвинил Владимира Ленина, основателя Советского Союза, в создании Украины на территории, которую Путин назвал исторически российской территорией.
В отличие от этого, он осторожно похвалил Иосифа Сталина за создание «жестко централизованного и абсолютно унитарного государства», хотя и признал опыт советского диктатора в «тоталитарных» репрессиях.