Романтизм в творчестве жуковского: Романтизм и романтический идеал В.А. Жуковского -История русской литературы XIX века -История русской литературы

46 Романтизм в а Жуковского

Жуковский был по праву еще при жизни назван «отцом русского романтизма». Зародившееся в сентиментализме внимание к «чувствительности» продолжило свое развитие в поэзии Жуковского. До начала XIX в. общепризнанной была идея французских философов о всемогуществе Разумного человека и силе Просвещения. Но уже в конце 1790-х гг. русское образованное общество отказалось от такого воззрения и обратилось к противоположной стороне личности – к душе, чувствам человека. Поэты-романтики, изображая лирического героя, руководствовались принципом: главное в человеке – его чувства, и поэтому большую часть произведения занимали размышления, переживания героя. Чужую душу крайне трудно понять и еще труднее заключить в рифму, так что лирический герой представлял собой образ автора с присущими ему мыслями. Таким образом, романтические произведения можно назвать исповедальными, дневником поэта.

В 

XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. В.А. Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влияни­ем сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развер­нувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов». Именно Жуковский был бессменным секретарем «Арзамаса» — литературно­го общества, образовавшегося в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. «Арзамас» выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, поя­вившегося в России в начале XIX века, — романтизма. Романтизм — литературное направление, в основное которого ле­жит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести не­кий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира.
Это приводит его к трагическому ощущению двоемирия. Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать это воз­можно, созерцая природу, занимаясь творчеством, На этом основана эстетика романтизма, в частно­сти, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского — созер­цательного, психологического или элегического романтизма. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия жанр лирической поэзии, передающий настроения гру­сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман­тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Первая элегия
Жуковского «Сельское кладбище»
(1802), пред­ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по­эта Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю­щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер­вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек­тивных переживаний человека — лирического героя. Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского — так называемом «протасовском цикле» В нем отражена история его возвышен­ной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах переда­ется трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином. С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике («Вечер», «Море», «Эолова арфа», «Славянка»). Он открыл для русской поэзии
лирический пейзаж
— изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его пережива­ния, мысли и чувства. Одним из наиболее ярких художе­ственных выражений его романтической философии является стихо­творение «Море» (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особен­ность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Компози­ция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет — дви­жение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, ра­дость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря — смятенье, спрятанное в «бездне покойной». Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Зная о противоречиях и несо­вершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия. Обрести возвышенный идеал, «предел очарованья», можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и в со­зерцании природы как земного воплощения божественного идеала Отсюда и возникает столь ха­рактерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью
Лирический герой как бы сливается с морем, ведь оно – продолжение его душу . И эта душа глубока ,как бездна, которая хранит тайну. И эта тайна – любовь.

поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтиз­ма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский («Не­выразимое», «Мотылек и цветы», «Лалла Рук»),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуков­ского основана на создании романтических символов (образы «Ге­ния чистой красоты», «таинственного посетителя», «мотылька»), разработке мотивов «тайны», «вечности», «полета», использовании эмоциональных эпитетов («животворящий луч», «безмолвное море»), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи.

Логике и рационализму классицизма проти­вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников. Велико значение и Жуковского-переводчика. Он открыл для русского читателя произведения Гете и Шиллера, Байрона и Скотта, ему принадлежат переводы «Одиссеи» Гомера и индий­ского эпоса «Рустем и Забар», первый стихотворный перевод «Слова о полку Игореве». Размышления над вопросом жизни-смерти у Жуковского глубоки, а их глубина напрямую связана с глубиной личности самого поэта. Вопрос этот является философским, так что, можно сказать, Жуковский был романтическим философом.

  Истинным предметом искусства явл-ся не окружающий мир в его гармонии, совершенстве. У романтиков есть лишь 1 мир – мир чувств. выразить душевный мир человека в слове невозможно, но Ж делает попытку выразить невыразимое, и поэтому он совершает в рус. поэзии эстетический переворот. Слово должно утратить вещественность, однозначность, оно должно обрести многозначность, многоассоциативность.

Слово должно звучать как музыка.

Представителем консервативного романтизма был Жуковский. Консервативные романтики брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине с ее бытом и преданиями или предавались грезам о каком-то загробном мире. Они уводили читателя в мир воображения, мечтательности. Для романтиков характерен интерес к народному творчеству. Там они видят отражение черт национального характера. Однако понимание этих черт различно. Революционные романтики подчеркивали свободолюбие народа, его протест против угнетения, способность к борьбе, а консервативные романтики поэтизировали такие черты, как смирение, терпение, покорность, суеверие и другие. Так в эпоху романтизма сложились два противоположных течения – консервативный романтизм и революционный, яркими представителями которых в России являются Жуковский и Рылеев.

Черты романтизма в произведениях В. Жуковского

Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.

«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…»

 — писал о нем А. С. Пушкин. «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни».

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний.


Невыразимое подвластно ль выраженью?
Поэт желает удержать в полете
Не красоту невидимых явлений,
Но, то, что слито с сей блестящей красотою, —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет…

В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, одаренной вдохновением, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества. Она особенно ярко раскрывается в элегии «Таинственный посетитель», о неуловимом чувстве очарования и томления души по неведомому идеалу говорят и стихотворения «Минувших дней очарованье…», «К •мимо пролетевшему знакомому гению», «Я музу юную бывало…».

Тот же характер элегического очарования и идеальности несет в себе любовная лирика Жуковского, посвященная М. А. Протасовой. К ней относятся стихотворения «Мой друг, хранитель ангел мой…», «О, милый друг! теперь с тобою…», «К ней», «Ты предо мною стояла тихо».

Жуковский знал и изображал внутренний мир человека, не удовлетворенного действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и романтических упований на далекое, неведомое, «очарованное Там».

Заслуга Жуковского как «поэта-романтика» заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще. Своими романтическими элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихотворение глубоким лиризмом. У Жуковского искренни и лиричны и душевные переживания, и картины природы, и даже патриотические стихи о Бородинском сражении. В патриотическом гимне «Певец во стане русских воинов», написанном в октябре 1812 года, изображаются не военные события, а настроения поэта — участника сражения. Стихотворение написано в форме взволнованной речи:

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет

И первых лет уроки, —
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя!
Поэзия Жуковского поражала современников и привлекает сегодняшних читателей своей музыкальностью, мелодичностью. Жуковский создает музыкальный словесный поток, в котором «слова — это ноты».

Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.

Это строки из знаменитой элегии «Вечер», где музыка и слово будто слились воедино. Не случайно обратил на них внимание П. И. Чайковский, использовавший их для дуэта Лизы и Полины в опере «Пиковая дама».

Содержание элегии составляет лирическое переживание при созерцании поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, «о счастье юных дней», об умерших друзьях, о своей судьбе и своем призвании:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем.
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Мне рок сулил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом —    это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую…» (Г. А. Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.

Больше, чем романтизм | Журнал «Третьяковская галерея»

Людмила Маркина

Статья: 

ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ

Выпуск журнала: 

№1 2014 (42)

С НОЯБРЯ 2013 ПО ЯНВАРЬ 2014 ГОДА В ИНЖЕНЕРНОМ КРЫЛЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ПРОХОДИЛА ВЫСТАВКА «БОЛЬШЕ, ЧЕМ РОМАНТИЗМ» В РАМКАХ «ОБМЕННОГО» ГОДА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ГОЛЛАНДИИ. ВПЕРВЫЕ МОСКВСКАЯ Публика могла увидеть работы из Третьяковской галереи, наряду с картинами из музея Тейлерс в Харлеме и частной коллекцией Джефа Радемейкера из Брассхаата, провинции Антверпен. ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ УНИКАЛЬНОСТЬ ДВУХ КОЛЛЕКЦИЙ, КУРАТОРЫ ПЫТАЛИСЬ ВЫДЕЛИТЬ И ИХ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, И ИХ РАЗЛИЧИЯ, А ТАКЖЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА. ИМЯ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ, ТАКИХ, КАК РЕМБРАНД ВАН РЕЙН И ФРАНС ХАЛС, ШЕДЕВРЫ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ ЗОЛОТОГО ВЕКА ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА ЭРМИТАЖА, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. БЛАГОДАРЯ ЗНАМЕНИТОМУ ФИЛЬМУ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЗНАКОМИТСЯ С КАРТИНОЙ ИОГАННА ВЕРМЕЕРА «ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЬГОЙ» (1665). ОДНАКО ИСКУССТВО СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДОВ 1800-1850-Х ГГ. ИЗВЕСТНО ЛИШЬ НЕБОЛЬШОМУ КРУГУ ИСКУССТВЕННИКОВ. Тем временем живописные традиции великих и «малых» голландских мастеров были перенесены в новую историческую эпоху — эпоху романтизма. 1

«Стиль мудрой старины»

Харлем — крупный голландский город, расположенный в западной части Нидерландов, в четверти часа езды от Амстердама. Живописные старинные домики со ступенчатыми остроконечными фасадами тянутся вдоль набережной, а над рекой Спаарне изгибаются разводные мосты. Даже сегодня некоторые улицы Харлема сохраняют свои очертания 17 века. С самых ранних времен текстильная промышленность имела большое значение для города, и местный купец Питер Тейлер ван дер Хюльст (1702-1778) заработал состояние на торговле льняным и шелковым полотном, а позже стал богатым финансистом. В его доме была огромная библиотека, коллекция картин и скульптур; у него же была кунсткамера в стиле эпохи Возрождения 2 . Редкие монеты, физические инструменты и старые гравюры были частью его коллекции.

Барочный парадный портрет Питера Тейлера работы Тако Хайо Елгерсма (пастель, ок. 1770, Музей Тейлера) дает представление о том, как выглядел Тейлер. Художник запечатлел его красивое лицо с правильными чертами, высоким лбом, умными серыми глазами и сильным подбородком. Тейлер показан как коллекционер, положивший руку на великолепный том, слева от него шкаф для хранения медалей и монет (один ящик открыт, обнажая его содержимое), а позади него шкаф с ценными книгами и альбомами для офортов. и рисунки.

По завещанию Тейлера был создан фонд его имени с основной целью поддержки меннонитской религиозной общины 3 . Будучи верным прихожанином, купец активно занимался благотворительностью, помогал бедным и организовывал приюты, а часть своих средств направлял на развитие науки и искусства. После смерти Тейлера было принято решение построить за его домом пристройку, Овальную комнату, спроектированную амстердамским архитектором Лендером Вирвантом. В новом пространстве разместилась коллекция научных инструментов, окаменелостей и рисунков художников Западной Европы. Картина Вибранда Хендрикса «Овальный зал в музее Тейлерса» (ок. 1810, Музей Тейлерса) дает представление о его экспозиции. Родившийся в Амстердаме, Хендрикс поселился в Харлеме в 1770-х годах. В течение 34 лет (1785-1819 гг.)) он оставался хранителем художественного собрания музея, а также активно работал реставратором.

В 1784 году в Харлеме был открыт первый в стране 4 публичный музей науки и естественной истории, названный в честь его основателя. Мартинус ван Марум (1750-1837), выдающийся ученый и изобретатель, был назначен научным руководителем Музея Тейлерса. В благодарность за его существенный вклад в развитие и расширение музея Фонд Тейлерса заказал портрет ван Марума у ​​местного художника. Однако своевольному ван Маруму картина не понравилась, и он обратился к Чарльзу Ходжесу, англичанину по происхождению и портретисту с солидной репутацией среди голландской элиты. «Портрет М. ван Марума» Ходжеса (ок. 1826, Музей Тейлерса) достиг удивительного сходства, тонко идеализируя модель.

В ноябре 1813 года русская армия освободила Нидерланды от французской оккупации. Страна восстановила свою независимость, а по возвращении Вильгельм Оранский был провозглашен суверенным принцем объединенных Нидерландов. Голландцы были благодарны русским: спустя столетие после освобождения Утрехта 28 ноября город будет отмечать День казаков. Летом 1814 года российский император Александр I и принц Оранский вместе триумфально объехали страну. В Амстердаме Александр I осмотрел различные художественные коллекции и приобрел некоторые произведения для Эрмитажа у частных владельцев. Во время своего пребывания Александр посетил также дом Петра Великого в Саенредаме (ныне Зандам), а 2 июля — музей Тейлера в Харлеме. 9Лис, который в то время был куратором музея и отвечал за его коллекцию произведений искусства. С самого начала художественная галерея сосредоточилась на современном голландском искусстве и расширила свою коллекцию за счет приобретения картин напрямую как у художников, так и на выставках. По мере роста коллекции стала очевидной потребность в новых помещениях, и во второй половине XIX века харлемский архитектор А. ван дер Стер разработал необходимый проект. Получившееся пространство изображено на рисунке Йохана Конрада Грейва «Живописная галерея Тейлерса I» (1862 г., Музей Тейлерса). В 1878 году венский архитектор Кристиан Ульрих спроектировал новый неоклассический фасад музея. В настоящее время в музее Тейлерса 12 залов и специальная пристройка для временных выставок.

«Опасность для души и беда для ума»

Московская выставка дала возможность посетителям увидеть шедевр Ореста Кипренского «Портрет В. А. Жуковского» (1816, ГТГ). Лидер литературного «Арзамасского общества», Жуковский изображен с сильным акцентом на достойном признании собственного достоинства. По словам Виссариона Белинского, портрет выражает сущность русского романтизма, «внутренний мир души человека, сокровенную жизнь его сердца». Глубоко задумчивый, с грустными глазами мечтателя, с развевающимися на ветру волосами, Жуковский — высший образ поэта-романтика. Русский переводчик баллад Генриха Гейне изображен на фоне грозового неба и средневековых руин.

В 1826 г. Жуковский (1783-1852) был назначен воспитателем наследника российского престола Александра Николаевича, а весной 1839 г. был в составе свиты великого князя во время его визита в Нидерланды. Посетив дом Петра Великого в Саенредаме, Жуковский импровизировал несколько поэтических строк, заканчивающихся словами: «Вот колыбель вашей империи, вот, где родилась Великая Россия!»

Эпоха романтизма сделала широко популярным жанр автопортрета, с его ярким изображением постоянно меняющейся натуры художника. Русские художники видели в форме способ борьбы за свое право на уважение, как к себе, так и к своему искусству. В Третьяковской галерее находится замечательная коллекция таких изображений Кипренского, Александра Ортовского, Александра Варнека и Сильвестра Щедрина. Во многом это стало результатом идеи Павла Третьякова создать «русский пантеон», портретную галерею своих выдающихся соотечественников. Исторически кураторы Музея Тейлерса не были привлечены к портретному жанру, поэтому они не приобрели автопортреты голландского художника периода романтизма, а те оказались в других коллекциях, таких как местный музей Хальса и Рейксмузеум. в Амстердаме.

Тем не менее посетители московской выставки имели возможность увидеть несколько портретов харлемских художников, например, «Спящий мальчик» (ок. 1826, Музей Тейлерса) работы Воутеруса Моля. Пластичность тела ребенка выдает влияние Жака-Луи Давида, чью мастерскую Мол посещала, будучи студенткой художественного факультета в Париже. Работа Яна Круземана, любимого художника Вильгельма II, демонстрирует иной подход к рисованию детского портрета. Когда амстердамский купец «достопочтенный мистер Ренте Линсен» поручил ему нарисовать портрет его дочери Катарины, в своем «Портрете К. Э. Ренте Линсен в детстве» (1831, Музей Тейлера) Круземан подчеркнул богатство своей модели. Маленькая девочка, которой тогда еще не исполнилось и года, одета роскошно: на ней легкое бальное платье, открытое у шеи и плеч, чепчик из дорогого брюссельского кружева, модная кашемировая шаль, коралловое колье и браслеты, дополняют друг друга. Золотая погремушка, фарфоровая кукла и изящная овечка из настоящей шерсти ламы не только олицетворяют мир ребенка, но и говорят о богатстве. По сравнению с этой голландской девочкой маленькая Катя из семейства Толстых удивляет зрителя своим взрослым взглядом и утонченной внутренней жизнью в «Портрете Е.Ф. Толстого» (1845, ГТГ), в котором Петр Шамшин изобразил двух -летняя дочь вице-президента Академии художеств Федора Толстого. Ребенок держит скромный веночек из васильков, подчеркивающий глубокую синеву небесных глаз девочки.

«Бурные морские глубины»

Близость Северного моря (около 20 километров) не только определяла микроклимат Харлема, но и оказывала значительное влияние на сюжеты, которые местные художники выбирали для своих картин. Песчаные дюны и залив стали излюбленными мотивами их морских пейзажей. Наряду с мирными сценами прогулок людей по морю или рыбной ловли в конце XVII века появились изображения трагических событий. Одним из примеров является картина Людольфа Бакхейзена «Военные корабли в сильный шторм» (ок. 169 г.).5, Государственный музей, Амстердам). Художников романтизма особенно привлекали неукротимые силы природы, совершенно неподвластные человеку. Штормы, кораблекрушения и трагические человеческие жертвы были доминирующими темами в морском искусстве того времени.

«Кораблекрушение у английского берега» (ок. 1837, Музей Тейлера) работы Христиана Драйбгольца изображает драматическую сцену морской катастрофы. Два фрегата терпят крушение, сильный шторм толкает их к скале, а группа людей у ​​маяка беспомощно наблюдает за разворачивающейся драмой. Строки стиха С.Дж. Ван дер Берг может служить иллюстрацией того, что происходит:

«Корабль не победит волны
Всех, кто на берегу, охватил страх.
Кажется, нет выхода,
И сердце трепещет от страха,
Но шепчут губы, О Боже! Как ты велик!»

В отличие от трагической кульминации этой драмы, изображенной голландским маринистом, Иван Айвазовский, русский живописец, прославившийся «воспеванием моря», был представлен его «Концом буря на море» (1839 г., Третьяковская галерея). На горизонте угасает гроза, и небо проясняется: скоро волны улягутся, и на заднем плане море выглядит спокойнее. Тем не менее пенящиеся волны, наполненные песком и грязью, сильно бьются о берег. Лодка рыбака и ее команда, отбившись от них, вскоре доберутся до безопасной суши. Эта сцена написана в Крыму, в окрестностях родной для художника Феодосии.

«Торговые корабли у берега» (1892, собрание Джефа Радемакерса) — замечательная картина самого известного голландского художника-мариниста Йохана Мейера. Художник проявляет удивительную способность изображать прозрачность воды и иллюзию светящихся волн. Примечательно, что на картине изображены самые разные корабли, от рыбацкой лодки до торгового фрегата и парохода (тогда новинка).

«Сладок вой бури»

Пейзажи, составившие основную часть выставки, пропитаны «воздухом романтизма». Наряду с видами Италии хорошо представлены городские и сельские пейзажи. В произведениях русских художников отражен широкий и размашистый простор географии страны: Волга и Днепр, горы Кавказа, древняя столица Москва, виды Тверской губернии, священные источники близ города Могилева, плотина в особняке Фал, недалеко от Ревеля (ныне Таллинн). Работы голландских мастеров представляют свой «микрокосм» — Харлем и его окрестности, берег моря и реку Лек. В какой-то момент голландцы отвоевали свои земли у моря, а затем освободили их от иноземных захватчиков в начале 19 века.века, и эти работы очаровывают зрителя красотой своих северных пейзажей.

По мере того, как романтики обращали внимание на живую природу, цели пейзажной живописи стали меняться. Уточнялась не только местность, но и время суток. Появились новые мотивы, такие как «утро», «вечер» и «ночь», а также лунные и грозовые пейзажи; хороший пример — «Пейзаж в плохую погоду» (1794, Музей Тейлерса) Германуса ван Брюсселя, на котором изображена приближающаяся гроза. Темное грозовое небо контрастирует с яркими лучами солнца, а вековые дубы гнутся от порывов ветра. Крестьянка спешит увести свой скот домой, подальше от внезапно нахлынувшей бури; ее крошечная фигурка кажется ничтожной на фоне гигантских деревьев — как слаб человек перед лицом ужасающих сил природы…

Художники-пейзажисты эпохи романтизма часто использовали драматические комбинации различных источников света, таких как холодный лунный свет и жаркое сияние открытого огня. Такие контрасты мы видим в «Луной ночи в Неаполе» (1828, ГТГ) Сильвестра Щедрина и в «Рыболовах в лодке в сумерках» Ремигиуса ван Хаанена (после 1860, собрание Джефа Радемакерса). Русская национальная школа пейзажной живописи сложилась во времена романтизма. Максим Воробьев, старший преподаватель пейзажного отделения Академии художеств, расширил принятые стандарты преподавания жанра, в том числе традиционную для Академии ориентацию на «виды в перспективе» и условно-декоративные композиции. Его «Дуб, разбитый молнией (Гроза)» (1842, ГТГ), ставший «эмблемой» выставки, — аллегория личного горя художника в связи со смертью любимой молодой жены. Потрясенный своей утратой, Воробьев обратился к этой трагической теме — вспышка молнии освещает человека в ожесточенной схватке с разбушевавшимися силами природы, образ, вызывающий в памяти слова поэта Владимира Раевского:

«Мелькает бледный свет во тьме, Перун летит из туч черных,
И горит дуб расколотый!»
«Тихие сцены чарующей пасторальной простоты»

Зимние пейзажи часто встречаются в голландском искусстве, но почти полностью отсутствуют в русском искусстве первой половины XIX века. Исключение составляет «Зимний пейзаж (Русская зима)» (1827, ГРМ) Никифора Крылова, ученика Алексея Венецианова. Художнику пришлось соорудить специальную деревянную избу для работы над этой картиной в морозную погоду: суровый климат России с его люто-холодными ночами и промозглыми днями не обеспечивает комфортных условий ни для труда крестьянина, ни для за работу художника. Напротив, короткая, мягкая голландская зима приносит людям радость — мы видим замечательные примеры зимних занятий в «Зимнем дне на голландском побережье» Йохана Мейера и Йоханнеса Хоппенбрауэрса (1849 г.)., коллекция Джефа Радемакерса) и «Катание на коньках у голландского города» (1857, коллекция Джефа Радемакерса) Андреаса Шелфхоута. На замерзшем канале мы видим самых разных людей: богатых горожан, наслаждающихся легким катанием на коньках, бедных рыбаков, бурящих лунки для подледного лова, детей и женщин, домашних животных. Благодаря сдержанной палитре, тусклому солнечному свету и точной перспективе, различные пейзажи и разнообразная, счастливая толпа объединяются в относительной гармонии.

«Зимний пейзаж» (1837, Музей Тейлерса) Баренда Коек-Кука — настоящий шедевр голландской живописи. Эта композиция состоит из двух частей: заснеженной дороги слева и замерзшей реки справа, с массивным дубом посередине, объединяющим два образа. Использование Куккуком темных тонов для рисования гладкой поверхности замерзшей реки блестяще: он наносит тонкие мазки белого цвета, чтобы нарисовать снег на темной поверхности. Художник тонкими кистями закрашивает трещины на льду, а острым концом ручки кисти буквально царапает следы от коньков на картине.

Иногда художники-романтики противопоставляют обыденную повседневную жизнь царству грез и готовы позволить своему безграничному воображению перенестись в любой момент времени и в любой уголок мира. Так, Антон Иванов ни разу не ездил в Малороссию (ныне Украина), а Бартоломеус ван Хов никогда не выезжал из Нидерландов, но им обоим удалось воплотить свои мечты и желания на холсте. На картине «Николай Гоголь переходит Днепр» (1845, ГТГ) русский художник, читавший произведения Гоголя, но в то время живший в Риме, изобразил «дивный Днепр в безветренный день». В свою очередь, голландский мастер написал свой «Вид на город у Рейна на закате» (1836, Музей Тейлерса) как панораму средневекового немецкого города с великолепным собором, в архитектуре которого сочетаются романский, готический и ренессансный стили. черты, как центр композиции. Как истинные романтики, оба художника избрали для своих пейзажей закат и приближение сумерек — это загадочное время суток, когда реальность превращается в романтический сон.

«Радость мирских удовольствий»

Еще одно обстоятельство определяло колорит местной харлемской школы живописи: наряду с текстильной промышленностью города Харлем славился крупным цветочным бизнесом. В 1848-1852 годах король Вильгельм II приказал осушить местное озеро Харлеммермер, а в 1859 году был засыпан и Старый канал. Новые освободившиеся земли оказали положительное влияние на развитие города, так как были засажены обширные поля тюльпанов. там. Эпоха романтизма не могла сравниться с «тюльпаноманией» Золотого века Голландии, но интерес к цветам оставался, как в жизни, так и в искусстве. Великий князь Александр Николаевич писал в письме от 15 апреля 1839 г.: «Мы остановились в Харлеме, чтобы увидеть знаменитые местные цветы — каждый вид назван в честь известного человека — но они только начинали цвести, поэтому судить об их настоящей красоте было невозможно». 5

Георгиус ван Ос, мастер натюрморта, с удовольствием проводил лето в садах и парках Харлема, где было множество «моделей» для его работ. Его изысканный «Натюрморт с цветами и птичьим гнездом» (ок. 1830, Музей Тейлерса) раскрывает страсть художника к природе своей страны, а также его виртуозную кисть, выявляющую различные фактуры. «Цветочный» «Натюрморт» (1840, ГТГ) русского мастера Фомы Торопова по настроению и трактовке сродни картине голландского художника. Как справедливо заметил искусствовед Дмитрий Сарабьянов, такие произведения искусства объединяет их «своеобразный классицистический натурализм» 6 .

«Между правдой и заблуждением»

Жанровая живопись интересовала и художников-романтиков. Современная русская жизнь не предлагала широкого выбора сюжетов, поэтому многие русские художники на дорожные гранты Академии художеств обращались к написанию сцен из жизни простых жителей Италии. Карл Брюллов был основоположником так называемого «итальянского жанра»: он был еще юным студентом Академии художеств, когда требовательные педагоги стали отмечать его талант. В 1822 году Императорское общество поощрения художеств предоставило Брюллову стипендию на трехлетнее обучение в Италии. В течение первых двух лет пребывания в «стране возвышенного вдохновения» художник рисовал традиционные мифологические мотивы из древней истории, но вскоре у него появилось желание лучше понять итальянскую природу и ее людей. В его жанровых картинах, таких как «У дуба Богородицы» (1835, ГТГ), запечатлены нравы и нравы, «скромное достоинство простых людей», столь дорогие сердцу писателя Николая Гоголя.

Наряду с романтизмом в русском искусстве 1830-1840-х гг. наблюдаются тенденции, связанные со стилем «бидермейер». Долгое время само его существование в России вызывало споры, а сам термин яростно обсуждался. Все признаки этого художественного направления были поглощены понятиями «реализм без берегов». В конце 20 века интерес к этому явлению возродился.

В работах Павла Федотова ярко выражены черты позднего романтизма и стиля бидермейер. Сюжетами для своих ранних работ он выбирал не знаменитых людей древности или библейских персонажей, а обычных людей, современников художника, изображая их повседневное существование и переживания, их не очень героические жизненные истории. Сходны картины Федотова «Новопоставленные. Чиновник на утро после получения первого ордена» (1846, ГТГ) и «Бедность и богатство (Домашняя жизнь семьи Г. Берниксов)» (1848, Музей Тейлерса) Давида Блеса. участки. И голландцы, и русские художники — прекрасные рассказчики. Они заполняют пространство картины множеством красочных деталей, и показательно, что интерьеры обеих картин находятся в состоянии поразительного хаоса: вещи разбросаны, разбиты, перевернуты вверх дном. «Персонажи» этих картин гротескны: и Федотов, и Блесь демонстрируют значительное мастерство в использовании ярких жестов и мимики, чтобы раскрыть характер своих героев.

Оба художника понимали проблемы своего времени. В России критик Владимир Стасов резюмировал происходящее как «насквозь пошлую жизнь», а в Голландии роттердамская газета писала: «В нашей стране, как ни трудно нам это признать, воюют высокие требования. при серьезной нехватке ресурсов». 7

В этом диалоге русского и голландского искусства первой половины XIX века раскрываются уникальные особенности каждого народа, его национальные традиции и самобытная культура, а также выдающиеся личности их художников. Мастерские пейзажи Александра Иванова и Баренда Корнелиса Кук-кука, блестящие портреты Ореста Кипренского и Яна Круземана, шедевры маринистики Ивана Айвазовского и Луи Йохана Мейера — все это доставило посетителям выставки истинное наслаждение.

  1. Второстепенными заголовками в этой статье являются цитаты из произведений поэтов-романтиков Александра Пушкина и Василия Жуковского.
  2. Во время своего пребывания в Голландии Петр I увлекся подобными коллекциями. по возвращении в Россию царь решил создать свой «Государь Кабинет» и не жалел средств на приобретение целых коллекций и отдельных предметов. Так, за коллекцию голландца Альбертуса Себа, ставшую основой для Кунсткамеры в Петербурге, была заплачена экстравагантная сумма.
  3. Меннониты — последователи протестантского движения, основанного в 1530-х годах в Нидерландах Менно Симонсом (1496—1561). Они проповедовали духовное совершенствование и отказывались носить оружие. Однако во время борьбы за независимость Нидерландов меннониты присоединились к армии Вильгельма Оранского и сделали щедрые пожертвования на военные цели.
  4. Знаменитый Государственный музей был открыт в Амстердаме в 1808 году.
  5. «Переписка наследного принца России Александра Николаевича и императора Николая I. 1838-1839 гг.». Москва, 2008. С. 382-383.
  6. Сарабьянов Д.В. «Художники венециановского кружка и немецкий бидермейер» // «Русское искусство XIX века среди европейских живописных школ: сравнительный анализ». Москва, 1980. С. 78.
  7. Цитата из: «De Tentoonstelling van Schilder en Kunstwerken van levende Meesters» // «Nieuwe Rotterdamsche Courant». 1851 г., 12 июня. стр. 1.

Назад

Теги:

Павел Жуковский. К 175-летию со дня рождения — Михайловский дворец

Государственный Русский музей/Михайловский дворец

АА

РУС

Филиалы:Выбрать филиалМихайловский дворецКрылья БенуаСтрогановский дворецМихайловский замокМраморный дворецЛетний садЛетний дворец Петра IИзба Петра ВеликогоМихайловский садПавильоны Михайловского замка

  • Русский музей
    • О
    • Дворцы/Сады
    • Музей Людвига в Русском музее
    • Филиал в Малаге
    • Информация для посетителей
    • Билеты
    • Отдел консервации произведений искусства
    • Друзья Русского музея
    • Администрация музея
    • Партнеры и спонсоры
    • Пресса о музее
    • Антикоррупционная деятельность
  • Информация для посетителей
    • Информация для посетителей
    • Часы работы
    • Аудитория
    • Билеты
    • Экскурсии
    • Музей для детей
    • Доступность музеев
  • Выставки
    • Текущие выставки
    • Будущие выставки
    • Архив
    • Постоянные выставки
    • Выставки в России и за рубежом
    • Михайловский дворец
    • Крыло Бенуа
    • Строгановский дворец
    • Замок Святого Михаила
    • Мраморный дворец
    • Летний дворец Петра I
    • Каюта Петра Великого
    • Павильоны Михайловского замка
  • События
  • Коллекции
  • Публикации
    • Каталоги и альбомы
    • Академические коллекции
    • Научные публикации
    • Буклеты
    • Годовые отчеты
    • Мультимедиа
  • Проекты
    • Проект «Русский музей: виртуальный филиал»
    • Культурно-выставочные центры Русского музея
    • Императорские сады России
  • Образование
    • Аудитория
    • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
    • Арт-терапия
    • Студенческий клуб
    • Консультативно-методический центр художественных музеев РФ
    • Академическая работа
  • Сделать пожертвование
    • Сделать пожертвование
    • Как пожертвовать
    • Договор дарения
  • Магазин

Билеты

17 марта 2021 г. — 7 июня 2021 г.

Художник Павел Васильевич Жуковский (1845-1912) был сыном великого русского поэта Василия Жуковского и дочери немецкого художника Герхарда Вильгельма фон Рейтерна. Его творчество сегодня мало известно любителям искусства. Но в последней трети 19Павел Жуковский был достаточно известен в общественных и культурных кругах. Благодаря своей близости к Императорскому двору он много сделал для развития художественного образования и музейного дела в России. Кроме того, он дружил со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе с императором Александром III, писателем Иваном Тургеневым и композитором Рихардом Вагнером, для которых выполнил эскизы декораций и костюмов к первому исполнению оперы Вагнера «Парсифаль».

Работы Павла Жуковского несут на себе печать его увлечения живописью итальянского Возрождения, религиозной и античной тематики. Их исполнение и образная интерпретация позволяют отнести творчество художника к академическому стилю позднеевропейского романтизма и символизма.

На выставке представлены живописные и графические работы Павла Жуковского из собрания Государственного Русского музея.

Выставки

Реставрация картины и ее оригинальной рамы. Константин Маковский. Национальный праздник во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге

23 февраля—17 апреля 2023

Выставка в Садовом вестибюле Михайловского дворца посвящена реставрации масштабной картины «Народный праздник во время масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге» (215 х 321 см) кисти Константина Маковского и его оригинальная рама.

Образы святого Георгия Победоносца в Древней Руси. Памяти Татьяны Вилинбаховой

22 декабря 2022—13 февраля 2023

На выставке представлены старинные русские иконы, деревянная скульптура, личные святыни и украшения, созданные в разных местах и ​​в разное время, но объединенные общей темой. Святой Георгий – один из самых почитаемых святых в России. Его образ рассматривается как символ русской истории. «Святой Георгий и змей» — наиболее часто повторяющийся сюжет в русской иконографии святого Георгия.

Также в Русском музее

  • 16 февраля—10 апреля 2023 г.  > Мраморный дворец Наталья Земляная. Сотворение мира. Живопись и графика
  • 10 февраля—22 мая 2023  > Строгановский дворец Константин Богаевский
  • Русский музей
    • О
    • Дворцы/Сады
    • Музей Людвига в Русском музее
    • Филиал в Малаге
    • Информация для посетителей
    • Билеты
    • Отдел консервации произведений искусства
    • Друзья Русского музея
    • Администрация музея
    • Партнеры и спонсоры
    • Пресса о музее
    • Антикоррупционная деятельность
  • Информация для посетителей
    • Информация для посетителей
    • Часы работы
    • Аудитория
    • Билеты
    • Экскурсии
    • Музей для детей
    • Доступность музеев
  • Выставки
    • Текущие выставки
    • Будущие выставки
    • Архив
    • Постоянные выставки
    • Выставки в России и за рубежом
    • Михайловский дворец
    • Крыло Бенуа
    • Строгановский дворец
    • Замок Святого Михаила
    • Мраморный дворец
    • Летний дворец Петра I
    • Каюта Петра Великого
    • Павильоны Михайловского замка
  • События
  • Коллекции
  • Публикации
    • Каталоги и альбомы
    • Академические коллекции
    • Научные публикации
    • Буклеты
    • Годовые отчеты
    • Мультимедиа
  • Проекты
    • Проект «Русский музей: виртуальный филиал»
    • Культурно-выставочные центры Русского музея
    • Императорские сады России
  • Образование
    • Аудитория
    • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
    • Арт-терапия
    • Студенческий клуб
    • Консультативно-методический центр художественных музеев РФ
    • Академическая работа
  • Сделать пожертвование
    • Сделать пожертвование
    • Как пожертвовать
    • Договор дарения
  • Магазин

Связаться с нами

  • Администрация музея
  • ВКонтакте
  • Фейсбук
  • Инстаграм
  • Твиттер
  • Ютуб
  • ТикТок

Подписаться

Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея

© 2015
Государственный Русский Музей

Разработка сайта: Projector.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *