Сочинение: Основные черты романтизма в литературе
(664 слова) Романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 — начале 19 столетия. Именно это направление проявило себя после классицизма и сентиментализма. Типичные представители направления «романтизм» всячески старались отобразить в своих произведениях не только национальное или социальное, но и индивидуальное своеобразие человека. Чтобы лучше разобраться в нем, рассмотрим все основные черты романтизма в литературе подробнее.
Основной признак данного литературного направления заключается в изображении исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. В романтизме, главным образом, используются яркие образы, которые раскрываются в не менее ярких обстоятельствах. С помощью них авторы пытались отразить высокое назначение человека и его великие возможности. Недаром возникновение романтизма называют эстетической революцией. Ведь в эпоху Просвещения идеалами считались наука и разум, долг и верная служба. Однако с наступлением эпохи романтизма идеалами стали творческие и эстетические начала. Главной ценностью человека стала эмоциональность, сопряженная с одаренностью и высокими интеллектуальными возможностями. Можно сказать, что романтизм является мироощущением, основанным на идеализации действительности и мечтательной созерцательности. Смыслом жизни человека в рамках этой философии стало стремление к идеалу, что породило романтическое двоемирие — противопоставление убогой реальности и мира мечты, ставшее главным конфликтов в романтических произведениях. Примеры основных черт романтизма можно найти в работах о своеобразии романтизма в поэме «Мцыри«, рассказе «Старуха Изергиль«, романе «Герой нашего времени«.
Направление романтизма появилось в Германии в восемнадцатом столетии. Затем оно начало постепенно распространяться в Западной Европе. К возникновению романтизма привёл кризис рационалистической системы Просвещения. Кроме того, в его возникновении большую роль сыграли немецкая классическая философия, а также события Великой французской революции.
Главная черта романтизма заключается в необходимости выдвинуть на первый план культ индивидуальности, творчества, свободы, поклонения природе. Именно эти ценности являются основными. Представители романтизма в своих творениях воспевали чувство, природу и естественное начало в человеке. Личность противопоставлялась толпе и цивилизации. Также существенной особенностью данного направления является стремление человека к свободе. В основе романтического мировосприятия лежит независимость личности от общества и государства. Внутренний мир человека становится важнее внешнего. Индивидуализм — вот философская основа романтизма.
Часто героями романтических произведений становились таинственные и сильные личности с непростой судьбой. Происходящие события находили отражение во внутреннем мире персонажа. Душу романтического героя зачастую мучали противоречия. Обычно представители романтизма создавали своих героев, используя приём антитезы. Так, персонаж выступал не только в качестве исключительной личности на фоне серой массы, но и в качестве беспомощного существа в руках судьбы. Из-за своей исключительности персонаж романтического произведения был одиноким. Ему не нравилась сложившаяся реальность, и он хотел убежать от неё. Именно свобода являлась его главной жизненной ценностью. Ради нее герой может пойти на все. О сущности романтического героя есть отдельное эссе.
Однажды немецкий философ Иммануил Кант определил основную категорию данного направления, которая заключается в возвышенном. При этом, по мнению известного философа, наслаждение возвышенным бывает двух типов: позитивное и негативное. Спокойное созерцание представляет собой позитивное наслаждение, а осмысление составляет негативное.
Произведениям русского романтизма присущи мотивы одиночества и страдания. Яркими представителями данного литературного направления являются такие известные поэты, как Батюшков, Жуковский, Баратынский, Языков и так далее. Свою раннюю поэзию Александр Сергеевич Пушкин создавал в духе романтизма. Известное стихотворение поэта «К морю» ознаменовало переход от романтизма к реализму. Впоследствии автор подтрунивал над романтическими шаблонами и высмеивал их несостоятельность.
Также романтические произведения создавал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Знаменитую поэму писателя «Мцыри» по праву считают образцом отечественного романтизма. В данном произведении автор обращает особое внимание на переживания и мысли главного героя. Лермонтов показал читателю необычного человека, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Автор демонстрирует бунт романтического героя против окружающей действительности и своей неугодной судьбы. В образе Мцыри изображён довольно таинственный персонаж, что свойственно романтизму. Лермонтов почти ничего не говорит о внешности героя, но зато он подробно раскрывает его внутренний мир. Мцыри выступает в роли бунтаря, желающего добиться долгожданной свободы. Кроме этого, для романтизма характерно строгое разделение мира на две половины — белую и чёрную. По мнению Мцыри, жить можно только на воле. Он остаётся верным собственным убеждениям до конца. Главный герой погибает, когда возвращается в монастырь.
Таким образом, направление романтизма предполагает наличие двоемирия, состоящего из реальности и желанной иллюзии. Романтические герои создавали свой воображаемый мир, где они мысленно пребывали. Они рвались на свободу и теряли связи с окружающими, что делало их одинокими, гордыми и сильными. Благодаря романтизму произошло раскрепощение человеческого духа. Авторы обратили внимание на внутренний мир личности. Этим богатым инструментарием воспользовались впоследствии реалисты, которые еще более углубились в изучение природы человеческого духа.
Автор: Виктория Комарова
Русский Романтизм. Сборник Статей Под Редакцией А. И. Белецкого. Л. Academia. 1927. EBook 2014
%PDF-1.6 % 1203 0 obj > endobj 1253 0 obj >stream 2014-08-29T14:51:17+02:002014-08-29T15:00:13+02:002014-08-29T15:00:13+02:00ABBYY FineReader 10application/pdf

: Литература :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр
Ссылки по теме
Николай Гоголь ( 9. 02.2011 13:54)
Оправдание Николая Гоголя ( 4.03.2009 13:24)
Предполагаемый кабинет Гоголя найден в Петербурге (26.02.2009 13:26)
Фредди Крюгер превратится в Вий (23.09.2008 15:24)
Петербург готовится к 200-летию Николая Гоголя (29.01.2008 15:52)
Байопик о расстреле Гоголя в Риме ( 3.10.2007 12:26)
Владимир Бортко снимет Тараса Бульбу ( 5.02.2007 12:33)
Романтизм и литература XIX века
Эпоха Александра I была временем большого творческого напряжения; время, когда русские писатели испытывали радость самостоятельного творчества, оригинального и подлинно национального по духу и стилю. Высшим ее выражением, безусловно, является творчество Александр Пушкин . Европейская культура была ассимилирована и осмыслена; последующие поколения развивают славянофильскую оппозицию, причем не только национально-психологическую, но и культурно-художественную. Первые сорок лет XIX века называют золотым веком русской поэзии, и это, безусловно, заслуга величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), первым триумфом которого стала поэма Затем последовал ряд романтических стихов, проникнутых впечатлениями от пребывания на юге России, и, наконец, Пушкин создал свой гений Евгений Онегин (окончен в 1830 г.). Это великолепное произведение представляет собой своеобразный «роман в стихах»: оно содержит более 5000 стихотворных строк, образующих строфы, и представляет собой повествование о современной русской жизни. Пушкин создал несколько больших поэтических произведений, среди них неподражаемая поэма Медный всадник (1833 г.), целый ряд прозаических сочинений и несколько сотен стихов, отличающихся классической тонкой простотой формы и глубоким лирическим чувством. Многие поэты признавали Пушкина своим учителем и следовали ему по форме и тематике. Кроме них стоял величайший русский баснописец, поэт Иван Андреевич Крылов (1768–1844), чьи остроумные басни получили широкую известность как уроки мудрости и образцы языкового мастерства. С 1840-х годов литература переживает рост морального и метафизического беспокойства, которое находит теоретическое выражение в романтизме . Артистичные личности чувствуют себя неловко в жизни, как будто не в том месте. Развитие прозы начала XIX века во многом было обусловлено знакомством с историческими романами Вальтера Скотта, получившими широкое распространение в русских переводах. Выдающимся образцом этого жанра является « Капитанская дочка » (1836) Пушкина, увлекательная повесть о годах пугачевского бунта при Екатерине Великой. Ближе к реальности были его Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1831), пять стилистически совершенных рассказов из современной жизни, а также его рассказ Пиковая дама (1834) об одержимости азартными играми: ему нет равных в русской литературе как что касается саспенса действия и лаконичной выразительности. Николай Гоголь Главным прозаиком того периода, оказавшего определяющее влияние на развитие реализма, был Николай Васильевич Гоголь (1809–1852). Его ранние рассказы проникнуты юмористическими романтическими эффектами не без участия привидений, ведьм и других сверхъестественных существ. Позднее он начинает сочетать романтические приемы с исключительно ярким реалистическим письмом, как, например, в «Сказке о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » (1835 г.), где комическое повествование приводит к крайне болезненному финалу; или в Шинель (1842), где несчастный приказчик умирает от горя, когда разбойники срывают с него новую шинель, что стоило ему неимоверных жертв и всего его мизерного жалованья. И все же мировая слава Гоголя, несомненно, основана на его великом романе 9.0025 Dead Souls (1842) с его причудливым сюжетом — история покупки «душ» умерших крепостных крестьян. Историческая пьеса Пушкина Борис Годунов (1825) — попытка создать русскую трагедию в вольном стихе. Многие из его сцен отличаются великолепными драматическими эффектами и возвышенными поэтическими пассажами, однако большого успеха на театральной сцене он так и не имел. Однако две пьесы этого периода входят в число самых славных достижений русского театра. Горе от ума (1822–1823) by Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829) — социальная сатира, богатая прекрасными остротами и афоризмами. По популярности с ним соперничает знаменитая комедия Гоголя « Ревизор » (1836) о том, как случайного мошенника принимают за столичного ревизора. Источники : | ||
Теги: русская литература история русской литературы золотой век русской поэзии Александр Пушкин русская классика | ||
Следующий | Предыдущий |
Изучение русского романтизма — London Firebird Orchestra
Николаса Кейворта из Revolution Arts
Две работы на концерте London Firebird Orchestra 16 июня под управлением Майкла Трифта с солистом Марком Корбетт-Уивером олицетворяют образ Русский романтизм: два масштабных произведения, эмоциональное и драматическое, написанные двумя неуверенными в себе и охваченными тревогой композиторами. Разве от этих художественных темпераментов конца 19 века мы ожидали не меньшего?
«Портрет Петра Ильича Чайковского» Николая Кузнецова
Как и более известная 4-я симфония Чайковского десятью годами ранее, его 5-я также связана с «Судьбой» после мрачных задумчивых тем и декламационных музыкальных высказываний. За месяц до того, как он начал сочинять 5-ю симфонию, Чайковский записал в свою тетрадь некоторые идеи для произведения, в том числе слова «…полная покорность судьбе, что то же, что непостижимое предопределение судьбы…»
Первоначальная критическая реакция на 5-е было вовсе не благоприятным, а временами враждебным, особенно в Соединенных Штатах, где обозреватель Boston Evening Transcript писал:
… «звучит как ничто иное, как орда демонов, борющихся в потоке бренди».
Даже в России Березовский писал: «Пятая симфония — самая слабая из симфоний Чайковского»
Подпись Чайковского
После второго исполнения Чайковский написал: «Я пришел к выводу, что это провал». Он все еще оправлялся от бурного периода в своей личной жизни после катастрофической семейной ситуации, усиливая сомнения в своей сексуальности и борясь с тяжелыми приступами депрессии. Творческий порыв Чайковского становился все более автобиографичным и экспрессивным, с большой страстью и силой, вплоть до буйства в музыкальных порывах.
Рахманинов за фортепиано
Рахманинов тоже страдал от клинической депрессии и писательского кризиса в течение многих лет после премьеры его Первой симфонии в 1897 году, которая была высмеяна современными критиками. Его второй фортепианный концерт был огромной борьбой для Рахманинова, но с помощью гипнотерапии и психотерапии его врача Николая Даля окончательный успех концерта во многом восстановил уверенность Рахманинова в себе.
подпись Рахманинова
Обычная германская формальность, связанная с крупномасштабными симфоническими и концертными произведениями, не давалась легко русским композиторам-романтикам, естественным инстинктом которых было писать музыку, которая была бы менее структурно ограничительной, в первую очередь вызывающей воспоминания и выражающей личные эмоции.
Романтическая музыка в России находилась под сильным влиянием ее литературы с такими писателями, как Александр Пушкин, чьи произведения, такие как Руслан и Людмила и Евгений Онегин , непосредственно вдохновили на создание музыкальных композиций . Другие русские поэты, такие как Михаил Лермонтов и Федор Тютчев, соответственно, исследовали идеи метафизического недовольства обществом и собой, а также описательные сцены природы или любовных страстей.
Александр Пушкин
Так что же сделало эти произведения основой оркестрового и концертного репертуара наряду с двумя наиболее любимыми и часто исполняемыми произведениями эпохи романтизма?
Что ж, помимо этих личных — почти автобиографических — путешествий по соответствующим пейзажам страсти с моментами тоски и меланхолии, оба композитора обладали врожденной способностью создавать запоминающиеся лирические мелодии. Великолепная мелодия за великолепной мелодией течет через обе пьесы. Будь то жалобная мелодия рожка во второй части у Чайковского или почти божественный диалог между оркестром и солистом в случае с Рахманиновым. Именно благодаря таким моментам, вызывающим возбуждение, эти две работы, без сомнения, входят в число величайших произведений, когда-либо написанных.