Романтизм в литературе: основные черты, даты, представители
Романтизм в литературе — это движение, которое возникло в конце 18 века. Оно характеризуется тем, что реальность противопоставляется идеалам. Это эпоха героев-символов, идеальных героев. Они свободны и открыто проявляют свои чувства. Это литература о мечтах и фантазиях, о независимости и протестах против суровой действительности.
Под романтизмом также понимают нереалистический художественный метод, который используется авторами в произведениях. Таким образом авторы ставят на первое место человека, его глубокую личность, интересы и волю, а литература становится очень личной.
Когда и где зародился литературный романтизм?
Как движение романтизм возник в Германии в конце 18 века (1790-е годы). Он сменил классицизм с его повышенным вниманием к античным литературе и искусству.
Романтизм просуществовал до 1830-х годов. Зародившееся в то время движение реализма стало набирать популярность среди представителей искусства.
Оно и привело к тому, что романтизм стал отходить на второй план, а вскоре и вовсе был забыт.
Какие черты присущи литературному романтизму?
- Всё описанное в ранних произведениях эпохи романтизма настолько не походило на реальность, что сначала романтизмом называли что-то необыкновенное и невозможное. Лишь к концу 18 века романтизм стал понятием, которое в него вкладывают сейчас.
Сказки братьев Гримм — хороший пример переплетения фантазии авторов с действительностью.
- Романтизм занял место классицизма. В романтизме нарушаются законы искусства и литературы. Авторы не следуют ни законам жанра, ни законам развития сюжета в произведении.
- Приверженцы романтизма отображают конкретного человека, Личность с большой буквы. Этот человек, как правило, связан с автором. Автор либо видит себя в герое, либо наоборот свою противоположность.
- В литературе присутствует конфликт: либо внутренний конфликт героя, либо конфликт героя с обществом, которое его не понимает и не принимает.

- Литература перестаёт быть чем-то отвлечённым и далёким. В ней уже нет лаконичности: язык произведений эмоционален, присутствуют яркие эпитеты и метафоры.
- Описываются герои, которые не боятся бросить вызов устоям, обществу и отправиться за своей мечтой, искать своё счастье. Их не сковывают обязательства и не пугают приключения.
- Герои произведений этой эпохи всегда противопоставляют себя обществу. Они либо странствующие мечтатели, либо наивные, стремящиеся к идеалу люди, либо же, наоборот, те, кто разуверились в обществе и в своих мечтах и становятся критиками происходящего. Это и герои-одиночки, сражающиеся за отчизну против врагов.
- Герои близки к природе. Внутреннее состояние героя отражает его восприятие природы. Если внутри героя конфликт и бушуют страсти, то и пейзаж в произведении будет буйным, неспокойным.
Причём природа никогда ничем не сдерживается, она свободна и не управляется человеком.
- Эгоизм, материальность мира, законы общества — это то, что герои не воспринимают. Они хотят сделать мир и человека совершенными, как в фантазиях.
- В своих произведениях романтики противопоставляют понятия: добро и зло, любовь и смерть, прошлое и будущее, разум и сердце, реальный несовершенный мир или мир мечтаний и фантазий.
Кто они — представители романтизма?
Романтизм в России
В России романтизм был связан с патриотизмом. После войны с Наполеоном 1812 года человек стал испытывать более тесную привязанность к Родине.
В литературе стали появляться патриотические мысли, геройские поступки, связанные с войной и сражениями.
Николай Самокиш «Бой за Малоярославец 12 октября 1812 года». Музей-панорама «Бородинская битва» (Москва).
Российские писатели периода романтизма:
- Александр Сергеевич Пушкин («Борис Годунов», «Евгений Онегин»).
- Фёдор Иванович Тютчев (стихотворения «Лебедь», «Как хорошо ты, о море ночное»).
- Михаил Юрьевич Лермонтов («Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени»).
- Василий Андреевич Жуковский (романтические баллады, напр. «Светлана», и стихотворения, напр. «Славянка).
- Александр Иванович Герцен (эссе «О месте человека в природе»).
- Николай Михайлович Карамзин («Бедная Лиза»).
- Иван Александрович Гончаров («Счастлива ошибка»).
- Кондратий Фёдорович Рылеев («Ермак», «Как счастлив я!»).
- Вильгельм Карлович Кюхельбекер («Сирота»).
- Владимир Фёдорович Одоевский («Русские ночи»).
- Антоний Погорельский (настоящее имя — Алексей Алексеевич Перовский; «Чёрная курица»).
Романтизм в Европе
В Германии, которая считается родиной романтизма:
- Фридрих Шлегель,
- Ахим фон Арним,
- Клеменс Брентано,
- Эрнст Мориц Арндт,
- Генрих Гейне,
- братья Гримм,
- Вильгельм Ваккенродер и др.

Во Франции, где романтизм зародился во время Великой французской революции (1789–1799):
- Виктор Гюго,
- Александр Дюма,
- Проспер Мериме,
- Жермена де Сталь,
- Франсуа Рене де Шатобриан и др.
В Англии, где на становление романтизма также повлияла Великая революция во Франции:
- Уильям Вордсворт,
- Роберт Саути,
- Сэмюэл Тейлор Кольридж,
- Джордж Гордон Байрон,
- Перси Шелли,
- Джон Китс,
- Вальтер Скотт и др.
В Италии, где романтизм развивался во время итальянского освободительного движения в начале 19 века:
- Алессандро Мандзони,
- Габриэле Россетти,
- Джованни Бершэ и др.
Читайте про Классицизм.
Дата обновления 29/06/2020.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Реализм
- Классицизм
- Фольклор
- Рококо
- Буржуазия
- Символизм
- Анархизм
- Экспрессионизм
- Постмодернизм
- Экзистенциализм
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас
2018 — 2022 © 7Graus
черты, век, произведения русского романтизма
Автор:
Ньютон
31 декабря 2019 11:12
Метки: iskusstvo Александр Пушкин знания история искусств литература михаил лермонтов романтизм тютчев
Что такое романтизм? Романтизм в литературе, музыке и изобразительном искусстве, черты романтизма. Романтический герой. Русский романтизм, представители романтизма. Романтизм в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Источник:Что такое романтизм?
Романтизм — это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму.
Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.
Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
В более общем смысле романтизм — это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.
Эпоха романтизма — когда он появился?
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения.
Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основная черта романтизма — стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм — это культ природы, чувств и естественного в человеке.
Среди других особенностей романтизма — стремление личности к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Романтизм провозглашал ценность личности и индивидуализма. Герой-романтик — особенная и зачастую таинственная личность. Внешние события находят отражение в его внутреннем мире. В душе у него постоянно происходит борьба противоречий.
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник — не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад.
Для героя-романтика свобода дороже жизни. Если он чувствует внутреннюю правоту, то готов пойти ради нее на все. Романтический герой — цельная личность. В нем всегда четко определяется главная черта характера.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Кроме того, романтизм предполагает пересмотр религии. Согласно идеям немецкого философа Фридриха Шлейермахера, истинная религия — это чувство и вкус бесконечности.
«Признание логики сердца, признание интуиции и более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать.
Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм», — писал профессор Генрик Сколимовский.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой.
В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
К романтизму также относят раннюю поэзию А.С.Пушкина, например, «К морю» — в этом стихотворении он как раз переходит от романтизма к реализму.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
На пьедестал русского романтизма обычно ставят поэзию М.Ю.Лермонтова — «русского Байрона». Сам поэт, впрочем, писал о себе:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Действие начинается в необычном месте — в монастыре на Кавказе, то есть герой находится в уединении, одиночестве. Тесные стены монастыря противопоставлены величественной природе Кавказа.
Сам образ героя окутан тайной: о жизни Мцыри рассказывается очень мало, почти отсутствует описание его внешности.
При этом ярко раскрыт внутренний мир персонажа. Мцыри — бунтарь, и это отражено в трех кульминационных днях, когда герой обретает желанную свободу. Героя не понимает и не принимает окружающий мир.
Романтизму также свойственно четкое разделение мира на две стороны — черное и белое. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе, поэтому, оставаясь верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство.
В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.
Метки: iskusstvo Александр Пушкин знания история искусств литература михаил лермонтов романтизм тютчев
Новости партнёров
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
- Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Викторина по столицам штатов США
7 озер, которые пересыхают
Создание машин, которые работают для всех: как разнообразие испытуемых является технологической слепой зоной и что с этим делать
Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которая характеризовала многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период с конца 18-го до середины 19-го века.
Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.
Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением
Посмотреть все видео к этой статье Среди характерных взглядов романтизма были следующие: более глубокое понимание красоты природы; общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.
Собственно романтизму предшествовало несколько родственных событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.
Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств».
Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.
Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ростом культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения.
Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.
Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей.
Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.
Изобразительное искусство
В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы с помощью напряженного линейного рисунка и смелых контрастов света и тени.
Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.
В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.
Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома.


Причём природа никогда ничем не сдерживается, она свободна и не управляется человеком.


