Изобретения джордано бруно: идеи, открытия, за что сожгли на костре монаха-философа?

биография и учение итальянского философа

Фото: UGC

Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды. Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре. Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.

Джордано Бруно: биография философа

Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:

Внешность и характер Джордано Бруно

Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.

Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.

Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.

Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.

Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.

Происхождение и юность Бруно

В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.

Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.

В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’. Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви. Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.

В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.

Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.

Европейские путешествия философа

Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.

В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.

В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.

В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.

В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.

В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете. Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров. Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.

Возвращение в Италию и арест

В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.

В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно. Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.

В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Тайна приговора

Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор. После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство». Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.

Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал. Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни. Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.

Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.

Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:

  • критику Католической церкви и отрицание ее догматов;
  • сомнения в учении о Троице, божественной природе Христа и боговоплощении;
  • отрицание учения об Иисусе как Христе-Спасителе и непорочном зачатии Девы Марии;
  • отрицание пресуществления — таинства превращения вина и хлеба в Тело и Кровь Христа и необходимости мессы;
  • занятия магией и гаданием;
  • веру в метемпсихоз — переселение душ и возможность воплощения души человека в теле животного.

Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.

Отношение церкви к Бруно после его смерти

В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.

Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.

В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.

Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.

Фото: flickr.com: UGC

Читайте также: Аль-Фараби: биография и философия

Джордано Бруно: философия кратко

Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века. Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным. В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.

Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.

Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:

Искусство памяти

В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.

Философия

Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».

Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).

Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).

Магия

Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).

Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).

Полемика и риторика

Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).

Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).

Фото: picryl.com: UGC

Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.

Вот основные ее положения:

Взгляды на устройство Вселенной

Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.

Определение божественной сущности природы

Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.

Отношение человека с Богом

Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.

Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.

Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.

Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.

Читайте также: Никола Тесла: биография, научные открытия, интересные факты

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1804364-dzordano-bruno-biografia-i-ucenie-italanskogo-filosofa/

За что на самом деле сожгли Джордано Бруно

27 января — ничем не примечательная дата: на горизонте маячит февраль, предвещая весну, в Италии зацветают первые деревья, а где-то в Риме в 1593 году в тюрьму бросили Джордано Бруно. Алхимика, мага, бунтаря и еретика, ставшего символом нового времени и демократического учёного бунта против христианской косности.

По крайней мере, так его себе представляет большинство. Мы же расскажем о том, что Бруно был вовсе не тем, кем его видят бунтари и демократы. А был он, по словам историка и религиоведа Йоана Кулиану, «самым антидемократичным философом, который когда-либо существовал».

В феврале 1600 года, почти через восемь лет, на римской площади Кампо-деи-Фиори будет сожжён итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность настолько неоднозначная, что о его роли в мировой науке и философии исследователи спорят до сих пор.

Бруно развил теорию Николая Коперника о строении Вселенной, утверждая, что звёзды двигаются, а сам космос бесконечен в пространстве и времени. Идея была революционной, и считается, что именно за неё Бруно и погиб, — а вместе с ней за просвещение, гуманизм и демократию.

Правда, за что конкретно Бруно попал в застенки инквизиции, до сих пор точно неизвестно — полный текст его обвинения не сохранился. Да и прокоперникианские взгляды, которые он высказывал, даже тогда не считались кардинально еретическими и особой погоды в инквизиторском расследовании не сделали.

Многие его воззрения были даже близки учёным современникам.

А Галилей со своей гелиоцентрической теорией через тридцать лет после сожжения Бруно получил намного более мягкий приговор.

Чем же мыслитель и философ тогда так разозлил Католическую церковь? Попробуем разобраться.

Начать стоит, пожалуй, с характера Джордано Бруно. А характер у него был тяжёлый — почти подростковый максимализм сочетался в нём с высокомерием, нетерпимостью к чужому мнению, сквернословием и, более того, с мегаломанией (бредом величия). В этом философ был очень мало похож на людей своей эпохи. Более того —  наплевательским отношением к тому, кто и что о нём думает, и пренебрежением к оппонентам он предвосхитил начало Нового времени. Как говорят сейчас, soft skills у него хромали.

Первой обителью юного Филиппо Бруно (именно так звали Ноланца) был Доминиканский монастырь, где он провёл десять лет, обучаясь наукам. Там ему и дали имя Джордано, под которым он стал известен миру. В 24 года он получил сан священника и тут же начал проповедовать.

Продержался недолго — монахи заподозрили его в ереси и выгнали из монастыря. Впрочем, молодой человек не расстроился — он сбежал из Италии и 17 лет провёл в Европе, наслаждаясь свободой и женщинами. Что, кстати, было категорически запрещено монахам-доминиканцам. Как уверял сам Бруно, «он вкушал этот запретный плод, не в силах насытиться, потому что всех снегов Кавказа и Рифейских гор не хватило бы, чтобы погасить жар в его венах».

От католической церкви он сбежал в Германию, но и у протестантов не прижился.

В книге «Изгнание торжествующего зверя» (оцените название!) учёный пишет о немцах и их стране как о «стране пьяниц». В Марбурге учёный пытался пристроиться в местный универ к профессору Нигидию, а когда тот вежливо и «по уважительным причинам» отказал ему в преподавании философии, Бруно пришёл в ярость и грубо обругал учёного прямо у него дома.

В Англии мыслитель вдрызг разругался с оксфордскими профессорами и английским духовенством, что стоило ему дружбы с единственным благосклонно к нему настроенным учёным Фулкомм Гревиллом. Учёных, «пропитанных греческим языком и пивом», он открыто называл домашними ослами и говорил, что их «невежество равняется их же самодовольству». А об английском духовенстве писал следующее:

«…Хотя в ней (в Англии) живут эти люди, они в ней содержатся лишь как грязь, подонки, навоз и падаль; они могут быть названы частями государства и города лишь в том смысле, в каком сточная яма называется частью корабля […]

Неудивительно поэтому, что вы видите многих и многих обладающих докторской степенью и священническим саном, кто более близок к стаду, скотному двору и конюшне, чем действительные конюхи, козопасы и земледельцы».

В общем, и из Англии ему тоже пришлось уехать.

Даже к человеку, чей труд «О вращении небесных сфер» так очаровал Бруно и повлиял на всю его дальнейшую жизнь, Ноланец был беспощаден. Коперник, скромный и достойный человек, совершил великое открытие: поставил Солнце в центр мира, но, по словам бунтаря Бруно, математик сам не понял его настоящий смысл. И только он, Джордано, постиг истинную суть откровений Коперника.

Он увидел в них не просто научное открытие, а божественную истину — возврат к египетской магии, к истинному «Дому мудрости», адептом которой он был. Тем самым он отказывал Копернику в научности его трудов, отодвигая его назад в прошлое, к временам донаучным.

Примерно то же самое случилось и с циркулем Фабрицио Морденте. В 1585 году в Париже Морденте опубликовал описание своего нового изобретения — одного из видов пропорционального циркуля (который сейчас считается предтечей циркуля Галилея).

 

Бруно, приехавший во второй раз в Париж из Англии (где он тоже рассорился со всей учёной общественностью), пришёл в восторг от этого изобретения, назвал Морденте богом геометрии и пообещал перевести его труды на латынь. Более того, он перевыполнил план, написав ещё и четыре диалога о циркуле. Всё было бы прекрасно, если бы не одно но. Джордано не был бы собой, если бы интеллектуально не унизил коллегу, заявив, что тот — «торжествующий простак», который опять не осознал смысла своего божественного изобретения.

Морденте, по словам очевидцев, впал в бешеную ярость, скупил весь тираж «Диалогов» и уничтожил, упустив, правда, два экземпляра, дошедших до нас.

В отличие от оксфордских профессоров итальянец оказался мстительным типом и отправился к своим покровителям — герцогам Гизам — просить поддержки против наглого философа. Это грозило Бруно большими неприятностями, вплоть до «несчастного случая со смертельным исходом».

И всё же: чем ещё Бруно помимо своего сволочного характера вызвал недовольство Католической церкви?

Спустя века благодаря иконоборчеству и мученической смерти на костре биографией Бруно заинтересовались исследователи и бросились изучать его труды в попытках что-то о нём понять. Поскольку Бруно являлся последователем Коперника и первым соединил идею о бесконечности космоса с гелиоцентрической, его сразу же окрестили рационалистом, человеком будущего и иконой новой либеральной Европы. Картина его казни идеально дополняла созданный миф: церковные мракобесы сожгли прогрессиста-рационалиста, потому что не были готовы к его идеям.

На деле же Джордано Бруно вовсе не был рационалистом. Скорее он был человеком сложных прошлых эпох, когда в мире ещё было место синтезу науки и магии. И уж точно он не был человеком будущего. В его понимании «грамматики-педанты», как он называл профессоров европейских университетов, как раз и были людьми рационалистического ума, не способного понять утончённость герметизма и египетской магии, наследником которой считал себя монах-расстрига. Именно поэтому человек глубокого, гибкого и могучего ума, продвигающий идеи неоплатоников и древних магических трактатов, не нашёл себе пристанища даже в протестантских кругах.

Особую неприязнь он испытывал не к Церкви и иконам, а к узколобым богословам. «В ненависти к ним выразилась нелюбовь Бруно ко всем гуманистам, к их занятиям и тому, что они захватили область влияния, ранее принадлежавшую философии. Гуманизм Бруно считает не новой образованностью, заменившей средневековое варварство, а чумой, уничтожающей философскую традицию», — пишет исследовательница жизни итальянца Фрэнсис Йейтс.

В магических и философских трудах Бруно развивает идеи неоплатоников, Пифагора, греческого материализма и герметизма. По словам Джордано, Вселенная имеет душу, а космос — это живая материя. Внешняя материальная форма вещей случайна и изменчива, а их душа, космос — неразрушима и неизменна. Бог и Вселенная — это одно и то же, всё сущее раскладывается на простейшие элементы — монады; они не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа — особая монада; Бог — монада монад.

Кроме того, он был сторонником мнемоники, «луллиева искусства» связывания мыслей — комбинаторной техники, которая заключалась в моделировании логических операций с использованием символических обозначений (названного по имени средневекового испанского поэта и богослова Раймунда Луллия). Мнемоника помогала Бруно запоминать важные образы, которые он мысленно размещал в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.

Благодаря этой технике способность его запоминать информацию казалась просто феноменальной.

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь», — скажет потом иезуит Каспар Шоппе, присутствовавший при оглашении приговора Бруно. 

Также Джордано Бруно был первым, заявившим о возможности манипуляций массами. В своём сочинении «О связях в общем» он теоретизирует на эту тему, рассматривая психологические манипуляции людьми, что потом найдёт продолжение в XIX веке в дисциплине, называемой сейчас психология масс.  Другими словами, Бруно почти открыто заявляет о том, что религия оказывает влияние на невежественные массы и направляет их эмоции в нужное для себя русло.

Всё это, безусловно, во-первых, попирало основные догматы церкви, во-вторых, обличало её в управлении массами, а в-третьих, пропагандировало занятие магией и колдовством. Сами понимаете, такое не могло остаться незамеченным главным институтом власти того времени.

Через какое-то время, не обосновавшись нигде, настроив против себя все учёные и религиозные круги Европы, беглый итальянец вернулся на родину по приглашению знатного патриция Джованни Мочениго. Несколько месяцев философ обучает Мочениго на дому премудростям мнемотехники, но затем преподавание ему наскучило, и он объявил студенту о своём намерении покинуть Венецию. Патриций, недовольный преподаванием, решает настучать на педагога и пишет донос в венецианскую инквизицию, притом не один. В доносе он, по сути, резюмирует все основные идеи Бруно, то там, то сям им высказываемые.

Венецианская инквизиция немного испугалась, поскольку объём еретических высказываний скандалиста-Ноланца был слишком велик для них, и сослала его в Рим.

В Риме святые отцы семь лет с большим рвением и особой тщательностью изучали труды Джордано Бруно. Но сжигать его никто не хотел — уже тогда гуманистические идеи витали в воздухе. Более того, шесть лет его почти умоляли отказаться от своих еретических взглядов, чтобы закончить уже наконец этот муторный процесс.

Но, как мы помним, Ноланец был своенравен, упёрт и вспыльчив. Более того, к этому времени у него уже началась мегаломания (мания величия) — он считал себя основателем новой философии и всерьёз задумывался о том, как перейти  в состояние божественной сущности.

Например, в своём посвящении к книге диалогов «О причине, начале и едином» Бруно писал Кастельно:

«Ненавидимый глупцами, презираемый низкими людьми, хулимый неблагородными, порицаемый плутами и преследуемый зверскими отродьями, я любим людьми мудрыми;

 учёные мной восхищаются, меня прославляют вельможи, уважают владыки и боги мне покровительствуют».

Ни усовестить Бруно, ни напугать, ни заставить отречься — не от научных своих идей, а от откровенно уж антирелигиозных — у инквизиторов-гуманистов не получилось. Пришлось осудить осточертевшего всем упрямца. Показательно, что в его смертном приговоре нет ни слова о науке и гелиоцентрической системе, зато есть упоминания о неких восьми еретических положениях.

Будь Бруно на самом деле настоящим учёным, а не «свободным философом», он мог бы избежать всех этих проблем с инквизицией. Естествознание требовало при изучении природы опираться на жёсткую рациональность, а не на магию и поэтику. Но к этому Бруно был склонен менее всего.

Впрочем, уверовавший в переселение душ Джордано Бруно не испугался ужасной казни. Есть версия, выдвигаемая историком религий Йоаном Кулиану, что в сожжении Бруно увидел не мученическую смерть за свою точку зрения, а акт перехода из человеческого состояния в божественное. То, о чём уже неоднократно размышлял. Именно об этом свидетельствует его фраза: «Возможно, вы с большим стра­хом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю».

Так жил и умер Джордано Бруно, тот, кто по иронии судьбы стал впоследствии символом анархистов, гуманистов, либералов и демократов, хотя, по сути, жил идеями, совершенно этому противоположными.

 

Как пишет о нём Кулиану: «Бруно стал пророком религии, которую он мало того, что не принимал, но идеалы кото­рой были диаметрально противоположны его собствен­ным. Он, самый антидемократичный из всех мыслителей, стал символом демократии».

Джордано Бруно: Философ/Еретик — CSMonitor.com

В течение 15 и 16 веков в Европе произошла беспрецедентная в истории человечества информационная революция.

Изобретение компаса, печатного станка и телескопа, перевод Библии на народный язык, повторное открытие классической греческой философии и открытие Нового Света, пороха и то, что Земля не была центром Вселенной — все это спровоцировало радикальные сдвиги в мышлении, которое веками доминировало в ментальном ландшафте.

Иногда смены считались чем-то хорошим. Чаще всего они встречали ожесточенное сопротивление со стороны церковных и государственных властей. Более того, великие мыслители, писатели, пионеры и ученые того времени — Леонардо да Винчи, Эразм, Галилей, Лютер и Тихо Браге и многие другие — часто упорствовали в своей работе перед лицом беспрецедентных преследований.

Джордано Бруно: философ/еретик — это портрет Ингрид Роуленд менее известной, но не менее смелой итальянки, чьи религиозные, философские и научные поиски помогли открыть современную эпоху науки и математики.

Сформированный духовенством
Филиппо Бруно родился в Ноле, на юге Италии, в 1548 году. Он был не по годам развитым единственным ребенком солдата-наемника. В 17 лет его отправили в монастырь Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе для подготовки к священству. Там, в строгой академической атмосфере Неаполя эпохи Возрождения, он изучал и учился подражать или спорить с произведениями Аристотеля и Платона, а также с произведениями Фомы Аквинского, Марсилио Фичино и Джайлза из Витербо.

Он принял постриг монаха ордена в 1566 году и принял имя Джордано. Хотя он провел следующие 10 лет своей жизни, занимаясь учебой, в том числе разрабатывая свой собственный метод запоминания, в конечном итоге реакционные репрессии инквизиции вынудили его вступить в жизнь странствующего ученого и учителя.

Его путешествия привели его из Швейцарии в Париж, в Англию, в Германию, в Прагу и обратно в Италию. Но куда бы он ни пошел, вспыльчивый характер и пламенная интеллектуальная гордость приводили его к конфликту с местными учеными, которых он яростно поносил и изображал в карикатурном виде.

Глубокий мыслитель, писатель
Тем не менее, на протяжении всей своей жизни он много писал и публиковал: стихи, пьесы, книги по искусству памяти, философские трактаты и эссе, в которых излагались его развивающиеся теории бесконечности. Его попытки найти адекватные средства для измерения и вычисления как бесконечного, так и бесконечно малого привели непосредственно к его формулировке атомной теории.

Неудивительно, что его теории были слишком обширны и угрожали догматическим религиозным авторитетам того времени. Таким образом, после почти десятилетнего заключения сначала в Венеции, а затем в Риме, он был осужден инквизицией как еретик в 1600 году и постигла участь еретика: сожжен на костре.

Тем не менее, книга г-жи Роуленд «Джордано Бруно: философ/еретик» является не столько биографией этого человека, сколько в значительной степени некритическим исследованием его обширных литературных и философских произведений, с несколькими фактами из его жизни, предлагаемыми в качестве исходного материала или простой основы. для обсуждения его сочинений.

Первые главы являются свидетельством того, насколько рискованно высказываться или мыслить оригинально в обществе, где правит репрессивный режим.

Из-за отсутствия фактической информации автор часто заменяет фактические доказательства предположениями и умозаключениями, такими как «[он] должно быть читал» или «должно быть знал» или «должно быть встречался».

Кроме того, Роуленд предполагает наличие специальных знаний в области политики, религии и философии эпохи Возрождения, что может оставить кого-то недостающим для несуществующих Заметок Клиффа о философах и значительных деятелях Контрреформации в Риме и Неаполе.

И как обильно писал Бруно, так и Роуленд обильно цитирует – страница за страницей, шрифтом 8 пунктов, большая часть которого неясна. Лишь изредка она пытается передать колорит, энергию и шум жизни города эпохи Возрождения.

Часто запутавшись в паутине собственной учености и софизмов Бруно, она, кажется, не в состоянии различить полеты проницательного гения Бруно, которые, как и в произведениях многих авторов эпохи Возрождения, соседствуют с идеями, которые мы теперь находим загадочными или безнадежными. наивный.

Ради знания
Но «Джордано Бруно: Философ/Еретик» не лишен достоинств. Это редкое путешествие в космос роскошной прозы и философского наслаждения, примером которого являются Джайлз из Витербо, Эразм из Роттердама и Джордано Бруно.

Это путешествие в затерянный мир, где стремление человека к духовному пониманию и мудрости сделало его бестселлером — и где такие путешествия на неизведанную территорию бесконечности привели этих философов к исследованию идей, которые, хотя и были отвергнуты в то время, оказались современными за пределами их понимания. и наши самые смелые мечты.

М.М. Беннетс — писатель-фрилансер, живущий в Хэмпшире, Англия.

Биография Джордано Бруно. Узнайте об их открытиях и истории

В древности были люди, не верившие в эволюцию или открытие некоторых вещей. Изменение того, что уже было и что считалось истинным, не могло измениться в одночасье, потому что новый человек сказал, что это так. Вот что случилось с Джордано Бруно за возражение населению о том, что Земля не была центром Вселенной.

В этой статье мы расскажем вам, что случилось с Джордано Бруно и каковы были его подвиги.

Содержание

  • 1 Кем был Джордано Бруно?
  • 2 Жизненные проблемы
  • 3 Идеология, опередившая время
  • 4 Конец Джордано Бруно

Кем был Джордано Бруно?

Это человек, посвятивший большую часть своей жизни философии и теологии. Он был очень религиозен, а также писал стихи и пьесы. Он родился в 1548 году в Нола Неаполе. Он был приговорен к смертной казни Святой Инквизицией за то, что совершил разоблачительный поступок против церкви, заявив, что Земля не является центром Вселенной.

Как мы знаем сегодня, наша планета принадлежит Солнечной системе, состоит из 8 других планет, вращающихся вокруг Солнца. В 1548 году не было такой технологии, чтобы узнать наше положение во Вселенной. Как и всегда, люди грешили эгоцентризмом, и, конечно же, в данном случае мы считали себя центром всего. Джордано Бруно был приговорен к смертной казни, а за несколько дней до этого Папа Климент VIII дал ему возможность отказаться от своих идей и покаяться.

Рассказывают, что Бруно не отрекся от своих убеждений, даже сгорев на костре. Он был тверд в своих идеалах до конца. Теперь можно сделать вывод, что человек, чье открытие было передовым для своего времени, был жестоко убит человеческим эгоцентризмом и церковью.

Ваши проблемы уже начались, когда осмелился прочитать запрещенные тексты голландского философа Дезидериуса Эразма Роттердамского. Это произошло в 1575 году, и с этого момента Бруно оказался в центре внимания. Это было только начало его проблем. Его убеждения с самого раннего возраста представляли угрозу для церкви, поскольку у него был свой взгляд на богословие. Более религиозное сообщество испытывало дискомфорт, когда слышало то, что Бруно говорил о Земле, несмотря на то, что он тоже был религиозным человеком.

Жизненные проблемы

Учитывая его различные убеждения для его возраста (которые, наконец, подтвердились), Говорят, что Джордано никогда не был принят верующими. Он был рукоположен в священники и обвинен в том, что он еретик. Из-за этого ему пришлось покинуть Орден и быть отлученным от церкви. Позже он обратился в кальвинизм, хотя его критические идеи привели к его быстрому тюремному заключению.

Мало того, что Бруно преследовалась инквизицией за идеалы или верования, не согласующиеся с религией, но и различные интеллектуалы подвергались жестоким нападениям со стороны тех же, кто пытался проповедовать слово Божие и нести мир во всем мире.

На протяжении всей своей жизни, всего лишь , он был по-настоящему счастлив и сумел обрести покой за годы, проведенные в Лондоне, Париже и Оксфорде . Только там он смог хорошо развить свои навыки, снискав себе славу автора различных богословских трудов.

Он также начал закреплять некоторые из своих идей о науке и гелиоцентрической теории Николая Коперника и Солнечной системы. Эти теории также постоянно подвергались угрозам со стороны инквизиции, и ее поддерживал Галилео Галилей.

Идеология, опередившая свое время

Были люди, которые были слишком продвинуты для того времени, в котором они жили. Профессор кафедры физики Государственного университета Сан-Паулу (UNESP) по имени Родольфо Ланги заверил, что Бруно знал и поддерживал тот факт, что Солнце является центром Вселенной. Более того, он разработал различные теории, основанные на том, что он узнал. Он утверждал, что Вселенная бесконечна и что у нее нет единого центра, как мы ее знаем. То есть таких обитаемых миров, как Земля, было больше, и что каждая группа планет вращалась вокруг своего центра.

Бруно уже в 1575 году думал, что во Вселенной есть много других планет, таких как Земля, и много других звезд-гигантов, таких как Солнце. Он утверждал, что за Сатурном было больше планет, вращающихся вокруг Солнца. Позже, после открытия Урана, Нептуна и Плутона в 1871, 1846 и 1930 годах соответственно , было показано, что он не ошибался.

Проблема Бруно с обществом заключалась в том, что он не основывал свои убеждения на научных данных и доказательствах. Наоборот, он думал о религиозных убеждениях, и это доставляло ему все больше и больше проблем, пока он не оказался в центре внимания инквизиции. После того, как его обвинили в еретике, он был вынужден покинуть Париж в 1586 году. Он написал множество статей, в которых оскорблял церковных чиновников и членов просто для того, чтобы подтвердить свои идеи.

Покинув Париж, он отправился в Германию, где укрылся в лютеранстве. Его тоже оттуда со временем выгнали.

Конец Джордано Бруно

Без сомнения, худшей ошибкой в ​​его жизни было то, что он вернулся в Италию после 15 лет отъезда. И в том, что его предал благородный Джованни Мочениго, который под предлогом того, что Бруно был его учителем, пригласил его в свой дом и именно там передал его венецианской инквизиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *