Романтизм и классицизм в литературе: В чём различия и сходства классицизма и романтизма?

Барокко, классицизм, романтизм (Литературные теории Италии XVII – XIX веков)

В настоящее время у нас наблюдается повышенный интерес к проблемам барокко и классицизма. В журнале «Русская литература» скрестили копья сторонники «реального существования» барокко в отечественной литературе XVII – XVIII веков с теми, кто с не меньшим упорством отрицает даже малейшее проявление пагубного влияния этого направления1. Заметим, что вопрос барокко все более и более волнует наших исследователей, приступивших к «Истории всемирной литературы». Становится ясным, что для анализа творчества Сервантеса, Шекспира, Мильтона, а также Корнеля, Расина и Мольера уже недостаточно старых терминов и что следует обратиться для обновления наших знаний к литературным теориям и взглядам XVII, а также XVIII веков.

Недавно М. Гуковский заметил не без горечи: «Приходится только удивляться тому, что так мало до настоящего времени в нашей стране думали и писали о существе таких понятий, как «Возрождение», «маньеризм» и «барокко», и о применимости этих понятий к различным сторонам русской культуры».

Он справедливо указал на то, что такое пренебрежение придает русской культуре XVII – XVIII веков провинциальный характер – -как будто Россия не участвовала в XVII – XVIII веках в общем развитии Европы2.

Известно, что составители наших учебников за редким исключением опасливо избегают определения «барокко». В общераспространенных справочниках и словарях термин «барокко» также не в чести. Любознательный читатель в первом томе «Краткой литературной энциклопедии» (М. 1962) может лишь осведомиться о том, что термин «барокко» в литературоведении действительно существует и что он является предметом споров. Заметим также, что библиография вопроса в статье КЛЭ кончается на исследованиях 1930 года и что славянские литературы обойдены молчанием.

Необходимо напомнить, что на IV Международном съезде славистов в Москве (1958) рассматривалась также проблема барокко в славянских странах. На эту тему высказали свои суждения П. Берков, автор этой статьи, И. Еремин, А. Морозов (СССР), Й.

Грабак, Я. Мишианик (Чехословакия) и др. 3. Обсуждение это было широко отмечено в славистических журналах Европы и Америки. В 1961 году о славянском барокко вышла интересная монография венгерского литературоведа и искусствоведа Андреаса Андьяла4. Особенно ценна пятая глава его книги об эпическом и народном барокко в славянских странах. Работа Андьяла побудила ленинградских литературоведов к упомянутым полемическим выступлениям, важным для развития нашей литературоведческой мысли.

Отметим также, что в недавно вышедшем первом томе «Истории немецкой литературы» ИМЛИ (М. 1962) весьма подробно рассматриваются проблемы барокко в Германии в главах, написанных Л. Пумпянским и А. Морозовым. Все же на страницах введения к разделу «Литература XVII века» Шекспир, Сервантес и Лопе де Вега ограждены от всего, что напоминает барокко или маньеризм.

В этой статье мы прежде всего обращаемся к теории барокко в Италии, откуда в течение многих веков культурное влияние распространялось на всю Европу. Мы рассматриваем литературные теории, возникшие в Италии XVII – XIX веков, настаивая на непрерывной связи разных, часто противоречивых течений эстетической мысли новейшего времени. Особую важность мы придаем теоретическим высказываниям Эмилио Тезауро, которого читали в России XVIII века, но затем забыли. Тезауро был предан забвению и в самой Италии; повышенный интерес к его произведениям обнаруживается у него на родине лишь в последнее десятилетие. Вряд ли приходится настаивать на том, что для ознакомления с эстетикой новейшего времени необходимо тщательным образом изучить философскую систему Вико, оказавшего на европейскую мысль от времен романтики до наших дней значительное влияние.

Теоретические воззрения XVIII века не являются единой системой, и, только не боясь упростительства, можно говорить о всепоглощающем «классицизме» века Просвещения. В действительности мы наблюдаем, как появляются, сосуществуют, сменяются различнейшие философские и эстетические системы. В самом «классицизме» (который в чистом виде существует только в поэтике Буало и в некоторых наших учебниках) боролось несколько эстетических направлений, разрушая его как единую систему. Мы полагаем, что историкам литературы весьма полезно обратиться не только к французским и немецким поэтикам классицизма, но также к воззрениям итальянской Аркадии. В теоретических построениях итальянских классицистов рецепты степенного Буало уживались с барочными вкусами, не до конца преодоленными. «Пастухи» Аркадии не отказались ни от Кьябреро, ни от Тассо, развенчанных французами. Быть может, тогда в несколько ином свете предстанет нам и русский «классицизм» XVIII века, зачинателями которого были Кантемир, увлекавшийся театром итальянского барокко, и Тредиаковский, который адаптировал прециозную «Езду на остров Любви» Поля Тальмана. Мы утверждаем также, что одический жанр распространился в Европе не только из Франции, но также из Италии, где не отзвучали в XVIII веке пиитические восторги барочного Кьябреро.

Не следует также забывать, что в России на рубеже XVIII и XIX веков писатели обратились к поэтам и мыслителям Сеиченто, особенно к полузабытому Кавалеру Марино. До сих пор не исследованным остается влияние на литературу этого периода не только великого итальянского мыслителя Вико, но также Тезауро, Бартоли и Перегрини. Подчеркнем, что становление романтизма, как в Западной Европе, так и в России, нельзя понять, игнорируя теоретические взгляды на литературу предшествовавших столетий. Эстетика романтизма возникла не только из отрицания классических канонов – она многим обязана возврату к идеям XVII века.

  1. БАРОККО

В конце XVI и в первой половине XVII века в литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре Италии преобладало направление, которое его сторонники называли «новым искусством», а его художественные приемы – «современным стилем» (arte nuova, stile moderno). В XVIII веке противники Сеиченто – неоклассики – стали презрительно называть «барокко» причудливую игру образов в искусстве и литературе своих предшественников. Франческо Милиция не отделял литературу Сеиченто от искусства; он писал: «Борромини в архитектуре, Бернини в скульптуре, Пьетро де Кортона в живописи, Кавалер Марино в поэзии – чума для хорошего вкуса».

Представители «эпохи барокко» утверждали также «новый стиль» во всех видах искусства и во всех жанрах литературы.

Так, Кавалер Марино говорил о неразрывной связи музыки, слова и живописи, а Эмилио Тезауро распространял свою теорию метафоры на все проявления художественного творчества. Историки культуры XIX века сузили понятие «барокко», ограничив его изобразительными искусствами; в XX веке этот термин стал применяться и к литературе. Следует заметить, что он охватывает и связывает различные родственные течения Сеиченто: гонгоризм и культеранизм в Испании, маринизм в Италии, метафизическую поэзию в Англии и прециозную литературу во Франции. Поэтика этих направлений основана на сходных принципах, которые легче определить, чем, например, принципы романтизма.

Во второй половине XVI века произошли значительнейшие перемены в культуре Возрождения. (Эти сдвиги не следует приписывать всецело влиянию контрреформации хотя бы потому, что сходные явления можно наблюдать и в протестантских странах, прежде всего в Англии.) В XVI веке Ренессанс перестал быть только итальянским, он стал общеевропейским. Нельзя не заметить, что после Микеланджело изменился и потемнел фон, на котором появляются фигуры позднего Возрождения.

Однако следует говорить не об «упадке Ренессанса», а лишь о новой его фазе. В это время нарушена была гармония разума и затуманена радость чувств, поколебалась стройность форм, «порвалась связь времен» и на поверхности проступили шекспировские пузыри земли, из которых возникли странные видения. В манерном языке, на котором нередко выражаются герои драм и романов второй половины XVI века, обнаруживаются стилистические особенности поздней римской риторики. Анализ вскрывает у поэтов XV и XVI веков тропы и фигуры, излюбленные Авзонием, Клавдианом, Пруденцием, Драконцием, встречающиеся порой у Марциала и Апулея. В настоящее время ясно, что поэтика позднего Возрождения, особенно в Англии и Испании, связана также с риторикой XII века. Известно, что латинские поэты позднего средневековья изучали не только Овидия и Вергилия, но и авторов времен упадка Римской империи.

Религиозные войны, иноземные вторжения, обострившиеся социальные противоречия, суровость поборников контрреформации и нетерпимость протестантов всех толков способствовали появлению людей, сочетавших в себе ироническое и трагическое начало, усомнившихся во всех истинах. Прочность и незыблемость мира была нарушена в эту эпоху. Земля поколебалась под ногами человека нового времени. Представим себе гуманиста Кватроченто посреди ренессансной площади. Перед ним – прямые гармонические линии зданий; их контуры четко отделяют созданное руками человека от хаотических форм Природы. Земля – еще центр Вселенной. Солнце и созвездия вращаются вокруг человека и творений его рук. Коперник, Бруно, затем Галилей расшатали стройную и обманчивую систему мироздания. Земля «пришла в движение», и движение это нарушило прямолинейность и законченность классических форм. Даже те писатели барокко, которые покорно следовали учению церкви, чувствовали, что произошло что-то неладное с привычным геоцентрическим миром. Сама идея бренности Вселенной, иллюзорности земной жизни, вытащенная из средневековых фолиантов, странно сочеталась с наукой нового времени.

Испанский философ и критик Эухенио д’Орсо пришел к несколько поспешным, исторически не обоснованным заключениям, что барокко – вневременное явление, вечный антитезис классицизму. Свобода творчества, таким образом, противопоставляется правилам, фантазия – реализму, ощущение безмерности и незаконченности всего сущего – строго ограниченным формам. Эти идеи в течение последнего времени довольно красноречиво развивали Лучиано Анчески в Италии и Рене Хокке в Западной Германии. Мы считаем, что ни одно литературное явление не повторяется в веках, хотя на расстоянии нескольких столетий можно обнаружить общие элементы стиля и родственные идеи. Всякий «возврат» – всегда подготовка для создания нового; это новое должно соответствовать изменившимся социальным и общественным условиям. Бесспорно, в латинской поэзии IV – VI веков н. е., в патристике, у Марциала, в древнегреческой антологии авторы барокко находили родственные черты, заимствовали известные стилистические приемы, и все же они утверждали «новое искусство», основанное на «новом стиле». Это искусство, этот стиль, ограниченные эпохой, неотделимы от конца XVI и почти всего XVII века.

Писатели и теоретики барокко не отрекались от гуманистов, ощущали связь с XVI веком и в то же время повторяли, что несут иное восприятие мира, отличное и от ренессансного и от античного.

Эмилио Тезауро в предисловии к своему трактату об Остроумии возводит свои идеи к Аристотелю, но поэтика Стагирита для него лишь отправной пункт. Тезауро полагает, что даже наиболее искусные риторы древности не постигли сущности Остроумия, хотя и владели в совершенстве мастерством речи. Он уподобляет Остроумие Нилу, берега которого известны, а истоки скрыты. Для итальянца Тезауро, высказавшего свои основные мысли еще в 30-х годах XVII века, и для испанца Грасиана, опубликовавшего трактат об Остроумии в 1642 году, античная риторика не была достаточно совершенной. Они стремились заменить ее новой, не догматизируя, а основываясь на богатом опыте уже существовавшей литературы5.

Основа поэзии и всех искусств для теоретиков барокко – метафора. Риторика превращается под их пером в философию и граничит с теорией познания (вернее, с интуицией). Орудуя метафорами, гений стремился охватить в одно мгновение, вспыхнув подобно молнии, пределы от Востока до Запада (писал Даниеле Бартоли). Весь мир казался поэту или художнику эпохи барокко узором сложных сравнений и сопоставлений, клубком неразгаданных связей. Украшения становились иероглифами, знаками; эмблемы постепенно переходили в аллегории, аллегории возвышались наконец до «Символической Метафоры». Мир и был в их представлении метафорой, непрестанно открывавшей новое своим адептам; но остроумные замыслы архитекторов превосходили природу и заставляли ее «завидовать человеку», утверждал Тезауро. Произведения искусства заслуживают, по его мнению, титула гениальности, лишь поскольку в них проявляется острота разума, сочетающая нежданное и необычайное. Недаром Кавалер Марино сказал, что поэт, неспособный удивить, должен взять скребницу и отправиться на конюшню.

Вельфлин в конце прошлого века предложил несколько основных принципов для понимания искусства барокко. У художников и скульпторов он видел переход от «линейного» изображения к живописному. В их произведениях контуры сливаются с окружающим. Само ощущение форм переходит с поверхности предметов в глубину, сливаясь с бесконечностью. В классическом Ренессансе части не были связаны одна с другой, XVII век противополагает этой автономии связанность всех деталей, хотя исходит из нескольких центров. К этому следует добавить, что в художестве барокко нарушается прямая линия, восприятие плоскости исчезает, изогнутая линия стремится к бесконечности. Это мир не Птолемея, а Бруно. Искусства XVII века как бы приводят «мрамор в движение». Действительно, скульптура барокко отличается от застывших в сиянии вечной красоты слепков Древней Греции, которые были образцами для художников Возрождения. Считается, что новую манеру в скульптуре ввел Микеланджело; это нарушение классических норм было резко осуждено теоретиками XVIII века. Однако не Микеланджело был предтечей скульптуры барокко, и на него нельзя взвалить всю ответственность за пляски и жестикуляции барочных святых. Наряду с ренессансным искусством в XV веке процветала полународная скульптурa, восходящая к поздней готике. Ей свойственна была патетичность и мимика. Представителем этого направления был в Италии Николо из Бари. Что же касается пляшущих ангелов и святых, их можно наблюдать в Пармском соборе на знаменитых фресках Корреджо.

Осложненность барокко, его многотемность и многозначность нашли свое выражение и в музыке. Композитор Сеиченто вызывал изумление и восторг, удаляясь от простоты. Среди многих искусных музыкантов этого периода Орацио Беневоли (1605 – -1672), чья деятельность протекала главным образом в Риме, отличался сложнейшим контрапунктом. В некоторых его мессах участвует до сорока восьми голосов. Беневоли стремился к величественному и грандиозному, к «музыкальным метафорам», которые соединяют несоединимые противоположности.

Главные положения поэтики барокко, несомненно повлиявшие и на изобразительные искусства, сводятся в основном к следующему. Метафора способствует познанию всех явлений мира. Утверждено постепенное восхождение от орнаментов и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Этот процесс сочетается с ви´дением мира как метаморфозы; поэт должен проникнуть в тайны непрестанных изменений, понять многоликость Протея.

Остроумие (acutezza) понимается не только как острословие, породившее весьма развитой жанр эпиграммы, но прежде всего как свободная игра образами и мыслями самого различного содержания – от гротескных до трагических. Чередование забавного и услаждающего с важным и возвышенным также является одним из основных качеств барокко – так в некоторых стихах Марино поэтика барокко узаконила смешение радости и страдания, комического и трагического, свойственного Шекспиру и драматургам Испании. Тезауро писал: «Как может быть острословие серьезным и серьезность насмешливой? Как может быть веселость грустной и грусть веселой? На это я отвечу, что не существует явления ни столь серьезного, ни столь печального, ни столь возвышенного, чтоб оно не могло превратиться в шутку». Эти мысли подхватят из старых трактатов романтики вместе с теорией о творческом гении, который освещает в одно мгновение разнообразнейшие события. Сведе´ние противоположностей, как известно, было осуждено французским классицизмом. Буало строго и педантично разграничил жанры в своем «Поэтическом искусстве» и запретил комическим персонажам появляться на торжественной сцене Трагедии.

Само понятие conceptus (замысел), откуда происходит итальянское concetto, понималось в XVII веке как связь между двумя, часто весьма удаленными, предметами. Противник эвфуизма доктор Джонсон указывал на «discordia concors» у поэтов XVI и XVII веков, то есть на соединение неожиданного, непредвиденного по некоей связи, созвучности и схожести.

Теоретики барокко прекрасно понимали, что игра образами, которую Тезауро уподоблял искусству фокусника, может легко превратиться в абстракцию, в острословие блистательное, но не имеющее реального содержания. Поэтому из недр Риторики они извлекли Суждение и Проницательность, которые должны были направлять полеты фантазии, ибо невоздержанное проявление Остроумия может довести до безумия. Быстрый разум, ничем не ограниченный, строит несуществующие миры и, подобно Дон Кихоту (это сравнение находим у Тезауро), принимает мельницы за великанов. Поэтому осторожный Бартоли, представитель «умеренного барокко» конца XVII века, писал, что слишком утонченные сравнения поэтов его времени напоминают сновидения больных. Хуан де Вальдес уже в XVI веке утверждал, что суждение должно выбирать лучшее среди находок острого разума (ingenio) и определять им соответствующее место. Вальдес восходит к Цицерону и Квинтилиану. Эта мысль известна была и Данте («О народном красноречии»).

Стиль барокко процветал первоначально в замках фрондирующих рыцарей, в среде провинциальных кавалеров, состоявших при маленьких европейских дворах, в имениях «сарматских панов» в Польше, относившихся враждебно к абсолютной монархии. Постепенно он проник в столицы больших государств и стал общеевропейским явлением. Барокко продолжало влиять и в XVIII веке, когда «быстрый разум» вышел из моды и был проклят ригористическими последователями буржуазного Буало и не менее буржуазного Гравины. Мы утверждаем, что эстетические теории барокко и классицизма равным образом ведут свое происхождение от идей Ренессанса. Верно также, что оба направления были бы невозможны, если бы не произошла интеллектуальная революция XVII века – от Бэкона и Галилея до Декарта, Спинозы и Лейбница.

  1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВИКО

Между барокко и неоклассицизмом, вернее, одновременно с этими течениями (одно еще не умерло, другое нарождалось) появился в Неаполе гениальный мыслитель, которого итальянцы почитают отцом новейшей эстетики (мнение это разделял и Гёте). Не понятый своим временем, Джамбаттисто Вико (1668 – 1744) с начала XIX века до наших дней оказал сильное влияние на европейскую философскую мысль. Те, кто ищет в его архаически построенном сочинении «Основание новой науки» элементы поэтики барокко, несомненно, их найдут, но вскоре убедятся в том, что эстетические идеи XVII века у Вико переосмыслены и что им придано более глубокое значение. В добавлениях к разделу «Поэтическая логика» Вико пишет о том, что метафора – самый блестящий и в то же время самый необходимый троп.

  1. А. Морозов, Проблема барокко в русской литературе XVII – начала XVIII века (Состояние вопроса и задачи изучения), «Русская литература», 1962, N 3, стр. 3 – 38.[↩]
  2. М. Гуковский, Еще к вопросу о русском барокко, «Русская литература», 1963, N 2, стр. 108.[↩]
  3. См. в кн.: «Сборник ответов на вопросы по литературоведению», Изд. АН СССР, М. 1958, стр. 75 – 92. См. также «Материалы к IV Международному съезду славистов», «Известия АН СССР. Отд. литературы и языка», М. 1958, т. XVII, вып. 2, стр. 186 – 204.[↩]
  4. A. Angyal, Die slawische Barockwelf, Leipzig, 1961.[↩]
  5. Следует также упомянуть Маттео Перегрини, который в 1639 году издал в Генуе трактат на ту же тему.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Художественный метод. Литературные направления

Художественный метод (направление) в литературе — совокупность творческих принципов, которыми руководствуется писатель при создании художественных образов и  при изображении явлений жизни. Направление, как правило, объединяет писателей, использующих один и тот же метод. 

В русской литературе направления возникают в 18 веке – это классицизм и сентиментализм.

В 19 веке – романтизм и критический реализм. В 20 веке наряду с реалистическими течениями господствуют течения модернизма.

 

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.

Создателем классицизма считается Никола́ Буало́.

В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

  1.  Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
    2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
  2.  Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя. 
    4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры

Низкие жанры

Трагедия

Комедия

Ода

Басня

Эпопея

Сатира

  1.  Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Во второй половине 18 века в Европе возникает теория, согласно которой исправить человеческие нравы можно, если пробудить в людях чувствительность. Произведения стали цениться в зависимости от того, насколько они способны растрогать читателя, побудить его к совершению добродетельных поступков. Так в литературе зарождается новое направление, пришедшее на смену классицизму, — сентиментализм

Название направления происходит от французского слова sentiment — «чувство». Приниципы сентиментализма таковы.

1) Если классицизм обращался к разуму читателя, то сентиментализм — к его чувствам.

2) Герой сентиментальной литературы — это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.

3) Герой сентиментальной литературы — простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.

4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.

Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм — внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Преимущественные жанры сентиментальной литературы — элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки. 

Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.

В России — Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капни́ст, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.

 

РОМАНТИЗМ

Романтизм как направление и как мировоззренческая концепция, противопоставляющая себя классицизму, зародился в Германии на исходе 18 века. Теоретиком романтизма считается Фридрих Шлегель. Важную роль в формировании принципов раннего романтизма сыграла «йенская школа» — группа поэтов и философов из города Йены (Август Шлегель, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер, Фридрих фон Гарденберг — он же Новалис, Фридрих Гёльдерлин). На втором этапе развития романтизма ключевую роль играли уже гейдельбергские романтики (Арним и Брентано).

Существенный вклад в развитие романтизма как направления внесли братья Якоб и Вильгельм Гримм, лингвисты, основатели германской филологии, исследователи немецкого фольклора, авторы сборников сказок («Детские и семейные сказки») и легенд («Немецкие сказания»). Немецкий романтизм вообще отличал интерес к мифологическим и мистическим мотивам, поэтому в немецкой литературе с романтизмом ассоциировалось всё фантастическое и мистическое.  

В России на фоне кризиса классицизма и сентиментализма начал развиваться предромантизм, ярким представителем которого был Алексей Мерзляков. А собственно романтизм начал складываться в начале 1810-х годов. 

Василий Андреевич Жуковский, занимавшийся вольными переводами немецких романтических баллад — в первую очередь Иоганна Вольфганга Гёте и Готфрида Бюргера, считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики.  
Своего расцвета русский романтизм достиг в творчестве Константина Батюшкова, Евгения Баратынского, Дмитрия Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством Михаила Лермонтова и Фёдора Тютчева

О характерных чертах русского романтизма можно прочитать здесь.  

 

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

 

Согласно определению Фридриха Энгельса, «реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Как художественный метод реализм в русской литературе начал формироваться в 1820-е годы в творчестве А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина. Однако сам термин был введён в 1849 году Павлом Васильевичем Анненковым — первоначально использовалось понятие «натуральная школа«. 

Реализм (от лат. realis — «вещественный») пришёл на смену романтизму, постепенно вытеснив его из литературы. Главенство реализма в литературе 19 века объяснялось тем, что это единственный метод, претендующий на глубокое, всестороннее, объективное изображение действительности. Реализм, в отличие от классицизма и романтизма, не ограничивал писателя какими-либо канонами и условностями. 

 

Реализм предполагает широкий охват действительности, объективное её изображение. Если классицисты строго разделяли высокое и низкое, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, то в реализме эти категории сосуществуют, смешиваются, не всегда отличимы друг от друга.  

Герой реалистического произведения — личность сложная, и его характер всегда обусловлен социально-историческими связями. При этом характер героя даётся в развитии — в отличие от романтизма, где характер героя статичен. 

Реализм как метод аналитичен: писатель-реалист стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие. 

В русле критического реализма развивалось творчество почти всех русских писателей второй половины 19 века: Гоголя, Гончарова, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л. Толстого, Чехова.

В европейской литературе 19 века крупнейшими представителями критического реализма были

  • во Франции Стендаль, Оноре де Бальзак,
  • в Англии Чарлз Диккенс, Уильям Теккерей,
  • в Германии Генрих Манн, Томас Манн.  

На рубеже 19-20 веков формируются иные течения в реализме: натурализм, мифологический реализм, социалистический реализм. 

 

ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

Термином «модернизм» обозначаются все новые нереалистические течения в искусстве 20 века: символизм, акмеизм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм и др.

В русской литературе датой рождения модернизма считается 1892 год, когда поэты Валерий Яковлевич Брюсов и Дмитрий Сергеевич Мережковский независимо друг от друга объявили о рождении русского символизма как нового течения в поэзии, основывающегося на многозначности и ассоциативности. Символизм, как и романтизм, базировался на идее двоемирия: поэт уходит из несовершенной реальности, которая мыслится лишь как «тень» другого, реальнейшего мира, который можно постичь лишь интуитивно. 

Впоследствии символизм превратился в самостоятельное направление не только в поэзии, но и в прозе и в драматургии.

Представителями символизма в зарубежной литературе были Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме, Морис Метерлинк.

В русской литературе, кроме Брюсова и Мережковского, «старший символизм» представляли Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб; «младосимволистами» были Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис.  

Подробнее о символизме 

В начале 1910-х годов символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. На смену символизму приходит акмеизм, придуманный поэтом Николаем Гумилёвым совместно с Сергеем Городецким. 

Акмеизм отказался от абстрактной многозначности символизма и придерживался таких художественных принципов:

  • приятие земного мира в его зримой конкретности, отказ от ухода в «иные» миры;
  • эстетическое восприятие природы, культуры, мироздания и мира вещей;
  • мысль о равноправии всего сущего;
  • поэтическое слово не многозначно, а имеет четкий смысл: n = n;
  • обращение к минувшим культурным эпохам.

В русле акмеизме развивалось раннее творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута и Михаила Зенкевича. 

Подробнее об акмеизме

Более сложным явлением оказался русский футуризм, возникший как отклик на футуризм итальянский. Основываясь на отвержении всех классических традиций в искусстве, русский кубофутуризм, как следует из названия, претендовал на то, чтобы стать искусством будущего. Русские футуристы — поэты и художники — Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Елена Гуро, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников, Василий Каменский выступили с громкими скандальными манифестами в 1912-1914 годах, и на этом единство кубофутуризма как течения завершилось. Впоследствии каждый из кубофутуристов пошёл своим неповторимым путём в литературе.

Особую модель футуризма представлял эгофутуризм, крупнейшим представителем которого стал поэт Игорь Северянин. Громкая слава, беспрецедентно фанатичное поклонение публики лично Северянину были вызваны его особой манерой исполнения своих стихов — напевных, парадоксальных, с подчёркнуто выраженным себялюбием. 

Подробнее о футуризме

Остальные течения в русском модернизме оказались недолговечными, хотя эксперименты в области словесного искусства в 20 веке были продолжены.   

К концу 20 столетия сложились новые течения в искусстве, которые обозначаются общим термином «постмодернизм».  

КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ

КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ

Доктор Харешвар Рой

  9008 : ВВЕДЕНИЕ Классицизм и романтизм – это литературные движения. Термин классицизм относится к восхищению и подражанию греческой и римской литературы, искусства и архитектуры. Порядок, зрелость, гармония, уравновешенность и умеренность — важные качества классицизма. Романтизм лучше всего можно охарактеризовать как антиклассицизм. Этот движение подчеркивало человеческие эмоции и мысли и подчеркивало личность, творческий, спонтанный, эмоциональный, дальновидный и трансцендентный. Популярные романтические авторы включают таких людей, как Берк, Вордсворт, Кольридж, Блейк, Китс, Байрон, Гордон, Бернс, Саути, Каупер, Шелли, Скотт, Гёте, Лэмб, Де Куинси, Карлайл, сестры Бронте и Джейн Остин.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Так развивались классицизм и романтизм. постепенно и показал так много фаз, что совершенное определение не может быть возможное. В общем, Классицизм можно определить как литературный стиль, основанный на стилях древней

Греции

и

Рима

. Классицизм основан на идее, что природа и человеческая природа может быть понята разумом и мыслью. Он прикрепил гораздо большее значение для разума, чем воображение. В более широком смысле классицизм относится к приверженности добродетелям, включая формальную элегантность и правильность, простота, достоинство, сдержанность, порядок и пропорция. Часто противопоставляется Романтизм. Романтизм можно рассматривать как художественное движение, или состояние ума, или и то, и другое. Это бунт против неоклассицизма. прошлых веков и бунт против установленных социальных правил и соглашения.


РАЗНИЦА МЕЖДУ КЛАССИЦИЗМОМ И РОМАНТИЗМОМ
 

[A] ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ:


К В конце XVIII века романтизм возник как ответ на Классицизм. В то время как классики думали о мире как о жесткой и суровая структура, романтики представляли мир как место, где можно выразить свои идеи и убеждения. Классики и романтики разошлись во взглядах природы. Классицизм основывался на идее, что природа и природа человека могут быть понятым разумом и мыслью. С другой стороны, романтики рассматривали природа загадочна и постоянно меняется.


[B] РАЗУМ И ВООБРАЖЕНИЕ:

Классицисты и романтики также расходились в своих приближается к разуму и воображению. Классицизму придавалось гораздо больше значение для разума, чем воображение, потому что воображение не может быть объясняются их законами. Однако романтики подчеркивали, что разум не единственный путь к истине. Для писателей-романтиков воображение было в конечном счете выше разума. Классики считали, что функция литературы состоит в том, чтобы показать житейские ценности человечества и законы человеческого существования. Романтики подчеркивали человеческий потенциал для социального прогресса и духовного развития. рост.»

ВЫВОД:

Эту дискуссию можно завершить, сказав, что оба движения сыграли значительную роль в развитии литературы. классицизм показал свое сильное влияние в области письма в период Августа. Этому идеалу следовали Драйден, Поуп, Джонсон и Свифт. Термин «романтик» как впервые было использовано обозначение литературной школы, противостоящей классической немецким критиком Шлегелем в начале 19 века. Из

Германия

, это значение было перенесено на

Англия

и

Франция

. Вордсворт и другие литературные деятели 19  года  года. век укрепил Романтизм в

Англии

.


популярные посты

ДЖОН ДОНН КАК МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПОЭТ

ВВЕДЕНИЕ: Джон Донн — лидер и основатель метафизической школы поэзии. Его поэзия — это бунт против народного течения. Прежде всего Драйден использовал термин «метафизический» для поэзии Донна. Он сказал: «Донн воздействует на метафизику». Позже д-р Джонсон назвал Донна и его последователей «метафизическими поэтами». С тех пор слово «метафизический» стало использоваться для Донна и его последователей. ЧТО ТАКОЕ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: Термин метафизика означает нечто сверхъестественное и трансцендентное. Его смысл — «то, что за пределами физического». Он касается фундаментальных проблем жизни и смерти и души даже после смерти. Термин «метафизическая поэзия» означает поэзию, посвященную метафизическим предметам. Эти темы — природа вселенной, движения звезд и планет и все отношения человека к Богу. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Мы должны бросить взгляд на основные характеристики метафизической поэзии, прежде чем мы приступим к изучению Донна.0037

Читать больше

«Топор» Р. К. Нараян: текст и резюме

Проезжавший через деревню астролог предсказал, что Велан будет жить в трехэтажном доме, окруженном садом в несколько гектаров. При этом все собрались вокруг юного Велана и подшучивали над ним. Ибо у Коппала не было более оборванной и богом забытой семьи, чем у Велана. Его отец заложил все, что у него было, и работал со всей семьей на чужих землях за несколько анн в неделю. . . Действительно трехэтажный дом для Велана! . . . Но насмешники поздравили бы астролога, если бы увидели Велана лет тридцать-сорок спустя. Он стал единственным обитателем Кумара Боуга — роскошного дома на окраине городка Мальгуди. Когда ему было восемнадцать, Велан ушел из дома. Однажды его отец ударил его по лицу за опоздание с обедом, и он сделал это в присутствии других в поле. Велан поставил корзину, посмотрел на отца и вышел. Он просто вышел из деревни и шел и шел до часа 9.0037

Читать больше

БЕКОН КАК ЭССЕЙИСТ

ВВЕДЕНИЕ: Бэкон, отец английского эссе, является первым великим английским эссеистом, пользующимся блестящей репутацией. Он остается для чистой массы и веса гениальности. Его эссе вводят новую форму композиции в английскую литературу. ТРИ ИЗДАНИЯ ОПИСАНИЙ БЭКОНА: Бэкон спонсировал эту новую литературную форму на английском языке, опубликовав свои десять эссе в 1597 году. В издании 1612 года их число выросло до тридцати восьми. В последнем выпуске 1625 года их число достигло пятидесяти восьми. эссе являются результатом его прямых наблюдений за людьми и материей. РАССЕЯННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ: Бэкон наполнял свои эссе серьезным духом и величественными манерами Сенеки. Для него его эссе были рассеянными размышлениями и вместилищем отстраненных мыслей. Он практичен под влиянием Макиавелли. Утилитаризм очевиден в его эссе. Он проницательно инструктирует, как вести успешную жизнь. Вот почему его сочинения называют советами гражданскими и нравственными. БЕКОН И МОНТЕНЬ: Бэкон позаимствовал

Читать больше

Потерянный рай: Эпопея

Джон Мильтон — один из величайших поэтов Англии. Его «Потерянный рай» — один из величайших эпосов на английском языке. Здесь поэт сохранил классическую традицию эпического письма. По сути, эпос — это длинная повествовательная поэма, в которой есть великое действие, великий герой и великолепный стиль. В «Потерянном рае» Мильтона можно найти все эти три вещи. По Аристотелю, у эпоса есть несколько важных характеристик. Среди них значимы басня, тема, персонажи, механизмы, эпизоды, цельность, настроение и большой стиль. Аддисон также описал три качества эпоса. Это – басня, цельность действия и величие действия. Когда мы анализируем и оцениваем «Потерянный рай», мы находим в нем все эти характеристики. Басня — один из важнейших элементов эпоса. Он считается основой эпоса. Самая важная обязанность эпического поэта — выбрать мораль, которую нужно проиллюстрировать и установить. В «Потерянном раю» у Милтона

Читать больше

ЛОНГИН: ИСТОЧНИКИ ВЕЛИЧИЯ

ВВЕДЕНИЕ: Лонгин — один из величайших греческих критиков. Его положение лишь рядом с Аристотелем. Его «О возвышенном» — бессмертный критический документ огромной ценности и значения. Он имеет дело с принципом возвышенности в мире письма. Здесь Лонгин обсуждает значение, природу и источники возвышенного. Он отличает истинное возвышенное от ложно-возвышенного. Он советует, как преодолеть пороки возвышенного. Его предложения имеют постоянную и первостепенную ценность. ЧТО ТАКОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОСТЬ: Величие – это определенная возвышенность, отличие и завершение совершенства в языке, выражении и композиции. Это эхо великой души. Он поднимает стиль над обыденностью. Некоторые люди считают, что возвышенность — это дар природы. Они думают, что это не имеет ничего общего с искусством. Но не следует забывать, что природа нуждается в помощи искусства, чтобы контролировать свои дикие порывы. На самом деле и природа, и искусство способствуют возвышенности литературы. Согласно Л

Читать больше

Университетский ум

Драма до Шекспира достигла своего полного расцвета благодаря драматургам, которых называли Университетскими остроумцами. Эти драматурги были хорошо образованными учеными. Они писали в последние годы 16-го века. Это имя было дано им потому, что почти все они получили образование в Оксфордском или Кембриджском университете. Остроумие было синонимом ученого. У всех участников University Wits есть несколько общих черт. У них была бурная карьера. Все они были активно связаны с театром. Как правило, это были актеры и драматурги. Они понимали требования сцены и чувствовали пульс публики. Они часто работали в сотрудничестве друг с другом. Их хранимый материал также был обычным явлением. С этими драматургами английская драма достигла высшей точки славы. Во многом они развили английскую драму. Кристофер Марлоу был самой яркой звездой Университетского Сообразительности. Другими были Лили, Пил, Грин, Лодж, Нэш и Кид. Джон Лили: Как драматург Лили занимает 9-е место.0037

Читать больше

Вишневое дерево (текст) Раскина Бонда: полное исследование

 Вишневое дерево: Раскин Бонд Однажды, когда Ракешу было шесть лет, он шел с базара Массури и ел вишни. Они были немного сладкими, немного кислыми; маленькие ярко-красные вишенки, привезенные из Кашмирской долины. Здесь, в предгорьях Гималаев, где жил Ракеш, было не так много фруктовых деревьев. Почва была каменистой, а сухие холодные ветры препятствовали росту большинства растений. Но на более защищенных склонах росли дубовые и деодаровые леса. Ракеш жил со своим дедом на окраине Массури, как раз там, где начинался лес. Ракеш возвращался домой из школы, когда купил вишни. За букет он заплатил пятьдесят пайс. Ему потребовалось около получаса, чтобы дойти до дома, и к тому времени, когда он добрался до коттеджа, осталось всего три вишенки. «Ешь вишенку, дедушка», — сказал он, как только увидел дедушку в саду. Дедушка взял одну вишню, а Ракеш тут же съел две другие. Последнее семя он некоторое время держал во рту, перекатывая его

Читать больше

В ожидании Годо: Абсурдная пьеса Беккета

↑ Хватай заголовок Аниматор Сэмюэл Беккет — драматург-революционер. Он бунтарь и разрушитель имиджа. Он разрушил условности и стал пионером нового вида драмы. Его драматургия выше категорий трагедии и комедии. Это называется драма абсурда. Его пьесы показывают ситуацию, в которой мы находимся. Они разоблачают нас в нашем экзистенциальном затруднительном положении. «В ожидании Годо» — драма абсурда. На самом деле абсурдная драма представляет человеческую жизнь и человеческое положение как абсурд. Этот тип драмы свободен от традиционного сюжета, истории или деления на действия и сцены. Здесь мы получаем несколько символов. Они имеют символическое значение. Диалоги очень короткие и четкие. Ничего существенного на сцене не происходит. Предпочитает экзистенциальные темы. Вещи не объясняются, а лишь намекаются. Все эти функции можно найти в «В ожидании Годо». Отсутствие действия — одна из главных характеристик пьесы абсурда. Ничего существенного в пьесе нет. Так и в случае с «В ожидании G 9».0037

Читать больше

ЯГНЕНОК КАК ЭССЕЙИСТ

Чарльз Лэмб — сияющая звезда на небе английского эссе. Его называют принцем среди английских эссеистов. Его эссе считаются лучшими в английской прозе. Он привнес в прозу лучшие черты романтизма. Читатели Лэмба ценят его за мудрость, за его человечность, за его гениальный юмор, за его глубокий пафос, за его мягкий темперамент и за его стиль. НАЧАЛО: Рожденный в семье низшего класса, Лэмб познакомился с Коулом Риджем. Он начал свою карьеру как поэт, но не смог добиться успеха. Он приобрел бессмертное признание как эссеист. С 1820 по 1833 год его основным занятием было написание эссе. Писал под псевдонимом Элия. Его первое эссе появилось в лондонском журнале в 1820 году. Первый том его эссе был опубликован в 1823 году под названием «Очерки Элии», а второй — как «Последние эссе Элии» в 1833 году. Каждое эссе Лэмба — это маленькое чудо. Здесь мы находим прекрасное сочетание остроумия, фантазии, анекдота и размышлений. По словам Казамяна, он прежде всего художник. ЧЕЛОВЕК

Читать больше

ДР. ДЖОНСОН КАК КРИТИК [ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕКСПИРУ]:

ВВЕДЕНИЕ: Доктор Джонсон — один из величайших критиков. Как литературный критик он был представителем классицизма. Он осуждал все, что не соответствовало классическим доктринам. Он почти всегда проникает и возбуждает. Его «Предисловие к Шекспиру» считается одним из самых благородных памятников английской неоклассической критики. Его суждение о Шекспире знаменует собой дату в истории критики. ВЕРНОСТЬ ФАКТАМ ПРИРОДЫ: «Предисловие к Шекспиру» посвящено оценке Джонсоном Шекспира как драматурга. Согласно Джонсону, основным требованием литературного величия является верность фактам природы. Это явно неоклассическая теория искусства как подражания. Джонсон хвалит Шекспира за полное и наиболее удовлетворительное выполнение этого требования. По его словам, Шекспир, по преимуществу, поэт природы. Он показывает своим читателям верное зеркало нравов и жизни. Его персонажи универсальны. Они действуют и зр

Читать больше

Чем романтизм отличается от классицизма?

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Различия между романтизмом и классицизмом заключаются в том, что классицизм подчеркивал порядок и разум, в то время как романтизм подчеркивал чувства и эмоции, что классическая архитектура настаивала на симметрии, в то время как романтическая архитектура допускала художественные расцветы, и что классическая литература была сосредоточена на важных фигурах, в то время как романтическая литература была сосредоточена на простых людях. .

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Укажите эту страницу следующим образом:

«Каковы различия между романтизмом и классицизмом?» eNotes Editorial , 20 марта 2020 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-are-the-differences-between-romanticism-and-207729. По состоянию на 1 февраля 2023 г.

Классицизм и романтизм — противоположные течения и стили, оказавшие влияние на все основные искусства западного полушария. Архитектура, живопись, музыка и литература прошли через последовательные (а иногда и совпадающие) периоды классицизма и романтизма, две крайности которых легко узнаваемы. Большие общественные здания Вашингтона, округ Колумбия, например, демонстративно классические, за заметным исключением Смитсоновского замка. Замок Нойшванштайн в Баварии, вдохновленный замком Диснея, экстравагантно романтичен.

Различие между классическим и романтическим искусством во всех жанрах было красноречиво выражено многочисленными весьма пристрастными комментаторами. Джон Раскин, например, писавший об архитектуре, утверждал, что романтический стиль возвысил ремесленника до художника, а классицизм унизил его до раба. Это произошло потому, что классическая архитектура требовала идеальной симметрии и заранее организованного порядка, в то время как готическая архитектура (наиболее совершенный романтический стиль) позволяла рабочему создавать горгулий и другие индивидуальные украшения.

С другой стороны, Джейн Остин, написавшая одни из самых чисто классических романов на английском языке в период расцвета романтизма, высмеивала то, что она считала крайними эмоциями и эгоизмом романтической литературы. В общих чертах ценности классицизма — порядок, спокойствие, интеллект, симметрия. В Америке это преимущественно стиль светской общественной архитектуры: мэрии, здания суда и библиотеки. В литературе классицизм наиболее полно выражен эпической поэзией, правильным размером и рифмованными двустишиями, такими как творчество Александра Поупа. Романтизм подчеркивает эмоции, чувства и личность. Он обеспечивает архитектуру соборов и замков и находит выражение в поэзии о красоте природы и агонии или экстазе любви.

Утверждено редакцией eNotes

Классицизм, или неоклассицизм, во многом был бунтом против эксцессов эпохи барокко. Классизм, который был как художественным, так и интеллектуальным движением в 1700-х годах, подчеркивал возвращение к порядку, сдержанности и разуму. Движение черпало вдохновение в классической Греции и Риме. Например, в архитектуре того периода были классические колонны, характерные для Древней Греции и Рима. Классицизм царил во время Просвещения, периода, который делал упор на разум и приводил к политическим изменениям, включая французскую, американскую и гаитянскую революции.

Романтизм, возникший около 1800 года, был литературным и художественным течением, которое во многих отношениях было отказом от классицизма. Он подчеркивал чувства и эмоции, особенно эмоции человека. Поэты-романтики, например, писали таким образом, что подчеркивали ужас и сверхъестественное как выражение эмоций, а не разума. Акцент делался не на порядке, как это было в неоклассический период, а на ощущении.

Утверждено редакцией eNotes

Романтизм был реакцией на классицизм в поэзии. Классическая поэзия восемнадцатого века создавалась по образцу произведений греческих и римских поэтов и использовала классических персонажей и ситуации, такие как фигуры и истории из греческой мифологии и истории. Например, «Похищение замка» Поупа — пародия на героический эпос, основанный на «Илиаде» . Это было написано, чтобы высмеять или посмеяться над уменьшившейся английской аристократией, которая не воевала в классической модели, а враждовала из-за прядей волос. Поуп предполагал, что его аудитория будет знакома с Илиада.

Классическая поэзия имела очень четкие, правильные размеры и схемы рифмовки, больше интересовалась важными людьми в обществе, чем кто-либо другой, и скорее выражала идеи, чем эмоции.

Эпоха романтической поэзии в Англии часто ассоциируется с публикацией « лирических баллад» Вордсворта и Кольриджа. В предисловии Вордсворт пишет о своего рода поэзии, которая делает акцент на обычном человеке, природе и сверхъестественном. Вместо разума преобладают эмоции. Вордсворт писал, что

Поэзия — это спонтанное излияние сильных чувств: она берет свое начало в волнении, вспоминаемом в спокойствии.

Поэты-романтики хотели писать простым, повседневным языком, доступным для обычных людей, не знакомых с греческой и латинской классикой. Он был гораздо менее жестким в схеме рифмовки и часто ссылался на народные сказки или баллады, а не на классическую литературу.

Утверждено редакцией eNotes

Романтизм и классицизм существуют на двух очень разных полюсах внутри литературных течений. Многие новые периоды возникли как реакция на предыдущий период, и контрасты между этими периодами ничем не отличаются.

Во-первых, чтобы провести различие между ними, мы начнем с их различий в том, как они относились к природе. Романтики считали, что природа сильна и постоянно меняется. Романтики считали природу силой, которую невозможно полностью понять. В отличие от романтиков классицисты считали, что природу можно рационализировать и, следовательно, полностью понять.

Вторым было различение мыслей об истине. Романтики считали, что истину можно найти только с помощью собственной интуиции, если они подчеркивали важность индивидуальной мысли, а не общественной мысли. Напротив, классики считали, что истина существует только благодаря разуму. Они обнаружили, что образное мышление не поддается научному изучению и, следовательно, не выполняет никакой реалистической функции.

В-третьих, связи с различиями в научной мысли. Классики считали, что человек должен соответствовать универсальному мышлению и идеям. Романтики считали, что они должны принять свои собственные индивидуальные инновации. Возможно, самая острая цитата, иллюстрирующая романтические мысли о традициях и инновациях, принадлежит Уильяму Блейку:

Я должен создать систему или быть порабощенным другим человеком; Не буду рассуждать и сравнивать.

По сути, романтики верили в бесконечные возможности человека изменить мир и использовали их. Классицисты, напротив, подчеркивали важность соблюдения того, что уже было сказано и сделано, и овладения только этими идеалами.

Утверждено редакцией eNotes

Романтизм

Последний ответ опубликован 14 июня 2020 г. в 00:22:51.

Каковы четыре основных принципа романтизма?

4 Ответа воспитателя

Романтизм

Последний ответ опубликован 10 июля 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *