Романом сатирикон или произведениями ювенала: краткое содержание, главная мысль и анализ

краткое содержание, главная мысль и анализ

Роман «Сатирикон» — одно из самых известных произведений древнеримского писателя Петрония. Принято считать, что это самый древний роман, сохранившийся до наших дней. В настоящее время не удалось установить точное время его написания. Вероятнее всего, это было в первом веке нашей эры, еще в эпоху правления императора Нерона. По традиции тех лет, Петроний украсил свой роман поэтическими вставками. В них он старался воспроизвести манеру и стиль классических поэтов: Вергилия, Горация, Овидия и других.

История создания

Роман «Сатирикон» до наших дней сохранился не полностью. Даже неясно, сколько всего в нем было книг. Сохранились же только некоторые фрагменты из них. При этом до нас они дошли в рукописях, часто вместе с отрывками из произведений других авторов.

Впервые роман Петрония был издан в Милане. Это произошло в конце XV века. В 1575 году в Лейдене был опубликован более полный вариант. Самую полную рукопись выпустили в Трогире в 1650 году. Ее название звучало так: «Фрагменты сатир Петрония Арбитра из книг 15-й и 16-й», сегодня больше известное как роман «Сатирикон». Рукописи сохранились только частично.

В 1693 году французский писатель Франсуа Нодо дополнил роман «Сатирикон» собственными вставками и опубликовал его уже в Париже. Он утверждал, что это подлинный текст, который был обнаружен им за несколько лет до этого в Белграде. Правда, подделку очень скоро обнаружили. Она содержала много нелепостей и противоречий. Однако вставки, сделанные Нодо, до сих пор сохраняются в некоторых переизданиях «Сатирикона». Роман, как отмечают некоторые исследователи, от этого только выигрывает. Потому что они позволяют связать в единое целое сохранившиеся главы и фрагменты.

Жанр «Сатирикона»

С тем, что «Сатирикон» — это действительно роман, многие специалисты спорят до сих пор. По сути, этот вопрос остается открытым и дискуссионным. Во многом из-за того, что применение этого термина к античному произведению может быть только условным. Строгой системы жанров в то время попросту не существовало.

По факту, это смесь прозаического и стихотворного текста, которая характерна для популярной в то время менипповой сатиры. Так назывался особый жанр античной литературы, который заключал в себе симбиоз философских рассуждений и пародийной сатиры.

В тексте органично сочетались между собой поэзия и проза, отсюда и само его название «сатура». В дословном переводе с древнеримского это означало «фруктовое ассорти», некую смесь. Это немного помогает определить, чем же является роман «Сатирикон». Жанр этого произведения — авантюрно-сатирический роман, являющийся яркой пародией греческого любовного романа.

«Сатирикон» в России

В России роман «Сатирикон» впервые увидел свет в 1882 году. Перевод сделал художественный критик Владимир Чуйко. В нем были опущены многие стихи, а также вырезаны некоторые места, считавшиеся в то время неприличными для печати.

В начале 20-х годов перевод для издательства «Всемирная литература» сделал Владимир Амфитеатров-Кадашев. Его отец выступил редактором, а после его эмиграции за редактуру взялся филолог Борис Ярхо. Он основательно принялся за эту работу: тщательно переработал прозаические вставки и заново перевел стихотворные отрывки.

Книга увидела свет в издательстве «Мировая литература» в 1924 году. Примечательно, что в ней присутствовали вставки Нодо. Этот перевод печатается до сих пор. Правда, иногда вставки Нодо из него удаляются.

В 1989 году прозаический текст еще раз перевел классический филолог Александр Гаврилов. Журналист и писатель Петр Вайль отмечал, что это блестящий текст для отечественного литературного обихода. Он существует на грани пристойности, но удерживается на ней, благодаря петрониевскому мастерству и его литературной смелости.

Самый последний перевод древнеримского романа Петрония «Сатирикон» вышел в 2016 году. Литературовед Георгий Север заново перевел все стихотворные отрывки. При этом новое издание содержит текст не только на русском, но и на латинском языке. К нему идут подробные приложения и комментарии.

Отзывы о романе

Всегда двояко оценивался исследователями роман «Сатирикон». Отзывы о книге были весьма противоречивыми.

Очередная порция мнений русских читателей о произведении древнеримской литературы появилась в 1913 году, когда новый перевод сделал Николай Поярков. Во времена Серебряного века это произведение оценивали неоднозначно. Например, искусствовед и издатель Павел Муратов отмечал, что «Сатирикон» содержит множество непристойностей и грубых слов, но все же производит незабываемо сильное впечатление природной грации и свежести от внимательного чтения. Нравы, которые там изображены, нельзя назвать испорченными только потому, что в них меньше лицемерия, чем в современной общественной морали.

До сих пор многим нравится роман «Сатирикон». Отзывы, которые оставляют о нем читатели, позволяют судить, насколько меняются представления в обществе о дозволенности и ханжестве.

Персонажи романа

Роман «Сатирикон», персонажи которого хорошо известны всем знатокам античной литературы, позволяет получить представление о классических представителях древнеримского общества того времени.

В центре повествования Энколпий. Именно от его лица ведется рассказ. Сам он признается, что избежал правосудия, сумев спасти свою жизнь на арене. Виновен же он был в том, что убил своего хозяина.

Среди главных героев романа «Сатирикон», краткое содержание которого приведено в этой статье, также присутствует его товарищ Аскилт. Это молодой юноша, который, несмотря на возраст, уже успел погрязнуть в сладострастии и лжи. На протяжении большой части романа их сопровождает 16-летний Гитон, который становится для них одновременно предметом страсти и раздора.

В одном из заключительных частей к ним присоединяется нищий и бездарный поэт по имени Эвмолп.

Важную роль играют и второстепенные персонажи в романе «Сатирикон». В книге задействованы ритор Агамемнон, властная жрица Квартилла, отличающаяся необузданным характером. Ее служанка Паннихис, по сути, еще девочка, а также разбогатевший вольноотпущенник по имени Трималхион.

Влияние Ювенала

Анализируя это произведение, можно заметить сильное влияние, которое оказывалось на роман «Сатирикон». Ювенал сыграл в этом одну из ключевых ролей. Это римский поэт, написавший гекзаметром знаменитые «Сатиры». Сегодня они распределены по пяти книгам.

Во многом его имя стало нарицательным для обозначения самого жанра сатиры. В нем обязательно предполагается гневное обличение человеческих пороков, а также высмеивание автором нравов, которые ему кажутся неуместными.

Романом «Сатирикон» или произведениями Ювенала в свое время зачитывались многие поклонники такой литературы. В них встречается много похожих сцен и эпизодов. Очевидно, что один из авторов учился у другого и подмечал самые удачные находки. На роман «Сатирикон» Ювенал оказал существенное влияние.

Краткое содержание романа

«Сатирикон», по праву, считается одним из первых плутовских и авантюрных романов. Предположительно, в нем было 20 глав. Но на данный момент не сохранились ни его начало, ни конец, а только несколько глав в середине произведения.

Повествования ведется от лица главного героя. Это опытный ритор, который весьма поднаторел в своем мастерстве. Его зовут Энклопий. При этом он считается крайне неуравновешенным юношей. Он неглупый, но небезупречный с точки зрения этики и морали человек.

Жизнь свою он проводит в бегах, пытаясь скрыться от справедливого наказания, которое ждет его за убийство и ограбление, совершенное им. Также ему в вину вменяют сексуальное святотатство. Гнев на него навлек древнегреческий бог плодородия Приап. В то время, когда писался древнеримский роман «Сатирикон», культ этого бога пышно расцвел в Римской республике. В его изображениях часто использовались фаллические символы. Об этом можно с уверенностью говорить, так как до нашего времени сохранилось множество скульптур.

Энколпий путешествует вместе со своими друзьями. Вместе они приезжают в одну из эллинских колоний, которая располагается в Кампании. Это область в древней Италии. Роман «Сатирикон», краткое содержание которого позволяет составить полноценное впечатление о творчестве Петрония, подробно описывает их странствия.

В самом начале романа, по крайней мере, дошедших до нас отрывков, они гостят у римского всадника по имени Ликург. Там они переплетаются парочками, как пишет Петроний. Здесь между ними начинают завязываться любовные отношения, в том числе и на гомосексуальной почве. Энколпий и его товарищ Аскилт время от времени изменяют своим симпатиям и различным любовным ситуациям.

Аскилт увлекается юным мальчиком Гитоном, а Энколпий начинает ухаживать за прелестной Трифэной. Ведь девушки его тоже привлекают.

В следующих эпизодах действие романа перемещается в поместье богатого и влиятельного судовладельца по имени Лиха. «Сатирикон» — роман Петрония, в котором между героями возникают новые любовные переплетения. В них на этот раз принимает участие симпатичная жена судовладельца — Дорида. Когда Лиха об этом узнает, Гитону и Энколпию приходится срочно уезжать из поместья.

В пути ритор садится на корабль, который вскоре оказывается на мели. Но Энколпий не отчаивается. Он похищает дорогую мантию, которая была на статуе Исиды, а также крадет деньги у рулевого. После этого снова приезжает в поместье Ликурга.

Вакханалии в романе

Описанию вакханалий в «Сатириконе» уделено немаловажное значение. Главные герои регулярно оказываются в ситуациях, когда их окружают поклонники древнегреческого бога Приапа. Например, в одной из глав они приезжают в дом Трималхиона, в котором проходит пир. Хозяин поместья — разбогатевший и прославившийся вольноотпущенник. При этом сам он является человеком малообразованным, но энергично пытается прорваться в высший свет.

На пиру герои рассуждают о гладиаторах, затем разговор заходит о библиотеке владельца поместья. Тот хвастает, что у него их целых две. Одна — латинская, вторая — греческая. Оказывается, что вся его образованность не стоит выеденного яйца. В действительности он путает героев и сюжеты эллинских мифов и эпоса Гомера. Поэтому становится очевидным, что обо всем этом он знает только понаслышке.

Его жуткий нрав проявляется во всем. С гостями он мил и приятен, а слуг не считает за людей, хоть и сам еще буквально вчера был рабом.

Кульминацией пира становится кабан, которого готовят целиком и вносят в зал на серебряном блюде. Следующее удивительное блюдо — свинья, начиненная жареными колбасками. Вскоре приносят и пирожные, начиненные шафраном.

В конце вечера три мальчика вносят в зал изображения трех богов — хранителей семьи и домашнего очага. Трималхион рассказывает, что их зовут Счастливчик, Добытчик и Наживщик. Чтобы развлечь гостей, Никерот начинает рассказывать гостям историю про воина-оборотня, а сам Трималхион пугает присутствующих рассказами про ведьму, которая похитила из гроба тело мертвого мальчика, а вместо него положила соломенное чучело.

Трапеза продолжается несколько дней. На второй день приносят дроздов, начиненных изюмом. А затем большого жирного гуся. Все восхищаются мастерством местного повара и начинают петь ему хвалебные песни.

Завещание Трималхиона

Во время пира Трималхион настолько расчувствовался, что решил огласить для всех собравшихся свое завещание. В нем он много внимания уделяет описанию пышного надгробия, которое он желает получить, а также сам сочиняет хвалебную надпись, которая на нем будет высечена. В этом тексте подробнейшим образом перечисляются все его заслуги и регалии.

От переполняющих его чувств он растрогался еще больше и решил произнести речь. Ее приводит в своем романе Петроний. Он отмечает, что считает и рабов за людей, потому что они, как и остальные люди, вскормлены материнским молоком. Но он верит, что настанет время, когда и они смогут вдоволь насладиться свободой. В своем завещании он обещает, что отпустит всех на свободу после своей смерти. Заявив об этом, он искренне надеется, что челядь теперь будет любить его еще больше, чем прежде.

Между тем Энколпий с друзьями отправляется в дальнейшие странствия. Они приезжают в роскошную художественную галерею. В романе ее называют пинакотекой, такое обозначение было принято в Древнем Риме. Там они любуются полотнами эллинских художников. А также знакомятся со старым поэтом Эвмолпом, с которым уже не расстаются до самого конца повествования.

Эвмолп практически все время говорит исключительно стихами. За это его нередко бьют камнями. Причем не всегда справедливо, потому что тексты его бывают весьма неплохими.

Роман «Сатирикон», анализ которого позволяет наглядно представить, какими были отношения в древнеримском обществе, демонстрирует самые различные человеческие слабости и пороки. Он часто их высмеивает. Например, тщеславия, безвкусие, графоманство и другие.

Графоманом, по сути, является Эвмолп. Именно его стихи, в основном, прерывают прозаическую канву этого романа. К тому же старик часто рассуждает с Энколпием об искусстве. Не все спутники участвуют в их спорах, остальным не хватает образования.

Тем временем Гитон возвращается к Энколпию, объясняя свою измену ошибкой и страхом.

Рассказ о безутешной вдове

Помимо событий, которые непосредственно происходят с героями романа, в повествовании много лирических отступлений, историй, которые персонажи рассказывают друг другу.

Например, старый поэт знакомит их с рассказом о безутешной вдове. В центре его повествования матрона из Эфеса, которая прославилась на всю округу своей супружеской верностью и скромностью. А после смерти мужа решила, что земная жизнь ей неинтересна, и последовала за ним в подземное царство. Она рассчитывала в скором времени заморить себя голодом. Родные и друзья отговаривали ее, но она осталась непреклонной.

Вместе с ней в склеп отправляется ее верная служанка. Она стремится скрасить часы одиночества и страха своей хозяйки. Так прошло пять суток.

Между тем правитель тех земель приказал поблизости от того места, где вдова оплакивала покойного, распять нескольких злостных разбойников. Опасаясь, что их родные и близкие могут снять тела с креста и похоронить, правитель выставил возле них охрану. Правда, небольшую — всего одного солдата.

Ночью одинокий страж обратил внимание, что среди надгробных памятников на кладбище виден свет и слышны женские стоны. Любопытство взяло верх над страхом, и он решил проверить, что же там происходит.

Спустившись в склеп, солдат обнаружил женщину неземной красоты, а когда увидел лежащее перед ней мертвое тело, сразу понял, что к чему. Сжалившись над ней, он принес в склеп скромный обед, чтобы поддержать ее силы. И принялся уговаривать перестать страдать и вернуться к обычной жизни.

К словам солдата присоединяется и ее служанка. Они всеми способами ее убеждают, что женщине еще рано отправляться на тот свет. Сначала эфеская красавица неприступна, но постепенно начинает поддаваться на их уговоры. Сначала соблазняется едой и напитками, которые пришлись как раз кстати после долгого и изнурительного поста, а затем и сдается на милость солдату, который смог завоевать ее сердце, казавшееся неприступным.

Старый поэт подробно описывает, что в объятиях они провели не одну ночь, а вскоре и сыграли свадьбу. При этом предусмотрительно заперли двери в подземелье. На тот случай, если на кладбище придет кто-то из родных. Они должны были решить, что вдова умерла рядом со своим мужем от горя и истощения.

Но не все так гладко в этой истории. Пока солдат завоевывал сердце вдовы, близкие одного из разбойников воспользовались отсутствием охраны, сняли тело с креста и похоронили его. Когда влюбленный страж обнаружил пропажу, ему пришлось во всем признаться вдове. За такой просчет ему, конечно, полагалось серьезное наказание. Женщина сама подсказала ему решения, сказав, что предпочитает повесить мертвого, чем дать на растерзание живого. Солдат немедленно воспользовался этим предложением и рассудительностью его новой возлюбленной. Тогда они извлекают из гроба тело ее мужа и приколачивают к кресту на место разбойника.

Так заканчивается эта история. Но продолжаются странствия героев. Они отправляются в плавание. Во время шторма гибнет Лих. Удивительно, что Эвмолп даже в самый сильный ветер и бурю не оставляет своих поэтических декламаций, он постоянно читает стихи. Благо в конце концов несчастные спасаются. Им удается высадиться на берег и остановиться на ночь в рыбацкой хижине.

Следующий пункт их назначения — Кротона. Пожалуй, старейший из существовавших на тот момент городов Древней Греции, ставших колонией на южном побережье Апеннинского полуострова. Примечательно, что это единственная реальная географическая точка, которая конкретно упоминается и описывается в тексте романа.

Друзья уже привыкли жить богато и беззаботно. Поэтому в новом городе они решают выдать Эвмолпа за состоятельного и зажиточного человека, который раздумывает, кому бы оставить свои несметные сокровища. Эта уловка делает их желанными гостями в любом доме, везде им обеспечен безграничный кредит и радушный прием. Ведь многие жители этого города рассчитывают, что Эвмолп перед своей скорой смертью обязательно вспомнит о них.

Не забывает автор описывать и новые любовные похождения героев. Правда, в конце концов кротонцы прозревают и разгадывают незамысловатый обман путешественников. Над хитрецами они готовят расправу. Однако Энколпию с Гитоном вовремя удается бежать, а вот Эвмолп остается на растерзание толпы.

Кротонцы поступают с ним по старому обычаю. Когда кого-то из соотечественников нужно было принести в жертву, его кормили и поили в течение года лучшими напитками и яствами за счет казны. А затем сбрасывали со скалы, как козла отпущения. Такая участь настигла и Эвмолпа.

Литература. История Рима

Литература

Одним из самых популярных авторов во времена Нерона был племян­ник Сенеки Марк Анней Лукан (39—65). Получив блестящее риторическое и философское (в духе стоицизма) образование, он рано выдвинулся как та­лантливый поэт. Но, говорят, что его литературные успехи возбудили за­висть Нерона, который запретил ему выступать с чтением поэтических про­изведений. Это будто бы толкнуло Лукана в сторону аристократической оппозиции. Он принял участие в заговоре Пизона и, приговоренный к смер­ти, вскрыл себе вены.

Из многочисленных произведений Лукана до нас дошла только не­оконченная историческая эпопея «О гражданской войне» в 10 книгах. В ней описывается борьба Цезаря с Помпеем, приведшая к падению респуб­лики. Поэма обрывается на Александрийской войне. Она написана тради­ционным эпическим гекзаметром, но лишена обычного для эпической по­эзии вмешательства богов в человеческие действия. Лукан по своим фило­софским взглядам был стоиком.

Поэтому для него верховной силой, управляющей миром, является рок, судьба, а не традиционные боги греко-римского пантеона. Однако это не исключает большой роли, которую иг­рают в поэме всевозможные суеверия: оракулы, магия, астрология, пред­чувствия и проч. Произведение Лукана является образцом модной тогда риторической поэзии. Напыщенно-декламационный стиль, пафос, гипер­болизм, нагромождение ужасов, резкие контрасты — все это имеет целью потрясти читателя. Стиль отточенный и блестящий, но холодный.

Лукан — представитель аристократической оппозиции. Он идеализи­рует старый республиканский Рим, погибший в гражданской войне, хотя, как и Тацит, считает империю неизбежным злом. Характерно, что в пер­вых книгах поэмы, написанных еще тогда, когда Лукан был в числе при­дворных, его оппозиционность почти не заметна. Мы встречаем там по­хвалы Нерону, а Цезарь и Помпей одинаково считаются виновниками ги­бели республики. В дальнейших книгах настроение Лукана меняется. Он выступает против деспотизма, высказывается против обоготворения им­ператоров.

Битва при Фарсале изображается им как величайшее несчас­тье, начало гибели Рима. В соответствии с этим поворотом меняется и отношение Лукана к главным действующим лицам поэмы. Все его симпа­тии теперь на стороне Помпея, защитника республики, тогда как Цезарь изображается тираном и злодеем. Эпос, даже в том виде исторической поэмы, какой ему придал Лукан, был умирающим видом поэзии[492]. Более жизнеспособным жанром оказалась сатира, возникшая еще при Республи­ке. Империя дала ей новую пищу. Самым ярким памятником сатирическо­го жанра Империи и вместе с тем одним из крупнейших произведений мировой литературы является авантюрно-сатирический роман «Сатирикон»[493]. Автором его, вероятнее всего, был приближенный Нерона Гай Петроний, «судья изящного», покончивший жизнь самоубийством, не ожидая приказания Нерона. От «Сатирикона» сохранилось очень немного. Уце­левшие фрагменты начинаются, по-видимому, с 14-й книги и не доходят до конца романа. Но и это немногое дает возможность составить пред­ставление о целом.

Содержание уцелевшей части романа состоит в том, что двое декласси­рованных бродяг — Энколпий и его возлюбленный Гитон — скитаются по Южной Италии[494], попадая в различные переделки. Время от времени к ним присоединяется какой-нибудь третий персонаж, например, бродячий поэт Эвмолп. Это дает возможность автору нарисовать широкое полотно, изо­бражающее быт и нравы различных слоев римского общества, начиная с разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона и кончая подонками об­щества (впрочем, изображение последних в «Сатириконе» преобладает). К основной нити романа иногда присоединяются вставные рассказы типа но­велл, не связанные непосредственно с ходом повествования.

Характер и тон романа — самые разнообразные, начиная с полного натурализма и кончая пародией на другие литературные жанры (напри­мер, на эпос Лукана), карикатурой и фантастическим гротеском. Язык «Са­тирикона» чрезвычайно гибок и выразителен. Автор заставляет своих пер­сонажей говорить тем языком, на каком выражались в жизни различные классы римского общества. А так как большинство персонажей романа принадлежит к низшим общественным слоям, то «Сатирикон» сохранил нам прекрасные образцы народного латинского языка.

Наиболее яркий эпизод в дошедшей до нас части романа — пир у Тримальхиона, на который попадают герои. Тримальхион — бывший сирий­ский раб, заслуживший милость господина и получивший свободу, а затем и наследство. Ловкими торговыми и ростовщическими операциями он на­жил сказочное состояние. Тримальхион груб, тщеславен, крайне невеже­ствен, суеверен. Роскошь, которой он окружен, чрезвычайно безвкусна. В каждой мелочи сказывается бывший раб. Однако Тримальхион не лишен и некоторых положительных черт: он обладает практическим умом, добро­душием и, несмотря на все свое самодурство, неплохо относится к рабам.

Рисуя Тримальхиона, Петроний дал яркий образ, который при всей сво­ей карикатурности отражает реальные социально-экономические процессы I в., о которых мы не раз говорили: рост удельного веса вольноотпущенни­ков, концентрация земельной собственности, появление новых богачей, созданных Империей. Петроний, представитель старой аристократии, не может не презирать этих выскочек и осмеивает их со всей силой своего таланта. Однако его художественное чутье помогло ему даже в рамках злой карикатуры соблюсти должную меру и дать в целом реалистический тип. То же самое нужно сказать и о других сценах и образах романа. «Сати­рикон» является важным историческим источником для середины I в. н. э.

Сатирическим духом проникнуты многие эпиграммы[495] Марка Валерия Марциала (около 42 — около 102). Интеллигентный пролетарий, родом из Испании, он приехал в Рим искать счастья. Долго ему пришлось вести полуголодную жизнь литературной богемы, пока наконец не пришла из­вестность. Но и слава не дала Марциалу прочного материального обеспе­чения; часто ему по-прежнему приходилось играть роль приживальщика (клиента) в домах богатых покровителей. Под конец жизни Марциал вер­нулся в Испанию.

Собрание его стихотворений состоит из 12 книг (около 1,2 тыс. эпи­грамм). Не все они носят сатирический характер. Многие из них являются эпиграммами обычного типа: это коротенькие стихотворения — описатель­ные, посвятительные, хвалебные, надгробные, застольные и проч. Однако преобладают насмешливые эпиграммы. Сатира Марциала направлена не столько против отдельных лиц[496], сколько против отрицательных типов рим­ского общества. Перед нами проходит целая галерея образов: здесь и невер­ные жены, и врачи, и плутоватые трактирщики, и светские щеголи, и бога­тые одинокие старики, за которыми увивается толпа искателей наследства, и бездарные поэты — дилетанты и плагиаторы. Для Марциала характерно сочувствие к «маленьким людям», к бедноте, ютящейся в огромных рим­ских домах («инсулах»), и даже к рабам. Однако рядом с этим уживаются лесть и низкопоклонство перед императором и богатыми покровителями.

Сатира Марциала, несмотря на реализм образов и остроумие, сколь­зит по поверхности и не захватывает глубины явлений. В ней нет подлин­ного пафоса. Выше его в этом отношении стоит Ювенал.

Децим Юний Ювенал писал при Траяне и Адриане.

Точных биографи­ческих данных о нем не сохранилось. Но, по-видимому, в материальном отношении он был более независим, чем Марциал, что сказалось и на ха­рактере его поэзии. От него осталось 16 сатир в 5 книгах. Ювенал является сатириком-обличителем. Он сходен с Марциалом по гуманным настроени­ям, по сочувствию ко всем страдающим и угнетенным. Но он превосходит его страстностью и гневом своих обличений и способностью подняться до более широких обобщений. Ювенал обличает деспотизм Домициана (впро­чем, это не грозило опасностью при Траяне), бичует римскую знать и бога­тых вольноотпущенников, рисует упадок италийских городов, трудные ус­ловия жизни городской бедноты, в особенности представителей интелли­гентных профессий, распущенность светских женщин, унизительное положение клиентов и т. д. Однако пафос моралиста часто увлекает Ювенала слишком далеко, и подходя к его сатирам как к историческому источни­ку, необходимо вносить поправку на эту черту его творчества. Характерно, что, бичуя пороки своего времени, Ювенал не дает никакой положительной программы.
По-видимому, он отражал классовую позицию мелких италий­ских собственников, спасти которых было невозможно никакими реформа­ми Нервы и Траяна. Поэтому все их идеалы лежали в далеком прошлом.

В Европе Нового времени Ювенала считали величайшим сатириком древности. Революционная буржуазия видела в нем страстного обличите­ля тиранов и вырождающейся аристократии.

Элементы сатиры есть и в знаменитом романе Апулея «Метаморфо­зы» (или «Золотой осел»). Апулей родился около 124 г. в Северной Афри­ке, в г. Мадавре[497]. Происходя из богатой семьи, Апулей получил ритори­ческое образование в Карфагене, учился философии в Афинах и много пу­тешествовал по греческому Востоку. Побывал он и в Риме, где занимался адвокатской деятельностью. Впоследствии Апулей жил в Карфагене, где пользовался большой известностью и почетом.

Апулей — типичное дитя своей эпохи. Он ритор и философ. Его фи­лософские взгляды представляют эклектическую смесь из пифагореизма и платонизма. В духе времени Апулей страстно увлечен мистическими культами и магией. Он был весьма плодовитым и разносторонним писа­телем, одинаково легко владевшим как латинским, так и греческим языка­ми. Его греческие произведения все погибли, но из латинских многие сохранились.

Значение Апулея для мировой литературы[498] основано не на речах и философских трактатах, а на его романе. Содержание «Метаморфоз» вкратце сводится к следующему. Юноша Луций, увлеченный магией и мечтающий проникнуть в ее тайны, во время путешествия попадает в Фессалию, страну колдуний. Он останавливается в доме своего знакомо­го, жена которого слывет могущественной чародейкой. С помощью слу­жанки Луций пытается приобщиться к оккультному миру. Но та по ошиб­ке дает ему волшебное питье, превращающее его в осла. Осел-Луций со­храняет человеческую психику. В ту же ночь его похищают разбойники, после чего начинается длинная цепь приключений и страданий. В конце концов Луций обращается с мольбой к богине Изиде. Богиня является ему во сне и обещает спасение под условием, что свою остальную жизнь Луций посвятит ей.

На другой день осел встречает процессию Изиды, жует священные розы из венка ее жреца и снова делается человеком. Раскаявшийся и возрожденный Луций принимает посвящение в таинства египетской богини и становится ее жрецом.

В канву романа вплетен большой новеллистический материал, из кото­рого выделяется известная сказка об Амуре и Психее, впоследствии не­однократно обрабатывавшаяся в литературе и искусстве.

«Метаморфозы» по форме являются приключенческим, развлекатель­ным романом, в основе которого лежит аналогичная греческая повесть. Апулей не только значительно расширил греческий оригинал (в «Мета­морфозах» 11 книг), но и придал ему религиозно-философский, нравоучи­тельный смысл. Герой романа превращением в осла наказан за чувствен­ность и стремление дерзко проникнуть в сверхъестественные тайны. Сво­ими страданиями в образе осла Луций искупает свои прегрешения и достигает святости.

Сюжет романа позволил Апулею широко показать отрицательные сто­роны жизни. «Ослу» открыто гораздо больше возможностей наблюдать закулисную сторону общественных явлений, так как люди при нем откры­то делают и говорят то, что они тщательно скрывают от своих собратьев. Поэтому в «Метаморфозах» содержится большой сатирический и куль­турно-исторический материал. Апулей дает яркую картину жизни рим­ских провинций II в. Он рисует произвол администрации, тяжелое поло­жение рабов, разорение мелких земельных собственников.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА Брагина Л.М. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола // сб. Средние века, вып. 28. М., 1965.Бьяджиоли М. Галилей — придворный: научная деятельность в культуре абсолютизма. Biagioli, 1993. С. 103.Веселовский A.Н. Италия и Возрождение. Сочинения. Т. 6. М., 1894.Виллари П.

Литература

Литература Архенгольц И.В. фон. История морских разбойников Средиземного моря и океана. Ч. 1. История флибустьеров, морских разбойников, опустошавших Испанскую Америку в XVII столетии.  — СПб., 1848.Блон Ж. Флибустьерское море. — М.: Мысль, 1985.Губарев В.К. Буканьеры // Новая и

Литература

Литература Виппер Б. А. Архитектура русского барокко. М., 1970.Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М., 1972. История русской литературы X–XVII веков /Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984Пушкарев Л. Н.

Литература

Литература Анисимов Е. В. Россия без Петра. СПб., 1994.Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М., 2002.История России с древнейших времен до 1861 года/ Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.Каменский А. Б. Под сению Екатерины. СПб, 1992.Мыльников А. С. Искушение чудом: Русский принц и самозванцы. Л.,

Литература

Литература Аракчеев А. А.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Военные поселения//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С.

Литература

Литература Абалихин Б. С., Дунаевский В. А. 1812 год на перекрестках мнений советских историков. М., 1990.Аустерлицкое сражение//Отечественная история: Энциклопедия. Т.1. М., 1994.Бородинское сражение//Отечественная история: Энциклопедия. Т.1. М., 1994.Венский конгресс//Отечественная

Литература

Литература Восстание 14 декабря 1825 г.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Гессен А. И. Во глубине сибирских руд. М., 1976.Гордин Я. Мятеж реформаторов. Л., 1989.История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.Корнилов А. А. Курс истории России

Литература

Литература Бенкендорф А. Ф.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.Пушкарев С. Г. Обзор русской

Литература

Литература Аксаков И. С.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Булгарин Ф. В.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Герцен А. И.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Грановский Т. Н.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.История России с

Литература

Литература Адрианопольский мир//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Венгерский поход русской армии в 1849 г.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII – начала XX в. /Под ред. Н. С. Киняпиной. М.,

4. Литература

4. Литература В первой половине XIX в. литература занимала особое положение в системе духовной культуры, ее тематика и содержание в значительной степени определялись общественно-политической жизнью России. Именно в литературе, при отсутствии политических организаций и

Литература

Литература Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX в.) М., 1985.История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1989. Гл. 9.Познанский В. В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. М., 1970.Стернин Г. Ю.

Литература

Литература Выкупная операция//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Дворянское землевладение//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Зайончковский 17. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.Ляшенко Л. М.

Литература

Литература Землевладение. Землепользование // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. С. 250–252, 253–254.Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 246–256, 282–290.Миронов Б. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.) СПб., 1999. Т. 2.Федоров В. А История

Литература

Литература Верховная распорядительная комиссия//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. М., 1994.Политическая история России. М., 1998.Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.Энциклопедия для

Ювенал | Биография, работы и факты

Ювенал

См. все СМИ

Дата рождения:
55 и 60? Акино Италия
Умер:
с.127?
Известные работы:
«Сатиры»
Механизм/стиль:
Серебряный век

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Ювенал , латынь полностью Децим Юний Ювеналис , (родился в 55–60? г. н.э., Аквинум, Италия — умер, вероятно, в 127 г. или позднее), самый сильный из всех римских поэтов-сатириков. Многие его фразы и эпиграммы вошли в обиход, например, «хлеба и зрелищ» и «Кто будет охранять самих гвардейцев?»

Жизнь

Единственный современник, который когда-либо упоминает Ювенала, — это Марциал, который утверждает, что является его другом, называет его красноречивым и описывает его как бедного зависимого, выпрашивающего у богатых людей. Есть несколько его биографий, по-видимому, составленных спустя много времени после его смерти; они могут содержать некоторые крупицы фактов, но они кратки, непропорциональны, а иногда и невероятны.

Из этих немногочисленных источников можно сделать вывод, что семья Ювенала была зажиточной и что он стал армейским офицером в качестве первого шага к карьере на административной службе императора Домициана (81–96 гг. н.э.), но не смог добиться повышения и озлобился. Он написал сатиру, в которой заявил, что придворные фавориты имеют чрезмерное влияние на продвижение офицеров, и за это он был сослан — возможно, в отдаленный пограничный город Сиена, ныне Асуан, в Египте, — а его имущество было конфисковано. В 96, после убийства Домициана, Ювенал вернулся в Рим; но, не имея ни денег, ни карьеры, он был вынужден жить в качестве «клиента» на скупую благотворительность богачей. Через несколько лет его положение улучшилось, поскольку автобиографические заметки в «Сатире 11» показывают, что он, уже пожилой, живет в скромном комфорте в Риме и владеет фермой в Тибуре (ныне Тиволи) со слугами и домашним скотом. Все еще пессимистичные, более поздние сатиры демонстрируют заметное изменение тона и некоторые штрихи человеческой доброты, как будто он наконец нашел какое-то утешение. Хотя никаких подробностей о его смерти не существует, он, вероятно, умер в 127 году или позже.0003

16 сатирических стихотворений Ювенала в основном посвящены жизни в Риме при столь страшном императоре Домициане и его более гуманных преемниках Нерве (96–98), Траяне (98–117) и Адриане (117–138). Они публиковались с интервалами в пяти отдельных книгах. Книга первая, содержащая сатиры 1–5, ретроспективно рассматривает ужасы тиранического правления Домициана и была выпущена между 100 и 110 гг. (Историк Тацит, современник Ювенала, также был озлоблен подозрительностью и страхом перед той эпохой.) Книга Вторая, единственная, огромная Сатира 6, содержит актуальные ссылки на 115 год. Третья Книга с Сатирами 7, 8 и 9., начинается с восхваления императора — несомненно, Адриана, учредившего литературный институт для помощи достойным авторам, — чья щедрость делает его единственной надеждой литературы. В четвертой книге, состоящей из сатир 10–12, нет поддающихся датировке намеков. В пятой книге, состоящей из сатир 13, 14, 15 и 16, есть две четкие отсылки к 127 году. . В первой «Сатире» Ювенал заявляет, что пороки, преступность и злоупотребление богатством достигли такой высоты, что невозможно не писать сатиру, а что, поскольку опасно нападать на могущественных людей при их жизни, он будет брать свои примеры с мертвых. Он не придерживается этого принципа, ибо иногда упоминает живых современников; но это обеспечивает полезную страховку от возмездия и подразумевает, что Рим был злом на протяжении многих поколений. Мужчины-гомосексуалы высмеиваются в двух стихотворениях: пассивы в Сатире 2, активы и пассивы вместе в Сатире 9. В третьей Сатире друг Ювенала объясняет, почему, отказавшись от унизительной жизни зависимого, он полон решимости жить в тихом провинциальном городке. и оставить многолюдный и неуютный Рим, разоренный греками и другими чужеземными иммигрантами; в то время как в пятом Ювенал издевается над другим таким иждивенцем, описывая преднамеренные оскорбления, которые он должен терпеть в тех редких случаях, когда его покровитель приглашает его на обед. В четвертой повествуется о том, как Домициан созвал свой раболепный кабинет для решения нелепо мелкой проблемы: как приготовить тюрбо, слишком большого для обычной сковороды.

Сатира 6, длиной более 600 строк, представляет собой безжалостное обличение глупости, высокомерия, жестокости и сексуальной развратности римских женщин. Седьмая сатира изображает бедность и убожество римских интеллектуалов, которые не могут найти достойного вознаграждения за свои труды. В восьмой Ювенал нападает на культ потомственного дворянства. Одно из его величайших стихотворений — 10-е, в котором исследуются амбиции человечества — богатство, власть, слава, долгая жизнь и личная красота — и показывается, что все они ведут к разочарованию или опасности: человечество должно молиться о «здравом уме». в здоровом теле и мужественном сердце». В «Сатире 11» Ювенал приглашает старого друга тихо, но уютно пообедать и рассуждает о безрассудно экстравагантных банкетах богачей. 12-е — тихое маленькое стихотворение, в котором проводится различие между настоящей и корыстной дружбой. В 13-м Ювенал саркастически утешает человека, у которого друг лишил денег, говоря ему, что такие проступки — обычное дело; в то время как в 14-м он осуждает родителей, которые учат своих детей жадности. Сатира 15 повествует о бунте в Египте, во время которого человека растерзали и съели: доказательство того, что люди более жестоки, чем животные. В 16-м Ювенал объявляет, что рассмотрит привилегии профессиональных солдат, что является важной темой; но стихотворение обрывается на 60-й строке в середине предложения: остальное было утеряно в древние времена.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Технически поэзия Ювенала очень хороша. Структура отдельных сатир — за некоторыми исключениями — ясна и убедительна. Они полны искусно выразительных эффектов, в которых звук и ритм имитируют и усиливают смысл; и они изобилуют острыми фразами и памятными эпиграммами, многие из которых известны людям, никогда не слышавшим о Ювенале: «хлеба и зрелищ»; «Медленно поднимается стоимость, угнетенная бедностью»; «Кто будет охранять самих охранников?»; «зуд для письма»; «Самое большое почтение должно быть у ребенка». Яркие, часто жестоко откровенные замечания появляются почти на каждой странице: после описания усилий богатой женщины сохранить цвет лица мазями, тониками, ослиным молоком и припарками, Ювенал спрашивает: «Это лицо или язва?» Он описывает поразительные и отвратительные сцены с ясностью, которая делает их незабываемыми: мы видим, как статуи выброшенных фаворитов императора переплавляются на посуду и ночные горшки; муж с отвращением закрывает глаза, а пьяную жену тошнит на мраморный пол; император Клавдий (отравленный своей супругой) «отправлялся на небеса» с дрожащей головой и с губ, из которых текла длинная струя слюны; бессильный жених скулит, в то время как оплачиваемый заместитель утешает его жену. Ювенал не тот поэт, который понравится мягким сердцам или оптимистам, но у него есть сила.

Влияние

Его работа была забыта на некоторое время после его смерти. Позднее ее стали читать и цитировать сначала христианский пропагандист Тертуллиан, живший и писавший около 200 г. н. э. и исполненный страстного негодования, как и Ювенал, затем другие христианские авторы, а также языческие литературоведы. Комментарий к «Сатирам» (дошедший до нас) был составлен где-то между 350 и 420 годами, и два издания текста были созданы на основе одного оригинала — по-видимому, единственного сохранившегося до тех пор экземпляра. С тех пор Ювенала никогда не переставали изучать и восхищаться, ему подражали многие сатирики, например Джованни Боккаччо, Николя Буало и лорд Байрон. Термин «ювеналистская сатира» до сих пор обозначает любую критику современных лиц и институтов в манере Ювенала.

Гилберт Хайе

ЮВЕНАЛ – Древний Рим – Классическая литература

(сатирик, римлянин, ок. 55 – ок. 138 г. н.э.)

Введение | Биография | Письма | Основные произведения

Ювенал был римским поэтом Серебряного века латинской литературы, последним и самым сильным из всех римских поэтов-сатириков. Его язвительные «Сатиры» можно было бы рассматривать как жестокую критику языческого Рима, хотя их преувеличенный, комедийный способ выражения делает такое предположение в лучшем случае спорным.

Децимус Юний Ювеналис (известный на английском языке как Ювенал) родился в Акино, маленьком городке в регионе Лацио в Италии, сыном или приемным сыном богатого вольноотпущенника (освобожденного раба). Достоверных биографических сведений крайне мало. В некоторых источниках дата его рождения указана как 55 г. н. э., а согласно другим традициям он прожил некоторое время после года смерти Адриана (138 г. н. э.), но эти даты в лучшем случае неточны. Поскольку он не посвящал свою работу, обычно предполагается, что у него не было покровителя и поэтому он мог быть независимо богатым, хотя какое-то время кажется, что он также был очень беден и зависел от благотворительности богатых людей Рима. .

Он стал армейским офицером в качестве первого шага к карьере на административной службе императора Домициана, но огорчился, когда ему не удалось добиться повышения. Большинство биографов считают, что он пережил период изгнания в Египте, возможно, из-за написанной им сатиры, в которой говорилось, что придворные фавориты оказали чрезмерное влияние на продвижение по службе офицеров, или, возможно, из-за оскорбления актера с высоким уровнем влияния при дворе. . Неясно, был ли изгнанный император Траяном или Домицианом, умер ли он в изгнании или был отозван в Рим перед смертью (последнее кажется наиболее вероятным).

Ювеналу приписывают шестнадцать пронумерованных стихотворений, последние незаконченные или, по крайней мере, плохо сохранившиеся, разделенные на пять книг. Все они в римском жанре «сатура» или сатиры, широкомасштабные дискуссии об обществе и социальных нравах в дактилическом гекзаметре. Книга первая, содержащая «Сатиры 1–5» , которые ретроспективно описывают некоторые ужасы тиранического правления императора Домициана, вероятно, была выпущена между 100 и 110 годами н.э. Остальные книги публиковались с различными интервалами вплоть до предполагаемой даты выхода Книги 5 примерно в 130 г. н.э., хотя точные даты неизвестны.

Технически поэзия Ювенала очень тонка, четко структурирована и полна выразительных эффектов, в которых звук и ритм имитируют и усиливают смысл, с множеством острых фраз и запоминающихся эпиграмм. Его стихи нападают как на испорченность общества в городе Риме, так и на безрассудство и жестокость человечества в целом и демонстрируют гневное презрение ко всем представителям того, что римское общество того времени считало социальным отклонением и пороком. Сатира VI, например, длиной более 600 строк, представляет собой безжалостное и язвительное обличение глупости, высокомерия, жестокости и сексуальной развратности римских женщин.

Ювенала «Сатиры»  являются источником многих известных максим, в том числе «panem et circenses» («хлеба и зрелищ», подразумевая, что это все, что интересует простых людей), «mens sana in corpore sano» («в здоровом теле здоровый дух»), «rara avis» («редкая птица», относящаяся к идеальной жене) и «quis custodiet ipsos custodes?» («кто будет охранять самих стражей?» или «кто будет следить за наблюдателями?»).

Родоначальником жанра стихотворной сатиры обычно считается Луцилий (прославившийся своей язвительной манерой), а Гораций и Персий также были известными сторонниками этого стиля, но обычно считается, что Ювенал взял на себя традиция на высоте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *