Роман достоевского преступление и наказание краткое содержание: Преступление и наказание. Краткое содержание по частям

Краткое содержание произведения Преступление и наказание Достоевский

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин <…> громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь <…> воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в <…> бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Разворачиваются события в 60-е годы девятнадцатого века, в Петербурге. Одним теплым летним вечером бывший студент Родион Раскольников относит свою последнюю дорогую вещь старой процентщице Алене Ивановне. Он планирует убить старуху, и этим поступком избавить от мучений остальных молодых людей, зависящих от нее.

Возвращаясь, он заходит в кабак, где знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает историю о том, как его жена из-за нищеты и чахотки отправила дочь Соню на панель. Утром пришло письмо от матери с рассказом о мучениях сестры Раскольникова, попавшей к помещику Свидригайлову. Мать сообщает, что скоро приедет с Дуней в Петербург, в связи со свадьбой сестры. Ее жених Лужин скорее пользуется нищенским положением невесты, нежели испытывает к ней чувства.

Раздумывая о тех жертвах, которые приносят девушки во имя благополучия своих семей, Раскольников сомневается. Но он все же решается на убийство. От его рук погибла не только старуха, но и внезапно появившаяся ее сестра Лизавета. Похищенное имущество он спрятал в укромном месте, не успев толком посмотреть на него. Пережитое не оставляет его в покое, он близко к сердцу принимает все разговоры о происшествии. Ему известно, что арестовали деревенского парнишку Миколку. Родион практически готов признаться в содеянном.

Прогуливаясь, он натыкается на пострадавшего от кареты человека. Это его недавний знакомый Мармеладов. Помогая ему последними деньгами, Раскольников привозит его домой и вызывает врача. Там же знакомится с Катериной Ивановной и Соней. На какое-то время ему легче. Но, увидев в своей каморке приехавших к нему мать и сестру, он выгоняет их.

Чувствуя себя одиноким, он надеется на понимание такой же грешной как он, Сони. Его друг Разумихин заботится о родных Родиона. В сестру он влюбился с первого взгляда, и узнавший об этом Лужин ставит ультиматум: он или брат. Родион, дабы отвести от себя подозрения, ищет встречи с Порфирием Петровичем, расследовавшим дело старухи. В процессе беседы, опытный следователь приходит к выводу, что перед ним идеологический убийца. Порфирий Петрович надеется, что угрызения совести приведут Раскольникова с признанием. Родион близок к этому. Обедая в одном из номеров, куда поселились Дуня с матерью, раскрывается обман Лужина. Он убеждал присутствующих, что Родион отдал Соне за ее низменные услуги те деньги, которые мать собрала для учебы. Лужина выгоняют.

Раскольников ищет приюта у Сони, но их взгляды на жизнь разнятся. Он снова приходит на встречу со следователем и почти выдает себя. Лужин снова обманом пытается вернуть доверие невесты, но Раскольников его разоблачает. Оказавшаяся на улице Катерина Ивановна умирает от кровотечения. Свидригайлов предлагает помочь Соне и детям.

Свидригайлов, так и не добившись взаимности от Дуни, застрелился. Раскольников решается на признание, и его отправляют в ссылку в Сибирь. Мать, не выдержав горя, умерла. Разумихин женился на Дуне. Соня приехала вслед за любимым, и терпеливо переносит его равнодушие. Но со временем, к нему приходит понимание поступков и их следствия, и он ищет ответы в Евангелие.

Краткое содержание: «Преступление и наказание»

ReadRate

Самый известный роман Фёдора Михайловича Достоевского, одна из книг, которая тут же приходит на ум, когда думаешь про классическую русскую литературу. В рубрике «Краткое содержание» сегодня – «Преступление и наказание».

© ReadRate

Видео дня

Как и другие великие романы, «Преступление и наказание» Достоевского так плотно вросло в культуру, разошлось на цитаты и стало такой неотъемлемой частью истории, что даже люди, которые никогда не читали эту книгу, примерно представляют себе, о чём она. Уж во всяком случае знают, что в центре сюжета – студент Раскольников, убивший топором старуху-процентщицу.

Краткое содержание «Преступления и наказания» может выглядеть так: нищий студент Родион Раскольников пытается свести концы с концами и вынужден заложить серебряные часы старухе Алёне Ивановне, человеку жестокому и алчному. Раскольников, который несколько дней почти не ест и к тому же должен хозяйке за квартиру, задумывается о том, что убийство никчёмной старухи могло бы помочь многим людям. Позже Раскольников узнаёт, что его сестру Дуню хотят выдать замуж по расчёту, потому что у семьи также не хватает денег.

Раскольников какое-то время обдумывает и планирует убийство, то пытаясь найти ему удобоваримое оправдание, то осознавая, что не имеет на это морального права. В конце концов, случайно услышав от сестры процентщицы Лизаветы, что та будет дома завтра в семь, Раскольников решается. Студент убивает топором и Алёну Ивановну, и случайно появившуюся в квартире Лизавету и сбегает с места преступления. С этого момента начинаются тяжелейшие муки совести Раскольникова, которые подрывают его здоровье, заставляют подозревать каждого случайного прохожего, не дают спать и жить. Раскольников часто падает в обмороки и более не может существовать как обычный человек.

Параллельно развиваются его отношения с семейством Мармеладовых, он знакомится с Софьей, дочерью беспробудного пьяницы, ведущей почти нищенское существование: «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

От своего знакомого Разумихина Раскольников узнаёт, что его подозревают в убийстве. По совету Сони он добровольно сдаётся полиции, после чего его отправляют на каторгу. Соня едет за ним, и в конце концов её любовь и мягкость помогают вернуть Раскольникова к спокойному существованию с надеждой на будущее счастье.

Вот ещё несколько важных фактов, которые дополнят краткое содержание «Преступления и наказания»:

• Это роман о том, что никакое преступление нельзя совершить, не понеся наказания, в том числе наказания муками совести. Достоевский подчёркивает, что никакое дело, даже самое благое, не стоит человеческой жизни.

• Один из важных персонажей романа – Семён Мармеладов, отец Сони, запойный пьяница. «Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной». Он погибает, попав под лошадь. Ему принадлежит известный афоризм «Бедность не порок… Но нищета – порок-с».

• Ещё один важный для повествования герой – Аркадий Свидригайлов, персонаж с двойственным, противоречивым характером. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный». Его семья оклеветала Дуню Раскольникову. Сам Свидригайлов в неё влюблён и буквально её преследует. В конце романа Дуня чуть было не стреляет в Свидригайлова из пистолета. Позже тот совершает самоубийство.

Вам также может понравиться материал «В каком порядке читать книги Достоевского».

Криминал, Родион Раскольников, Федор Достоевский

Преступление и наказание Федор Достоевский Краткое содержание сюжета

Преступление и наказание Федор Достоевский Краткое содержание сюжета | ЛитЧартс

«Преступление и наказание» разворачивается в 1860-х годах в Санкт-Петербурге, куда Родион Романович Раскольников, обедневший бывший студент, пришел психологически неуравновешенным. Он бродит по городу, почти не ест и вынашивает смутный план, который хочет «испытать» однажды днем. Он идет на квартиру старушки-процентщицы, которая живет с ее сестрой Лизаветой, и закладывает отцовские часы. Уходя, он повторяет про себя свои намерения: он убьет старуху и ограбит ее.

Раскольников знакомится с пьяницей по имени Мармеладов, который рассказывает о своих бедах и дочери Соне, проститутке. Раскольников получает письмо от своей матери Пульхерии, которая сообщает, что его сестра Дуня, когда-то гувернантка, работавшая в семье Свидригайловых, за ней ухаживала г-н Свидригайлов, уволена г-жой Марфой Свидригайловой, публично реабилитирована той же женщиной, а затем предложила правительственным чиновником Лужиным. Пульхерия отмечает, что Раскольникову вскоре доведется встретиться с Лужиным в Петербурге. Пройдя через Сенную, он подслушивает разговор Лизаветы, и выясняется, что на следующий день она ненадолго покинет квартиру. Он решает, что вмешалась судьба: он должен осуществить свой план.

Он убивает ростовщика, пытается ограбить ее и убивает Лизавету, когда она неожиданно входит в комнату. Двое мужчин поднимаются наверх в надежде вести дела со старухой; они видят, что дверь заперта изнутри, и идут за сторожем. Раскольников выбегает и ныряет в квартиру, которую красят двое рабочих, Николай (или Николай) и Митька, которые только что подрались и выбегают на улицу.

В остальной части романа показана реакция Раскольникова на совершенное им преступление, его отношения с друзьями, семьей и следователем полиции по имени Порфирий, которому поручено это дело. Раскольников спешит спрятать улики, закапывает некоторые вещи старухи под камнем на заброшенном дворе и обнаруживает, что его вызвали в полицию из-за не связанного с этим спора с хозяином. Он теряет сознание в участке, когда полиция начинает обсуждать убийства. Позже появляется его друг Разумихин, клянущийся помочь Раскольникову, который, как он опасается, болен. Позже, когда Лужин посещает Раскольникова, Раскольников говорит, что не позволит Лужину жениться на его сестре. У Раскольникова странный разговор с Заметовым, писарем, описывающим, как бы он убил двух женщин. Позже он находит Мармеладова раздавленным колесами фургона и дает значительную сумму денег своей вдове Катерине на похороны и пир.

Пульхерия и Дуня прибывают в Петербург и пугаются появления Раскольникова — опасаются, что он может сойти с ума.

Раскольников встречается с Порфирием, который обманом заставляет его признаться, что в день убийств посещал квартиру ростовщика. Приходит Свидригайлов и разговаривает с Раскольниковым, утверждая, что его любовь к Дуне была искренней и что он теперь живет в том же доме, что и Соня. Лужин встречается с Раскольниковым, Пульхерией и Дуней, пытаясь уладить свой брак с Дуней, но при этом Лужин так оскорбляет Дуню, что помолвка разрывается.

Раскольников встречается с Соней и просит ее прочитать ему историю о Лазаре, человеке, которого Иисус воскресил из мертвых. Раскольников идет в кабинет к Порфирию один, и следователь серией окольных приемов приводит Раскольникова в ярость, и тот умоляет либо обвинить его в преступлении, либо освободить. Порфирий говорит, что у него есть сюрприз для Раскольникова — свидетель, утверждающий, что знает настоящего убийцу. Порфирий открывает дверь, и вваливается Николай-художник, сознающийся в преступлениях и путающий Порфирия и Раскольникова. Последнему разрешают уйти с обещанием Порфирия, что они скоро снова поговорят.

Лужин присутствует на поминках Мармеладова и сообщает, что Соня украла у него 100 рублей; его сосед по комнате Лебезятников показывает, что Лужин подкинул деньги Соне, чтобы показаться любезным, когда он «прощает» ее. Лужин выбегает из дома. Шумиха заставляет Амалию, квартирную хозяйку Катерины, выгнать ее из квартиры, а Катерина выходит с детьми на улицу, попрошайничает на улице, заболевает бредом и позже умирает.

Тем временем Раскольников снова приходит к Соне и признается ей, что убил Лизавету и старуху. Соня в шоке, но клянется защитить его. Раскольников сталкивается со Свидригайловым, который делает вид, что слышал признание Раскольникова через стену, примыкающую к его и Сониной квартире. Он намеревается использовать эту информацию, чтобы шантажировать Раскольникова и заставить его жениться на Дуне.

Несколько дней Раскольников проводит в тумане, к нему приходит Порфирий, который говорит, что знает, что Раскольников — убийца. Порфирий дает Раскольникову два дня на обдумывание своих вариантов, но побуждает Раскольникова признаться, чтобы получить более мягкий приговор. Раскольников встречается со Свидригайловым, который сообщает о своих намерениях Дуне; Раскольников хочет защитить свою сестру, но она тайно встречается со Свидригайловым, который пытается ее изнасиловать. Дуня принесла ружье и стреляет в Свидригайлова, едва не промахнувшись. Она говорит, что никогда не сбежит с ним, и он отпускает ее. Позже Свидригайлов убивает себя от отчаяния.

Раскольников признается в своей вине этой сестре, но не своей матери, с которой он двусмысленно прощается. Дуня призывает Раскольникова покаяться в содеянном. Раскольников идет в полицейский участок и сознается в этом Пороху, помощнику полицмейстера Никодима.

В Эпилоге выясняется, что Раскольников приговорен к восьми годам каторжных работ. Соня едет с ним в Сибирь и пишет в Петербург о его деятельности. Разумихин женится на Дуне, и Пульхерия умирает в припадке бреда.

В лагере Раскольников медленно смиряется со своей виной и признает, что любовь Сони к нему абсолютна. Открыв Сониный экземпляр Евангелия, он клянется реабилитироваться. Рассказчик подразумевает, что Раскольникову в конце концов это удается, хотя процесс сложный и оставлен для другого рассказа.

Преступление и наказание Резюме | GradeSaver

Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

Купить учебное пособие

Купить учебное пособие

Одним июльским днем ​​в Петербурге бедный молодой человек выскальзывает из своей квартиры и уходит. Это Родион Романыч Раскольников, бывший студент, и он чем-то озабочен. Он приходит на квартиру ростовщицы Алены Ивановны, где предпринимает попытку суда над одержимым им неизвестным делом.

Месяц назад он заложил кое-что этой женщине, а теперь закладывает старые часы гораздо дешевле, чем рассчитывал. Когда женщина получает свои деньги, он очень внимательно наблюдает и слушает, откладывая в памяти детали. Он уходит, туманно упомянув, что может скоро вернуться с другим обещанием.

Измученный, он бродит по улице, мысленно воюя с самим собой. Он натыкается на таверну, где останавливается, чтобы что-нибудь поесть и выпить, и после этого чувствует себя лучше. Там он знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, отставным чиновником и пьяницей. Мармеладов изливает Раскольникову историю своей жизни, рассказывая о своей чахоточной жене Катерине Ивановне, трех своих маленьких детях и старшей дочери Софье (Соне), которая вынуждена была заниматься проституцией, чтобы заработать деньги для семьи. Сам Мармеладов недавно получил должность, но почти сразу потерял ее из-за алкоголизма. Пять дней его не было дома, он украл зарплату и все пропил.

Мармеладов просит Раскольникова отвезти его домой. Родион так и делает и становится свидетелем того, как Катерина Ивановна падает на мужа и тащит его за волосы. Она выгоняет Раскольникова, считая его собутыльником ее мужа. Уходя, он незаметно кладет горсть мелочи на их подоконник. Снаружи он сожалеет об этом поступке, но знает, что не может вернуться за деньгами.

На следующий день он просыпается, чувствуя себя не отдохнувшим.

Входит Настасья, служанка хозяйки, с чаем для него и остатками вчерашнего обеда (поскольку он просрочил квартплату, хозяйка перестала присылать ему обед). Она также сообщает ему, что он получил письмо. Взволнованный, он отправляет ее за ним и приказывает выйти из комнаты, чтобы прочитать его.

Письмо от его матери, Пульхерии Александровны, и в основном касается его сестры Авдотьи Романовны, или Дуни. Дуня работала гувернанткой в ​​доме семьи Свидригайловых, но неудачное влечение мужа к ней привело к тому, что жена выгнала Дуню, полагая, что девушка была инициатором влечения. Марфа Петровна, жена, затем принялась запятнать репутацию Дуни в городе, пока сам Свидригайлов не выступил с доказательством чистоты и невиновности Дуни. Тут Марфа Петровна совсем переменилась и принялась восстанавливать честь Дуни с комическим усердием. Она также устроила знакомство своего родственника, некоего Петра Петровича Лужина, с Дуней, и этот господин был обручен с Дуней. Вслед за Лужиным вскоре в Петербург приедут Пульхерия Александровна и Дуня, которые очень ждут встречи с Родионом.

Родя выходит погулять и подумать. Хотя его мать придает всему положительное значение, ясно, что Лужин не любит Дуню и не достоин ее, и что Дуня знает это, но решила выйти за него замуж, чтобы материально принести пользу своей семье. Родя, возмущенный и разгневанный, отказывается принять это самопожертвование; но, решив прекратить помолвку, он сразу же ставит под сомнение свое «право» на участие.

Раскольников понимает, что автоматически направлялся к Дмитрию Прокофьчу Разумихину, своему единственному университетскому другу. Он решает, что увидит Разумихина на следующий день после «того», т. е. неизвестного дела. Он бродит и в конце концов засыпает на обочине дороги. Ему снится, как группа крестьян жестоко избивает старую клячу, пока бедная лошадь не падает и не умирает.

Он просыпается в поту, глубоко благодарный за то, что это был всего лишь сон. Он переосмысливает «это» и внезапно приходит к выводу, что никогда бы не смог этого сделать. Почувствовав себя лучше, обновленный, он направляется домой. Однако он идет в обход через Хеймаркет. Там он подслушивает разговор Лизаветы Ивановны, сводной сестры ростовщика, и парочки торговцев. Оказывается, Лизавета на следующий вечер уезжает по делам. Раскольникова вдруг озаряет тот факт, что Алена Ивановна обязательно будет одна в то время, о котором он знает, что это случай, который выпадает раз в жизни.

Он идет домой и засыпает долгим, странным, беспокойным сном. Он просыпается вечером и опасается, что, возможно, упустил свой шанс. Он тотчас суетится, готовясь: дело, которое его навязчиво, есть убийство и ограбление ростовщика. Он планирует сохранить полный контроль над своим разумом и волей и тем самым совершить совершенное преступление и, возможно, использовать его плоды (то есть украденное) для помощи другим.

Раскольников идет к Алене Ивановне. Он входит под предлогом нового залога для нее. Пока она борется с намеренно сложными узлами, он достает свой топор и бьет ее им по голове, пока она не умирает.

Нервничая, он возится, прежде чем, наконец, открыть сундук, полный товаров. Набивая карманы, он слышит шаги. Замерев, он в панике понимает, что кто-то вошел. Схватив топор, он выбегает в комнату. Стоит Лизавета и смотрит на тело своей сводной сестры. Родя бросается на нее и тоже убивает топором.

Услышав людей снаружи, Раскольников цепляет дверную щеколду и приседает за ней, прислушиваясь. Посетители, заподозрив неладное, бегут за помощью. Тихо Родя выскальзывает из квартиры и успевает незаметно покинуть здание и вернуться домой, правда, практически падает в обморок.

После прерывистого сна, перемежаемого моментами бешеной активности, Родю будит вошедшая Настасья со дворником, которая вручает ему повестку в полицию. В панике он задается вопросом, почему его вызвали, и, несмотря на явную болезнь, встает, чтобы уйти.

Нервы у него на пределе, но когда он добирается до станции, то обнаруживает, что его вызвали заплатить по векселю, который он давно выписал для своей квартирной хозяйки. С облегчением он пишет заявление о своем обещании заплатить, направленное клерком. Однако начальник полиции Никодим Фомич и его помощник Илья Петрович говорят об убийствах, и Раскольников теряет сознание.

Он приходит в себя и обнаруживает, что все они странно смотрят на него. Илья Петрович начинает расспрашивать его, где он был прошлой ночью. Никодим Фомич упрекает Илью Петровича, и Раскольникова увольняют.

Родя возвращается домой, проверяет, не обыскали ли его квартиру, и собирает все украденное из того места, где он его спрятал. Он выходит и прячет их под камнем в заброшенном дворе.

Он заходит к Разумихину, который совершенно изумлен его появлением. Однако Раскольников уходит почти сразу по прибытии, повергая Разумихина в возмущенное расстройство.

Родя возвращается домой и ложится спать. На следующее утро он теряет сознание, наконец, поддавшись болезни, которая длилась довольно долго.

Когда он наконец приходит в себя, там находится Разумихин, ухаживавший за ним во время его болезни, и Родя получает 35 рублей от матери, которая заняла их под залог своей пенсии. Разумихин, который к этому моменту подружился практически со всеми в жизни Роди, вернул вексель Роди и взял часть денег, чтобы купить ему новую (фактически подержанную) одежду.

Доктор Зосимов проверяет Родю, и пока он там, они с Разумихиным начинают говорить об убийствах. Разумихин познакомился с Заметовым, служащим отделения милиции, и они надеются оправдать нынешнего подозреваемого Николая Дементьева, который на момент совершения преступления работал в доме маляром. Все это мучает Раскольникова.

В беседу входит Петр Петрович Лужин, жених Дуни. Он пришел навестить Родиона, но визит заканчивается ссорой, и Родя его выгоняет.

Родя приказывает всем уйти, а оставшись один, встает и уходит. Бесцельно блуждая, он входит в таверну «Хрустальный дворец», где встречает Заметова. Он участвует в игре разума с клерком, насмехаясь над ним и заставляя его поверить в то, что он был убийцей, прежде чем остановить его и обвинить в том, что он поверил в это. Он уходит, оставив Заметова убежденным, что Родя никак не может быть убийцей.

Выходя, Родя сталкивается с Разумихиным, взбешенным его безответственным исчезновением, тем более, что он болен. Они спорят, но в конце концов Разумихин приглашает его на вечеринку, которую он устраивает этим вечером. Родя уходит. Разумихин, расстроенный, входит поговорить с Заметовым.

Родя бродит, думает прыгнуть в реку, потом поворачивается в милицию. По дороге, однако, он проходит мимо дома Алены Ивановны. Необъяснимо побужденный, он входит в квартиру, где ремонтируют рабочие. Он пугает их, спрашивая о крови и постоянно звоня в дверь, просто чтобы услышать звук. Все они спускаются вниз, и идет много дискуссий о том, чтобы доставить этого сумасшедшего в полицию, с чем он согласен. Но в конце концов ему приказали покинуть помещение.

Сомневаясь, стоит ли ему идти, он колеблется на улице. Он замечает шум и подходит к нему. Выясняется, что пьяный Мармеладов попал под коляску. Родя берет на себя ответственность и проводит Мармеладова в его квартиру. Посылают за доктором и священником. Посылают и за Соней, и Мармеладов, вымолив прощение, умирает у нее на руках. Родя отдает Катерине Ивановне все свои деньги, все, что у него осталось из того, что прислала ему мать, на похороны, и уходит.

Он чувствует себя обновленным. По дороге домой он останавливается у Разумихина. Разумихин, много выпив, провожает его до дома. Они открывают дверь и обнаруживают там сестру и мать Роди. Преодолевая, Родя теряет сознание. Он выздоравливает, чтобы потребовать, чтобы Дуня разорвала помолвку с Лужиным, и вообще груб и угрюм. Разумихин возмущается и берет дам под свое крыло. Он провожает их домой и, сразу же влюбившись в красавицу Дуню, обещает дважды вернуться, чтобы доложить о состоянии Роди. Несмотря на сомнения дам в его способностях, он выполняет свои обещания в полной мере.

На следующий день он смущен, вспоминая свое пьяное поведение, но когда он идет к женщинам, они не только добры, но и благодарны. Они задают ему всякие вопросы о Роде. Они также показывают ему полученное утром письмо от Лужина с просьбой о встрече в 20:00 и требованием, чтобы Родя не присутствовал. Они идут к Роде и застают его с Зосимовым. Родя странный и какой-то далекий, и встреча напряженная. Родя говорит Дуне, что она должна выбирать между ним и Лужиным. Она просит его и Разумихина присутствовать на собрании в 8 часов.

В комнату входит Соня, пренебрежительно упомянутая в письме Лужина. Она и Родя оба как-то смущены, но он усаживает ее рядом с матерью и сестрой, знакомя их. Вскоре после этого его семья уезжает. Родя просит Соню подождать, отводит Разумихина в сторону, чтобы попросить его пойти к Порфирию Петровичу (родственник Разумихина и следователя, приставленного к делу об убийстве), и все вместе выходят. Родя обещает позже зайти к Соне и спрашивает ее адрес. Они расстаются на улице. Незнакомец, услышавший, как Соня обращается к Роде по имени, следует за ней домой и с удивлением обнаруживает, что он живет по соседству с ней.

Родя входит в квартиру Порфирия Петровича в приподнятом настроении, но вздрагивает, увидев там и Заметова. Разговор идет не очень хорошо; Родя быстро теряет самообладание перед лицом загадочности Порфирия. Порфирий, очень интересующийся психологией, упоминает написанную Родиным статью «О преступлении», в которой он исследует уголовную психологию и излагает свою теорию. Эта теория утверждает, что человечество разделено на массы и лидеров, «необычных» людей, у которых есть великие идеи и что-то новое сказать. Родя утверждает, что если такие люди считают необходимым совершать преступления во имя своих идей, они имеют право делать это по собственной совести.

На следующий день Порфирий приглашает его к себе в кабинет. Родя и Разумихин уезжают на встречу с Дуней и ее матерью. На подходе Родя вдруг говорит Разумихину, что ему есть чем заняться, но он догонит их позже. Он спешит обратно в свою квартиру, проверяет, не оставил ли он какие-нибудь улики в своей комнате, затем уходит. Снаружи смотритель указывает на торговца, который спрашивал о Роде. Мещанин, все еще там, смотрит на Родю и, не говоря ни слова, уходит. Родя догоняет его и спрашивает его дела. Мужчина называет его убийцей и без объяснения причин исчезает.

Слабый, Родя возвращается в свою комнату и ложится. Его мысли кружатся вокруг этого неизвестного человека, который, кажется, знает все. Он размышляет о своей неудаче в совершении преступления — он оказался не «экстраординарным» человеком, а «вошью». Он засыпает, и его мучают сны. Он просыпается и обнаруживает в своей комнате незнакомца. Мужчина представляется как Аркадий Иванович Свидригайлов.

После какого-то странного разговора Родя требует узнать, чем занимается мужчина. Он отвечает, что пришел предложить Дуне 10 000 рублей за разрыв ее помолвки с Лужиным. Сначала возмутившись, Родя наконец соглашается передать ей сообщение. Уходя, Свидригайлов сообщает Роде, что недавно умершая Марфа Петровна оставила Дуне по завещанию 3000 рублей.

Разумихин приходит за Родей, и они направляются на встречу. По дороге Родя поручает свою семью заботам Разумихина. На встрече Дуня объявляет, что желает Лужину и Роде помириться. Лужин, однако, отказывается, и вскоре вспыхивает новая ссора, и Дуня, разгневанная и оскорбленная, разрывает помолвку и выгоняет его. Лужин уходит, кипя ненавистью к Роде и питая надежду, что, может быть, он сумеет еще примириться с Дуней и ее матерью.

Все радуются, особенно тому, что Марфа Петровна завещала Дуне, и начинают строить планы на будущее. Родя, однако, резко уходит, прося оставить его в покое. Разумихин гонится за ним. Родя снова поручает свою семью заботам Разумихина, и они обмениваются долгими взглядами в коридоре, через который Родя как бы передает свою страшную тайну Разумихину.

Родя сразу идет к Соне. Он мучает ее, но при этом целует ей ногу. Он задается вопросом, как ей удалось сохранить свою душу незапятнанной, и узнает, что ее сохранила непоколебимая вера в Бога. Подозревая, что она «юродивая», он просит ее прочитать ему историю о Лазаре из Библии. После того, как она это сделает, он обещает рассказать ей, кто убил Лизавету, если вернется на следующий день, и уходит. По ту сторону двери сидит Свидригайлов, который с большим интересом прислушивается ко всему разговору.

На следующее утро Родя идет в кабинет к Порфирию Петровичу. Разговор опять идет плохо, так как Родя не умеет читать Порфирия. Это психологическая игра в кошки-мышки, и Порфирий использует тонко завуалированные ссылки на собственное поведение Роди, чтобы указать, что человеческая природа на стороне следователя, потому что это в конечном итоге приведет преступника к слому. Разочарованный неоднократными попытками Порфирия уличить его во лжи, Родя вспыхивает от страха и негодования. Когда он уходит, врывается Николай Дементьев, маляр, подозреваемый в деле об убийстве, падает на колени и интонирует признание, отбрасывая Порфирия так, что это подбадривает Раскольникова.

Родя ненадолго идет домой, потом встает, чтобы пойти на поминки Мармеладова. У своей двери он встречает торговца, который обвинил его в убийстве. Мужчина просит прощения за свою подозрительность. Он оставляет Родю новым человеком, освеженный тем, что у Порфирия теперь нет ничего, что могло бы укрепить его подозрения.

Лужин, расстроенный потерей Дуни, придумывает план, чтобы дискредитировать Раскольникова в его семье, подставив и оклеветав Соню, и тем самым вернуть расположение Дуни. Перед поминальной трапезой Мармеладова Лужин зовет Соню и дает ей 10 рублей из большой пачки денег, которую он пересчитывал в присутствии своего соседа по комнате Андрея Семеновича Лебезятникова.

Затем Соня идет к трапезе, где сидит Родя с Катериной Ивановной и массой других довольно неприятных гостей. Еда идет плохо и вот-вот перерастет в драку, когда входит Лужин. Он обвиняет Соню в том, что она украла у него 100 рублей. Она отрицает это, но при обыске в ее кармане обнаруживаются деньги. Однако до того, как можно вызвать полицию, наблюдавший за этим Лебезятников объявляет, что Лужин подкинул деньги Соне без ее ведома. Родя выходит вперед, чтобы объяснить возможную мотивацию Лужина. Лужин сбегает до того, как пострадает от рук компании. Начинается хаос: Соня в истерике бежит домой, хозяйка выгоняет Мармеладовых, а Катерина Ивановна выходит искать справедливости.

Родя идет к Соне и признается ей в преступлении. Она ужасается, сначала недоверчиво, но в конце концов слышит его объяснения и видит его мучения. Она говорит ему, что он должен признаться в своем преступлении всему миру. Он сопротивляется этой идее, хотя знает, что в конечном итоге его посадят в тюрьму.

Приходит Лебезятников и сообщает, что Катерина Ивановна сошла с ума и заставляет своих детей петь на улицах за деньги. Соня выбегает. Родя идет домой. Неожиданно входит Дуня. Она рассказывает ему, что Разумихин сказал ей, что Родя подозревается в убийстве, и что она рядом с ним, если она ему нужна. После ее ухода он снова выходит и встречает Лебезятникова, который ведет его туда, где находятся Катерина Ивановна и ее дети.

Катерина Ивановна чуть ли не в бреду, а дети в ужасе. Она отказывается возвращаться в квартиру. Дети пытаются убежать, и в погоне за ними она падает. На последних стадиях чахотки ее отвозят в квартиру Сони, где она умирает.

Свидригайлов говорит Роде, что обеспечит ее детей, а затем бросает несколько цитат, чтобы показать Роде, что он подслушивал признание Роди Соне. В ужасе Родя погружается во время неопределенности, бесцельно бродит. Однажды к нему в комнату заходит Разумихин, чтобы излить свое негодование по поводу обращения Роди с его семьей. Уходя, Родя поручает дам на попечение Разумихина и даже упоминает, что Дуня, возможно, уже любит его. Разумихин уходит в восторге, но снова просовывает голову, чтобы сказать Роде, что художник Николай сознался в убийствах; Сам Порфирий рассказал обо всем Разумихину.

Родя, не обремененный этим неожиданным известием, собирается выйти и найти Свидригайлова, когда входит Порфирий. Они садятся. Порфирий говорит Роде, что он знает свою вину и что он должен сдаться. Он увещевает Родю не отказываться от жизни, потому что у него вся жизнь впереди. Сказав ему, что он, вероятно, арестует его в течение двух дней, Порфирий прощается с Родионом, желая ему добра.

Родя отправляется на поиски Свидригайлова. Он находит его в таверне. Он напрямик говорит Свидригайлову, что если он собирается шантажировать Дуню знанием секрета Роди, Родя его убьет.

Свидригайлов в пьяном виде рассказывает о Марфе Петровне и попытке соблазнить Дуню. Он также рассказывает Родиону о своей новой 16-летней невесте. Родя, испытывая к нему отвращение, встает, чтобы уйти. Они оба уходят примерно в одно и то же время. Родя некоторое время следует за Свидригайловым, прежде чем убеждается, что Свидригайлов не планирует встречаться с Дуней в этот день. Он оставляет его.

Почти сразу в кадре появляется Дуня, действительно для встречи со Свидригайловым, который прислал ей письмо, в котором упоминает секрет Роди и обещает предоставить доказательства. Он приводит ее в свою квартиру, якобы для предоставления доказательств, но на самом деле, чтобы шантажировать ее. Слишком поздно она оказывается запертой с ним в комнате. Однако она принесла пистолет и угрожает застрелить его, если он приблизится к ней. В конце концов, она роняет пистолет, и он, тронутый этим, теряет свою угрожающую манеру поведения. Когда он устанавливает, что она никогда не сможет любить его, он говорит ей быстро уйти. Он покидает свою квартиру, остаток дня бродит и улаживает свои дела, а на следующее утро стреляет в себя.

Позже в тот же день Родя в последний раз идет к матери, прежде чем сдаться. Затем он спешит домой, где его ждет Дуня. Он прощается с ней и идет к Соне. Она дает ему крест. Он грубо выбегает, даже не попрощавшись с ней, в нетерпении покончить с этим, хотя и не может понять, зачем ему идти, ведь он еще не считает свой поступок преступлением.

Он идет на станцию, за ним Соня. Он узнает, что Свидригайлов мертв, и, ошеломленный, уходит, не признавшись; но Соня ждет его, и он возвращается наверх и сознается.

Родя сослан в Сибирь, за ним следует Соня. Дуня выходит замуж за Разумихина. Пульхерия Александровна умирает. Соня пишет Разумихиным о Роде. Он нелюдим и ненавидим сокамерниками. Он заболевает. В конце его болезни болеет и сама Соня, и он скучает по ней. Когда она выздоравливает, она идет к нему, и он, наконец, искренне раскаивается, припадая к ее ногам и плача. Признав, наконец, свой грех, он воскресает, чтобы любить Соню и с нетерпением ждать своей жизни с ней.

Купить учебное пособие
Как цитировать https://www.gradesaver.com/crime-and-punishment/study-guide/summary в формате MLA
Юсеф, Миранда. «Преступление и наказание». GradeSaver, 30 мая 2000 г. Интернет. Цитировать эту страницу
Преступление и наказание Вопросы и ответы

Раздел «Вопросы и ответы» для «Преступления и наказания» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.

Почему ты бегал по саду в этот час?

Это из «Преступления и наказания» Федора Достоевского? Я не уверен, что вы спрашиваете здесь.

Автор вопроса Арья Л #1282418

Ответил Аслан Просмотреть все ответы

Учитель спросил мальчика, почему ты бегаешь по саду в такой час?

Сорр, это больше похоже на утверждение, чем на вопрос. Что ты здесь спрашиваешь?

Автор вопроса Арья Л #1282418

Ответил Аслан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *