Роль схоластики в развитии христианства: 15. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

Содержание

15. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее крупным представителем средневековой схоластики считается Фома Аквинский (1225 — 1274). Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций. Главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:

Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

Бог рассматривается как первая причина;

Бог является источником необходимости в мире;

Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти. Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания. Фома полагал, что человек ищет счастья по своей природе как существо, стремящееся реализовать свои потенции.

Наивысшее счастье человека мыслитель видит в познании Бога. На этом пути человек должен сознательно избрать бедность, облегчающую путь к Богу. Этому способствует следование Божеским установлениям, в соответствии с которыми должен жить и действовать каждый христианин. Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание моральных заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием овладеть. Главная задача морального закона, раскрывающегося в заповедях христианской морали, регулятивная. Он шаг за шагом ведет человека по пути добродетели. При этом высшее назначение человека выходит за пределы естественного порядка. Следовательно, человеку необходимо сверхъестественное руководство. При этом знание морального закона переходит в добродетели благодаря желанию добра, а не воздействия страха. Движение к добродетели должно осуществляться благодаря любви и Богу, как законодателю и творцу всего сущего.

Фома немало сделал для обоснования божественного происхождения власти монарха и необходимости подчинения простых людей господам. В то же время он доказывал, что светской власти подчиняются только тела людей, а не их души. Души должны, по его мнению, направлять к Богу церковь. Так, Фома Аквинский доказывал, что универсалии существуют до вещей как реальные прообразы индивидуальных предметов в Божественном разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными и общими, следовательно, являются Божественные универсалии, а вторичными — материальные вещи.

1. Схоластика. Дорогами христианства

1. Схоластика

1.1. Определение схоластики

Слова «схоластика» и «схоласты» появились через латинский язык из греческого слова schole, которое означает «место, где учатся». Схоластами называли учителей при дворе Карла Великого или при дворцовой школе, а также средневековых ученых, которые использовали философию при изучении религии. Эти ученые не пытались найти новую истину, а стремились доказать уже существовавшую путем логических построений. Схоластику можно определить как попытку рационализировать богословие, чтобы поддержать веру рассудком. Богословие должно было исследоваться с философской точки зрения, а не с библейской. Слово Божьего откровения предполагалось систематизировать с помощью аристотелевской дедуктивной логики и привести в гармоничное соответствие с заново открытой философией Аристотеля. Схоласты столкнулись со сходной проблемой, что и Церковь в XIX веке, когда новые научные открытия следовало привести в соответствие с религией. Нужно было примирить общую натуральную философию Аристотеля, выработанную логическими рассуждениями, с богословским откровением Библии, принимавшимся по вере.

1.2. Причины появления схоластики

Главной причиной появления схоластики было проникновение в Европу философии Аристотеля. За исключением некоторых переводов философских сочинений Аристотеля, сделанных монахами в V веке под руководством Боэция, о его мировоззрении мало знали до латинских переводов, сделанных Вильямом Моербеком (1215–1286) с древнееврейских и арабских источников, которые начали появляться в Западной Европе в XII веке. Переводы Аверроэса (1126–1198), великого арабского философа, пришли на Запад через Испанию к 1200 году. Примерно к тому же времени на Западе стали появляться переводы, сделанные Моисеем Маймонидом (1135–1204) — известным иудейским учителем и философом. Люди типа Александра Галеса (ок. 1186–1245) приветствовали эту философию и пытались соотнести ее с богословием.

Еще одна причина распространения схоластики — интерес новых нищенствующих орденов к использованию философии при изучении Божьего Откровения. Фома Аквинский, величайший схоласт, а также Альберт Великий, его учитель, были доминиканцами, а Вильям Оккам и Бонавентура были францисканцами.

Университеты, появившиеся в XII веке, дали пристанище новому научному направлению и быстро сделали основой программы изучение богословия с помощью логики и рассудка. Парижский университет во времена Абеляра стал ведущим центром схоластики.

1.3. Сущность схоластики

Человек, изучающий историю Церкви, должен помнить, что схоласты пытались не столько найти истину, сколько рационально организовать уже существующие общепринятые истины, сделать так, чтобы истина независимо от способа ее получения — по вере из Откровения или с помощью логики из философии — была гармоничным целым.

Средневековое сознание пыталось достичь не только политического и церковного, но и философского единства. Появление философии Аристотеля в Европе XIII века побудило выполнить эту великую задачу. Для схоластов факты или содержание учения были устоявшимися, достоверными и абсолютными. Содержанием их учения была Библия, каноны и символы веры экуменических соборов, сочинения отцов Церкви. Целью их было ответить на вопрос, является ли вера разумной.

1.4. Методология схоластов

Методология схоластов в основном опиралась на диалектику (то есть логику) Аристотеля, а содержанием учения было богословие Римской католической Церкви. Как содержание, так и метод не могли быть изменены. Современные ученые следуют эмпирическому методу индуктивной логики и делают заключение об истинности на основе одних лишь фактов, после того как они в течение долгого времени проводили наблюдения и эксперименты. Диалектика (или логика) Аристотеля является скорее дедуктивной, чем индуктивной, и делает упор на силлогизм как инструмент дедуктивной логики.

Дедуктивное исследование исходит из общего положения, или закона, которое ученым не доказывается, а принимается без доказательства. Затем этот всеобщий закон соотносится с каким-то частным фактом, и из взаимоотношения между общим законом и частным фактом выводится заключение, которое в свою очередь становится новым общим законом, или истиной, соотносимой с новыми фактами. Этот месяц схоласты взяли у Аристотеля, а всеобщие истины философии были взяты из богословского Откровения. Используя аристотелевскую логику, схоласта пытались сделать достоверные выводы, чтобы выработать гармоничную систему. Содержание Библии и сочинений отцов Церкви, каноны и символы веры, принятые на соборах, папские декреталии соединялись в логическое целое.

1.5. Школы схоластики

Таким образом, как в содержании учения, так и в его методе схоласты опирались на авторитет Церкви и Аристотеля. Философские рамки, в которые можно поместить большинство из схоластов, ограничивались греческой философией и зависели от того, как следовали эти ученые общим принципам Платона или Аристотеля в отношении проблемы природы универсалий или непосредственной действительности, по соотнесению веры и рассудка.

1. Реализм. Платон настаивал вслед за своим учителем Сократом, а также Аристотелем, что универсалии, например церковь или человек, имеют объективное существование. В отличие от Аристотеля Платон считал, что универсалии, или идеи, существуют отдельно от единичных вещей, или индивидуалов. Например, он полагал, что такие универсалии, как истина, красота, благо, существуют независимо от индивидуальных человеческих поступков. Этот взгляд был обобщен в латинском изречении universalia ante rem, то есть «универсалии существуют до созданных вещей». Добрый поступок, например, — есть тень, отражение реальной доброты, которая существует объективно, независимо от этого деяния. Платон, таким образом, утверждал, что люди должны смотреть глубже пределов этого мира и видеть глубинную, истинную реальность. Когда-то Августин, а теперь и Ансельм использовали эту теорию в богословии. Этот взгляд известен как реализм, который в теориях неумеренных реалистов часто выливался в пантеизм, различающий одни только универсалии.

1.1. Ансельм (ок. 1033–1109), родившийся в Северной Италии, получил образование в аббатстве Бек. Выбранный приором аббатства, он занимал этот пост, пока не стал архиепископом Кентерберийским в 1093 году. Он известен борьбой против светской инвеституры, которой пользовались английские короли, но его непреходящая слава заключена в разработке богословского учения.

Взгляды Ансельма на соотношение рассудка и веры обобщены в утверждении «credo ut intelligam» («верю, чтобы знать»). Вера — прежде всего, и она должна стать основанием для знания. Это была в сущности позиция, которой придерживался Августин несколькими веками раньше. Ансельм использовал рассудок для подтверждения веры в двух больших сочинениях.

«Monologion» — доказательство бытия Бога с помощью индуктивного метода причинно-следственных отношений. Это доказательство, являющееся формой космологического доказательства, можно изложить следующим образом. Человек пользуется в жизни многими благами. Эти блага являются просто отражением одного Всевышнего блага, через которое все существует. Поскольку невозможно представить бесконечный упадок, причиной всего должен быть Тот, Кого мы называем Богом.

Сочинением Ансельма «Proslogion» — дедуктивное доказательство бытия Бога. Известное как онтологическое, оно основано на учении о соответствии. Ансельм писал, что у каждого есть в сознании идея о совершенном высшем существе. Эта идея должна соответствовать реальности, имеющей объективное существование, поскольку если такое существо не будет существовать, то оно не будет совершенным, но оно также не будет совершенным, если можно будет представить что-то еще более высшее. А раз нельзя представить идею более высокую, чем Бог — совершенное высшее существо, — то Бог должен существовать в реальности.

Хотя эти и другие логические доказательства существования Бога не могут полностью доказать Его бытие, они обладают дополнительной ценностью, так как показывают обладающему сознанием человеку, что если отрицается существование Бога, то ничего нельзя истинным образом объяснить.

Ансельм также разработал теорию о Примирении в своем сочинении «Cur Deus Homo» («Почему Бог стал человеком»). Человек, писал он, призван абсолютно подчиняться Богу, но со времени грехопадения Адама природный человек перестал быть покорным и поэтому находится в долгу у Бога, Который требует выплаты долга или удовлетворения путем наказания. Богочеловек Христос Своей смертью на кресте отдал долг, который не мог заплатить человек. Таким образом, человек освобожден от этого обязательства. Взгляд Ансельма на Примирение был торгашеским, но преобладал в ортодоксии до Фомы Аквинского в XIII веке и вытеснил первохристианские взгляды на примирение как выкуп, заплаченный сатане:

1.2. Учебники, например «Декрет» Гратиана — текст канонического закона, — занимали важное место в жизни средневековых ученых. Петр Ломбардский (ок. 1100– ок.1160), великолепный преподаватель богословия в Парижском университете, написал труд, ставший учебником богословия в средние века. Это были его «Четыре книги сентенций», или просто «Сентенции», посвященные Троице, Боговоплощению, таинствам и эсхатологии. Петр Ломбардский выделяет семь таинств, которые были в конечном счете признаны истинными на соборе во Флоренции в 1439 году.

Школы схоластики

2. Умеренный реализм. Аристотель придерживался более умеренных взглядов на природу реальности. Он считал, что универсалии имеют объективное существование, но существует не отдельно от индивидуальных вещей, а скорее, в них самих и в их сознании. Этот взгляд обобщен в средние века фразой «universalia in re». Средневековые схолаты, которые признавали основные положения Аристотеля, назывались умеренными реалистами. Умеренными реалистами или же, как их иногда называют, концептуалистами, можно называть Абеляра и Фому Аквинского.

2.1. Родившийся в Британии Абеляр (1079–1142) рано стал знаменит своими умственными способностями. Его лекции по богословию в Парижском университете стали настолько известными, что временами в его классе собиралось до нескольких тысяч студентов. Он влюбился в одну из учениц, которой давал частные уроки, — Элоизу, племянницу каноника по имени Фульберт. Когда их любовные отношения стали известны, Фульберт жестоко отомстил Абеляру, подговорив нескольких бандитов оскопить его. Тогда Абеляр убедил Элоизу уйти в монастырь. Его богословские взгляды были разбиты Бернардом Клервосским, и побежденный Абеляр был вынужден тоже уйти в монастырь, где и прожил до смерти.

Богословская позиция Абеляра — умеренный реализм. Он полагал, что реальность существовала сначала в сознании Бога, затем непосредственно в самих конкретных вещах (но не за пределами этой жизни) и в конечном счете уже в сознании человека. В противовес Августину и Ансельму Абеляр придерживался взгляда «intelligo ut credam» («Я знаю, чтобы верить»). Подчеркивая роль рассудка в нахождении истины, Абеляр постоянно обращался к нему как к авторитету. Он полагал, что сомнение приводит к исследованию, а исследование к истине. Он считал, что смерть Христа произошла не для того, чтобы удовлетворить Бога, но чтобы поразить людей любовью Божией и тем самым повлиять морально на человека, который в результате подчинит свою жизнь Богу. Этот взгляд на Примирение называется теорией морального влияния.

Выдающееся сочинение Абеляра «Да и Нет» состоит из 158 утверждений, приведенных в специальном порядке с целью показать взгляды отцов Церкви «за» и «против» определенных идей. Таким образом Абеляр смог выявить разногласия между Отцами в надежде, что его метод поможет разрешить их. Он не отрицал общепринятое богословие Римской каталической Церкви, но его методы заставили многих почувствовать, что он переоценивает роль, рассудка и потому представляет угрозу истине.

2.2. Альберт Великий (ок. 1193–1280), известный как «универсальный доктор» из-за своих обширнейших познаний, преподавал в университете Парижа, но величайшее сочинение Альберта было написано в Кельне, у него на родине. Его главные сочинения, компендиумы по богословию и теории сотворения, касаются соответственно богословия и естественных наук и пытаются примирить науку с религией. Это примирение было достигнуто в то время учеником Альберта Фомой Аквинским.

2.3. Фома Аквинский (1225–1274), известный как «ангелический доктор», происходил из знатного рода. Его мать была сестрой Фридриха Барбароссы. Получив образование в Монте-Кассино и в университете Неаполя, он вопреки желанию родителей стал монахом-доминиканцем и посвятил жизнь наукам. Он был большого роста, неуклюж, молчалив и рассеян. Одноклассники в Кельне обзывали его «немым быком», но учитель Альберт заметил однажды, что когда-нибудь «мычание» этого быка услышит весь мир.

С помощью своих удивительных познаний Фома Аквинский попытался объединить новую (для того времени) натуральную философию Аристотеля с Откровением Библии в истолковании Церкви. Делая так, он занял позицию умеренного реализма и стал ведущим представителем этой разновидности схоластики. Он полагал, что в сфере натуральной философии (которую можно сравнить с современной наукой) человек с помощью разума и логики Аристотеля сможет вывести истину о существовании Бога, о провиденции и бессмертии. Что касается таких понятий, как боговоплощение, Троица, сотворение во времени, грех и чистилище, находящихся за пределами разума, то человек может найти истину лишь по вере в Божие Откровение Библии, которое истолковано отцами Церкви и соборами. Реальность существовала в сознании Бога до того, как она воплотилась в вещи или перешли в сознание человека Фома посвятил объединению двух сфер — веры и рассудка — в единство истины свою великую работу под названием «Сумма теологии». Поскольку вера и рассудок исходят от Бога, между ними, как полагал Фома Аквинский, не может быть существенных противоречий. Его сочинение «Сумма философии об истинности католической веры против язычников» была настольной книгой доказательств, основанных на природном откровении, для обучения благовестников среди мусульман.

«Схема теологии» состоит из трех тысяч статей, охватывает более 600 вопросов по трем основным разделам. Она должна была стать систематическим изложением всего богословия, но вместо этого стала классическим изложением лишь системы богословия, которой придерживалась Римская католическая Церковь. Ученые-неотомисты сегодня исследуют величественный собор теоретических построений Фомы Аквинского с таким же интересом, как и их средневековые коллеги. Первая часть «Суммы», которая обсуждает существование и естество Бога, делает упор на бытие Бога. Также включены в повествование Троица и Ее деяния по сотворению. Вторая часть повествует о человеческом «движении к Богу». Фома делает наблюдения по природе морали и добродетелей и указывает, что воля человека сломлена грехом, хотя и не полностью покоряется злу. Здесь он возражает Августину, который полагал, что человеческая воля беспомощна при попытках обратить человека к Богу. Третья часть повествует о Христе как нашем пути к Богу и особое внимание уделяет воплощению Христа, Его жизни, смерти и воскресению. Она заканчивается обсуждением семи таинств как путей излития благодати, проложенных Христом. Фома разделял взгляды других ученых средневековья на иерархию истины и порядка. Его точка зрения была позже выражена поэтически в «Божественной комедии» Данте и подтверждена Львом XIII в 1879 году.

Аквинский подвел рациональное обоснование под идею об индульгенциях, введенных для того, чтобы освободить человека от необходимости умилостивлять Бога в таинстве покаяния, поскольку он считал возможным распространять на людей сверхдолжные заслуги Христа и святых. Эти заслуги могут быть получены в церкви при покаянии. Умеренный реализм привел к осознанию Церкви как телесной организации, что приуменьшало свободу индивидуума. Также существовала опасность, что его постулат о двух сферах знаний — о натуральной философии и откровении Библии в истолковании Церковью — приведет к утверждению двойственности истины и к разделению знаний на две сферы.

3. Номинализм. Средневековые схоласты-номиналисты отличались как от реалистов, так и от умеренных реалистов. Росцелин, а позже Вильям Оккам — выдающиеся представители номиналистического мышления. Их взгляды были обобщены фразой «universalia post rem», то есть «универсалии существуют после сотворения вещей». Всеобщие истины или идеи не имеют объективного существования вне сознания, скорее, они являются просто субъективными идеями всеобщих качеств, выработанными сознанием в результате наблюдений частных вещей. Универсалии являются лишь именами классов. Справедливость — это просто обобщенная идея, которую человек извлекает из рассмотрения справедливости, данной в действительности. Номиналисты придавали большое внимание индивидуалам, в то время как реалисты и умеренные реалисты сосредоточивали внимание на группах и организациях. Номиналисты были средневековыми предтечами эмпириков XVII–XVIII веков и позитивистов и прагматиков нашего времени. Номиналисты не отрицали Откровения, а скорее, утверждали, что в него нужно просто верить без участия рассудка, поскольку многое, достоверность чего утверждала Церковь, не могло быть доказано рассудком.

3.1. Францисканцы вскоре начали осуждать сочинение великого Фомы Аквинского, который входил в доминиканский орден. Эта критика привела к формированию учения номиналистов, которое возобладало в XIV веке, во время упадка схоластики. Хотя Иоанн Дунс Скотт (ок. 1265–1308) большее значение придавал человеку, а не организации, он еще не был номиналистом. Полноценный номинализм развил Вильям Оккам (ок. 1280– ок. 1349). Оккам утверждал, что богословские догмы недоказуемы рациональным путем и что они должны быть приняты лишь по авторитету Библии. Этот взгляд разделял веру и рассудок и осуждал синтез сфер рассудка и откровения, проведенный Фомой Аквинским. Оккам также отрицал существование объективных универсалий и считал, что универсалии являются лишь именами для рассудочных понятий, которые человек выработал в своем сознании. Человек, по его мнению, реален и гораздо более важен, чем организация. То, что Оккам подрывал авторитет Церкви как рациональным образом организованного учреждения, привлекло внимание Лютера к его трудам.

3.2. Роджер Бэкон (ок. 1214–1292) принадлежал к тому же течению, что и Оккам, но посвятил свое время научным экспериментам. С их помощью он заложил основы экспериментальной науки, метод которой предстояло разработать Френсису Бэкону в XVII веке. Такой подход к истине через сферу природы путем экспериментов полностью соответствовал взглядам номиналистов.

Рассмотренное интеллектуальное спекулятивное движение средневековой Римской Церкви ставило во главу угла проблему единства в мысленной деятельности человека, пыталось объединить духовные и рациональные знания и придать человеку уверенность как в области веры, так и в области рассудка. Противоречие между номиналистами и реалистами было сложной проблемой, с которой столкнулись ученые раннего периода схоластики между 1050 и 1150 годами. В этот период победили реалисты, которых возглавляли Ансельм и Бернард. В период высокой схоластики — 1150–1300 годы — умеренный реализм Фомы Аквинского одержал победу над номинализмом, но после 1300 года в мышлении богословов Церкви возобладал номинализм.

1.6. Последствия схоластики

Реализм и умеренный реализм укрепили систему таинств и иерархию Римской Церкви, поскольку заостряли внимание на универсалиях, что приводило к подчинению человека реальности большего порядка — группе или организации. Фома Аквинский рассматривал таинства как источники благодати, и это тоже усилило власть Римской католической Церкви над индивидуальностью, ибо в результате отвергалась возможность спасения вне таинств, которые совершала церковная иерархия.

Учение Фомы Аквинского о том, что рассудок как средство познания предшествует Откровению и дополняется им, могло приводить к разделению истины, получаемой этими двумя способами, на две сферы — светскую и священную. Это совершенно ясно прослеживается во взглядах номиналистов, которые полагали, что существует сфера научной истины и отличная от нее сфера богословской истины, вместо того чтобы рассматривать эти две части лишь как составляющие единого целого, объединяющегося в Боге-Творце.

Номинализм возродил интерес к человеку, утверждая, что человек является более реальным, чем организация. Этот интерес во многом содействовал материализму Ренессанса, когда люди начали считать человека независимым, и также привел к утверждению экспериментального метода как основного способа достижения истины. Другая часть номиналистов двигалась в направлении к мистицизму, посредством которого, как они считали, человек может попасть прямо в присутствие Божие.

Более того, в «Сумме теологии» Фомы Аквинского схоластика предоставила в распоряжение средневековой и современной Римской католической Церкви учение о едином синтезе, в котором гармонично сочетаются религия и философия. Неотомисты пытаются пересмотреть сочинения Аквинского, чтобы объединить науку и религию в современном католичестве. Нельзя сбрасывать со счетов схоластов за их педантичную диалектику, также как нельзя осуждать современных ученых, видя, как они гоняются за фактами, а при использовании этих фактов не имеют чувства меры или морали.

Прение схоластика с аввой Марком

Прение схоластика с аввой Марком Некто из красноречивых законоведцев (?????????) вопросил старца [святого Марка] подвижника, говоря: «Прошу тебя, вразуми меня, желающего узнать, на чем основываетесь вы, иноки, утверждая, что преступников[424] не должно предавать суду, и что вы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы Мы запишем только то, чему сами были очевидцами!О господине Косме схоластике очень многие рассказывали нам весьма много, одни одно, другие другое. Мы запишем для пользы читателей только то, чему сами были очевидцами или что тщательно

В. Средневековая схоластика

В. Средневековая схоластика 1. Ансельм Кентерберийский Два философа и богослова Средневековья выделяются своими взглядами на спасение, поскольку они оказали существенное влияние на ход христианской мысли. Первый из них, Ансельм, архиепископ Кентерберийский, жил в

4. СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ

4. СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ Схоластика являлась, вероятно, одним из наиболее презираемых интеллектуальных движений в истории человечества. Так, английское слово «dunce» («глупец, тупица») происходит от имени одного из величайших схоластических писателей Дунса Скота.

Схоластика и университеты

Схоластика и университеты По очевидным причинам, влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма пятнадцатого века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень

Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика

Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика По — видимому, к общим правилам истории можно отнести следующее: за периодами творческого расцвета обычно следуют периоды застоя. Не составляет исключения и Реформация. Возможно, из?за желания сохранить

§ 297. Св. Фома Аквинский и схоластика

§ 297. Св. Фома Аквинский и схоластика Обычно «схоластическими» называют богословские учения, стремящиеся совместить откровение с разумом, веру с познанием. Уже Ансельм Кентерберийский (1033–1109) следовал принципу св. Августина: «уверовать, чтобы понять», — утверждающему

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. g%o1cxgtik6q — школь­ный), тип религиозной философии, характеризующийся принци­пиальным, подчинением примату теологического вероучения, соедине­нием догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к

Глава 172. Жизнь схоластика Космы

Глава 172. Жизнь схоластика Космы Мы запишем только то, чему сами были

НЕ СХОЛАСТИКА, А ЖИВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

НЕ СХОЛАСТИКА, А ЖИВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Нужно сказать и о том, что сообщество молодежи является питательной средой для привнесения и развития таких пороков, как половая распущенность, алкоголизм, наркомания. Мы знаем, что особенно чувствительна к соблазнам и искушениям мира

Схоластика (Scholasticism).

Схоластика (Scholasticism). Форма христианской философии и теологии, разработанная средневековыми учеными, к-рых называют схоластами (слово происходит от греч. schole — «школа», поскольку схоластическая теология развивалась гл. обр. в университетах и монастырских училищах).

Схоластика, протестантская (Scholasticism, Protestant).

Схоластика, протестантская (Scholasticism, Protestant). Метод мышления, разработанный ранним протестантизмом, к-рый приобрел влияние в XVII в. и стал широко принятым способом разработки систематической протестантской теологии. Хотя главные деятели протестантской Реформации

МИСТИКА И СХОЛАСТИКА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

МИСТИКА И СХОЛАСТИКА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ Средневековая педагогика есть воспитание отношения к Богу и обучение правильному познанию и правильному действию в сотворенном Им мире. Путей такого воспитания и обучения могло быть несколько. Среди них два основных — через

Искусство и схоластика

Искусство и схоластика I Схоласты и теория искусства Dilectae Gertrudi-Raissae meaeDimidium animae dimidium operis effecit1*.Схоласты не создали никакого особого труда, озаглавленного <Философия искусства>. Это объясняется, скорее всего, строгостью педагогической дисциплины, которой следовали

Схоластика и арабское влияние: характеристики

Средневековая арабская философия оказала большое влияние на академическое развитие западной схоластики. Как сформировались эти идеи, выведшие Европу из темных веков? Влияние арабской философии и аристотелизма переплетаются, поскольку знания древнего мира были переосмыслены для средневекового мира на пороге просвещения.

Рис. 1: Средневековые европейские ученые

Влияние арабской схоластики

С 1100 по 1700 годы схоластика доминировала в европейской интеллектуальной жизни. Основываясь на диалектическом мышлении, европейцы теперь стремились распознать истину с помощью логики и рассуждений в сочетании с традиционными догмами. Возвращаясь к девятому веку, европейцы заново открывали утраченные философские труды древнегреческого мира. Хотя первоначально это подпитывалось в основном ирландцами, которые владели крупнейшими хранилищами этих знаний в Европе, жажда информации заставила европейцев закинуть сеть шире. Они нашли то, что искали, в арабском мире.

Схоластика : европейская философия, сочетающая классическую и средневековую христианскую философию. Однако была одна важная проблема. Арабский язык сильно отличался от латыни, которую читали и писали европейские ученые. Трудности в анализе точных значений были созданы, поскольку работа была переведена с греческого на арабский, а затем на латынь, иногда с еще большим количеством языков в середине.

Через два столетия европейцы будут больше заинтересованы в обнаружении греческих оригиналов. Это не означало, что больше не было арабского влияния на схоластику. Работа, проделанная мусульманскими мыслителями по синтезу древней мысли с монотеистическим мировоззрением, была важна для более поздних христианских писателей. Кроме того, различные концепции арабского происхождения, такие как арабские цифры, оказались важными для европейского академического развития.

Средневековая арабская схоластика

Между 8-м и 12-м веками произошел золотой век ислама. В этот период две критические концепции, называемые Калам и Фальсафа вошли в арабскую мысль.

Калам сосредоточился на том, чтобы прийти к выводам посредством аргументированных дебатов.

Falsafa ориентирован на использование внешних философских и научных идей, импортированных из Греции и Индии.

В Империи Аббасидов многие из величайших интеллектуальных произведений мира были собраны в великой библиотеке, известной как Дом Мудрости, в Багдаде. Этот период закончился публикацией весьма влиятельной работы Непоследовательность философов аль-Газали. Он верил в строгое следование исламу, игнорируя любые противоречащие идеи, представленные философами.

По мере распространения влияния аль-Газали, невероятные научные достижения арабского мира начали сходить на нет.

Аристотелизм и арабская схоластика

Переводческие проекты, предпринятые империей Аббасидов в девятом веке, сохранили и сделали труды Аристотеля доступными для арабских ученых. Работа под руководством Хунайна ибн Исхака оказала огромное влияние на арабскую и мусульманскую мысль. Кроме работ Eudemian Ethics , Magna Moralia и Politics были включены почти все сочинения Аристотеля.

Три волны размышлений последовали за тем, как работы были переварены мусульманскими мыслителями.

Рис. 2: Аль-Кинди.

Аль-Кинди

В то время как Исхак был христианином-несторианцем в преимущественно мусульманском обществе, его современник Аль-Кинди изучал труды Аристотеля в мусульманском контексте. Занимаясь непосредственно переводом более ранних греческих произведений на арабский язык, Аль-Кинди начал процесс синтеза греческой и мусульманской мысли. В 260 книгах Аль-Кинди популяризировал Аристотеля и других греков среди мусульманских мыслителей.

Аль-Кинди не только интересовался греческой мыслью, но и был поистине глобальным мыслителем. Он был частью импорта индийских цифр в мусульманский мир, что привело к созданию арабских цифр, используемых сегодня в математике.

Авиценнизм

Принятие идей Аристотеля было широко распространено в мусульманском мире. Был еще один известный мыслитель, Аль-Фараби. Он получил звание «Второго учителя». Сам Аристотель был первым учителем, на которого ссылался титул Аль-Фараби. Изучив ошеломляющее количество дисциплин, от математики до музыки, Аль-Фараби написал комментарии, в которых основное внимание уделялось помещению произведений Аристотеля в контекст суфийской секты ислама.

Его работа проложила путь Авиценне, родившемуся в 980 году, через 30 лет после смерти аль-Фараби. Школа мысли авиценнизма превратилась в одно из основных направлений исламской философии.

Рис. 3: Аверроэс.

Аверроизм

Следующий крупный синтез Аристотеля и мусульманской мысли произойдёт в одиннадцатом веке. Школа мысли аверроизма, основанная Аверроэсом, продолжила развитие мусульманского мышления на идеях Аристотеля. Влияние этих идей, разработанных Аверроэсом, на Западе было даже больше, чем в мусульманском мире.

Схоластика и арабские философы

Наибольшее влияние на европейскую схоластическую мысль оказали работы двух конкретных арабских философов. Это были Авиценна и Аверроэс. Эти два мыслителя преодолели разрыв между мыслью древности и монотеистическими верованиями средневековья.

Авиценна

Авиценна, чье арабское имя было Ибн Сина, был персидским философом, родившимся в 980 году. Он был самым известным и важным из арабских философов и ученых. Отличившись с юных лет, он выучил Коран наизусть к 10 годам, а к 16 годам изучил логику и медицину. Его способности были проверены, когда он вылечил султана Бухары от неизвестной болезни. В награду султан предоставил ему доступ к библиотеке Саманида, тем самым подпитав его огромными знаниями.

Рис.4: Авиценна

Когда ему был всего 21 год, Авиценна написал обширную работу, которая включала 240 письменных работ. Его предметные интересы варьировались от строгого научного изучения математики, геометрии, астрономии и физики до художественных предметов, таких как поэзия и музыка.

Главной из его работ является Книга исцеления , известная как Kitāb al-shifāʾ на арабском языке оригинала и доступная для схоластов под латинским названием Sufficientiae . Четырехтомная работа представляла собой энциклопедию, охватывающую логику, метафизику и научные концепции. Его концепция Бога как Первопричины всего сущего помогла схоластам соединить христианскую мысль с аристотелевскими идеями.

В дополнение к его Книге исцеления, его Лечебная пушка также имела огромное влияние в Европе. Книга восходит к работе греческого врача Галена из Пергама. Первоначально на арабском языке он назывался Al-Qānūn fī al-Tibb.

Аверроэс

Аверроэс — латинское имя, используемое для обозначения арабского философа, чье арабское имя было Ибн Рушд. Родившийся на территории нынешней Испании в 1126 году, Аверроэс был еще одним влиятельным комментатором старых греческих произведений. Служа судьей и врачом халифа, он был чрезвычайно хорошо образованным человеком.

Именно халиф Абу Якуб поручил Аверроэсу написать комментарий к трудам Аристотеля и Платона. С 1169 по 1195 год он писал резюме и комментарии, направленные на освещение древних произведений для арабо-мусульманской аудитории. Его сосредоточенность на примирении Аристотеля конкретно с религией ислама может показаться странным выбором вдохновения для христианской Европы, но оказалась полезной отправной точкой для мыслителей-схоластов.

Его работа была в основном сосредоточена на Аристотеле, но он использовал Платоновскую Республику в качестве замены Аристотелевской Политики , которая была ему недоступна.

Арабская схоластика. Ключевые выводы

  • Арабские философы примирили монотеизм с классической мыслью.
  • Исследования арабских ученых по классической философии оказали влияние на христианскую Европу.
  • Ведущими деятелями арабской схоластики были Аль-Кинди, Аверроэс и Авиценна.
  • Непоследовательность философов аль-Газали привела к снижению интереса арабов к классическим произведениям

Неосхоластический учитель | образовательные исследовательские методы

Схоластика и нео-схоластика – это философия, оказавшая большее влияние на христианское образование, чем на светские круги. В этом посте будут рассмотрены характеристики этих философий, а также их роль в образовании.

Фон

Неосхоластика начиналась как просто схоластика и одновременно была движением и философией, возникшей в период средневековья в Европе где-то между 1050 и 1350 годами и зародившейся в первых университетах. В первую очередь это было движение внутри католической церкви, поскольку в то время они контролировали высшее образование в Европе. Ученые этого движения были озабочены не столько открытием новой истины, сколько доказательством и установлением достоверности существующей истины. Иными словами, нео-схоластика носила прежде всего реакционный характер.

Причиной реакционного характера нео-схоластики было открытие заново сочинений Аристотеля. Эти писания были утеряны на протяжении веков, но сохранились в исламских странах. Через взаимодействие с мусульманским миром посредством торговли и войны сочинения Аристотеля были переведены с арабского на латынь. Реалистические взгляды Аристотеля были вызовом платоническим/идеалистическим взглядам христианской церкви.

Ученые по каким-то причинам были убеждены, что церковные учения должны быть согласованы с трудами Аристотеля. Почему религиозные учения и верования должны были подчиниться влиянию одного греческого философа, является предметом споров, но, возможно, статус Аристотеля вынудил церковь объединить его идеи со своими, чтобы сохранить интеллектуальное лидерство в Европе.

Лидером этого слияния веры и разума был Фома Аквинский. Он предложил, чтобы люди узнавали как можно больше с помощью человеческого разума и верили в то, о чем нельзя рассуждать. Поэтому в основе схоластики лежал человеческий разум, во многом вытеснивший веру.

Неосхоластика — современный эквивалент схоластики. Основное различие состоит в том, что у нео-схоластики есть религиозная и светская ветви, тогда как у схоластики есть только одна основная ветвь или школа мысли.

Философские выводы

Схоластика фокусировалась на согласовании философии Аристотеля с христианской мыслью. Поэтому многие верования Аристотеля максимально переосмыслены, чтобы соответствовать христианству. Например, Аристотель говорил о Неподвижном Двигателе, который, по его словам, был первопричиной всех других причин во Вселенной. Фома Аквинский приравнивал Недвижимого Движителя к Богу.

Для схоластика реальность имела дуалистическую природу. Естественный мир можно было понять с помощью рассуждений, в то время как сверхъестественный мир был доступен через откровение и интуицию. Истина может быть самоочевидной, например, «2 + 2 = 4», или она может зависеть от наблюдаемого опыта, например, «Средняя продолжительность жизни составляет 72 года». Величайшая истина — это неизменная самоочевидность, такая как найденная в математике, а не наблюдаемая эмпирическая истина.

Мораль управляется разумом. Существует предположение, что люди рациональны по своей сути. Чем рациональнее, тем более высокими нравственными качествами должен обладать человек.

Неосхоластика и образование

Роль учителя с нео-схоластической точки зрения состоит в том, чтобы помочь рациональным учащимся развивать свое мышление, силу воли и память. Учитель является центром образовательного процесса и работает с учащимися по передаче информации. Тема преобладает над интересами учащихся.

Неосхоластика, имеющая религиозные корни, рассматривает учителя как духовного лидера. Иногда это требует ученичества и даже дисциплины. Только посредством этого процесса ученик может приобрести понимание неизменных истин мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *