Роль сергия радонежского: Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?

Содержание

Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?


Во второй половине XIV века Русь оживала после губительного столетия монголо-татарского ига. Заново выстраивались политические, экономические и социальные связи. Духовная жизнь была главной скрепой восстановления русской государственности. В то время, исключительное влияние на процессы ренессанса северо-восточной Руси оказывал игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Его духовное наставничество над князем Дмитрием Московским и поддержка ревнителей освобождения русской земли от иноземного засилья, имеет непреходящее значение. Оценить значение его влияния на успешное становление русской государственности можно по двум факторам:

  1. Его главным «деянием» в истории Отечества было и остается благословление московского князя Дмитрия Ивановича на битву с полчищами Мамая. Его поддержка не только молитвами, но и направлением двух своих монахов Пересвета и Ослябю в княжеское войско.

  2. Немалое значение имела его миротворческая миссия. «Тихими и кроткими речами» и «благоуветливыми глаголами» отец Сергий удерживал русских князей от междоусобной вражды. Так В. О. Ключевский подчеркивал, что Сергий Радонежский сумел отговорить от войны с Москвой «самого упрямого человека XIV в.», князя Олега – «суровейшего Рязанца».

  3. Сергий Радонежский ускорил процесс умножения монастырей, ставших очагами и оплотами русской культуры. Основанные его сподвижниками монастыри способствовали практическому и культурному освоению гигантских пространств русского Севера и Заволжья.

Для современников Сергий Радонежский являл собой олицетворение наиважнейших нравственных качеств:

  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • скромности;
  • милосердия и незлобивости.

Духовное наследие преподобного старца несет в себе идею всеобщего единства, имеющую в основе: жертвенность, милость и любовь. Такое согласие символизирует Святая Троица, имя которой отец Сергий взял для названия основанного им монастыря. Сегодня Троице-Сергиева лавра – это православное сердце России, а игумен Сергий Радонежский символ ее единства.

Таким образом, личность Сергия Радонежского особенно ярко проявляется на фоне величайшего национального бедствия – монголо-татарского ига. Его мистический образ и достигнутое им духовное величие, при глубоком смирении дали импульс для развития и расширения и единства Русского государства.

Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли

О роли преподобного Сергия в ис­тории русской государственности сказано очень много в предшест­вующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характе­ристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаме­нитой речи В. О. Ключевского, произнесенной им в Московской духовной академии во время празднования такой же юбилейной даты сто­летием ранее. Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в ду­ховной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.

Троекратный крик младенца, еще находив­шегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встре­ченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, тради­ционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Тро­ицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оце­пенении». Напомним слова старца: «Господь даровал благословенное детище, которое ради добродетельного жития будет великим пред Богом и людьми человеком». Дивный старец был ангелом, он дал Варфоломею частицу про­сфоры как дар овладения грамотой, постиже­ния Святого Писания, благодати Божией и богоизбранности.

Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаме­нательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дре­мучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного со­борного причетника родился сын Стефан, бу­дущий просветитель пермской земли.

Все они послужили духовному возрожде­нию Руси.

Исключительную роль в духовном возрож­дении Руси сыграл именно преподобный Сер­гий Радонежский. Он не оставил никаких письменных пору­чений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей. Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.

Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Кон­стантинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий ос­новал общежительный монастырь нестяжате­лей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и ха­рактеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худо­сти, все нищетно, все сиротинско».

В общежительном монастыре игумен рабо­тает «как раб купленный», заботясь о пропи­тании братии, быте монастыря, его строитель­стве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.

Ряд фактов позволяет оценить историчес­кое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димит­рия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяже­нии всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отхо­дящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятель­ность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значе­ние. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В. О. Ключевского, «самого уп­рямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.

Другим реальным результатом его деятель­ности является увеличение в это время монас­тырского строительства. Создание ряда монас­тырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены уче­ники преподобного, говорит о том, сколь боль­шое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.

Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совмест­ной молитвы, позволяет говорить о существо­вании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и по­зволила ему осуществить духовное возрожде­ние русских людей.

Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь по­крывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастил­ся преподобный.

Икона «Свя­тая Троица», написанная преподобным Анд­реем Рублевым «в похвалу Сергию Радонеж­скому», позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподоб­ного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении пре­подобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.

По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заклю­чается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное воз­рождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвен­ного спасения родной земли. Отсюда – и Ку­ликовская победа.

Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях тата­ро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице ос­тавалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повсе­дневный опыт руководства своими иноками преподобного.

Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».

Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный под­виг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Дон­ского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.

Окружавшие преподобного Сергия Радо­нежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Завол­жье, русский Север) духовное воздействие лич­ности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри, в свою очередь, превратились в очаги интенсив­ной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.

Эпоху преподобного Сергия отличает ис­ключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники кото­рой, а может быть, и вся их совокупность должны быть вновь оценены в непосредствен­ной связи с ее содержанием.

Примечательна (и требует своего осмысле­ния в исторической перспективе) идея избран­ности Русской земли в качестве хранительни­цы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Бо­жией Матери.

Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопо­нятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности облика преподобного и достигну­того им духовного величия. Именно в этом ве­личии при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.

О. И. Подобедова

Источник: Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998.


19 июля 2020

Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства

Свою знаменитую речь «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» российский историк В. О. Ключевский впервые произнес на торжественном собрании Московской духовной академии, посвященном 500-летию памяти Сергия Радонежского († 1892).

Еще при жизни преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши дни люди всех классов русского общества притекают к гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования.

Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени? И редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему; каждый ответит твердо и вразумительно.

Имя преподобного Сергия — это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.

Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской Церкви, для этого самому русскому обществу должно было встать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий.

Он был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей.

Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником служил ей, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха, как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новика, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и кроткой речью» вызывал в них раскаяние без досады.


Икона «Святые Сергий Радонежский и Димитрий Донской», 

написанная свящ. Сергием Симаковым в XX в.

Читая это, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства.

Так воспиталось дружное братство, производившее, по современным свидетельствам, глубокое назидательное впечатление на мирян. В монастыре всё было бедно и скудно, или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «все худостно, все нищетно, все сиротинско».

В самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего ни хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы; во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы.

Мир видел всё это и уходил ободренный и освеженный. От вековых бедствий этот человек так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития, но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них.

Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Этими каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из этих факторов – великое событие, совершившееся при жизни Сергия, а другой – целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни.

Событие состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной похоронив их под своими многотысячными костями. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь», – и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах преподобного Сергия и вместе с князем Димитрием Донским бившегося на Куликовом поле.

Чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество, еще живее и полнее воспринималось русским монашеством. Преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец.

Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохраняло силу непосредственного личного впечатления, какое производил преподобный на современников; эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение.

Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.

Источник: Преподобный Сергий Радонежский в исторических судьбах России. Сборник / Сост. О. Голосова. М.: Вече, Лепта Книга, ГрифЪ, 2014. – С. 155-168.


19 июля 2020

Преподобный Сергий Радонежский на страницах русской истории

Преподобный Сергий Радонежский занимает особое место не только среди почитаемых русских святых, но и в истории Российского государства. Ко дню рождения подвижника земли Русской Президентская библиотека представляет в открытом доступе на портале серию раритетных изданий, которые рассказывают о значении деяний Сергия Радонежского и его влиянии на важнейшие исторические события.

В книге «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» священника Ионна Морева, изданной в Санкт-Петербурге в 1893 году,  подробно говорится о жизни великого подвижника.

«Преподобный Сергий, в мире Варфоломей, родился 3 мая 1319 года от знатных и благочестивых родителей, ростовских бояр Кирилла и Марии. Много дивного и необыкновенного примечали отец и мать в своём сыне с самых первых дней». Когда Варфоломей достиг семилетнего возраста, родители отдали его в школу для учения книжного. Мальчик отличался особой прилежностью, внимательно слушал учителя, иногда целые ночи проводил над книгой. Чем старше становился Варфоломей, тем «яснее и более обнаруживались его особые душевные качества, всё чаще сказывались его необыкновенные сердечные влечения и желания… Особенно он удивлял своим постом и воздержанием». Душа Варфоломея жаждала высшего совершенства и святости, и он решил «всецело посвятить свою жизнь  служению единому Богу». Как пишет автор, «трудно описать подвижническую жизнь новопосвященного инока Сергия; трудно выразить словами все величие его добродетелей; нелегко представить всю тяжесть духовной борьбы, которую он вынес и вытерпел; невозможно перечесть все скорби и лишения, которые он испытал в своем пустынном уединении».

Сергий Радонежский еще при жизни снискал славу и почитание своими иноческими подвигами. Столь кроткий святой подвижник оказался в центре таких значимых исторических событий того времени, как битва с Мамаем и начало объединения русских земель.

Сергий Радонежский не мог не сострадать нравственному состоянию православной Руси, переживающей непростые времена. Спасение же Руси от междоусобиц и чужеземной власти означало и ее духовное спасение. Эти обстоятельства и сделали Сергия Радонежского советником и умиротворителем русских князей. «Великую услугу оказал Сергий и самодержавию русских государей, содействуя единению русских земель в руках московского князя. Так, он дважды путешествовал в родной свой город Ростов, чтобы уговорить ростовского князя к миру и подчинению великокняжескому московскому престолу». В этих уговорах, как свидетельствуют жизнеописания, Сергий был решителен и смел. Одним из таких примеров является его путешествие в Нижний Новгород к князю Борису. «Кроткие убеждения смиренного игумена Радонежского – покориться великому князю московскому – мало действовали на нижегородского князя Бориса. Поэтому преподобный Сергий употребил более действенные меры: по данной ему от митрополита московского власти, он прекратил во всех церквах Нижнего Новгорода богослужение, затворил храмы и тем достиг покорности и примирения с великим князем московским нижегородского князя Бориса». Смог уговорить Сергий и князя рязанского Олега.

Благословение на битву с Золотой Ордой Дмитрия Донского – самое значимое для Руси деяние святого: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» – говорил он великому князю, напутствуя молитвами в поход. При этом как бы в залог будущего успеха отпустил с князем в поход двух своих иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю».

Подробно о жизни Сергия Радонежского и его деяниях можно узнать также в раритетном издании «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», составленном  архимандритом Никоном в 1904 году и опубликованном на портале Президентской библиотеки.

Сведения об изданиях, содержащих не только жития и различные очерки о деятельности преподобного Сергия, но и все работы, которые относятся так или иначе к его биографии, представлены подробно в книге Сергея Алексеевича Белокурова «Преп. Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской литературе», опубликованной в 1892 году.

Президентская библиотека уделяет большое внимание материалам, рассказывающим об истории Русской Православной Церкви и ее святых. В фондах библиотеки хранятся, являясь общедоступными на портале и в электронных читальных залах библиотеки, уникальные издания – Остромирово Евангелие, Лаврентьевская летопись, книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых.

Путин: Сергию Радонежскому принадлежит судьбоносная роль в истории

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды мальчик встретил на дороге ангела в образе инока и попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Старец помолился — и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.

Около 1328 года Варфоломей с семьей переселился в Радонеж. Еще в самом юном возрасте он хотел оставить мир и избрать монашеский путь, однако родители просили Варфоломея при их жизни не оставлять их, и будущий святой покорился их воле.

После смерти родителей он построил в лесу келью во имя Троицы и стал отшельником. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно к нему стекались другие иноки, ища духовного руководства — и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 человек. Так было положено начало духовному центру Руси, жемчужине православия — Троице-Сергиевой лавре.

Преподобный Сергий совершил немало чудес — воскрешал мертвых, исцелял больных. Он также активно способствовал примирению враждовавших князей.

Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на Куликовскую битву. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители — легендарных Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князя Дмитрия.

Дожив до глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении 8 октября 1392 года. Накануне кончины преподобный в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

В 1422 году, во время строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, были обретены мощи преподобного Сергия — Русская православная церковь отмечает это событие 18 июля (5 июля по старому стилю).

Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV веке — Церковь и общество — Статьи

Автор: диакон Иоанн Иванов

Ослабление Руси и возникновение междоусобиц среди удельных князей началось еще с XI в., когда великие киевские князья разделили свои владения между сыновьями. С XI по XIV вв. наша Родина пережила не только междоусобные войны, но и вторжения внешних западных врагов, а также порабощение Золотой Ордой. Ослаблению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали силу монголов для взаимной борьбы. Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться, за которым могла пойти. Это лидерство взяла на себя Русская Православная Церковь. Митрополиты, наместники крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели денег на организацию русского войска. Духовенство вдохновляло русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Посещение великим князем Димитрием Донским Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.


Художник А. Кившенко

Наибольшее влияние на всю русскую жизнь XIV века оказал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392). Он был первым игуменом на Руси, который организовал монастырь на новой, общежительной основе: в отличие от уклада прежних келейных монастырей теперь все монахи жили одним общим хозяйством и не имели личного имущества. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. На примере своей обители преподобный показал всей отчизне, как можно жить по-христиански. Имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался как великий князь, так и любой крестьянин. По словам одного современника, преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.

Вот несколько случаев. В 1358 г. Сергий ходил в свой родной город Ростов, чтобы уговорить князя ростовского Константина никогда не выступать против Москвы и не поддерживать ее врагов. Вскоре Константин передал Ростов своему племяннику Андрею, который стал верным союзником Москвы, а сам удалился в Устюг. В 1364 г. миротворец снова отправился в путь, в Нижний Новгород. Преподобный пытался убедить князя Бориса, силой захватившего Нижний Новгород, вернуть эту вотчину своему старшему брату Дмитрию московскому, которому она принадлежала по праву. Но Борис отвечал, что ярлык на владение Нижним Новгородом он получил от самого хана, и именно он сейчас хозяин на Руси, а не московский князь. Дмитрий вынужден был прислать войско и смирить гордыню Бориса. Другой враг Москвы, рязанский князь Олег, собирался выступить против московского князя Дмитрия, когда узнал, что уважаемый им старец Сергий благословил московское воинство на борьбу против Орды. А когда угодник пришел в Рязань, прошагав сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких слов старца и заключил с Дмитрием мир.

В течение всей своей жизни преподобный Сергий совершил много подвигов для Отечества. Историк В.О. Ключевский называет его «благодатным воспитателем русского народного духа», ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. «Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир».

Подготовил диакон Иоанн Иванов, клирик Скорбященской церкви г. Клина



Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам.



Святой, постигший тайну Божественной любви
Автор: Ирина Филиппова
– В чем уникальность преподобного Сергия Радонежского как святого?
– Как появился храм в деревне Мисирево и почему он был назван в честь преподобного Сергия Радонежского?
Интервью с протоиереем Борисом Балашовым, настоятелем Скорбященской церкви г. Клина и Сергиевского храма дер. Мисирево.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Куликовская битва — роль в истории России

Куликовская битва — сражение войск русских княжеств против ордынцев 8 сентября 1380 года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области.

 

Сражение войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников – с другой.

 

Отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. Через несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и направил его в сторону Москвы. Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона.

 

Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

 

Битва состоялась на южном берегу Дона. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Куликовская битва закончилась победой русских войск. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Преподобный Сергий Радонежский — 

Вычищая старые дискеты, я нашел статью, которую написал в 1991 году для студенческого семинара по русским и восточным исследованиям, посвященного восточнославянскому варианту православной культуры. Не особенно глубоко, но эй, что вы ожидаете от 22-летнего?


RAE 401
Доктор Роуленд
Весна 1991 г.

Преподобный Сергий Радонежский

Как покровитель Московской Руси в четырнадцатом веке Сергий Радонежский считается одним из ведущих деятелей монашеского возрождения России, а также человеком большого политического и дипломатического значения.Как и другие важные религиозные и политические деятели своего времени, Сергий теряется в слоях мифов и легенд летописей и жизней дней. Чтобы полностью понять роль этого великого исторического деятеля в сознании русского народа, необходимо изучить различные записи, в которых говорится о Сергии, а также житие святого.

Дата рождения Сергия оспаривается, но эксперты сходятся во мнении, что это было в начале четырнадцатого века, где-то между 1314 и 1321 годами. [1] Большая часть информации о его биографии взята из его Life . Сергий родился Варфоломеем (Варфоломеем), одним из трех сыновей боярской семьи. Семья пришла в упадок в 1329 году, когда великий князь Московский Иван Калита присоединил к своим владениям ростовскую губернию семьи. Семья переехала в Радонеж, небольшой город к северо-востоку от Москвы. В более поздние годы родители Сергия приняли постриг и вошли в церковную жизнь. Сергий со своим братом Стефаном (Стефаном) отправился затем в пустыню и в девяти верстах от Радонежа начал подвижническую жизнь.Место, где они поселились, должно было стать будущим Свято-Троицким монастырем.

Стивен не вынес жизни отшельника и ушел от Сергия, чтобы присоединиться к братии Богоявленского монастыря в Москве. Там он был сподвижником Алексея (Алексия), будущего митрополита всероссийского, а впоследствии стал духовником великого князя и других великих бояр. Через своего брата Сергий был тесно связан с двором и церковной иерархией. [2]

Сергий провел до двух лет в уединении, пока постепенно вокруг него не стала формироваться группа учеников.Где-то между 1345 и 1346 годами он принял постриг и организовал небольшую общину. Вместе со своими последователями Сергий построил небольшой храм и посвятил его Святой Троице. Позднее, то ли в 1353, то ли в 1354 году Сергий был поставлен игуменом монастыря от Афанасия (Афансия), епископа Переяславского. Из-за своей любви к обособленности и нежелания быть настоятелем над многими Сергий был довольно либеральным лидером, предоставлявшим своим последователям большую свободу. Это вызвало некоторое негативное внимание как со стороны митрополита Алексия, так и со стороны Константинопольского патриарха Филофея, что привело к установлению в монастыре Студийского устава.

О духовных и умственных дисциплинах Сергия ходит много спекуляций. Главное значение имеет вопрос о том, был ли Сергий знаком с техниками созерцания и умной молитвы, которые практиковали исихасты Афона и Византии. Вигцель утверждает, что аскеты России не практиковали исихастов, хотя во многих греческих мистических сочинениях церковной библиотеки свидетельствует, что Сергий и его последователи интересовались личным видением и божественным вдохновением. [3] Далее она указывает, что в это время были активны связи с Афоном и Константинополем, и священнослужители из Константинополя, а также монахи из Афона часто посещали Россию, пытаясь сохранить русские церкви под властью Восточной Церкви. .

Сергий также был вовлечен в несколько государственных дел, касающихся князей московских, которые враждовали в попытке консолидировать власть. Самым известным его деянием было благословение Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году.Более полное изложение политической деятельности Сергия будет дано после конспекта его Жития .

Житие, деяния и чудеса блаженного и святого отца нашего Сергия Радонежского впервые было написано около 1418 года Епифанием (Епифанием) «Мудрым» и затем несколько раз переработано между 1440 и 1459 годами выходцем с Балкан, Пахомий Серб (Пахомий Логофет Серб), оба были монахами в Свято-Троицком монастыре. [4] Согласно житию, Сергий родился вторым сыном от отца своего Кирилла и матери Марии.Перед своим рождением он трижды вскрикнул во чреве в три самых торжественных минуты литургии, когда его мать была в храме. [5] Его родители были добродетельны и любимы Богом. [6] Кирилл пытался научить своих сыновей грамоте, но как ни старался, не смог научить своего сына Варфоломея. История рассказывает о долгих тайных молитвах мальчика к Богу, в которых он просил божественной помощи в понимании того, чему пытался научить его отец.Однажды отец послал юного Варфоломея на поиски пропавшего жеребенка, когда наткнулся на монаха «в виде ангела». Когда священник спросил Варфоломея, что он ищет, мальчик ответил, что хочет всей душой понять священные писания. Старик помолился и дал Варфоломею кусок пресного хлеба от Святого Дара, который мальчик съел. При этом он получил полное понимание письменного языка. С этого времени Варфоломей знал, что его судьба лежит в служении Церкви.Его родители просили, чтобы он дождался их смерти, прежде чем вступить в монашескую жизнь. После того, как его родители приняли постриг и поступили в монастырь и женский монастырь, Сергий ушел в пустыню со своим братом Стефаном, как уже упоминалось. По отъезде брата Сергий жил один; его единственной компанией был дружелюбный медведь, которого он кормил, когда тот приходил в гости. Бесы, одетые в литовские одежды, посетили Сергия и безуспешно пытались отпугнуть его от святилища. [7]

Великое благочестие и смирение Сергия подчеркивается в Житии сообщениями о его постах, пристрастии к тяжелому физическому труду и общем пренебрежении к собственному внешнему виду, предпочитая скромную ветхую одежду золоту, предлагаемому ему Столичный. Рассказывают о человеке, пришедшем в монастырь с паломничеством к Сергию. Иноки сказали ему, что барин трудится в саду и что ему следует подождать, пока не кончится Сергий. Мужчина, выглянув из-за забора, мельком увидел Сергия, оборванного и грязного от трудов. Когда святой отец пришел к нему, тот человек оскорбил его и сказал, что он пришел к великому пророку, но вместо этого ему показали нищего. Сергий пал перед ним и в жесте полного смирения похвалил его за оценку.В это время к Сергию пришел князь и пал перед отцом в ноги. Первый человек, видя ошибочность своего пути, просил прощения и позже пришел в монастырь к Сергию, отдав все, что имел.

Через некоторое время Студийское правило было навязано Сергию и его монастырю патриархом Филофеем, как упоминалось ранее. Но Сергий, который не был очарован идеей возглавить своих собратьев, смиренно управлял обителью. Вместо суровых наказаний он использовал мягкие упреки и предоставил монахам большую свободу.С этим совсем не согласился брат Сергия, Стефан, когда тот вернулся в монастырь. Но вместо того, чтобы спорить с братом, Сергий оставил монастырь. После просьбы членов Святой Троицы Алексий приказал Сергию вернуться в его лоно и вновь позаботиться о них. По его возвращении было много радости, и не было никакого злого умысла.

Чудеса Сергия потом записываются в Житие . Считается, что Сергий воскресил мертвого ребенка. Когда родители обрадовались и пожелали рассказать всем соседям, Сергий сказал, что дитя только спит, и предупредил их, чтобы никому не говорили, что он воскресил дитя из мертвых. [8]

Сергий прославился и к нему приходили крестьяне для разрешения своих споров. Однажды к нему пришел крестьянин с жалобой на то, что богатый человек взял его свинью и зарезал ее безвозмездно крестьянину. Сергий увещевал богача, сказав ему, что он должен заплатить за то, что взял. Богач пообещал загладить свою вину, но, уходя от Сергия, передумал. Решив, что он не будет возвращать крестьянину, богач обнаружил, что украденное им мясо полно червей и даже его собаки не будут его есть.

Сергию также приписывают видения. Однажды ему и нескольким его ученикам явилась стая птиц без числа. Голос сказал Сергию, что монастырь его будет процветать и что последователи его будут неисчислимы, как и паства, которая была до него. [9] Говорят, что и Сергию было видение Непорочной с апостолами Петром и Иоанном. Несколько учеников Сергия, как написано, видели во время церковной службы фигуру, озаренную ярким светом вместе с Сергием.Когда его ученики спросили, кто эта фигура, Сергий сказал своим последователям, что эта личность была его личным ангелом, который всегда помогал ему, когда он руководил службами в церкви.

Однажды к Сергию приехал греческий епископ из Константинополя. Увидев Сергия, он ослеп от лица святого отца. От прикосновения руки Сергия с глаз человека сошло что-то вроде чешуи, и его зрение восстановилось. [10] Епископ восхвалял Сергия как небесного человека и земного ангела.

Наконец, Жизнь охватывает некоторые политические действия Сергия. Написано, что князю Дмитрию Донскому предстояло сразиться с монгольским ханом Мамаем в битве на Куликовом поле. Сергий благословил Дмитрия и пророчил ему победу над Мамаем. Говорят, что на поле у ​​Куликова, когда войска стали нервничать, появился Сергий и собрал войска на битву. Князь Дмитрий выиграл битву, и слава Сергия продолжала расти. Его попросили освятить прицел Богоявленской церкви великий князь Дмитрий.Он же освятил прицел для церкви Непорочной Божией Матери для князя Владимира.

В политическом мире религиозной иерархии был аббат по имени Майкл, который замышлял заговор для собственной выгоды. Он стал епископом и много говорил против Сергия. Святой Отец, вместо того чтобы обидеться, лишь предупредил, что гордость погубит епископа. На лодке в Константинополь с визитом к начальству Михаил заболел и умер.

Сергий умер в 1392 году в возрасте 78 лет.Написано, что от его тела исходило сладкое благоухание. Братия монастыря оплакивала пропавшего пастыря, и ангельский сонм приветствовал Сергия в Царствии Небесном.

Этот Life следует типичному агиографическому образцу. Он начинается с благочестивого мальчика, который вырастает в великого слугу Бога. Он полон аллюзий на другие библейские отрывки (отмеченные в сносках). Life следует устоявшимся «нормам» из более ранних работ. Между этим произведением и Житием Феодосия прослеживаются явные параллели, такие как восхваление таких качеств, как послушание, скромность и кротость.Сергий, как и его предшественники, практиковал воздержание, пост и слезную молитву. [11] Однако характер Сергия представляется более утонченным, чем у Феодосия. Все отчеты, приведенные в Life , указывают на то, что он был полностью предан своему скромному образу жизни. Также нет упоминаний о нем как о сильном лидере перед лицом разногласий. Скорее, он избегает конфликта любой ценой и скорее уйдет, чем затеет драку, которая умалит дух любви и смирения, который он так старается поддерживать в монастыре.Отрывки из видений Сергия, как полагают, были добавлены Пахомием. Это примеры включения веры Юга в русскую подвижническую традицию.

Теперь будут рассмотрены политические действия Сергия. Интересно отметить, что в Житии почти нет упоминаний об этой области карьеры Сергия и не без оснований. Епифаний, поистине «Мудрый», проявил благоразумие, исключив эти действия из своей агиографии. В целом они казались бы несовместимыми с благочестивой жизнью святого.Сергий был тесно связан с великим князем Дмитрием и был крестным отцом двух сыновей Дмитрия [12] . Он совершил для него несколько дипломатических миссий, в том числе для заключения «вечного мира» между Москвой и Рязанью в 1385 году. Борис Нижегородский в 1635 году. Борис, поддержанный татарами, бросил вызов власти Дмитрия, желавшего отдать Нижний Новгород старшему брату Бориса в компенсацию за присоединение Дмитрием города старшего Суздаля.Когда Борис оказал сопротивление, митрополит Алексий поддержал Дмитрия и приказал Сергию ехать посланником в Нижний Новгород, чтобы пригласить Бориса в Москву. В то время был обычай брать заезжих князей, которые были в оппозиции, и заключать их в тюрьму, если они попадались на такую ​​уловку. Борис, зная, что будет, если он примет приглашение, отказался ехать в Москву. По приказу Алексея Сергий закрыл все храмы Нижнего Новгорода. Это действие, хотя и широко используемое на латинском Западе, было беспрецедентным в восточно-православной традиции. [14] Как упоминалось ранее, это событие исключено из Жития , а имя Сергия часто исключается из списка делегатов посланного к Борису, как сказано в летописях того времени.

Второй крупный «скандал» связан с назначением Киприана (Киприана), болгарского исихаста, преемником Алексея на посту митрополита. Киприан был назначен в 1375 году, через три года после смерти Алексея. Константинопольский патриарх, желая восстановить твердый контроль над областями России и Литвы, которыми пренебрегал Алексий, отказал великому князю Дмитрию в просьбе разделить митрополию на две части.Дмитрий решил опровергнуть легитимность назначения Киприана и выдвинуть своего кандидата. В 1378 году, после того как ему было грубо отказано во въезде в Москву, Киприан направил прошение Сергию, который встал на сторону Патриарха и поддержал Киприана как законного митрополита. Существует много предположений, подтверждающих тот факт, что благословение Сергием Дмитрия Донского перед его знаменитой битвой на Куликовом поле было условным, зависевшим от принятия им Киприана в качестве митрополита. [15] Этот тип политического маневрирования, конечно, не тот материал, из которого сделаны жизней .

Митрополит Алексий предложил назначить Сергия своим преемником на митрополитском посту. Но Сергий отверг это предложение — показатель того, что, возможно, его больше устраивало оставаться дома и заниматься личными духовными интересами. С этого момента до смерти Сергия оставалось всего двенадцать лет. Он оставил процветающий монастырь, который вырос в духовный и культурный центр и на момент его смерти был самым важным во всей России. [16]


[1] 1314 год указан Мейендорфом в его книге Византия и восстание Руси , с. 323. Визгель приводит дату 1321 г. в г. Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) , с. 77; однако она отмечает, что эта дата не определена.

[2] Wigzell, стр. 77-78.

[3] Wizgell, с. 78.

[4] Мейендорф, с. 133.

[5] Это следует из истории из Луки 1:41, где по прибытии Девы Марии в дом ее кузины Елизаветы Иоанн Креститель вскочил в утробе Елизаветы.См. Федотов, . Русская религиозная мысль , с. 200.

[6] Жизнь Сергия будет почти полностью пересказана по рассказу Сергея Зеньковского в его книге Средневековая Русь Былины, Летописи и Сказания , если не указано иное.

[7] Упоминание о демонах, одетых как литовцы, имеет политический подтекст. По общему правилу русское сознание всегда было ксенофобским. Этот отрывок связывает чужаков — здесь, в частности, жителей Балтийского региона — с сатанинскими силами.

[8] Этот отрывок параллелен отрывку из Евангелия от Матфея 9:23-26, где Иисус также вернул ребенка к жизни и заявил, что ребенок просто спал.

[9] Это восходит к ветхозаветному завету Иеговы с Авраамом о том, что его потомство будет бесчисленным. Существует также смутная связь с голубем, который посетил Иисуса и Иоанна Крестителя во время крещения Иисуса, когда он начал служение.

[10] Это событие соответствует опыту Савла (позже апостола Павла) на пути в Дамаск.Когда его привели к Анании, к нему вернулось и зрение, когда «чешуя» упала с его глаз от прикосновения назначенного раба Божия.

[11] Эти качества встречаются в Житии Феодосия — Зеньковского, с. 108.

[12] Мейендорф, с. 135.

[13] Там же, с. 135.

[14] Этот счет освещен у Федотова, стр. 225-226; Мейендорф, с. 137; и Вигзелл, с. 79.

[15] Мейендорф, с. 135; Визгель, с. 39.

[16] Wigzell, p. 79.


Процитированные работы

Федотов Георгий. Русское религиозное сознание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1965.

.

Мейендорф, Джон. Византия и возвышение Руси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1981.

.

Вигзелл, Вера. «Сергий Радонежский». Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1977.

Зеньковский Серж. Средневековые русские былины, летописи и сказки . Нью-Йорк: Э. П. Даттон, 1974.

Сергия Радонежского, ул. | Encyclopedia.com

Русский монах и подвижник; б. Ростов, 3 мая 1314 г.; д. Радонеж, Троицкий Сергиев монастырь (под Москвой), 25 сентября 1392 года. Сергий происходил из некогда богатой семьи, и ранние годы его, как пишет его биограф и ученик Епифаний Мудрый, были наполнены чудесными происшествиями. В детстве он прогуливал занятия, вместо того чтобы научиться читать и писать, пока однажды таинственный монах не изменил его жизнь. Затем он начал читать Библию, богослужебные книги и отцов, посещал близлежащие монастыри. Несмотря на стремление к уединению, он

оставался с родителями до их смерти (1334). Он удалился в Радонежский лес (1336 г.), стал священником и построил часовню в честь Троицы, ставшую к 1354 г. монастырским центром (троицкой лаврой) по просьбе Константинопольского патриарха. Строгий с самим собой, Сергий проявил великое человеколюбие к другим и в смирении отказался от Московской Патриархии (1378).

Его репутация святости, основанная на чудесах и видениях, которые ему приписывались, сделала его Троицкий монастырь центром религиозного притяжения для всех россиян. Он отправился с мирными миссиями к различным русским князьям в надежде укрепить русскую гегемонию под властью Московского княжества против разрушительных действий татар. По его совету князь Димитрий решил отразить нападение монголов в 1380 году. Хотя Сергий не оставил литературного наследия, его ученики основали множество монастырей и распространили его учение таким образом, что его Троицкий монастырь стал главным влиянием на русскую духовность.

Праздник: 25 сентября.

Библиография: Житие Епифания Мудрого в Памятники древней литературы 58 (Санкт-Петербург 1885). н. Зернов, Преподобный Сергий Строитель России (Общество распространения христианских знаний; Лондон, 1939). п. Ковалевский, Saint Serge et laspiritéité russe (Париж, 1958). л. Мюллер, Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 7 т. (3-е изд. Тюбинген, 1957–65) 5: 1712–13. с. stasiewski, Lexikon für Theologie und Kirche , изд.Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т. (2д, новое изд. Фрайбург, 1957–65) 9:689. я. kologriwof, Das andere Russland (Мюнхен, 1958) 93–123. я. smolitsch, Russisches Mönchtum (Вюрцбург, 1953). е. benz, Russische Heiligenlegenden (Цюрих, 1953) 292–362.

[стр. roche]

День памяти преподобного Сергия Радонежского (25 сентября)

Вверху: Икона Преподобного Сергия Радонежского

Изображение в общественном достоянии

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Около 1314-25 СЕНТЯБРЯ 1392)

Настоятель Свято-Троицкого монастыря, Сергиев Посад, Россия

Борн Варфоломей Кириллович

ул. Сергий Радонежский был по известности величайшим из русских святых. Он, почитаемый при жизни, сохранил свое прославленное имя после смерти. Однако наш святой был скромным человеком.

Времена, в которые жил преподобный Сергий Радонежский, сформировали его, а он сформировал их. Монгольская империя, достигшая своего расцвета в 1200-х годах, простиралась от Украины до Китая. Монгольское завоевание России (1237-1240) положило начало периоду монгольского (татарского) господства под тем, что в России было ханством Золотой Орды, павшим в 1480 году.Татары были, в общем-то, довольно невмешательными правителями. В основном они собирали налоги и набирали солдат. Татары официально уважали культурные учреждения, такие как Русская православная церковь. Тем не менее жизнь Церкви страдала под татарским господством, ибо татары натравливали друг на друга соперничающих князей. Это было время гражданских войн и связанных с ними экономических потрясений.

Варфоломей Кириллович , родился в дворянстве в Ростове, под Москвой, около 1314 года, происходил из семьи, обедневшей этими обстоятельствами. Он и его брат Стефан, выросшие в селе Радонежском, тоже под Москвой, перебрались в близлежащий лес, когда нашему святому было 20 лет, после смерти родителей братьев. Братья жили святыми отшельниками. Однако, как и в случае со многими другими святыми отшельниками в христианской истории, вокруг них выросла община. В 1337 году Варфоломей принял монашеский сан, стал священником, принял обязанности первого настоятеля Троицкого монастыря и стал Сергием . Вокруг монастыря возник город Сергиев Посад (позже переименованный в Сергиев, затем в Загорск, а затем снова в Сергиев Посад), центр возрождения русской православной монашеской жизни.Наш святой, основатель 40 монастырей, был трудолюбивым игуменом до самой смерти, за исключением времени, когда он в смирении удалился на покой, потому что Стефан противился его монашеским реформам.

Преподобный Сергий пользовался таким уважением, что Святитель Алексий (в сане 1354-1378) , митрополит Киевский и всея Руси, с резиденцией в Москве, попросил нашего святителя стать его преемником. Однако преподобный Сергий так увлекся своим подвижническим образом жизни, что отказался от этого предложения.

Димитрий Донской , великий князь Московский с 1359 по 1389 год, искал и получал помощи от св.Сергия перед сражением с татарами в 1380 году. Димитрий посоветовался с игуменом, который благословил его и послал послание московским воинам. Итогом Куликовской битвы, произошедшей на Куликовской равнине, при слиянии рек Дона и Неправды, 8 сентября 1380 года, стала великая и историческая победа московского войска. Татары оставались угрозой, но Дмитрий, возвысившийся до статуса русского национального лидера среди соперничающих князей, доказал, что татары не непобедимы.

Преподобный Сергий скончался в своем монастыре 25 сентября 1392 года. Русская Православная Церковь канонизировала его в 1452 году.

Свято-Троицкий монастырь – духовный центр Русской Православной Церкви.

КЕННЕТ РЭНДОЛЬФ ТЕЙЛОР

11 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА НОВАЯ ЭРА

ПРАЗДНИК СВЯТОГО ПАФНУТИЯ ВЕЛИКОГО, РИМСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА ВЕРХНЕЙ ФИВАИДСКОЙ

ПРАЗДНИК ЭНН ХОЛДИЧ ШЕСПЕРД, АНГЛИКАНСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ И АВТОРА ГИМНОВ

ПРАЗДНИК ДЖОНА СТЕЙНЕРА И УОЛТЕРА ГАЛПИНА АЛКОКА, ОРГАНИСТАТОВ И КОМПОЗИТОРОВ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКОВИ

ПРАЗДНИК СВЯТОГО ПАЦИЕНСА ЛИОНСКОГО, АРХИЕПИСКОПА РИМСКОЙ КАТОЛИИ

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

О Боже, чей благословенный Сын стал бедным, чтобы мы через его бедность могли быть богатыми:

Избавь нас от чрезмерной любви к этому миру, что мы,

вдохновленный преданностью раба твоего Сергия Московского,

может служить вам с искренним сердцем и достичь богатства грядущего века;

через Иисуса Христа Господа нашего, Который живет и царствует с

Ты и Святой Дух, один Бог, во веки веков. Аминь.

Притчи 4:1-9

Псалом 87

1 Иоанна 2:15-17

Луки 8:16-21

Святые женщины, святые мужчины: Празднование святых (2010), 601

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Нравится:

Нравится Загрузка…

Родственные

Учение преподобного Сергия, пережившее свое время

Как говорили мудрецы Востока, человек будет проклят, живя во времена резких перемен.Кризисы случаются в жизни людей и отдельных людей. Многие из нас могли бы назвать наше настоящее время скорбным временем, и не без оснований. Неопределенность, скрытые конфликты и глобальная пандемия — лишь некоторые из их отличительных черт. Преподобный Сергий Радонежский жил в один из самых смутных периодов жизни России и оставил нам ценные сведения, сохранившиеся до наших дней.

В житии преподобного Сергия мы находим следующее описание его эпохи. «Время от времени мы слышим об одном князе, едущем к монголам, захватившим Русь, просить их покровительства; мы слышим о других, которые вторгаются в княжества своих соседей, разоряя или захватывая их. Тем не менее, другие подстрекали врагов с Востока или Запада к нападению на Москву. В этих междоусобицах пролились реки крови, и только мудрость и убеждение таких праведников, как преподобный Сергий, удержали их от усиления смертоносных нападений».

Когда брат князя суздальского Борис Константинович отказался признать главенство московского князя и захватил Нижний Новгород, Сергий отправился в Нижний, чтобы привести в чувство князя Бориса. Но на уговоры преподобного Сергия он отвечал высокомерием и пренебрежением. «Один Бог может судить герцога, и я не подчинюсь ничьей воле». Тогда святой преподобный Сергий призвал закрыть все храмы в городе. Что это означало для его соотечественников, легко себе представить — ни церковного богослужения, ни литургии, ни крещения детей, ни браков, ни отпевания усопших. Однако духовная сила преподобного Сергия была так велика, что храмы оставались закрытыми до тех пор, пока мятежный князь не передумал.

Накладная икона преподобного Сергия Радонежского, изготовленная в нашем монастыре*

В чем секрет авторитета святого? В одном из своих интервью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал следующий ответ. «Последнее чудо святого преподобного Сергия — его личность. Он ушел из светского мира и пришел в центр жизни России. Он сторонился всякой власти — светской или церковной — но стал высшей властью на своей родине и в Церкви. Он нарочно избрал для своих подвигов самое негостеприимное место, но создал вокруг себя большой монастырь и город. Он, смиренный монах, мобилизовал и вдохновил русский народ на восстание и защиту своей родины». Автор жития, Епифаний Премудрый, донес до нас следующие последние слова преподобного Сергия к братьям-монахам.Он сказал: Братья, выйдите из себя первыми! Он не говорил им заниматься исправлением нравов других или пытаться научить их жить благочестивой и праведной жизнью. Он также не приказывал им максимизировать свое богатство или величие для себя, монастыря или своей страны. Он сказал им ставить себя на первое место; заняться своим спасением, следуя заповеди Господа нашего: «Ищите прежде Царства Его и правды Его, и это все дано будет и вам» (Мф. 6:33).

Помимо круга его учеников и современников, его учение применимо и к настоящему моменту. Он говорит нам, что тот, кто живет по плоти и ищет мирского уважения и власти над другими, не добьется победы духа. Наши устремления лежат в другом месте. Мы должны желать не господства, а уединения и созерцания; мы не должны стремиться к авторитету и силе — мы должны избегать их. Преподобный Сергий Радонежский сделал этот жизненный выбор, когда удалился жить один среди русского леса.У него не было цели привлечь последователей или основать большой монастырь на севере России, который стал бы магнитом для верующих со всей земли.

Отказываясь преследовать ложные цели или направлять на них большую часть своего времени и усилий, мы создаем пространство для жизни в духе. Наши трудные времена — это не что иное, как послание от нашего Господа о том, что пришло время изменить наш образ мыслей и повседневную жизнь, подняться над нашей повседневной рутиной и заняться своим спасением.

* Заказать эту икону и другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.

Преподобный Сергий Радонежский, его Троицкий монастырь и становление русской идентичности (обзор)

Троицкий монастырь к северу от Москвы, основанный преподобным Сергием Радонежским в XIV веке, был и остается важнейшим русским монастырский фонд. До секуляризации монастырских земель в XVIII веке он был богатейшим из русских монастырей и на протяжении всей своей истории был одним из главных духовных центров Православной Церкви.Как и другие русские монастыри, до историков он дошел поздно. О жизни преподобного Сергия и о текстах, сообщающих нам о ней, имеется значительная литература, проводились исследования имений. Дэвид Миллер объединил их работу и свои обширные исследования рукописных свидетельств, чтобы составить убедительную картину культа преподобного Сергия и монастыря как центра поклонения с момента смерти святого в 1392 году до конца шестнадцатого века. Ибо, несмотря на название, речь идет не о русской идентичности, а о почитании св.Сергия и организационная структура монастыря. Миллер начинает с краткого описания жизни преподобного Сергия, темы щекотливой, поскольку основные тексты относятся к пятнадцатому веку и представляют собой множество текстуальных дилемм. Миллер продумывает литературу, но благоразумно избегает втягиваться в запутанные баталии текстологов и дает холостую картину, не загроможденную домыслами и патриотической идеологией. Однако ядро ​​книги составляют главы, посвященные развитию культа, пожертвованиям монастырю как актам благочестия (экономику он оставляет другим), почитанию женщин и практике погребения в монастыре.Он также дает нам профиль монахов, их социальное и географическое происхождение и внутреннее устройство монастыря. Многие из его выводов аналогичны результатам нескольких других исследований русских монастырей того периода, таких как исследования Александра Александровича Зимина и Людвига Штейндорфа для монастыря св. Иосифа Волоколамского. Он обнаруживает, что и жертвователи, и монахи были преимущественно мелкими землевладельцами с небольшим количеством аристократов и некоторых представителей более низкого ранга. Неудивительно, что монахи более высокого социального происхождения становились келарями и игуменами монастыря.Многие монахи, в том числе занимавшие более высокие посты среди братии, также происходили из московских дьяков, дьяков, сыгравших столь важную роль в становлении Российского государства в XVI и XVII веках. Его глава о почитании женщин поднимает вопросы, которые редко исследуются. Женщины, в основном вдовы, давали меньше пожертвований, в основном в память о мужьях и детях. Похоже, они распоряжались своим имуществом — еще одно подтверждение важной стороны жизни женщин из русских помещичьих классов.Работа Миллера не является отчетом о российской идентичности. (Почему «the» в названии? Форма была только одна?) В заключении он описывает появление преподобного Сергия в текстах, повествующих об истории крупных событий, таких как покорение Казани. Дело в том, что записанные чудеса и явления преподобного Сергия носят скорее «политический» характер, но это не дает основания для довольно широких утверждений, набросанных Миллером. Несколько меньших проблем: чтобы продемонстрировать свои соображения о почитании и социальном происхождении, он перечисляет сотни имен, которые иногда затрудняют чтение.Ошибочно называть Золотую Орду в четырнадцатом и пятнадцатом веках «монголами». Помимо этих придирок, Миллер убедительно изобразил Троицкий монастырь как центр почитания и духовности — большой вклад.

Русская православная церковь св. Сергия Радонежского, Чуатбалук, Вефильский переписной район, AK

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.

Информацию о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см. в: Сборник Historic American Building Survey/Historic American Engineering Record/Historic American Landscape Survey (HABS/HAER/HALS) — Права и информация об ограничениях

  • Консультант по правам : Нет известных ограничений на изображения, сделанные U.С. Правительство; изображения, скопированные из других источников, могут быть ограничены. https://www.loc.gov/rr/print/res/114_habs.html
  • Репродукционный номер : —
  • Телефонный номер : ХАБС АК,3-ЧУА,1-
  • Информация о доступе : —

Получение копий

Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность.Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
  2. Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет сделано из источника, указанного в скобках после номера.

    Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services.Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли заполнять бланк вызова в разделе «Печать». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)

    • Да, предмет оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав ограничения.
      В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
  2. Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?

    • Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
  3. Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.

Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.

Свято-Сергиевский Русский Православный Собор

Православные христиане, братья и сестры!

На нашей грешной земле святая Церковь есть единственное место, куда мы можем уйти от житейских бурь и ненастья, от нравственной скверны мира. Церковь есть образ неба на земле; в храме невидимо служат небесные силы. Помни и знай: Святой Храм есть Дом Божий, в котором незримо присутствует Сам Бог. По этой причине наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.
 
1. Входить в церковь со смирением и кротостью, чтобы выйти оправданным, как смиренный мытарь Евангелия.

2. Когда вы входите в храм и видите святые иконы, подумайте о том, что на вас смотрит Сам Господь и все Святые; будьте особенно благоговейны и имейте страх Божий.

3. Всегда приходи к началу службы, Если по какой-то важной причине опоздаешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве уже пришедших. Если во время чтения Евангелия придете в церковь, постойте у входных дверей до конца чтения: когда оно окончено, тихонько идите на свое место.

4. Когда вы занимаете свое место в церкви, а рядом стоят другие, приветствуйте их молчаливым кивком; никогда, даже с близкими друзьями не пожимайте руки и не задавайте вопросов, Будьте искренне скромны в церкви

5, Если вы приходите в церковь с детьми, следите за тем, чтобы они вели себя прилично, кротко, чтобы не шумели; научите их понимать и знать, как надо вести себя в церкви; приучать их молиться. Если детям нужно выйти из церкви, скажите им перекреститься и тихо уйти или вывести их сами.

6. Молитесь в храме так, как будто вы сами участвуете в Богослужениях, а не просто присутствуете, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили из сердца; внимательно следить за святой Службой, чтобы вместе со всеми молиться и молиться о том, о чем молится вся Церковь.

7. Еще дома, перед походом в церковь, приготовьте деньги на свечи, просфоры и тарелки для сбора; избегайте внесения сдачи на прилавке со свечами; это требует разговоров и мешает службе и молящимся.

8. Никогда, без крайней необходимости, не покидать храм до окончания службы; это указывает на неуважение к святости церкви и является грехом перед Богом. Если случится, что вы все-таки уйдете раньше, то должны сообщить об этом священнику на исповеди.

9. К Святому Причащению подходите смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди; с верою и любовью принимайте Святые Таинства Божии; затем, не крестясь, приложи чашу, чтобы не задеть ее ненароком, и тихо возвратись на свое место, и не выходи из храма, не выслушав благодарственных молитв ко Господу Богу, после причащения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.