Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли
О роли преподобного Сергия в истории русской государственности сказано очень много в предшествующую знаменательную дату – 500-летие его кончины (25 сентября 1392 г.). Трудно дать новую характеристику значению преподобного Сергия в духовно-нравственной жизни Руси после знаменитой речи В. О. Ключевского, произнесенной им в Московской духовной академии во время празднования такой же юбилейной даты столетием ранее. Однако осталась одна черта, или область, духовной и мистической жизни преподобного, которая не раскрывалась, а лишь называлась в жизнеописаниях. Привлечь к ней внимание и указать ее значение в духовной жизни Русской земли я и ставлю своей задачей.
Троекратный крик младенца, еще находившегося во чреве матери, во время Херувимской песни, разговор отрока Варфоломея с встреченным им в лесу старцем и слова последнего, обращенные к родителям Варфоломея, традиционно истолковываются как пророчества о создании Сергием обители в честь Святой Троицы, о роли его в духовном возрождении Руси, находившейся в унынии и «нравственном оцепенении».
Для того чтобы спасти Русь, должна была явиться некая «Присноблаженная Троица». В начале 1340-х годов совершилось три знаменательных события: из московского Богоявленского монастыря был вызван 40-летний инок Алексей; тогда же 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келию с церковью; а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын Стефан, будущий просветитель пермской земли. Все они послужили духовному возрождению Руси.
Исключительную роль в духовном возрождении Руси сыграл именно преподобный Сергий Радонежский. Он не оставил никаких письменных поручений, даже в устной традиции предание не сохранило его речей.
Однако он учил своим примером, примером великих монашеских подвигов в глубоком уединении своей лесной келии.Мы знаем из жития, составленного Епифанием Премудрым, о непрестанной молитве, посте, смирении преподобного, долгое время отказывавшегося принять на себя игуменство над теми 12-ю иноками, которые поселились около его келии и желали отдать себя ему в послушание. С благословения Патриарха Константинопольского Филофея и митрополита Московского Алексея преподобный Сергий основал общежительный монастырь нестяжателей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени вещи преподобного и характеристика, данная обители крестьянином, посетившим игумена-подвижника: «Все худости, все нищетно, все сиротинско».
В общежительном монастыре игумен работает «как раб купленный», заботясь о пропитании братии, быте монастыря, его строительстве, а главное, неуклонно руководя духовной жизнью каждого монаха.
Ряд фактов позволяет оценить историческое значение государственной деятельности Сергия Радонежского. Прежде всего речь должна идти о главном его «деянии» – победе на Куликовском поле. Он благословил Димитрия Донского на битву, дал ему двух опытных воинов – Пересвета и Ослябю – и на протяжении всего хода битвы не переставал молиться о победе, поминая убитых воинов, чьи отходящие души, как повествует житие, он видел «духовными очами». Миротворческая деятельность преподобного Сергия Радонежского также имела большое государственное значение. «Тихими и кроткими речами», «благоуветливыми глаголами» ему удалось убедить, по выражению В. О. Ключевского, «самого упрямого русского человека XIV в.» – Олега, князя Рязанского, и отговорить «суровейшего Рязанца» от войны с Москвой.
Другим реальным результатом его деятельности является увеличение в это время монастырского строительства. Создание ряда монастырей, куда в качестве строителей, игуменов, духовных наставников были направлены ученики преподобного, говорит о том, сколь большое значение придавал Сергий Радонежский роли иночества в самом процессе духовного возрождения Руси.
Именно духовный опыт служения Святой Троице, полнота его личного богообщения, так поразившая современников во время совместной молитвы, позволяет говорить о существовании почти не раскрытой для нас стороны его духовной жизни, которая собственно и позволила ему осуществить духовное возрождение русских людей.
Как повествует житие, когда преподобный совершал Божественную Евхаристию, огонь покрывал Престол. Когда же Пресуществление Даров совершилось, огонь «свился», наполнил Чашу, и этим Божественным огнем причастился преподобный
Икона «Святая Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым «в похвалу Сергию Радонежскому», позволяет сделать ряд предположений о сущности учения преподобного Сергия Радонежского, о том, что же собственно послужило духовному возрождению Руси его времени, что продолжало одушевлять его последователей. Речь идет об учении преподобного Сергия о деяниях трех Лиц Святой Троицы для спасения человека.
По-видимому, особая роль преподобного Сергия в служении Пресвятой Троице заключается в стяжении благодати Святого Духа как раскрытии основной цели человеческой жизни. Это учение и определило духовное возрождение Руси XIV в. Вера и надежда на жизнь вечную, содержащиеся в этой цели, должны были оживотворить дух русских людей, указать им на необходимость жертвенного спасения родной земли. Отсюда – и Куликовская победа.
Искупительная жертва, явившаяся актом любви человечеству, учила жертвенной любви друг к другу, необходимой в условиях татаро-монгольского завоевания. Но основным путем духовного восхождения по лествице оставалось самоочищение и борьба со страстями. Всему этому учил личный пример и повседневный опыт руководства своими иноками преподобного.
Преподобный Сергий – первый русский святой, удостоившийся не только видения Богоматери, но и эпитета «любимиче мой».
Значительность и неповторимость роли Сергия Радонежского в духовной жизни древней Руси нашла свое отражение прежде всего в исторических событиях: молитвенный подвиг вдохновил на ратный подвиг Димитрия Донского и всех русских воинов, сражавшихся и одержавших победу на Куликовском поле.
Окружавшие преподобного Сергия Радонежского близкие ему по духу люди, которых современники определяли тремя категориями близости, позволили распространить на весьма значительное пространство (включая Заволжье, русский Север) духовное воздействие личности Сергия Радонежского. И оно было не кратковременным, поскольку выстроенные его ближайшими сподвижниками монастыри, в свою очередь, превратились в очаги интенсивной духовной жизни, а идеалы преподобного воплотились как в формах, так и в росписях монастырских храмов.
Эпоху преподобного Сергия отличает исключительный подъем русской художественной культуры, отдельные памятники которой, а может быть, и вся их совокупность должны быть вновь оценены в непосредственной связи с ее содержанием.
Примечательна (и требует своего осмысления в исторической перспективе) идея избранности Русской земли в качестве хранительницы ценностей собственно духовной жизни, идея особого покровительства со стороны Божией Матери.
Личность Сергия Радонежского, его роль в возрождении Руси, «поверженной духовно» татаро-монгольским нашествием, будут малопонятны, если мера национального бедствия будет смягчена или неправильно оценена. Главное же, что является первоочередным, – это оценка и понимание исключительности облика преподобного и достигнутого им духовного величия. Именно в этом величии при полноте смирения – подлинное значение исторического прошлого Русской земли.
О. И. Подобедова
Источник: Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998.
19 июля 2020
Поделиться
Роль Сергия Радонежского в истории
Сергий Радонежский почитается в России как святой. Он является основателем Троице – Сергиевой лавры, которая находится под Москвой (ранее Троицкий монастырь). Он проповедовал мысль, что в царство Божье попадут не только служители церкви, но и все добродетельные люди. Сергий Радонежский стал первым духовным мыслителем на русской земле.
О жизни святого повествует житие Епифания, которое он записал уже в преклонном возрасте, находясь монастыре.
1. Уход в монастырь.
Родился преподобный в 1322 году в Ростове в семье Кирилла и Марии. Мальчика назвали Варфоломеем. Семья была состоятельной, но впоследствии обеднела. И вскоре после рождения сына переехала в городок Радонеж. В семь лет юного Варфоломея отдали на обучение в школу при церкви. Он был тихим и замкнутым. Вскоре он принял решение, как его родители и старший брат, уйти в монахи. Оставив все свое небольшое состояние брату, Варфоломей ушел в монастырь и получил имя Сергий.
2. Зарождение Троице – Сергиева монастыря.
Вместе со старшим братом Сергий решает покинуть монастырь, они уходят в лес и строят там келью. Затем они строят церковь и называют ее Троицкой. Брат Сергия не выдерживает тяжелой жизни в лесу и вскоре возвращается в монастырь, а Сергий остается один. Так в полном одиночестве он живет более двух лет. Это было трудное время, полное испытаний. Но постепенно к нему стали приходить монахи. В это время было построено более двенадцати келий, которые были обнесены оградой.
Так началось возведение Троице – Сергиева монастыря, в котором сам Сергий стал игуменом. Случилось это в 1337 году.
3. Строительство монастырей.
Несмотря на то, что Сергий руководил монастырем, он работал не жалея себя. Строил кельи, носил бревна, брался за самую трудную работу. Он соблюдал монашеский обед – жил в крайней бедности и всячески помогал нуждающимся.
Однажды Сергий голодал четыре дня, поскольку у него закончилась еда. Чтобы достать себе пропитания, он пошел к одному из своих монахов, который хотел сделать пристройку к келье. Сергий помог ему с этой работой за несколько кусков сухого хлеба, которые получил от монаха в конце рабочего дня.
Как повествует житие, Сергий мог простыми словами смягчить даже самое жестокое сердце, он довольно часто примерял ссорящихся между собой правителей.
Однажды Дмитрий Донской попросил Сергия отправиться в Новгород, что примирить князей. По дороге преподобный нашел свободное время и в глухом уезде рядом с болотом построил церковь Троицы. Там нашли пристанище отшельники.
За свою жизнь Сергий основал монастыри на Клязьме, на Кирчаже, недалеко от Коломны и во многих других местах. Руководить всеми этими монастырями стали его ученики, которые впоследствии основали в общей сложности более сорока монастырей по всей России.
В житие Сергия Радонежского рассказывается о том, что он совершал много чудес. Люди ехали к нему из всех уголков страны, кто-то за помощью, а кто-то, чтобы увидеть преподобного.
Умер Сергий Радонежский осенью 1392 года, дожив до старости. Свою смерть он предвидел за шесть месяцев. Перед тем как покинуть этот мир, он собрал всех монахов и передал руководство монастырем отцу Никону.
Вскоре после смерти Сергия возвели в ранг святых. Произошло это, еще когда знавшие его лично люди были живы. Этот случай является единичным и никогда в истории церкви повторен не был.
В 1919 году мощи преподобного были вскрыты специальной комиссией. На этом вскрытии присутствовали и представители церкви. В ходе вскрытия обнаружились кости, волосы и остатки монашеской одежды. Павел Флоренский узнал о намечавшемся вскрытии гробницы и, опасаясь уничтожения мощей, заменил голову преподобного. Сейчас мощи Сергия Радонежского целиком хранятся в Троице – Сергиевой лавре.
На протяжении долго времени монахам было разрешено иметь свое собственное имущество. Бедные монахи постепенно начинали прислуживать богатым. В своем монастыре Сергий не разрешал иметь имущество. Все, что было у монахов, становилось собственностью монастыря и поступало в общее владение. Монастырю имущество было нужно для того, чтобы монахам было чем питаться. В дальнейшем подобные монастыри были возведены последователями Сергия по всей стране.
Добавить комментарий
Учение преподобного Сергия, пережившее свое время
Как говорили мудрецы Востока, человек будет проклят жить во времена резких перемен. Кризисы случаются в жизни людей и отдельных людей. Многие из нас могли бы назвать наше настоящее время скорбным временем, и не без оснований. Неопределенность, скрытые конфликты и глобальная пандемия — лишь некоторые из их отличительных черт. Преподобный Сергий Радонежский жил в один из самых смутных периодов жизни России и оставил нам ценные сведения, сохранившиеся до наших дней.
В житии преподобного Сергия мы находим следующее описание его эпохи. «Время от времени мы слышим об одном князе, который едет к монголам, захватившим Русь, просить их покровительства; мы слышим о других, которые вторгаются в княжества своих соседей, разоряя или захватывая их. враги с Востока или с Запада напасть на Москву. В этих междоусобицах пролились реки крови, и только мудрость и убеждение таких праведников, как преподобный Сергий, удерживали их от усиления их смертоносных атак».
Когда брат князя суздальского Борис Константинович отказался признать главенство московского князя и захватил Нижний Новгород, Сергий отправился в Нижний, чтобы привести в чувство князя Бориса. Но на уговоры преподобного Сергия он отвечал высокомерием и пренебрежением. «Герцогу судить одному Богу, и я не подчинюсь ничьей воле». Тогда святой преподобный Сергий призвал закрыть все храмы в городе. Что это означало для его соотечественников, легко себе представить — ни церковного богослужения, ни литургии, ни крещения детей, ни браков, ни отпевания усопших. Однако духовная сила преподобного Сергия была так велика, что храмы оставались закрытыми до тех пор, пока мятежный князь не передумал.
Накладная икона преподобного Сергия Радонежского, изготовленная в нашем монастыре*
В чем секрет авторитета святого? В одном из своих интервью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал следующий ответ. «Последнее чудо святого преподобного Сергия — его личность. Он ушел из светского мира и пришел в центр жизни России. Он сторонился всякой власти — светской или церковной — но стал высшей властью на своей родине и в Церкви. Он нарочно избрал для своих подвигов самое негостеприимное место, но создал вокруг себя большой монастырь и город. Он, смиренный монах, мобилизовал и вдохновил русский народ на восстание и защиту своей родины». Автор жития, Епифаний Премудрый, донес до нас следующие последние слова преподобного Сергия к братьям-монахам. Он сказал: Братья, выйдите из себя первыми! Он не говорил им заниматься исправлением нравов других или пытаться научить их жить благочестивой и праведной жизнью. Он также не приказывал им максимизировать свое богатство или величие для себя, монастыря или своей страны. Он сказал им ставить себя на первое место; заботиться о своем спасении, следуя заповеди Господа нашего: «Ищите прежде Царства Его и правды Его, и это все дано будет и вам» (Матфея 6:33).
Помимо круга его учеников и современников, его учение применимо и к настоящему моменту. Он говорит нам, что тот, кто живет по плоти и ищет мирского уважения и власти над другими, не добьется победы духа. Наши устремления лежат в другом месте. Мы должны желать не господства, а уединения и созерцания; мы не должны стремиться к авторитету и силе — мы должны избегать их. Преподобный Сергий Радонежский сделал этот жизненный выбор, когда удалился жить один среди русского леса. У него не было цели привлечь последователей или основать большой монастырь на севере России, который стал бы магнитом для верующих со всей земли.
Отказываясь преследовать ложные цели или направлять на них большую часть нашего времени и усилий, мы создаем пространство для жизни в духе. Наши трудные времена — это не что иное, как послание от нашего Господа о том, что пришло время изменить наш образ мыслей и повседневную жизнь, подняться над нашей повседневной рутиной и заняться своим спасением.
* Заказать эту икону и другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.
07 октября 2022 г.
- Вверх
- Новый
Ответить
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского
День памяти преподобного Сергия Радонежского
Святых апостолов: Петра и Павла
Сообщение дня святых
12 июля в Белорусской Православной Церкви верующие празднуют праздник святых апостолов Петра и Павла.
Житие святой Ксении
Сообщение дня Святые
6 февраля Белорусская Православная Церковь отмечает день памяти святой Ксении Петербургской. Эта статья расскажет вам о жизни святой Ксении и объяснит термин «юродивая».
Чудеса святителя Иоанна Шанхайского
Сообщение дня Святые
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский — один из самых почитаемых и любимых святых в Русской Православной Церкви, а также в других Православных Церквах все во всем мире.
София праведная, княгиня Слуцкая
Пост дня святых
Святая праведная София, княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княжавших в городе Слуцке с 1395 года. Во времена их правления Слуцк был построен и укреплен.
Святой Антоний, борец с врагом внутри
Святые
Он учил, что бороться с дьяволом до конца — долг каждого христианина. «Кто не испытал искушения, не может войти в Царство Небесное».
Праздник Святителя Николая Чудотворца в монастыре
Святая почта дня
Святитель Николай Чудотворец – глубоко почитаемый святой в монастыре, и в его истории есть множество примеров его заступничества Святитель Николай Чудотворец был жили в Малой Азии в конце третьего и начале четвертого веков, но…
Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Сообщение дня Святые
Святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские жили в 11 веке. Их принято считать основателями монашества в Древней Руси, колыбели сегодняшней России, Белоруссии и Украины.
Мужество Святой Софии и послушание Веры, Надежды и Любви
Святые Пост дня
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София почитаются во всем мире. Они жили в Риме во II в. Когда Софья осталась вдовой, она посвятила свою жизнь воспитанию трех дочерей, назвав их Верой, Надеждой…
Преподобный Сергий Радонежский | Православный монастырь Святителя Иннокентия Аляскинского
Монастырь Святителя Иннокентия Аляскинского
9452 Хейзелтон, Редфорд, Мичиган
ЖИЗНЬ
СТ. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
(ок.1314 — 1392) Праздничные дни: 5 июля и 25 сентября
Преподобный Сергий Радонежский — покровитель России, отец севернорусского монашества, основатель Свято-Троицкой лавры (см. Сергиев Посад). Мало кто оказал такое глубокое влияние на русскую жизнь, как преподобный Сергий и его монастырь. Он был великим мистиком и аскетом, чья жизнь охватила большую часть 14 -й -й век, когда Русь была оккупирована монголо-татарами. Еще в детстве будущий святой был предан Святой Троице и стремился к монашеской жизни. После кончины родителей, в 1334 году 20-летний юноша ушел в дремучий лес, примерно в 45 верстах к северо-востоку от Москвы, искать духовного уединения, как в пустыне. Он жил очень суровой подвижнической жизнью, отмеченной крайней бедностью, тяжелым физическим трудом, глубоким смирением и простотой. После нескольких лет одиночества в лесу вокруг него стали собираться ученики, и Россия навсегда изменилась.
Трудами учеников преподобного Сергия северная лесная пустынь расцвела многочисленными монастырями, которым суждено было сыграть весьма значительную роль в последующей жизни России (и Америки). В великом смирении преподобный Сергий отвергал всякие почести: только с неохотой принимал рукоположение во священники и назначение в игумены своего монастыря; и он наотрез отказался принять должность митрополита Московского. Многие духовные дары, дарованные ему, включают мощную и эффективную молитву, ясновидение, духовное руководство и многочисленные видения. Преставился в 139 г.2.
Сергиевская церковь, монастырь и дело жизни были посвящены Святой Троице ( икона справа ). Святая Троица выражает единство между тремя Лицами Единого Бога, а значит, и символизирует духовное видение восстановления всего сущего до его первоначального единства, в том числе и России. Преподобный Сергий признавал, что Русская Церковь и русский народ едины и что объединение русских земель необходимо для их взаимного благополучия. Так, по духовному руководству и благословению преподобного Сергия, великий князь Московский преподобный Димитрий Донской объединил разрозненные русские княжества под московским предводительством и в 1380 году разгромил монголо-татар. В результате Москва стала центром русской жизни, и с тех пор к преподобному Сергию и его Свято-Троицкому монастырю обращались за руководством и поддержкой.
Первоначальная деревянная Свято-Троицкая церковь преподобного Сергия сгорела и была заменена в 1422 году белокаменной церковью (фото слева ), для которой большую часть работы сделал преподобный Андрей Рублев (см. иконографические работы, в том числе его самая известная икона Святой Троицы (см. предыдущую икону). Эта икона является красноречивым выражением и свидетельством духовного видения преподобным Сергием красоты спасения.
В процессе строительства каменного храма были обнаружены мощи преподобного Сергия и установлено, что его мощи спустя 30 лет остались нетленными.