Даты ярослав мудрый: Ярослав Мудрый — биография, история правления, и что сделал для Руси

Мудрый_биография

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

Даты жизни: 978 — 20 февраля 1054
Князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский. Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы.

   Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Крестителя. Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой». При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

      О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.
    Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.
    Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.
     Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление Ярослава Мудрого

     Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.
      Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.
     Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.
      Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев. Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.
      Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.
    Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.
     Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.
    Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.
      Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.
     Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.
    Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.
      В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Библиотека Ярослава Мудрого

     Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.
   Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
    Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.
    А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.
     Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия. В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.
       Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).

Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого

       Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого –Доброгневе.
     Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основатель городов

      Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.
    Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным. 
   Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

     Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.
    В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.
    Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.
    Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из — за наследственной болезни Пертеса.
    Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.
       Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.
     После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.
     Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.
      Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.
       Князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

ЯРОСЛАВ I МУДРЫЙ
(978-1054)

   Ярослав I Владимирович Мудрый, сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей.

     Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, великий князь Владимир Святославович посадил Ярослава в Ростове, а по­том, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород.
  Став новгородским князем, Ярослав хотел избавиться от всякой зави­симости от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался платить отцу ежегодную дань, как де­лали все новгородские посадники. Его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и на­лагаемой на них данью.
    Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опа­саясь любимого киевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным пра­вителем всей Руси, умертвил трех братьев — Бориса, Глеба и Святослава.
      Такая же опасность грозила и Ярославу. Между тем Ярослав поссорился с новгородцами. Причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда, оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя насе­ление жестокостью и насилиями. Дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сто­рону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитро­стью.
     Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами. Те согласились идти с ним против брата. Собрав тысяч 40 нов­городцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под городом Любечем, вступил в Киев и занял в 1016 году великокняжеский стол.
     Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского ко­роля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее. Вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и пе­ченегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на бе­регах Буга и бежал в Новгород.
    Болеслав в 1017 году отдал Киев Святополку, но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия.
     Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим вой­ском разбил наголову Святополка и его союзников печенегов на реке Альте (1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер. Ярослав в том же году стал великим князем киевским. Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве.
    В 1021 году племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич полоцкий напал на Новгород и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал, разбил его и освободил пленных новгородцев.
     Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся по­бедами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву (1024). Ярослав в то вре­мя был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного ви­тязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава близ Чернигова и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшин­ство и не добивается Киева.
       Ярослав не доверял брату и воротился, лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца (вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточ­ную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу (1025). В 1035 году Мстислав умер, и Ярослав стал единовластно править русской зем­лей. В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исклю­чением полоцкого княжества.
      Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов, почти все его княжение наполнено войнами.

       В 1017 году Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 году летопи­си отмечают осаду Киева печенегами в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и на­голову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.
       Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 году Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера. Он постро­ил здесь город и назвал его Юрьевым. В 1042 году Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ям, и этот поход был удачен. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством Улеба (1032).
       На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами и с Польшей. В 1022 году Ярослав ходил осаждать Брест, в 1030 году он взял Бельз в Галиции. В следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел мно­го польских пленников, которых расселил по реке Роси в городках для защи­ты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу, последний поход был в 1047 году.
     Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкнове­нием Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Ярослав послал к Византии большой флот (1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли, Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году был за­ключен мир, пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отно­шения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.
      Как видно из летописей, «Ярослав был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». При этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени уче­ности.

      Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в рус­ской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внеш­них династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устрой­ству земли Русской.
    Ярослав много содействовал распространению христианства на Руси, раз­витию просвещения и подготовке священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, ве­ликолепно украсив его фресками и мозаикой, построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины. Киевский храм св. Софии построен в под­ражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаме­нитые Золотые ворота (в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.
      Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства Православной Церкви и успешного развития христианской веры. Когда в кон­це его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел со­бору русских епископов поставить митрополитом священника села Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии.
     Чтобы привить в народе начала христианской веры, Ярослав велел пере­водить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их по­купал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим ле­тописным данным, устроил училище на 300 мальчиков.
      При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению.

     Наиболее известен Ярослав как законодатель: ему приписывается древней­ший русский памятник права — «Устав», или «Суд Ярославль», или «Русская Правда». Кроме «Правды», при Ярославе появился церковный устав, или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона.
       За свою законодательную деятельность, заботы о распространении христи­анства и просвещении Ярослав получил прозвание Мудрого. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города (Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых пу­тей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков. Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцес­се Ингигерде, а норвежский принц Гаральд Смелый женился на его дочери Елизавете. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским.
     Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя. Ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI века.
        Ярослав умер в Вышгороде (под Киевом), 76 лет от роду, разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Степанов, Ю. Великие люди России: Сборник / Ю.Степанов, В.Артемов.- М.: ОЛМА медиа Групп, 2015.- С.431-435, ил.

 

 

История России. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054). Всё о князе Ярославе Мудром.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

 

Всё о князе Ярославе Мудром (1019-1054 гг.)

 Из биографии.

Ярослав Мудрый – сын Великого князя Владимира Святого.

Годы жизни: ок.978-1054.

Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол.

987-1010 – князь ростовский.

1010-1034 – князь новгородский.

В 1015 г. киевский престол захватил князь Святополк Окаянный.

 Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одержал победу над Святополком и занял Киев.

Святополк не смирился с поражением и в 1018 г. вместе с польским королем Болеславом Храбрым вторгся в пределы Руси и сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев.

Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался уехать в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу.

В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял киевский стол.

1016-1018; 1019-1054 – великий киевский князь.

В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял киевский стол.

1024 — битва у Лиственя, в результате которой братья Ярослав и Мстислав  разделили власть.

До 1036 года вынужден делить власть со своим братом Мстиславом Тмутараканским (год смерти брата).

Ярослав Мудрый – яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим. Вёл скромный образ жизни. Его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий – то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

 

Внутренняя политика.

Основные направления:

  • Укрепление княжеской власти.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть стремлением к самостоятельности удельных князей.
  • Расширение границ Руси.
  • Законотворчество.
  • Проведение политики независимости от византийской церкви.
  • Строительство городов и их укрепление.
  • Усиление экономической мощи государства.
  • Повышение международного авторитета Руси.
  • Борьба с внешними врагами.
  • Проведение династической политики.

 

 Законотворчество.

  • Положено начало законодательству Руси. Составление первого сборника законов – «Русская правда». В сборнике была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов. В свод входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда. Очень важно то, что он отменил смертную казнь!

Экономика и строительство.

  • Строительство новых городов.
  • Расцвет ремёсел и торговли.

Политика по отношению к церкви.

  • 1036- создание русской митрополии, во главе — грек Феопемпт.
  • 1051- назначение митрополита Иллариона без ведома Константинополя.
  • Издание церковного устава.
  • Строительство храмов и монастырей.

Развитие культуры.

  • Перевод книг с греческого на славянский.
  • Обучение грамоте при церквях.
  • Создание первой библиотеки в Софийском соборе, в которой по разным оценкам находилось от 500 до 950 томов.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям.

Воины дружины Я. Мудрого.

Внешняя политика.

  • В 1030-1040-х гг. — походы на Польшу, Литву.
  • Борьба с кочевниками- печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036 г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.
  • По инициативе Я. Мудрого новгородский князь Владимир Ярославич в 1043 г. предпринял поход Руси на Византию, который завершился неудачей. Это было последнее столкновение Руси и Византии. Результатом его стало подписание мирного договора, который был подкреплён династическим браком. Сын Ярослава (Всеволод) взял в жёны греческую принцессу Анну.
  • Для усиления международного положения заключались династические браки — все 4 дочери Ярослава Мудрого дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии. Анна вышла замуж за Генриха I (фильм «Ярославна — королева Франции»). Ее сын положил начало династии Бурбонов. Сам Я. Мудрый был женат на дочери короля Швеции – Ингегерде (в крещении Ирине).

 

Значение правления Ярослава Мудрого.

  • В правление Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло наивысшего расцвета.
  • Завершился процесс объединения под властью киевского князя всех восточнославянских земель.
  • Положено начало письменного законодательства государства.
  • Окончательно утвердилось христианство, положено начало процессу отделения церкви от власти византийского патриарха.
  • Я. Мудрый способствовал развитию образования и просвещения.
  • Укрепление международного авторитета Руси.
  • Велась активная внешняя политика: защита Руси от набегов
    печенегов,
    которым был последний дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию.
  • Ярослав Мудрый наладил дружеские отношения со Швецией, Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.
  • Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

Похоронен Я. Мудрый в Софийском соборе в Киеве.

 

ДАТЫ.

1010

1030 г. — поход на Новгород, подчинение эстов.

1015

Создание «Правды» Ярослава -1 ч.

«Русской правды»

1021

Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я. Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью.

1024

Произошла битва у Лиственя, в результате которой братья Ярослав и Мстислав  разделили власть.

1024

(до 1036)

Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским).

1030

Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев)

1030-1031

Поход Ярослава Мудрого совместно с братом Мстиславом

на Польшу.

Возвращены Червенские города, захваченные польским королём Болеславом после его похода на Киев в 1018 г.

1040-ые годы

Походы на Литву.

 

1036

Разгром печенегов под Киевом.

1036

Создание киевской метрополии, во главе — Феопемпт (грек).

1037

Начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041).

1040

Поход против Литвы.

1043 -1046

Последняя (неудачная) война Руси с Византией.

1043

«Слово о законе и благодати» Иллариона

1051

ИлларионПЕРВЫЙ русский митрополит в Киеве.

1054

«Завещание» Ярослава.

Сер.11в.

Появление ПЕРВЫХ монастырей — Киево-Печерский (монах Нестор) — 1051.

 

Исторические деятели.

Личности.

Обзор деятельности.

Феопемпт.

Митрополит Киевский в 1037-1049.

При Ярославе Мудром происходило усиление позиций церкви для укрепления власти великого князя.

В 1036 г. константинопольским патриархом был назначен на Руси первый митрополит Феопемпт. Грек по происхождению, он многое сделал для распространения христианства и укрепления позиций церкви в государстве, для развития религиозной культуры. Он принимал самое активное участие в приобщении к христианству отдельных племён славян, не принявших ещё единую религию. При нём заложены соборы Святой Софии в Новгороде и Киеве, строилось много церквей, началась подготовка священнослужителей.

Отношения с митрополитом у Ярослава Мудрого были натянутыми, так как священнослужитель не стремился к усилению власти князя, а был сторонником большого влияния церкви в делах государства, не оправдав тем самым надежды князя. Поэтому митрополит был смещён и в 1051 г. назначен на этот пост уже человек славянского происхождения — Иларион.

Таким образом, значение Феопемпта, несмотря на некоторое непонимание с Я. Мудрым, было велико для Руси. Он был первым, кто возглавил митрополию государства, проводил активную религиозную политику, распространяя христианство по всей территории Руси, при нём произошёл расцвет архитектуры, величайшие памятки были сооружены именно в его время.

Иларион.

Митрополит Киевский в 1051-1044 гг.

 Первый митрополит славянского происхождения, возглавил митрополию в 1051 году. Иларион  был поставлен на это пост лично Ярославом Мудрым, который для этой цели созвал собор русских епископов, без согласия с патриархом Константинополя. Это свидетельствует о самостоятельной политике князя, о силе и мощи государства.

Иларион отличался образованностью, мудростью. Ему принадлежит немало сочинений о церкви, христианстве. Однако известность ему присело его «Слово о Законе и Благодати» (1043). В нём он доступно изложил положения «Закона» — Ветхого Завета и «Благодати» — Нового Завета. Значение данного произведения не только в том, что в нём дано толкование Библии, но и в выраженной в нём позиции Илариона по отношению к власти Я. Мудрого и к Руси в целом. Автор прославлял Русское государство, воспевал ту роль, которую играло в нём христианство. Иларион высоко оценил деятельность Я. Мудрого, даже приравнял его к ученикам Христа. Это был настоящий патриот Руси, уверенный, что она «ведома и слышна есть всеми концы земли».

Иларион прославлял учение, воспевал тех людей, которые читают книги, среди них был отмечен и великий князь. Особо Иларион подчёркивал роль Я. Мудрого в распространении религиозной литературы, в собирании по Руси переписчиков книг, что способствовало приобщению людей к наслаждению божественным учением. «Велика бывает польза от книжного учения, и так как книги учат нас и указывают нам пути покаяния; в книгах мы обретаем мудрость и воздержание, и подобны они рекам, напояющим вселенную».

Таким образом, деятельность Илариона, хотя и короткая (всего 3 года — до смерти князя), была отмечена тем, что способствовала распространению христианства, повышению роли образования, усилению власти князя, так как прославляла его деяния.

Мстислав Храбрый (Удалой)

Князь Тмутараканский и Черниговский, сын Владимира, брат Я. Мудрого.

Мстислав Храбрый сыграл определённую роль в борьбе за великокняжеское правление Я. Мудрого.

Ярослав Мудрый пришёл к власти в результате борьбы за неё со своими братьями.

После смерти Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба, претендентами на киевский престол остались Ярослав и его брат Мстислав. В 1024 произошла битва у Лиственя, в результате которой братья решили разделить власть.

Мстислав Храбрый (Удалой) правил Тмутараканским княжеством на обширной территории Руси — на Северном Кавказе, а также территорией по левой стороне Днепра с Черниговом и Перяславлем. 12 лет Русь была расколота словно на два государства.

Мстислав предпринял успешный поход против ясов (ираноязычных племён) в 1029 году.

 Хотя браться жили мирно, даже совместно ходили в походы, единства Руси всё же не было. И лишь в 1036, после смерти Мстислава, Я. Мудрый стал единоличным правителем.

Мстислав Удалой внёс свой вклад в укрепление границ государства, в борьбу с внешними врагами, в усиление княжеской власти.

Эймунд

(?- до 1028)

Конунг (правитель) Норвегии.

Эймунд Рингссон (или Хрингссон),— норвежский конунг. Командовал наемной дружиной на службе князя Ярослава Мудрого, участвовал в междоусобных войнах 1015-1019 и 1020-1026 гг.

Болеслав I.

992-1025 – князь Польши.

В 1025 – король Польши.

Планировал восстановление на Киевском престоле Святополка Владимировича, потерпевшего поражение в борьбе за власть с братом Ярославом, а также захват Червенских городов, через которые проходил важнейший торговый путь восточной Европы, связывавший Киев с Краковом и Прагой.

Ярослав, собрав свой войско, двинулся навстречу Болеславу. Два войска встретились на Западном Буге и в результате сражения войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в столицу Киевской Руси.

Болеслав оставил в Киеве одного русского, породнившегося с ним, а сам с сокровищами стал собираться в Польшу. С собой Болеслав увёз богатую добычу и множество пленных, а также, Предславу — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы. По пути в Польшу Болеслав захватил Червенские города. Захват этих городов стал последним крупным военным успехом Болеслава.

В 1043 году, спустя 25 лет, при заключении мира Казимир I Восстановитель вернул Ярославу 800 русских пленных, захваченных в 1018 году.

 

Пояснение.

Червенские города — в русских летописях название группы городов в верхнем течении Западного Буга   и верховьях реки Сан. Название происходит от города Червен — одного из крупнейших среди них.

В 1018 Святополк возвратил их Болеславу в благодарность за его поход на Киев и помощь в захвате власти киевского престола, однако в 1031 они были возвращены в результате похода Я. Мудрого на Польшу.

Червенские города: Волынь, Холм, Комов, Васильков, Любачев, Санок и другие.

Мешко II.

Король Польши с 1025 -1031 гг.

В период правления данного короля в 1031 Я. Мудрый предпринял поход по возвращению Червенских городов, захваченных Болеславом в 1018 г. Города были возвращены Руси.

Казимир I Восстановитель, король Польши в 1039-1058.

С его именем связаны династические браки.

После смерти Мешко II в 1034 году, в Польше наступил затяжной кризис, вызванный массовыми языческими восстаниями и фактическим распадом страны. Древнепольское государство как единый политический организм перестало существовать. Лишь к середине 1040-х в Польше при поддержке Ярослава Мудрого наступил порядок.

Сложившаяся русско-польская граница оставалась стабильной вплоть до XIII века. Русско-польские отношения впоследствии нормализовались. В 1042 г.  польский король Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде.

 

 Карты.

Киевская Русь при Ярославе Мудром.

 

 

 

 

Поход Я. Мудрого на Чудь, 1030г.

 

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

 

 

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Останки князя Ярослава Мудрого, датируемые XI веком, усиливающие напряженность в отношениях между Россией и Украиной

Останки князя Ярослава Мудрого, датируемые XI веком, усиливающие напряженность в отношениях между Россией и Украиной Причиной русско-украинского конфликта является спор о наследстве князя Ярослава Мудрого, объединившего два княжества между Балтийским и Черным морями в XI веке.

Американская газета пояснила в своем сообщении в субботу, 1 января 2022 г., что спор вокруг останков князя Ярослава Мудрого составляет историческую основу для нынешнего наращивания российской военной мощи вблизи Украины, которую официальные лица США рассматривают как прелюдию к возможному вторжению Москвы в своего маленького соседа.

Напряженность между Россией и Украиной обострилась за последние несколько месяцев на фоне опасений Запада, что Москва может вторгнуться в Киев в ближайшие недели, в то время как Америка и европейские страны оказывают сильное давление на Россию и угрожают ей «беспрецедентными» санкциями в случае нападения Украина.

Наследники князя Ярослава Мудрого

И Украина, и Россия претендуют на то, чтобы быть политическим наследником «Союза Киевской Руси», основанного князем Ярославом Мудрым в одиннадцатом веке. Киев награждает орденом князя Ярослава Мудрого за государственную службу, а в Москве его именем назван фрегат. Портрет Ярослава появляется на банкнотах обеих стран.

Для президента России Владимира Путина «Киевская Русь» является ярким свидетельством того, что Россия и Украина представляют собой «одно историческое и духовное пространство», как он сказал в статье, опубликованной в июле прошлого года, и что Украина не имеет никаких оснований для существования как суверенного государства. .

Он также упомянул об их общих языковых корнях в средние века, общей православной христианской вере и их правлении, начавшемся в девятом веке династией Рюриковичей, частью которой был князь Ярослав Мудрый.

За несколько месяцев до своей статьи Путин начал, а затем приостановил наращивание сил возле Украины. Осенью он санкционировал новые мобилизации вдоль украинской границы, которые продолжались в последние недели.

С другой стороны, Киев продемонстрировал важность имени князя Ярослава Мудрого в речи президента Владимира Зеленского на День Независимости. Украинское правительство также искало останки Ярослава как вещественное доказательство того, что это суверенное государство.

Статуя Ярослава Мудрого

Символическая победа для Украины

The Wall Street Journal пишет, что обнаружение останков Ярослава Мудрого станет заметной символической победой Украины, ее суверенитета, в момент большой напряженности с ее сосед.

«Как прямые потомки древней России, мы не отрицаем право Беларуси и современной России уважать свои исторические связи с нами», — пояснил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, добавив: «Мы категорически против нынешних попыток России использовать российскую историю как инструмент для обслуживания современных мифов и утверждений Путина». незаконная территориальность.

Ни официальный представитель Кремля, ни поддерживаемый правительством Институт российской истории не ответили на запросы газеты о комментариях.

Путешествие останков между Москвой и Киевом

После его смерти в 1054 году останки князя Ярослава Мудрого были помещены в беломраморный саркофаг в Софийском соборе в Киеве, церкви по образцу колоссальной статуи в Константинополе (нынешняя -день Стамбул).

Союз Киевской Руси пришел в упадок с монгольским нашествием в 13 веке, так как части нынешней Украины веками были частью Российской империи.

В то время как Украина провозгласила свою независимость в хаосе Гражданской войны в России столетие назад, она провела десятилетия в составе Советского Союза. После распада Советского Союза Украина снова провозгласила свою независимость в 1991 году.

Историк Неля Коковальская сказала, что она и ее коллеги планировали открыть могилу Ярослава Мудрого в 2009 году; Для изучения останков.

Она сказала, что они хотят сравнить ДНК кости с ДНК известных потомков во Франции, Германии и Венгрии; Надеясь поддержать претензии Украины на европейскую идентичность, а не на российское наследие, и активизировать поддержку суверенитета страны на всем континенте.

Правда остается неизвестной

Десятилетия назад в 1936 году советские власти сняли покрытие с могилы князя Ярослава Мудрого; Чтобы изучить его содержимое, они вновь открыли хранилище в 1939 году. Согласно статье, опубликованной Национальной академией наук Украины в 2013 году, два скелета внутри, мужской и женский, были перевезены в Ленинград (современный Санкт-Петербург).

Позже останки были возвращены в Киев и размещены в Софийском соборе, где планировалось выставить их на всеобщее обозрение, прежде чем проект был заброшен. Позже официальные лица вновь открыли хранилище в 1964 и переустановили кости, согласно украинским историческим записям.

В 2009 году в Киеве Коковальская и ее коллеги обнаружили внутри ящика почти полный скелет, останки женщины, предположительно Ингерд, второй жены Ярослава, что соответствует описанию женского скелета, перевезенного в Ленинград в 1939 году. а останки Ярослава исчезли.

«Я был просто потрясен! Я пообещала себе, что сделаю все возможное, чтобы узнать правду и объяснить ее всем украинцам», — сказала Коковальская.

.
новости из دولي – عربي بوست — ArabicPost.net Не кости мертвого принца Пытаясь стереть с лица земли Украину, президент России Путин обращается к древней истории. Украинцы не ищут такого придирчивого древнего оправдания своего существования. У них есть еще один смысл существования, ради которого они рисковали жизнью: свобода с самоопределением.

Анализ Джо Линдсли, редактора, Lviv Now

ЛЬВОВ, УКРАИНА, 3 января Мощеные улочки этого западноукраинского города кишат людьми, наслаждающимися сезонными праздниками, а до Рождества по восточному календарю еще несколько дней. Здесь нет настроения нации, столкнувшейся с неминуемой российской угрозой. А поскольку звуки украиноязычных песен наполняют площади, то можно не сомневаться в самостоятельности украинской культуры, как в своем деле.

Но в мировых заголовках может показаться, что вся Украина в экзистенциальной панике. Статья от 1 января Wall Street Journal является последней в серии сообщений о том, что новая российская угроза Украине неизбежна. Согласно сюжету, чиновники в Киеве лихорадочно ищут останки средневекового святого, чтобы оправдать существование Украины до вторжения России.

«Нахождение [останков князя Ярослава Мудрого, фигурирующего и на российских, и на украинских банкнотах] было бы заметной, хотя и символической победой, подкрепляющей Дело Украины о суверенитете в момент значительного напряжения с соседом», — пишет репортер Бретт Форрест. «[Для Путина] Россия и Украина — «одно историческое и духовное пространство»», как он выразился в июльском эссе».

Конечно, российский президент Владимир Путин действительно может захотеть оккупировать Киев по этим эмоциональным причинам. столица Украины на 600 лет старше Москвы , а ее Софийский собор занимает более центральное место в славянской духовности, чем кремлевский Св. Василия . Киев — место, где Ярослав объединил империю Киевской Руси.

Но украинцы, как видно почти из каждого моего здесь разговора, не ищут такого придирчивого древнего оправдания своего существования. У них есть еще один смысл существования, ради которого они рисковали жизнью: свобода с самоопределением.

Софийский собор в Киеве, дизайн которого вдохновлен строительством собора Святой Софии в тогдашнем Константинополе, возвышается над рождественской ярмаркой в ​​украинской столице.

Зимой 2013-14 года люди месяцами стояли на улицах, чтобы свергнуть промосковский режим. В том, что сейчас называют Евромайданом или Революцией Достоинства , марионеточный режим Путина бежал в Россию, и народ победил. Сейчас ситуация проста: «Они свободны, и они хотели бы, чтобы так и оставалось.

Ярослав Грицак , историк из Львовского Украинского католического университета, утверждает, что Украина, в отличие от России, представляет собой скорее политическую традицию, чем язык, культуру или даже легендарную историю.

«Слова о вечном украинском народе, [нашем] соловьином языке и [нашем] мелодичном пении — это набор красивых фраз, которые мало что значат», — пишет он в новой украиноязычной книге.

«Кардинальная разница [между Россией и Украиной] не в языке и религии — здесь мы довольно похожи», — сказал Ярослав Lviv Now в сентябре 2021 года.

«Самая большая разница — в разных политических традициях», — сказал Ярослав. «В Украине невозможен Путин, а в России невозможен победоносный Майдан».

Почему? Потому что в России « государство — все, », а сила Украины — гражданское общество, или самоорганизующихся людей.

Украинский католический университет во Львове и его усилия по продолжению наследия Революции достоинства были показаны в телевизионном ролике NBC 2018 года во время футбольного матча Нотр-Дам-Мичиган: «Борьба за свободу мысли».

«[В] Украине это всегда история снизу, история общества», — говорит Ярослав. «Казаки, магдебургское право [древние законы, дающие городам самоуправление], Украинская греко-католическая церковь [самоуправляющаяся ветвь римо-католичества восточного типа] — все это черты украинской самореализации

Возрождение гражданского общества Украины как молодая Америка?

Революция Евромайдана стала прорывным моментом для гражданского общества Украины. Джорджтаунский богослов Хосе Казанова, который изучает и часто посещает Украину, однажды сказал мне, что гражданское общество Украины после Майдана сродни духу самоорганизации, который Алексис де Токвиль видел в первые дни Америки.

«В 2014 году [на Евромайдане] мы буквально победили» Сергей Пухов , инженер-программист и панк-рокер из Киева, рассказал мне в декабре. «Когда нужно, мы стоим за себя».

А украинцы склонны стоять за других. Я взял интервью у Пухова, потому что его группа «Дети инженеров» выпустила песню, протестующую против обращения Пекина с Гонконгом и уйгурами . А о Пухове я узнал от Артура Харитонова, основателя Центра свободного Гонконга в Киеве: все признаки того, что молодые украинцы стремятся оставаться свободными и помогать другим противостоять тирании, что, конечно, было бы невозможно, если бы Москва была у руля.

Пухов описывает революцию 2014 года как « момент силы» : Народ мирно победил, промосковский режим бежал в Россию. Увы, как он отметил, жители Беларуси и Гонконга пытались, но не смогли этого добиться.

И этот украинский успех, а не местонахождение костей Ярослава Мудрого, и пугает Россию.

Раздраженные Москвой украинцы заново открывают для себя свой язык и культуру

Рождественская ярмарка на площади Рынок во Львове, декабрь 2021 года. В Украине большинство людей празднуют Рождество с 7 января.

В бурные дни после Революции Достоинства Москва предприняла попытку захватить территорию Украины. Путину удалось открыто оккупировать Крымский полуостров, а также поддержать пророссийских повстанцев на востоке Донбасса региона. Хотя банды вооруженных граждан защищали такие города, как Одесса, Донбасс остается истерзанным войной регионом, где российское оружие время от времени убивает украинских солдат.

Эта агрессия, пожалуй, больше всего побудила украинцев всех возрастов отказаться от любых пережитков русской культуры.

Пухов, панк-рокер, — один из растущего числа молодых украинцев из восточной половины страны, которые, отказавшись от русского языка своего детства, теперь, как можно чаще, говорят только на украинском языке. Хотя в украинском языке используется кириллический алфавит, как и в русском, он более мелодичный и имеет больше общих слов с польским.

Яков Цветинский, джазовый трубач из восточного города Днепр, также перешли на новый уровень, как и его мать, родившаяся в России.

«Как только началась война [когда Россия впервые вторглась в 2014 году], моя мама перешла на украинский язык». Ее аргументация, по словам Якова: «Если общепринятым языком является «причина вторжения Путина в соседнюю страну, она сказала, что сделает все возможное, чтобы убрать эту причину, устранить ее».

Подробнее: «Мужество ошибаться и искать»: украинский джазовый музыкант о проблемах творческой жизни

Тем не менее, в Киеве и на востоке популярен русский язык. На пешеходных площадях и улицах Львова в эти праздничные недели, где царит почти атмосфера Марди Гра, я часто слышу среди туристов русское « спасибо » вместо украинского « дьякую » за спасибо.

И все же эти русскоязычные украинцы приезжают во Львов, чтобы насытиться культурой: музыкой, кухней и даже самим Рождеством. В советское время Москва пыталась сместить акцент на Новый год. Но здесь, в Западной Украине, эти попытки не сработали.

Во Львов приехали и другие: в последнее время город стал центром убежища для белорусских политических активистов. В 2021 году группа музыкантов – американцы из Огайо и украинцы – объединились во Львове со сбежавшими белорусами, чтобы создать «Славалачию», «народный союз» против тиранических режимов. Таких вещей не бывает в Москве.

Появилась и струйка изгнанников из Западной Европы и США, потому что атмосфера даже на фоне проблем с коронавирусом более свободная, как пишет американка Лорен Спон, стипендиат Родса, в своем эссе «Полночь во Львове: история американских изгнанников Украины». .» Люди здесь находят способы выжить и процветать.

Что Украина может предложить миру

Танцы на главной площади Львова – обычное дело | Фото Максима Кагарлицкого на Unsplash

Не только такие панк-рокеры, как Пухов, но и высокопоставленные европейские чиновники считают, что Украина, которую так часто называют в СМИ «осажденной Чернобыльской страной», может чему-то научить мир.

Подробнее: Sunrise Jams с легендами: новый музыкальный момент Львова

В отличие, скажем, от Франции, Италии или Австралии, правительство знало, что оно не может запирать людей в их домах во время карантина. Сила революции дает народу право вето. Но есть и кое-что еще, по словам Стена Норлова, датчанина, возглавляющего киевский офис Совета Европы.

«Стремление к реформам [в Украине] — это большие амбиции, которым, я думаю, могли бы поучиться многие другие страны», — сказал он Lviv Now прошлым летом.  Украина с ее народом «мобилизационным [имеет] напомнил всем, что может случиться, если не слушать общество».

Украинцам, кажется, украинцам все равно, где кости князя Ярослава, здесь или там. Важно то, что они завоевали свою свободу, мирно стоя на главной площади Киева в 2014 году под пулями тайной полиции. Они одержали победу и, несмотря на трудную работу демократии, теперь обрели свободу.

Вот почему свободная Украина так же опасна для России, как и свободный Тайвань — это издевательство над тираническим Пекином. Народ победил.

« Многие украинцы, как и мы, сидят сейчас здесь на своих кухнях, пьют наш кальвадос или что мы там приготовили, и мы готовы», — сказал мне недавно друг, участвовавший в революции 2014 года в качестве студенческого лидера. «Если что-то случится, мы будем готовы».

«Меня не беспокоит Россия, — говорит другой друг, владелец бизнеса. «Потому что, если они все-таки придут сюда, нам просто придется сразиться с ними, и мы будем с ними бороться, и мы победим, потому что нам больше некуда идти. Это наша страна».

Подробнее: На фоне угроз со стороны России, почему важна Украина и какова реальная ситуация

Джо Линдсли, американский журналист (Следуйте на Instagram или Linkedin ), является эвертором LVIV Now ).

Следите за новостями Львова сейчас на Facebook и Instagram . Чтобы получать наш еженедельный дайджест историй по электронной почте, , подпишитесь на нас в Substack .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *