Роль россии в священном союзе: Какова была роль России в Священном союзе?

Роль России в Священном союзе в 1815 году после разгрома Наполеона

Наступил момент окончательного разгрома Наполеона. 6(18) июля 1815 г. в 18 километрах от Брюсселя при Ватерлоо Наполеон дал свое последнее сражение и потерпел окончательное поражение. Государи-союзники вновь торжественно вступали в Париж. Пребывание их в Париже на этот раз ознаменовалось новым актом, положившим основание так называемому Священному союзу.

Этот акт, подписанный 14(26) сентября 1815 г. тремя государями — русским, прусским и австрийским, к которым призывались присоединиться и другие государи, носил несколько необычный в международно-правовой практике характер. Декларация заявляла, что отныне «предлежащий державам образ взаимных отношений» должен быть подчинен «высоким истинам, внушаемым вечным законом бога спасителя». Монархи должны считать себя связанными «узами действительного и неразрывного братства» и подавать друг другу «во всяком случае и во всяком месте… пособие, подкрепление и помощь». Монархи и их подданные должны считать себя членами «единого народа христианского», а государи-союзники — «постановленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австриею, Прусснею и Россиею». Все эти принципы провозглашались «священными».

Некоторые исследователи усматривали здесь в первую очередь влияние идей, проповедуемых женой русского дипломата баронессой Крюденер, которая увлекла русского государя столь модными тогда мистическими теориями. Другие исследователи видели здесь чуть ли не проявление либеральных наклонностей русского царя, который намеревался руководствоваться во внешней политике идеями братской любви, заложенной в христианской религии.

Но те и другие, в конце концов, расценивали этот документ лишь как декларацию и не придавали ему значения международно-правового акта, связывавшего его участников определенными и при этом весьма конкретными обязательствами. Между тем за религиозной терминологией этого акта таилось весьма земное содержание, объединявшее воедино и православного—русского императора, и католика — австрийского императора, и протестанта — короля прусского. Это был союз реакционных правителей для борьбы с прогрессивными идеями, союз абсолютных монархов для борьбы с революционным движением. И не мадам Крюденер, а страх перед революцией, и не «либеральные наклонности», а реакционное мировоззрение сделали Александра одним из организаторов Священного союза.

Анализируя декларацию Священного союза, следует отметить в ней две стороны. Прежде всего, это постоянный или во всяком случае длительный союз реакционных государей для борьбы с революционными и национально-освободительными движениями. В этом отношении Союз не являлся чем-то необычным в международно-правовой практике, и пальма первенства в данном случае не принадлежала Александру.

Мысль о том, что революционные идеи обладают способностью «переходить» через государственную границу и что для борьбы с народными движениями необходим союз монархов, высказывалась некоторыми представителями международной реакции еще задолго до провозглашения идей Священного союза. По существу, каждая коалиция держав против революционной Франции по своим целям была не чем иным, как тем же Священным союзом. Но в декларации Священного союза следует отметить еще одну сторону. Отныне задача сохранения существующих династий и привилегий господствующих классов, равно как и борьба с национально-освободительными движениями, маскировалась пышным облачением христианской морали.

Опять-таки следует отметить, что мысль об опасности вести борьбу с революционным движением в неприкрытой форме иностранной интервенции, осуществляемой во имя реставрации старого порядка, также высказывалась давно.

Но во втором десятилетии XIX в., в период нового подъема революционного и национально-освободительного движения, вопрос маскировки истинных целей коалиции приобрел особую актуальность.

С начала французской революции до образования Священного союза прошло 25 лет. Этот период ознаменовался в Европе колоссальными сдвигами. Развитие капиталистических отношений, революционные и национально-освободительные движения и войны — все это значительно подняло роль народных масс, которые все решительнее «вмешиваются в разговор дипломатов». Вопрос «оправдания» той или иной войны, того или иного соглашения государей перед широкими массами становится первостепенной задачей. Для того чтобы бороться с революцией, теперь было уже недостаточно объявить, что во главе ее находится «антихрист» и «богоотступник». Идеям буржуазной революции надо было противопоставить какую-то концепцию феодального абсолютизма.

Выполнил ли свою задачу акт Священного союза или нет — это другая сторона дела. Но для нас важно подчеркнуть, что именно эту задачу он перед собою ставил. Что касается стремления придать контрреволюционной коалиции форму какого-то постоянного органа, собирающегося для решения определенных вопросов, то это также было следствием изменившихся обстоятельств. Теперь очагом революции была не одна только Франция. В этих условиях, когда революционная угроза нависла над всеми европейскими государствами, постоянно находящийся на страже союз монархов казался наиболее целесообразной формой объединения для борьбы с революцией. Таким образом, явившись декларацией основных принципов феодального абсолютизма, акт Священного союза одновременно становился и чисто правовым документом, налагавшим на государства определенные обязательства. В этом отношении он дополнялся мирным договором с Францией, подписанным 8(20) ноября 1815 г. в Париже. Договором предусматривалась необходимость дальнейших совещаний между государствами-победительницами.

Безусловно, что идеи христианской морали были привнесены в декларацию Священного союза Александром I. Но это не являлось отражением лишь его индивидуальных симпатий и настроений, а знаменовало определенную направленность русской внешней политики. Не случайно акт Священного союза вызвал столь большой переполох и в Англии, и в Австрии, и в Пруссии.

Англия отказалась подписать этот документ. Формально это мотивировалось тем, что конституционная форма правления не дает возможности английскому королю присоединиться к акту, проникнутому духом абсолютизма. Впоследствии лорд Кестльри не раз ссылался на общественное мнение, которое не давало возможности Англии открыто присоединиться к акту Священного союза. «Нам опаснее казаться в Союзе,— заявил Кестльри,— потому, что это будет Союз правительств против народа, и с тех пор падение первых будет неизбежно».

Но австрийский император Франц, равно как и прусский король Фридрих Вильгельм, последовать примеру Англии не могли. Влияние России на международной арене в этот период было столь велико, что ни австрийский император, ни прусский король не могли открыто выступить против предложения Александра.

Однако не контрреволюционная сущность предложенного Александром документа смутила представителей трех держав-победительниц. Все они впоследствии принимали до определенного момента активное участие в работе Священного союза — Австрия и Пруссия как державы, подписавшие его акт, а Англия как подписавшая договор от 8(20) ноября 1815 г., предусматривавший необходимость дальнейших совещаний держав-победительниц.

В борьбе с революционными и национально-освободительными движениями никаких принципиальных расхождений между правителями этих держав не было и быть не могло. Что же в таком случае заставило Англию, принимавшую активное участие в работе Священного союза, отказаться от подписания его акта, что же в таком случае заставляло Австрию и Пруссию, подписавших этот документ, всячески подчеркивать его декларативный характер и отрицать за ним всякое международно- правовое значение? Когда австрийский император Франц получил от Александра проект акта Священного союза, он передал его для ознакомления Меттерниху, заявив при этом, что «лично ему бумага эта не нравится» и что «изложенные в ней мысли наводят даже на весьма серьезные размышления». Меттерних в свою очередь пришел к выводу, что «акт этот не имеет иного значения и смысла, как лишь филантропического порыва, прикрытого покровом религии, что он не может составить предмет договора между государями» и что «в нем содержится несколько мыслей, могущих быть дурно истолкованными с религиозной точки зрения». С этим мнением согласился и король прусский. В своих мемуарах Меттерних вновь подчеркивает, что Священный союз «в предубежденном уме своего основателя должен был быть лишь нравственною манифестацией, тогда как в глазах прочих государей он не имел даже и того значения».

Во всех этих замечаниях совершенно очевидно сказывается стремление Меттерниха свалить всю ответственность за деятельность Священного союза на Александра, показать его единственным виновником контрреволюционной политики держав в послевоенный период и тем самым дискредитировать Россию в глазах общественного мнения Западной Европы. Но Меттерних, безусловно, был прав, когда утверждал, что акт Священного союза «лишь наполовину улыбался императору Францу». И не только Францу, добавим мы. Он точно так же наполовину улыбался королю Фридриху Вильгельму, равно как и руководителям английской внешней политики. И все дело в том, что в христианской морали акта Священного союза заключалась не только антиреволюционная направленность.

Именно то обстоятельство, что Священный союз, как союз христианских государей, должен был, по замыслу Александра, стать на путь радикального разрешения ближневосточной проблемы, и вызвало столь двойственное к нему отношение. Он признавался как центр борьбы с революционными движениями, он игнорировался как центр объединения христианских государей во имя защиты христианских народов от ига мусульман.

Уже на Венском конгрессе Александр высказался о необходимости поставить христианские народы Турции под защиту всей Европы. Но поддержки со стороны других государств он не встретил, и русская нота по Ближнему Востоку осталась без последствий. В России все более начинает усиливаться тенденция к самостоятельному решению этой важной для нее проблемы.

Какую роль в истории Европы сыграл Священный союз

205 лет назад в Париже императоры России и Австрии, а также король Пруссии подписали акт о создании Священного союза. Через некоторое время к объединению примкнули многие европейские монархи. Историки оценивают роль Священного союза неоднозначно. С одной стороны, он на несколько десятилетий избавил Европу от крупных войн, с другой — помешал решению острых международных проблем, которые со временем привели к новым конфликтам. Участие в Священном Союзе поставило в сложное положение Россию: исполняя взятые на себя международные обязательства, российские власти порой вынуждены были идти на меры, противоречащие интересам государства.

Фото: RT на русскомRT на русском

26 сентября 1815 года российский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали акт о создании Священного союза. В основе деятельности этого объединения лежал принцип сохранения власти всех правящих династий Европы. Благодаря созданию союза на время сгладились существовавшие между европейскими державами противоречия.

Видео дня

Создание Священного союза

В конце XVIII — начале XIX веков Европа и мир пережили масштабные потрясения, связанные с буржуазной революцией во Франции и наполеоновскими войнами. Но в 1812 году Наполеон был разгромлен в России, а ещё через год потерпел поражение в Битве народов под Лейпцигом.

После разгрома Бонапарта остро встал вопрос о послевоенном мироустройстве. Англия хотела сохранить за собой захваченные колонии и не допустить усиления России. Австрия и Пруссия — конкурировали за лидерство среди германских государств, российские власти, в свою очередь, выступали за поддержание международной стабильности.

Новый миропорядок лидеры европейских государств обсуждали на Венском конгрессе, Генеральный акт которого был подписан 9 июня 1815 года. Англия, как и планировала, закрепила за собой новые колонии, Франция лишилась завоёванных Наполеоном земель, Австрия расширилась за счёт территорий на Апеннинском полуострове, а Пруссия — за счёт соседних германских государств. России отошла часть герцогства Варшавского. Также участники конгресса запретили работорговлю и приняли единое положение о дипломатических агентах.

Однако тогда механизм сохранения международной стабильности и территориальной целостности не был проработан до конца.

Собственный путь сохранения международной стабильности и предотвращения революций предложил российский император Александр I, инициировавший после Венского конгресса создание нового союза европейских государей. Он составил «Трактат Братского Христианского Союза» или, как его называют современные историки, акт о создании Священного союза. 26 сентября 1815 года в Париже этот документ подписали три монарха — Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III.

В акте указывалось, что «три союзные государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями». При этом документ предполагал, что подписавшие его главы государств будут «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».

Как подчёркивают историки, Священный союз был призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса и установленной по его итогам системы международных отношений. В основе его деятельности лежал принцип сохранения власти всех европейских правящих династий. К союзу постепенно присоединились монархи большинства государств Европы. Великобритания официально вступать в союз не стала, однако принимала участие в некоторых организованных им мероприятиях и поддерживала часть принятых в рамках этого объединения решений.

Деятельность союза

Важнейшими политическими мероприятиями Священного союза стали четыре международных конгресса: Аахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский.

Аахенский конгресс проходил осенью 1818 года. На нём присутствовали русский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III, а также высокопоставленные чиновники и дипломаты из России, Австрии, Пруссии, Англии и Франции. В ходе переговоров было принято решение о выводе с территории Франции оккупационных войск союзных держав, а также о присоединении официального Парижа к Священному союзу. На конгрессе обсуждались проблемы, связанные с торговым мореплаванием и запретом работорговли, а по его итогам была принята декларация в поддержку мира.

Троппауский конгресс состоялся в 1820 году. В связи с революцией в Неаполитанском королевстве представители России, Австрии и Пруссии подписали на нём протокол, провозглашавший право вмешательства во внутренние дела других стран с целью подавления революционных выступлений. Решения конгресса поручали Австрии осуществить оккупацию Неаполитанского королевства, но обеспечивали при этом неприкосновенность его государственности.

Лайбахский конгресс 1821 года стал продолжением Троппауского. На нём обсуждалась политика союза в отношении революционных выступлений в Неаполитанском королевстве, Испании и Греции.

Последней встречей руководителей Священного союза на высшем уровне стал Веронский конгресс 1822 года — наиболее значимый из всех союзных мероприятий. Официально он был инициирован австрийской стороной, чтобы «вновь подтвердить существование союза и единства монархов». Однако его главной темой фактически стали революционные события на юге Европы и в латиноамериканских колониях Испании. Также на конгрессе прошли переговоры по пограничным спорам в Европе, речному судоходству и борьбе с работорговлей.

В Вероне собрались правители России, Австрии, Пруссии, Сардинии, Королевства обеих Сицилий, Тосканы, Модены и Пармы, а также уполномоченные дипломаты от Англии, Франции и Ватикана.

Представители России, Австрии, Пруссии и Франции выступили за подавление революционных выступлений в Испании. Был подготовлен протокол, позволявший официальному Парижу в случае ряда обстоятельств (антифранцузской агрессии, лишения монарха трона, нарушения прав королевской фамилии) применить силу против испанских революционеров, что в конечном итоге и произошло в 1823 году.

Ещё сложнее шли переговоры по будущему испанских колоний в Латинской Америке. Англия, имевшая в регионе выгодные торговые контракты, выступила категорически против ограничения свободы молодых государств. Франция расплывчато предложила Мадриду обеспечить процветание Латинской Америки и уступить «силе вещей». Александр I пожелал испанской короне успехов в восстановлении связей с колониями. Австрия и Пруссия оказались более категоричны, отказавшись признавать независимость стран Южной и Центральной Америки. По этому вопросу консенсус так и не был достигнут.

Кроме того, стали очевидными и разногласия относительно «восточного вопроса», связанного с будущим балканских владений Османской империи. Александр I оказался в неоднозначном положении — с одной стороны, он выступал за стабильность и осуждал революции, с другой — Россия традиционно симпатизировала борющимся за независимость от турок православным народам. Российская декларация, зачитанная на конгрессе, включила в себя требования к Османской империи по выводу войск из Дунайских княжеств, а также по обеспечению прав греков и свободы мореплавания в Чёрном море. В той или иной степени участники конгресса поддержали пожелания России, а вот восстание в Греции члены Священного союза осудили. В целом, по мнению историков, на Веронском конгрессе участники союза находили общий язык с гораздо большим трудом, чем раньше.

«Веронский конгресс стал последним из конгрессов Священного союза. В конце жизни Александр I охладел к этому институту, и конгрессов больше не проводилось», — отметил в беседе с RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

По свидетельствам экспертов, Россия на Веронском конгрессе играла «первую скрипку», но далеко не все участники переговоров готовы были поддержать её инициативы по формированию «великой европейской семьи».

По словам профессора кафедры истории России МПГУ Леонида Ляшенко, на этом конгрессе «Россия попала в ловушку».

«Согласно правилам союза, она не имела права требовать смены формы правления европейских государств. Таким образом, формально Санкт-Петербург лишился права требовать и освобождения балканских народов, что для него было неестественной ситуацией», — пояснил Ляшенко в разговоре с RT.

В то же самое время Веронский конгресс обеспокоил Соединённые Штаты, претендовавшие на гегемонию в Западном полушарии. Желание части европейских держав вмешаться в дела Латинской Америки подтолкнули Вашингтон к принятию так называемой «доктрины Монро». По словам историков, прикрываясь разговорами о свободе выбора для жителей бывших колоний, американцы решили сами вершить их судьбу.

В 1833 году Россия, Австрия и Пруссия в ответ на подъём в Европе революционного движения подписали в Берлине акт о праве «легитимных» государств на взаимопомощь.

«В рамках союзнических обязательств Россия при Николае I приняла участие в подавлении Венгерского восстания 1848—1849 годов. Санкт-Петербург помог Вене, где в итоге утвердились антироссийские силы. Лучше бы потраченные на это средства пустили бы на закупку в преддверии Крымской войны пароходов», — отметил в интервью RT писатель и историк Александр Широкорад.

По словам Леонида Ляшенко, Венская система и Священный союз обеспечили Европе стабильность и дали ей возможность «несколько десятилетий прожить без крупных войн».

При этом, с точки зрения Евгения Спицына, точную дату окончания деятельности Священного союза назвать сложно.

«Одни историки утверждают, что Священный союз приказал долго жить с началом Крымской войны, другие — с началом Первой мировой. Он защищал принципы территориальной целостности государств и способствовал стабильности, но формальное выполнение заложенных в его правила принципов зачастую шло вразрез с интересами его же участников. Александру I пришлось во имя неукоснительного выполнения международных обязательств наступить на горло собственной песне, так как в геополитических интересах России было поддерживать восстания на Балканах против турок», — резюмировал Спицын.

Поражение Наполеона | History of Western Civilization II

Священный союз – это коалиция, созданная в 1815 году великими монархическими державами России, Австрии и Пруссии для предотвращения революционного влияния в Европе и служения бастионом против демократии, революции и секуляризма.

Цель обучения

Определить членов и объяснить функции Священного союза

Ключевые моменты

  • Священный союз был коалицией, созданной монархическими великими державами Россия, Австрия и Пруссия. Он был создан после окончательного поражения Наполеона  по указанию российского царя Александра I и подписан в Париже  в 1815 году. Якобы союз был создан для того, чтобы внедрить божественное право королей и христианские ценности в европейскую политическую жизнь.
  • На практике государственный канцлер Австрии принц Клеменс фон Меттерних сделал Альянс бастионом против демократии, революции и секуляризма. Монархи трех вовлеченных стран использовали его, чтобы объединиться, чтобы предотвратить проникновение революционного влияния (особенно со стороны Французской революции) в эти страны.
  • Альянс обычно ассоциируется с более поздними Четверным и Пятерным союзами, в которые входили Соединенное Королевство и (с 1818 г.) Франция с целью поддержания европейского мирного урегулирования и баланса сил в Европейском концерте, заключенном на Венском конгрессе.
  • Встречи Альянсов носили нерегулярный характер и были сосредоточены на реакционных инициативах, направленных на сохранение старого королевского порядка в Европе. Последние встречи выявили растущий антагонизм между Великобританией и Францией, особенно по вопросу об объединении Италии, праве на самоопределение и восточном вопросе.
  • Священный союз, детище царя Александра I, получил большую поддержку, потому что большинство европейских монархов не хотели обидеть царя отказом подписать его. Поскольку он связывал монархов лично, а не их правительства, его было легко игнорировать после подписания. Четверной союз, напротив, был стандартным договором, и четыре великие державы не приглашали никого из своих союзников подписать его, хотя формулировка договора оставляла его положения расплывчатыми.
  • Намерением Священного союза было сдерживать республиканизм и секуляризм в Европе после разрушительных французских революционных войн, и союз номинально преуспел в этом до Крымской войны (1853–1856). В более широком смысле Альянс можно рассматривать как наиболее мощное средство предотвращения любых других всеобщих войн в Европе между 1815 и 1914 годами.

Примеры

Ключевые термины

Священный союз
Коалиция, созданная монархическими великими державами России, Австрии и Пруссии. Он был создан после окончательного поражения Наполеона  по указанию российского царя Александра I и подписан в Париже  в 1815 году. Якобы союз был создан для того, чтобы внедрить божественное право королей и христианские ценности в европейскую политическую жизнь.
Концерт Европы
Система, также известная как Система Конгресса или Венская система после Венского конгресса, принятая основными консервативными державами Европы для сохранения своей власти, противодействия революционным движениям, ослабления сил национализма и поддержания баланса сил. Он действовал в Европе с конца наполеоновских войн (1815 г.) до начала 1820-х годов.
Четырехместный альянс
Договор, подписанный в Париже в 1815 году великими державами Великобритании, Австрии, Пруссии и России. Он возобновил использование системы Конгресса, которая продвинула европейские международные отношения. Альянс изначально был сформирован для противодействия Франции, и державы обещали друг другу помощь. Функционировал до 1818 года.
Пятикратный союз
Союз, возникший на конгрессе в Экс-ла-Шапель в 1818 году, когда Франция присоединилась к более раннему союзу, созданному Россией, Австрией, Пруссией и Соединенным Королевством.

 

Священный союз – коалиция, созданная монархическими великими державами России, Австрии и Пруссии, созданная после окончательного поражения Наполеона по указанию российского царя Александра I и подписанная в Париже в 1815 году. Якобы союз была сформирована, чтобы привить божественное право королей и христианские ценности в европейской политической жизни. Примерно через три месяца после Заключительного акта Венского конгресса монархи православного (Россия), католического (Австрия) и протестантского (Пруссия) исповедания пообещали действовать на основе «справедливости, любви и мира» как во внутренних, так и в иностранных дел, для «укрепления человеческих институтов и исправления их несовершенства».

Несмотря на эту благородную формулировку, Соединенное Королевство, Папская область и Исламская Османская империя отвергли Альянс как неэффективный.

На практике государственный канцлер Австрии принц Клеменс фон Меттерних сделал Альянс бастионом против демократии, революции и секуляризма. Монархи трех вовлеченных стран использовали его, чтобы объединиться, чтобы предотвратить проникновение революционного влияния (особенно со стороны Французской революции) в эти страны.

 

Альянс обычно ассоциируется с более поздними Четверным и Пятерным союзами, в которые входили Великобритания и (с 1818 г.) Франция. Он был направлен на поддержание европейского мирного урегулирования и баланса сил в Европейском концерте, заключенном на Венском конгрессе. В 1818 году царь, император Австрии Франц I и король Пруссии Фридрих Вильгельм III встретились с герцогом Веллингтоном, виконтом Каслри и герцогом де Ришелье на конгрессе в Экс-ла-Шапель, чтобы потребовать суровых мер против университетских демагогов.

. Этот жест привел к ощутимым действиям, когда в следующем году были изданы Карловарские указы. Карлсбадские декреты — это набор реакционных ограничений, введенных в землях Германской Конфедерации, которые запрещали националистические братства («Burschenschaften»), удаляли либеральных университетских профессоров и расширяли цензуру прессы. Они стремились подавить растущие настроения в пользу объединения Германии.

На Конгрессе Троппау 1820 года и последующем Конгрессе Лайбаха Меттерних попытался объединить своих союзников в подавлении восстания карбонариев против короля Обеих Сицилий Фердинанда I. В последний раз Пятерка собралась на Веронском конгрессе 1822 года для обсуждения итальянского вопроса (в свете усилий, ведущих к объединению Италии), греческого вопроса (в свете стремления греческой революции к независимости Греции) и испанского вопроса. вопрос (в свете потенциального французского вторжения в Испанию, чтобы помочь испанским роялистам вернуть королю Испании Фердинанду VII абсолютную власть).

Последние встречи выявили растущий антагонизм между Великобританией и Францией, особенно в отношении объединения Италии, права на самоопределение и восточного вопроса (стратегическое соперничество и политические соображения европейских великих держав в свете политической и экономической нестабильности в Османская империя с конца 18 до начала 20 века).

Современная карикатура на Веронский конгресс 1822 года, последнюю встречу Пятерки.

В то время как Великобритания в значительной степени держалась в стороне от нелиберальных действий Альянса, четыре континентальные монархии успешно санкционировали австрийские военные действия в Италии в 1821 году и французскую интервенцию в Испании в 1823 году. Пятикратный союз считается несуществующим вместе со Священным союзом трех первоначальные континентальные члены после смерти российского царя Александра I в 1825 году.

Альянс считается прекратившим свое существование после смерти Александра в 1825 году. В 1830 году пути Франции окончательно разошлись, оставив ядро ​​России, Австрии и Пруссии центрально-восточным европейским блоком, который снова объединился для подавления революций 1848 года. -Русский союз окончательно распался в результате Крымской войны. Хотя Россия помогла подавить Венгерскую революцию 1848 года, Австрия не предприняла никаких действий в поддержку своего союзника, объявила себя нейтральной и даже оккупировала валашские и молдавские земли на Дунае после отступления русских в 1854 году. После этого Австрия оставалась изолированной, что усугубляло утрата ею ведущей роли в германских землях, кульминацией которой стало поражение в австро-прусской войне 1866 г.

 

Священный союз, детище царя Александра I, получил поддержку, поскольку большинство европейских монархов не желали оскорбить царя отказом подписать его. Поскольку он связывал монархов лично, а не их правительства, его было легко игнорировать после подписания. Только три известных принца не подписали: Папа Пий VII (он был недостаточно католическим), султан Османской империи Махмуд II и британский принц-регент (потому что его правительство не желало брать на себя обязательство охранять континентальную Европу). Хотя она не вписывалась в сложную, изощренную и циничную паутину силовой политики, которая олицетворяла собой дипломатию постнаполеоновской эпохи, ее влияние оказалось более продолжительным, чем ожидали современные критики, и было возрождено в 1820-х годах как инструмент репрессий, когда условия Пятикратного союза не соответствовали целям некоторых великих держав Европы.

Четверной союз, напротив, был стандартным договором, и четыре великие державы не приглашали своих союзников подписать его. Он включал положение о том, что Высокие Договаривающиеся Стороны «возобновляли свои встречи в определенные периоды… с целью обсуждения их общих интересов», которые заключались в «процветании наций и поддержании мира в Европе». Формулировка статьи VI договора не указывала, какими должны быть эти «фиксированные сроки», и в договоре не было положений о постоянной комиссии для организации и организации конференций. Это означало, что первая конференция в 1818 году была посвящена оставшимся вопросам французских войн, но после этого встречи проводились ad hoc для рассмотрения конкретных угроз, например угроз, исходящих от революций, для которых договор не был разработан.

Намерение Священного союза состояло в том, чтобы сдерживать республиканство и секуляризм в Европе после разрушительных французских революционных войн, и союзу номинально удавалось это до Крымской войны (1853–1856). Отто фон Бисмарку удалось воссоединить Священный союз после объединения Германии, но к 1880-м годам союз снова пошатнулся из-за конфликта интересов Австрии и России в отношении расчленения Османской империи. В более широком смысле Альянс можно считать самым мощным средством предотвращения других всеобщих войн в Европе между 1815 и 1919 годами.14.

 

Атрибуция

  • Священный Альянс
    • «Карлсбадские указы». https://en.wikipedia.org/wiki/Carlsbad_Decrees. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Четверной союз (1815 г.)». https://en.wikipedia.org/wiki/Quadruple_Alliance_(1815). Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Священный союз». https://en.wikipedia.org/wiki/Holy_Alliance. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Концерт Европы». https://en.wikipedia.org/wiki/Concert_of_Europe. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Пятикратный союз». https://en.wikipedia.org/wiki/Quintuple_Alliance. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Конгресс Вероны». https://en.wikipedia.org/wiki/Конгресс_оф_Вероны. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Восточный вопрос». https://en.wikipedia.org/wiki/Eastern_Question. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Сто тысяч сыновей Святого Людовика». https://en.wikipedia.org/wiki/Hundred_Thousand_Sons_of_Saint_Louis. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Congress_of_Verona.jpg». https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Congress_of_Verona.jpg. Общественное достояние Викисклада.

Священный Альянс | Ответы католиков

Священный союз. — Император Австрии Франц I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и царь России Александр I 26 сентября 1815 года подписали договор, по которому они объединились в «Священный союз». Хотя договор и является политическим актом, он по своей формулировке носит чисто религиозный характер. Памятуя о великих событиях падения Наполеона и в благодарность Богу за благословения, явленные их народу, три монарха объявили о своей твердой решимости взять в качестве единственной винтовки своего будущего управления как во внутренних, так и во внешних делах, принципы христианской религии — справедливости, любви и мира. Они заявляли, что христианская мораль не только ценна только в индивидуальной жизни, но и является лучшим руководителем в общественной жизни. Соответственно, правители заявили о своих братских чувствах друг к другу, в силу которых они будут не только поддерживать друг друга, но и воздерживаться от войны друг с другом, и будут по-отечески руководить своими подданными и своими армиями. Они заявили, что будут исполнять свои обязанности как представители Бога, призванные руководить тремя великими ветвями христианской семьи народов; однако законный Господь народов остается Тем, Кому принадлежит вся власть, нашему Божественному Спасителю, Иисусу Христу. Они также рекомендовали своим подданным с самой нежной заботливостью ежедневно укрепляться в принципах и выполнении обязанностей, которым учил Спаситель, потому что это был единственный способ достичь постоянного наслаждения тем миром, который возникает из доброй совести и который длится. В заключение они призвали все державы стать членами союза. Фактически, Людовик XVIII из Франции присоединился к нему 19 ноября.и даже принц-регент Англии сделал то же самое.

Мир давно научился не ждать от государственных деятелей официальных документов, в которых преобладал столь религиозный тон. Когда в начале 1816 г. стала известна формулировка соглашения, люди увидели в союзе следствие теснейшего союза политики и религии. До известной степени мир подозревал, что он прикрывает союз правителей и церквей, особенно правителей и папства, против наций и их свободы. Ибо, кроме успеха революции и Наполеона и внезапного отвращения, ничто так не занимало и не удивляло общественное мнение, как всеобщее возрождение веры в душах людей, христианской мысли и католической церкви. Люди с подозрением наблюдали за этим неожиданным поворотом дела, противоречащим всем предрассудкам, развитым рационализмом XVIII века. Считалось также возможным, что завоеватели Наполеона связались в Священном союзе с церковью, которая вновь обретала свою прежнюю власть, чтобы с ее помощью противодействовать в пользу королевского и папского абсолютизма «либеральному» развитию. государств и цивилизации. Суждение общественного мнения, которое всегда поверхностно, усмотрело несколько внешних признаков в качестве доказательства фактов, которые оно подозревало за союзом. Среди этих указаний, принятых в качестве доказательств, были, возможно, восстановление Государства Церкви властями, или случайные и путаные сведения, которые публика постепенно выводила из могущественных идей Жозефа де Местра или из более ограниченных взглядов Бональда. , Халлер и др. В действительности Церковь, то есть ее глава, папские советники и епископы, холодно относились к этому союзу, принявшему под свое покровительство и раскол, и ересь, и православие, тогда как католицизм, т. е. совокупность Католические личности и массы, принимавшие участие в общественной жизни наций и государств, были даже против или враждебны союзу. Отдельные исключения, по мнению автора, не являются доказательством обратного.

В этом случае, как это часто бывает в мировой истории, слова, казалось бы, большого значения возбудили представления, тем более экстравагантными, чем меньше вещества и влияния обладал материя, указанная высказыванием. Свидетельство князя Меттерниха, человека, наиболее знакомого с предметом и имевшего после царя самое непосредственное отношение к основанию союза, таково: «Священный союз, даже в предвзятых глазах его составителя [царь] не имел никакой другой цели, кроме цели морального манифеста, тогда как в глазах других подписавших документ он не имел даже этой ценности и, следовательно, не оправдывал ни одно из толкований, которые в конце концов дал ему партийный дух. Самым неопровержимым доказательством правильности этого факта является, вероятно, то обстоятельство, что в течение всего последующего периода в переписке кабинетов друг с другом не упоминалось и даже не могло быть упомянуто о Священном Союзе. Священный союз не был учреждением для подавления прав наций, для продвижения абсолютизма или какой-либо тирании. Это было исключительно эманацией благочестивых чувств императора Александра и приложением принципов христианства к политике». Эта цитата дает верное утверждение в отношении фактов дела, а также в отношении личного фактора в основании союза, которым было преходящее благочестивое чувство царя в то время. Энергичное пробуждение религиозного чувства вызвало, особенно в связи с возрождением христианского мышления, много запутанных и неясных проявлений мистического и спиритуалистического толка, реакционных по своей направленности. С июня 1815 года царь попал под влияние одной из этих мистических и реакционных тенденций, благодаря влиянию баронессы фон Кроденер, дамы немецко-русского происхождения, которая была религиозной провидицей. Не стремясь проявить политическую власть, она, кажется, тем не менее внушила Александру идею о том, что князья должны снова править в соответствии с велениями религии и в религиозной форме. В то время как дама была полностью сосредоточена на пробуждении религиозных идеалов, Александр сразу же придал политическую окраску предложению, когда попытался сформулировать его, и с этой целью составил договор, на котором основан Священный союз. Его требование не понравилось таким практичным государственным деятелям, как Меттерних и пруссаки, но они не сочли нужным отклонить предложение. Они вычеркнули только то, что было им наиболее неугодно, и постепенно Меттерних незаметно заменил весь союз чисто политическим союзом от 20 ноября 1815 года между Австрией, Пруссией, Россией и Англией, Аахенским договором от 18 октября 1818 года. и соглашения, заключенные на конгрессах в Троппау (1820 г.), Лайбахе (1821 г.) и Вероне (1822 г.).

Тем не менее выражение «Период Священного союза» для европейской политики 1815–1823 годов, то есть для эпохи, когда влияние Меттерниха было на пике, имеет некоторое право. Краткий общий обзор событий докажет это. Но этот термин не следует понимать слишком буквально; более того, надо признать, что история, характеризуя период, более склонна принимать легко находимое и яркое выражение, чем точное. В 1814-1815 годах между различными странами Европы был заключен ряд договоров. В этом ряду договоров Священный союз образует лишь одно звено и в практическом смысле самое незначительное; это был также единственный договор, который носил религиозный характер. Однако все эти договоры имеют одну общую черту. Они возрождают концепцию централизованной Европы, в которой права отдельных государств кажутся ограниченными обязанностями каждого государства по отношению ко всей совокупности государств. Подписавшиеся объявили об окончании войны, которая велась со времен Тридцатилетней войны теми цепкими державами и интересами, которые учитывали только состояние соотношения . Далее они утверждали, что все справедливые политические требования удовлетворены, что великие державы «насыщены», и в силу этого ввели в международное право понятие общеевропейской ответственности, применение которой должно было быть обеспечено соглашением. великих держав по мере возникновения дел. Эта общая ответственность должна была использоваться для либерального продвижения всей экономической, интеллектуальной и общественной жизни, но политический либерализм должен был подавляться или держаться под контролем, чтобы оставить управление государственными делами правительствам, как это специально предписано для них. Возобновление общей ответственности европейских государств и связанной с этим схемы управления можно рассматривать как наиболее характерную работу Меттерниха.

Стремление к этой совместной ответственности постепенно развивалось из идей австрийской политики восемнадцатого века и уже выражалось в поучительных статьях Кауница, написанных в его старости. Теперь она была сформулирована и претворена в жизнь величайшим государственным деятелем Австрии. Однако между эпохами Кауница и Меттерниха произошло возрождение религиозного чувства в Европе. Умы людей снова обратились к христианству и церкви. Невольно ход европейской мысли, даже у самых хладнокровных государственных деятелей, вновь стал подчиняться категориям христианского мышления. Как ни мало Меттерних лично был склонен основывать свои политические взгляды на религии, он не преминул заметить, что его идея общей ответственности наций и его склонность к миру имели сходство с самыми высокими средневековыми идеалами христианского единства народов и народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *